Научная статья на тему 'Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников'

Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
781
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКЦИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ (КОМПЬЮТЕРНАЯ АДДИКЦИЯ) / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ADDICTIVE BEHAVIOR / ADDICTIONS / COMPUTER ADDICTION / INTERNET ADDICTION / PRIMARY SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жукова М.В., Бараш Е.Л., Фролова Е.В., Шишкина К.И.

Введение. Статья посвящена проблеме профилактики такого вида аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость. Рассмотрены направления деятельности педагога-психолога по профилактике формирования зависимости от виртуальной реальности компьютера. Представлены результаты изучения уровня сформированности склонности к компьютерной аддикции младших школьников, полученные на материале исследования 60 учащихся начальных классов. Цель статьи обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической и медицинской (клинической) литературы, посвященной проблеме компьютерной зависимости; методы диагностики, включающие тестирование детей с помощью методики «Опросник, обращенный к младшему школьнику» С. А. Котовой», анкетирование педагогов. Анкета на выявление уровня компетентности педагогов по вопросам профилактики компьютерной зависимости у младших школьников. Результаты. Выявлены направления деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников, проанализированы эмпирические данные исследования уровня сформированности склонности к зависимому поведению, связанному с использованием компьютера. Обсуждение. Проанализированы результаты изучения склонности к формированию компьютерной зависимости у учащихся начальных классов. Выявлена динамика формирования склонности к зависимому поведению у учащихся третьих и четвертых классов. Проведено изучение компетентности учителей начальных классов по вопросам профилактики компьютерной зависимости. Заключение. Существуют значимые различия в уровне риска формирования склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов начальной школы. Необходимо расширение спектра форм и методов профилактической работы учителей начальных классов. Основные положения: проблема профилактики компьютерной аддикции и определения направлений деятельности педагога по профилактике зависимости от виртуальной реальности компьютера является актуальной для начальной школы; по результатам исследования выявлено, что не наблюдается склонности к формированию компьютерной аддикции у 63,33% учащихся начальной школы, 20% из которых находятся на стадии тенденции перехода к «зоне риска»; у 16,67% младших школьников продиагностирован риск формирования зависимого поведения, связанного с использованием компьютера; на статистическом уровне выявлены значимые различия в уровне уровня склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жукова М.В., Бараш Е.Л., Фролова Е.В., Шишкина К.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST'S ACTIVITY ON COMPUTER ADDICTION PREVENTION OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN

Introduction. The article is devoted to the problem of prevention of such type of addictive behavior as computer addiction. The directions of activity of the teacher-psychologist on prevention of formation of dependence on virtual reality of the computer are considered. The article presents the results of studying the level of formation of propensity to computer addiction of primary school children, obtained by the study of 60 primary school students. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of effective organization of work of the teacher psychologist on prevention of computer addiction in children of primary school age. Materials and methods. The main methods of research are the analysis of psychological, pedagogical and medical (clinical) literature on the problem of computer addiction; methods of diagnosis, including testing of children with the help of the method "the questionnaire addressed to the younger schoolboy" S. kotovoi". Questionnaire to identify the level of competence of teachers on the prevention of computer addiction in primary school children. Results. Identified areas of activity of the psychologist in the prevention of computer addiction in younger students analyzed the empirical data of the study of the level of propensity to dependent behavior associated with the use of a computer. Discussion. The results of the study the tendency to the formation of computer addiction among primary school pupils. The dynamics of formation of the tendency to dependent behavior among students of the third and fourth grades is revealed. The study of the competence of primary school teachers on the prevention of computer addiction. Conclusion. There are significant differences in the level of risk of computer addiction among students in the third and fourth grades of primary school. It is necessary to expand the range of forms and methods of preventive work of primary school teachers. Highlights: the problem of prevention of computer addiction and determine the directions of activity of the teacher for prevention of dependence on virtual reality computer is relevant for elementary school; according to the results of the study revealed that there is no tendency to the formation of computer addiction in 63.33% of primary school students, 20% of whom are at the stage of transition to the "risk zone"; 16.67% of primary school students were diagnosed with the risk of formation of dependent behavior associated with the use of a computer; at the statistical level, significant differences in the level of computer addiction among third and fourth grade students were revealed.

Текст научной работы на тему «Направления деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.79..5..006

УДК 37.013 ББК 74.200.55

М. В. Жукова1, Е. Л. Бараш2, Е. В. Фролова3, К. И. Шишкина4

1ORCID № 0000-0003-1184-9977, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: gukovamv@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-6760-6195, магистрант 2 курса, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: elizaveta_barash@mail.ru Ц

и

3ORCID № 0000-0001-5659-9284, Ц

ж

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и пред- I

ее

метных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический универ- 1

ситет, г. Челябинск, Российская Федерация. §

ж

E-mail: frolovaev@cspu.ru с

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме профилактики такого вида аддиктивного поведения, как компьютерная зависимость. Рассмотрены направления деятельности педагога-психолога по профилактике формирования зависимости от виртуальной реальности компьютера. Представлены результаты изучения уровня сформированности склонности к компьютерной аддикции младших школьников, полученные на материале исследования 60 учащихся начальных классов. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторскую концепцию эффективной организации работы педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции у детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ

ж

4ORCID № 0000-0003-0925-4616, д

' ее

и

^

о

^

и

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. О

Челябинск, Российская Федерация. E-mail: shishkinaki@cspu.ru

3

о

g

и

к

е о

¿s з

ж о

Й

з и в ж с

о

о

с

а

х

я §

о* ж

ж *

о

в

а

ж §

¡S3 а

«о

о §

hq

а

tq Ч

hq «

«О

О

I

И5

психолого-педагогической и медицинской (клинической) литературы, посвященной проблеме компьютерной зависимости; методы диагностики, включающие тестирование детей с помощью методики «Опросник, обращенный к младшему школьнику» С. А. Котовой», анкетирование педагогов. Анкета на выявление уровня компетентности педагогов по вопросам профилактики компьютерной зависимости у младших школьников.

Результаты. Выявлены направления деятельности педагога-психолога по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников, проанализированы эмпирические данные исследования уровня сформированности склонности к зависимому поведению, связанному с использованием компьютера.

Обсуждение. Проанализированы результаты изучения склонности к формированию компьютерной зависимости у учащихся начальных классов. Выявлена динамика формирования склонности к зависимому поведению у учащихся третьих и четвертых классов. Проведено изучение компетентности учителей начальных классов по вопросам профилактики компьютерной зависимости.

Заключение. Существуют значимые различия в уровне риска формирования склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов начальной школы. Необходимо расширение спектра форм и методов профилактической работы учителей начальных классов.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, аддикции, компьютерная зависимость (компьютерная аддикция), Интернет-зависимость, младший школьный возраст.

Основные положения:

- проблема профилактики компьютерной аддикции и определения направлений деятельности педагога по профилактике зависимости от виртуальной реальности компьютера является актуальной для начальной школы;

- по результатам исследования выявлено, что не наблюдается склонности к формированию компьютерной аддикции у 63,33% учащихся начальной школы, 20% из которых находятся на стадии тенденции перехода к «зоне риска»; у 16,67% младших школьников продиагностирован риск формирования зависимого поведения, связанного с использованием компьютера;

- на статистическом уровне выявлены значимые различия в уровне уровня склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов.

1. Введение (Introduction) ных с отклонением от общеприня-

Изменения, происходящие в тых стандартов поведения. современном обществе, оказывают Изучению данного феномена

существенное влияние на личность поведения посвящены работы С. А.

человека и особенности его пове- Беличевой, Я. И. Гилинского, Е.

дения, провоцируя появление раз- В.Змановской, В. Д. Менеделе-

личного рода изменений, связан- вича, M. D. Griffiths и др., которые

рассматривают девиантное (отклоняющееся, ненормативное) поведение с одной стороны, как социальное явление, а с другой - как действия личности, не соответствующие нормам и ожиданиям социума в целом или социальной группы.

Следует отметить большое разнообразие форм девиантного поведения, одной из которых является аддиктивное (зависимое) поведение. Термин «аддиктивное поведение» был предложен зарубежными авторами W. Muller и M. Landry, определившими его как злоупотребление психоактивными веществами в период до формирования физической зависимости.

Наряду с традиционными видами, такими, как зависимость от психоактивных веществ, наблюдается отчетливая тенденция к появлению новых видов аддикций. В современном обществе особую роль в жизни человека играют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Безусловно, глобальная компьютерная сеть интернет, электронная почта, списки рассылки, чат и другие технологии с одной стороны, позволяют интенсифицировать процесс обучения и деятельности, осуществляя их на ином качественном уровне

[1;2;3;4;5;6;7], однако в последнее время появляется множество исследований, в которых указывается на опасность возникновения зависимости от виртуальной реальности компьютера [8;9;10;11;12], в связи с чем неуклонно возрастает интерес к проблеме интернет-ад-дикций.

Одним из видов интернет-ад-дикций является компьютерная зависимость (компьютерная аддик-ция), которую определяют как расстройство поведения в результате использования компьютера и интернета [13]. Заметим, что, по мнению Л. Б. Юрьевой и Т. Ю. Боль-бот, термин «интернет-зависимость» является составной частью феномена «компьютерной зависимости». «Интернет-зависимость» трактуется ими как навязчивое, или компульсивное желание войти в интернет, находясь off-line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line [14]. Ряд исследователей понимают под компьютерной зависимостью любые действия в сети и подчеркивают большое разнообразие причин ее формирования [15;16;17;18;19]. Данные исследований свидетельствуют о том, что возраст тех, кто активно взаимодействует с компьютером, неуклонно снижается: выявлено,

a

п

а §

л ж S

So

g

S

So

a

S

g

а

^

о

^

а a

о п

з

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

§

а «

S

S

S

a

a u* S

S S

з

ж о

Ki

з а

в S с

о о

с

а g

а

ж §

а

«о

о §

05

а

«о 8

£

сц

что около 80 % младших школьников, проживающих в крупных индустриальных городах, дома имеют компьютер; около 30 % детей к семи годам и более 80% к восьми годам имеют опыт использования компьютера. Таким образом, у части детей младшего школьного возраста существует реальная опасность формирования компьютерной зависимости, а в отношении других еще применимы превентивные методы, что обусловливает необходимость проведения профилактической работы.

Отметим, что в раннем возрасте компьютер чаще всего используется для игры, однако становясь старше, дети переходят от компьютерных игр к Интернет-сайтам, многие из которых могут быть опасными. При этом выход в Интернет осуществляется в 70% случаев бесконтрольно, без участия взрослых.

Дети чаще всего сталкиваются с рядом опасностей интернет-использования, в связанных с ви русными атаками, хищением конфиденциальной информации, про смотром материалов, содержащих элементы насилия, пропаганды суицидов и потребления психоактивных веществ, киберпреследовани-ями и травлей [20].

Таким образом, проблема профилактики компьютерной ад-дикциии стоит сегодня как никогда остро.

Ряд исследователей рассматривают процесс профилактики ад-диктивного поведения с точки зрения развития личностных ресурсов (коррекция цинизма и интроверти-рованности) [21], формирования мотивации здорового образа жизни [22;23], формирования ценностей гуманистически ориентированного взаимодействия [324], формирования продуктивных коппинг-стра-тегий [25], терапии последствий психологических травм, перенесенных в детстве [26], формирования навыков ответственного выбора, внутреннего локуса контроля [27], вовлечения ребенка в деятельность, не связанную с информационно-коммуникационными технологиями [28;29], создания среды, способной предупредить негативное влияние интернет--технологий [30].

Достаточно широко освещены в исследованиях проблемы профилактики компьютерной зависимости подростков и старших школьников, однако недостаточно исследованными остаются вопросы, связанные с деятельностью педагога по профилактике зависи-

мости детей младшего школьного возраста.

Профилактику компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста мы предлагаем вести в следующих направлениях: диагностическом, включающем изучение уровня риска формирования компьютерной зависимости у детей и родителей, особенностей личности детей, их мо-тивационной и эмоционально-волевой сферы; информационно-просветительском, предполагающем проведение классных часов, родительских собраний, семин-пров, круглых столов, консилиумов, семинаров, групповых дискуссий, разработку буклетов и методических материалов; коррекци-онно-развивающем, предполагающем работу по развитию личностных ресурсов, препятствующих формированию зависимого поведения, коррекцию межличностных отношений в классе, формирование коппинг-стратегий.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Проведение экспериментальной работы по выявлению признаков аддиктивного поведения у детей младшего школьного возраста осуществлялось в рамках констатирующего этапа исследо-

вания на основе теоретических положений, изложенных в данной статье.

База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Челябинск». В эксперименте приняли участие 60 младших школьников в возрасте 9-10 лет. Обследование проходило в два этапа. На I и II этапе мы провели диагностику учащихся на предмет склонности к компьютерной зависимости, используя адаптированный (модифицированный) вариант методики «Опросник, обращенный к младшему школьнику» С. А. Ко-товой [31]. Исследование проводилось поэтапно: в конце 3-го и в начале 4-го класса. Школьнику предлагалось заполнить опросник, выбрав или указав подходящий для него вариант ответа. В первом вопросе ученикупред-лагалось выбрать и подчеркнуть три из девяти видов развлечений, которыми он больше всего любит заниматься после уроков.

Данный вопрос включал поле «другое» для альтернативного ответа. Ответ на этот и на 13-й вопрос не предусматривал получение баллов, а служил для определения диагностом сферы инте-

п п

а §

л ж

So д

л So

ж о о S

п

л д

а г о г а п

о п

3

о

Ф §

а *

S

5

Л

о

3

ж о

Й

з а

в 5

о

о о

о

а д

а

ж §

¡S3 а

«о

о §

hq

а

tq Ч hq

а

«о

0

1

И5

ресов ребенка и круга его общения.

Вопросы со второго по семнадцатый предусматривали выбор одного (вопросы 2-12, 14-16) или нескольких (вопросы 13, 17) вариантов ответа. Методика содержит ключ, каждое совпадение с которым оценивается в 1 балл. Сумма выше 7 баллов позволяет отнести результат в «зону риска». Для выявления статистической значимости различий показателей склонности к интернет-зависимости нами был использован Критерий %2 Пирсона.

Наряду с этим нами было проведено анкетирование 96 студентов отделения заочного обучения факультета подготовки учителей начальных классов ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического университета, работающих в школе, с

целью выявления используемых форм работы по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников. Анкета содержит вопросы, выявляющие уровень понимания педагогами содержания понятия «компьютерная ад-дикция», факторов формирования аддиктивного поведения, психологических детерминант формирования компьютерной аддикции, признаков, свидетельствующих о наличии компьютерной зависимости, видов и направлений профилактической деятельности, используемых форм работы.

3. Результаты (Results)

В ходе исследования получены следующие результаты изучения уровня сформированности склонности к компьютерной зависимости у 60 учащихся начальных классов (Таблица 1).

Табл. 1. Уровни сформированности склонности к компьютерной зависимости у младших школьников Tab. 1. Levels of formation of propensity to computer dependence

in primary school children

№ Этап исследования/класс Уровни (%)

«норма» «зона риска» «зависимость»

1 1 этап /3 класс (N=60) 83,33 16,67 0

2 2 этап/4 класс (N=60) 73,33 26,67 0

Тенденции изменения уровней сформированности склонности

к компьютерной зависимости у учащихся начальных классов пред-

ставлены в таблице (Таблица 2).

Табл. 2. Изменение уровней сформированности склонности к компьютерной зависимости у младших школьников Tab. 2. Changes in the levels of formation of the propensity to computer addiction in primary school children

Уровень сформированности склонности к компьютерной зависимости Количество

N %

Стабильная «норма» 11 18,33

«Норма» с тенденцией к улучшению 23 20,00

«Норма» с тенденцией к «зоне риска» 15 25,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Зона риска» 3 5,00

«Зона риска» с тенденцией к «норме» 6 10,00

«Зона риска» с тенденцией к «зависимости» 1 1,67

Переход из «зоны риска» к «норме» 6 10,00

Переход из «нормы» к «зоне риска» 6 10,00

В процессе изучения компетентности педагогов по вопросам профилактики компьютернйо ад-

дикции получены следующие результаты (Таблица 3).

Табл. 3. Результаты изучения компетентности педагогов по вопросам профилактики компьютерной аддикции Table. 3. The results of studying the competence of teachers on the prevention of computer addiction

Вопросы анкеты Количество правильных ответов

N %

Содержание понятия «компьютерная аддикция» 43 44,79

Факторы формирования компьютерной аддикции 15 15,63

Психологические детерминанты формирования компьютерной аддикции 31 32,29

4. Обсуждение (Discussion)

Результаты исследования по-

казали, что к четвертому классу происходит рост количества уча-

п п

а §

л ж

S g

S So

ж о о S s ж

S

g

а

^

о

^

a ж

a п

о

§

а S

S «

a

ж

ж о* S

S 3

ж о

s< а

№ S

о

о

о

о

§ а g

«О

О §

05

а

«О

£

05

щихся, у которых диагностируется склонность к формированию компьютерной зависимости. В «зоне риска» формирования компьютерной зависимости находится около 17% учащихся 3 - го класса и около 27% учащихся 4 - го класса. Изучение характера различий по методике Критерий %2 Пирсона позволило выявить наличие значимых различий в уровне склонности к компьютерной зависимости у учащихся третьих и четвертых классов (р=0.019 при р<0.05). Выявлена динамика формирования склонности к компьютерной зависимости от третьего к четвертому классу. Склонность к компьютерной зависимости на уровне «нормы» у 63,33% испытуемых (стабильная «норма» и «норма» с положительной тенденцией выявлена примерно у 60% учащихся; тенденция к «зоне риска» продиа-гностирована у четверти респондентов); «зона риска» выявлена у 16, 67%респондентов (стабильная «зона риска» и «зона риска с положительной тенденцией» у четвертой части испытуемых и 1 испытуемый находится в зоне риска с тенденцией к зависимому поведению; 20,00% респондентов находятся в зоне перехода.

Мы полагаем, что из всех вы-

шеперечисленных категорий детей особого внимания требуют более 50,00% учащихся, находящихся в «норме», но на стадии ухудшения; в стабильной «зоне риска»; в «зоне риска» в стадии ухудшения; в «зоне риска» в стадии улучшения и в стадии перехода от «нормы» к «зоне риска».

Изучение результатов анкетирования показало, что только 44,79% респондентов дают верное истолкование понятия «компьютерная аддикция», осознают факторы, влияющие на формирование аддиктивного поведения, психологические детерминанты формирования компьютерной аддикции и признаки, свидетельствующие о наличии аддикции у младших школьников 15,63%, 32,29% и 40,62% учителей соответственно. Только 3,13% педагогов назвали в качестве возможного для внедрения вида первичную профилактику. Среди используемых форм и методов работы были указаны только родительские собрания и классные часы. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне информированности педагогов о проблеме профилактики аддикции и скудности используемых направлений, форм и методов профилактической ра-

боты.

5. Заключение (Conclusion)

Проблема профилактики ад-диктивного поведения, связанного с формированием зависимости от виртуальной реальности компьютера в младшем школьном возрасте и определения направлений деятельности . педагога в данном направлении является актуальной.

Проведенное исследование выявило, что пятая часть (21,67%) учащихся начальных классов находится в «зоне риска» формирования компьютерной зависимости и лишь у половины младших школьников (56,66%) отсутствует риск формирования зависимости от виртуальной реальности компьютера.

Данные эмпирического исследования свидетельствуют о положительной динамике риска фор-

мирования компьютерной зависимости у учащихся начальной школы.

Изучение уровня компетентности педагогов по проблеме компьютерной аддикции выявило необходимость расширения спектра форм и методов профилактической работы.

6. Благодарности (Acknow -ledgments)

Статья написана при финансовой поддержке гранта Шадрин-ского государственного педагогического университета «Подготовка будущего учителя к работе с семьей младшего школьника по профилактике аддиктивного поведения», проект №138Н от 26.04.2018. Руководитель проекта - К. И. Шишкина.

Библиографический список

1. Акай О. М., Завгородняя Г. С., Царевская И. В. Роль интернет-технологий в современной концепции обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21913 (дата обращения: 21.10.2018).

2. Ensher E. (2013), «E-mentoring as a Critical E-learning Approach: The Impact of Social Presence on E-mentoring» Communications and Network. 5, 1-3. DOI: 10.4236/cn.2013.53B1001, (WoS).

3. Грин Н. В. Интернет как средство обучения [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2013. - № 5. - С. 59-61. URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672 (дата обращения: 21.10.2018).

4. Запевалина О. В. Формирование медиакультуры в информационном обществе // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Педагогика. 2011. -№ 1. - С. 45-50.

а

а §

л ж

g

л

So

S §

о* ж о о

ж

л g

а

г о г а

5

а

о

§

а 3

s «

а

5

5 О*

s

S 3

ж о

а<

з а

№ 3

о

3мо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

§ а g

х

§

о* ж

3

о №

fei

a"

«О

О §

И5

hq

a

tq hq

a

50

51

t

И5

5. Кононова Т. М., Горева О. М. Роль интернет-технологий в системе непрерывного образования: история, традиции и процессы модернизации // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2013. - № 4, - с. 93-95.

6. Тихомиров В. П., Максюков Н. И. Глобализация и экспорт образовательных услуг // Открытое образование. 2001. - № 4. - С.7-13.

7. Никитина Е. Ю., Милютина А. А. Формирование медиакомпетенции младших школьников на уроках русского языка как один из базовых компонентов профессиональной деятельности будущих учителей начальных классов // Глобальный научный потенциал : научно-практический журнал. 2018. - № 6 (87) - С.20-23.

8. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность / В кн.: Войскунский А. Е., ред. Гуманитарные исследования в Интернете. М. : Можайск-Терра, 2000. - С. 11-39.

9. Davis R. A. (2001), A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17 (2), 187-195. DOI: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8, (WoS).

10. Дрепа М. И. Интерент-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии // Гуманитарная экспертиза. 2009. - № 2. - с. 189-193.

11. Урсу А. В., Худяков А. В. Компьютерная игровая зависимость: клиника, динамика и эпидемиология // Психическое здоровье. 2009. - № 8 (39). - С. 28-32.

12. Фримен Д. Проблема влияния электронной среды на интеллектуальное развитие и межличностные отношения одаренных и талантливых детей // Психологическая наука и образование. 2015. - Т. 20. - № 1. - C. 102-109.

13. Goldberg I. (1996), Internet addiction disorder. CyberPsychology & Behavior. 3(4), 403-412, (Scopus).

14. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция, профилактика. Днепропетровск : Пороги, 2006. - 195 с.

15. Hansen Susan. (2002), Excessive Internet usage of Internet Addiction? The implications ofdiagnostic categories for student users. J. Computer Assisted Learning. 18(2), 232236. D0I.org/10.1046/j.1365-2729.2002.t01-2-00230.x.

16. Kandell J. J. (1998), Internet addiction on a college campus: The vulnerability of college students. CyberPsychology & Behavior. 3(2), 11-17, (Scopus).

17. Parks M., Floyd K. (1996), Making friends in cyberspace J. Communication. 7, 8097. D0I.org/10.1111/j.1083-6101.1996.tb00176.x.

18. Чудова И.В. Особенности образа «Я» жителя Интернета // Психологический журнал. 2002. - Т. 23. - № 1. - С. 113-117, (Scopus).

19. Young K. S. (2009), Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology & Behavior. 1(3), 237-244. D0I.org/10.1089/cpb.1998.1.237, (Scopus).

20. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. «Оборотная сторона» цифровой компетентности российских подростков: иллюзия компетентности и рискованное поведение онлайн // Вопросы психологии. 2017. - № 3. - С. 3-15. (WoS, Scopus).

21. Усенкова Е. В. Профилактика аддиктивного поведения подростков как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. 2013. - № 9 (56). - С. 409-411.

22. Варенникова А. Д. Психолого-педагогическая работа как основа профилактики аддиктивного поведения студентов // Педагогическое образование в России. 2011. - № 1. - С. 93-98.

23. Шустикова А. П. Аддиктивное поведение подростков как следствие нарушения мотивационной сферы личности / Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : сб. научных статей международной научно-практической конференции // Под ред. Р. В. Кадырова. - Владивосток : Мор. гос. ун-т им. адм. Г. И. Невельского. 2011. - С. 106-110.

24. Савченко С. Ф. Ценности как основа профилактики аддиктивного поведения подростков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. - № 2 (19). - С. 125-129.

25. Симакова О. Б. Теория копинг-поведения как основа первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения подростков // Вестник Забайкальского государственного университета. 2009. - № (6). - С. 93-98. ^

26. Баралгина В. В., Барцалкина В. В. Терапия последствий детских травм, де- £ привации и насилия как профилактика аддиктивного поведения [Электронный ре- §

дивидуального и социального психического здоровья (по результатам комплексного исследования населения Республики Казахстан) // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2003. - Т. IX. - № 4. - С.102-107.

28. Краснова С. В., Казарян Н. Р., Тундалева В. С., Быковская Е. В., Чапова О. Е., Носатова М. О. Как справиться с компьютерной зависимостью. М. : Эксмо, 2008 - 224 с.

29. Обжорин А. М. Профилактика компьютерной-интернет-зависимости в современной школе // Научное обеспечение системы повышения квалификации : научно-теоретический журнал. 2011- № 6 (11). - С. 78-84.

30. Васильева Е. В. Компьютерная зависимость подростка как социально-педагогическая проблема // Психолого-педагогический журнал Гуадеамус. 2016. - Т. 15. -№ 2. - С. 32-39.

31. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития [Текст] / Ред.-сост. А.Е. Войскунский. М. : Акрополь, 2009. - С. 223-236.

M. V. ZHukova1, E. L. Barash2' E. V. Frolova3, K. I. Shishkina4

^RCID No. 0000-0003-1184-9977, Associate professor, Candidate of Sciences (Education), Associate professor,

Department of Pedagogy, Psychology and subject methods, South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russia.

сурс] // Психологическая наука и образование. 2010. - № 5. - С. 208-217. URL: ^

л

http://psyedu.ru/journal/2010/5/Bartsalkina.phtml (дата обращения: 21.10.2018).

27. Катков А. Л., Россинский Ю. А. Определение качественных параметров ин- g

л

о

о

g

Ö о

о а о о

к

Ö

о'

^

о

а

а ^

о а 3

<3

о ^

о о

о

а

E-mail: gukovamv@cspu.ru

a

R

I

£

faq

a

a oq

faq

N

2ORCID No. 0000-0001-6760-6195,

2nd year undergraduate, South-Ural state humanitarian-pedagogical university,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: elizaveta_barash@mail.ru

3ORCID No. 0000-0001-5659-9284, Associate Professor at pedagogy, psychology and subject methods department, South-Ural state humanitarian-pedagogical university, Chelyabinsk, Russia. E-mail: frolovaev@cspu. ru

4ORCID No. 0000-0003-0925-4616, Associate Professor at pedagogy, psychology and subject methods department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: shishkinaki@cspu.ru

DIRECTIONS OF PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST'S ACTIVITY ON COMPUTER ADDICTION PREVENTION OF PRIMARY

SCHOOLCHILDREN

Abstract

Introduction. The article is devoted to the problem of prevention of such type of addictive behavior as computer addiction. The directions of activity of the teacher-psychologist on prevention of formation of dependence on virtual reality of the computer are considered. The article presents the results of studying the level of formation of propensity to computer addiction of primary school children, obtained by the study of 60 primary school students. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's concept of effective organization of work of the teacher - psychologist on prevention of computer addiction in children of primary school age.

Materials and methods. The main methods of research are the analysis of psychological, pedagogical and medical (clinical) literature on the problem of computer addiction; methods of diagnosis, including testing of children with the help of the method "the questionnaire addressed to the younger schoolboy" S. kotovoi". Questionnaire to identify the level of competence of teachers on the prevention of computer addiction in primary school children.

Results. Identified areas of activity of the psychologist in the prevention of computer addiction in younger students analyzed the empirical data of the study of the level of propensity to dependent behavior associated with the use of a computer.

Discussion. The results of the study the tendency to the formation of computer addiction among primary school pupils. The dynamics of formation of the tendency to dependent behavior among students of the third and fourth grades is revealed. The study of the competence of primary school teachers on the prevention of computer addiction.

Conclusion. There are significant differences in the level of risk of computer addiction among students in the third and fourth grades of primary school. It is necessary to expand the range of forms and methods of preventive work of primary school teachers.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: addictive behavior, addictions, computer addiction, Internet addiction, primary school age.

Highlights:

- the problem of prevention of computer addiction and determine the directions of activity of the teacher for prevention of dependence on virtual reality computer is relevant for elementary school;

- according to the results of the study revealed that there is no tendency to the formation of computer addiction in 63.33% of primary school students, 20% of whom are at the stage of transition to the "risk zone"; 16.67% of primary school students were diagnosed with the risk of formation of dependent behavior associated with the use of a computer;

- at the statistical level, significant differences in the level of computer addiction among third and fourth grade students were revealed.

References

1. Akay O.M., Zavgorodnyaya G.S., Tsarevskaya I.V. [The role of Internet technologies in the modern concept of foreign language teaching] Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. (In Russ.) Available at: https://www.science-education.ru/ru/arti-cle/view?id=21913. (accessed: 21.10.2018) (In Russian).

2. Ensher E. «E-mentoring as a Critical E-learning Approach: The Impact of Social Presence on E-mentoring» Communications and Network, 2013, vol. 5, No. 3B, pp. 1-3. doi: yC 10.4236/cn.2013.53B1001. (WoS).

3. Grin N.V. [Internet as a learning tool]. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya, 2013. No. 5. (In Rus.) Available at: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31672. (accessed 21.10.2018).

4. Zapevalina O.V. (2011) Formirovanie mediakulturyi v informatsionnom obschestve [Formation of media culture in the information society]. Vestnik Buryatskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika. 1, 45-50. (In Russian).

5. Kononova T.M., Goreva O. M. (2013) Rol' internet-tehnologiy v sisteme neprery-ivnogo obrazovaniya: istoriya, traditsii i protsessyi modernizatsii [The Role of Internet technologies in the system of continuing education: history, traditions and processes of modernization]. Izvestiya vyisshih uchebnyih zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 4, 93-95. (In Russian).

6. Tihomirov V.P., Maksyukov N. I. (2001) Globalizatsiya i eksport obrazovatelnyih uslug [Globalization and export of educational services]. Otkryitoe obrazovanie. 4, 7-13. (In Russian).

7. Nikitina E.YU., Milyutina A.A. (2018) Formirovanie mediakompetentsii mladshih shkolnikov na urokah russkogo yazyika kak odin iz bazovyih komponentov professionalnoy deyatelnosti buduschih uchiteley nachalnyih klassov [The formation of metacompetence

e

c

i o

s

s p

e g g

e e

ao

o

g

a c

i

i ^

o

s

c

o m p

u

a

i

c

i o

s p

v

v e

s

i o

s p

i

y s c

h o

o

o h

a

R

is

I

£

faq

1? a

a ^-q

hq

a £

N

younger schoolboys at lessons of Russian language as a basic component of professional activity of future teachers of primary grades]. Globalnyiy nauchnyiy potentsial: nauchno-prak-ticheskiy zhurnal. 6 (87), 20-23. (In Russian).

8. Babaeva YU.D., Babaeva, Voyskunskiy A. E., Smyislova O.V. (2000) Internet: vozdeystvie na lichnost' [Internet: impact on personality]. V kn.: Voyskunskiy A. E., red. Gumanitarnyie issledovaniya v Internete. Moscow, Mozhaysk-Terra. 11-39. (In Russian).

9. Davis R.A. (2001) A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 17, 2, 187-195. D0I:10.1016/S0747-5632(00)00041-8. (WoS).

10. Drepa M.I. (2009) Interent-zavisimost' kak ob'ekt nauchnoy refleksii v sovremen-noy psihologii [Internet addiction as an object of scientific reflection in modern psychology. Gumanitarnaya ekspertiza. 2, 189-193. (In Russian).

11. Ursu A.V. Hudyakov A. V. (2009) Komp 'yuternaya igrovaya zavisimost': klinika, dinamika i epidemiologiya [Computer game addiction: clinic, dynamics and epidemiology]. Psihicheskoe zdorove. 8 (39), 28-32. (In Russian).

12. Frimen D. (2015) Problema vliyaniya elektronnoy sredyi na intellektualnoe razvitie i mezhlichnostnyie otnosheniya odarennyih i talantlivyih detey [The problem of influence of electronic environment on intellectual development and interpersonal relations of gifted and talented children]. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 20, 1, 102-10. (In Russian).

13. Goldberg I. (1996) Internet addiction disorder. CyberPsychology & Behavior. 3, 4, 403-412. (Scopus).

14. Yureva L.N., Bol 'bot T.YU. (2006) Komp'yuternaya zavasimost' [Computer dependence: formation, diagnosis, correction, prevention]. Dnepropetrovsk, Porogi. 195 p. (In Russian).

15. Hansen Susan. (2002) Excessive Internet usage of Internet Addiction? The implications ofdiagnostic categories for student users. J. Computer Assisted Learning. 18, 2, 232236. DOI: 10.1046/j.1365-2729.2002.t01-2-00230.x.

16. Kandell J.J. (1998) Internet addiction on a college campus: The vulnerability of college students. CyberPsychology & Behavior. 3, 2, 11-17. (Scopus).

17. Parks M., Floyd K. (1996) Making friends in cyberspace. J. Communication. 7, 80-97. DOI: 10.1111/j.1083-6101.1996.tb00176.x.

18. Chudova I.V. (2002) Osobennosti obraza «Ya» zhitelya Interneta [Features of the image of «I» inhabitant of the Internet]. Psihologicheskiy zhurnal. 23, 1, 113-117. (In Russian). (Scopus).

19. Young K.S. (1996) Internet Addiction: The Emergence of a New Clinical Disorder. CyberPsychology & Behavior. 1, 3, 237-244. DOI: 10.1089/cpb.1998.1.237. (Scopus).

20. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. (2017) «Oborotnaya storona» tsifrovoy kompe-tentnosti rossiyskih podrostkov: illyuziya kompetentnosti i riskovannoe povedenie onlayn [«The flip side» of the digital competence of Russian adolescents: the illusion of competence and risky behavior online]. Voprosyipsihologii. 3, 3-15. (In Russian). (WoS, Scopus).

21. Usenkova E.V. (2013) Profilaktika addiktivnogo povedeniya podrostkov kak psihologo-pedagogicheskaya problema [Prevention of addictive behavior of adolescents as a psychological and pedagogical problem]. Molodoy uchenyiy. 9 (56), 409-411. (In Russian).

22. Varennikova A.D. (2011) Psihologo-pedagogicheskaya rabota kak osnova profil-aktiki addiktivnogo povedeniya studentov [Psychological and pedagogical work as a basis for the prevention of addictive behavior of students]. Pedagogicheskoe obrazovanie vRossii. 1, 93-98. (In Russian).

23. Shustikova A.P. (2011) [Addictive behavior of adolescents as a consequence of violations of the motivational sphere of personality]. Sbornik nauchnyih statey mezhdu-narodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii Lichnost' v ekstremalnyih usloviyah i krizisnyih situatsiyah zhiznedeyatel 'nosti [Personality in extreme conditions and crisis situations of life: Collection of scientific articles of the international scientific-practical conference]. Vladivostok : Mor. gos. Un-t im. adm. G. I. Nevelskogo. 106-110. (In Russian).

24. Savchenko S.F. (2006) Tsennosti kak osnova profilaktiki addiktivnogo povedeniya podrostkov [Values as a basis of prevention of addictive behavior of teenagers]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2 (19), 125-129. (In Russian).

25. Simatova O.B. (2009) Teoriya koping-povedeniya kak osnova pervichnoy psi-hologo-pedagogicheskoy profilaktiki addiktivnogo povedeniya podrostkov [The theory of coping behavior as the primary basis of psychological-pedagogical prevention of addictive behavior of adolescent]. Vestnik Zabaykal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 6, 93-98. C (In Russian).

26. Bartsalkina V.V. (2010) [Therapy of consequences of childhood injuries, deprivation and violence as prevention of addictive behavior]. Psihologicheskaya nauka i obra-zovanie. 5, 208-217. Available at: http://psyedu.ru/journal/2010/57Bartsalkina.phtml. (accessed 21.10.2018) (In Russian).

27. Katkov A.L., Rossinskiy Yu. A. (2003) Opredelenie kachestvennyih parametrov individualnogo i sotsial 'nogo psihicheskogo zdorov 'ya (po rezul 'tatam kompleksnogo issle-dovaniya naseleniya Respubliki Kazahstan) [Determination of qualitative parameters of individual and social mental health (the results of a comprehensive study of the population of the Republic of Kazakhstan)]. Voprosyi mental'noy meditsinyi i ekologii. 4, 102-107. (In Russian).

28. Krasnova S.V. Kazaryan N. R., Tundaleva V.S., Byikovskaya E. V., Chapova O. E., Nosatova M. O. (2008) Kak spravitsya s komp'yuternoy zavisimost'yu [How to cope with computer addiction]. Moscow, Eksmo. 224 p. (In Russian).

29. Obzhorin A.M. (2011) Profilaktika komp'yuternoy-internet-zavisimosti v sov-remennoy shkole [Prevention of computer addiction in the modern school]. Nauchnoe obespechenie sistemyi povyisheniya kvalifikatsii: Nauchno-teoreticheskiy zhurnal. 6 (11), 78-84. (In Russian).

e

c i

s

s p

e g g

e e

S"

o

g

a c

i

i ^

o

s

c

o m p

u

a

i

c

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i o

s p

v e

s

i o

s p

p r

y s c

h o

o

s-h

30. Vasil'eva E.V. (2016) Komp'yuternaya zavisimost' podrostka kak sotsialno-pedagogi-cheskaya problema [Computer addiction teenager as a socio-pedagogical problem]. Psihologo-pedagogicheskiy zhurnal Guadeamus. 15, 2, 32-39. (In Russian).

31. Voyskunskiy A. E. (2009) Internet-zavisimost': psihologicheskaya priroda i dina-mika razvitiya [Computer addiction teenager as a socio-pedagogical problem]. Moscow, Akropol'. 223-236. (In Russian).

a

R

I

a

£

faq

a a

05

^-q

hq

a £

N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.