Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ'

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Техника и технологии»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Endless light in science
Область наук
Ключевые слова
социальные сети / облачные технологии / мобильное обучение / умная книга / массовые открытые онлайн-курсы.

Аннотация научной статьи по технике и технологии, автор научной работы — Алиева Амида Джабраил К., Алакбарова Инджи Нураддин

В статье рассматриваются современные информационные технологии в образовании: система управления обучением (LMS), социальные сети, облачные технологии, мобильное обучение, умные книги, массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Исследуются современные информационные технологии в образовании: система управления обучением (LMS), социальные сети, облачные технологии, мобильное обучение, смарт-книга, массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Рецензируемые материалы соответствуют важнейшим направлениям развития новых информационных и коммуникационных технологий в различных отраслях образования. Новые, альтернативные образовательные технологии являются результатом развития новых ИКТ в образовании. Анализ альтернативных моделей образования в цифровую эпоху показывает, как меняются формы образования и какие новые ресурсы (образовательные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные сети) для этого необходимы. Все это определяет новые компетенции педагогов, методы социализации детей, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к формированию учебных программ и методов оценивания, основанные на использовании ИКТ. Практические навыки, необходимые для использования ИКТ, определяются Международным обществом информационных технологий в образовании (ISTE). Важно отметить, что студенты меняются, но их образовательный опыт — нет. Действительно, в случае внедрения ИКТ в образовании большинство усилий по проведению преобразований слишком сосредоточено на приобретении оборудования и программного обеспечения, а также на поддержке базовых технологий обучения, в ущерб фактическому осуществлению изменений в образовательных учреждениях. Сотрудничество в сфере применения ИКТ в образовании должно быть направлено на реализацию концепции «новой педагогики» – педагогики глобального инклюзивного общества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»

ЭТАПЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

АЛИЕВА АМИДА ДЖАБРАИЛ К.

Доктор философии по технике. Национальное аэрокосмическое агентство, старший специалист по докторской и

диссертационной работе. Баку, Азербайджан

АЛАКБАРОВА ИНДЖИ НУРАДДИН

Магистр, кафедры «Компьютерная инженерия» Азербайджанского государственного университета нефтяной промышленности Баку, Азербайджан

Аннотация: В статье рассматриваются современные информационные технологии в образовании: система управления обучением (LMS), социальные сети, облачные технологии, мобильное обучение, умные книги, массовые открытые онлайн-курсы (МООК). Исследуются современные информационные технологии в образовании: система управления обучением (LMS), социальные сети, облачные технологии, мобильное обучение, смарт-книга, массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

Рецензируемые материалы соответствуют важнейшим направлениям развития новых информационных и коммуникационных технологий в различных отраслях образования. Новые, альтернативные образовательные технологии являются результатом развития новых ИКТ в образовании. Анализ альтернативных моделей образования в цифровую эпоху показывает, как меняются формы образования и какие новые ресурсы (образовательные платформы, мобильное обучение и облачные технологии в образовании, социальные сети) для этого необходимы. Все это определяет новые компетенции педагогов, методы социализации детей, новую организацию обучения с использованием современных средств управления учебным процессом, новые подходы к формированию учебных программ и методов оценивания, основанные на использовании ИКТ. Практические навыки, необходимые для использования ИКТ, определяются Международным обществом информационных технологий в образовании (ISTE). Важно отметить, что студенты меняются, но их образовательный опыт — нет.

Действительно, в случае внедрения ИКТ в образовании большинство усилий по проведению преобразований слишком сосредоточено на приобретении оборудования и программного обеспечения, а также на поддержке базовых технологий обучения, в ущерб фактическому осуществлению изменений в образовательных учреждениях. Сотрудничество в сфере применения ИКТ в образовании должно быть направлено на реализацию концепции «новой педагогики» - педагогики глобального инклюзивного общества знаний.

Ключевые слова: социальные сети, облачные технологии, мобильное обучение, умная книга, массовые открытые онлайн-курсы.

В конце ХХ века общество вступило в так называемое постиндустриальное или информационное развитие. Возможности информационных технологий безграничны и помогают решать экономические, высокие и многие другие проблемы. Чтобы правильно управлять техническими и информационными возможностями, необходимо обладать специальным навыком, позволяющим ориентироваться в современном информационном пространстве [8].

В связи с внедрением учебных компьютеров возник вопрос о роли современных информационных технологий, позволяющих не только менять новые методы и методы обучения, но и применять новые технологии в соответствии с образованием. Говоря об

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

изменении преподавания образования, мы защищаем также необходимость овладения информационной культурой, которая является одним из чувств общей культуры, понимаемой как высшее проявление образования [10].

Технические возможности исследований обеспечивают использование информационных технологий в образовании.

Согласно понятию «информационные образовательные технологии», компьютеры используются не только в повседневной жизни, но и в образовании и их широкое применение. В последнее время на смену бюджетам пришли компьютеры и информационные технологии на их основе. Это привело к увеличению точности и скорости связи с нами, а также расширению его функций за пределы чисто вычислительных функций. Эти информационно-коммуникационные возможности могут быть использованы для образования, их можно использовать при создании телекоммуникационно-педагогических систем общего и дистанционного образования [1].

Информационные образовательные технологии, на наш взгляд, действительно эффективны, они помогают реализовать дидактические принципы организации учебного процесса, которые позволяют учителю полностью реализовать свой потенциал.

Образовательные информационные технологии, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, помогают создать эффективную образовательно-познавательную среду, т.е. среда, используемая для решения различных дидактических задач. Его главная особенность в том, что он подходит как для коллективного, индивидуального обучения, так и для самостоятельных форм обучения. Кроме того, эта среда, сочетающая в себе компьютерные и коммуникационные функции, способствует развитию творческого мышления и расширению возможностей группового и проектного обучения.

В сфере образования используются базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; расписание; технологии числовых вычислений, хранение данных, технологии поиска и сортировки, сетевые информационные технологии, мультимедийные технологии [2].

При использовании информационных технологий педагог должен стремиться реализовать все стороны потенциала личности ученика - познавательную, нравственную, творческую, коммуникативную и эстетическую стороны. Для реализации этого потенциала на достаточно высоком уровне необходимо обладать педагогической компетенцией в области освоения информационных образовательных технологий, а развитие этой компетентности должно начинаться в ходе подготовки будущих учителей в высшей школе.

На наш взгляд, сегодня существует необходимость более интенсивного применения информационных образовательных технологий в учебном процессе и в начальных классах. Развитие умений ученика в начальной школе зависит от многих факторов, в том числе от того, насколько нагляден и удобен для его понимания учебный материал. Учебный процесс в начальной школе практически не обеспечен наглядными электронными ресурсами в соответствии с современным уровнем развития новых информационных технологий. Поэтому существует необходимость разработки учебников, соответствующих духу времени, и внедрения их на практике. Мультимедийные технологии предоставляют широкий набор инструментов и методов для выполнения поставленной задачи [3].

Но сегодня, как показывает опыт, использование информационных образовательных технологий ограничивается компьютерными классами, уровнем оснащенности и количественным составом персональных компьютеров, что оставляет желать лучшего.

На наш взгляд, использование образовательных информационных технологий в процессе обучения в начальных классах возможно на любом уроке. Например, на уроке математики у маленьких школьников формируется пространственное мышление, активизируется внимание и память, которые, конечно, будут развиваться интенсивнее, если на уроке будут использоваться информационные образовательные технологии. Допустим, ученики записывают на доске решения примеров или задач домашнего задания. В это время

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

остальные дети занимаются разминкой - решением подобных примеров, показанных на специальном экране, с помощью проектора. Учащиеся выполняют расчеты устно и записывают результат на заранее приготовленные карточки, а затем показывают их учителю. При изучении нового материала на экране также предлагается его описание с комментариями и пояснениями преподавателя.

Так, электронная версия заданий позволяет учащимся самостоятельно проверять свои ответы, а использование мультимедийных технологий (живых изображений) развивает пространственное мышление и стимулирует интерес учащихся к предмету.

Использование информационных образовательных технологий в учебном процессе иногда путают с автоматизацией учебного процесса, обычным переносом информации с бумажных носителей на магнитные носители; говорить о новой информационной технологии можно лишь в том случае, если она обеспечивает основные принципы педагогической технологии (первоначальность проектирования, воспроизводимость, последовательность, целеполагание, целостность); решает ранее нерешённые проблемы по тем или иным причинам; Средством подготовки и передачи информации обучающемуся является компьютер [7].

Таким образом, можно прийти к выводу, что грамотное использование информационных технологий в образовательном процессе будет способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся и будет способствовать реальной интеграции образовательного процесса.

Новые тенденции и стратегии интеграции ИКТ в повседневную образовательную практику являются необходимым условием модернизации образовательной системы.

Сегодня ИКТ являются движущей силой и связующим звеном растущей глобализации образовательной среды. Преподаватели осознают, что сочетание цифровых технологий и ресурсов предоставляет больше возможностей для улучшения качества обучения и преподавания, чем любая предыдущая образовательная технология. Цифровые учебные материалы отличаются от традиционных возможностью управления ими.

ИКТ являются координатором, поскольку Интернет является уникальным инструментом широкого и доступного распространения образовательных материалов. Поскольку Интернет стал средством общения, его потенциал в преподавании и обучении увеличился. Самое главное, что именно студенты влияют на внедрение ИКТ на всех уровнях образования.

Развитие автоматического и неавтоматического взаимодействия между машинами, людьми и системами имеет важное значение для различных процессов. Попытки внедрить ИКТ в учебный процесс разочаровали их инициаторов, поскольку они не уделили достаточного внимания используемым системам, людям и способам их взаимодействия. Многие организации уже определили цели применения ИКТ в образовательном процессе и разработали нормы и стандарты использования соответствующих инструментов для учителей [8].

Три наиболее популярные системы LMS (Blackboard, Moodle и Sakai) обеспечивают концентрацию учебных материалов и курсов, а также управление курсами, регистрацию, планирование курсов, дискуссионные форумы, сайты блогов и оценки. Ключевые функции LMS включают доступ к избранным курсам, контролируемый паролем. LMS отслеживает, к каким материалам имеет доступ учащийся и сколько времени он на них тратит. Здесь учебная деятельность анализируется для сбора данных из LMS о действиях учащихся. Системы регистрации в LMS содержат основную информацию о студентах, такую как информация о зачислении, выбор курса, план курса, основные цели, время обучения и информация для отслеживания. LMS также используются в качестве хранилищ для обучения, ресурсов и материалов. Например, разработчик курса может предоставлять коммерческие материалы или, наоборот, свободно доступные открытые образовательные ресурсы. Материалы могут быть представлены в разных форматах - от простого текста до интерактивного мультимедиа [8].

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

LMS имеет три основных инструмента коммуникации: электронная почта, форумы/вебинары и чаты, которые также можно использовать для привлечения студентов к публикации материалов или служить механизмами загрузки через блоги или вики, ссылки на другие веб-ресурсы и библиотеки.

Социальные сети. Социальные сети позволяют людям общаться с использованием ИКТ. Другими словами, социальные сети — это средство социального взаимодействия.

В разных странах наблюдается тенденция возрастания значимости социальных сетей в сфере образования. В частности, все большее распространение получает практика частного, элитарного, индивидуального образования, что неизбежно ведет к снижению роли традиционного государственного образования. Эта тенденция ставит под угрозу реализацию одной из важнейших функций образования - социализации. В этом контексте социальные сети позволяют молодым людям поддерживать многочисленные отношения со сверстниками на основе общих интересов (например, спорт или творчество, коллективное обучение в Интернете, обмен знаниями).

Социальные сети начали быстро распространяться в результате появления систем, создающих возможность виртуального существования. Термин «виртуальное присутствие» относится к непрямому взаимодействию людей с использованием каналов медиакоммуникаций, заменяющих личное общение (например, видеоконференции и сравнительно недавние сетевые платформы Twitter, Facebook и т. д.). В этом контексте Web 2.0 является платформой для новых социальных явлений, таких как социальные кластеры, облачные технологии и, наконец, онлайн-сообщество [9].

Социальные сети увеличили эффект социального взаимодействия между удаленными пользователями, придав им больший масштаб, динамизм и влияние. Именно эти тенденции гарантируют и усиливают потенциальный образовательный эффект социальных сетей, когда учащиеся отказываются от формального образования.

Самый популярный способ использования новых медиа в процессе обучения — интеграция наиболее тесно связанных с ними компетенций в перечень навыков, предусмотренных учебным планом и программой. Уже разработана концепция «медиаобразования», обеспечивающая студентам доступ к мировому медиапространству, навыки социального общения, необходимые для обеспечения сетевого этикета и информационной безопасности. Таким образом, необходимо систематическое обучение, чтобы молодые люди были более осведомлены об использовании социальных сетей и максимизировали креативность в образовании [9].

Социальные сети позволяют студентам критически мыслить и выносить непредвзятые суждения по темам, которые не освещаются. Экология, устойчивое развитие, культурная толерантность и моральные проблемы являются яркими примерами таких тем. Обсуждение их через социальные сети дает студентам возможность продемонстрировать свою точку зрения и понимание событий. В результате следующее поколение будет лучше понимать конкретный предмет, а учащиеся будут чувствовать большую ответственность за его развитие.

В то же время доминирует мнение, что обучение и социальные сети несовместимы. Но опыт показывает, что социальные сети расширяют возможности обучения за пределами учебного заведения, стимулируют совместную работу студентов, их интерес и общение [9].

Хотя социальные сети в образовательных учреждениях еще не являются полным решением традиционных проблем обучения, они создают возможности, которые вносят изменения в образовательную практику. Например, в контексте непрерывного обучения на протяжении всей профессиональной карьеры они способствуют ознакомлению специалистов с практическими решениями, новыми тенденциями и темами в конкретной профессиональной области.

Облачные технологии. В современном мире образовательные учреждения больше не могут эффективно функционировать без ИКТ. Увеличиваются образовательные услуги студентам и преподавателям через Интернет.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

Приобретение и обслуживание различного компьютерного оборудования и программного обеспечения постоянно требует значительных финансовых вложений и привлечения квалифицированных специалистов, поэтому образовательные учреждения все чаще используют услуги облачных технологий, приобретая их бесплатно или за небольшую плату. Часто такие услуги более доступны и надежны, чем размещение или поддержка самого образовательного учреждения [2].

Мобильное обучение. Мобильное обучение сегодня предоставляет новые средства общения и сотрудничества. Однако это требует финансовых вложений и подготовки учителей. С педагогической точки зрения образование может быть скомпрометировано и сведено к самообразованию и философии поверхностного сбора случайных фактов, где глубина понимания предмета уже не ценится [4].

Важным аспектом здесь является повышение доступности учебных ресурсов. В сфере образования понятие «доступность» можно интерпретировать применительно к учащимся и самим учебным ресурсам. Разработка стандартов в этой области началась в конце 1990-х годов. Глобальный консорциум обучения (IMS GLS). Международный стандарт был одобрен Международной организацией по стандартизации (ISO) в 2008 году [4].

Концепция стандарта доступности основана на признании необходимости привести метаданные ресурса в соответствие с предпочтениями учащихся. Например, метаданные ресурса могут включать индикаторы альтернативных аудио- и текстовых форматов, позволяющие учащимся выбирать конкретный тип медиа-ресурса. Затем платформа обучения анализирует метаданные ресурсов и предпочтения учащихся, чтобы предоставить соответствующий тип ресурса конкретному пользователю. Такая доступность выгодна для студентов с особыми потребностями. Поскольку важнейшей особенностью инновационной обучающей платформы является поддержка работы различных устройств и среды обучения для преподавателей и учащихся, вопросы доступности следует решать исходя из характеристик обучающей платформы [8].

Умная книга: Еще одним фактором диверсификации образовательных платформ стали изменения в коммуникационно-информационной и компьютерной инфраструктуре. В частности, развитие умных медиа способствует распространению мобильных платформ, что, в свою очередь, способствует конвергенции контента.

Например, в 2010 году «История игрушек» студии Уолта Диснея для iPad представила новый тип цифровой книги, теперь известный как «книга-боевик» [6].

Такая книга представляет собой сочетание текста, иллюстраций, аудио, видеоматериалов, элементов рисования и всего этого в одном приложении. Кроме того, многие опытные пользователи средств массовой информации используют службы социальных сетей, офисные онлайн-приложения, такие как документы Google, и проверяют электронную почту с помощью мобильных устройств. Имея в распоряжении различные коммуникационные и вычислительные устройства, пользователи предпочитают иметь бесперебойный доступ к услугам.

Основная тенденция в образовании сегодня заключается в том, что наиболее важными потенциальными преимуществами использования ИКТ являются удобство и производительность, то есть экономия времени. Поэтому для студентов особенно важно предоставить обучающие платформы с интегрированным доступом к ресурсам, необходимым для процесса обучения [6].

Книги и печатная продукция не будут полностью выведены из обращения, но за счет замены бумажных учебников цифровыми аналогами, которые будут размещены в среде облачных вычислений, можно будет существенно оптимизировать их производство для снижения затрат для студентов.

Массовые открытые онлайн-курсы (МООК): Взрыв популярности массовых открытых онлайн-курсов за последние два года привел к разговорам о том, что в мире образования началась революция и вскоре она полностью изменится. Действительно, за технологическим

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

прогрессом последовали новые образовательные возможности, о которых три года назад и не слышали, но которые сейчас находятся на ранних стадиях развития. Есть много вопросов, проблем и малоизученных направлений.

МООК — это форма дистанционного обучения, локализованная в Интернете. И это открытые курсы, а значит, за их посещение не нужно платить. Это массовые курсы, на которые может записаться любое количество человек. И, наконец, это организованные курсы -продуманная программа, промежуточные экзамены, тесты и итоговая аттестация. Обычно они ограничены по времени, то есть используют систему дедлайнов [5].

Таким образом, МООК следует отличать от платных форм обучения, а также от бесплатного и дистанционного образования, не ограниченного по времени.

Первыми появились курсы по математике, информатике и программированию, и они также являются наиболее частыми. Однако сейчас спектр курсов значительно расширился.

Чтобы пройти определенный курс, вам необходимо зарегистрироваться и подписаться на сайт. После окончания курса он остаётся на сайте в виде архива. Архив означает, что все материалы можно использовать, но задания больше не оцениваются и сертификат больше не доступен. Курс обычно рассчитан на несколько недель. Каждую неделю появляются новые видеолекции и соответствующие задания (викторины), которые необходимо выполнить к указанному времени. Настройки зависят от преподавателя. Обычно каждый тест можно запускать несколько раз; максимальное из полученных значений используется как конечный результат, рассчитываемый для сертификации (автоматическая проверка). Задания каждый раз даются случайным образом, поэтому найти правильный ответ методом исключения практически невозможно.

Помимо еженедельных тестов для проверки (и закрепления) знаний, преподаватели могут периодически предлагать практические занятия или мини-проекты, в которых вы сможете применить полученные знания. Здесь часто используется коллегиальная оценка. Это означает, что каждый участник должен после подачи всех работ проверить определенное количество (4, 5) работ других участников и оценить их по набору параметров.

На каждом курсе есть форум, где участники могут встречаться, задавать вопросы о курсе и получать ответы как от других студентов, так и от преподавателей. Таким образом создается своего рода учебная группа [5].

Революционная идея платформы MOOC заключается в том, что качественное высшее образование бесплатно и доступно каждому. Учитывая, что большинство МООК проводятся на английском языке, очевидно, что одним из препятствий является языковой барьер. Кроме того, для участия в таких курсах необходимо иметь компьютер, доступ к Интернету и как минимум достаточную интернет-грамотность, чтобы найти эти курсы.

Еще один показатель, о котором часто говорят, — это количество студентов, окончивших курс. В среднем в МООК записываются от 50 000 до 100 000 человек. Около 10% из них в конечном итоге. Количество финалистов может зависеть от структуры курса [5]. Например, если курс основан на автоматической оценке документов, то больше студентов потерпят неудачу, чем если бы оценка проводилась на одноранговой основе (пользователи оценивают друг друга). Дополнительной мотивацией для прохождения курса является перспектива получения какого-либо сертификата об окончании.

Результат

В современной педагогической практике в рамках технологической методики обучения применение электронных средств обучения является ведущей тенденцией развития современной системы образования. С этой точки зрения использование передовых учебно-технологических комплексов, особенно возможностей ИКТ в учебном процессе, является важным фактором повышения качества образования. С этой точки зрения применение ИКТ в образовательном процессе, создание новых электронных образовательных систем и повышение их эффективности, как следствие, служат повышению качества образования.

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

В результате, поскольку информатизация образования является сложным процессом, некоторые проблемы все еще остаются.Совершенствование научно-методической базы применения ИКТ, формирование единого электронного образовательного пространства на национальном уровне остается основным требованием день.

1. Athey, S. and S. Stern (2002). The Impact of Information Technology on Emergency Health Care Outcomes. RAND Journal of Economics .

2. Arvanitis, S. and E. N. Loukis (2009). Information and communication technologies, human capital, workplace organization and labour productivity: A comparative study based on rm-level data for Greece and Switzerland. Information Economics and Policy .

3. Basu, S. and J. G. Fernald (2007). Information and Communications Technology as a GeneralPurpose Technology: Evidence from US Industry Data. German Economic Review .67 p

4. Цой М.Н., Джураев Р.Х. Современные технологии совершенствования обучения. Т.: Сано стандарт, 2010.

5. Dershko, B.Y. (2016). Classification of information and communication educational technologies and their use in the educational process of the university. B. Yu. Dereshko. Telecommunications and informatization of education. No 1. p.62-74.

6. Oliyev, Н.Э. (2009). iKT siyasati muasir marhalada. Azarbaycan, 8 may, s.58.

7. ismayilov, i.N. (2018). Talimda yeni informasiya texnologiyalari vasitalarindan istifadanin didaktik asaslari. "Azarbaycan maktabi" jurnali. Baki, № 2, s.44-52.

8. Qandilov, R.T., Oliyev, A.F. (2013). Tahsilda yeni informasiya va kommunikasiya texnologiyalari: problemlar, prioritetlar. Azarbaycan Respublikasi Tahsil Problemlari institutunun elmi asarlari. Baki, № 1, s.59-61.

9. Robert, I.V. (2018). Theory and methodology of informatization of education (psychological, pedagogical and technological aspects): 2nd edition, revised. Moscow.

10. Sarafanov, A.V., Sukovaty, A.G., Sukovataya, I.E., and others. (2016). Application of information and communication technologies in education: study guide. Allowance. Krasnoyarsk: IPC KSTU, 186 p

ЛИТЕРАТУРА

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.