Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сервисы телекоммуникационных сетей / общечеловеческая культура студента / электронная почта / удаленные информационные ресурсы / телеконференции / telecommunication network services / universal student culture / e-mail / remote information resources / teleconferences

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — П.А-Ю. Батчаева

С внедрением телекоммуникационных технологий возникла необходимость использовать возможности сервисов телекоммуникационных сетей для формирования общечеловеческой культуры студента, его профессионального самосознания и мастерства. В статье раскрываются средства телекоммуникации, связанные между собой и образующие сеть определённой топологии (конфигурации) – телекоммуникационную. Рассматривается проблема формирования общечеловеческой культуры студента. Делается вывод о том, что формирование культуры студента в области информационных технологий базируется на том, что он с помощью сервисов телекоммуникационных сетей должен уметь принимать участие в проведении виртуальных учебных занятий, выстраивать планомерную работу по сбору и систематизации материала для проведения исследовательской или проектной деятельности, осуществляя ее совместно с участниками проекта, а также иметь возможность моделировать сложные или опасные объекты, явления или процессы через использование предоставляемого оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — П.А-Ю. Батчаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SERVICES OF TELECOMMUNICATION NETWORKS IN EDUCATION AS ONE OF THE WAYS TO FORM THE GENERAL HUMAN CULTURE OF A STUDENT

The relevance of the topic of the article is dictated by the need to know and be able to use the services of telecommunication networks for the formation of a student’s universal human culture, his professional self-awareness and mastery. The article reveals the means of telecommunications, interconnected and forming a network of a certain topology (configuration) – telecommunications. The problem of forming a student’s universal human culture is considered. The article concludes that the formation of a student’s culture in the field of information technology is based on the fact that he, with the help of telecommunication network services, should be able to take part in conducting virtual training sessions, build systematic work on the collection and systematization of material for research or project work, carry out such work together with project participants, and also be able to simulate complex or dangerous objects, phenomena or processes through the use of the equipment provided.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА»

6. Vatbol'skaya A.N. Kriterii kachestva onlajn-kursov. Itogi raboty 'ekspertnogo Soveta IRI. Available at: https://files.runet-id.com/2016/riw/presentations/1nov.riw16-orange-3--vatbolskaya.pdf

7. Borodina V.N. Rol' onlajn-igr v vozniknovenii kiberbullinga. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 9-11.

8. Van C., F'en' D. Pravitel'stvo reshaet problemu zavisimosti ot Interneta u molodezhi. Vestnik Hunan'skogo medicinskogo universiteta. 2021; T. 11, № 6: 37-38.

9. Sizov V.A., Malinichev D.M., Kuchmezov H.H., Mochalov V.V. Primenenie metoda problemnogo obucheniya v izuchenii discipliny «Informacionnaya bezopasnost'». Otkrytoe obrazovanie. 2021; T. 25, № 3: 36-45.

10. Sizov V.A. Primenenie delovyh igr po programme «Zaschita informacionnogo prostranstva sub'ektov 'ekonomicheskoj deyatel'nosti». Otkrytoe obrazovanie. 2018; T. 22, № 6:

59-64.

11. Gavrilov A.V., Sizov V.A., Yaroshenko E.V. Metodika ocenki riskov informacionnoj bezopasnosti predpriyatiya s ispol'zovaniem case-tehnologij. Otkrytoe obrazovanie. 2021; T. 25, № 5: 41-49.

12. MITRE Finding Cyber Threats with ATT&CK-Based Analytics. Available at: https://www.mitre.org/sites/default/files/publications/16-3713-finding-cyber-threats%20with%20 att%26ck-based-analytics.pdf

13. Enterprise Matrix. Available at: https://attack.mitre.org/matrices/enterprise/

14. Znikina L.S., Borovcov V.A. K voprosu o realizacii vospitatel'nogo potenciala vuza v processe podgotovki buduschih specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4 (95):

60-62.

15. Malyuk A.A. Podgotovka kadrov v oblasti obespecheniya informacionnoj bezopasnosti dlya otrasli IKT v Rossijskoj Federacii. Dokumental'naya 'elektrosvyaz'. 2014; № 24: 48-54.

Статья поступила в реакцию 06.11.22

УДК 378

Batchayeva P.A.-Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Methods of Teaching, Karachay-Cherkess State University

n.a. U.D. Aliyev (Karachaevsk, Russia), E-mail: pavlina-64@mail.ru

THE USE OF SERVICES OF TELECOMMUNICATION NETWORKS IN EDUCATION AS ONE OF THE WAYS TO FORM THE GENERAL HUMAN CULTURE OF A STUDENT. The relevance of the topic of the article is dictated by the need to know and be able to use the services of telecommunication networks for the formation of a student's universal human culture, his professional self-awareness and mastery. The article reveals the means of telecommunications, interconnected and forming a network of a certain topology (configuration) - telecommunications. The problem of forming a student's universal human culture is considered. The article concludes that the formation of a student's culture in the field of information technology is based on the fact that he, with the help of telecommunication network services, should be able to take part in conducting virtual training sessions, build systematic work on the collection and systematization of material for research or project work, carry out such work together with project participants, and also be able to simulate complex or dangerous objects, phenomena or processes through the use of the equipment provided.

Key words: telecommunication network services, universal student culture, e-mail, remote information resources, teleconferences.

П.А-Ю. Батчаееа. канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени УД. Алиева», г. Карачаевск,

E-mail: pavlina-64@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ - ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

С внедрением телекоммуникационных технологий возникла необходимость использовать возможности сервисов телекоммуникационных сетей для формирования общечеловеческой культуры студента, его профессионального самосознания и мастерства. В статье раскрываются средства телекоммуникации, связанные между собой и образующие сеть определённой топологии (конфигурации) - телекоммуникационную. Рассматривается проблемафор-мирования общечеловеческой культуры студента. Делается вывод о том, что формирование культуры студента в области информационных технологий базируется на том, что он с помощью сервисов телекоммуникационных сетей должен уметь принимать участие в проведении виртуальных учебных занятий, выстраивать планомерную работу по сбору и систематизации материала для проведения исследовательской или проектной деятельности, осуществляя ее совместно с участниками проекта, а также иметь возможность моделировать сложные или опасные объекты, явления или процессы через использование предоставляемого оборудования.

Ключевые слова: сервисы телекоммуникационных сетей, общечеловеческая культура студента, электронная почта, удаленные информационные ресурсы, телеконференции.

В настоящее время проблема культуры личности составляет одну из областей в рамках широкого теоретического направления, в котором работают крупнейшие ученые. Актуально и то, что с появлением телекоммуникационных технологий стало возможным решать задачи как в сфере управления, так и в области образования. Уникальными стали возможности мобильной и видеосвязи, благодаря которым можно на расстоянии общаться и обучаться. Так телекоммуникационные сети создают наиболее комфортные условия, в которых обучающийся достигает определенных успехов, а процесс обучения становится эффективным.

ФГОС ВО третьего поколения построен на компетентностной основе, и процесс обучения в вузе переориентирован от зуновской парадигмы на результат, выражаемый освоением профессиональных компетенций. Поэтому каждый студент должен готовить себя к профессиональной деятельности, научиться определять содержание своего образования с учетом своих склонностей к выполнению проектов и научно-исследовательской работы. Одним из путей такой организации формирования культуры считаем использование сервисов телекоммуникационных сетей [1-6].

Цель данной статьи заключается в исследовании преимуществ сервисов телекоммуникационных сетей в образовании, которые можно использовать для формирования общечеловеческой культуры студента в ходе обучения и профессионального становления.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

- выявить типы телекоммуникационных сетей, место и возможности телекоммуникационных услуг в сфере предоставляемых сервисов;

- ознакомиться с возможностями международной глобальной сети Интернет;

- проанализировать, какие сервисы телекоммуникационных сетей применимы для формирования культуры студента;

- рассмотреть наиболее значимые электронные сервисы;

- предложить рекомендации по организации образовательного процесса в сфере информационных технологий «Урок цифры»;

- работать над созданием сетевого сообщества обучающихся «Поиск».

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические (беседы с методистами в области преподавания информатики и информационных технологий, со студентами 4-5 курсов бакалавриата данного университета, анкетирование обучаемых).

Научная новизна статьи определяется выявлением возможностей использования сервисов телекоммуникационных сетей в образовательном процессе вуза с целью достижения наилучших результатов в сфере образования, выработки навыков поиска и отбора необходимой информации, формирования у обучаемых критического мышления.

Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о возможностях доступа к удаленным информационным ресурсам в ходе подготовки специалистов для организации образовательного процесса в школе и формирования общечеловеческой культуры студента путем приобщения к сервисам телекоммуникационных сетей.

Практическая значимость представлена через внедрение телекоммуникационных технологий в разные сферы жизни и деятельности людей.

В нашем исследовании наибольший интерес будут представлять те телекоммуникационные серверы, которые позволяют обмениваться информацией

Телекоммуникационные

Электронная почта (E-Mail)

Телеконференция

Доступ к удаленным информационным

ресурсам

Рис. 1. Телекоммуникационные сервисы в образовании

через электронную почту, телеконференции и при организации доступа к удаленным информационным ресурсам. Они представлены на рис. 1.

Технические и программные средства телекоммуникационных технологий представляют со бой каналаквязи, корорыеделялск на4 типа:

1)аналогова1е лелефон ные сете;

2)провода,по кетсфыо вородеется тлеюричеокао;

3) лнгнвелoеoнныакенaоы св язи;

4) беспроводные каналы связи, модемные или спутниковые» [6]. Инвнpаeкявляeтея ке eдинcтвлнвoйmoбнльной телекоммуникационной

сетью. Существуют и другие, такие как сеть FIDO или сеть SPRINT.

На рис. 2 яемые услуги - сервисы Интернет, где теле-

коммуникационные услуги выделены курсивом.

Умение свободно ориентироваться в услугах телекоммуникационных сетей - залог успеха будущего учителя. Формирование профессионального мастерства в области электронной педагогики начинается с культуры студента по организации работы с использованием сервисов телекоммуникационных сетей:

- предложить ученикам ссылки на интересный материал по изучаемой дисциплине;

- организовать малые группы для проведения проектных и исследовательских работ с возможностью общения;

- создать собственный сайт на образовательном портале;

- организовать систему проверки качества образования;

- систематически обновлять и дополнять содержание материалов и многое другое.

Сеть Интернет предоставляет широкие возможности для такой организации образовательного процесса. Остановимся на особенностях мощного Всероссийского образовательного проекта в сфере информационных технологий «Урок цифры».

В нем прописано расписание уроков на 2021-2022 учебный год. На портале «1С: Урок» представлены электронные учебные материалы для учителей и учащихся.

«1С: Урок» - портал с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы школьников.

На рис. 3 показано разделение этих материалов по четырем блокам.

Первый блок - Библиотека. В нем предлагается использование готовых материалов, созданных учителями и разработчиками: конспекты открытых уро-

Рис. 2. Предоставляемые услуги - сервисы Интернет

Электронные учебные материалы для учителей и школьников

используите готовые материалы из библиотеки

создавайте новые ресурсы в онлайн-конструкторах

организуйте быстрый доступ к избранным

материалам

КОНСТРУКТОРЫ

МОИ МАТЕРИАЛЫ

ПОИСК РЕСУРСОВ В БИБЛИОТЕКЕ

предметы класс

• -

ИСКАТЬ РЕСУРСЫ В БИБЛИОТЕКЕ

55 ООО +

учителеи и школьников использовали наши материалы в 2020 году

2000 +

интерактивных учебных ресурсов на нашей платформе

23 года

мы создаем образовательные

Рис.З.Разделениеэлектронныхучебныхматериаловпо блокам

ков, разн ого вида тесты, контрольные работ, самостоятельные обучающие программы и т. д. Имеются тысячи интерактивных заданий, лабораторных работ и демонстрационных материалов для начальной и средней школы. А также ин-терактивнаяонлайн-среда «Математический конструктор» для соданияживых чертежей прямо на занятиях.

Второй блок - Конструкторы - призыважтк созданию нооых росудсмв в онлайн-конструкторах. Даны направления и вспомогательные материалы.

ТрмтиЛЫлос- ВЖош/оатериаты.Кмоыйоажегоссримововшссияученмк, учитель имеет свою папку, в которой хранит свои файлы и другие материалы. ДажныВШлок овгоншзувтЫьютдуй джотрп к иыблтноым манррираыы.

Четвертый блок - Поиск ресурсов в библиотеке. Можно задать запрос по увнжоетнсюу плед метой длясврроеыйнмого класса. Изжчан ж нспользамготовы е материалы из библиотеки, каждый учитель может проникнуться идеей создания соРсвееинсвв ыитжршктывно гамродшвто.

Также в информационной среде имеется библиотека интерактивных материалов, образовательные порталы.

Образовательные порталы, созданные в сети Интернет, имеют огромное обучающее значение. Эти порталы нацелены оказать помощь в обучении школьников, дать возможность педагогам обмениваться своим опытом работы. Учительством давно признано, что использование системы образовательных порталов позволяет более эффективно организовать работу образовательных учреждений.

Получить интересующий материал можно из следующих порталов:

1. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru/default.asp

2. Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов http://ndce. edu.ru/

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

4. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/

5. Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www. openclass.ru/ и др.

Это далеко не полный перечень образовательных порталов.

Для эффективного управления качеством образования необходимо проводить контроль результатов обучения: промежуточные аттестации, контрольные срезы, различные виды административного контроля, итоговые аттестации по четвертям, по годам, ЕГЭ, ВПР, ОГЭ. Это необходимо для коррекции отклонений в обучении и повышения качества дальнейшего образования.

Библиографический список

Для решения задачи проверки качества образования информационные технологии также предоставляют широкие возможности. Имеются проверочные материалы по разным уровням:

- наэтапеознакомления сновым материалом;

- на этапе первичного закрепления нового знания;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наэтапеформирующегознания;

- на этапе контролирующего знания;

- на этапеметаматематическихдостижений.

Нами в ранее выполненных изданиях были рассмотрены условия, обеспечивающие у студентов развитие опыта самостоятельной и творческой деятельности, свидетельствующие об уровне сформированности общечеловеческой культуры студента. Больше интересовала проблема формирования интереса студентов к исследовательской деятельности через метод проектов на занятиях дисциплин математического цикла, и было важно вывести студентов на дорогу поиска в науке [5].

Таким образом, можно сделать выводы, что услуги, предоставляемые сетью Интернет в сферу образования, по своему характеру и возможностям уникальны.

Формирование культуры студента в области информационных технологий базируются на том, что он с помощью сервисов телекоммуникационных сетей должен в режиме реального времени уметь организовать консультативную помощь при выполнении домашних заданий с применением информационных технологий, принимать участие в проведении виртуальных учебных занятий, выстраивать планомерную работу по сбору и систематизации материала для проведения исследовательской или проектной работы, осуществлять такую деятельность совместно с участниками проекта, а также иметь возможность моделировать сложные или опасные объекты, явления или процессы через использование предоставляемого оборудования.

В рамках достижения наилучших результатов в сфере образования на педагогическом факультете нами планируется создание сетевого сообщества обучающихся «Поиск». Главной целью сообщества будет являться выработка у обучаемых критического мышления, навыков поиска и отбора достоверной и необходимой информации.

Таким образом, созданное сообщество с использованием всех вышерас-смотренных возможностей сети Интернет будет способно раскрыть всю полноту предоставляемых услуг для формирования общечеловеческой культуры студента, какое направление не было бы взято на рассмотрение.

Телекоммуникационные сети. Раздел 2. Available at: books.ifmo.ru

Программа дистанционного обучения Moodle, что это такое и как ею пользоваться. Available at: https://ecvdo.ru/states/sistema-distancionnogo-obucheniya-moodle-chto-eto-takoe-i-kak-eyu-polzovatsya

Как пользоваться сервисом для видеоконференций. Available at: usvinternet.ru>jitsi-meet-polzovatsya-servisom/ Информационно-телекоммуникационная сеть - что это? Available at: FB.ru>article.. .telekommunikatsionnaya-set.. .chto.. .i...

5. Батчаева П.А.-Ю. Условия, обеспечивающие у студентов развитие опыта самостоятельной и творческой деятельности. Актуальные вопросы профессиональной подготовки педагога в современной образовательной среде: VII Международная интернет-конференция. Available at: https://kmpf.kchgu.ru/?cat=19

6. Полат Е.С., Уваров А.Ю., Хуторской А.В. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Available at: https://fb.ru/article/198813/ informatsionno-telekommunikatsionnaya-set-eto-chto-ponyatie-vidyi-i-ispolzovanie-informatsionno-telekommunikatsionnyih-setey

References

1. Telekommunikacionnye seti. Razdel 2. Available at: books.ifmo.ru

2. Programma distancionnogo obucheniya Moodle, chto 'eto takoe ikakeyupol'zovat'sya. Available at: https://ecvdo.ru/states/sistema-distancionnogo-obucheniya-moodle-chto-eto-takoe-i-kak-eyu-polzovatsya

3. Kak pol'zovat'sya servisom dlya videokonferencij. Available at: usvinternet.ru>jitsi-meet-polzovatsya-servisom/

4. Informacionno-telekommunikacionnaya set'- chto 'eto? Available at: FB.ru>article...telekommunikatsionnaya-set...chto...i...

5. Batchaeva P.A.-Yu. Usloviya, obespechivayuschie u studentov razvitie opyta samostoyatel'noj i tvorcheskoj deyatel'nosti. Aktual'nye voprosy professional'noj podgotovki pedagoga vsovremennojobrazovatel'nojsrede: VII Mezhdunarodnaya internet-konferenciya. Available at: https://kmpf.kchgu.ru/?cat=19

6. Polat E.S., Uvarov A.Yu., Hutorskoj A.V. i dr. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Available at: https://fb.ru/article/198813/informatsionno-telekommunikatsionnaya-set-eto-chto-ponyatie-vidyi-i-ispolzovanie-informatsionno-telekommunikatsionnyih-setey

Статья поступила в редакцию 05.12.22

УДК 373

Bulueva Sh.I, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: sovdat@list.ru

Gumashvili I.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Chemistry and MEC, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Abdullaeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,

Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: gamzaeva79@mail.ru

THE ROLE OF TEACHERS AND PARENTS IN THE PREVENTION OF COMPUTER DEPENDENCE IN SCHOOLCHILDREN. The article discusses the role of teachers and parents in the prevention of computer addiction in schoolchildren. The author gives an analysis of the psychological and pedagogical literature, which considers this problem from the point of view of various scientists. The problem under study is that many parents forget that their child, due to age, needs constant, but accurate intervention and control over their leisure time, but few of them ask questions about the ways of his "digital" free time, about the benefits and harms of a particular game, about the content of the sites he visits. The author comes to the conclusion that teachers and parents should take preventive measures in the form of education or focusing their attention on other interesting activities in the real world. If this does not happen, and the younger student still shows signs of computer addiction, then teachers of different specialties should regularly maintain contact with their parents and work in the same bundle.

Key words: role, teacher, parents, prevention, computer addiction, schoolchildren.

Ш.И. Булуееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

И.Р. Гумашеили, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: inga-ramazovna@mail.ru

Н.А. Абдуллаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала,

E-mail: gamzaeva79@mail.ru

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматривается роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Авторы представляют результаты анализа психолого-педагогической литературы, рассматривающей эту проблему с точки зрения различных ученых. Изучаемая проблема заключается в том, что множество родителей, будучи погрязшими в своих рабочих заботах и проблемах, забывают о том, что их ребёнок в силу возраста нуждается в постоянном, но деликатном вмешательстве и контроле за их досугом, но мало из них вникают и задаются вопросами о способах его «цифрового» свободного времяпрепровождения, о пользе и вреде той или иной игры, о контенте посещаемых им сайтов. Авторы приходят к выводу, что педагогам и родителям следует осуществлять профилактические меры в виде просвещения или заострения внимания младшего школьника на других интересных занятиях в реальном мире. Если этого не происходит, и у него всё-таки проявляются признаки компьютерной зависимости, то педагогам разных специальностей стоит регулярно поддерживать контакт с родителями и работать в одной связке.

Ключевые слова: роль, педагог, родители, профилактика, компьютерная зависимость, школьники.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что XXI век принято называть веком информационных технологий, и неспроста. Нам повезло жить тогда, когда любая задача может быть решена дистанционным путём посредством обращения к практически безграничным возможностям информационно-коммуникационных технологий. Они постоянно подвергаются модернизации, и результатом этого длительного процесса является появившийся относительно недавно Интернет -та самая глобальная сеть, без обращения к которой мы теперь не можем прожить и дня [1-8].

Ещё почти на стыке второго тысячелетия, а именно - в 1996 году американский психиатр И. Голдберг впервые ввёл в научную терминологию понятие «интернет-зависимость» и рассматривал её не как медицинскую болезнь, а как поведение с крайне низким уровнем самоконтроля, как угрозу исчезновения нормальной жизни [3].

Плодом научно-технической революции XX века стало появление компьютера. Вместе с ним спустя небольшой промежуток времени были созданы компьютерные игры, очень притягивающие внимание детей и подростков своей новизной, а с их усовершенствованием - и графикой высокого разрешения, и схожими с реальностью сюжетами, и весьма правдоподобным звуковым сопровождением.

Цель данной статьи - рассмотреть роль педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Основные задачи статьи:

рассмотрение понятий «зависимость», «аддикция», «игромания»; наметить пути профилактики компьютерной зависимости у школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение, синтез собственного педагогического опыта работы со школьниками.

Научная новизна статьи определяется выявлением оснований возникновения компьютерной зависимости. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о роли педагогов и родителей в профилактике компьютерной зависимости у школьников. Практическая значимость представлена через выявление особенностей взаимоотношений в семье, профилактических мер, которые следует проводить в виде просвещения или заострения внимания учащихся на других интересных занятиях в реальном мире.

На сегодняшний день, мы уверены, в каждом доме есть ПК - персональный компьютер. Каждый взрослый человек и каждый обучающийся имеет возможность погрузиться в VR и свободно выйти в сеть Интернет.

Поскольку Интернет является бесчисленным источником компьютерных игр, младшие школьники в силу личностной и психологической несформиро-ванности нередко переходят границу нормы во времяпрепровождении за ними. В таких случаях речь идёт не просто об играх в компьютере как об увлечении или о хобби, а о компьютерной зависимости.

А.А. Николаева и Т. С. Павлова также подчёркивают роль компьютера в жизни современного ребёнка. Они считают, что во избежание появления нарушений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.