Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследование / профилактика / интернет-зависимость / младшие школьники / родители / педагог / research / prevention / Internet addiction / younger students / parents / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.М. Миназова, Л.И. Джегистаева, А.М. Батырова

В статье рассматриваются роль и особенности профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Авторы подчеркивают, что одной из главных задач, стоящих перед преподавателем начальной школы, как отражено в ФГОС НОО, является создание тех образовательных и внешних условий, которые позволили бы детям делать определенные выводы, приводить подтверждения, связанные между собой, без опоры на информационные средства связи, существующие в современном мире в эпоху IТ-технологий. Уделено внимание профилактике интернет-зависимости как организованной работе – систематической, комплексной, объёмной по количеству и сущностному содержанию, что является основополагающим фактором, препятствующим появлению данного рода зависимости. Авторы пришли к выводу, что во избежание тяжёлых последствий в результате её возникновения следует тщательным образом, но при этом непринуждённо создавать свободное пространство для ребёнка и всегда интересоваться им, незаметно контролируя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article discusses the role of prevention of Internet addiction in younger students. The authors emphasize that one of the main tasks of the Federal State Educational Standard of the new generation for elementary school is working out the creation of those educational and external conditions that would allow children to draw certain conclusions, provide confirmations related to each other, without relying on information means of communication in the modern world and the era of IT technologies. Attention is paid to prevention as an organized work – systematic, comprehensive, voluminous in terms of the amount of work and essential content, which is written in an accessible way and presented in an emotional, interesting language for children. The authors come to conclusion that in order to avoid serious consequences as a result of occurrence of the addiction to Internet, one should carefully prepare free space for the child and always be interested in him, imperceptibly controlling him.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Библиографический список

1. Кузнецов И.Б. Структура педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации. Глобальный научный потенциал. 2022; № 3 (132): 168-173.

2. Кузнецов И.Б. Диалектические основы гуманитарной составляющей профессионального образования. Глобальный научный потенциал. 2021; № 3 (120): 149-155.

3. Кузнецов И.Б. Интегральная характеристика компетенции «профессиональная ответственность» специалиста гражданской авиации. Перспективы науки. 2021; № 11 (146): 244-250.

4. Алексеев В.Е., Захарова Д.В. Теория графов: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017.

5. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London: Prentice Hall, 1985.

6. Кун Т. Структура научных революций: Перевод с английского Т. Кун. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.

References

1. Kuznecov I.B. Struktura pedagogicheskoj koncepcii formirovaniya professional'noj otvetstvennosti specialistov grazhdanskoj aviacii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2022; № 3 (132): 168-173.

2. Kuznecov I.B. Dialekticheskie osnovy gumanitarnoj sostavlyayuschej professional'nogo obrazovaniya. Global'nyj nauchnyj potencial. 2021; № 3 (120): 149-155.

3. Kuznecov I.B. Integral'naya harakteristika kompetencii «professional'naya otvetstvennost'» specialista grazhdanskoj aviacii. Perspektivy nauki. 2021; № 11 (146): 244-250.

4. Alekseev V.E., Zaharova D.V. Teoriya grafov: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet, 2017.

5. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London: Prentice Hall, 1985.

6. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij: Perevod s anglijskogo T. Kun. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 371

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Dzhegistayeva L.I., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: Lara95_95@mail.ru

Batyrova A.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

FEATURES OF PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article discusses the role of prevention of Internet addiction in younger students. The authors emphasize that one of the main tasks of the Federal State Educational Standard of the new generation for elementary school is working out the creation of those educational and external conditions that would allow children to draw certain conclusions, provide confirmations related to each other, without relying on information means of communication in the modern world and the era of IT technologies. Attention is paid to prevention as an organized work -systematic, comprehensive, voluminous in terms of the amount of work and essential content, which is written in an accessible way and presented in an emotional, interesting language for children. The authors come to conclusion that in order to avoid serious consequences as a result of occurrence of the addiction to Internet, one should carefully prepare free space for the child and always be interested in him, imperceptibly controlling him.

Key words: research, prevention, Internet addiction, younger students, parents, teacher.

З.М. Миназоеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Л.И. Джегистаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: Lara95_95@mail.ru

А.М. Батыроеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются роль и особенности профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Авторы подчеркивают, что одной из главных задач, стоящих перед преподавателем начальной школы, как отражено в ФГОС НОО, является создание тех образовательных и внешних условий, которые позволили бы детям делать определенные выводы, приводить подтверждения, связанные между собой, без опоры на информационные средства связи, существующие в современном мире в эпоху IT-технологий. Уделено внимание профилактике интернет-зависимости как организованной работе -систематической, комплексной, объёмной по количеству и сущностному содержанию, что является основополагающим фактором, препятствующим появлению данного рода зависимости. Авторы пришли к выводу, что во избежание тяжёлых последствий в результате её возникновения следует тщательным образом, но при этом непринуждённо создавать свободное пространство для ребёнка и всегда интересоваться им, незаметно контролируя.

Ключевые слова: исследование, профилактика, интернет-зависимость, младшие школьники, родители, педагог.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной жизни общества существует необходимость в информатизации [1-8]. В связи с этим был издан указ Президента РФ от 02.03.2022 г № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий Российской Федерации» [9]. Создание данного документа было продиктовано тем, что от имеющихся условий напрямую зависит уровень интернет-зависимости младших школьников, который, в свою очередь, влияет на успешность ребенка в учебной деятельности.

В ФГОС НОО отмечено, что одной из главных задач, стоящих перед преподавателем начальной школы, является создание тех образовательных и внешних условий, которые позволили бы детям делать определенные выводы, приводить подтверждения, связанные между собой, без опоры на информационные средства, существующие в нашем современном мире в эпоху 1Т-технологий [10].

С появлением Интернета в домах людей наша жизнь изменилась. Его использование, как и говорилось ранее, имеет большое положительное воздействие: в нем собрано большое количество информации, которой мы можем воспользоваться, не выходя из дома, или наоборот - быть рядом с гаджетом, у которого есть выход в Интернет, общаться с другими людьми, находящимися на дальних расстояниях от нас, совершать всевозможные покупки.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Основные задачи статьи:

- рассмотрение понятия «интернет-зависимость»;

- изучение специфических проявлений интернет-зависимости у младших школьников;

- анализ подходов к организации профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ личного педагогического опыта работы с младшими школьниками по профилактике интернет-зависимости.

Научная новизна статьи определяется выявлением специфических особенностей младших школьников, возникающих при интернет-зависимости.

Теоретическая значимость заключается в обогащении педагогической науки знаниями в области профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Практическая значимость состоит в выявлении особенностей и значимости программы взаимодействия педагога с учащимися, направленной на профилактику компьютерной зависимости у младших школьников.

Социальные сети служат для молодого поколения ежедневником, где можно выразить свои мысли и чувства. Много детей, которые с ранних лет получают доступ к компьютеру и Интернету, в школьные годы переживают виртуальную взрослую жизнь. Разные статусы, умные цитаты, вульгарные шутки, общение не только со сверстниками, но и с любым собеседником - все это формирует незрелую личность ребенка. Поэтому очень важно, чтобы был контроль со стороны взрослых, прежде всего родителей.

Спектр негативных последствий интернет-пространства гораздо шире: формирование неправильных ценностных ориентиров; неспособность выделить виртуальную реальность от действительности; уменьшение способности строить личные отношения с окружающими [1, с. 16].

Отрицательный эффект заключается и в том, что при превышении времени, допустимого для работы на компьютере, у большинства людей возникают проблемы с осанкой, появляется мышечное напряжение и деформация позвоночника. Возникают нарушения зрения, спазм мускулатуры лица, головная боль. Большое увлечение онлайн-играми приводит к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности ребенка. Круг интересов сужается, уменьшается или совсем исчезает общение, ребенку сложно устанавливать новые контакты с людьми. В результате возникают проблемы с обучением, отсутствие взаимопонимания с родителями и друзьями и, как следствие, недовольство собой, потеря смысла жизнь. Негативной стороной глобальной компьютерной сети является широкое распространение разной информации сомнительного содержания.

Согласно ФГОС НОО [10], при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования предусматривается решение следующих основных задач (табл. 1):

Таблица 1

Задачи ФГОС НОО [10]

№ Ведущие задачи подготовки учащихся на начальной ступени образования

1. формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья

2. обеспечение доступности получения качественного начального общего образования

3. выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности

4. становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости

5. обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования

6. участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии вну-тришкольной социальной среды

Безусловно, решение этих задач невозможно без применения современных технологий и, прежде всего, информационных и интернет-технологий.

И компьютеры, и ноутбуки плотно вошли в нашу жизнь, и сейчас находятся в каждом доме и в любом учебном заведении, что и доказывает некую иллюзию знаменитой пирамиды Маслоу, которая теперь не задействована в осуществлении материальных потребностей, а зациклена на проблемах общения и погружения в виртуальный мир. На наш взгляд, первое, что сегодня бросается в глаза, -это абсолютное число граждан, которые обладают смартфонами с непрерывным подключением к сети. Дети начинают пользоваться компьютерной техникой, смартфонами в раннем дошкольном возрасте. И, безусловно, образовательный процесс должен ориентироваться на эту реальность, что и происходит достаточно активно в образовательных учреждениях.

Использование интерактивной мультимедийной системы позволяет педагогу сделать объяснение материала более интересным и легче запоминающимся, а также независимым непосредственно от физиологических ресурсов каждого человека. В цифровой формат переведены эксперименты, проекты, необходимые на уроках в начальной школе, на которые раньше требовалось достаточное количество времени. Так, например, в ходе освоения дисциплины «Окружающий мир» где при закреплении нового материала используется интерактивный подход к нему.

На уроках используются интерактивные приложения к учебникам для лучшего запоминания и закрепления материала на уроках, который можно сконцентрировать в рамках одного видеоролика. Применение 1Т-технологий на уроках помогает учащимся самостоятельно работать и проектировать графические модели, рассматривая и представляя наиболее интересные для них схемы и графики.

Это дает визуальные представления о явлениях и объектах. Тем самым учащимся проще и нагляднее усваивать и обрабатывать большие объемы информации. Общим для всех интернет-зависимых является желание избавиться

от «давления» окружающей социальной среды, проблем на работе и в межличностных отношениях, получить эмоциональную поддержку

Правильно организованная работа в Интернете способствует духовному обогащению детей, выработке соответствующего отношения к жизни, активной жизненной позиции, их социальному росту.

Компьютерные игры также способствуют развитию творческого мышления, овладению новыми знаниями, логическими операциями. Организованные в разумных пределах они дают ребенку возможность для активной эмоциональной разрядки.

К положительным последствиям относятся также:

- формирование деловой мотивации,

- развитие логического, оперативного мышления,

- умение прогнозировать,

- развитие художественного вкуса и навыков.

Сегодня известно множество увлекательных развивающих игровых программ, учитывающих возраст, индивидуальные возможности и склонности ребенка, способствующих формированию у него отвлеченного мышления.

Как утверждают педагоги, программисты, компьютерные обучающие системы обеспечивают контроль и управление учебным процессом, строя динамическую модель обучения для конкретного учащегося с учетом особенностей его мышления, памяти, восприятия и понимания материала.

Но, к сожалению, активное использование информационных, в частности, интернет-технологий, нередко приводит в возникновению у детей интернет-зависимости.

Сущность понятия интернет-зависимости (аddiction, IA, Internet аddiction disorder, IAD) заключается в том, что это психическое расстройство, навязчивое желание выйти в Интернет и болезненная неспособность вовремя отключиться от него [8, с. 45]

В борьбе с любым видом зависимости и ее предотвращением самое главное - осознать проблему и начать её решать. Вернуть ребенка в реальную жизнь из виртуального мира иногда бывает сложно. В проанализированной нами литературе отмечается, что для Российской Федерации нового тысячелетия характерна социальная отрешенность, которая в первую очередь характеризуется потерей авторитета у развивающегося индивидуума «традиционных», принятых в обществе давних общественных институтов, что делает востребованным интернет как институт социализации.

В результате постоянного использования IT-технологий изменяется память, упрощается разговор за счет уменьшения словарного запаса, у пользователей появляется чувство «обратимости» поведения, увеличивается субъективный анализ («правильности») собственных мыслей. Использование Интернета ведет к «аутизации» человека и формированию аддикции, т. е. состояния психической, физической, или и той, и другой зависимости от наркотиков, а также от компьютерных игр, Интернета и других химических и нехимических видов воздействия на человека, возникающее после периодического или продолжительного употребления данного вида воздействия.

Чтобы справится с проблемой зависимости, особенно у детей младшего возраста, необходимо грамотно найти подход к каждому такому ребенку. Часто для этого имеет смысл получить консультацию психолога, который не вовлечен в семейную ситуацию и может увидеть ее со стороны, более нейтрально. Помочь лучше понять существующие трудности и составить план помощи подростку в преодолении интернет-зависимости могут консультанты Детского телефона доверия.

Очень часто игровая компьютерная зависимость связана с разными видами личного содержания - желанием быть причастным к жизни в различных общественных группах и т. п., что оказывает благотворное воздействие на социализацию любой развивающейся личности. Но на этом этапе коммуникации имеются определённые риски, т. к. в интернет-среде большое количество ресурсов антисоциальной направленности, которые внедряют свои нормы и правила, не отвечающие ценностям общества.

Распространенность интернет-аддикции оценивать очень трудно в силу большой динамики распространения и разных критериев. Следует ограничивать использование ребенком Интернета и установить временные ограничения. Тк, подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2 часов в сутки.

Работа за компьютером у ребенка должна занимать определенное количество времени с учетом перерывов между занятиями на перекус и определенного вида разминку. Эти ограничения связаны с тем, что подрастающий организм ребенка еще не полностью сформирован и легко может деформироваться от постоянного пребывания перед монитором.

Как уже было отмечено, возвращение ребенка из виртуального мира компьютерных игр очень непростой. Многие ученые поднимали этот вопрос. Психологи разработали и продолжают разрабатывать памятки, тренинги и всевозможные инструкции для родителей и учителей, которые столкнулись с такой серьезной проблемой подрастающего поколения.

Интернет дает возможность общения между людьми, которые находятся дальнем расстоянии друг от друга. В загруженном мире, где большую часть свободного времени занимает работа, людям только и остается, что использовать различные возможности Интернета. Общение с людьми - вот что в первую очередь привлекает нас. У детей все намного сложнее. Они используют его не про-

сто как средство коммуникации, а полностью погружаются в глобальную сеть, тем самым, игнорируя происходящее вокруг.

Как показал анализ работ обозначенной тематики [1; 4 и др.], к рассматриваемому типу интернет-зависимости ведут следующие черты личности ребёнка: синдром дефицита внимания и гиперактивности, одиночество, низкий уровень самоконтроля. Данный вид зависимости может быть вызван лишь набором факторов, а не каждым признаком в отдельности.

Обобщая опыт педагогов-практиков (Л.Н. Доронина и др.), можно отметить, что профилактическую работу с детьми нужно проводить в виде нетрадиционных форм уроков, классных часов в форме дискуссий, бесед, мозгового штурма, при организации групповой и индивидуальной работы учащихся.

При этом дети должны научиться добиваться следующих результатов (табл. 2):

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что большинство учёных делают упор на значимости педагогической деятельности как основного фактора, обеспечивающего профилактику компьютерной зависимости во всех её проявлениях.

Во избежание тяжёлых последствий в результате её возникновения следует тщательным образом, но при этом непринуждённо подготавливать свободное пространство для ребёнка, всегда интересоваться им, незаметно контролируя. Если же по каким-либо причинам зависимость всё-таки возникла и протекает в тяжёлой форме, то избавление от неё возможно только при комплексной работе специалистов разных профилей, в том числе медицинских, в связке с родителями, а также педагогов в процессе проведения специальных профилактических мероприятий в урочной и внеурочной деятельности младших школьников.

1. Абдухаликова Н.А. К вопросу о компьютерной зависимости. Глобус: гуманитарные науки. 2021; № 4 (38): 16-18.

2. Авдюшкин В.В. Внешние и внутренние факторы информатизации образования. Молодой ученый. 2021; № 50 (392): 499-501.

3. Голдберг И. Расстройство Интернет-аддикция. Киберпсихология и поведение. 1996; Т. 3, № 4: 403-412.

4. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников. Молодой ученый. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Николаева А.А., Павлова Т.С. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости в школе. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 202-206.

6. Холл А., Парсонс Д. Интернет аддикция: студенческое тематическое исследование с помощью лучших методов познавательной терапии. Журнал консультации психического здоровья. 2001; Т. 23, № 4: 312-327.

7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография. Днепропетровск: Пороги, 2006.

8. Янг К.С. Интернет аддикция: личностные черты, связанные с ее развитием. Киберпсихология и поведение. 1998; Т. 2, № 1: 46-51.

9. О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.03.2022 г № 83. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410684/

10. Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

11. Доронина Л.Н. Профилактика интернет-зависимости детей младшего школьного возраста. Available at: https://infourok.ru/profilaktika-internet-zavisimosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-4930090.html

References

1. Abduhalikova N.A. K voprosu o komp'yuternoj zavisimosti. Globus: gumanitarnye nauki. 2021; № 4 (38): 16-18.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Avdyushkin V.V. Vneshnie i vnutrennie faktory informatizacii obrazovaniya. Molodoj uchenyj. 2021; № 50 (392): 499-501.

3. Goldberg I. Rasstrojstvo Internet-addikciya. Kiberpsihologiya ipovedenie. 1996; T. 3, № 4: 403-412.

4. Elkina A.E. Osobennosti komp'yuternoj zavisimosti u mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Nikolaeva A.A., Pavlova T.S. Rol' pedagoga v profilaktike komp'yuternoj zavisimosti v shkole. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020; № 3 (140): 202-206.

6. Holl A., Parsons D. Internet addikciya: studencheskoe tematicheskoe issledovanie s pomosch'yu luchshih metodov poznavatel'noj terapii. Zhurnal konsul'tacii psihicheskogo zdorov'ya. 2001; T. 23, № 4: 312-327.

7. Yur'eva L.N., Bol'bot T.Yu. Komp'yuternaya zavisimost': formirovanie, diagnostika, korrekciya iprofilakiika: monografiya. Dnepropetrovsk: Porogi, 2006.

8. Yang K.S. Internet addikciya: lichnostnye cherty, svyazannye s ee razvitiem. Kiberpsihologiya ipovedenie. 1998; T. 2, № 1: 46-51.

9. O merah po obespecheniyu uskorennogo razvitiya otrasli informacionnyh tehnologij Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 02.03.2022 g № 83. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410684/

10. Ob utverzhdenii federal'nogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii ot 31.05.2021 № 286. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028

11. Doronina L.N. Profilaktika internet-zavisimosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Available at: https://infourok.ru/profilaktika-internet-zavisimosti-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-4930090.html

Статья поступила в редакцию 04.12.22

УДК 378

Isaikin I.V., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: Volk1o1@yandex.ru Sukhikh L.E., postgraduate, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: leonid97s@mail.ru

Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

EFFECTIVE WAYS TO USE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES TO INCREASE STUDENTS' SELF-EDUCATIONAL MOTIVATION.

The article considers "Information and communication technologies" as an element that contributes not only to the rapid receipt of information, but also as an element that contributes to increasing the motivation of students. Now it is necessary to determine how ICT can affect the modern student and in what forms it is expressed now. The article presents the four most common ways of using ICT as an element that increases the motivation of a modern student for self-education. A brief description of each of the presented elements is given. The material presented in this paper allows us to conclude what kind of self-educational motivational impact ICT can have in the process of teaching on the teacher and his students.

The authors conclude that the leading role of ICT is to expand educational opportunities, develop the personality of students and reveal their potential, intensify, differentiate and individualize the educational process, improve the quality of education as a whole.

Key words: Information and communication technologies, university, education system, learning process, teacher, motivation, self-education.

Таблица 2

Система навыков детей по безопасному взаимодействию с Интернетом [11]

№ Навыки детей по безопасному и полезному для себя взаимодействию с Интернетом

1. распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность

2. распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации

3. научиться критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сети

4. отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной

5. избегать навязывания информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации

6. применять эффективные меры самозащиты от нежелательных для них информации и контактов в сетях

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.