Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Информационно-коммуникативные технологии / вуз / система образования / процесс обучения / преподаватель / мотивация / самообразование / Information and communication technologies / university / education system / learning process / teacher / motivation / self-education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.В. Исайкин, Л.Э. Сухих, Ю.В. Сорокопуд

В статье рассматриваются «Информационно-коммуникативные технологии» как элемент, способствующий не только быстрому получению информации, но и как элемент, способствующий повышению мотивации у студентов. Решается проблема влияния ИКТ на современного студента и формы его выражения. В статье представлены четыре самых распространенных способа применения ИКТ в качестве элемента, повышающего мотивацию у современного студента к самообразованию. Дана краткая характеристика по каждому из представленных элементов. Материал, представленный в данной работе, позволяет нам сделать вывод какое самообразовательное мотивационное воздействие могут оказать ИКТ в процессе преподавания на преподавателя и его обучающихся. Авторы делают выводы о том, что ведущая роль ИКТ заключается в расширении образовательных возможностей, развитии личности обучающихся и раскрытии их потенциала, интенсификации, дифференциации и индивидуализации учебного процесса, повышении качества образования в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.В. Исайкин, Л.Э. Сухих, Ю.В. Сорокопуд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE WAYS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO INCREASE STUDENTS’ SELF-EDUCATIONAL MOTIVATION

The article considers “Information and communication technologies” as an element that contributes not only to the rapid receipt of information, but also as an element that contributes to increasing the motivation of students. Now it is necessary to determine how ICT can affect the modern student and in what forms it is expressed now. The article presents the four most common ways of using ICT as an element that increases the motivation of a modern student for self-education. A brief description of each of the presented elements is given. The material presented in this paper allows us to conclude what kind of self-educational motivational impact ICT can have in the process of teaching on the teacher and his students. The authors conclude that the leading role of ICT is to expand educational opportunities, develop the personality of students and reveal their potential, intensify, differentiate and individualize the educational process, improve the quality of education as a whole.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ»

сто как средство коммуникации, а полностью погружаются в глобальную сеть, тем самым, игнорируя происходящее вокруг

Как показал анализ работ обозначенной тематики [1; 4 и др.], к рассматриваемому типу интернет-зависимости ведут следующие черты личности ребёнка: синдром дефицита внимания и гиперактивности, одиночество, низкий уровень самоконтроля. Данный вид зависимости может быть вызван лишь набором факторов, а не каждым признаком в отдельности.

Обобщая опыт педагогов-практиков (Л.Н. Доронина и др.), можно отметить, что профилактическую работу с детьми нужно проводить в виде нетрадиционных форм уроков, классных часов в форме дискуссий, бесед, мозгового штурма, при организации групповой и индивидуальной работы учащихся.

При этом дети должны научиться добиваться следующих результатов (табл. 2): Таким образом, мы пришли к выводу о том, что большинство учёных делают упор на значимости педагогической деятельности как основного фактора, обеспечивающего профилактику компьютерной зависимости во всех её проявлениях.

Во избежание тяжёлых последствий в результате её возникновения следует тщательным образом, но при этом непринуждённо подготавливать свободное пространство для ребёнка, всегда интересоваться им, незаметно контролируя. Если же по каким-либо причинам зависимость всё-таки возникла и протекает в тяжёлой форме, то избавление от неё возможно только при комплексной работе специалистов разных профилей, в том числе медицинских, в связке с родителями, а также педагогов в процессе проведения специальных профилактических мероприятий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

1. Абдухаликова Н.А. К вопросу о компьютерной зависимости. Глобус: гуманитарные науки. 2021; № 4 (38): 16-18.

2. Авдюшкин В.В. Внешние и внутренние факторы информатизации образования. Молодой ученый. 2021; № 50 (392): 499-501.

3. Голдберг И. Расстройство Интернет-аддикция. Киберпсихология и поведение. 1996; Т. 3, № 4: 403-412.

4. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников. Молодой ученый. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Николаева А.А., Павлова Т.С. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости в школе. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 202-206.

6. Холл А., Парсонс Д. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии. Журнал консультации психического здоровья. 2001; Т. 23, № 4: 312-327.

7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006.

8. Янг К.С. Интернет аддикция: личностные черты, связанные с ее развитием. Киберпсихология и поведение. 1998; Т. 2, № 1: 46-51.

9. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.03.2022 г № 83. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410684/

10. Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

11. Доронина Л.Н. Профилактика интернет-зависимости детей младшего школьного возраста. Available at: https://infourok.ru/profilaktika-internet-zavisimosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-4930090.html

References

1. Abduhalikova N.A. K voprosu o komp'yuternoj zavisimosti. Globus: gumanitarnye nauki. 2021; № 4 (38): 16-18.

2. Avdyushkin V.V. Vneshnie i vnutrennie faktory informatizacii obrazovaniya. Molodoj uchenyj. 2021; № 50 (392): 499-501.

3. Goldberg I. Rasstrojstvo Internet-addikciya. Kiberpsihologiya ipovedenie. 1996; T. 3, № 4: 403-412.

4. Elkina A.E. Osobennosti komp'yuternoj zavisimosti u mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Nikolaeva A.A., Pavlova T.S. Rol' pedagoga v profilaktike komp'yuternoj zavisimosti v shkole. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 202-206.

6. Holl A., Parsons D. Internet addikciya: studencheskoe tematicheskoe issledovanie s pomosch'yu luchshih metodov poznavatel'noj terapii. Zhurnal konsul'tacii psihicheskogo zdorov'ya. 2001; T. 23, № 4: 312-327.

7. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya iprofilakiika: monografiya. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006.

8. Yang K.S. Internet addikciya: lichnostnye cherty, svyazannye s ee razvitiem. Kiberpsihologiya ipovedenie. 1998; T. 2, № 1: 46-51.

9. O merah po obespecheniyu uskorennogo razvitiya otrasli informacionnyh tehnologij Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.2022 g № 83. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410684/

10. Ob utvezhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

11. Doronina L.N. Profilaktika internet-zavisimosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Available at: https://infourok.ru/profilaktika-internet-zavisimosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-4930090.html

Статья поступила в редакцию 04.12.22

УДК 378

Isaikin I.V., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: Volk1o1@yandex.ru Sukhikh L.E., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: leonid97s@mail.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EFFECTIVE WAYS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO INCREASE STUDENTS' SELF-EDUCATIONAL MOTIVATION.

The article considers "Information and communication technologies" as an element that contributes not only to the rapid receipt of information, but also as an element that contributes to increasing the motivation of students. Now it is necessary to determine how ICT can affect the modern student and in what forms it is expressed now. The article presents the four most common ways of using ICT as an element that increases the motivation of a modern student for self-education. A brief description of each of the presented elements is given. The material presented in this paper allows us to conclude what kind of self-educational motivational impact ICT can have in the process of teaching on the teacher and his students.

The authors conclude that the leading role of ICT is to expand educational opportunities, develop the personality of students and reveal their potential, intensify, differentiate and individualize the educational process, improve the quality of education as a whole.

Key words: Information and communication technologies, university, education system, learning process, teacher, motivation, self-education.

Таблица 2

Система навыков детей по безопасному взаимодействию с Интернетом [11]

№ Навыки детей по безопасному и полезному для себя взаимодействию с Интернетом

1. распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность

2. распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации

3. научиться критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сети

4. отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной

5. избегать навязывания информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации

6. применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях

Библиографический список

И.В. Исайкин, аспирант кафедры педагогики и культуры здоровья Московского финансово-промышленного университета «Синергия», г. Москва,

E-mail: Volk1o1@yandex.ru

Л.Э. Сухих, аспирант кафедры педагогики и культуры здоровья Московского финансово-промышленного университета «Синергия», г. Москва,

E-mail: leonid97s@mail.ru

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва,

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, Е-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются «Информационно-коммуникативные технологии» как элемент, способствующий не только быстрому получению информации, но и как элемент, способствующий повышению мотивации у студентов. Решается проблема влияния ИКТ на современного студента и формы его выражения. В статье представлены четыре самых распространенных способа применения ИКТ в качестве элемента, повышающего мотивацию у современного студента к самообразованию. Дана краткая характеристика по каждому из представленных элементов. Материал, представленный в данной работе, позволяет нам сделать вывод какое самообразовательное мотивационное воздействие могут оказать ИКТ в процессе преподавания на преподавателя и его обучающихся. Авторы делают выводы о том, что ведущая роль ИКТ заключается в расширении образовательных возможностей, развитии личности обучающихся и раскрытии их потенциала, интенсификации, дифференциации и индивидуализации учебного процесса, повышении качества образования в целом.

Ключевые слова: Информационно-коммуникативные технологии, вуз, система образования, процесс обучения, преподаватель, мотивация, самообразование.

Современный мир быстро меняется. У современного преподавателя имеется острая необходимость непрерывно изучать и использовать информационные технологии, чтобы процесс обучения оставался актуальным и эффективным. Нужно комплексно подходить к своей профессиональной подготовке, анализируя как себя, так и студентов, настраивая их на процесс постоянного самообразования.

Современные технологии уже давно доказали свою эффективность в образовательном процессе. Информационно-коммуникативные технологии способны обеспечить на всех уровнях обучения эффективную передачу знаний, а также повысить общую результативность обучения [1-6]. Преподаватели уже в достаточной мере овладели базовыми навыками применения данных технологи, однако из-за их массовости в образовательном процессе сами технологии уже не являются мотивацией в образовательном процессе. Поэтому повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе в настоящее время становится актуальной проблемой. При этом ИКТ могут помочь эффективно решить данную проблему.

Прежде всего необходимо выделить несколько сложившихся противоречий в современной образовательной среде:

1. Студенты, используя интернет и социальные сети получают информацию в огромных объёмах по своей специальности, однако она имеет сумбурный характер, в следствии чего студент не может её правильно систематизировать и применить по назначению.

2. Так как объёмы получения информации в повседневной жизни из разных источников достаточно внушительные, то у обучающихся практически отсутствует мотивация к обучению и самообучению, а у современного общества сложилась потребность в активной, самообучаемой и самоопределяющейся личности.

Разрешение указанных противоречии требуют определённых усилий со стороны педагогической общественности. Мы предлагаем свое решение данной проблемы.

Целью данной статьи является определение основных способов повышения мотивации в образовательном процессе у студентов средствами ИКТ

Основные задачи данной работы:

1. Выделить основные способы повышения самообразовательной мотивации у студентов средствами ИКТ;

2. Проанализировать и обобщить опыт преподавателей предметников в рамках повышения мотивации у студентов средствами ИКТ;

3. Определить дальнейшие перспективы развития ИКТ не только как средства повышающего интенсивность образовательного процесса, но и как эффективное средство повышения самообразовательной мотивации.

Научная новизна статьи определяется в выявлении основных направлений дальнейшего развития информационно-коммуникативных технологий как инструмента для повышения самообразовательной мотивации у студентов.

Теоретическая значимость статьи заключается в расширении педагогического знания о способах применения ИКТ в системе высшего образования для повышения образовательной мотивации, но и повышение мотивации к самообразованию.

Практическая значимость работы заключается в представленных нами четырех способов повышения мотивации к образованию и самообразованию студентов, способствующих повышению мотивации к образованию и самообразованию.

Методы исследования. Анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы в общеобразовательном учреждении.

Если обратится к сети интернет и поискать различные официальные сайты ВУЗов, то можно заметить, что в большинстве своём в вузах поддерживается интерес у молодежи к взаимодействию с различными web ресурсами, а интерес напрямую способствует росту самообразовательной мотивации у студентов. А как показывают исследования последних лет [7 - 10], самообразовательная деятельность студентов играет огромную роль в процессе профессиональной подготовки и на протяжении всей их будущей профессиональной деятельности. Но закладывать навыки её организации и, прежде всего. средствами информационных технологий, призвана образовательная среда вуза, которую преподаватели различных дисциплин используют в процессе обучения.

Преподаватели и студенты чаще всего используют в своей образовательной и самообразовательной деятельности следующие элементы ИКТ:

- электронные образовательные ресурсы;

- создание мини социальных сетей;

- электронные системы тестирования;

- электронная балльная рейтинговая система оценки студента.

Электронные образовательные ресурсы в настоящее время достаточно

прочно укрепились в образовательной системе не только школы, но и вуза. Преподаватели активно обмениваются опытом применения ЭОР в образовательном процессе, открываются курсы повышения квалификации по созданию ЭОР

ЭОР не только способствуют быстрой подаче материала студентам (так как больше не надо «начитывать» им огромные пласты информации, рисовать таблицы и схемы, развешивать карты и т. д), но и позволяют сократить время поиска необходимой информации до минимума. Однако в настоящее время ещё не сложилось до конца практика поиска информации среди студентов через ЭОР, так как больше 80% студентов продолжают поиски образовательной информации через «Интернет».

Так повышают ЭОР образовательную мотивацию у студентов? Очевидно, что да, так как ЭОР позволяют быстро сменять вид деятельности у студентов. Это позволяет восстанавливать у обучающихся внимание в процессе занятия. Если мы обратимся к материалам учебно-методического комплекса в ЭОР, то можно заметить огромный пласт информации и возможностей для взаимодействия с обучающимися: аудио фрагменты, интерактивные таблицы и схемы, видео фрагменты с интерактивными заданиями и т.д. [1].

Довольно популярна в настоящее время разработка мультимедийного учебно-методического комплекса, который повышает мотивацию к работе не только у студентов, но и у преподавателей, так как им нужно тратить гораздо меньше времени на подготовку к занятию, убирается рутина из образовательного процесса, а также повышается мотивация к самообразованию.

Создание мини социальных сетей. Социальные сети достаточно сильно укоренились в нашей повседневной жизни. Сейчас мы слабо себе представляем, как бы мы так быстро взаимодействовали с окружающим миром без их влияния. Социальные сети - это идеальный инструмент для повышения мотивации. Они позволили многим найти себе объединения по интересам и темам для общения. На примере обучения английскому языку легко видно, что использование социальных сетей, сайтов и страничек для общения способствуют повышению мотивации для студентов. Социальные сети могут выступать в качестве образовательной платформы для обучения. Это облегчает взаимодействие

с преподавателем и делает его более индивидуальным в отношении каждого студента.

Так же в отличии от обычного аудиторного обучения, социальные сети не имеют такого строго лимита по группам обучающихся. Социальные сети позволяют быстро проводить тестирования, опросы и т. д. Одним из наиболее важных аспектов применения социальных сетей в образовательном процессе является то, что они способствуют развитию мотивации у студентов к исследовательской деятельности [2].

Оперативность, одно из самых значимых преимуществ которое может предоставить нам любая социальная сеть. Студенты могут напрямую оперативно попросить помощь в сложном вопросе или комментарии у своего преподавателя.

Однако при этом преподаватель должен помнить, что необходимо четко подходить к выбору заданий и способов взаимодействия с обучающейся группой. А задания используемые в социальных сетях отвечают основным требованиям: разнообразие, проблемность, учеба с удовольствием.

Электронные системы тестирования. На современном этапе образовательных реформ и масштабных трансформационных процессов, которые переживает наша страна, применение современных педагогических методов и технологий образования, в том числе и электронные системы тестирования, на практике играет все более значительную роль.

Компьютерная оценка играет все более важную роль в преподавании и обучении. Компьютерная оценка используется для управления или поддержки процесса оценивания. Хорошо написанное автоматизированное тестирование, скорее всего, будет объективным тестированием: тестированием, которое может быть оценено объективно и, таким образом, обеспечивает высокую надежность. Преимущество заключается в том, что тесты можно быстро и легко оценивать, а также адаптировать для широкого диапазона обучающихся.

Электронные системы тестирования имеют следующие возможности:

• Большой охват информации, аудитории и т.д.;

• Оценки легко комментируются преподавателем;

• Можно реализовать различные подсказки в тестовых вопросах;

• Можно скорректировать процесс обучения согласно результатам проведённого тестирования;

• Простота администрирования, позволяющая лучше управлять тестированием.

Подведём небольшой итог. Тестирование и его систематическое использование позволяет выстроить рейтинг обучающихся, оценить качество усвоенного материала, в том числе и при самообразовании, мотивирует студента для подготовки к занятиям. Тестирование позволяет нам осуществлять грамотно контроль знаний, посредством которого мы можем правильно построить учебный процесс у студентов и попытаться замотивировать обучающегося на поиск необходимой информации по актуальной проблеме в учебном процессе [3].

Электронная балльно-рейтинговая система. Все больше университетов переходят на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов, а это значит, что "расслабиться" в семестре больше не удастся.

Плюсы и минусы балльно-рейтинговой системы

Балльно-рейтинговая система имеет ряд серьезных преимуществ:

• систематическая работа студентов в течение всего учебного года позволяет более эффективно осваивать учебный материал, при этом увеличение нагрузки в семестре компенсируется отсутствием "перенапряжения" за сессию;

• необходимость вовремя сдавать промежуточные работы;

• студенты имеют возможность зарабатывать баллы на тех видах деятельности, в которых они наиболее сильны - кто-то предпочитает устные презентации, кто-то сосредотачивается на письменной работе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• итоговая оценка становится более предсказуемой и «прозрачной», у ученика появляется больше возможностей влиять на нее;

• студенты, которым не чужд «дух соперничества», получают дополнительную - и довольно сильную - мотивацию к обучению.

Библиографический список

Однако то, насколько адекватна данная система в каждом конкретном случае, во многом зависит от высшего учебного заведения и от конкретного преподавателя. Такая система оценки значительно увеличивает объем его работы: он должен разработать и утвердить систему оценки на собрании кафедры, придумать задания и потратить время в течение семестра на их проверку.

Но нельзя не заметить, что зачастую неразвитая система начисления накопительных баллов приводит к «дисбалансу» - например, простое присутствие на занятии оказывается «дороже», чем успешно выполненная работа, а несколько слов «в тему», сказанных на семинаре, приносят столько баллов, сколько трудоемкое письмо. И в таких случаях трудно говорить о повышении мотивации. Если преподаватель подойдёт правильно к применению данной системы в своём образовательном процессе, он сможет не только замотивировать обучающихся, но и грамотно организовать своё взаимодействие со студентами.

Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль в процессе профессиональной подготовки специалистов (бакалавров, магистров) различных направлений. При этом профессиональное образование приспосабливается к современным реалиям осуществления профессиональной деятельности, которая в последнее время существенно изменилась под влиянием информатизации и цифровизации.

Нами был изучен Атлас современных профессий [6], применительно к профессиональной деятельности в сфере образования, из которого следует, что появились новые виды профессиональной педагогической деятельности, связанные с информационными технологиями:

1. Тьютор - организатор деятельности обучаемых, в том числе в условиях цифровой среды конкретного образовательного учреждения

2. Игромастер - разработчик образовательных игр (на любые темы). В том числе, на основе информационных технологий. Такие игры могут использоваться для погружения в обучающую среду (в том числе, виртуальную) с практической точки зрения;

3. Тренер по майнд-фитнесу - педагог, который тренирует память, внимание и другие когнитивные навыки учеников с помощью специальных приложений и онлайн-игр.

4. Игропедагог - виртуальный персонаж, которые обучает внутри образовательной игры. Такое явление наиболее актуально в современной реальности, где дети уже с трех лет пользуются телефонами и играют в игры онлайн.

Для эффективной профессиональной подготовки необходимо у будущих педагогов сформировать готовность к осуществлению педагогической деятельности на основе информационных технологий, в том числе готовность осваивать при необходимости новые её виды, появляющиеся в последнее время в связи с научно - техническим прогрессом и изменением социально-культурных условий функционирования системы образования [5].

На основании наших исследований можно сделать следующие выводы. ИКТ в настоящее время - это универсальное средство обучения, которое способствует не только формированию у учащихся знаний, умений, навыков, но и развивает личность, повышает мотивацию, как к обучению, так и самообразованию. Информационно-коммуникативные технологии занимают особое место в формировании профессиональных компетенций студентов вузов. Ведущая роль ИКТ заключается в расширении образовательных возможностей, развитии личности обучающихся и раскрытии их потенциала, интенсификации, дифференциации и индивидуализации учебного процесса, повышении качества образования в целом.. [4]

Разнообразие видов ИКТ и способов их интеграции в образовательную среду и педагогическую деятельность в контексте запросов современной системы образования позволяют преподавателю более эффективно проектировать информационную среду взаимодействия и влиять на развитие мотивации у студентов.

Лекции с использованием ИКТ дают возможность студентам улучшать свои навыки: ведения заметок, обсуждения, критического осмысления информации и т.д., которые необходимы для продуктивного общения в современном мире.

1. Лузгарева О.И., Тумандеева Т.В., Кузнецова Т.А. Активизация мотивации учебной деятельности студентов-спортсменов и преподавателей вуза с помощью электронных образовательных ресурсов. Фундаментальные исследования. 2013; № 10-13: 2911-2915.

2. Соломатина А.Г. Социальные сети как инструмент повышения мотивации к изучению иностранных языков студентов вузов. Перспективы науки и образования. 2018; №2 (32): 230-235.

3. Зуева Н.В. Использование тестовых заданий для повышения качества знаний и формирования мотивации к познавательной деятельности обучающихся. Available at: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/3484063

4. Абилдаева А.Х. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Перспективы развития информационных технологий. 2015; №27. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikat sionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya

5. Данилушкин А.Ю., Кашицин А.М., Сорокопуд Ю.В., Редькина Л.И. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов - будущих педагогов. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Атлас новых профессий 3.0. / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. Москва, Альпина ПРО, 2021: 472.

7. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт МОСКОВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО УНИВЕРСИТЕТА). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 266-268.

8. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Самара, 2008.

9. Айсувакова Т.П., Биктина Н.Н., Глазева М.А. и др. Научные исследования: информация, анализ, прогноз: коллективная монография. Воронеж, 2010; Том 29.

10. Айсувакова Т.П., Дмитриев М.М. Теоретические основы взаимосвязи вербальных и невербальных средств общения в межличностной коммуникации. Педагогический вестник. 2019; № 8: 12-14.

References

1. Luzgareva O.I., Tumandeeva T.V., Kuznecova T.A. Aktivizaciya motivacii uchebnoj deyatel'nosti studentov-sportsmenov i prepodavatelej vuza s pomosch'yu 'elektronnyh obrazovatel'nyh resursov. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; № 10-13: 2911-2915.

2. Solomatina A.G. Social'nye seti kak instrument povysheniya motivacii k izucheniyu inostrannyh yazykov studentov vuzov. Perspektivy naukiiobrazovaniya. 2018; №2 (32): 230-235.

3. Zueva N.V. Ispol'zovanie testovyh zadanij dlya povysheniya kachestva znanij i formirovaniya motivacii k poznavatel'noj deyatel'nosti obuchayuschihsya. Available at: https://nic-snail.ru/pedagogu/articles/3484063

4. Abildaeva A.H. Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe obucheniya. Perspektivy razvitiya informacionnyh tehnologij. 2015; №27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikat sionnyh-tehnologiy-v-protsesse-obucheniya

5. Danilushkin A.Yu., Kashicin A.M., Sorokopud Yu.V., Red'kina L.I. Formirovanie gotovnosti k professional'noj deyatel'nosti studentov - buduschih pedagogov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95): 141-143.

6. Atlas novyh professij 3.0. / Pod red. D. Varlamovoj, D. Sudakova. Moskva, Al'pina PRO, 2021: 472.

7. Ajsuvakova T.P., Borisevich M.M., Lebedeva O.P., Sorokopud Yu.V. Formirovanie sposobnosti k samoobrazovaniyu u studentov gumanitarnyh special'nostej na osnove mobil'nyh i internettehnologij (opyt MOSKOVSKOGO MEZhDUNARODNOGO UNIVERSITETA). Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 266-268.

8. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

9. Ajsuvakova T.P., Biktina N.N., Glazeva M.A. i dr. Nauchnye issledovaniya: informaciya, analiz, prognoz: kollektivnaya monografiya. Voronezh, 2010; Tom 29.

10. Ajsuvakova T.P., Dmitriev M.M. Teoreticheskie osnovy vzaimosvyazi verbal'nyh i neverbal'nyh sredstv obscheniya v mezhlichnostnoj kommunikacii. Pedagogicheskij vestnik 2019; № 8: 12-14.

Статья поступила в редакцию 02.11.22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.