Научная статья на тему 'РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ'

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
роль / педагог / родители / профилактика / компьютерная зависимость / школьники / role / teacher / parents / prevention / computer addiction / schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш.И. Булуева, И.Р. Гумашвили, Н.А. Абдуллаева

В статье рассматривается роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Авторы представляют результаты анализа психолого-педагогической литературы, рассматривающей эту проблему с точки зрения различных ученых. Изучаемая проблема заключается в том, что множество родителей, будучи погрязшими в своих рабочих заботах и проблемах, забывают о том, что их ребёнок в силу возраста нуждается в постоянном, но деликатном вмешательстве и контроле за их досугом, но мало из них вникают и задаются вопросами о способах его «цифрового» свободного времяпрепровождения, о пользе и вреде той или иной игры, о контенте посещаемых им сайтов. Авторы приходят к выводу, что педагогам и родителям следует осуществлять профилактические меры в виде просвещения или заострения внимания младшего школьника на других интересных занятиях в реальном мире. Если этого не происходит, и у него всё-таки проявляются признаки компьютерной зависимости, то педагогам разных специальностей стоит регулярно поддерживать контакт с родителями и работать в одной связке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TEACHERS AND PARENTS IN THE PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE IN SCHOOLCHILDREN

The article discusses the role of teachers and parents in the prevention of computer addiction in schoolchildren. The author gives an analysis of the psychological and pedagogical literature, which considers this problem from the point of view of various scientists. The problem under study is that many parents forget that their child, due to age, needs constant, but accurate intervention and control over their leisure time, but few of them ask questions about the ways of his “digital” free time, about the benefits and harms of a particular game, about the content of the sites he visits. The author comes to the conclusion that teachers and parents should take preventive measures in the form of education or focusing their attention on other interesting activities in the real world. If this does not happen, and the younger student still shows signs of computer addiction, then teachers of different specialties should regularly maintain contact with their parents and work in the same bundle.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ»

5. Батчаева П.А.-Ю. Условия, обеспечивающие у студентов развитие опыта самостоятельной и творческой деятельности. Актуальные вопросы профессиональной подготовки педагога в современной образовательной среде: VII Международная интернет-конференция. Available at: https://kmpf.kchgu.ru/?cat=19

6. Полат Е.С., Уваров А.Ю., Хуторской А.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Available at: https://fb.ru/article/198813/ informatsionno-telekommunikatsionnaya-set-eto-chto-ponyatie-vidyi-i-ispolzovanie-informatsionno-telekommunikatsionnyih-setey

References

1. Telekommunikacionnye seti. Razdel 2. Available at: books.ifmo.ru

2. Programma distancionnogo obucheniya Moodle, chto 'eto takoe ikakeyupol'zovat'sya. Available at: https://ecvdo.ru/states/sistema-distancionnogo-obucheniya-moodle-chto-eto-takoe-i-kak-eyu-polzovatsya

3. Kak pol'zovat'sya servisom dlya videokonferencij. Available at: usvinternet.ru>jitsi-meet-polzovatsya-servisom/

4. Informacionno-telekommunikacionnaya set'- chto 'etc? Available at: FB.ru>article...telekommunikatsionnaya-set...chto...i...

5. Batchaeva P.A.-Yu. Usloviya, obespechivayuschie u studentov razvitie opyta samostoyatel'noj i tvorcheskoj deyatel'nosti. Aktual'nye voprosy professional'noj podgotovki pedagoga vsovremennojobrazovatel'nojsrede: VII Mezhdunarodnaya internet-konferenciya. Available at: https://kmpf.kchgu.ru/?cat=19

6. Polat E.S., Uvarov A.Yu., Hutorskoj A.V. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Available at: https://fb.ru/article/198813/informatsionno-telekommunikatsionnaya-set-eto-chto-ponyatie-vidyi-i-ispolzovanie-informatsionno-telekommunikatsionnyih-setey

Статья поступила в редакцию 05.12.22

УДК 373

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Gumashvili I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and MEC, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Abdullaeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

THE ROLE OF TEACHERS AND PARENTS IN THE PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE IN SCHOOLCHILDREN. The article discusses the role of teachers and parents in the prevention of computer addiction in schoolchildren. The author gives an analysis of the psychological and pedagogical literature, which considers this problem from the point of view of various scientists. The problem under study is that many parents forget that their child, due to age, needs constant, but accurate intervention and control over their leisure time, but few of them ask questions about the ways of his "digital" free time, about the benefits and harms of a particular game, about the content of the sites he visits. The author comes to the conclusion that teachers and parents should take preventive measures in the form of education or focusing their attention on other interesting activities in the real world. If this does not happen, and the younger student still shows signs of computer addiction, then teachers of different specialties should regularly maintain contact with their parents and work in the same bundle.

Key words: role, teacher, parents, prevention, computer addiction, schoolchildren.

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

И.Р. Гумашвили, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Н.А. Абдуллаева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Авторы представляют результаты анализа психолого-педагогической литературы, рассматривающей эту проблему с точки зрения различных ученых. Изучаемая проблема заключается в том, что множество родителей, будучи погрязшими в своих рабочих заботах и проблемах, забывают о том, что их ребёнок в силу возраста нуждается в постоянном, но деликатном вмешательстве и контроле за их досугом, но мало из них вникают и задаются вопросами о способах его «цифрового» свободного времяпрепровождения, о пользе и вреде той или иной игры, о контенте посещаемых им сайтов. Авторы приходят к выводу, что педагогам и родителям следует осуществлять профилактические меры в виде просвещения или заострения внимания младшего школьника на других интересных занятиях в реальном мире. Если этого не происходит, и у него всё-таки проявляются признаки компьютерной зависимости, то педагогам разных специальностей стоит регулярно поддерживать контакт с родителями и работать в одной связке.

Ключевые слова: роль, педагог, родители, профилактика, компьютерная зависимость, школьники.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что XXI век принято называть веком информационных технологий, и неспроста. Нам повезло жить тогда, когда любая задача может быть решена дистанционным путём посредством обращения к практически безграничным возможностям информационно-коммуникационных технологий. Они постоянно подвергаются модернизации, и результатом этого длительного процесса является появившийся относительно недавно Интернет -та самая глобальная сеть, без обращения к которой мы теперь не можем прожить и дня [1-8].

Ещё почти на стыке второго тысячелетия, а именно - в 1996 году американский психиатр И. Голдберг впервые ввёл в научную терминологию понятие «интернет-зависимость» и рассматривал её не как медицинскую болезнь, а как поведение с крайне низким уровнем самоконтроля, как угрозу исчезновения нормальной жизни [3].

Плодом научно-технической революции XX века стало появление компьютера. Вместе с ним спустя небольшой промежуток времени были созданы компьютерные игры, очень притягивающие внимание детей и подростков своей новизной, а с их усовершенствованием - и графикой высокого разрешения, и схожими с реальностью сюжетами, и весьма правдоподобным звуковым сопровождением.

Цель данной статьи - рассмотреть роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Основные задачи статьи:

рассмотрение понятий «зависимость», «аддикция», «игромания»; наметить пути профилактики компьютерной зависимости у школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы со школьниками.

Научная новизна статьи определяется выявлением оснований возникновения компьютерной зависимости. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о роли педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Практическая значимость представлена через выявление особенностей взаимоотношений в семье, профилактических мер, которые следует проводить в виде просвещения или заострения внимания учащихся на других интересных занятиях в реальном мире.

На сегодняшний день, мы уверены, в каждом доме есть ПК - персональный компьютер. Каждый взрослый человек и каждый обучающийся имеет возможность погрузиться в VR и свободно выйти в сеть Интернет

Поскольку Интернет является бесчисленным источником компьютерных игр, младшие школьники в силу личностной и психологической несформиро-ванности нередко переходят границу нормы во времяпрепровождении за ними. В таких случаях речь идёт не просто об играх в компьютере как об увлечении или о хобби, а о компьютерной зависимости.

А.А. Николаева и Т.С. Павлова также подчёркивают роль компьютера в жизни современного ребёнка. Они считают, что во избежание появления нарушений

в развитии личности ребёнка родителям «необходимо создавать воспитательное пространство во всех сферах его жизни» [9, с. 117].

Проблема заключается в том, что множество родителей, будучи погрязшими в своих рабочих заботах и проблемах, забывают о том, что их ребёнок в силу возраста нуждается в постоянном, но аккуратном вмешательстве и контроле за их досугом, но мало из них вникают и задаются вопросами о способах его «цифрового» свободного времяпрепровождения, о пользе и вреде той или иной игры, о контенте посещаемых им сайтов.

Эксперты убеждены в обоснованном привыкании к компьютеру, в наличии весомых оснований возникновения компьютерной зависимости. В «узы» компьютера, как правило, попадают дети и подростки занятых родителей, для которых находиться наедине с собой - обычное дело. Вполне логично, что эти дети вследствие нехватки родительской любви в одном случае находят утешение в компьютерных играх, в другом - прибегают к никотину в разных его субстанциях, алкогольным напиткам или наркотическим веществам, а иногда - ко всему сразу, оказывающему действие на психику и физическое состояние детей.

Помимо эмоциональной неудовлетворённости в тёплых семейных взаимоотношениях существует и ряд других причин, толкающих обучающихся младшей школы к погружению в виртуальный мир: напряжённая обстановка в семье, постоянные выяснения отношений разной степени тяжести; отсутствие достаточного количества взаимодействия со сверстниками или систематические конфликты с учителем вследствие его предвзятого отношения; такие черты характера, как застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе и пр.; отсутствие познавательной активности и, как следствие, хобби и увлечения, не связанные с ПК; зависимость от чужого мнения и вытекающее из неё стремление к следованию за такими же тенденциями в Интернете и компьютерных играх, страх потери авторитета в глазах ровесников.

Полностью разделяя мнение автора, мы хотели бы лишь дополнить, что, с нашей точки зрения, причиной этому может являться и плохая успеваемость в школе, компенсировать которую в силу личностных качеств не удаётся из-за отсутствия интимно-личностного общения. Его значимость в столь уязвимом возрасте в своих работах постоянно подчёркивает и Д.Б. Эльконин. Его позицию мы также одобряем, но, на наш взгляд, данный вид взаимодействия важен не только в пубертатном периоде, а в любом возрасте человека, на любом этапе развития. Возвращаясь к играм как «отдушине», ребёнок только в них имеет возможность быть наделённым желаемыми лидерскими качествами и социальным положением в своём окружении.

Несмотря на множество негативных результатов компьютерных игр, всё же среди них находят место и положительные. Мнение А. Мичмана состоит в том, что не все игры вызывают компьютерную зависимость. Самыми опасными из них являются те, в которых действие происходит от первого лица. Промежуточная степень опасности присуща цифровым развлечениям, в которых всё лежит в основе разработки стратегии. Наименее «обидными» и невредными являются всевозможные головоломки, способствующие улучшению мозговой активности и развитию логического мышления, аркады и симуляторы [8].

Проблемой компьютерной зависимости интересуется и Е.В. Васильева. Данное явление она называет «аддикцией», а под аддиктивным поведением понимается один из типов девиантного поведения, при котором можно наблюдать процесс установления у человека тяги к бегству от реальности благодаря искусственному изменению психической составляющей, обеспечиваемой принятием конкретных препаратов с соответствующими веществами, или же вследствие сосредоточения на определённых видах деятельности для сохранения и увеличения эмоционального диапазона [1].

Ею же отмечена мера компьютерной зависимости ребёнка от близких ему окружающих людей. Ранее данный термин подразумевал наличие лишь химической зависимости у людей, но с активно развивающейся наукой он стал означать «специфическое поведение людей, в развитии которого участвуют как социальные условия раннего развития, так и психологические особенности человека» [1, с. 32].

Е. Васильева дифференцирует характер самой по себе зависимости на 2 вида: системный и элементарный. К системному характеру относят зависимость, которая охватывает значительную часть или все отношения с кругом общения (наркомания, алкоголизм, гемблинг и пр.). Игромания (патологический гемблинг, лудомания, игровая зависимость) - это болезненное влечение к азартным играм. Является чрезвычайно распространённой зависимостью. Сопровождается сужением круга интересов, потерей контроля и типичными эмоциональными реакциями [1].

Сущность зависимого поведения заключается в попытках детей изменить своё психическое состояние с помощью какого-либо вещества или занятия, в данном случае - деятельности. Привязанность к компьютерной зависимости обусловлена интенсивным развитием ярких эмоций и достигает такого масштаба, что они начинают управлять жизнью маленького человека, атрофируя его волю к противостоянию, борьбе. Дети, относящиеся к такой категории, плохо переносят психологические трудности, возникающие в процессе реальной жизнедеятельности, они не способны подстраиваться и адаптироваться к некоторым жизненным обстоятельствам.

Наука на данном этапе её развития рассматривает предпосылки компьютерной зависимости как психо-социо-духовные факторы. Именно средовые факторы и первостепенно из них - семейные имеют определяющее значение в её возникновении.

Помимо перечисленных ранее причин появления компьютерной зависимости, биологическим фактором в анамнезе школьника является любое из проявлений органического поражения ЦНС (СДВГ, речевые нарушения и пр.). С психологической точки зрения среди прочих стоит отметить и акцентуации характера (преувеличенное развитие отдельных черт характера в ущерб другим, чреватое ухудшением отношений с обществом). Говоря о духовности, имеется в виду компенсация компьютерными играми неразвитости материальных ценностей, неумения и непонимания острой нужды в удовлетворении экзистенциальных потребностей и т. д.

Ссылаясь на научные работы Ц.П. Короленко, мы делаем обобщение о том, что анализ особенностей компьютерной аддикции - это многоуровневое включение ребёнка в фальшивую реальность с нарастающей иллюзорной оценкой происходящего. Здесь можно отметить противоречащий ранним высказыванием момент: в связи с интеграцией мира психики и иллюзий ребёнок перестаёт нуждаться в каких-либо психологических механизмах защиты, ведь в его «нереальной реальности» отсутствуют какие-либо проблемы [7].

Очевидно заключение, касающееся того, что компьютерная зависимость влечёт за собой личностные изменения в ребёнке, гуманизированные установки начинают расформировываться. Он становится более чёрствым, грубым, резким, а иногда и вовсе жестоким, негативно настроенным против мира людей - антисоциальным. Если у него и происходят недолгие по времени, мимолётные взаимодействия с окружающими, то зачастую лишь в контексте конфликтных ситуаций и конфликтов. В самых ужасных случаях речь может идти и вовсе о делинквентном поведении.

Всё нами сказанное выше позволяет говорить об обязательной, огромной по объёму, тяжёлой, кропотливой и длительной работе социального педагога школы по профилактике аддикции при поддержке родителей младшего школьника. Лишь комплексная работа, как мы считаем, способна избавить только начинающую взрослеть личность от такого тяжёлого недуга. В школе особенно важно должным образом организовать гармоничное социальное пространство, т. к. ребёнок проводит там значительную часть своего дня и времени в целом.

А.Е. Елкина в своей статье подчёркивает значимость развития умений и овладения навыками работы с компьютером для младших школьников [4, с. 394].

М.В. Жукова считает, что способность грамотно работать с современными коммуникационными технологиями является важным предрасполагающим фактором для формирования УУД (универсальных учебных действий) у обучающихся начальной школы, которые благоприятно сказываются на результативности образования [6, с. 129].

А.А. Ефремова выделяет 2 направления компьютерной зависимости: от компьютерных игр и Интернета. Первая из них характеризуется полным подчинением всем ресурсам, находящимся в глобальной сети, - интернет-магазинам, различным порталам, всевозможным платформам с кинофильмами, виртуальным социальным сетям, онлайн-играм и другим цифровым изобретениям. Ребёнок получает удовольствие от самого факта нахождения в Интернете, оно зачастую даже не имеет конкретной цели. Будучи в виртуальном пространстве, он находится в состоянии психологического покоя, абстрагируясь от ответственности и забот некомфортного реального мира с «живыми» людьми. Факторы, провоцирующие оба этих вида компьютерной зависимости и возникновение ад-диктивности, были перечислены выше. В свою очередь, зависимость от компьютерных игр подразумевает под собой чрезмерную увлечённость исключительно играми. Она, подобно описанному выше явлению, также пагубно сказывается на психике человека и его способности к дальнейшей социализации независимо от возраста человека [5, с. 54].

Высокую степень привязанности к компьютеру научные деятели разных отраслей нередко сравнивают с наркотической. Отечественным психотерапевтом С.И. Выгонским представлены этапы формирования компьютерной зависимости [2, с. 54].

I. Стадия лёгкой увлечённости. Изначально люди проводят время за компьютерными играми ради удовлетворения своего интереса к ним как к незнакомому ранее объекту. Они достаточно быстро впечатляются графикой, её персонажами и звуковым сопровождением, желание вернуться в игру тем временем постепенно возрастает. Спектр эмоций человека увеличивается параллельно с чувством наслаждения и эйфории, каждый игровой сеанс их ожидания возрастают. Свобода действий и безнаказанность незаметно начинают управлять деятельностью человека.

II. Стадия увлечённости. Распознав на предшествующей стадии всю прелесть беззаботного существования в расцветающем виртуальном мире, человек незаметно начинает ощущать острую нужду в Интернете и играх. Чтобы закрыть потребность и как можно скорее сесть за компьютер, он (иногда даже обманом) ищет всевозможные «лазейки» уже не только в домашних условиях, но и вне дома. Несмотря на красочность виртуальных игр, до этой стадии доходит лишь

от 10% до 14% любителей поиграть. Нужда в получении «живого» общения и, как следствие, соблюдении ранее установленных человеческих ценностей и традиций деформируется, что не может не повлиять на состоятельность человека как личности и как собеседника.

В целом существующие направления компьютерной зависимости являются результатом длительно накапливающегося стресса у обучающегося. Подвергаться ему он может как в школе, так и дома. Если в образовательном учреждении у ребёнка есть трудности во взаимодействии со сверстниками, а дома он испытывает дефицит родительской любви и внимания, то ему ничего не остаётся, кроме обращения к компьютеру и его возможностям. Он видит в нём спасителя и неосознанно средство абстрагирования от сложного мира, в котором он живёт. Как следствие, у него возникает неимоверная тяга к идеальному виртуальному существованию. Из банального увлечения это может перерасти в болезнь, формирующуюся поэтапно. В связи с физиологической незрелостью ребёнка его психика, нервная система и только начинающееся становление личности могут пострадать в результате отрицательных эффектов. Возникает риск неспособности дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Тематика компьютерной зависимости и влияния виртуальной информации в нынешнее время - вопрос повсеместно актуальный. Особенно остро он стоит в контексте обсуждения младших школьников и подростков. Дети в этом возрасте только начинают входить в процесс формирования личности, их психика ещё неустойчива, они наивны и ведомы.

Поднимая тему профилактики и лечения компьютерной зависимости в младшей школе, стоит отметить недооценённый, но очевидный факт: качественная система профилактики способна предотвратить появление данного психического заболевания или купировать её на ранних стадиях.

Именно профилактика, организованная должным образом (систематическая, комплексная, объёмная по количеству работы и сущностному содержанию, написанная доступным и преподнесённая эмоциональным, интересным для детей языком) является основополагающим фактором, препятствующим появлению компьютерной зависимости. Ребёнок проводит в школе большую часть своего времени, и заметить первые ее симптомы могут именно педагоги. Безусловно, это способны сделать и родители, но, как правило, особому риску подвержены именно те дети, у которых заметна нехватка родительской любви в силу каких-либо причин, и компенсировать это они стараются материальными подарками в виде компьютера, компьютерных игр, игровых приставок, планшетов и прочих гаджетов.

А.А. Николаева и Т.С. Павлова считают, что в профилактике компьютерной зависимости имеет первостепенное значение информационно-просветительская деятельность педагога [9, с. 202]. Она заключается в своевременном, грамотном, логично, наглядно и раскрыто изложенном материале, касающемся данного недуга. Дети должны быть хорошо осведомлены о его причинах, симптомах и последствиях. Практика позволяет нам увидеть, как халатно и безответственно или попросту непрофессионально отношение педагогов к манере преподнесения этих важных знаний. Они сложны для восприятия и тем более - для запоминания, в них присутствует много неизвестной младшим школьникам терминологии, речь учителей монотонна. Не исключено, что некоторые из них и вовсе не считают нужным освещать эту проблему, и напрасно. На наш взгляд, особенно важно с первого класса объяснять детям, что для каждой возрастной группы существуют свои временные ограничения в использовании компьютера, что осознанное превышение этой границы может свидетельствовать о раннем этапе появления компьютерной зависимости.

Библиографический список

Немаловажным элементом профилактической работы является применение здоровьесберегающих технологий, которые подразумевают под собой контроль за психическим и психологическим здоровьем обучающихся и педагогов. Как известно, они направлены на максимальное сохранение и улучшение текущего состояния здоровья ребёнка и педагога. В круг их назначений входят и различные мероприятия, способствующие усвоению знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни, который, в свою очередь, исключает формирование компьютерной зависимости у ещё уязвимых созданий.

С нашей точки зрения, для того чтобы профилактика проходила ещё более эффективно и результативно, педагогу в силу своей авторитетности в глазах детей следует быть примером для подражания. Возможно, в нынешнее время, учитывая цифровизацию образования, этого достичь сложно, но им всегда стоит напоминать о значимости времяпрепровождения без компьютера и его ресурсов. Роль школьных работников несомненно важна, но полноценно проводить данный вид профилактики возможно только в командной работе учителя и родителей. В стенах школы работа может быть организована на высшем уровне, но, как бы ни старались педагоги, если дома ребёнок находится без присмотра взрослых и постоянно сидит за компьютером, она вряд ли даст положительные результаты. Взаимоотношения между школой и родителями не всегда организованы должным образом. Над качеством их сотрудничества стоит постоянно работать, и особенно важно это тогда, когда педагогам нужно их содействие по вопросам какой-либо возникшей проблемы у ребёнка. На родителей возлагается ответственность за досуг детей. Чтобы свести к минимуму вероятность возникновения зависимости, им следует ещё с раннего возраста уделять детям как можно больше времени и внимания - разговаривать с ними, играть в развивающие игры, водить в новые для него места и занимать самыми разнообразными видами деятельности, т. к. это может помочь сразу выявить склонности к определённого рода занятиям и своевременно раскрыть таланты посредством кружков по интересам - творчество, искусство и художественная деятельность, туризм и т. д.

На занятиях в кружках или секциях ребёнок, вероятнее всего, будет окружён сверстниками, и именно с ними он сможет наладить контакты, сдружиться. Положительным эффектом взаимодействия будет удовлетворение социальных потребностей в благоприятной, комфортной, интересной атмосфере, а именно -самоутверждение, самовыражение, утверждение своего авторитета.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что цифровизация как глобальная инновационная тенденция, постепенно входящая в сферу образования, имеет как свои достоинства, так и недостатки. С одной стороны, обучающиеся с начальных классов будут поэтапно знакомиться с возможностями компьютера и Интернета, повышая уровень владения информацией и развивая умения в оперировании ею, а также увеличивать круг цифровой компетентности, всё больше требуемой повсеместно с каждым годом. С другой стороны, постепенный отказ от традиционного обучения может негативно сказаться на когнитивных функциях головного мозга младших школьников и на качестве их межличностного общения. Последствия этого предугадать несложно. Чтобы этого не допустить, педагогам и инновационным разработчикам, а также законодательным органам в сфере образования следует всегда находиться во взаимодействии. Педагогам и родителям необходимо проводить профилактические меры в виде просвещения или заострения внимания младшего школьника на других интересных занятиях в реальном мире. Если этого не происходит, и у него всё-таки проявляются признаки компьютерной зависимости, то педагогам стоит регулярно поддерживать контакт с родителями и работать в одной связке.

1. Васильева Е.В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016; № 2: 32-39.

2. Выгонский С.И. Психология работы с компьютером и сетью. Москва: Феникс, 2010.

3. Голдберг И. Словари и энциклопедии на Академике. Available at: https://dic.academic.rU/dic.nsf/ruwiki/932821#cite_e

4. Елкина А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников. Молодой ученый. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Ефремова А.А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее решения. Научное сообщество студентов XXI столетия. Технические науки. 2014; № 11 (25): 54-58.

6. Жукова М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации. Вестник ЧГУ. 2013; № 11: 120-129.

7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Олсиб, 2001.

8. Мичман А. Компьютерная игровая зависимость: симптомы, профилактика и лечение. Компания «ЛитРес», 2018. Available at: https://www.litres.ru/aleksey- michman/ komputernaya-igrovaya-zavisimost-simptomy-profilaktika-i-l

9. Николаева А.А., Павлова Т.С. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости в школе. Казанский педагогический журнал. 2020; № 3 (140): 202-206.

References

1. Vasil'eva E.V. Komp'yuternaya zavisimost' podrostka kak social'no-pedagogicheskaya problema. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2016; № 2: 32-39.

2. Vygonskij S.I. Psihologiya raboty s komp'yuterom i set'yu. Moskva: Feniks, 2010.

3. Goldberg I. Slovarii 'enciklopedii na Akademike. Available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/932821#cite_e

4. Elkina A.E. Osobennosti komp'yuternoj zavisimosti u mladshih shkol'nikov. Molodoj uchenyj. 2017; № 20 (154): 394-396.

5. Efremova A.A. Problema komp'yuternoj zavisimosti i puti ee resheniya. Nauchnoe soobschestvo studentov XXI stoletiya. Tehnicheskie nauki. 2014; № 11 (25): 54-58.

6. Zhukova M.V. Komp'yuternaya zavisimost' kak odin iz vidov addiktivnoj realizacii. Vestnik ChGU. 2013; № 11: 120-129.

7. Korolenko C.P., Dmitrieva N.V. Psihosocial'naya addiktologiya. Novosibirsk: Olsib, 2001.

8. Michman A. Komp'yuternaya igrovayazavisimost': simptomy, profilaktika ilechenie. Kompaniya «LitRes», 2018. Available at: https://www.litres.ru/aleksey- michman/komputernaya-igrovaya-zavisimost-simptomy-profilaktika-i-l

9. Nikolaeva A.A., Pavlova T.S. Rol' pedagoga v profilaktike komp'yuternoj zavisimosti v shkole. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2020; № 3 (140): 202-206.

Статья поступила в редакцию 03.12.22

УДК 378

Guseva N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military University (Moscow, Russia); senior lecturer, Financial University under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: englevel-1@mail.ru

MODERN DIAGNOSTIC TOOLS TO FORM FOREIGN LANGUAGE COMPETENCE IN ECONOMICS STUDENTS. The author characterizes effective diagnostic tools to develop foreign language competence among students mastering economics. Some features of Russian and the world's modern economic and cultural life are investigated. On this basis, the work shows the importance to form such competence among students of non-linguistic universities and to conduct its diagnostics. The definition of the corresponding term in relation to the teaching a foreign language to future economists' process is the most adequate to modern ideas about pedagogical diagnostics. The following is about its key functions. The main problems that need to be solved during the preparation of diagnostic tasks in a foreign language are demonstrated. Examples of tasks aimed at diagnosing the foreign language competence formation among economics students are given.

Key words: higher education, pedagogical diagnostics, teaching foreign language to students of non-linguistic universities, student, teacher.

Н.В. Гусева, канд. пед. наук, ст. преп., ФГКВОУ ВО «Военный университет», г. Москва; ст. преп. ФГБОУ ВО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Москва E-mail: englevel-1@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Характеризуются наиболее действенные, на взгляд автора, средства диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов, осваивающих экономические специальности. В начале статьи исследуются некоторые особенности современной экономической и культурной жизни России и мира. На этом основании доказывается важность формирования у студентов неязыковых вузов такой компетенции и, соответственно, вопросов её диагностики. Даётся наиболее адекватное современным представлениям о педагогической диагностике определение соответствующего термина применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов. Далее говорится о её ключевых функциях. Демонстрируются основные проблемы, которые необходимо решить в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку. Приводятся примеры заданий, направленных на диагностику сформированности иноязычной компетенции у студентов-экономистов.

Ключевые слова: высшее образование, педагогическая диагностика, преподавание иностранного языка студентам неязыковых вузов, студент, преподаватель.

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения в рамках настоящей статьи, не должна вызывать сомнений, если принять в расчёт факт интеграции нашей страны в международное экономическое и культурное пространство [1-4]. По этой причине современные педагоги-исследователи и практики, занимающиеся вопросами преподавания иностранного языка в неязыковых вузах, уделяют особое внимание проблемам диагностики обученности будущих профессионалов соответствующей академической дисциплине [5-9].

В большинстве работ на данную тему её объектом выступает степень сфор-мированности иноязычной компетенции студентов, в том числе осваивающих экономические специальности. Эту, последнюю, обычно трактуют следующим образом: лингвистическое, психологическое, профессионально-контекстуальное и социальное состояние языка как средства общения в избранной профессиональной области [2; 4; 9; 10].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем сегодня ощущается некоторый дефицит научных трудов, в которых подробно освещались бы методология и инструментальная база, обеспечивающие эффективность педагогической диагностики сформированности иноязычной компетенции у лиц, осваивающих экономические специальности. Частичному его восполнению будет посвящена данная статья.

В виду вышеизложенного её цель состоит в том, чтобы охарактеризовать наиболее действенные, на взгляд автора, современные средства диагностики сформированности иноязычной компетенции студентов экономических специальностей.

Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

- дать наиболее адекватное современным представлениям о педагогической диагностике определение соответствующего термина применительно к процессу обучения иностранному языку будущих экономистов;

- охарактеризовать ключевые функции диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов экономических специальностей;

- продемонстрировать проблемы, которые необходимо решить в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку;

- привести примеры заданий, направленных на диагностику сформиро-ванности иноязычной компетенции у студентов экономических специальностей.

При подготовке статьи автором были использованы следующие методы исследования:

- изучение специальной литературы, посвящённой различным аспектам диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов неязыковых вузов;

- анализ собственного педагогического опыта.

Её научная новизна заключается в характеристике современных средств, обеспечивающих эффективное проведение педагогической диагностики сфор-мированности иноязычной компетенции у лиц, осваивающих экономические специальности.

Теоретическая значимость состоит в раскрытии наиболее существенных функций диагностики сформированности иноязычной компетенции у студентов-экономистов.

Практическая значимость настоящей статьи заключается в демонстрации проблем, которые необходимо решать педагогическим работникам и администрацией современных вузов в ходе составления диагностических заданий по иностранному языку, предназначенных будущим экономистам.

Исходя из цели и задач настоящей статьи, полагаем, что наиболее удобная трактовка термина «педагогическая диагностика» выглядит следующим образом: компонент профессиональной педагогической деятельности, интегрированный в образовательный процесс современного неязыкового вуза [4; 6; 8].

На настоящем этапе разработки соответствующей проблематики можно с определённой долей уверенности говорить о четырёх основных функциях интересующего нас процесса (табл. 1).

Таблица 1

Основные функции педагогической диагностики

Функция Описание

Диагностирующая Её осуществление позволяет выявлять степень сфор-мированности у студентов системы необходимых языковых знаний, умений и навыков

Воспитательная Заключается в оценке сильных и слабых сторон развития личности студента, его отношения к учебной и профессиональной деятельности, взаимодействия с прочими субъектами образовательных отношений. Такая оценка может сопровождаться поощрением или рекомендациями [4, с. 65]

Корригирующая Определяет эффективность применяемых в ходе учебно-воспитательного процесса педагогических приёмов и методов с последующей их корректировкой

Обучающая Способствует усвоению необходимого материала будущими экономистами

Вышеперечисленные функции педагогической диагностики характеризуются наличием определённой взаимосвязи и взаимозависимости. В этой системе доминирует диагностирующая. Чем весомее её наполнение, тем больше возможностей существует с точки зрения реализации остальных функций [1; 5; 9].

Составление заданий, предназначенных для диагностики сформированно-сти иноязычной компетенции будущих экономистов на настоящем этапе развития соответствующего сегмента отечественной системы ВО, связано с решением некоторых проблем.

В их числе в первую очередь следует назвать осуществление контроля сформированности иноязычной лексики учащихся в контексте или вне контекста [2; 6; 9; 11]. Выбор контекстной или внеконтекстной формы определяется числом проблем, входящих в предлагаемое студентам задание [12, с. 317].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.