Библиографический список
1. Богуславский М.В. Стратегии модернизации Российского образования XX века: теоретико-методологические подходы к исследованию. Проблемы современного образования. 2013; 4. Available at: http://www.pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf
2. Ключко О.И. Гендерные практики современного образования. Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции, 14 - 15 апреля 2015 г. Москва, 2015.
3. Фокина Е.Н. Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Тюмень, 2002.
4. Столярчук Л.И. Гендерный подход к педагогическому образованию в вузе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011; 8 (62): 91-94.
References
1. Boguslavskij M.V. Strategii modernizacii Rossijskogo obrazovaniya XX veka: teoretiko-metodologicheskie podhody k issledovaniyu. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2013; 4. Available at: http://www.pmedu.ru/res/2013_4_1.pdf
2. Klyuchko O.I. Gendernye praktiki sovremennogo obrazovaniya. Rebenok v obrazovatel'nom prostranstve megapolisa: sbornik materialov II mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii, 14 - 15 aprelya 2015 g. Moskva, 2015.
3. Fokina E.N. Horeografiya v obscheobrazovatel'noj shkole kak sredstvo garmonizacii razvitiya lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2002.
4. Stolyarchuk L.I. Gendernyj podhod k pedagogicheskomu obrazovaniyu v vuze. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Pedagogicheskie nauki». 2011; 8 (62): 91-94.
Статья поступила в редакцию 21.09.16
УДК 37.01
Aliyev A.A., postgraduate, Department of General and Theoretical Pedagogy, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
COMPUTER GAME ADDICTION OF CHILDREN AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. In this article the researcher studies a problem of computer game addiction in children, for children and especially teenagers are most susceptible to various deviations in their behavior. The author states that under the influence of computer games even a child at his early age can form addictive behavior, which is characterized by the desire to escape from reality by changing his mental state. There is a process, during which the child not only refuses to solve important problems, but also stops his development. In this case, the child requires a systematic pedagogical assistance from teachers, psychologists and his own parents. It is essential for his parents to be educated on these issues, too. Experience shows that working with parents of students can be carried out in secondary schools and institutions of additional education, i.e. at centers of children's creativity, children's clubs, as well as at rehabilitation centers for children who suffer from various types of addiction.
Key words: computer gaming addiction in children, preventive work, work with parents.
А.А. Алиев, аспирант каф. общей и теоретической педагогики, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный
университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В данной статье изучается проблема компьютерной игровой зависимости у детей, так как дети и, особенно, подростки наиболее подвержены различным отклонениям в поведении. Автор констатирует, что под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка даже в раннем возрасте может сформировать аддиктивное поведение, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии. В этом случае ребёнок требует систематической педагогической помощи со стороны педагогов, психологов, собственных родителей. При этом сами родители нуждаются в просвещении по данным вопросам. Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью.
Ключевые слова: компьютерная игровая зависимость у детей; профилактическая работа; работа с родителями.
В последние десятилетия в развитых странах мира, в том числе в России, учёные отмечают резкий рост количества людей с ярко выраженным аддиктивным поведением (от лат. addictus - зависимый, пристрастивший к чему-либо, полностью преданный), что представляет собой угрозу на различных уровнях - педагогическом, психологическом, социальном. На сегодняшний день компьютеры и другие гаджеты являются самыми простыми способами выработать у ребёнка зависимость [1]. Вытесняя привычные инструменты общения, компьютерные игры заменяют их другими видами. Это приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Актуальность исследования последствий компьютерной игровой зависимости в детском возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа детей - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к компьютерным играм разрушающе действует на ребёнка, вызывает отрицательное воздействие на психику. Тем самым компьютерная игровая зависимость является серьёзной проблемой, затрагивающая все большее и большее количество людей.
Термин «компьютерная игровая зависимость» заимствован из лексикона врачей-психиатров, на основании того, что у многих
людей, в том числе детей и подростков, при долгом и частом использовании компьютера наблюдаются социальные и психологические проблемы, характерные для людей больных разными формами зависимости. Компьютерная игровая зависимость рассматривается как разновидность компьютерной зависимости, которая так же включает в себя следующие пристрастия: к бесцельным просматриваниям отдельных страниц и сайтов в Интернете, к электронным покупкам, к виртуальным знакомствам. При этом в тяжёлых случаях компьютерная зависимость, в том числе игровая, может привести к разрушению личности.
Как отмечают многие авторы [1; 2], компьютерная игровая зависимость - болезнь не менее серьёзная, чем другие аддик-ции: наркомания или алкоголизм. В случае возникновения компьютерной игровой зависимости действуют похожие механизмы. Попадая в зависимость от компьютерных игр и общения в виртуальном пространстве, дети теряют интерес к реальной жизни, проводя в виртуальной реальности много часов, абстрагируясь от происходящего вокруг, истощая свой организм и нарушая его функции в целом.
Под влиянием компьютерных игр зачастую у ребёнка, даже в раннем возрасте, может сформировать аддиктивное поведе-
ние, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребёнок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своём развитии.
Так как формирование навыков общения с другими людьми, а также эмоциональной сферы ребёнка формируются в большей степени при общении с родителями и сверстниками, при чтении сказок, непосредственном взаимодействии со средой, то искажение истинного представления об окружающем, неправильное и представления о виртуальном мире, как о реальном, приводит к печальным и трудно поддающимся коррекции последствиям.
Рассмотрим основные критерии компьютерной игровой зависимости, которые применимы для представителей всех возрастных групп, в том числе, к детям:
1. Постоянная поглощённость общения с друзьями по сети.
2. Сверхценное отношение к ПК-играм; нежелание отвлекаться от работы на компьютере или компьютерной игры, при вынужденном отвлечении - раздражение.
3. Неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером.
4. Забрасывание домашних дел, учёбы, прогулок с друзьями и т. д.
6. Инфантилизм, как личностная незрелость.
5. Пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером.
6. Ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером.
7. Обсуждение компьютерной тематики со всеми окружающими и сведущими в этой области людьми [2].
Учёные выделяют несколько стадий формирования данной зависимости (табл. 1).
Причин, вызывающих компьютерную зависимость в детском возрасте, очень много. В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.
Участие в виртуальном мире позволяет детям абстрагироваться от проблем в реальном мире. Но это происходит лишь во время пребывания в виртуальном пространстве. Для такого ребёнка реальный мир неинтересен и полон опасностей. Именно поэтому зависимый подросток пытается построить свою жизнь в другом мире - виртуальном, где всё возможно, всё дозволено, где он сам устанавливает правила игры. Реалистичность процессов и полное абстрагирование от окружающего мира, возможность исправить любую ошибку путём многократных попыток, возможность самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, вне зависимости от последствий - даёт ощущение контроля над вымышленной действительностью.
Неоспоримым является тот факт, что современной науке необходимо обратить пристальное внимание на данную проблему и разработать комплекс коррекционных и профилактических мероприятий. На данный момент сформулирован ряд психолого-педагогических рекомендаций для родителей:
1. Необходимо предоставить ребёнку возможность заниматься как можно большим количеством разных видов деятельности.
2. Необходимо также активно приобщать к домашним обязанностям.
3. Как можно часто общаться с ребёнком, помогать в решении возникших у него проблем.
4. Научить ребёнка способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
5. Осуществлять цензуру компьютерных игр и программ.
6. Говорить с ребёнком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывать устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
7. Не забывать, что родители - образец для подражания.
8. Нельзя вводить строгие запреты и ограничения.
9. Необходимо поговорить с ребёнком о свободе, праве выбора, их границах и ответственности за право принимать решения.
10. В случае, если зависимость ребёнка приобретает деструктивный характер, необходимо обратиться к специалисту -психологу, психиатру, социальному педагогу.
11. Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера - может быть, ребёнок начнёт овладевать программированием, веб-дизайном (делать сайты в Интернете), займется компьютерной графикой, анимацией - будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного
взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
12. Обсуждать игры вместе с ребёнком, необходимо отдавать предпочтение развивающим играм. Стараться важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения [3; 4 и др.].
При работе с родителями предусмотрены следующие формы:
• Просветительская работа (беседы, лекции для родителей).
• Психокоррекционная работа.
• Психопрофилактическая работа.
При этом основная цель работы с семьей - возрождение семейных традиций и совместного проведения досуга с детьми.
Наиболее популярные темы просветительских работ с семьей (с родителями):
• Психологические особенности детского и подросткового возраста.
Таблица 1
Стадии формирования игровой компьютерной зависимости
№ Стадия Её содержание
1. Стадия лёгкой увлечённости После того как ребёнок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка. Ребёнок начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему. Компьютерная реальность позволяет детям осуществить свои мечты. Ребёнок готов постоянно повторять действия, которые доставляют ему удовольствие. Стремление к игре за компьютером постепенно начинает приобретать целенаправленный характер, но ребёнок этого не осознает. На этой стадии игра в компьютер носит ситуационный характер. Устойчивая потребность в игре здесь пока не сформирована, процесс игры не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребёнка новой потребности - потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая связана с потребностью бегства от реальности и принятия роли. Игра на этой стадии принимает систематический характер. Если ребёнок не может удовлетворить данную потребность, то прибегает к различным активным действиям, чтобы добиться своего.
3. Стадия зависимости На этой стадии происходят серьёзные изменения в ценностно-смысловой сфере ребёнка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.
• Способы конструктивного взаимодействия с детьми и подростками.
• Как предупредить компьютерную зависимость у ребёнка.
• Что надо знать родителям о вреде компьютерной игровой зависимости.
Как показывает опыт, работу с родителями учащихся можно осуществлять как в условиях общеобразовательной школы, так
Библиографический список
и учреждений дополнительного образования школьников - дворцов детского творчества, детских клубов, а так же на базе реабилитационных центров для детей, страдающих зависимостью. Тем самым успешная профилактика и лечение игровой компьютерной зависимости детей дают эффект лишь при согласованных действиях со стороны родителей, педагогов, социальных педагогов, психологов в этой непростой ситуации, в которую попадает всё больше детей и подростков.
1. Прокурова С.В. Компьютерная и игровая зависимость и профилактическая деятельность по её преодолению. Современные проблемы науки и образования. 2015; 2-2.
2. Евстигнеева Ю.М. Психологические особенности обращения к компьютерным играм в подростковом возрасте. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2003.
3. Решетникова О. Зависимость от компьютера. Школьный психолог. 2006; 19.
4. Степанова М.Ш. Детская болезнь. Школьный психолог. 2004; 17.
References
1. Prokurova S.V. Komp'yuternaya i igrovaya zavisimost' i profilakticheskaya deyatel'nost' po ee preodoleniyu. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 2-2.
2. Evstigneeva Yu.M. Psihologicheskie osobennostiobrascheniya kkomp'yuternym igram vpodrostkovom vozraste. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2003.
3. Reshetnikova O. Zavisimost' ot komp'yutera. Shkol'nyjpsiholog. 2006; 19.
4. Stepanova M.Sh. Detskaya bolezn'. Shkol'nyj psiholog. 2004; 17.
Статья поступила в редакцию 10.09.16
УДК 37.01
Boikova O.A., postgraduate, Academy of Postgraduate Pedagogical Education (St. Petersburg, Russia),
E-mail: [email protected]
SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF THE SCHOOL AND THEATRE WITHIN THE CULTURAL-EDUCATIONAL PROJECT.
The article deals with a topical issue of a possibility of building socio-cultural interaction between a school and a theater at the present stage of development of education. the author distinguishes and describes characteristics of partnership of theater and school in Russia. The researcher analyses results of today's educational theater projects of foreign colleagues. It substantiates the idea that today there are various examples, variability, with a democratically-organized experience of partnerships between the school and various social and cultural institutions, but there is no scientific approach to identify and create conditions for an effective modern model of interaction of theaters and schools through the joint project activities. This makes it possible to actualize the issue of socio-cultural theater-school partnership and to open new prospects for its further consideration in scientific research work.
Key words: socio-cultural cooperation, theater, educational space, teens, artistic picture of the world.
О.А. Войкова, аспирант каф. социального образования, ГБУДПО «Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования», г. Санкт-Петербург, Е-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПАРТНЁРСТВО ШКОЛЫ И ТЕАТРА В РАМКАХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день возможности построения социокультурного взаимодействия школы и театра на современном этапе развития образования. Выделяются и описываются характерные особенности партнёрских отношений театра и школы в России. Анализируются результаты современных театральных образовательных проектов зарубежных коллег. Обосновывается мысль о том, что сегодня появляются примеры разнообразного, вариативного, демократически со-организованного опыта партнёрских отношений между школой и различными социокультурными институтами, но отсутствует научный подход для выявления и создания условий эффективной современной модели взаимодействия театра и школы посредством совместной проектной деятельности. Это позволяет актуализировать проблему социокультурного партнёрства театра и школы и открывает новые перспективы для дальнейшего её рассмотрения в научной исследовательской работе.
Ключевые слова: социокультурное сотрудничество, театр, образовательное пространство, подросток, художественная картина мира.
Одно из важных направлений деятельности современной общеобразовательной школы - расширение образовательного пространства. В современных условиях дополнительные возможности для этого, кроме прочих, создаёт объединение усилий образовательного учреждения с другими социокультурными институтами. Привлечение их в качестве партнёров позволяет преодолеть «воспитательную изоляцию» образовательного учреждения. Школа, как социокультурный институт, согласно определению данному М. Надорфом: «должна регулировать взаимодействие людей, объединённых ради совместного исполнения ими той или иной социально значимой функции» [1]. Возможность партнёрских отношений выводит на принципиально новый уровень качества образования, поскольку даёт значительный учебно-воспитательный потенциал. Партнёрские отношения, строящиеся по гуманистическо-культурологической модели, предполагают равноправный диалог и взаимную заинтересо-
ванность при совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Привлечение социокультурных партнёров приводит к изменениям в деятельности самого образовательного учреждения посредством формирования новой практики организации образовательного процесса с учетом отечественного и мирового опыта, исходя из конкретных потребностей социума, родителей, самих обучающихся [2]. В результате социального партнёрства у обучающихся формируется социокультурная компетентность и опыт участия в деятельности на творческом уровне. Следствием этого является социокультурная потребность [3]. Актуальность создания модели партнёрского взаимодействия общеобразовательной школы с другими социокультурными институтами обоснована запросом общества. Педагогическое сообщество ведет интенсивные поиски для инновационных решений этой задачи. Некоторые исследователи отмечают, что иногда потенциал необразовательных социокультурных партнёров по