ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ
ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ WEB 2.0 В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
А.А. Азевич1, С.П. Сыч2
1 Кафедра информатизации образования 2 Кафедра теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки Московский городской педагогический университет 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, Россия, 129226
В статье рассматриваются приемы использования технологий Web 2.0 в современном образовании. Исходя из практического опыта предлагаются подходы к формированию системы дидактических средств реализации требований ФГОС по подготовке специалистов в области физической культуры и спорта с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в частности сервисов сети Интернет.
Ключевые слова: Технологии Web 2.0, онлайн-сервисы сети Интернет, ИКТ-компетентность педагога, подготовка специалистов по физической культуре и спорту
Современное высшее образование, основанное на стандартах нового поколения, требует изменений как в организации обучения, так и в его содержании. Модификация содержания связана в первую очередь со стремительно возрастающим потоком учебной информации. Увеличение ее объема происходит такими колоссальными темпами, что это отражается во всех образовательных сферах, в том числе в учебном процессе вуза. С учетом сложившихся условий реформы в системе образования должны ориентироваться на высокий уровень развития информационных и телекоммуникационных технологий, их стремительное развитие и совершенствование.
Наблюдаемые сегодня коренные и качественные изменения в способах передачи и обработки информации, связанные с сетевыми технологиями, открывают уникальные возможности формирования интерактивного познавательного пространства. Оно погружает обучающихся в мир разнообразных и всего более усложняющихся знаний. Благодаря технологии Web 2.0 проектирование педагогической деятельности становится не только творческим, но и глубоко осмысленным
шагом. А потому дидактические вопросы «Чему учить?» и «Как учить?», охватывающие вопросы содержания, методики и форм обучения студентов, обретают новое качество.
Развитие у обучающихся ключевых компетенций, которые раскрываются посредством формирования ответственности, способности к саморазвитию и продуктивному сотрудничеству, — одна из актуальных задач современного образования. Характерные черты выпускника педагогического вуза проявляются в овладении набором универсальных учебных действий — умениями ставить и решать проблемы, работать с информацией (поиск, выбор, анализ, систематизация и презентация системных данных), обоснованным использованием оптимального набора современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Понятие Web 2.0 вошло в оборот сравнительно недавно. В современном понимании оно родилось на международной конференции, прошедшей в октябре 2004 г. Участник конференции — американский ученый Тим О'Райли — опубликовал статью, в которой объяснил значение термина и наглядно продемонстрировал различия между Cетью первого и второго поколений.
Согласно определению Тима О'Райли, Web 2.0 — это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. Особенностью Web 2.0. является принцип привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке информационного материала [4].
Использование термина Web 2.0 связано с так называемыми социальными сетями и сервисами, которые позволяют объединить пользователей в социальные группы, быстро найти единомышленников и нужную информацию.
Приведем еще одно определение. Его автор — Е.Д. Патаракин. По его мнению, Web 2.0 — это сетевые сервисы (программные среды, движки, оболочки), которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности, позволяют работать с веб-документами совместно, обмениваться информацией и работать с массовыми публикациями [5].
Главным и далеко не единственным преимуществом Web 2.0 является доступность и простота эксплуатации. Не надо забывать, что все предыдущие интернет-технологии были, по сути, доступны программистам и IT-специалистам и лишь малая их часть предназначалась для простых пользователей.
Если говорить о Web 2.0 как об образовательной технологии, то следует отметить ее главные дидактические аспекты: интерактивность и креативность, доступность и социальность, многофункциональность и синхронность. Она привела к появлению новых форм организации обучения — созданию учебных сетевых сообществ, которые, в свою очередь, стали неотъемлемой частью современной информационной образовательной среды. Сервисы Web 2.0, или, как их еще называют, социальные сетевые сервисы, явились, по сути, не только новой формой создания и хранения знаний, но и эффективным инструментом, облегчающим их передачу и использование.
Какие же сервисы методически предпочтительны в ходе обучения студентов — будущих специалистов в области физической культуры и спорта? Физическое
Азевич А.А., Сыч С.П. Дидактические аспекты использования технологий Web 2.0 в подготовке...
воспитание — особая дисциплина. Его целью является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры и спорта для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными — оздоровительные процедуры и гигиенические факторы. Как же использовать новые информационные и телекоммуникационные технологии при подготовке специалистов в области физической культуры и спорта?
Попытаемся ответить на этот вопрос, начав с обзора сервисов Web 2.0, как мы полагаем, наиболее подходящих именно для этой категории студентов. В таблице 1, помещены названия сервисов, соответствующие веб-ссылки и возможные формы их использования в профессиональной деятельности специалистов в области физической культуры и спорта.
Таблица 1
Сервисы Web 2.0 и формы их использования в учебном процессе
Сервисы Web 2.0 Формы использования в учебном процессе
Онлайн-презентации: www.Prezi.com/ Визуализация информации, создание мультимедийных учебных проектов
Google-документы: http://docs.google.com Работа над учебными проектами
Онлайн-хранилище документов: https://scholar.google.ru/ Создание личной библиотеки, место хранение учебно-методической литературы, цитат и первоисточников
Google-календарь http://google.com/calendar/ Подготовка расписания работы спортивных секций, тренировочных занятий,секций и кружков. Планирование соревнований и других спортивных мероприятий
Wiki-страницы https://ru.wikipedia.org/wiki/ Создание групп по интересам для обмена спортивной и учебной информацией
Блогосфера http://blogosfera.com Создание блогов. Представление учебных материалов в печатном, графическом, звуковом и анимированном виде
Google-сайты и другие SMS (web-редакторы сайтов) https://sites.google.com http://a5.ru http://ru.jimdo.ru http://mind42.com Создание образовательных сайтов преподавателей, личных сайтов студентов-спортсменов, тематических сайтов: по здоровому образу жизни, методической поддержке учебного процесса по физической культуре и спорту и т.д.
Мастер-тест http://master-test.net/ Разработка тестов, баз данных контроля знаний студентов, для проведения сетевых олимпиад по физической культуре и спорту
Видеохостинг http://youtube.com/ Подбор и накопление видеоматериалов спортивных соревнований, спортивных тренировок, оригинальных видео-методик
Карта знаний https://www.mindmeister.com/ru Создание карты знаний, структурирование учебной информации
Google-документы http://docs.google.com Создание электронного офиса тренера, преподавателя физической культуры: разработка, совместное редактирование, экспорт и импорт документов, перевод в различные форматы, создание электронных таблиц, рисунков, анкет, форм обратной связи т.д.
Сервис поиска картинок Google Images https://images.google.com Подбор иллюстративного материала для создания мультимедийных образовательных проектов
Сети для увлеченных фотографией http://Flickr.com http://www.fotodia.ru Обмен фотографиями, внесение пометок и комментариев
Методически грамотное владение технологиями Web 2.0 — важнейшая составляющая ИКТ-компетентности учителя физической культуры, детского тренера, руководителя спортивного сообщества.
Специалист по физической культуре должен уметь отбирать, обрабатывать и демонстрировать лучшие образцы из спортивной практики. В качестве показательного примера можно назвать технику выполнения сложнокоординационных упражнений, продемонстрированных олимпийскими чемпионами и выдающимися спортсменами. Умение визуализировать информацию, выделять главные элементы из видеосюжета, акцентировать на них внимание, применив средства анимации и звукового сопровождения — неотъемлемые черты профессионала. Тренер и педагог должны уметь работать с аудиоресурсами, создавать звуковые композиции для проведения уроков и тренировок под музыкальное сопровождение и, что наиболее важно, целенаправленно планировать учебную деятельность, используя различные сервисы и программы; создавать содержательно-методическую базу предмета; формировать устойчивые навыки владения различными предметными линиями.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Азевич А.И. Онлайн-сервисы — учителю физической культуры // Инновационные технологии в спорте и в физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы международной научно-практической конференции (г. Москва, 21 февраля 2013 г.). М.: МГПУ, 2013. С. 30-32.
[2] Азевич А.И. Моделирование средствами MS Excel в деятельности учителя физической культуры // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2015. № 1. С. 28-34.
[3] Азевич А.И., Сыч С.П. Формирование ИКТ-компетентности студентов в ходе реализации межпредметных связей вузовских дисциплин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатизация образования». 2010. № 2 (20). С. 105— 110.
[4] О'Рейли Т. Что такое WEB 2.0 // Компьютерра Онлайн. URL: http://www.computerra.ru/ think/234100/
[5] Патаракин Е.Д. Социальные сервисы WEB 2.0 в помощь учителю: учебно-методическое пособие. М.: Интуит.ру, 2007. 64 с.
[6] Сыч С.П. От компьютерной грамотности к мультимедийным технологиям: подготовка будущих учителей физической культуры в условиях новых образовательных стандартов // «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире»: Материалы XXV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. Коломна: ГСГУ, 2015. С. 345—348.
[7] Сыч С.П. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших и средних образовательных учреждений физической культуры и спорта. М.: МГПУ, 2010. 131 с.
Азевич А.А., Сыч С.П. Дидактические аспекты использования технологий Web 2.0 в подготовке.
DIDACTIC ASPECTS OF USING WEB 2.0 TECHNOLOGY IN TRAINING EXPERTS IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
A.I. Azevich1, S.P. Sych2
1 Chair of informatization of education 2 Chair of the theory and technique of physical training and sports training Moscow city pedagogical university 2-j Sel'skohozjajstvennyjproezd, 4, Moscow, Russia, 129226
This article discusses techniques for using Web 2.0 technologies in modern education. Based on practical experience suggests approaches to the formation of didactic means of implementing the requirements of the GEF training in the field of physical culture and sports with the use of information and communication technologies, in particular Internet services.
Key words: Technology Web 2.0, online services on the Internet, ICT competence of teachers, training of specialists in physical culture and sport
REFERENCES
[1] Azevich A.I. Onlajn-servisy — uchitelju fizicheskoj kul'tury [Online services — to the teacher of physical culture] // Innovacionnye tehnologii v sporte i v fizicheskom vospitanii podrastajushhego pokolenija: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 21 fevralja 2013 g.). [Innovative technologies in sport and in physical training of younger generation: Materials of the international scientific andpractical conference (Moscow, on February 21,2013)]. M.: MGPU, 2013. pp. 30-32.
[2] Azevich A.I. Modelirovanie sredstvami MS Excel v dejatel'nosti uchitelja fizicheskoj kul'tury [Modeling by means of MS Excel in activity of the teacher of physical culture]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Education Informatization series]. 2015. no 1. pp. 28-34.
[3] Azevich A.I., Sych S.P. Formirovanie IKT-kompetentnosti studentov v hode realizacii mezhpredmetnyh svjazej vuzovskih disciplin [Formation of ICT competence of students during realization of intersubject communications of high school disciplines]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Serija «Informatizacija obrazovanija» [Bulletin of the Moscow city pedagogical university. Education Informatization series]. 2010. no 2 (20). pp. 105-110.
[4] O'Rejli T. Chto takoe WEB 2.0 [What is the Web 2.0]. Komp'juterra Onlajn [Computerra Online]. URL: http://www.computerra.ru/think/234100/
[5] Patarakin E.D. Social'nye servisy WEB 2.0 v pomoshh' uchitelju: uchebno-metodicheskoe posobie [The social Web 2.0 services for the aid to the teacher: educational and methodical grant.]. M.: Intuit.ru, 2007. 64 p.
[6] Sych S.P. Ot komp'juternoj gramotnosti k mul'timedijnym tehnologijam: podgotovka budushhih uchitelej fizicheskoj kul'tury v uslovijah novyh obrazovatel'nyh standartov [From computer literacy to multimedia technologies: training of future teachers of physical culture in the conditions of new educational standards]. «Chelovek, zdorov'e, fizicheskaja kul'tura i sport v izmenjajushhemsja mire»: Materialy XXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam fizicheskogo vospitanija uchashhihsja [ The person, health, physical culture and sport in the changing world": Materials XXV of the International scientific andpractical conference on problems of physical training of pupils]. Kolomna: GSGU, 2015. pp. 345-348.
[7] Sych S.P. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih i srednih obrazovatel'nyh uchrezhdenij fizicheskoj kul'tury i sporta [Information technologies in education: manual for students of the highest and average educational institutions of physical culture and sport]. M.: MGPU, 2010. 131 p.