Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ'

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / образование / самообразование / онлайн-образование / МООК / адаптивное обучение / виртуальная реальность / социальные сети / ICT / education / self-education / online education / MOOC / adaptive learning / virtual reality / social networks

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исайкин Илья Владимирович, Сухих Леонид Эдуардович, Абдуев Магомед Хаважиевич

В статье рассматривается влияние ИКТ на процессы образования и самообразования, актуальные тренды и вызовы. Сейчас необходимо определить актуальные средства, с помощью которых ИКТ оказывает влияние на образование и самообразование. Рассматриваются преимущества и недостатки использования ИКТ, а также барьеры, препятствующие их более широкому внедрению в образовательный процесс. Материал, представленный в данной работе, позволяет нам сформировать представление о имеющейся взаимосвязи образования и самообразования построенной средствами ИКТ. В статье делается вывод о том, что использование ИКТ сопровождается рядом ограничений и трудностей, такие как высокая стоимость оборудования, возможные проблемы со здоровьем и снижение качества обучения при чрезмерном использовании. Самой большой проблемой в использовании данных технологий является отсутствие навыков применения технологий и скептическое отношение к ним в связи с низким уровнем знаний о них. Что является актуальным вызовом для современной системы образования. Для эффективного использования ИКТ в процессе обучения и самообучения, необходимо разрабатывать стратегии, направленные на интеграцию ИКТ с традиционными методами обучения, создание персонализированных обучающих программ и поддержку учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the impact of ICT on the processes of education and self-education, current trends and challenges. It is now necessary to identify the relevant means by which ICT has an impact on education and self-education. The advantages and disadvantages of using ICTs, as well as barriers preventing their wider introduction into the educational process, are considered. The material presented in this paper allows us to form an idea of the existing relationship between education and self-education built by means of ICT. The article concludes that the use of ICT is accompanied by a number of limitations and difficulties, such as the high cost of equipment, possible health problems and a decrease in the quality of learning in case of excessive use. The biggest problem in the use of these technologies is the lack of skills in the application of technologies and skepticism about them due to the low level of knowledge about them. This is an urgent challenge for the modern education system. In order to effectively use ICT in learning and self-learning, it is necessary to develop strategies aimed at integrating ICT with traditional teaching methods, creating personalized learning programs and supporting learners.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ»

Педагогика

УДК 378

аспирант кафедры педагогики и культуры здоровья Исайкин Илья Владимирович

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва); аспирант кафедры педагогики и культуры здоровья Сухих Леонид Эдуардович

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва);

старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы Абдуев Магомед Хаважиевич

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ И

САМООБРАЗОВАНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ, ВЫЗОВЫ

Аннотация. В статье рассматривается влияние ИКТ на процессы образования и самообразования, актуальные тренды и вызовы. Сейчас необходимо определить актуальные средства, с помощью которых ИКТ оказывает влияние на образование и самообразование. Рассматриваются преимущества и недостатки использования ИКТ, а также барьеры, препятствующие их более широкому внедрению в образовательный процесс. Материал, представленный в данной работе, позволяет нам сформировать представление о имеющейся взаимосвязи образования и самообразования построенной средствами ИКТ. В статье делается вывод о том, что использование ИКТ сопровождается рядом ограничений и трудностей, такие как высокая стоимость оборудования, возможные проблемы со здоровьем и снижение качества обучения при чрезмерном использовании. Самой большой проблемой в использовании данных технологий является отсутствие навыков применения технологий и скептическое отношение к ним в связи с низким уровнем знаний о них. Что является актуальным вызовом для современной системы образования. Для эффективного использования ИКТ в процессе обучения и самообучения, необходимо разрабатывать стратегии, направленные на интеграцию ИКТ с традиционными методами обучения, создание персонализированных обучающих программ и поддержку учащихся.

Ключевые слова: ИКТ, образование, самообразование, онлайн-образование, МООК, адаптивное обучение, виртуальная реальность, социальные сети.

Annotation. The article examines the impact of ICT on the processes of education and self-education, current trends and challenges. It is now necessary to identify the relevant means by which ICT has an impact on education and self-education. The advantages and disadvantages of using ICTs, as well as barriers preventing their wider introduction into the educational process, are considered. The material presented in this paper allows us to form an idea of the existing relationship between education and self-education built by means of ICT. The article concludes that the use of ICT is accompanied by a number of limitations and difficulties, such as the high cost of equipment, possible health problems and a decrease in the quality of learning in case of excessive use. The biggest problem in the use of these technologies is the lack of skills in the application of technologies and skepticism about them due to the low level of knowledge about them. This is an urgent challenge for the modern education system. In order to effectively use ICT in learning and self-learning, it is necessary to develop strategies aimed at integrating ICT with traditional teaching methods, creating personalized learning programs and supporting learners.

Key words: ICT, education, self-education, online education, MOOC, adaptive learning, virtual reality, social networks.

Введение. Образование и самообразование два процесса, которые тесно связаны друг с другом. Сегодня мы рады представить вам статью на тему "Влияние информационно-коммуникационных технологий на процессы образования и самообразования: актуальные тренды, вызовы". Мир, в котором мы живем, постоянно меняется, и одним из ключевых факторов этих изменений являются информационно-коммуникационные технологии. Меняются и процессы образования и самообразования, так какое влияние оказывает ИКТ на данные процессы?

Цель данной статьи - рассмотреть актуальные тренды и вызовы, связанные с использованием ИКТ в образовании и самообразовании. Мы обсудим такие темы, как онлайн-образование, массовые открытые онлайн-курсы, адаптивное обучение, виртуальная реальность, социальные сети и блоги.

В статье будут рассмотрены вызовы, которые возникают в связи с использованием ИКТ, такие как обеспечение качества учебного контента и доступ к технологиям.

Образование и самообразование две стороны одной «медали», а именно процесса развития личности:

Образование предоставляет нам систематизированные знания, умения, помогает сформировать навыки необходимые для жизни в обществе и успешной карьеры.

Самообразование позволяет личности развиваться в областях, которые интересны человеку, расширять кругозор и приобретать новые навыки.

Оба эти процесса неделимы, образование даёт нам глубоки знания в исследуемой области, а без самообразования мы не сможем постоянно обновлять свои знания и постоянно развиваться. Но не только получением знаний ограничиваются эти процессы. Оба процесса включают в себя также развитие навыков критического мышления, анализа информации, принятия решений и т.д. Важно понимать, что образование и самообразование необходимы для развития личности на протяжении всей жизни. Они помогают человеку адаптироваться к изменениям в обществе, сохранять конкурентоспособность на рынке труда и развивать свою индивидуальность. Так же хотелось бы отметить, что для того, что бы понимать в каком направлении стоит осуществлять самообразование, необходимо провести рефлексию уже сформированных умений и навыков, способностей, а так же определить что именно необходимо развивать средствами самообразования (Т.П. Айсувакова [1; 2]).

Изложение основного материала статьи. Как нам с вами известно, ИКТ играют не последнюю роль в становлении и развитии процессов образования и самообразования. Сейчас пред ИКТ стоит сложная задача - это обеспечение качества учебного контента. Кроме того, необходимо разрабатывать новые технологии и методы обучения, которые будут более эффективными и интересными для студентов. В этом контексте можно выделить несколько актуальных трендов и вызовов.

1. Онлайн-образование:

С развитием интернета и мобильных технологий, онлайн образование стало доступным для всех и на любых платформах. Если мы свами обратимся к сети «Интернет», то мы сможем отметить, что на данный момент уже существуют сотни образовательных платформ, которые предлагают нам различные курсы по предметам, языкам, профессиональным навыкам и т.д. Это даёт нам огромный простор для образования и самообразования, т.к. мы можем обучатся в удобное для нас время и что не менее важно в удобном для обучающегося темпе, а также это открывает доступ к качественному обучению там, где его нет, необходим лишь только выход в интернет.

Сейчас на пути онлайн-обучения стоит ряд важных проблем, которые ему необходимо решить:

Отсутствие достаточного технического оснащения у многих учащихся н преподавателей

Проблемы развития онлайн-обучения Проблемы с качествоминтернет-соединения, особенно в отдаленных регионах

Недостаток навыков работы с ониайн-платформами и инструментами V преподавателей, что затрудняет пх переход на дистанционное обучение

Неравный доступ к качественному онлайн-о бр а з ов ант по.

Рисунок 1. Ведущие проблемы онлайн-обучения

Несмотря на все трудности, которые мы выделили выше, уже сейчас онлайн обучение имеет ряд преимуществ в процессе образования и самообразования ( таблица 1):

Таблица 1

Преимущества онлайн - обучения

№ Преимущества Их содержание

1. Гибкость и доступность Онлайн-курсы позволяют учащимся учиться в удобное для них время и месте, что особенно полезно для тех, кто совмещает работу и учебу или живет в отдаленных районах.

2. Разнообразие курсов и программ Онлайн-платформы предлагают широкий спектр курсов и образовательных программ, которые могут быть недоступны в традиционных учебных заведениях.

3. Низкая стоимость Онлайн-обучение обычно дешевле, чем традиционные формы обучения, так как не требует затрат на аренду помещений, зарплату преподавателей и другие расходы.

4. Персонализация обучения Онлайн-системы позволяют учащимся выбирать свой темп обучения, повторять сложные темы и получать обратную связь от преподавателей в режиме реального времени.

5. Развитие цифровых навыков Обучение с использованием онлайн-технологий способствует развитию цифровых навыков, которые необходимы для успешной карьеры в современном мире.

Между тем, в период пандемии [8], интерес к вышеназванным курсам усилия, так как они при переводе на дистанционный формат обучения они стали более востребованными и в настоящее время интерес к названным курсам не угасает.

На основание перечисленных преимуществ и недостатков мы можем отметить, что онлайн-обучение имеет большой потенциал для своего развития и обладает рядом качеств, мотивирующих к образованию и самообразованию. Однако для реализации данного потенциала необходимо решить ряд трудностей, которые мы указывали выше. При этом наибольшую эффективность онлайн обучение сможет раскрыть лишь при грамотной интеграции с «классическим» обучением. Это поспособствует качественному развитию обеих образовательных платформ [4]. Однако, все трудности могут быть преодолены при условии. Если преподаватель - разработчик онлайн-курсов осуществляет разработку с учётом всех требований. В этой связи существует образовательная потребность в обучении будущих педагогов, преподавателей или повышение квалификации уже практикующих педагогов, направленных на формирование умений и навыков, необходимых для разработки онлайн-курсов [1].

2. МООК (массовые открытые онлайн-курсы):

Что мы знаем о МООК? МООК - массовые открытые онлайн курсы, которые предоставляют бесплатное образование для широкого спектра аудитории. Обычно данные массовые онлайн курсы предоставляются университетами и большинстве своём они доступны всем через интернет.

МООК предоставляют обучающимся получить ценные знания от ведущих специалистов в различных областях знаний. Главная черта МООК это массовый характер, в отличии от обычного занятия на курсах МООК одновременно могут присутствовать тысячи участников.

Если в мире МООК уже сыскал свою популярность, то в России данный сегмент образования ещё не раскрыл себя и ему предстоит долгий путь становления на этом сложном рынке образования. Сейчас для МООК в России существует несколько важных вызовов: низкое качество предлагаемых курсов, трудности с мотивацией у студентов, отсутствие прямого контакта с преподавателем.

Популярность и эффективность МООК в России имеет противоречивы характер. С одной стороны, МООК это

альтернативный источник знаний, с большим потенциалом и интерактивным сообществом, с другой стороны это ещё не до конца сформированная в России эко система которой предстоит ещё долгий путь становления [7].

3. Адаптивное обучение:

Данный подход к обучению позволяет нам выстроить перед обучающимися образовательный процесс, который будет подстраиваться под индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося. Данный подход предусматривает в своем процессе использование ИКТ для создания персонализированной среды обучения, которая позволит обучаться самостоятельно и будет учитывать различные индивидуальные характеристики обучающегося, такие как: уровень знаний, мотивацию и д.р. характеристики ученика.

Весомым преимуществом адаптивного обучения является, то что оно позволяет изучать образовательный материал в том темпе, который соответствует индивидуальным потребностям обучающегося. Это позволяет нам не перегружать ученика получаемой информацией и сохранить его мотивацию к дальнейшему обучению. Важная особенность адаптивного обучения - эффективное использование имеющихся ресурсов и времени, что позволяет сократить время на освоение необходимого материала. Внедрение в образовательный процесс «умной» диагностики, которая позволяет определить пробелы в знаниях ученика [5].

Однако перед адаптивным обучением возникает целый ряд проблем, которые мешают активному внедрению адаптивного обучения в образовательный процесс. Одна из таких проблем - это необходимость большого количества ресурсов и времени для создания персонализированной образовательной среды.

Не каждое учебное заведение может позволить себе разработку такой среды обучения. Другая не менее важная проблема, что данная система обучения по-прежнему нуждается во взаимодействии с «классической» системой обучения, так как сама система адаптивного обучения может быть слишком сложной и не интуитивно понятной для обучающегося.

Не смотря на все перечисленные вызовы, стоящие перед адаптивным обучение, оно все равно остаётся перспективным направлением развития образования. И многие образовательные учреждения пытаются внедрить его в свои образовательные программы.

4. Виртуальная реальность (УЯ) и симуляции:

Виртуальная реальность (УК) это технология, которая позволяет создавать реалистичные трехмерные миры, в которых пользователи могут взаимодействовать с объектами и персонажами. УК используется в различных областях, включая образование и самообразование.

Чем полезен УК в образовании? В образовании УК позволяет педагогу в создании интерактивных учебных материалов, которые повышают интерес к образовательному процессу и позволяют более глубоко погрузится в образовательный процесс. Виртуальная реальность может быть интегрирована с традиционными методами, такими как лекции или семинары, для создания более интерактивного и увлекательного обучения.

Данная технология позволяет шагнуть далеко вперёд в системе обучения как в школе, так и в системе подготовки профессиональных кадров. Самообразование с помощью УК также становится все более популярным. Например, пользователи могут использовать УК для изучения иностранных языков, так как это позволяет им погрузиться в языковую среду и получить более глубокое понимание языка. УК также может использоваться для развития навыков в различных областях, таких как программирование, дизайн или музыка. При помощи УК технологии мы можем создать персонализированные обучающие программы, использование виртуальной реальности для моделирования реальных ситуаций и обеспечение поддержки и обратной связи для учащихся.

Мы не можем назвать эту технологию успешной, к сожалению, не смотря на все её преимущества (УЯ - предоставляет возможность создания реалистичных трехмерных миров, которые могут помочь учащимся лучше понять сложные концепции.) она обладает рядом значительных недостатков. Недостатки включают высокую стоимость оборудования и возможные проблемы со здоровьем, такие как укачивание или усталость глаз, а также у обучающихся может сформироваться «сверхобразная», наглядная подача содержания образования (при неправильном построении) может редуцировать развитие абстрактных понятий, символического мышления [6].

5. Социальные сети и блоги:

Можем ли мы представить нашу повседневную без использования социальных сетей и блогов? Нет, социальные сети предоставляют возможность общаться с людьми со всего мира, обмениваться опытом и знаниями, а также находить новые источники информации.

В обучении социальные сети мы можем использовать для создания сообществ учащихся и преподавателей, которые могут совместно работать над проектами и решать учебные задачи, как в «классическом» обучении, так и в процессе самообразования.

Посредством социальных сетей мы можем удаленно корректировать процесс обучения обучающихся. Однако, использование социальных сетей и блогов также имеет свои ограничения. Некоторые учащиеся могут тратить слишком много времени на социальные сети, что может негативно сказаться на их учебе. Кроме того, не все социальные медиа подходят для образовательных целей, так как некоторые из них могут содержать нежелательный контент.

Для того чтобы использовать социальные сети и блоги в образовательных целях, необходимо разработать специальные подходы и методики. Сейчас обучении в социальных сетях все больше набирает обороты. Социальные сети не могут быть единственным средством обучения, среди отечественных специалистов возможности социальных сетей сильно недооценены. Ценность социальных сетей сильно принижается, многие педагоги относятся к социальным с пренебрежением (соцсети рассматриваются как антагонист образования, который только отвлекает студентов от процесса обучения и потому использование их недопустимо) и это тот вызов, который социальным сетям ещё предстоит преодолеть.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное отметим, что ИКТ продолжают играть важную, если не ключевую роль в современном образовании, предоставляя новые возможности для обучения, повышающие интерес к образованию и самообразованию, такие как онлайн-обучение, адаптивное обучение, МООК, виртуальное обучение, Социальные сети.

Однако их использование сопровождается рядом ограничений и трудностей, такие как высокая стоимость оборудования, возможные проблемы со здоровьем и снижение качества обучения при чрезмерном использовании. Самой большой проблемой в использовании данных технологий, по нашему мнению, является отсутствие навыков применения технологий и скептическое отношение к ним в связи с низким уровнем знаний о них. Что является актуальным вызовом для современной системы образования.

Для эффективного использования ИКТ в процессе обучения и самообучения, необходимо разрабатывать стратегии, направленные на интеграцию ИКТ с традиционными методами обучения, создание персонализированных обучающих программ и поддержку учащихся.

Литература:

1. Айсувакова, Т.П. Рефлексия как компонент профессионального самосознания будущего психолога / Т.П. Айсувакова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-4. - С. 268-272

2. Айсувакова, Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук 19.00.05 / Айсувакова Татьяна Петровна. -Самара: Самарский государственный педагогический университет, 2008. - 213 с.

3. Алборова, С.З. Опыт реализации дистанционных технологий в образовательной практике современного вуза / С.З. Алборова, Г.А. Смыслова, Ю.В. Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2023. -№ 4 (101). - С. 120-123

4. Кузнецов, Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия / Н.В. Кузнецов // E-Management. - 2019. -№1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/onlayn-obrazovanie-klyuchevye-trendy-i-prepyatstviya (дата обращения: 05.12.2023)

5. Самофалова, М.В. Адаптивное обучение как новая образовательная технология / М.В. Самофалова // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - №6. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-obuchenie-kak-novaya-obrazovatelnaya-tehnologiya (дата обращения: 05.12.2023)

6. Селиванов, В.В. Эффективность использования виртуальной реальности при обучении в юношеском и взрослом возрасте / В.В. Селиванов, Л.Н. Селиванова // Непрерывное образование: XXI век. - 2015. - №1 (9). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-virtualnoy-realnosti-pri-obuchenii-v-yunosheskom-i-vzroslom-vozraste (дата обращения: 05.12.2023)

7. Титова, С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в российском образовании: миф или реальность? / С.В. Титова // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2016. - №1. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/massovye-otkrytye-onlayn-kursy-v-rossiyskom-obrazovanii-mif-ili-realnost (дата обращения: 05.12.2023)

8. Gadzaova, L.P. Organization of the educational process in the university during the pandemic / L.P. Gadzaova, E.V. Goverdovskaya, E.A. Tatarintseva, K.R. Kapieva, Т.Е. Dzhagaeva 11 Propositos y Representaciones. - 2021. - T. 9. - № SI. -C. el375.

9. Vezirov, T.G. The experience of the usage of information technologies in preparation of future teachers in the global educational practice / T.G. Vezirov, N.M. Borozinets, Y.V. Sorokopud 11 Middle East Journal of Scientific Research. -2013,- T. 18. -№ 1.-C.4-8

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат философских наук, доцент Шиловская Наталья Станиславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, старший преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ: НОРМАТИВНАЯ БАЗА И ПРАКТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Аннотация. В Основах государственной культурной политики, принятой в 2014 году, были четко обозначены угрозы в связи со снижением государственных инвестиций в «сохранение и укрепление общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей»[4], получивших в документе наименование «гуманитарного кризиса». К 2014 году ясно выкристаллизовались параметры современной государственной идеологии, зафиксированные в Основах: воспитание патриотизма и гражданской идентичности. В течение последующих лет и до настоящего времени дополняется нормативно-правовая база, закрепляющая Основы законодательно и направленная на основной сегмент граждан - молодежь. Как представляется авторам, для реализации государственной культурной политики в отношении, в частности, молодого поколения, норм материального права вполне достаточно [2, 3, 4, 5]. Они подкреплены подзаконными актами, отраслевыми документами. Законодательная база нашей страны претерпевает постоянные изменения, целью которых является ее усовершенствование. В 2006 году было предпринято системное ее изменение, и ключевое законодательство, принятое в девяностые годы, получило свое закономерное обновление. Но попытки принятия нового закона о культуре не привели к успеху. Принятые в 1992 году «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» остаются основополагающими для отрасли, хотя, по многочисленным попыткам вынести на обсуждение законопроекты, заменяющие этот закон, очевидно, что необходимость совершенствования его давно назрела. Это с очевидностью стало ясно, когда в 2014 году был опубликован Указ Президента «Об утверждении основ государственной культурной политики» (далее Основы), определивший сложившиеся за последние годы проблемы в сфере культуры, самой государственной культурной политики, и зафиксировал направление движения, как к цели, к культурному суверенитету страны.

Ключевые слова: государственная культурная политика, культурный уровень молодежи, гражданская идентичность, молодежь, Пушкинская карта.

Annotation. The Fundamentals of State Cultural Policy, adopted in 2014, clearly identified threats in connection with the decline in state investment in "preserving and strengthening the all-Russian civic identity based on traditional Russian spiritual and moral values"[4], which in the document was called a "humanitarian crisis". By 2014, the parameters of modern state ideology, enshrined in the Fundamentals, clearly crystallized: education of patriotism and civic identity. Over the following years and to the present day, the regulatory framework has been supplemented, enshrining the Fundamentals in legislation and aimed at the main segment of citizens - youth. It seems to the authors that for the implementation of state cultural policy in relation to, in particular, the younger generation, the norms of substantive law are quite sufficient [2, 3, 4, 5]. They are supported by by-laws and industry documents. The legislative framework of our country is undergoing constant changes, the purpose of which is to improve it. In 2006, a systematic change was undertaken, and key legislation adopted in the nineties received its natural update. But attempts to pass a new law on culture were unsuccessful. The "Fundamentals of the Legislation of the Russian Federation on Culture", adopted in 1992, remains fundamental for the industry, although, based on numerous attempts to bring forward bills to replace this law for discussion, it is obvious that the need to improve it is long overdue. This became clearly clear when in 2014 the Presidential Decree "On the approval of the foundations of state cultural policy" (hereinafter referred to as the Fundamentals) was published, which identified the problems that had arisen in recent years in the field of culture, the state cultural policy itself, and fixed the directions of movement as the goal, to the cultural sovereignty of the country.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.