Вінницькогодерж.пед.ун-туім.МихайлаКоцюбинського.Серія: 24. Новикова Т. Зарубежный опыт использования
Педагогіка і психологія: збірн. наук. праць. - 2011. - Вип. 35. - портфолио // Народное образование. - 2005. - № 9. -
С. 77-83. С. 151-154.
УДК/UDC 656.13.052.8:612.821 Е. М. Мухин, А. М. Прохорова, М. Е. Спирин,
В. А. Гоздок, В. А. Мазур, А. И. Федоров
E. Mukhin, A. Prokhorova, M. Spirin,
V. Gozdok, V. Mazur, A. Fedorov
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
IMPROVING THE SYSTEM OF DRIVING WITH THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL
CHARACTERISTICS OF STUDENTS
В научной публикации проведены исследования по изучению психофизиологических особенностей будущих водителей и предложена схема совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств.
In scientific publications conducted a study on the psycho-physiological characteristics of future drivers, and a scheme is proposed to improve the system for drivers of vehicles.
Ключевые слова: подготовка водителей, психофизиологические особенности, безопасность дорожного движения.
Keywords: driver training, physiological characteristics, road safety.
В настоящее время особую социальную остроту приобрела проблема аварийности на автотранспорте. Рост аварийности обусловлен увеличением парка транспортных средств, изменением скоростных режимов движения, неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети и рядом других факторов. Подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит вследствие сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения. Ситуация серьезно осложняется крайне низкой дисциплиной водителей транспортных средств, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП.
Результаты анализа причин возникновения ДТП и их последствий отечественными и зарубежными исследователями показывают, что
большая часть ДТП обусловлена ошибочными действиями водителей (80-90 %). Такая статистика позволяет сделать вывод, что главным элементом с точки зрения безопасности дорожного движения является именно водитель, а не другой фактор дорожного движения. Водитель воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на автомобиль (или другое транспортное средство) через органы управления. От точности, быстроты, надежности действий водителя, мастерства, его личных качеств, навыков и зависит безопасность дорожного движения [1; 2].
Неуклонно растущее количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями (со стажем вождения до 3 лет), потребовало комплексного анализа и выявления причин в системе подготовки водителей.
В связи с этим в 2010-2012 годах Западно-Сибирским филиалом федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России» проведено комплексное исследование, направленное на оценку общего уровня подготовки кандидатов в водители и их психофизиологических особенностей. Для этого на первом этапе работы было проведено анкетирование кандидатов в водители (2 тыс. респондентов), каждая анкета состояла из двух блоков: первый блок анкеты - 10 вопросов на знание правил дорожного движения, второй блок анкеты включал в себя ряд вопросов, касающихся программ обучения в автошколах и
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
направленных на исследование эффективности их применения.
При обработке результатов первого блока анкеты оказалось, что тестовый экзамен не сдали 84 % опрошенных кандидатов. Высокий процент кандидатов в водители, не сдавших экзамен, свидетельствует о крайне низком уровне их подготовки.
При этом итоги сдачи теоретической части квалификационных экзаменов в Госавтоин-спекции показывают иные результаты: 80 % из этих респондентов сдали экзамен в государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) с первого раза (рис. 1).
100 -
%
80 -
60 -
40 -
20
Результаты Результаты
тестирования экзамена
в ГИБДД □сдали вне сдали
Рис.1. Сравнение результатов сдачи теоретической части квалификационных экзаменов на аппаратнопрограммных комплексах в подразделениях Госавтоинспекции с результатами тестирования
Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что в автошколах уделяется недостаточное внимание изучению правил дорожного движения (ПДД), а обучение сводится к заучиванию существующих экзаменационных билетов (перфокарт). Это становится возможным потому, что кандидаты в водители имеют неограниченный доступ к билетам с правильными ответами. Они имеются в свободной продаже, в сети Интернет и т. д. В основе заучивания экзаменационных билетов лежат механизмы зрительной памяти, которые связаны с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная память позволяет «видеть информацию» даже тогда, когда она не воздействует на органы чувств будущих водителей, в данном случае это экзаменационные билеты. Лекции по ПДД должны быть основаны на принципе вовлечения учеников (кандидатов в водители) в дискуссии и обсуждения, с помощью которых ученик (кандидат в водители) сам доходит до понима-
ния того или иного пункта правил дорожного движения. Впоследствии, отвечая на вопросы экзаменационных тестов, он «читает» предложенную ситуацию, формирует решение и лишь потом заглядывает в предложенные варианты ответов, выбирая нужный. Такой подход к обучению дает неоспоримые преимущества в жизни, на дороге.
Как показали результаты анкетирования, в большинстве случаев организации, осуществляющие подготовку водителей, не выполняют минимальные требования при обучении кандидатов практическому вождению, 68 % опрошенных не прошли полный курс обучения вождению (рис. 2).
Выполнили программу - 32 %
Не выполнили программу - 68 %
Рис. 2. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Какое количество часов Вам было отведено на практическое обучение вождению ?»
В результате только 38 % сдают практический экзамен по вождению с 1-2-го раза, основная часть (62 %) с третьего и более раз (рис. 3).
25
4
7
21
18
■ 1 □ 2 □ 3 □ 4 □ 5 □ 6 □ 7
Рис. 3. Процентное распределение кандидатов в водители по количеству попыток сдачи экзамене на вождение (практическая часть), в %
Для более полной оценки качества обучения практическим навыкам вождения в автошколах нами был включен в анкету вопрос, позволяющий изучить мнение обучающихся о степени их готовности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Как показывают результаты опроса, большая часть опрошенных кандидатов в водители (85 % респондентов) не удовлетворены своим уровнем подготовки вождению (рис. 4).
0
Считаю
IICl - Ml ''HIM' III,
85 %
Рис. 4. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы навыки вождения, полученные после обучения в автошколе, достаточными для самостоятельного участия в дорожном движении?»
Если водитель не приобретет необходимых навыков во время обучения в образовательной организации, то он вынужден будет приобретать их в реальных опасных ситуациях в процессе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Такое обучение нередко дорого обходится водителю и другим участникам движения, поэтому основные навыки управления автомобилем в наиболее часто встречающихся опасных дорожных ситуациях водитель должен получить во время обучения в автошколе.
Невыполнение примерных программ подготовки водителей, экономия средств и времени на часах, отведенных на практическую подготовку, приводит к тому, что кандидаты не могут сдать экзамены и неуверенно чувствуют себя на дороге.
Полученные результаты показывают, что необходим поиск современных эффективных подходов к системе подготовки водителей.
Кроме плохой подготовки кандидатов в автошколах, на безопасность дорожного движения влияют психофизиологические особенности человека, севшего за руль. К таким качествам относятся особенности личности, характеристики эмоциональной устойчивости, способность к логическому мышлению, мотивация, показатели внимания, памяти, сенсомо-торные и нейродинамические функции головного мозга. Общепринято, что скорость реакции чрезвычайно важна для водителя. Однако установлено, что хороший водитель в сложных и аварийных ситуациях обычно реагирует даже несколько медленнее, чем плохой, ибо в подобных случаях надо действовать безошибочно, поэтому для безопасности дорожного движения чрезвычайно значима скорость реакции выбора. Безусловно, можно спрогнозировать поведение водителя на основании анализа психофизиологических особенностей, но запретить человеку, успешно сдавшему квалификацион-
ный экзамен в ГИБДД, управлять транспортным средством нельзя.
Также необходимо отметить и то, что молодые автомобилисты-любители относятся к полноправным участникам дорожного движения. Однако в силу своего любительского статуса они не проходят сквозь достаточно жесткую систему профессионального отбора, у них отсутствует психологическая подготовка в области целенаправленного формирования внутренней психологической установки, необходимой для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях [6; 7; 8].
Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособности своевременно и правильно реагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и определенная коррекция индивидуальных особенностей таких кандидатов в водители является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения, поскольку надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять необходимые манипуляции и адекватно оценивать дорожную ситуацию в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом зависит от его психофизиологических особенностей.
В связи с этим на втором этапе работы было проведено психофизиологическое исследование кандидатов в водители (более 500 человек). У всех обследованных определялись уровень памяти, объем и переключение внимания, а также свойства нервных процессов, таких как сила, подвижность, уравновешенность, зрительно-моторная реакция. Кроме того, обследование включало оценку типа темперамента, уровня тревожности и свойств личности. Работа проводилась с использованием автоматизированного комплекса «Статус ПФ» [3].
Исследование показало, что 67 % кандидатов в водители являются условно «не рекомендованными» к управлению транспортными средствами (ТС) по своим индивидуально-типологическим особенностям:
- 85 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий или средний уровень памяти. Память водителя имеет большое значение для усвоения теоретической части ПДД и в дальнейшем для безаварийного вождения транспортного средства.
- 90 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий уровень объёма внимания.
Опыт деятельности учреждений профессионального образования в современных условиях
- 80 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий или средний уровень переключения внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой). Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются важным качеством осмотрительности и предосторожности водителя.
- 90 % обследованного контингента имеют низкое или среднее латентное время простой зрительно-моторной реакции. По показателю сложной зрительно-моторной реакции 89 % имеют низкий и средний уровень. Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции - закономерный ответ организма на внешнее воздействие.
- 67 % кандидатов в водители отличаются низким уровнем силы нервных процессов и 33 % - средним. Сила нервной системы (работоспособность) обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверх-сильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях.
- 63 % обследованных кандидатов в водители имеют низкую нормативность поведения -склонны к нарушению правил дорожного движения.
В целях повышения эффективности подготовки водителей необходимо проведение мероприятий по оценке и контролю психологических и психофизиологических качеств будущих водителей.
Необходимо определить содержание, организацию и порядок проведения психофизиологического освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств; описать процедуры обследования, психологические и психофизиологические портреты водителей с разной успешностью деятельности, нормативы их профессионально значимых показателей и технологию принятия решения о профессиональном допуске водителя. Определить и разработать образовательные программы подготовки водителей транспортных средств с учетом психологических и психофизиологических качеств будущих водителей. Не-
обходимо совершенствовать всю систему подготовки водителей.
В целях повышения эффективности подготовки водителей ТС нами разработана и апробирована на основе научных исследований система (рис. 5), позволяющая проводить оценку и контроль психофизиологических качеств кандидатов в водители, а также модернизировать имеющуюся систему подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения по вождению. Для кандидатов в водители, не рекомендованных по психофизиологическим особенностям к вождению транспортных средств, требуется проведение дополнительных коррекционных занятий, направленных на повышение профессионально важных качеств, предъявляемых к водителям ТС.
Введение в систему подготовки водителей транспортных средств организационно-методической базы учета индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей организма позволит повысить эффективность всей системы профессионального отбора и подготовки водителей автомото-транспортных средств, способствуя тем самым повышению безопасности дорожного движения, профилактике дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
Рис. 5. Схема совершенствования системы подготовки водителей ТС
1. Бабков В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1988.
2. Волошин Г. Я., Мартынов В. П., Романов А .Г. Анализ дорожно-транспортных происшествий. - М.: Транспорт, 1987.
3. Оценка психофизиологического состояния организма человека («Статус ПФ») [Электронный ресурс] / В. И. Иванов, Н. А. Литвинова, М. Г. Березина и др. - Электрон. дан. и прогр. - Кемерово: КемГУ, 2001. -№ гос. регистрации 2001610233.
4. Основы профессионального и психофизиологиче-
ского отбора / Н. В. Макаренко [и др.].- Киев: Наука думка, 1987. - 244 с.
5. Мишурин Б. М., Романов А. Н. Надежность водителей и безопасность движения. - М.: Транспорт, 1990.
6. Романов А. Н. Автотранспортная психология. - М.: Академия, 2002.
7. Хейккила В. М. Метод определения индивидуально-психологических предпосылок водительской деятельности // Вопросы психологии. - 1995. - № 6. - С. 113.
8. Широкая М. Ю. Новорожденный водитель. - М.: Интертест, 1997.
УДК/UDC 377.1 О. Ю. Ужан
O. Uzhan
РОЛЬ И МЕСТО ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
INTEGRATED LESSONS IN THE FORMATION OF ABILITIES OF STUDENS
В статье рассматривается проблема активизации учебно-познавательной творческой деятельности обучающихся за счет преодоления противоречия искусственного расчленения по предметному признаку, что вызывает потребность современного общества в использовании в процессе обучения интегрированных уроков. В результате реализации возможностей интегрированных уроков формируются творческие способности обучающихся, что способствует целостному восприятию картины мира.
In article the problem of activization of educational and informative creative activity of pupils at the expense of overcoming of a contradiction of an artificial partition on a subject sign that causes need of modern society for use in the course of training of the integrated lessons is considered. As a result of realization of opportunities of the integrated lessons creative abilities of students that promotes complete perception of a picture of the world are formed.
Ключевые слова, интеграция, интегрированный урок, творческие способности, творческая познавательная деятельность, разностороннее развитие личности, целостная картина мира.
Keywords: integration, integrated lesson, creative abilities, creative cognitive activity, versatile personality development, a complete picture of the world.
Современная система образования направлена на формирование высокообразо-
ванной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину, способной в постоянно меняющихся условиях проявить наиболее содержательную трудовую деятельность. Для профессионального образования наибольшее значение имеют связи между объектами, рассматриваемыми в разных учебных предметах по методам исследования и практическим действиям обучающихся; связи, объединяющие законы отдельных наук в более общие философские понятия; связи расчетно-измерительного характера; связи научных знаний с производственным процессом; связи между трудовыми функциями рабочих и специалистов в рамках профессий и специальностей.
Однако предметная разобщенность становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Практика работы показывает, что нередко одно и то же понятие в рамках конкретного учебного предмета определяется по-разному, такая многозначность научных терминов затрудняет восприятие учебного материала. Несогласованность учебных программ приводит к тому, что одна и та же учебная информация из разных дисциплин изучается в разное учебное время.
Таким образом, разобщенность предметов, их слабая связь друг с другом порождают