Научная статья на тему 'РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
181
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шишкина Ксения Игоревна, Жукова Марина Владимировна, Кошурникова Кристина Анатольевна

Статья посвящена изучению проблемы предупреждения компьютерной зависимости у младших школьников. Нами рассмотрена сущность термина «компьютерная зависимость», которая начала изучаться английскими учеными ещё с 80-х годов. Целью проведенного исследования явилось обоснование и проверка результативности программы работы педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы доказали, что проблема в современном мире актуальна и педагогу-психологу следует проводить работу по её предупреждению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шишкина Ксения Игоревна, Жукова Марина Владимировна, Кошурникова Кристина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF A TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH A FAMILY TO PREVENT COMPUTER ADDICTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article is devoted to the study of the problem of preventing computer addiction among the younger schoolchildren. We have considered the essence of the term "computer addiction", which began to be studied by English scientists since the 80s. The purpose of the study was to substantiate and verify the effectiveness of the work program of a teacher-psychologist with a family to prevent computer addiction in younger schoolchildren. In the course of experimental work, we proved that the problem is relevant in the modern world and a teacher-psychologist should work to prevent it.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

3. Шабаров Д.В. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки прокурорских работников к профессиональной деятельности / Д.В. Шабаров, В.А. Губин, А.В. Молдованов // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 12 (109). - С. 180-192.

REFERENCES

1. Litvinenko, S.I. and Shabarov, D.V. (2021), "Use of modem information technologies while improving the qualifications of employees of the Prosecutor's Office", Legality, No. 3 (1037), pp. 15-16.

2. Shabarov, D.V. (2022), "Analysis of the state of legality in prosecutorial activity: theory and practice", Leningrad Legal Journal, No. 2, pp. 158-169.

3. Shabarov, D.V., Gubin, V.A. and Moldovanov, A.V. (2019), "Psychological and pedagogical support of training prosecutors for professional activities", Actual problems of Russian law, No. 12 (109), pp.180-192.

Контактная информация: shabarovdv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.07.2022

УДК 159.9.07

РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЁЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ

КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ксения Игоревна Шишкина, кандидат педагогических наук, доцент, Марина Владимировна Жукова, кандидат педагогических наук, доцент, Кристина Анатольевна Кошур-никова, магистрант, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена изучению проблемы предупреждения компьютерной зависимости у младших школьников. Нами рассмотрена сущность термина «компьютерная зависимость», которая начала изучаться английскими учеными ещё с 80-х годов. Целью проведенного исследования явилось обоснование и проверка результативности программы работы педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников. В ходе экспериментальной работы мы доказали, что проблема в современном мире актуальна и педагогу-психологу следует проводить работу по её предупреждению.

Ключевые слова: семья, младший школьный возраст, экспериментальная работа, компьютерная зависимость, профилактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p442-445

WORK OF THE TEACHER-PSYCHOLOGIST WITH FAMILY TO PREVENT COMPUTER ADDICTION AMONG YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Ksenia Igorevna Shishkina, the candidate of pedagogical sciences, docent, Marina Vladimi-rovna Zhukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Kristina Anatolyevna Koshur-nikova, the master's student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the study of the problem of preventing computer addiction among the younger schoolchildren. We have considered the essence of the term "computer addiction", which began to be studied by English scientists since the 80s. The purpose of the study was to substantiate and verify the effectiveness of the work program of a teacher-psychologist with a family to prevent computer addiction in younger schoolchildren. In the course of experimental work, we proved that the problem is relevant in the modern world and a teacher-psychologist should work to prevent it.

Keywords: family, primary school age, experimental work, computer addiction, prevention.

Современный мир характеризуется активным протеканием процесса информатизации. Многие родители уже с раннего возраста начинают знакомить детей с возможностями компьютера (например, демонстрируя на экране картинки, мультфильмы, игры и т. д.). К дошкольному возрасту большинство детей уже обладают достаточными навыками применения компьютерных технологий для их самостоятельного использования. Исследования показали, что 92 % старших дошкольников уже активно играют в компьютерные игры [5, с. 246]. Учитывая эти данные, вспомним, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра. Именно она определяет формирование основных новообразований и способствует формированию личности ребенка. В младшем школьном возрасте на смену игровой приходит учебная деятельность. В школе детей учат грамотно применять компьютер и Интернет уже в образовательных целях. В свободное время дети по-прежнему предпочитают играть компьютерные игры, просматривают видеоролики, начинают активно общаться в различных социальных сетях и др. Могут длительное время проводить за компьютером, в ущерб другим видам деятельности.

К сожалению, не все родители следят за процессом работы своего ребёнка за компьютером. Возможно, они не осознают, насколько компьютер может быть опасен для детей, если не соблюдать правила его использования. А. Е. Войскунский считал, что неконтролируемое за компьютером времяпрепровождение школьника, обязательно со временем перерастёт в навязчивую привычку [2]. И эта привычка по своей силе и проявлениям имеет сходство с наркотической. Данное явление получило название «компьютерная зависимость». Л. А. Карпова определяет её как «психологическое расстройство, при котором человек стремится все свободное время проводить в социальных сетях, онлайн играх, «сёрфить» в Интернете» [4]. Она является одной из форм аддиктивного поведения. Общепризнанной классификации не имеет. В различных литературных источниках можно встретить следующие виды: Интернет-зависимость; навязчивый серфинг; игровая зависимость; виртуальные знакомства и др.

Считается, что опасность возникновения компьютерной зависимости характерна в подростковом возрасте. По нашему мнению, в современном мире уже в дошкольном возрасте может сформироваться симптомокомплекс компьютерной аддикции [3]. У младших школьников психика ещё формируется, поэтому они в большей степени, чем взрослые, восприимчивы к негативному воздействию компьютерных технологий. А.А. Алиев считает, что к компьютерной аддикции в большей степени склонны те дети, которые не имеют никаких серьезных увлечений, имеют конфликтные отношения с окружающими [1]. У них проводится первичная профилактика, потому что зачастую зависимость в тяжелой форме еще отсутствует, но уже могут закладываться предпосылки для ее формирования. Поскольку чаще компьютеры они используют дома, большую значимость для профилактической деятельности имеет работа с детьми и их родителями, предполагающая информационно-просветительскую и диагностическую деятельности.

В целях определения наличия компьютерной зависимости у младших школьников нами была проведена экспериментальная работа на базе одной из школ Курганской области. В исследовании приняло участие 52 ученика 3 класса (в возрасте 9-10 лет) и их родители. Из них контрольную группу составили 25 респондентов, экспериментальную - 27 респондентов.

Для определения компьютерной зависимости у младших школьников, был выбран тест, составленный О.Л. Кутуевой. Он включал в себя 8 вопросов, каждый из которых имел варианты ответа. Результаты диагностики компьютерной зависимости учеников 3 класса входящих в экспериментальную группу представлены на рисунке 1.

Результаты диагностики компьютерной зависимости учеников 3 класса входящих в экспериментальную группу представлены на рисунке 1. Результаты диагностики компьютерной зависимости учеников 3 класса входящих в контрольную группу представлены на рисунке 2.

8% .

32% _

60%

■ Компьютерная зависимость отсутсвует

■ Есть

предрасположенность к возниконовению компьютерной зависимости

■ Имеется компьютерная зависимость

41% _

4% ,

55%

Рисунок 1 - Результаты диагностики экспериментальной группы

Рисунок 2 - Результаты диагностики контрольной группы

По результатам диагностики компьютерная зависимость не определена у пятнадцати учеников экспериментальной группы (59 %) и у пятнадцати учеников контрольной группы (55 %). Предрасположенность к возникновению компьютерной зависимости у девяти учеников экспериментальной группы (36 %) и у одиннадцати учеников контрольной группы (55 %). Компьютерная зависимость была определена у двух учеников экспериментальной группы (8%) и у одного ученика контрольной группы (4).

Также подобрали тест для родителей, разработанный В.Г. Писаревым. Тест включал 7 вопросов, каждый из которых предполагал варианты ответа.

Результаты тестирования родителей, для определения компьютерной зависимости у учеников 3 класса экспериментальной группы мы разместили на рисунке 3. Результаты тестирования родителей контрольной группы представлены на рисунке 4.

56%

4%

60%

36%

4% ■ Компьютерная

зависимость явно выражена

■ Ребёнок не страдает 40% компьютерной

зависимостью, но расположен к ней

■ Ребёнок не находится в зане риска возникновения компьютерной зависимости

Рисунок 3 - Результаты диагностики родителей учени- Рисунок 4 - Результаты диагностики родителей учеников экспериментальной группы ков контрольной группы

По результатам тестирования компьютерная зависимость была явно выражена у одного ученика экспериментальной группы (3%), а также у одного ученика контрольной группы (4%). В экспериментальной группе было определено десять детей (40%) расположенных к возникновению компьютерной зависимости, а в контрольной группе девять (36%). В зоне риска возникновения компьютерной зависимости не находятся по мнению родителей четырнадцать учеников экспериментальной группы (56%) и семнадцать учеников контрольной группы (60%).

В ходе экспериментальной работы были получены данные, которые позволяют увидеть то, насколько различны мнения детей и их родителей, на счёт использования компьютерных технологий. По результатам проведённой диагностики, можно сделать вывод, что необходимо проводить мероприятия по предупреждению компьютерной зави-

симости у младших школьников, поскольку в обеих группах были выявлены ученики, предрасположенные к ней, а также уже имеющие данный вид зависимости. С этой целью нами разработана программа работы педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников, включающая информационный, мо-тивационный и практический блоки. В рамках формирующего этапа эксперимента будет проверена её эффективность.

Таким образом, мы выяснили, что проблема компьютерной зависимости младших школьников актуальна. В ходе проведённой экспериментальной работы по определению компьютерной зависимости у младших школьников, мы убедились, что педагогу-психологу необходимо проводить работу с обучающимися и их родителями по её предупреждению. Нами планируется проверить в дальнейшем эффективность разработанной программы работы педагога-психолога с семьёй по предупреждению компьютерной зависимости у младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев А.А. Компьютерная игровая зависимость детей как педагогическая проблема / А. А. Алиев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 5 - С. 32-34.

2. Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2008. - № 2. - С. 140153.

3. Жукова М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте / М.В. Жукова // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - № 10. - С. 32-36.

4. Карпова Л. А. Компьютерная зависимость / Л. А. Карпова // Вестник Психологии: электронный научный журнал. - 2022. - URL: https://psychologyjournal.ru/stories/kompyuternaya-zavisimost/ (дата обращения: 24.05.2022).

5. Романова, Ю.А. Компьютерные игры и познавательные способности дошкольника / Ю.А. Романова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). - С. 246251.

REFERENCES

1. Aliev, A.A. (2016), "Computer gaming addiction of children as a pedagogical problem", The world of science, culture, education, No. 5, pp. 32-34.

2. Voiskunsky, A.E. (2008), "From the psychology of computerization to the psychology of the Internet", Bulletin of the Moscow University, series 14, No. 2, pp. 140-153.

3. Zhukova, M.V. (2010), "Fascination with computer games as a factor in the formation of dependent behavior in preschool age", Elementary school plus before and after, No. 10, pp. 32-36.

4. Karpova L. A. (2022), "Computer addiction", Bulletin of Psychology: electronic scientific journal, available at: https://psychologyjournal.ru/stories/kompyuternaya-zavisimost/ (accessed 24 May 2022)

5. Romanova, Yu. A. (2014), "Computer games and cognitive abilities of a preschooler", Historical and socio-educational Thought, No. 2, pp. 246-251.

Контактная информация: koshurnikova_k_a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.