Теория и методика профессионального образования
В.В. Борщева, В.С. Кашпарова, В.Ю. Синицын
Использование
массовых открытых онлайн-курсов в обучении английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки
Статья посвящена анализу потенциала использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в системе высшего образования на примере обучения иностранному языку для специальных целей. Авторы дают характеристику основным провайдерам МООК, приводят статистику и примеры представленных курсов. Обсуждаются дидактические возможности применения МООК в моделях смешанного обучения.
Ключевые слова: инновации в образовании, массовый открытый онлайн-курс, смешанное обучение, открытые образовательные ресурсы, обучение английскому языку.
Изменения, происходящие в системе высшего образования, введение новых образовательных стандартов требуют пересмотра подходов к организации образовательного процесса. Поиск ответов на современные вызовы лежит, в том числе, в разработке новых моделей обучения и использовании передовых информационных технологий. Меняющаяся информационно-образовательная среда предъявляет новые требования и к организаторам процесса обучения, и к учащимся. Учителя и преподаватели больше не являются единственными носителями
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
информации. Учащиеся занимают более активную позицию в образовательном процессе и все чаще сами определяют, что им необходимо в первую очередь, какими путями идти к поставленной цели, как минимизировать свои усилия, добиваясь максимальных результатов.
Традиционное образование не всегда может удовлетворять современные запросы со стороны работодателей в плане подготовки потенциальных работников. Использование смешанных моделей обучения, совмещающих в себе самое лучшее из традиционного обучения с возможностями современных информационных технологий, позволяет найти ответы на вопросы, стоящие сегодня перед участниками образовательного процесса.
В статье анализируются возможности использования массовых открытых онлайн-курсов (МООК) в моделях смешанного обучения английскому языку студентов нелингвистических направлений подготовки. Перспективы применения МООК в обучении английскому языку студентов рассматриваются на примере математического факультета Московского педагогического государственного университета.
В настоящее время в МПГУ проводится большая работа по формированию новой ИКТ-насыщенной образовательной среды. Этапы выполнения этой работы рассматриваются «как составная часть концепции развития вуза, как инструмент решения задач обновления образовательного процесса» [8]. На кафедре иностранных языков также прилагаются усилия по совершенствованию образовательных программ с учетом лучшего опыта отечественных и зарубежных методик и практик с применением современных информационных технологий [3-5]. Обучение студентов педагогических вузов с использованием современных информационных технологий особенно важно, т.к. в процессе обучения они могут и должны критически анализировать образовательный процесс, участниками которого они скоро станут уже в роли учителей.
В данной работе рассматриваются возможности использования ведущих мировых платформ массового открытого образования, анализируется потенциал размещенных на этих платформах курсов для совершенствования профессиональной и языковой подготовки бакалавров и магистров, обучающихся по следующим направлениям: 44.03.05 «Педагогическое образование» (профили «Математика» и «Информатика»), 01.03.01 «Математика» (профиль «Преподавание математики и информатики»), 09.03.02 «Информационные системы и технологии» (профиль «Информационные технологии в образовании»), 44.04.01 «Педагогическое образование» (программа «Математика и информационные технологии»), 44.04.01 «Педагогическое образование» (программа «Организация современной информационной образовательной
среды»), 44.04.01 «Педагогическое образование» (программа «Мето- | S
дика обучения математике с использованием информационных тех- о ^
нологий»), 01.04.01 «Математика» (программа «Компьютерные науки § ^
и математика»). I 1
При отборе массовых открытых онлайн-курсов для студентов указан- 2 g
ÈEo
ных направлений подготовки авторы исходили из того, что преподава- о pg ние английского языка в вузе нацелено на развитие коммуникативных S vg умений и навыков, необходимых для научной работы и профессио- с нального общения на английском языке. Будущие учителя математики и информатики должны хорошо ориентироваться в профессиональной сфере, что подразумевает знание предметной области, умение совершенствоваться, успешно заниматься самообразованием, непрерывно повышать свой профессиональный уровень и передавать эти навыки своим ученикам. Они должны обладать навыками не только эффективной учебы, но и преподавания, должны уметь успешно предложить себя на современном рынке труда, показать свои достижения, представить свои возможности и перспективы в профессиональной сфере. Использование МООК важно также с точки зрения формирования межкультурной компетенции учащихся.
Учитывая перечисленные выше направления подготовки студентов, отбор массовых открытых онлайн-курсов осуществлялся по следующим категориям: Computer Science, Mathematics, Education & Teaching, Personal Development. По данным из различных источников, к настоящему моменту создано уже свыше 10 000 уникальных массовых открытых онлайн-курсов. В связи с большим количеством МООК предварительный отбор соответствующих целям исследования массовых открытых онлайн-курсов был выполнен при помощи специализированных поисковых систем - агрегаторов МООК, таких как Class Central, MOOC List, coursetalk, Mooctivity, CourseBuffet. Используя агрегатор Class Central, была получена статистика по количеству курсов на январь 2017 года для пяти крупнейших международных провайдеров МООК (Coursera, edX, FutureLearn, Canvas Network, Independent). Эта статистика приведена в таблице 1. Всего агрегатор Class Central предоставляет сведения о курсах 39 крупных провайдеров МООК.
Из данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие общие выводы. Пять крупнейших международных провайдеров МООК обеспечивают в общей сложности доступ к 4762 массовым открытым онлайн-курсам, что составляет примерно половину от всех созданных к настоящему моменту МООК. Доминирующим языком контента, размещенного в массовых открытых онлайн-курсах, является, безусловно, английский язык. На различных платформах провайдеров МООК, как
Теория и методика _ профессионального ^ образования
Таблица 1
Статистика МООК для 5 крупнейших международных провайдеров
От всех пяти провайдеров Coursera edX FutureLearn Canvas Network Independent
По всем категориям 4762 2333 1319 485 406 219
На английском языке 3978 1761 1171 478 392 176
(84%) (75%) (89%) (99%) (97%) (80%)
Self-paced 908 not available 756 not 81 71
(19%) (57%) available (20%) (32%)
Computer Science 489 274 160 23 7 25
(10%) (12%) (12%) (5%) (2%) (11%)
Mathematics 151 88 43 6 14 not
(3%) (4%) (3%) (1%) (3%) available
Education & Teaching 430 115 114 45 125 31
(9%) (5%) (9%) (9%) (31%) (14%)
Personal Development 119 72 15 12 14 6
(2%) (3%) (1%) (2%) (3%) (3%)
видно из таблицы 1, от 75% до 99% учебных курсов требуют знания Е è английского языка. о ^
За последние два года правила доступа к массовым открытым g ° онлайн-курсам и правила работы с ними значительно изменились. s i Например, ранее многие МООК были удобны для использования в учеб- | g ном процессе в смешанных моделях обучения [9; 10], т.к. предоставля- о § лись по схеме self-paced, когда запись на курс, изучение контента и кон- S vg трольные мероприятия доступны учащимся без привязки к конкретным с датам. Сейчас такие крупные провайдеры, как Coursera и FutureLearn, практически не имеют курсов, которые работают по схеме self-paced, что существенно ограничивает возможности выбора. Из таблицы 1 видно, что только 19% МООК относятся к self-paced курсам и поэтому гарантированно удобны для интегрирования в учебный процесс вуза.
Следует отметить, что информация, собранная с помощью агрега-торов, требует критического анализа, дополнительного исследования и оценки экспертов. Например, по сведениям агрегатора Class Central, платформа Datacamp занимает в рейтинге провайдеров МООК последнее место и предлагает для изучения всего два учебных курса. Однако специалистам известно, что это не так, и в настоящее время платформа Datacamp является одной из ведущих в мире платформ МООК в области Data Science. Знакомство с новой наукой о прикладном анализе данных, которая сейчас находится в стадии своего формирования, очень полезно для студентов математического факультета. На Datacamp в настоящий момент размещено около 60 постоянно доступных высококачественных учебных курсов по статистике и анализу данных, а также по программированию на языке Python и языке R. Но только два курса из предложенных на Datacamp являются полностью бесплатными, именно их регистрирует Class Central. При этом неограниченный доступ к изучению всех остальных курсов на Datacamp может быть получен за $29 в месяц или $300 в год, что значительно дешевле и доступнее аналогичных по качеству курсов пяти крупнейших провайдеров, названных выше. К тому же первый модуль для всех платных МООК на платформе Datacamp можно изучать бесплатно в любое удобное для учащегося время.
Из прошедших предварительный отбор массовых открытых онлайн-курсов были найдены «вручную» и исследованы МООК, которые, на взгляд авторов, могут быть полностью или частично интегрированы в учебный процесс по английскому языку для студентов математического факультета с применением различных моделей смешанного обучения. В таблице 2 представлены некоторые примеры массовых открытых онлайн-курсов, выбранных на завершающем этапе
Теория и методика профессионального образования
Таблица 2
Примеры выбранных МООК и их основные характеристики
№ п/п Название курса (категория), рейтинг в баллах из 5 Университет и платформа, преподаватели курса Продолжительность курса и учебная нагрузка Формы контроля
1. Machine Learning (Computer Science), 4,9 балла Stanford University via Coursera, Andrew Ng, Associate Professor, Stanford University; Chairman and Co-founder, Coursera 11 недель, 5-7 часов в неделю 1-2 задания в неделю
2. Introduction to Probability and Data, 1-й курс из специализации Statistics with R (Computer Science), 5 баллов Duke University via Coursera, Mine Çetinkaya-Rimdel Assistant Professor of the Practice 5 недель, 5-7 часов в неделю 2-3 теста в неделю, итоговый курсовой проект (взаимное оценивание сокурсниками)
3. Data Science Math Skills (Mathematics), 4,6 балла Duke University via Coursera, Daniel Egger, Executive in Residence and Director, Center for Quantitative Modeling Paul Bendich, Assistant research professor of Mathematics 4 недели, 3-5 часов в неделю 2-3 тренировочных теста и 1 оцениваемый тест в неделю
4. Learning Online: Learning and Collaborating (Education and Teaching), 4 балла University of Leeds via FutureLeam, Neil Morris, Carol Elston 2 недели, 2 часа в неделю 3 теста на весь курс
5. How to Succeed at: Interviews (Personal Development), 4 балла The University of Sheffield via FutureLeam, Pamela Hafekost and Hilaty Jones, Alison Clay, Marcus Zientek, Steve McCarthy ' 3 недели, 3 часа в неделю 2 теста на весь курс
о §
исследования из категорий Computer Science, Mathematics, Education & Teaching, Personal Development. Эти курсы могут быть рекомендованы для использования при обучении английскому языку студентов матема- g ° тического факультета МШ У. Студенты имеют возможность под руко- 1 1 водством преподавателя или самостоятельно изучать подходящий для | g них курс в соответствии с индивидуальными потребностями, интереса- о § ми и уровнем языковой подготовки. S vg
Практика показывает, что актуальная тематика курсов и аутентич- с ность материала важны для мотивации обучающихся. Встроенные аудио- и видеоматериалы, наличие глоссария, форумы облегчают работу над курсом. Тестовые задания, которые студенты выполняют вместе с тысячами учащихся со всего мира, - дополнительный вызов для мотивированных студентов. Доступность учебного материала в режиме онлайн (асинхронно) позволяет каждому студенту самостоятельно выбирать время выполнения заданий курса, их объем, скорость прохождения курса. Многие провайдеры, особенно такие крупные, как Coursera и edX, например, уже разработали мобильные приложения для гаджетов и делают обучение доступным для пользователя практически нон-стоп, позволяя иметь доступ к материалам курса через телефон или планшет в любом удобном месте: на улице, в транспорте, общественных местах. Это, несомненно, актуально для цифрового поколения учащихся, «живущих» в просторах интернета.
Формы работы с МООК могут быть самыми разнообразными, задача преподавателя - помочь студентам рационально построить собственный план обучения, который соответствовал бы требованиям утвержденных рабочих программ дисциплины «Иностранный язык», интегрировать работу по изучению МООК в общий план работы по изучаемой дисциплине, утвержденный кафедрой, организовать дополнительные формы контроля деятельности студентов в массовых открытых онлайн-курсах. Бесплатные аудио- и видеоматериалы, тексты лекций курса, задания для практической работы и программирования, а также тестовые материалы МООК предоставляют преподавателям большие возможности для использования этих ресурсов при создании пособий, методических рекомендаций, лабораторных работ с учетом потребностей своих студентов. Массовые открытые онлайн-курсы позволяют включать современные цифровые компоненты в учебный процесс для организации аудиторной и самостоятельной работы, что делает возможным достижение высоких результатов языкового образования в соответствии с отечественными и международными стандартами. Внедрение инноваций в учебный процесс на основе использования массовых открытых онлайн-курсов, построенных с учетом международных стандартов,
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о-а
О
1— . с
делает наших студентов частью мирового сообщества обучающихся и профессионально общающихся на английском языке.
История появления массовых открытых онлайн-курсов, их типология, технологии создания и применения в учебном процессе, влияние на глобальные преобразования в высшем образовании широко обсуждаются участниками образовательного процесса [1; 2; 6; 7]. Некоторые преподаватели университетов не без основания задаются вопросом, не окажет ли внедрение МООК разрушающее воздействие на существующие модели высшего образования. Споры идут, но следует заметить, что многие ведущие зарубежные и отечественные университеты активно участвуют в создании МООК для продвижения своих университетов, рекламируя свои образовательные услуги. Одновременно раздаются голоса, подвергающие сомнению качество образования, получаемого с помощью МООК. Наблюдается тенденция к монетизации данной модели обучения, хотя изначально массовые открытые онлайн-курсы позиционировались как доступные для всех желающих получить высшее образование бесплатно. Но большинство согласны с тем, что влияние МООК на образование будет кардинальным.
Массовые открытые онлайн-курсы представляют собой также важный источник «больших данных». Информация о поведении учащихся во время учебы на МООК является предметом пристального изучения специалистов в области образования. Эта информация анализируется и используется для совершенствования обучения в традиционных университетах, а не только в дистанционном образовании. Всесторонне исследуются потребности учащихся, их мотивы при записи на МООК. Опросы показывают, что студенты записываются на массовые открытые онлайн-курсы прежде всего в поисках новых знаний, в силу интереса к изучаемому предмету, ради нового опыта (академического и социального). Результаты исследований говорят о том, что сейчас мало кого из обучающихся интересует получение сертификата, не многие также связывают окончание обучения на МООК с продвижением по карьерной лестнице. Статистика показывает, что в среднем около 10% учащихся от общего числа записавшихся на курс заканчивают его и могут получить сертификат. Это в основном люди, которые уже имеют опыт получения образования, т.е. имеют степень бакалавра или магистра. Многие удовлетворены тем, что они прошли курс, не выполняя всех заданий и тестов, но они получили новые сведения, знания, необходимые для них. Вопрос об эффективности МООК, как мы видим, вряд ли может решаться с традиционной точки зрения, но требует особых критериев оценки. Государственные организации и частные компании как работодатели крайне заинтересованы в информации, которой
сейчас обладают провайдеры массовых открытых онлайн-курсов. Биз- | g
нес ищет выход на рынок образовательных услуг с использованием о ^
МООК, что может повлечь фундаментальные реформы в сфере суще- g ° ствующего образования.
Финансирование МООК, педагогика МООК, модели передачи зна- * g
¡Ео
ний, качество массовых открытых онлайн-курсов, роль преподавателей о pg и инструкторов в процессе обучения на МООК, роль и место обучаю- S о щихся в этом процессе, связь с традиционным обучением; реальная, с а не декларируемая доступность подобных курсов, в том числе вопросы, связанные с информационной грамотностью учащихся, доступностью для них информационных технологий; информационная безопасность участников процесса обучения; критерии успешности МООК - это наиболее часто обсуждаемый, но не полный перечень вопросов, связанных с появлением МООК.
Массовые открытые онлайн-курсы привносят новые технологии и новые бизнес-модели в высшее образование. Авторы видят в массовых открытых онлайн-курсах позитивные возможности совершенствования существующего высшего образования путем интегрирования МООК в учебный процесс вуза с применением смешанных моделей обучения. Глобализация в области высшего образования, увеличение спроса на высшее образование, в том числе в связи с потребностью учиться всю жизнь, возрастающая доступность информационных технологий, появление новых моделей обучения - все это говорит в пользу МООК.
Библиографический список
1. Андреев А.А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. 2014. № 6. С. 150-155.
2. Бадарч Д., Токарева Н.Г., Цветкова М.С. МООК: реконструкция высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 135-146.
3. Борщёва В.В. Организация программы экстенсивного чтения как механизм развития учебной автономии учащихся в процессе изучения иностранного языка // Rhema. Рема. 2015. № 1. С. 96-100.
4. Борщёва В.В. Особенности организации самостоятельной работы учащихся «цифрового поколения» в процессе изучения иностранного языка в вузе // Педагогика и психология образования. 2015. № 2. С. 30-34.
5. Борщева В.В., Чекун О.А. Модернизация практического курса «Иностранный язык» для студентов-бакалавров неязыковых факультетов средствами современных технологий // Современное языковое образование: инновации, проблемы, решения: Сб. научных трудов. М., 2015. Вып. 3. С. 6-9.
го о сс
ы
о л
^ л го
О CD
к о
Ф го го
л го
о .
Ы VO
сс и о
и
а. си
о-а
О
1— . с
6. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы // Высшее образование в России. 2013. № 3. С. 148-155.
7. Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Массовые открытые онлайн-курсы в зарубежном и российском образовании // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 3. С. 24-30.
8. Каракозов С.Д., Сулейманов Р.С., Уваров А.Ю. Техническая политика и этапы развития цифровой образовательной среды МШ У // Наука и школа. 2015. № 1. С. 17-27.
9. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Обучение английскому языку в вузе с использованием массовых открытых онлайн-курсов по экологической тематике // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 152-157.
10. Кашпарова В.С., Синицын В.Ю. Смешанное обучение при языковой подготовке магистров-экологов // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. № 32. С. 88-94.
СЛ.Буковский
Теоретические основы
креативного обучения иностранным языкам
в неязыковом вузе
Концепцией данной статьи является разработка автором методической основы метода креативного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. Автор интерпретирует преимущество предлагаемого им подхода и его важность в методике обучения иностранным языкам, предлагая детальный анализ содержания креативного обучения и функционирования его методических компонентов. В статье дается подробный методический и психологический анализ креативности обучения иностранному языку в неязыковом вузе, включая методические и психолого-педагогические функции и приемы обучения в рамках предлагаемого метода обучения.
Ключевые слова: креативный метод, креативный прием, функции обучения, неязыковой вуз, креативное мышление, коммуникативная компетенция, мотивация в обучении.