Научная статья на тему 'ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ'

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная культурная политика / культурный уровень молодежи / гражданская идентичность / молодежь / Пушкинская карта / state cultural policy / cultural level of youth / civic identity / youth / Pushkin map

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна, Кислова Оксана Николаевна

В Основах государственной культурной политики, принятой в 2014 году, были четко обозначены угрозы в связи со снижением государственных инвестиций в «сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[4], получивших в документе наименование «гуманитарного кризиса». К 2014 году ясно выкристаллизовались параметры современной государственной идеологии, зафиксированные в Основах: воспитание патриотизма и гражданской идентичности. В течение последующих лет и до настоящего времени дополняется нормативно-правовая база, закрепляющая Основы законодательно и направленная на основной сегмент граждан молодежь. Как представляется авторам, для реализации государственной культурной политики в отношении, в частности, молодого поколения, норм материального права вполне достаточно [2, 3, 4, 5]. Они подкреплены подзаконными актами, отраслевыми документами. Законодательная база нашей страны претерпевает постоянные изменения, целью которых является ее усовершенствование. В 2006 году было предпринято системное ее изменение, и ключевое законодательство, принятое в девяностые годы, получило свое закономерное обновление. Но попытки принятия нового закона о культуре не привели к успеху. Принятые в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» остаются основополагающими для отрасли, хотя, по многочисленным попыткам вынести на обсуждение законопроекты, заменяющие этот закон, очевидно, что необходимость совершенствования его давно назрела. Это с очевидностью стало ясно, когда в 2014 году был опубликован Указ Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики» (далее Основы), определивший сложившиеся за последние годы проблемы в сфере культуры, самой государственной культурной политики, и зафиксировал направление движения, как к цели, к культурному суверенитету страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Галина Алексеевна, Шиловская Наталья Станиславовна, Кислова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Fundamentals of State Cultural Policy, adopted in 2014, clearly identified threats in connection with the decline in state investment in “preserving and strengthening the all-Russian civic identity based on traditional Russian spiritual and moral values”[4], which in the document was called a “humanitarian crisis”. By 2014, the parameters of modern state ideology, enshrined in the Fundamentals, clearly crystallized: education of patriotism and civic identity. Over the following years and to the present day, the regulatory framework has been supplemented, enshrining the Fundamentals in legislation and aimed at the main segment of citizens youth. It seems to the authors that for the implementation of state cultural policy in relation to, in particular, the younger generation, the norms of substantive law are quite sufficient [2, 3, 4, 5]. They are supported by by-laws and industry documents. The legislative framework of our country is undergoing constant changes, the purpose of which is to improve it. In 2006, a systematic change was undertaken, and key legislation adopted in the nineties received its natural update. But attempts to pass a new law on culture were unsuccessful. The “Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture”, adopted in 1992, remains fundamental for the industry, although, based on numerous attempts to bring forward bills to replace this law for discussion, it is obvious that the need to improve it is long overdue. This became clearly clear when in 2014 the Presidential Decree “On the approval of the foundations of state cultural policy” (hereinafter referred to as the Fundamentals) was published, which identified the problems that had arisen in recent years in the field of culture, the state cultural policy itself, and fixed the directions of movement as the goal, to the cultural sovereignty of the country.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ»

2. Айсувакова, Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук 19.00.05 / Айсувакова Татьяна Петровна. -Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2008. - 213 с.

3. Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

4. Кузнецов, Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия / Н.В. Кузнецов // E-Management. - 2019. -№1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/onlayn-obrazovanie-klyuchevye-trendy-i-prepyatstviya (дата обращения: 05.12.2023)

5. Самофалова, М.В. Адаптивное обучение как новая образовательная технология / М.В. Самофалова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-obuchenie-kak-novaya-obrazovatelnaya-tehnologiya (дата обращения: 05.12.2023)

6. Селиванов, В.В. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - №1 (9). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnosti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 05.12.2023)

7. Титова, С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? / С.В. Титова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-rossiyskom-obrazovanii-mif-ili-realnost (дата обращения: 05.12.2023)

8. Gadzaova, L.P. Organization of the educational process in the university during the pandemic / L.P. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva, K.R. Kapieva, Т.Е. Dzhagaeva 11 Propositos y Representaciones. - 2021. - T. 9. - № SI. -C. el375.

9. Vezirov, T.G. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice / T.G. Vezirov, N.M. Borozinets, Y.V. Sorokopud 11 Middle East Journal of Scientific Research. -2013,- T. 18. -№ 1.-C.4-8

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Шиловская Наталья Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, старший преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация. В Основах государственной культурной политики, принятой в 2014 году, были четко обозначены угрозы в связи со снижением государственных инвестиций в «сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[4], получивших в документе наименование «гуманитарного кризиса». К 2014 году ясно выкристаллизовались параметры современной государственной идеологии, зафиксированные в Основах: воспитание патриотизма и гражданской идентичности. В течение последующих лет и до настоящего времени дополняется нормативно-правовая база, закрепляющая Основы законодательно и направленная на основной сегмент граждан - молодежь. Как представляется авторам, для реализации государственной культурной политики в отношении, в частности, молодого поколения, норм материального права вполне достаточно [2, 3, 4, 5]. Они подкреплены подзаконными актами, отраслевыми документами. Законодательная база нашей страны претерпевает постоянные изменения, целью которых является ее усовершенствование. В 2006 году было предпринято системное ее изменение, и ключевое законодательство, принятое в девяностые годы, получило свое закономерное обновление. Но попытки принятия нового закона о культуре не привели к успеху. Принятые в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» остаются основополагающими для отрасли, хотя, по многочисленным попыткам вынести на обсуждение законопроекты, заменяющие этот закон, очевидно, что необходимость совершенствования его давно назрела. Это с очевидностью стало ясно, когда в 2014 году был опубликован Указ Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики» (далее Основы), определивший сложившиеся за последние годы проблемы в сфере культуры, самой государственной культурной политики, и зафиксировал направление движения, как к цели, к культурному суверенитету страны.

Ключевые слова: государственная культурная политика, культурный уровень молодежи, гражданская идентичность, молодежь, Пушкинская карта.

Annotation. The Fundamentals of State Cultural Policy, adopted in 2014, clearly identified threats in connection with the decline in state investment in "preserving and strengthening the all-Russian civic identity based on traditional Russian spiritual and moral values"[4], which in the document was called a "humanitarian crisis". By 2014, the parameters of modern state ideology, enshrined in the Fundamentals, clearly crystallized: education of patriotism and civic identity. Over the following years and to the present day, the regulatory framework has been supplemented, enshrining the Fundamentals in legislation and aimed at the main segment of citizens - youth. It seems to the authors that for the implementation of state cultural policy in relation to, in particular, the younger generation, the norms of substantive law are quite sufficient [2, 3, 4, 5]. They are supported by by-laws and industry documents. The legislative framework of our country is undergoing constant changes, the purpose of which is to improve it. In 2006, a systematic change was undertaken, and key legislation adopted in the nineties received its natural update. But attempts to pass a new law on culture were unsuccessful. The "Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture", adopted in 1992, remains fundamental for the industry, although, based on numerous attempts to bring forward bills to replace this law for discussion, it is obvious that the need to improve it is long overdue. This became clearly clear when in 2014 the Presidential Decree "On the approval of the foundations of state cultural policy" (hereinafter referred to as the Fundamentals) was published, which identified the problems that had arisen in recent years in the field of culture, the state cultural policy itself, and fixed the directions of movement as the goal, to the cultural sovereignty of the country.

Key words: state cultural policy, cultural level of youth, civic identity, youth, Pushkin map.

Введение. В Основах под государственной культурной политикой, в частности, подразумевается «формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей», к ним отнесены духовно-нравственные, традиционные и культурные ценности. К возможным опасным проявлениям грозящего гуманитарного кризиса Основами названы «снижение интеллектуального и культурного уровня общества». Целью государственной культурной политики назван культурный суверенитет, а одной из целей в области воспитания объявлено «эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического, в целях духовно-нравственного воспитания граждан» [4].

Принятый в декабре 2020 г. ФЗ «О государственной молодежной политике» открывает возможности для реализации части задач, поставленных в Указе Президента. Среди основных направлений молодежной политики указано «воспитание гражданственности, патриотизма, преемственности традиций, уважения к отечественной истории, историческим, национальным и иным традициям народов Российской Федерации» [5]. Очевидно, что упомянутые выше нормативные акты дополняют друг друга.

Изложение основного материала статьи. Мы являемся свидетелями непрерывной апробации инструментария со стороны государственных органов в реализации указанных нормативных актов. Одной из основных целей является воспитание лояльной, в идеале - патриотично настроенной молодежи. Для претворения в жизнь этой задачи используется разнообразный инструментарий. Один из удачных - «Пушкинская карта», проект Министерства культуры РФ, запущенный 1 сентября 2021 года. Эмпирические данные показывают, что студенты вузов охотно пользуются её, хотя и ограниченными, возможностями. В 2021-2022 годах для популяризации карты использовались разнообразные ресурсы, от привлечения губернаторов регионов, до школьной и вузовской администрации, поскольку вопрос был под контролем Президента. Сегодня ее можно оформить через портал Госуслуг. Опрос студентов разных курсов Мининского университета г. Н. Новгорода показал, что от 65% до 70% студентов пользуются картой, в основном посещая музеи, выставки и театры Нижнего Новгорода или, реже, Москвы. С февраля 2023 года обсуждается вопрос об обеспечении картами школьных учителей, сопровождающих классы [6]. Бюджетные вложения в Пушкинскую карту огромны, скорый результат такой культурно-просветительской деятельности государства неочевиден, но сама возможность, предоставляемая государством, должна иметь положительный воспитательный эффект. В течение уже трех лет школьники и студенты имеют реальный доступ к культурному и историческому наследию страны, к современным формам искусства и культуры. Это и много и мало. Но эта мера одна из многих, способных парировать снижение интеллектуального и культурного уровня молодежи. Административный ресурс показал свою эффективность в популяризации Пушкинской карты. Осведомленность о существовании карты, что ею можно воспользоваться - этот результат достигнут. В формальной реализации поставленных целей административный ресурс - самый простой способ.

Очевидно, что это только первый шаг в повышении культурного уровня молодежи. Труднее, но гораздо эффективнее сделать модным, «трендовым» использование Пушкинской карты, посещение культурных и исторических объектов своей малой родины. Целесообразной видится дальнейшая работа «вокруг» объектов культуры, доступных по карте. Это комплексное планирование и реализация включения в воспитательную работу посещений объектов культуры в виде предварительной подготовки к такому посещению и следующей, после заключительной фазы, в виде возможного обсуждения, например. В таком случае правильной видится работа по организации коллективного посещения. Подготовка к восприятию любого культурного объекта и коллективное обсуждение после посещения очень важны, именно они готовят почву к прочному усвоению и включению информации, впечатлений, отношения к объекту в культурный багаж человека. Именно эта работа, к сожалению, остается, как правило, «за бортом». Организация такой работы целиком лежит на педагоге, если у него есть время, возможности и осознание её необходимости.

Одним из путей формирования такого культурного багажа, который бы отвечал запросам Основ, и одновременно воспринимался бы молодыми людьми как естественная часть их жизни, это, возвращаясь к ранее написанному, сделать его частью молодежной моды. И здесь в качестве инструмента административный ресурс в виде распоряжения в адрес педагогов организовать получение обучающимися Пушкинской карты не работает. Карта распространяется на возраст с 14 лет до 22 лет включительно. Это возраст, в котором очень важно следовать моде. Сделать «трендовыми» не только использование карты, а и обсуждение в любом виде данного (данных) культурных объектов с использованием административного ресурса невозможно. Существует масса способов, апробированных в иных видах общественной деятельности: коммерческих, социальных, политических. Напрашивается, как один из способов, использование в популяризации обсуждения молодежью культурных событий и объектов площадок популярных блогеров, лидеров общественного мнения. Тренд на посещение и обсуждение Моны Лизы, кажется, ушел. Но что такая картина существует, знают, мягко говоря, очень многие. Мода проходит, поверхностные знания выветриваются, остается память, впечатление от «движа» вокруг ранее модной темы. А в голове уже сложились синоптические связи, и человек стал более сложным, стал смотреть на мир более комплексно. Расширились знания об истории страны, края, города, поселка. Человек впервые узнал что-то новое о народных промыслах родного края, о культурных достопримечательностях его и т.д. Именно это и станет его культурным багажом, который он может дополнять всю жизнь, передавать его будущим детям. Но появятся и те, для кого культурная сфера станет жизненной дорогой, те, кто будет определять культурную политику в будущем. Может вырасти новая культурная элита с лояльным, а лучше, патриотическим мировоззрением.

Таким образом, ясно ощутима необходимость комплексного подхода к расходованию государственных средств на Пушкинскую карту.

Стоит отметить еще одну неявную проблему: для одних пользователей, при применении элементов принуждения, карта теряет в своей ценности для ее обладателя. Для других, охотно её применяющих, карта становится чем-то обыденным, должным. Ну, сходил в театр, бесплатно развлекся, и всё. Пролонгированного эффекта можно достичь, дополнив использование карты деятельным самостоятельным усвоением культурного наследия страны, своего края, города и т.д. Реализовать такую задачу крайне сложно. Обладатель карты - студент самостоятельно выбирает объект посещения. И остается вопрос - обсуждает ли он это посещение, как и с кем? Что остается у него в голове после? Может показаться, что авторам хочется «зарегулировать» и эти способы использования карты. Может быть. Мы живем в очень неспокойное время, одной из характеристик которого является применение разнообразного оружия в «информационной войне». На наш взгляд, достижение культурного суверенитета возможно достичь, учитывая реалии, в том числе, и информационную войну. И использовать Пушкинскую карту необходимо, в том числе, учитывая этот фактор. Можно предложить посетителям объектов, доступных по карте, интерактивного виртуального эксперта, как в музеях. Но этого мало. Молодежи необходимо предложить «живое» общение, связанное с культурным объектом, который они посетили, общение с экспертом в данной области. Можно было бы пригласить к такого рода деятельности обретшее новую жизнь общество «Знание».

Одной из приемлемых методик формирования «эффективного использования уникального российского культурного наследия», и не только наследия, можно назвать организацию значимого культурного события, участвовать в котором можно, используя карту. На разнообразных площадках апробировано множество ресурсов в виде конкурсов, тестов, мастер-классов и т.д. Вполне возможно сделать событие обсуждаемым, тем самым привлечь молодежь и «закрепить материал» в заключительном событии, посещении мероприятия по карте. Авторы убеждены, что культурная работа должна носить системный, распределенный во времени характер, хотя бы это касалось единичного культурного события. Все возможные инструменты необходимо использовать для воспитания молодежи, учитывая актуальную повестку.

Основной идеей, которую хотелось бы выразить, является простая мысль. Молодежи, безусловно, необходимо предоставлять возможности для культурного роста. Объектов «культурного потребления» в стране достаточно. Да, они неравномерно распределены, и в маленьком городке, поселке, деревне их может не быть вовсе. Это проблема. Но не проблема Пушкинской карты. Проблему, которую можно частично решать с ее помощью, мы обозначили выше. А вот пролонгированного эффекта от использования карты можно добиться при интеграции ресурсов Министерства культуры, Министерства Просвещения и Министерства образования, а так же профильного департамента - Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Минкульт предоставил инструмент. И если этот инструмент планируется использовать хотя бы десять лет, есть возможность включить его в образовательную среду, как минимум, школы, приурочив использование карты к тематике школьной программы или воспитательной работы, привлекая специалистов из «Знания», а так же опыт и ресурсы Росмолодежи.

Выводы. Государство тратит огромные деньги на реализацию поставленных задач в сфере культуры и воспитания молодежи. Пушкинская карта, в каком-то смысле, является одной из мер ее поддержки, а не только развития. «Сегодня российская молодежь нуждается не столько в поддержке, сколько в создании условий для непосредственного участия в социальных преобразованиях и гражданской деятельности, целью которой является содействие общему благу и решению социально значимых проблем в обществе» [4]. Российская молодежь от 14 до 22 лет все-таки нуждается в поддержке государства. И Пушкинская карта оказывает не только, согласимся, небольшую (5000 рублей в 2023 году) поддержку, ее введение и настойчивое распространение демонстрирует собственную заинтересованность государства в культурном развитии молодежи. Целесообразным видится развитие этого направления государственной культурной политики в направлении интеграции усилий для укрепления положительных эффектов от использования Пушкинской карты.

Литература:

1. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России // Гуманитарий Юга России. - 2019. - Том 8 (40). -№ 6. - С. 171-186

2. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 314804/985421fabalda8d5a7dd327ffl5ae6cd5f9aa2c4c/

3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 389271/d39f7fö3dfc02bd345148c27f2408c771b3f57ae/

4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики" https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 172706/26flacb2cd012e2440c27db506f2e628bcl79256/

5. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_PAW_372649/c573cd8dd2061fd6844736bl581fBbcll8b3a22b/

6. РИАНовости: сайт,-2021. - URL: https://ria.ru/20231012/karta-1902231262.html

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Яковлева Евгения Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

Аннотация. В ноябре 2021 года министр Просвещения РФ Сергей Кравцов поставил цель создания школьных театров во всех школах, где есть советник по воспитанию [2]. В 2022 году уже существовал всероссийский реестр школьных театров, были разработаны формы организации школьного театра, не предусматривающие вливания бюджетных денег. Театральным институтом им. Бориса Щукина был предложен репертуар, состоящий из конкурсных пьес, методические материалы для организации школьного театра, материалы по технике речи, основам актерского мастерства и др. [5]. В феврале 2023 на встрече с молодежью Президент России В.В. Путин поддержал идею развития школьных театров. Министерство Просвещения совместно с Министерством Культуры запланировали к 2024 году организовать театр в каждой школе. Как показывает содержание «Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров» Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (далее ВЦХТ), на август 2022 года в стране насчитывалось 14599 форм творческой сценической деятельности школьников, включая драматические, музыкальные театры и т.д. [5]. Задача организации школьных театров грандиозна по своим масштабам, ведь в стране насчитывается более семидесяти тысяч школ. Как отмечает О.А. Стаина «методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина, не всегда могут быть реализованы в существующих условиях общеобразовательной организации [4]. Можем добавить, что это не единственная проблема, ожидающая школы на пути организации школьного театра.

Ключевые слова: воспитание, образование, школьный театр, цели формирования, школа.

Annotation. In November 2021, the Minister of Bducation of the Russian Federation Sergey Kravtsov set the goal of creating a school theater in all schools where there is an education adviser [2]. In 2022, the All-Russian register of school theaters already existed, forms of organizing a school theater were developed that did not provide for an infusion of budget money. Theater Institute named after. Boris Shchukin was offered a repertoire consisting of competitive plays, methodological materials for organizing a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.