УДК 378.016+81'24]:004.773.7 DOI: 10.15593/2224-9389/2017.1.9
В.В. Борщева Получена: 05.03.2017
Принята: 11.03.2017
Московский педагогический Опубликована: 31.03.2017
государственный университет, Москва, Российская Федерация
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Современные тенденции развития образования выдвигают на передний план ИКТ как неотъемлемый компонент образовательной технологии. Несмотря на то, что массовые открытые онлайн-курсы (МООК) широко распространены и востребованы обществом, они еще слабо интегрированы в систему образования.
В статье рассматривается потенциал использования массовых открытых онлайн-курсов в практике преподавания иностранного языка для специальных целей в университете, что особенно актуально для цифрового поколения учащихся.
В статье приводится анализ пяти основных провайдеров МООК (Coursera, Futurelearn, edX, Canvas Network, Khan Academy), подробно описываются содержание и особенности организации онлайн-курса на примере Futurelearn. Автор, ссылаясь на собственный опыт и данные проведенного исследования, выделяет несколько направлений работы с онлайн-курсами в процессе изучения иностранного языка. Отдельно отмечаются преимущества и недостатки МООК с точки зрения их использования в образовательном процессе. МООК позволяют не только решать учебные задачи, но и формировать учебную автономию, индивидуальную образовательную траекторию, критическое мышление, позволяя студенту выходить на новый уровень академических достижений. Также автор выделяет ряд аспектов, которые важны именно для преподавания иностранных языков: возможности межкультурной коммуникации через МООК, расширение словарного запаса, банк данных и ресурсов, которые получает преподаватель и студент.
В статье даются рекомендации преподавателям иностранных языков о том, как организовать процесс обучения на основе смешанной модели, приводятся мнения студентов как участников обучения. Несомненно, потенциал МООК очень велик и нам еще предстоит быть свидетелями и участниками глобальных изменений мировой системы образования.
Ключевые слова: высшее образование, ИКТ, массовые открытые онлайн-курсы, МООК, иностранный язык для специальных целей, технология смешанного обучения, цифровое поколение учащихся, учебная автономия, индивидуальная образовательная траектория.
V.V. Borshcheva
Moscow State University of Education, Moscow, Russian Federation
Received: 05.03.2017 Accepted: 11.03.2017 Published: 31.03.2017
SPECIAL FEATURES OF USING MASSIVE OPEN ONLINE COURSES IN TEACHING ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES
Modern tendencies of education development bring ICT to the forefront as an essential part of the education technology. Despite being widely spread and used in the society massive open online courses are still not fully integrated into the system of education.
The article is devoted to the potential of use of massive open online courses in the process of teaching English for specific purposes at university, that is very important for the digital generation of students.
The article presents analysis of five main MOOC providers (Coursera, Futurelearn, edX, Canvas Network, and Khan Academy). A detailed review of the contents and organization of the course is given on the example of Futurelearn. Based on the author's experience and research, the author proposes a few directions in the use of online courses for teaching a foreign language. Cons and pros of MOOC from the point of view of their integration in the educational process are presented. Massive open online courses not only contribute to the educational goals, but promote the formation of learner autonomy, individual learning path, critical thinking skills, and on a bigger scale help students achieve a new level of academic excellence. The author also points out certain aspects that are important in teaching languages: opportunities for cross-cultural communication through MOOC, vocabulary expansion, access to the data bank both for students and teachers.
The author shares some advice for teachers on the use of the model of blended learning providing student's opinions and feedback on taking online courses. No doubt, the potential of MOOC is great and soon we will witness as well as take part in the global changes of the world education system.
Keywords: higher education, ICT, massive open online courses, MOOC, ESP, blended learning, digital generation of students, learner autonomy, individual learning path.
Современная программа обучения иностранному языку уже просто немыслима без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). О важности информатизации образования сказано многими учеными, исследователями, практиками, непрерывно защищаются диссертационные исследования по широкой тематике использования ИКТ для повышения качества и эффективности языкового образования [1]. Вместе с тем нет четкого понимания того, какие аспекты ИКТ, в каком объеме, формате должны присутствовать непосредственно на занятиях, а также в самостоятельной работе учащихся. Кроме того, все еще в вузе не всегда и не везде есть технические возможности для того, чтобы на каждом занятии можно было выйти в Интернет, просмотреть/скачать файлы или устроить видеочат с другой аудиторией. Даже такой прием, как BYOD (bring your own device - принесите свой собственный электронный гад-жет) [2; 3], не всегда срабатывает. Поэтому большинство преподавателей активно поддерживают технологию смешанного обучения, под которой в широком смысле понимают такую организацию образовательного процесса, когда традиционное обучение в аудитории сопровождается онлайн-курсом или заданиями в сети, чаще всего для самостоятельной работы учащихся [4].
Большинство англоязычных издательств учебной литературы, например такие, как Cambridge University Press, Oxford University Press, Pearson и другие, уже реализовали технологию смешанного обучения в своих учебных курсах, когда к учебнику студента теперь не прикладывается печатная рабочая тетрадь с заданиями, а предлагается онлайн-ресурс, где преподаватель может в рамках LMS (Learning Management System) давать задания, следить за прогрессом в обучении студентов и видеть все их действия в режиме реального времени. Такие курсы широко и успешно используются в нашей стране, и в системе высшего образования в том числе [5]. Однако обучение в вузе иностранному языку не сводится только к формированию коммуникативных компетенций студентов, повышения уровня их грамотности и подготовке к межкультурному взаимодействию. Любой руководитель образовательной программы как бакалавриата, так и магистратуры считает важным,
чтобы студенты владели терминологией в рамках своего направления подготовки, могли читать тексты по профессиональной тематике, вступать в устную и письменную коммуникацию по актуальным вопросам своего профиля обучения. Поэтому традиционно в вузе проводится курс «Иностранный язык для специальных целей» или подобные ему, что в англоязычной терминологии соответствует ESP - English for Specific Purposes. В данном случае, к сожалению, нет широкого выбора учебных курсов ведущих издательств с такими же дополнительными онлайн-ресурсами, как и самих печатных учебников, в том спектре направлений подготовки, которые существуют в вузе (можно найти курсы «English for Engineering», «English for Tourism», «English for Computers and the Internet», но довольно сложно найти готовые учебные курсы для учителей русского языка, например, или для социологов, культурологов и др.). Поэтому преподаватели, работающие с более узкими направлениями подготовки, разрабатывают свои собственные материалы, компилируя ресурсы Интернета, видеоролики, интервью и т.д. Но технология смешанного обучения как раз и позволяет интегрировать в учебный курс уже готовые материалы и задания.
В данной статье речь пойдет об использовании МООК (массовых открытых онлайн курсов, или Massive Open Online Courses) для обучения английскому языку в курсе ESP. Автор статьи в течение 3 лет совместно с преподавателями кафедры иностранных языков интегрировали такие курсы в содержание учебных и рабочих программ ESP в нескольких гуманитарно-педагогических вузах Москвы (МГГУ им. М.А. Шолохова, МПГУ) [б]. Полученный опыт и рефлексия студентов как активных участников образовательного процесса позволили сделать ряд выводов и наметить перспективные направления в использовании потенциала МООК в обучении иностранным языкам.
К МООК относят онлайн-курсы (учебно-методические комплексы), которые имеют в своей структуре теоретический материал в виде лекций (видеолекции, обычно также сопровождающиеся письменным скриптом всего текста, который озвучивается на видео), домашние задания для отработки этого материала и контроль в форме тестов и финального задания (экзамена) [7], то есть традиционную модель обучения в целом, но в ином формате. Большинство учебных курсов структурированы не тематически, а календарно - по неделям.
На 2017 год в сети доступно более 10 ООО онлайн-курсов на разных платформах, которых сейчас порядка 40 [б]. Наиболее популярными, узнаваемыми и признанными мировыми провайдерами можно назвать следующие: Coursera (www.coursera.org), edX (www.edx.org), Futurelearn (www.future-learn.com), Canvas Network (www.canvas.net) и Khan Academy (www.khan-academy.org). Coursera появилась раньше всех, объединив усилия ведущих американских и британских вузов [S], и в настоящий момент предлагает уже курсы не только на английском, но и на многих языках мира, русском в том
числе. Futurelearn, будучи изначально провайдером британских вузов, представляет учебные курсы только на английском языке, хотя сейчас среди партнеров есть и другие страны, например, Испания, Израиль, Австралия, Южная Корея и др. EdX является самым популярным провайдером американских университетов и позволяет освоить некоторые курсы, которые приравниваются к пройденным в стенах вуза даже работодателями, что значительно повышает привлекательность онлайн-обучения. Среди всех прочих Khan Academy можно выделить особо потому, что там представлены не столько курсы, сколько по областям знаний озвученные ролики с доступными и понятными объяснениями. Для академических достижений они, может быть, не столь привлекательны, но для использования в языковом образовании подходят отлично.
В российской системе образования именно преподаватели английского языка стали первыми интегрировать МООК в свои программы обучения, особенно те, кто ведет курсы ESP и постоянно находится в поиске новых ресурсов, так как педагогам-предметникам (историкам, философам, математикам и др.) не всегда хорошо владеющим иностранным языком, довольно сложно самим разобраться что предлагается в онлайн-курсе. Более того, некоторый опыт попыток совместной работы с рядом факультетов позволяет констатировать, что к идее совместной работы преподавателя английского языка и преподавателя-предметника по освоению студентами онлайн-курса обычно на факультетах относятся с интересом и энтузиазмом, но когда дело доходит даже просто до выбора, того, какой курс предложить студентам, преподавателю-предметнику становится сложно.
Отметим, что роль преподавателя крайне важна в организации работы с МООК, особенно на начальном этапе. Именно преподаватель должен подобрать интересный и полезный курс для студентов, оценить его с методической и содержательной стороны, а далее ему необходимо только лишь проводить мониторинг процесса обучения, ведь он уже не сможет следить за тем, кто и что сделал, сколько времени потратил на обучение и т.д., хотя определенные механизмы мониторинга тоже есть. Настоятельно рекомендуем перед тем, как начать работу со студентами, преподавателю самостоятельно пройти обучение по любому курсу, а лучше даже по нескольким курсам, для получения собственного опыта с позиции учащегося, для того чтобы понимать, как функционирует курс, какие у него могут быть элементы, как оценивается прогресс в знаниях и т.д. Это еще важно и с психологической точки зрения: когда преподаватель не просто понимает, а принимает внутренне технологию, тогда эффект от ее использования в учебном процессе будет намного выше [9]. Еще одним плюсом такой апробации для преподавателя, особенно относящегося к поколению «цифровых мигрантов», будет понимание того, что для прохождения курса онлайн не нужно быть знатоком технологий, достаточно базового владения компьютерными навыками.
Обратимся непосредственно к тому, что представляет из себя массовый открытый онлайн-курс на примере платформы Futurelearn. Во-первых, регистрация себя как учащегося позволяет загрузить фотографию и написать коротко о себе для того, чтобы остальные могли видеть, с кем они общаются. На этом ресурсе в личном кабинете также можно увидеть список курсов, на которые вы были раньше или сейчас зарегистрированы, также кратко вашу активность (сколько раз вы что-то писали или комментировали), а также тех, кто за вами «следит» (followers), и тех, кого вы выбрали для «следования» (following), т.е. те интересные участники, чьи мысли и высказывания вы бы хотели читать. Курс обычно имеет обзор, это может быть видеопрезентация курса, где его автор или команда рассказывает, что ожидает участников, или дается текстовое описание целей, тематики, целевой аудитории. Также всегда схематично представлена информация о длительности курса в неделях, примерном объеме занятости на обучении в часах в неделю и возможности получения сертификата (чаще всего это платная опция). Еще одним бонусом для пользователя можно назвать мобильные приложения, которые имеются у двух крупных провайдеров МООК (Coursera, edX), позволяющие заниматься и учиться практически в любом месте и в любом время с использованием гаджета - телефона или планшета. Это особенно удобно для молодежи - цифрового поколения учащихся, предпочитающих проводить время «внутри» своего телефона или планшета [10].
Во введении к курсу обычно даются общие указания о том, как организован курс обучения, как следить за своим прогрессом, что необходимо для успешного завершения курса, а также куда обращаться по техническим вопросам или проблемам.
Структура учебной недели довольно типична и представляет из себя тематические разделы, также содержащие некоторые подразделы: статьи или видеоролики для чтения и обсуждения. Типичные задания включают в себя ответы на вопросы проблемного характера, выраженные точки зрения по прочитанному/увиденному, прохождение опроса, анализ результатов опроса, квизы/тесты. Особо следует отметить тип заданий, которые не так широко используются в нашей стране, даже можно сказать отсутствуют, - это peer review, или рецензирование работы другого учащегося. Авторы курсов дают инструкции о том, как это делать, на что обратить внимание, и призывают оценить от 1 до 3 работ других участников курса. На наш взгляд, такие задания, нацеленные на развитие навыков критического мышления и более глубокое понимание тематики, было бы целесообразно интегрировать в систему образования в нашей стране. Следует отметить, что такие задания, будучи непривычными для студентов, вызывают дополнительный интерес и в то же время сложность, но вместе с тем их ценность именно с точки зрения изучения иностранного языка крайне высока. В опросах по итогам прохождения онлайн-курса большинство студентов отмечали этот тип заданий как наибо-
лее сложный, поэтому ему следует уделить особое внимание на занятиях. Тут как раз можно говорить об определенной разнице российской и западных систем образования: в нашей стране больший акцент ставится на запоминание информации и ее воспроизведение, а западные системы фокусируются на анализе и интерпретации информации учащимися. Для студентов, которые нацелены на академическую мобильность и готовы пройти обучение за рубежом, это может быть очень полезным опытом.
Относительно интеграции МООК в процесс обучения иностранному языку можно выделить несколько направлений работы: 1) использовать МООК в качестве общей групповой самостоятельной работы; 2) использовать МООК в индивидуальной самостоятельной работе студентов. И в первом, и во втором случае роль преподавателя сводится к мониторингу процесса освоения курса студентами; в первом случае преподаватель может также стать активным участником курса и иметь возможность комментировать ответы студентов онлайн, но не в качестве преподавателя, а в качестве равноправного участника курса. В этом случае на занятиях студенты могут обсуждать языковой и содержательный материал курса: лекции, интересные мнения участников и модераторов, полезную лексику, терминологию. В каком-то роде освоение такого курса совместно с группой можно сравнить с традиционным домашним чтением, когда студенты читали одну и ту же книгу и обсуждали ее на занятиях, выполняли какие-то задания по ней; теперь же вместо книги - целый онлайн ресурс, полный информации, мнений, событий.
Второй подход к работе с МООК, когда студенты индивидуально выбирают свой курс и работают с ним, способствует формированию индивидуальной образовательной траектории и учебной автономии учащихся, что положительным образом влияет на достижение высоких учебных результатов [10].
Остается вопрос о системе контроля, который является традиционно для нашей методики ключевым: как оценить степень участия каждого студента, сколько времени он потратил, какого прогресса достиг в плане изучения языка и т.д. На наш взгляд, следует сконцентрироваться на общем результате студента в изучении онлайн-курса: большинство провайдеров предоставляют статистику о проценте выполненных заданий, также можно просить студентов делать скриншоты своих ответов и комментариев по окончании курса. Если сертификат платный, то не обязательно его приобретать, можно также сделать скриншот с отметкой о завершении. Полезной, на наш взгляд, является некая рефлексия по итогам обучения, в письменной форме ее также можно сделать с рецензией одногруппника, устно - в виде презентации об интересных темах, проблемах курса, интересных участниках и т.д.
Основными преимуществами МООК с точки зрения обучения иностранному языку можно назвать следующие:
- способствуют формированию учебной автономии учащихся;
—доступны для прохождения в любое удобное время, в том числе за счет мобильных приложений;
— предоставляют огромный банк аутентичной информации в разном формате;
— дают возможность взаимодействия с другими учащимися по всему миру, тем самым способствуя межкультурной коммуникации;
— приобщают к большому сообществу заинтересованных в данной теме людей;
—пополняют словарный запас, тренируют навыки и умения аудирования, чтения и письма;
— формируют навыки критического мышления и анализа;
— представляют новейшие тенденции в развитии науки и расширяют знания студента в профессиональной области;
— открывают возможности глобального образования;
—позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию [11];
— позволяют прослушать лекции, интервью и увидеть ведущих профессоров мировых вузов;
— формируют новые навыки и умения;
—представляют новый уровень академических достижений (по завершении курса большинство успешно справившихся студентов получают высокий заряд мотивации на обучение в целом).
Среди недостатков онлайн-обучения можно выделить следующее:
—некоторым студентам психологически не хватает участия «живого» человека в процессе обучения;
— без внешнего контроля со стороны преподавателя не все студенты готовы самостоятельно работать еженедельно;
— курсы зачастую рассчитаны на среднего учащегося, они представляют сложность для тех, у кого уровень владения иностранным языком ниже, а также могут быть скучными для тех, кто готов выполнять более сложные задания;
—далеко не все (по статистике около 10 % учащихся) проходят курс до конца или получают сертификат о его прохождении [12].
Если говорить о самих учащихся и их отношении к обучению онлайн, то большинство из них, будучи представителями «цифрового поколения», позитивно воспринимают эти идеи и готовы тратить время в сети не только на развлечения, но и на учебу [13, 14]. По нашим данным, более 50 % студентов после прохождения одного онлайн-курса решают пройти еще один или более, при этом по данным проведенного нами опроса уровень ожиданий в начале курса у студентов довольно низкий (около 30 % студентов считают, что обучение онлайн невозможно; при этом более 70 % учащихся не имели опыта обучения онлайн). Неожиданный эффект обретает некая «безликость»
участников курса: перед началом обучения многие скептически настроены по отношению к тому, что с неизвестными людьми нужно будет что-то обсуждать, но в процессе обучения большинство студентов отмечало, что, оказывается, читать и даже «следить» за некоторыми участниками становится очень интересно, а еще больше студентов мотивируют интерес к ним со стороны других. Вот одно из мнений студентов: «Как только кто-то начинает "следить" за тобой, сразу хочется написать что-то умное, правильно, с хорошими выражениями или даже противоречивое, потому что тогда получается очень интересная дискуссия». Какой бы ни была мотивация студента для обучения и использования иностранного языка по своей профессиональной тематике, главное, что она дает ему желание это делать и понимание, как важен в наше время иностранный язык и какие возможности он открывает.
В заключение можно сказать следующее: МООК уже стали частью мировой образовательной системы и нашей реальностью, игнорировать их невозможно. Нам еще предстоит понять весь потенциал и возможности этой новой образовательной площадки, возникает много вопросов разного рода. Но для изучения иностранного языка на данный момент это одно из наиболее перспективных направлений.
Список литературы
1. Сысоев П.В. Современные направления информатизации лингвистического образования // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов / отв. ред. О. А. Чекун. - М., 2015. - С. 44-55.
2. Иванченко Д.А., Хмельков И.А. Перспективы использования принципов БУОБ в высших учебных заведениях // Ученые записки ИСГЗ. - 2013. - № 1-1 (11). -С. 132-137.
3. Алексеева Т.В. Технологии БУОБ в образовании // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2015. - № 17. - С. 62-66.
4. Игнатенко И.И. Технология смешанного обучения системы МООБЬБ // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов. - М., 2016. - С. 15-18.
5. Васильчук Ю.В. Оптимизация смешанного обучения иностранному языку с использованием лицензионных ЬМ8 курсов // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов. - М., 2016. - С. 10-14.
6. Борщева В.В., Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Использование массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелигвистических направлений подготовки // Педагогика и психология образования. - 2017. - № 1. - С. 18-28.
7. Чекун О.А. Интеграция массовых открытых онлайн-курсов в обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей МПГУ // Педагогика и психология образования. - 2016. - № 1. - С. 71-74.
8. Бадарч Д., Токарева Н., Цветкова М. МООК: Реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. - 2014. - № 10. - С. 135-146.
9. Борщева В.В. Особенности организации самостоятельной работы учащихся «цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 2. - С. 30-34.
10. Борщева В.В. Технология M-learning для формирования учебной автономии студентов в неязыковом вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов / отв. ред. О. А. Чекун. - М., 2015. - С. 74-77.
11. Борщева О.В. ИКТ-технологии - неотъемлемый элемент обучения иностранному языку в вузе // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: сб. науч. трудов. - М., 2016. - С. 5-9.
12. Массовые открытые онлайн-курсы - современная концепция в образовании и обучении / Ю.Л. Костюк, И. С. Левин, А.Л. Фукс, И.Л. Фукс, А.Е. Янковская // Вестник Томск. гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика. -2014. - № 1. - С. 89-98.
13. Лушникова И.И., Чекун О.А. О некоторых особенностях применения электронных ресурсов в процессе обучения иностранным языкам студентов «цифрового поколения» // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2015. - Т. 2, № 1. - С. 48-50.
14. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. - 2016. - № 1. - С. 36-45.
References
1. Sysoev P.V. Sovremennye napravleniia informatizatsii lingvisticheskogo obrazovaniia [Modern avenues of informatization of linguistic education]. Sovremennoe iazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniia. Ed. O.A. Chekun. Moscow, 2015, pp. 44-55.
2. Ivanchenko D.A., Khmel'kov I.A. Perspektivy ispol'zovaniia printsipov BYOD v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [Perspectives of the use of principles of BYOD in higher education institutions]. Uchenye zapiski ISGZ, 2013, no. 1-1 (11), pp. 132-137.
3. Alekseeva T.V. Tekhnologii BYOD v obrazovanii [BYOD technologies in education]. Sborniki konferentsii NITs "Sotsiosfera", 2015, no. 17, pp. 62-66.
4. Ignatenko I.I. Tekhnologiia smeshannogo obucheniia sistemy MOODLE [Blended learning technology of MOODLE]. Sovremennoe iazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniia. Ed. O.A. Chekun. Moscow, 2016, pp. 15-18.
5. Vasil'chuk Iu.V. Optimizatsiia smeshannogo obucheniia inostrannomu iazyku s ispol'zovaniem litsenzionnykh LMS kursov [Optimization of blended teaching of a foreign language with the use of licensed LMS courses]. Sovremennoe iazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniia. Ed. O.A. Chekun. Moscow, 2016, pp. 10-14.
6. Borshcheva V.V., Kashparova V.S., Sinitsyn V.Iu. Ispol'zovanie massovykh otkrytykh onlain-kursov v obuchenii angliiskomu iazyku studentov neligvisticheskikh napravlenii podgotovki [The use of massive open online courses in teaching English to students of non-linguistic specializations]. Pedagogika ipsikhologiia obrazovaniia, 2017, no. 1, pp. 18-28.
7. Chekun O.A. Integratsiia massovykh otkrytykh onlain-kursov v obuchenie inostrannomu iazyku studentov neiazykovykh spetsial'nostei MPGU [Integration of massive open online courses in teaching foreign languages to students of non-linguistic profile at MPGU]. Pedagogika ipsikhologiia obrazovaniia, 2016, no. 1, pp. 71-74.
8. Badarch D., Tokareva N., Tsvetkova M. MOOK: rekonstruktsiia vysshego obra-zovaniia [MOOC: Reconstruction of higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2014, no. 10, pp. 135-146.
9. Borshcheva V.V. Osobennosti organizatsii samostoiatel'noi raboty uchashchikhsia "tsifrovogo pokoleniia" v protsesse izucheniia inostrannogo iazyka v vuze [Peculiarities of organizing self-study of the digital generation students in the process of learning a foreign language at university]. Pedagogika ipsikhologiia obrazovaniia, 2015, no. 2, pp. 30-34.
10. Borshcheva V.V. Tekhnologiia M-learning dlia formirovaniia uchebnoi avtonomii studentov v neiazykovom vuze [M-learning technology for the formation of learner autonomy at a non-linguistic university]. Sovremennoe iazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniia. Ed. O.A. Chekun. Moscow, 2015, pp. 74-77.
11. Borshcheva O.V. IKT-tekhnologii - neot"emlemyi element obucheniia ino-strannomu iazyku v vuze [ICT technologies as an essential component of teaching a foreign language at university]. Sovremennoe iazykovoe obrazovanie: innovatsii, problemy, resheniia. Ed. O.A. Chekun. Moscow, 2016, pp. 5-9.
12. Kostiuk Iu.L., Levin I.S., Fuks A.L., Fuks I.L., Iankovskaia A.E. Massovye otkrytye onlain kursy - sovremennaia kontseptsiia v obrazovanii i obuchenii [Massive open online courses as a modern concept in education and learning]. Vestnik Tomsk. gos. un-ta. Upravlenie, vychislitel'naia tekhnika i informatika, 2014, no. 1, pp. 89-98.
13. Lushnikova I.I., Chekun O.A. O nekotorykh osobennostiakh primeneniia elek-tronnykh resursov v protsesse obucheniia inostrannym iazykam studentov "tsifrovogo pokoleniia" [About some peculiarities of the use of digital resources in the process of teaching foreign languages to digital generation students]. Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe, 2015, vol. 2, no. 1, pp. 48-50.
14. Nechaev V.D., Durneva E.E. "Tsifrovoe pokolenie": psikhologo-pedagogicheskoe issledovanie problemy ["Digital generation": psychological and pedagogical research of the issue]. Pedagogika, 2016, no. 1, pp. 36-45.
Сведения об авторе
БОРЩЕВА Вероника Владимировна
e-mail: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков, Московский педагогический государственный университет (Москва, Российская Федерация)
About the author
Veronika V. BORSHCHEVA
e-mail: [email protected]
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Moscow State University of Education (Moscow, Russian Federation)