Научная статья на тему 'Использование возможностей социальных сетей в познавательной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 11. 03. 02 - "Инфокоммуникационные технологии и системы связи"'

Использование возможностей социальных сетей в познавательной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 11. 03. 02 - "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / SOCIAL NETWORK / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / FUTURE BACHELOR / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ 4PORTFOLIO.RU / INFORMATIVELY-EDUCATIONAL NETWORK 4PORTFOLIO.RU / СЕРВИС MIND42.COM / SERVICE OF MIND42.COM / INTELLECT-MAP / ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Ж. В.

Рассматриваются вопросы применения в учебном процессе факультета информационных технологий Чеченского государственного университета возможностей использования социальных сервисов web 2.0 и социальных сетей в формировании познавательной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 11.03.02 Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Описана технология работы в информационно-образовательной сети 4portfolio.ru, а также в сервисе mind42.com для создания интеллект-карт, которая показала эффективность формирования познавательной активности будущих бакалавров. Автор делает вывод о том, что опыт использования социальных сетей в учебном процессе показал следующие их преимущества: студенты работают в удобной и понятной для себя среде, в том числе на многих мобильных устройствах (iPad, iPhone и др.); повышается интерес и ответственность за конечный результат работы над учебным проектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS MAJORING AT EDUCATIONAL DIRECTION 11.03.02 “INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS CONNECTION”

The questions of the use of social services of web 2.0 and social networks in the educational process for students studying Infocommunication Technologies and Communication Networks are under the focus of the research. The technology of the work is described in an informatively-educational network 4portfolio.ru, and also in service of mind42.com for creation of intellect-maps that showed efficiency of forming of cognitive activity of future bachelors. The author concludes that the experience of using social networks in the educational process shows the following advantages: students work in a convenient environment, use many mobile devices (iPad, iPhone, etc.), the research shows an increase of their interest in studies and their responsibility for the final result of the work on the training project.

Текст научной работы на тему «Использование возможностей социальных сетей в познавательной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 11. 03. 02 - "Инфокоммуникационные технологии и системы связи"»

образования и, как следствие, формализация взаимодействия учителя с семьей учащегося» [2].

В ФГОС нового поколения ведущая роль отводится развитию взаимодействия семьи и школы для достижения качества образования, повышения мотивации учащихся к обучению, а также для решения социально-педагогических проблем ребёнка.

Раскрывая роль семьи для воспитания ребёнка в свете духовно-нравственных традиций, И.А. Ильин подчеркивает, что семья является «Первичным лоном человеческой культуры. Каждый человек в течение своей жизни остается духовным представителем своей родительской семьи. В семье открываются для ребёнка источники его будущего счастья или несчастья, здесь развивается личность ребёнка» [3].

В современной социальной ситуации именно семья обеспечивает психическую и эмоциональную защищенность детей и взрослых. Проявление чувства любви, семейного счастья становится все более индивидуализированным, личностным, связанным с самореализацией, с нравственно-духовными ценностями семейной жизни. Следует отметить, что школа как социальный институт, с одной стороны, традиционно пытается действовать от имени общества, объединять значимые общественные ценности. С другой стороны, исследования в сфере современного школьного образования показывают, что в контексте гуманистического подхода все большее значение приобретает школа как социальная общность педагогов и учащихся.

Таким образом, на основании анализа исследований и опираясь на личный опыт авторов в работе с родителями детей младшего школьного возраста, можно утверждать, что в связи с изменениями, происходящими в начальном образовании, происходит процесс гуманизации обучения и воспитания, связанный с необходимостью развития взаимодействия семьи и школы на всех уровнях социально-образовательной ситуации.

Как отмечает О.А. Щекина, «Сегодня востребованы модели отношений семьи и школы, которые соответствуют новым жизненным реалиям, отвечают требованиям государства (ФГОС) и запросам общества. Взаимодействие с родителями, другими членами семьи учащегося является особой сферой деятельности педагога, отвечающей современным реальностям» [4].

Взаимодействие с семьями учащихся младших классов является одним из важных направлений деятельности школы, педагогов и других институтов воспитания и обучения. Значимость взаимодействия семьи и школы связана с тем, что: возросли запросы родителей к качеству образования детей; важно развивать

Библиографический список

коммуникативные навыки, информационную культуру детей и взрослых; необходимо педагогически обеспечить семейное воспитание, учитывая тот факт, что семья является первым, важным институтом социализации ребёнка; необходимо создать условия для духовно-нравственного развития и воспитания детей.

Для того чтобы система педагогического взаимодействия стала гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам школы, потребностям конкретных учащихся, необходимо понимание позиций всех участников педагогического процесса. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это тот этап, на котором обеспечивается целостное развитие личности ребёнка, его социализацию, становление и развитие его социального опыта и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Для развития эффективного взаимодействия семьи и школы в начальной школе особое внимание уделяется: созданию ситуации успеха для каждого ребёнка, формированию у родителей младших школьников прочных базовых знаний о своеобразии младшего школьного возраста; созданию условий для интенсивного общего просвещения родителей по вопросам, связанным с педагогикой, психологией, физиологией детей 7-10 лет: психическое и физическое здоровье ребёнка, адаптация его к школьной среде, формирование навыков учебной деятельности; созданию условий для того, чтобы родители стали активными участниками педагогического процесса; выявлению и распространению положительного опыта семейных взаимоотношений; актуализации семейных ценностей (дети значимы для семьи - любимы и принимаемы всегда; родные люди всегда готовы прийти ребёнку на помощь, оказать личную поддержку); содействие повышению педагогической культуры родителей через организацию интерактивных форм сотрудничества в триаде «учитель - ученик - родитель» во внеурочной деятельности; воспитанию в детях чувства уважения к взрослым, самостоятельности и ответственности.

Таким образом, технология взаимодействия семьи и школы направлена в первую очередь на формирование социального опыта младших школьников. В условиях современной социально-образовательной ситуации, взаимодействие семьи и школы способствует профессиональному самоопределению педагогов, личностному развитию и повышению родительской компетентности, формированию семейной культуры у детей и взрослых, развитию личности ребёнка на основе духовно-нравственных и социальных ценностей.

1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Available at: tp://nashaucheba.ru/v53802/

2. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи: учебно-методическое пособие. Москва, 2006.

3. Ильин И.А. О семье и воспитании. Available at: http://www.bogoslov.eom/files/disk3/web.knigi./Pravoslavnaja.filosofija/ Iljin.o.semje.i.vospitaniji.htm

4. Семья и школа: проблемы и пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов: учебно-методическое пособие. Под общей редакцией О.А. Щекиной. Санкт-Петербург, 2013.

5. Исакиева З.С. Воспитание толерантности молодёжи на примере искусственного родства у чеченцев. Вестник института развития образования Чеченской Республики. 2013; 11: 147 - 152.

6. Хасбулатова З.И., Исакиева З.С. Роль семьи в процессе духовно-нравственного воспитания и передачи культурных традиций молодёжи. История науки и техники. 2012; 7: 186 - 190.

References

1. Golovanova N.F. Obschaya pedagogika. Available at: tp://nashaucheba.ru/v53802/

2. Nedveckaya M.N. Osnovypedagogicheskogo vzaimodejstviya shkoly isem'i: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva, 2006.

3. Il'in I.A. O sem'e i vospitanii. Available at: http://www.bogoslov.eom/files/disk3/web.knigi./Pravoslavnaja.filosofija/Iljin.o.semje.i.vospitaniji.htm

4. Sem'ya i shkola: problemy i puti vzaimodejstviya v usloviyah realizacii novyh standartov: uchebno-metodicheskoe posobie. Pod obschej redakciej O.A. Schekinoj. Sankt-Peterburg, 2013.

5. Isakieva Z.S. Vospitanie tolerantnosti molodezhi na primere iskusstvennogo rodstva u chechencev. Vestnik instituta razvitiya obrazovaniya ChechenskojRespubliki. 2013; 11: 147 - 152.

6. Hasbulatova Z.I., Isakieva Z.S. Rol' sem'i v processe duhovno-nravstvennogo vospitaniya i peredachi kul'turnyh tradicij molodezhi. Istoriya nauki i tehniki. 2012; 7: 186 - 190.

Статья поступила в редакцию 01.10.17

УДК 378

Idrisova G.V., Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE BACHELORS MAJORING AT EDUCATIONAL DIRECTION 11.03.02 "INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES AND SYSTEMS CONNECTION". The questions of the use of

social services of web 2.0 and social networks in the educational process for students studying Infocommunication Technologies and Communication Networks are under the focus of the research. The technology of the work is described in an informatively-educational network 4portfolio.ru, and also in service of mind42.com for creation of intellect-maps that showed efficiency of forming of cognitive

activity of future bachelors. The author concludes that the experience of using social networks in the educational process shows the following advantages: students work in a convenient environment, use many mobile devices (iPad, iPhone, etc.), the research shows an increase of their interest in studies and their responsibility for the final result of the work on the training project.

Key words: social network, cognitive activity, future bachelor, informatively-educational network 4portfolio.ru, service of mind42.com, intellect-map.

Ж.В. Идрисова, аспирант, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Е-mail: [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 11.03.02 - «ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ СВЯЗИ»

Рассматриваются вопросы применения в учебном процессе факультета информационных технологий Чеченского государственного университета возможностей использования социальных сервисов web 2.0 и социальных сетей в формировании познавательной активности будущих бакалавров по направлению подготовки 11.03.02 - Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Описана технология работы в информационно-образовательной сети 4portfolio.ru, а также в сервисе mind42.com для создания интеллект-карт, которая показала эффективность формирования познавательной активности будущих бакалавров. Автор делает вывод о том, что опыт использования социальных сетей в учебном процессе показал следующие их преимущества: студенты работают в удобной и понятной для себя среде, в том числе на многих мобильных устройствах (iPad, iPhone и др.); повышается интерес и ответственность за конечный результат работы над учебным проектом.

Ключевые слова: социальная сеть, познавательная активность, будущий бакалавр, информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru, сервис mind42.com, интеллект-карта.

В современных условиях информатизации, массовой коммуникации и глобализации высшего образования объем знаний стремительно возрастает, ускоряя процесс устаревания информации, который требует нового подхода в подготовке студентов в вузе.

Как отмечают авторы монографии Т.Г. Везиров и А.В. Бабаян [1], согласно новой образовательной модели «Российское образование 2020» в системе профессиональной подготовки студентов меняются представления об образовательных результатах. Здесь важную роль начинают играть навыки исследовательской деятельности в профессиональной подготовке, связанные с развитием умения самостоятельно ставить задачи, проводить исследования, осуществлять межсетевое взаимодействие на основе принципа сотрудничества.

В соответствии с ФГОС нового поколения особая роль в системе высшей школы отводится личностным образовательным результатам выпускника, в том числе умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду. Поэтому требуется модернизация высшего образования, внедряя в учебный процесс средств информационных и коммуникационных технологий, которые направляются на разработку инновационных образовательных проектов, включающих организацию единого информационного пространства, где важное место занимают сервисы социальных сетей.

Вопрос развития познавательной активности студентов в вузе достаточно традиционен для дидактики высшей школы и является важнейшим условием личностно ориентированного образования. Это все требует поиска новых приемов, методов и форм организации учебного процесса в вузе, в том числе и при овладении спецдисциплин.

Как показывает анализ практической деятельности, преподаватели спецдисциплин испытывают трудности в эффективной реализации учебных программ из-за низкой познавательной активности студентов, которые обусловлены рядом причин. Одной из такой причины является слабый уровень базовой подготовки по информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

Сущность и структура феномена познавательной активности рассматриваются в исследованиях таких ученых, как Ж.Г. Аристовой, Т.А. Куликовой, А.М. Матюшкина, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

В своем диссертационном исследовании М.А. Алтухова под познавательной активностью понимает интегративное личностное образование, характеризующее качественные характеристики познавательной деятельности [2].

Под влиянием информационных технологий наблюдается изменение форм коммуникации на основе такого инструмента общения, как социальная сеть, которая имеет большую интернет-аудиторию.

Как отмечают авторы статьи «Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования», социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, реализующий сетевую социальную структуру, состоящую из группы узлов - социальных объектов (группы людей, сообщества) и связей между ними (социальных взаимоотношений), на базе которого могут устанавливать отношения друг с другом [3].

Современные студенты свободно общаются в социальных сетях и работают с различными интернет-сервисами, участвуя в сообществах.

В связи с этим, стоит вопрос о формировании познавательной активности студентов бакалавриата с использованием образовательных возможностей различных on-line сервисов.

0.М. Бабанская, Г.В. Можаева в своей работе [4] отмечают, что для организации и реализации учебного процесса используются социальные медиа, такие как ВКонтакте и Facebook и другие социальные сети, а для создания учебного контента и организации педагогической коммуникации - сервисы и технологии web 2.0, которые позволяют студентам совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа-информацию.

Сегодня web 2.0 включает в себя множество интернет-сервисов в виде справочников и энциклопедий (википедия, блоги, технология FOaF, RSS, сервисы обмена, сайты совместного до-кументопользования и др.).

Как отмечают авторы статьи «Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе вуза», на сегодняшний день нет разработанных методик и педагогических технологий использования социальных сетей в преподавании конкретных предметов [5].

По мнению А.В. Фещенко, в настоящее время проектная деятельность студентов в социальных сетях является эффективной, востребованной и наиболее интересной для них [б].

Одним из видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата по направлению 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» является проектная деятельность.

В практической реализации проектной деятельности будущих бакалавров большую роль в настоящее время играют сервисы социальной сети, в частности информационно-образовательная сеть 4portfolio.ru, которая применяется нами в учебном процессе.

Студентами бакалавриата выполняются мультимедийные проекты по отдельным темам теоретических дисциплин, которые пополняют информационно-образовательный ресурс университета и авторских веб-портфолио.

Анализ литературы показал, что в педагогической практике социальные сервисы используются в следующих направлениях:

1. Создание сетевых сообществ для совместного выполнения учебного проекта.

2. Освоение новых программных продуктов, концепций, приложений и интернет-сервисов.

3. Использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов.

4. Самостоятельное создание сетевого проекта учебного содержания.

5. Участие в семинарах, on-line конференциях и вебинарах.

6. Научная деятельность участников сообщества.

В учебном процессе Чеченского государственного университета на факультете информационных технологий при подготовке бакалавров по направлению 1l.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» социальные сервисы используются при создании сетевых учебных проектов по спецдисциплинам, в семинарах и вебинарах, а также в организации научной деятельности в педагогических сообществах. Все это проводится в информационно-образовательной сети 4portfolio.ru.

В настоящее время в социальные сети активно встраиваются технологии коммуникации, которые позволяют совершать on-line общение по Skype и обмениваться мгновенными сообщениями в e-mail сети. При создании сетевых сообществ в образовательном процессе мы использовали информационно-образовательную сеть 4portfolio.ru, позволяющая:

- оперативно донести информацию до участников образовательного процесса;

- возможность делиться ссылками на информационные ресурсы;

- электронные записи и дневники;

- размещение собственных учебных проектов и их обсуждение.

Библиографический список

Нами для совместной работы применяется сервис mind42. com для создания интеллект-карт или карт памяти, который является наиболее интересным и перспективным сервисом в сети.

При создании учебных интеллект-карт, работая в сетевом сообществе, используется познавательная активность будущих бакалавров для решения следующих задач: принятие решений; проведение презентаций; проведение мозговых штурмов для генерации новых идей и коллективного решения нестандартных задач; планирование и разработка сложных сетевых учебных проектов.

Анализ ФГОС ВО (уровень высшего образования бакалавриат) по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокомму-никационные технологии и системы связи» показал, что одной из областью профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата является совокупность инновационных технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обработки, хранения и обмена информацией на расстоянии с использованием различных сетевых структур [7].

Наш практический опыт использования социальных сетей в учебном процессе факультета информационных технологий Чеченского государственного университета показал следующие их преимущества: студенты работают в удобной и понятной для себя среде, в том числе на многих мобильных устройствах (iPad, iPhone и др.); повышение ответственности за конечный результат работы над учебным проектом; создание коллективного учебного материала.

1. Везиров Т.Г., Бабаян А.В. Профессиональная подготовка магистров педагогического образования средствами электронного обучения: монография. Ульяновск, 2015.

2. Алтухова MA Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе вуза. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Челябинск. - 2015.

3. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования. M.O. Чванова, M^. Храмова, В.Ю. Лыскова, Д.И. Mихайлова, А.Ю. Mоргунова, А.А. Mолчанов. Образовательные технологии и общество. 2014; 3: 472 - 493.

4. Бабанская ОМ, Mожаева Г.В.. Системный подход к организации электронного обучения в классическом университете. Открытое образование. 2015; 2: 63 - 69.

5. Сыч С.П., Болкунова M^. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе вуза. Современные информационные технологии и ИТ-образование: сборник научных трудов VIII Mеждународной научно-практической конференции. Mосква: MTX 2013; Т. 2: 200 - 205.

6. Фещенко А.В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/files/ vo17/feschenko.pdf

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень высшего образования «бакалавриат») по направлению подготовки 11.03.02 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи. Утверждён приказом Mини-стерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 174.

References

1. Vezirov T.G., Babayan A.V. Professional'naya podgotovka magistrovpedagogicheskogo obrazovaniya sredstvami 'elektronnogo obucheniya: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.

2. Altuhova M.A. Razvitie poznavatel'noJ aktivnosti studentov v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk. - 2015.

3. Razvitie social'nyh setej i ih integraciya v sistemu obrazovaniya. M.S. Chvanova, M.V. Hramova, V.Yu. Lyskova, D.I. Mihajlova, A.Yu. Morgunova, A.A. Molchanov. Obrazovatel'nye tehnologiii obschestvo. 2014; 3: 472 - 493.

4. Babanskaya O.M., Mozhaeva G.V.. Sistemnyj podhod k organizacii 'elektronnogo obucheniya v klassicheskom universitete. Otkrytoe obrazovanie. 2015; 2: 63 - 69.

5. Sych S.P., Bolkunova M.V. Ispol'zovanie vozmozhnostej social'nyh setej v obrazovatel'nom processe vuza. Sovremennye informacionnye tehnologii i IT-obrazovanie: sbornik nauchnyh trudov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGU, 2013; T. 2: 200 - 205.

6. Feschenko A.V. Social'nye seti vobrazovanii: analiz opyta iperspektivy razvitiya. Available at: http://huminf.tsu.ru/jurnal/files/vo17/feschenko. pdf

7. Federal'nyJgosudarstvennyJobrazovatel'nyjstandart vysshego obrazovaniya (uroven' vysshego obrazovaniya «bakalavriat») po napravleniyu podgotovki 11.03.02 «Infokommunikacionnye tehnologii i sistemy svyazi. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 6 marta 2015 g. № 174.

Статья поступила в редакцию 11.09.17

УДК 377.5

Karelina N.A., postgraduate, Department of Technologies, Entrepreneurship and Teaching Methods, Pedagogical Institute of

Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF COLLEGE STUDENTS AS A RESULT OF THE INFLUENCE OF THE INTEGRATED EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article deals with improving the quality of professional training of technical school students. The concept "professional mobility" is briefly described as a key concept of the study. It represents the materials of the research, revealing the basics of the process of formation of professional mobility on a specially designed model, highlighted the pedagogical conditions that ensure the success in realization of this model. The contents and organizational structure of the pedagogical model elements are defined. The construction and application of the model are explained.

Key words: educational process, pedagogical model, integrative educational environment, professional mobility.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.