Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гражданская авиация / дисциплинарная матрица / математическая модель / ориентированный граф / педагогическая концепция / профессиональная ответственность / ядро педагогической концепции / civil aviation / disciplinary matrix / mathematical matrix / oriented graph / pedagogical concept / professional responsibility / core of pedagogical concept

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.Б. Кузнецов

Настоящая статья посвящена анализу результатов исследования, направленного на разработку педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации (ГА), а именно – центрального компонента – ядра педагогической концепции. Показано, что ядро педагогической концепции может быть формализовано посредством иерархической структуры конечного множества – орграфа, дисциплинарной матрицы и математической модели профессиональной ответственности специалистов ГА. Отмечается, что целесообразность и эффективность построения профессионального образования отраслевых специалистов на основе разрабатываемой педагогической концепции требуют разработки соответствующих гуманитарных технологий с дальнейшим их практическим подтверждением (верификацией).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И.Б. Кузнецов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CORE OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT FOR FORMING OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN CIVIL AVIATION SPECIALISTS

The objective of the article is to provide the reader with the results of the research that is intended to develop a pedagogical concept dedicated to the forming of the trait called professional responsibility in specialists employed in civil aviation, with particular attention given to its core, or, to put it differently, its central component. The core of the pedagogical concept, as the article demonstrates, can be formalized with the help of a hierarchical structure of the finite set, that consists of an orgraph, a disciplinary matrix and a mathematical model created to describe the professional responsibility of specialists who work in civil aviation. The article states that attractiveness and effectiveness of the subject specialists professional skills training built on the basis of the pedagogical concept under development relies heavily on bringing adequate humanitarian technologies into existence followed by their further trial in actual practice (verification).

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

заказе, существующем объективно в современных условиях научно-технического прогресса. Социальный заказ отражает совокупность задач, выполнение которых ожидается от каждого субъекта деятельности, включенного в систему общественного разделения труда.

Среди учёных и управляющих в «вертикали» образования существуют системные разногласия в понимании социального заказа образованию. Многие из них не понимают объективности заказа общества на необходимый уровень подготовки всех детей к жизни в наступающем будущем. Эти «реформаторы» подменяют понятие «социальный заказ» требованием удовлетворения «индивидуальных запросов» родителей на объём и качество образования их детей.

Система образования России - это большая, сложная, целенаправленная, социально-образовательная и социально-экономическая система. Она относительно обособленная, открытая, разомкнутая, рефлексивная система [6].

Это означает, что все её части-подсистемы (территориальные, национальные, возрастные, ментальные и иные) крайне разнообразны, они могут взаимодействовать в интересах социума, народа только при объединяющем их государственном управлении. А государственное управление, т. е. «вертикаль» управления, обязано профессионально грамотно обеспечивать на всех уровнях результативную деятельность такой непонятной многим «горизонтали» управления.

Подчеркнём: обеспечивать результат образовательной деятельности, т.е. создавать условия развития каждого образовательного учреждения, а не превращать его в объект постоянного «мониторинга», «контроля» и бумажной «отчётности».

«Вертикаль» управления почему-то решила, что система образования - это самоокупающаяся система, которая должна на своё содержание зарабатывать самостоятельно. Однако основоположники теории развития человеческого капитала Т. Шульц [7] и Г. Беккер [8] американские экономисты, доказали, что от

Библиографический список

количества инвестиций в образование до трёх четвертей (т. е.75%) от «общей стоимости совокупного продукта» зависит «накопление и воспроизводство человеческого капитала, способного развивать экономику своей страны».

Но наша «вертикаль» объявила образование «услугой», а за услуги надо платить. Резко упала заработная плата учителя. Появился и продолжает расти дефицит педагогических кадров.

Одновременно и дополнительное образование для учащихся (кружки, секции, дома юных техников, натуралистов и др.) перестало существовать, появилась лавина социально беспризорных во второй половине школьного дня не занятых ничем детей, возросла опасность криминализации общества.

Тут «вертикаль» приняла ряд мер по финансированию образования из региональных бюджетов, создала документы о дополнительном образовании для детей, со всей силой заговорила о «кванториумах» и прочих «новинках» за счёт государственного бюджета. Всё это как-то не очень вяжется с «услугами», «вертикаль» стала называть это «благом». Но как финансировать это «благо», пока не решили.

В системе среднего общего образования сегодня катастрофически падает профессионализм педагогов. Но благодаря усилиям ещё оставшихся там профессионалов, эта система пока существует, не погибла окончательно. А «вертикаль» продолжает заваливать школьную «горизонталь» «новшествами», не соответствующими её потребностям и условиям существования.

Таким образом, система образования, оставаясь консервативной и более-менее устойчивой, сегодня застыла в ожидании приемлемых управленческих изменений, соответствующих современным вызовам информационной эпохи. Она ждёт, когда «вертикаль» управления перейдёт от изменения наобум выхваченных из разных зарубежных систем форм к изменению реальной образовательной политики государства в соответствии с целью и условиями общественного развития своей страны в XXI веке.

1. Аргументы и факты. 2022; № 4: 6.

2. Об образовании. Закон РФ № 3266-1 от 10 июля 1992 года. Ведомости Верховного Совета РФ. 1992; № 30.

3. Об образовании в Российской Федерации. Закон Российской Федерации. № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 г Москва: Мозаика-синтез, 2013.

4. Учительская газета. 2019; № 3: 2.

5. Масленников Д.В. Общецивилизационные вызовы информационной эпохи системе образования. Available at: http://ict.loiro.ru/mod/forum/view.php?id=22

6. Жилина А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования: монография. Санкт-Петербург: ИОВ РАО, 2001; Кн. 2.

7. Schultz T.W. Investing in People. Berkeley: University of California Press, 1981.

8. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993. References

1. Argumenty i fakty. 2022; № 4: 6.

2. Ob obrazovanii. Zakon RF № 3266-1 ot 10 iyulya 1992 goda. Vedomosti Verhovnogo Soveta RF. 1992; № 30.

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Zakon Rossijskoj Federacii. № 273-FZ ot 29 dekabrya 2012 g. Moskva: Mozaika-sintez, 2013.

4. Uchitel'skaya gazeta. 2019; № 3: 2.

5. Maslennikov D.V. Obschecivilizacionnye vyzovy informacionnoj 'epohisisteme obrazovaniya. Available at: http://ict.loiro.ru/mod/forum/view.php?id=22

6. Zhilina A.I. Teoriya ipraktika upravleniya professional'nojpodgotovkoji kar'erojrukovoditelej sistemy obrazovaniya: monografiya. Sankt-Peterburg: IOV RAO, 2001; Kn. 2.

7. Schultz T.W. Investing in People. Berkeley: University of California Press, 1981.

8. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Third Edition. Chicago and London: The University of Chicago Press, 1993.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 372.013

Kuznetsov I.B., Cand. of Sciences (Technology), Director of Aviation Training Center, Scientific and Production Association "SPARC" (St. Petersburg, Russia),

E-mail: kuznpilot@gmail.com

THE CORE OF THE PEDAGOGICAL CONCEPT FOR FORMING OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY IN CIVIL AVIATION SPECIALISTS. The objective of the article is to provide the reader with the results of the research that is intended to develop a pedagogical concept dedicated to the forming of the trait called professional responsibility in specialists employed in civil aviation, with particular attention given to its core, or, to put it differently, its central component. The core of the pedagogical concept, as the article demonstrates, can be formalized with the help of a hierarchical structure of the finite set, that consists of an orgraph, a disciplinary matrix and a mathematical model created to describe the professional responsibility of specialists who work in civil aviation. The article states that attractiveness and effectiveness of the subject specialists professional skills training built on the basis of the pedagogical concept under development relies heavily on bringing adequate humanitarian technologies into existence followed by their further trial in actual practice (verification).

Key words: civil aviation, disciplinary matrix, mathematical matrix, oriented graph, pedagogical concept, professional responsibility, core of pedagogical concept.

И.Б. Кузнецов, канд. техн. наук, директор Авиационного учебного центра ДПО АО «Научно-производственное объединение «СПАРК»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: kuznpilot@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Настоящая статья посвящена анализу результатов исследования, направленного на разработку педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации (ГА), а именно - центрального компонента - ядра педагогической концепции. Показано, что ядро педагогической концепции может быть формализовано посредством иерархической структуры конечного множества - орграфа, дисциплинарной

матрицы и математической модели профессиональной ответственности специалистов ГА. Отмечается, что целесообразность и эффективность построения профессионального образования отраслевых специалистов на основе разрабатываемой педагогической концепции требуют разработки соответствующих гуманитарных технологий с дальнейшим их практическим подтверждением (верификацией).

Ключевые слова: гражданская авиация, дисциплинарная матрица, математическая модель, ориентированный граф, педагогическая концепция, профессиональная ответственность, ядро педагогической концепции.

Анализ работ в области профессионального образования по подготовке специалистов для гражданской авиации (далее - ГА) позволили оптимизировать структуру построения педагогической концепций в следующем формате: общие положения и понятийный аппарат; содержательно-смысловое наполнение концепции; систематизация знаний - ядро концепции; разработка образовательных технологий; проверка эффективности реализации концепции [1]. Цель настоящей статьи - обобщение нового материала по исследуемой теме и подробное изложение полученных результатов по обобщению знаний в логическую систему и её формализации, что и является, по сути, ядром концепции и обусловливает актуальность темы статьи.

Содержательно-смысловое наполнение ядра педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов ГА выполняется с помощью описания её атрибутивных признаков, основанных на обобщении знаний в логическую систему Для этого необходимо решить следующие задачи: сформулировать соответствующие концептуальные положения (парадигмы), систематизировать выявленные парадигмы, понятия и термины педагогической концепции, а также осуществить совокупную формализацию системы знаний через построение причинно-следственных связей выявленных понятий и терминов, характеризующих феномен профессиональной ответственности специалистов ГА.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования обусловлены осмыслением новых материалов и результатов исследования по проблеме разработки педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации, в частности ее ядра.

Основываясь на том, что, содержание ядра, как центральной составляющей концепции, направлено на обобщение и систематизацию используемых принципов, сформулированных закономерностей, понятий и терминов, в целях обеспечения научности, целостности и обоснования педагогической теории, представляется целесообразным выделить следующие основные признаки перехода на новую педагогическую парадигму:

- кризис, проявляющийся в постоянном доминировании человеческого фактора в причинности авиационных происшествий в ГА и неэффективности решения данной актуальной задачи старыми концептуальными установками и методами, может разрешиться только революцией, заменяющей господствующую педагогическую парадигму профессионального образования специалистов ГА на новую, базирующуюся на современных научных знаниях о человеке, результатом внедрения которой должна быть более безопасная и экономически эффективная профессиональная деятельность отраслевых специалистов;

- врожденные базовые инстинкты, сложные социальные поведенческие рефлексы (условные и безусловные) и сложные профессиональные поведенческие рефлексы (условные), формируемые в основном на этапах среднего и специального профессионального образования, находясь в постоянном противоречии, создают специфические трудности человеку в выполнении своих профессиональных обязанностей, лежащих в существе его ошибочных и алогичных действий.

Таким образом, формулировка новой парадигмы, с одной стороны, может быть выполнена посредством результатов анализа деятельности членов данного сообщества посредством распространения понятия «научные сообщества» на понятие «профессиональное сообщество» или иначе на группу специалистов, объединенную общей профессиональной деятельностью (задачей, целью). С другой стороны, понимая под парадигмой обобщенную совокупность научно доказанных теоретических, методологических и иных установок, которыми следует руководствоваться в качестве своеобразного эталона или стандарта, определяющего, как на данном этапе развития целесообразно подходить к понятию «профессиональная ответственность специалиста», в том числе и в решении соответствующих педагогических задач его профессионального образования, в настоящем исследовании предлагается использовать метафизический поли-парадигмальный подход к формированию профессиональной ответственности специалиста ГА.

Обобщение знаний в логическую систему.

Концептуальные положения (парадигмы). Выделяя сообщество специалистов ГА по критерию профессионализма их можно объединить интегральной парадигмой или соответствующим множеством парадигм. При этом, современные требования к эффективности и безопасности функционирования полиэрга-тической системы «человек - ВС - среда - -человек» актуализируют факт доминирующего положения человека как высоко профессионального специалиста, что влечет за собой обязательный сбой в работе рассматриваемой системы, с возможными неблагоприятными последствиями как для человека, так и в целом всей системы. Поэтому, в целях выработки в отрасли ГА единого подхода к пониманию значимости категории «профессиональная ответственность» специалиста ГА предлагается принять в основе формирования соответствующей компетенции следующие парадигмы: диалектическая сущность профессиональной

деятельности человека (парадигма № 1); ограничения и возможности человека как естественная жизненная реальность (парадигма № 2); командный стиль работы как основа безопасности и эффективности профессиональной деятельности человека (парадигма № 3); необходимость регламентации профессиональной деятельности специалиста (парадигма № 4).

Парадигма № 1 - диалектическая сущность профессиональной деятельности человека связана с базовыми инстинктами, сохраняющими его как биологический вид, но и сложных социальных поведенческих и профессиональных рефлексов (далее - ССПР и СППР), являющихся специфическими блокираторами основных инстинктов, которые заставляют его головной мозг вести активный образ мышления, создающий условия и, по сути, санкционирующий специалисту осуществлять социальную и профессиональную деятельность [2]. Поэтому в целях объяснения причинности формирования специальной компетенции, позволяющей учитывать специалистом в процессе осуществления решений эту причинность, следует принять за основу парадигму диалектической сущности профессиональных действий.

Парадигма №2 - ограничения и возможности человека, как естественная жизненная реальность. Объективно она влияет на эффективность и качество социальной и профессиональной жизнедеятельности. Примером таких ограничений являются: потенциальная конфликтность, ошибки и алогичные действия, утомление и усталость, иллюзии и многие другие ограничения. В процессе выполненного исследования представляется целесообразным к основным возможностям любого человека отнести следующие характеристики проявления его характера и личности в целом: пунктуальность, аккуратность, ответственность, обязательность, дисциплинированность, навык стандартности (корректности) речи, оптимизация зрительной деятельности (реализуемый навыком формирования достоверного образа окружающей ситуации), воля и самодисциплина, концентрация, собранность и сосредоточенность, саморазвитие и самосовершенствование, мастерство, стрессоустойчивость, здоровый образ жизни, нравственность, уважение, интеллигентность. Возможно, данный перечень может быть дополнен. Основываясь на вышеизложенном, в целях формирования компетенции, позволяющей ответственному специалисту осуществлять эффективно профессиональную деятельность в течение установленного рабочего времени, следует принять за основу следующую парадигму: естественные ограничения человека должны компенсироваться как в профессиональной, так и в повседневной социальной жизни соответствующими возможностями, которые формируются и совершенствуются им сознательно в течение всей жизни.

Парадигма № 3 - командный стиль работы как основа безопасности и эффективности профессиональной деятельности человека. В профессиональном образовании, объективно принимая такое естественное ограничение человека, как «право на ошибку», необходимо решать задачу приобретения у обучаемых навыков управления и демпфирования негативных последствий неизбежных человеческих ошибок на основе взаимопонимания и профессиональной гармонии в рабочем коллективе (команде). Необходимость данного решения объясняется неприемлемостью принятия социумом фатальности катастрофических событий по причине ошибочных действий человека, которые должны быть, в свою очередь, управляемыми, а их негативные последствия минимизированы посредством слаженной работы команды (экипажа, смены, бригады, предприятия). Организация функционирования профессионального коллектива в формате команды объясняется следующими причинами: необходимостью выполнения задач, которые не может выполнить один человек, а также минимизацией возникновения профессиональных ошибок и, в конечном итоге, обеспечением надежности, безопасности и экономической эффективности работы коллектива. Следует отметить, что при этом каждый член команды может быть лидером или сотрудником, укреплять (минимизировать количество ошибок) или разрушать деятельность команды (провоцировать возникновение ошибок). Лидером команды может быть формальный, связанный с выполнением функциональных задач, специалист (например, официально назначенный руководитель) и неформальный, проявляющий себя как «главный», несмотря на занимаемую должность. Определяющей эффективность работы команды является такая характеристика, как стиль поведения личности в команде и уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования конкретного человека как специалиста. При этом индивидуальный стиль поведения личности в команде должен основываться на обязательности выполнения функций и целей, стоящих перед командой независимо от психотипа личности, ее характера и иных критериев.

Парадигма № 4 - необходимость подготовки специалиста к работе в условиях регламентации профессиональной деятельности. Принимая за основу потенциальную возможность совершения человеком ошибок, при проектировании такого рода систем следует понимать, что человек по самой своей природе запрограммирован на безопасность (врожденный инстинкт самосохранения есть

Необходимые компетенции (приобретаемые) Рис. 1. Номограмма понятий и терминов профессиональной ответственности

у всех людей), поэтомуважно со зд атьнеобходимыеусловия работы иправильн о организовывать его профессиональную деятельность, в том числе посредством формирования определенной нормативной среды и соотвотррвующржкрльтуры1. Анализ производственных происшествий практически во всех отраслях экономики показывает, что профессиональное поведение человека, принятие им решений и их реализация в рамках выполнения одинаковой технологической процедуры, принципиально осуществляется специ^истом двумя способами:

- при отсутствии подзаконных и локальных актов регламентации выполнения yпxнyуyгyчeyкоепpоцeдy ры, жиж спеуиалист дейытеуыт нл основа уго общих и профессиональных знаний, опираясь на предшествующий жизненный и нрнфеусионолнныачпыыПри выполосвуyзржксмыxyлyвжврlт произвоасувпо ных задач он использует имеющиеся у него в памяти знания, умения и навыки, основываясь на личном субъективном мнении, решает производственные зада-

yпдиyдоаalы^ювaмyая в yyM|OУжзвoпyуыыaнныx ыпец иу-листов могут существенно отличаться, зачастую этих знаний может быть недо-статоччо и реализации решения, поэтому риски данного

способа организации производственной деятельности заключаются в ограничен-ност и зн аиинпcуoувстcсву^^но, о фа нруенносои алиста;

- на базе законных, подзаконных и локальных актов, которые формализуются постеысоввм саандаутвыгнпврацнвокн^^^^/^уувляте^штнб^^т^у!' В данном случае специалист в производственной деятельности руководствует-ыяуутааонлуннымип|вавилами,еыпплнениекотоуыхяяяеасн веучъумлемой составляющей формирования его рабочего опыта, которые извлекаются им из уамыувиля выесрудеонтвий в рпбсчeУсy-туации. Одновременно с этим особое место в регламентации профессиональной деятельности занимают стандартные операционные процедуры SOP's) или тех-^(^жмгия^^бот^^в^яющyыyеy"юювуЧуaыУыы кик при ^авленну^лошвмуу сложными системами, так и в организации индивидуального труда любого специ-^/^^с^та^ г^^с^^^^иоыыьных^с^мпытевцайяа основе ^С^РУтоур ляет минимизировать вероятность ошибок, допускаемых человеком, а правила еырoлвeпyа БеРУ фyомyтyюаоyббyюнyуьеyсy, ктучрамрввяееуя уувувчй уууу фессиональной культуры и, соответственно, профессиональным мастерством. Риски данного подхода сводятся к вероятности неправильной классификации и оценсе ра^ве^иоубциу сутцяалустом и кек умедоууые.ушубучвогоу^ныва-ния неверно подобранного правила, неадекватной или ложной процедуры. Поэ-^с^юегв ддовсм Уеуоч пасной и экономически эффективной производственной деятельности важными удумувирующомияы1яюууя базувые з^^ню.^^^^н^иу^^Е^ыки и сформированные на их основе профессиональные компетенции.

Таким образом, следует вывод о том, что в основе формирования безопасно й и зоооомуччсви тффeыyрвоyЧнyдвyyуыиpыизуyдтyыaыылюnы бур зпо-жены передовые знания о профессиональной деятельности, эффективная реа-

руэнцуя вууырн1х вynмнжнaнyыpидиyчyпыыyгячыxыy0бщeyтв0м оптимальных и безопасных норм и правил выполнения соответствующих работ. Следовательно, прорве у ональное сообщество должно принять как парадигму следующее условие: профессиональная деятельность специалистов ГА должна выполняться в рамках установленных нормативными документами по официально регламентированным процедурам.

Систематизация причинно-следственных связей, выявленных и сформулированных парадигм, понятий и терминов педагогической концепции. Рассма-■фивач уе-агогуиескую коныепцуюпточку зренуя b03mуФHу0УУЫЫpЫЬузации компонентов, входящих в её структуру, логическое обобщение и систематизацию уовтсвых понятуйу о пред eлавnnобзыa0aоываемоnнyиoeуцгирpудyоaвл яется целесообразным выполнить посредством иерархической структуры, фиксирующую соответствующие связи. То обстоятельство, что внутренняя логическая cтщнпc■вькoюпонeртув paвpыУapывaeмoЫl<oноeецры оуеерелуеутё цылинаправ-ленную реализацию, выдвигает изучение логики построения и функционирования данной концепции как системы на первый план, поскольку знания логических цепей лежат в основе построения и исследования педагогической концепции нyыpыдyтв0мыaтeммтечeукыйlвyдулy.ыyнyвывыяyь нaчyЫоpыaыeыанy-смыс-ловом толковании понятий и полученных ранее оптимизированных характеристиках профессиональной ответственности специалиста ГА [3], представляется ьел етyббтaзйеlыyyыyамayyуy0yгaуь доввые пyыясyпчyоpдтyувымгяофУЧ еского математического объекта ориентированного графа - номограммы понятий и тер-мyнyвпpyMыУЧУоиaыынпоyовeyаyнeнгyтyрyуeчиaлyтyьв [ф[4].Ыфсвyyрными компонентами орграфа является конечное множество, состоящее из «вершин», <фыбыp>ожCъeфУBяямыя «сy0yлбм»yсфaфa(ыeыыгyгyйeскpйyуyмыy0 фурмиро-вания профессиональной ответственности) и вершиной орграфа - профессиональная ответственность специалиста ГА (рис. 1). При этом первое множество -ые^уны гртфa|COУУЫPУУЗУOнвyye ган^лции, ых на

врожденные и приобретаемые человеком. Второе множество - ребра графа, пклюиает yyуyчьгyымыeyтpминlачeчaыyгyнeyкой сояцeецгy.ЫциФM данное формализованное представление, называемое диаграммой Исикавы, является наглядным графическим отображением причинно-следственных связей понятий и терминов концепции, позволяющим в дальнейшем продолжить систематизацию их причинно-следственных связей с сформулированными выше парадигмами пю!фгтl"нчeмктй кун°ууции [5ф

Формализация системы знаний

ФyТMПлинaоиюyуyуeмыынониBяeдтгогучeунyЧнyуцeпции фуоыурувания профессиональной ответственности специалистов ГА выполним посредством дисциплинарной матрицы и построенной на её основе соответствующей математической модели концепции.

В соответствии с теорией Куна дисциплинарная матрица включает в себя в емонмы урнх оынуун ыxнyпyв:yyмчyыyнeyкуыыбыбщeнy я^лызасувы1 м одели и онтологические интерпретации; образцы решения проблем [6]. Для целостного

представления области знаний категории «профессиональная ответственность» как области знаний учебной дисциплины, направленной на формирование соответствующих гуманитарных профессиональных знаний, навыков и компетенций, в виде дисциплинарной квадратной матрицы будем использовать следующие элементы:

- символические обобщения (законы) посредством обобщений в виде па-радигмопрофессиональной деятельности человека с обозначением их символом «p» (от Paradigm [ psredaim] - парадигма);

- модели и онтологические интерпретации в виде ранее сформулированных понятий настоящей концепции с обозначением их символом «d» (от Definition [definifn] - понятия);

Таблица 1

Дисциплинарная матрица гуманитарной составляющей профессиональной ответственности специалиста

p3 - парадигма №3 d9- команда q17 - позитивная настойчивость; q15 - уважение; q16 - интеллигентность; q12 - открытость к коммуникациям в команде; q23 - принципиальность.

й10- профессиональное принятие и реализация решения q18 - ситуационная осведомленность; q19 - ситуационная осознанность; q17 - позитивная настойчивость; q20 - обоснованность принятия решений.

й11- профессионализм q22 - готовность использования в работе нормативные и правовые документы; q5 - дисциплинированность; q3 - ответственность; q6 - саморазвитие.

p4- парадигма №4 й12 - корпоративная культура q5 - дисциплинированность; q15 - уважение; q14 - корректность; q16 - интеллигентность; q13 - нравственность; q3 - ответственность; q22 - готовность использовать в своей работе нормативные и правовые документы.

- образцы решения проблем посредством терминов концепции, описывающих профессиональные качества и свойства специалиста с обозначением их общим символом «q» (от Professionally importantqualities [pre fejneli im'po:tent qualities] - профессионально важные качества).

Обобщая изложенное выше, в целях принятия концепции профессионально ответственного поведения специалиста ГА при выполнении должностных обязанностей, в основу которой положена минимизация негативного влияния психофизиологических свойств человека, формируем дисциплинарную матрицу, характеризующую гуманитарную составляющую знаний, навыков и компетенций деятельности любого человека, которую представляется возможным рассматривать как матрицу компетенции «профессиональная ответственность» специалиста ГА или становления специалиста как профессионала (табл.1).

3 - квантор «существует»; Л - «и»; V - «или»; ^ - влечет; е - символ для характеристики отношения. При составлении математической модели под значениями символом и терминов следует понимать, что:

- предикатом P[(d1 ...d12^(qr..q28)] будем называть функцию, определенную на множестве M и принимающую значение «заданное поведение» или «ошибочное поведение»;

- множество M - это контекст или область определения предиката, характеризующая поведение человека во всех возможных условиях профессиональной и социальной деятельности:

- множество всех x е M, при которых P(x) будем называть множеством истинности предиката или заданным профессионально ответственным поведением специалиста, а P(x) ^ 0 будем называть множеством ложности предиката или ошибочными (алогичными) действиями специалиста;

- кванторы □ и 3 всегда действуют на множестве M.

Прочтение и толкование формул, входящих в системы уравнений (1) и (2), описывающих логические модели поведения человека в процессе его профессиональной деятельности, интерпретируются следующим образом: система (1), состоящая из двух уравнений, где первое уравнение - множество, существующее для всех вариантов поведения человека, позволяющее объективно оценивать его профессиональную деятельность только при условии рассмотрения в контексте совокупности четырех парадигм педагогической концепции; второе -характеристика поведения человека на основе бытового повседневного представления о человеческом факторе, которое в большинстве случаев является ложным; система (2), состоящая из четырех уравнений, каждое из которых описывает соответствующую парадигму, при этом входящие в систему (2) уравнения интерпретируется таким образом:

- уравнение (2.1) раскрывает практическое воплощение в профессиональную деятельность данных представлений и осуществляется посредством пунктуальности, аккуратности, ответственности, обязательности и дисципли-

Парадигмы концепции Основные понятия концепции Профессиональные качества и свойства специалиста - термины концепции

Р й q

p1 - парадигма №1 й1 - человек q1 - пунктуальность; q2 - аккуратность; q3 - ответственность; q4 - обязательность; q5 - дисциплинированность

й2 - человеческий фактор ЧФ (й21 - ЧФ как наука; й22 -ЧФ как учебная дисциплина; й23 -ЧФ как стиль профессиональной деятельности; й24 - бытовое повседневное представление о ЧФ)

p2 - парадигма №2 й3 - профессиональные ошибки q27 - свойства физиологических каналов получения информации; q28 - иные возможности и ограничения человека; q21 - готовность выполнять SOP's

й4 - алогичные действия q27 - свойства физиологических каналов получения информации; q26 - различия в поведении мужчины и женщины

й5 - работоспособность q24 - утомление и усталость; q11 - готовность выполнять работу с соблюдением санитарных норм и правил, вести ЗОЖ. q10 - концентрация, собранность и сосредоточенность

й6 - потенциальная конфликтность q9 - стрессоустойчивость; q25 - эмоции и чувства; q15 - уважение; q16 - интеллигентность

й7- стандартные операционные процедуры ^ОР^) q21 - готовность выполнять ^ОР'в); q22 - готовность использования в работе нормативные и правовые документы; q1 - пунктуальность; q2 - аккуратность; q4 - обязательность; q5 - дисциплинированность.

й8- «стерильное» рабочее место q21 - готовность выполнять ^ОР'в); q7 - соблюдение стандартности речи; q8 - оптимизация зрительной деятельности.

МЭР е(р1Лр2Лр3Лр4)^ 1; РЭР24- 0.

р1 Р Р [¿^[¿^р^р2?^ (сцЛя2Л_1(зл^1}4Ля5)]-1, р1 Э РР14-0, при условии, что: Р I)1 Э I- Л р2[р21 Л р22 Л с!2:?))] V d1(d14).

р2 Э РКР^РЧР6 - 0) V(d5Лd7Лd8 -1)], при условии, что:

¿5Э Р [[ [(с127\Лс12(8— 0)ЛЛ(с121- 1)];;

р4э Р есч271т2с^б) - О1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р7Э Р е[(024- 0^(01^010)- 1];

р8э Р еооЛрЛяиЛо^)-1]; р73 Р е[д21Л\О22Л\О1Л\О2ЛО4Л\-О5)л 1; Р?Э Р 1.

р3 Э Р[Р9ЛР10ЛРП -1), при условии, что:

р93 Р е(1[1^1\11;;5\01б1^Я2з)л 1,

р10Э Р [[ [с718Л_1519Л_1}17Л_1320)л 1,

Р11Э Р [ [o22Лo5ЛoзЛo6)-> 1.

р4ЭРРР12-1, при условии, что:

Р12Э Р [ (0510151014101610131031022)- 1.

1)

2.1)

2.2)

2)

2.3)

2.4)

нированности человека. В противоположностьданному представлению второе уравнение описывает существующетвсвеиумд негативное Сытовее твтдттав-ление о человеческом факторе, как фаталанис деявельн всти ч еловекн. Прн этом концептуально может сущсстнеестьеибы оесное, либе второл пе^ертт^воыосе н деятельности человека, и они не ть одновременно;

- уравнение (2.2) пыназывает, пнл еОъективнс свмцесп"^^нюициеэ сг|сао1нав-ния и возможности чеповлтт етретательн^тви^ювиа ы^оилтИ^^влиональную деятельность при наличнипвефситнoныоьсыx сгнаи бет алогиноик /»^стош н потенциальной конфликтисвтеесли пононн^и^(гвл кемиводыотеа-нием требуемого уровня ^аеоспесв^лсдл, воlиoнсeниeмсзтндapиныи апнтв-ционных процедур (SOP's) м цсловитв нcпннилlгоoгo» иaCынаго места Ус^е^^антмк решения данного уравнения являются логические описания профессиональных качеств и свойства специлм^с^'^^И^Р^^^ивнкитг^енo^l^Г донаелтнетвлвующих характеристик понятий. Осознанное создание условий «устойчивости» к ошибкам и алогичным действиям человека, предотвращение негативно влияющих на результаты профессиональной деятельности;

- уравнение (2.3) характеризует командный стиль работы как совокупность ответственного формирования коллектива (команды) в условиях синергии её деятельности и сформированных компетенций, профессионального принятия решений и профессионализма. Фактически командный стиль работы, как основа безопасности и эффективности профессиональной деятельности специалиста, реализуется посредством формирования команды, деятельность которой осуществляется в атмосфере синергии на основе позитивного поведения и позитивной настойчивости с использованием навыков ситуационной осведомленности и ситуационной осознанности посредством открытости к коммуникациям в команде, принципиального, нравственного, корректного, уважительного, интеллигентного поведения в условиях саморазвития и готовности использования регламентирующих документов всеми без исключения членами команды;

- уравнение (2.4) описывает необходимость регламентации профессиональной деятельности специалиста посредством внедрения особой корпоративной культуры профессиональной деятельности, характеризующейся дисциплинированностью, уважением, корректностью, интеллигентностью, нравственностью, ответственностью и готовностью со стороны специалиста использовать в своей работе нормативные и правовые документы.

В итоге система уравнений (1) и (2) в целом, представленная в виде абстрактных понятий [(d1.d12) Л (q1.q28)] на множестве M, описывает эталонную модель поведения профессионально ответственного специалиста ГА на любом уровне иерархии организации и отрасли. Данные абстрактные понятия могут

расширяться за счет дополнений, характеризующих особенности конкретной пр-ф1ссиональнойдеятельности и изменяемых условий ее реализации.

В результате проведен20Й работы, посвященной анализу результатов ис-о]иед1^и^я,нвзравлзииогс 2а раззнЗоткз педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации, мо-ни сделазе слеауещие вывода:

1. Выполнена формализация базовых понятий и терминов как компонен-жи-, юоящзх ввсрткетйе ьeде2огизесквя снцепции формирования профессио-нааьыий oтяeтсзваннoйтиcсeцаялзстеиГO посредством логического обобщения ияиcтeмaти2aцииcooтвeтcтвяющeйие рергической структурой конечного множе-cтвa — oтгаaфн, cocтетщтгoвзивepшис», «ребер», объединяемых «стволом» (педагогический процесс формирования профессиональной ответственности) и вершиной - профессиональная ответственность специалиста ГА. При этом первое множество - вершины графа - состоит из понятий концепции, диаметрально разделенных на врожденные и приобретаемые человеком. Второе множество -ребра графа - включает используемые термины педагогической концепции.

2. В рамках настоящего исследования выделен основной аспект парадигмы профессиональной деятельности специалиста - дисциплинарная матрица как совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемых и разделяемых большинством профессионального сообщества, признанные всеми научные достижения, которые позволяют создать модель оптимального профессионального поведения человека, определяемого в социуме как профессионализм.

3. Ядро педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов ГА построено на основе орграфа, дисциплинарной матрицы и математической модели профессиональной ответственности специалистов ГА. Последняя состоит из системы линейных уравнений, описывающих заданные настоящей педагогической концепцией логические модели поведения человека в процессе его профессиональной деятельности.

4. Обоснована целесообразность и эффективность построения соответствующих гуманитарных технологий профессионального образования специалистов ГА на основе разрабатываемой педагогической концепции (как цели внедрения в практику образовательного процесса принципиального подхода инновационного характера, который направлен на непосредственную подготовку кадров высокой квалификации). В обозначенных действиях необходим учет накопленных знаний о природе человека в контексте его социальной и профессиональной деятельности. Это требует соответствующего практического подтверждения (верификации).

Библиографический список

1. Кузнецов И.Б. Структура педагогической концепции формирования профессиональной ответственности специалистов гражданской авиации. Глобальный научный потенциал. 2022; № 3 (132): 168-173.

2. Кузнецов И.Б. Диалектические основы гуманитарной составляющей профессионального образования. Глобальный научный потенциал. 2021; № 3 (120): 149-155.

3. Кузнецов И.Б. Интегральная характеристика компетенции «профессиональная ответственность» специалиста гражданской авиации. Перспективы науки. 2021; № 11 (146): 244-250.

4. Алексеев В.Е., Захарова Д.В. Теория графов: учебное пособие. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2017.

5. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London: Prentice Hall, 1985.

6. Кун Т. Структура научных революций: Перевод с английского Т. Кун. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003.

References

1. Kuznecov I.B. Struktura pedagogicheskoj koncepcii formirovaniya professional'noj otvetstvennosti specialistov grazhdanskoj aviacii. Global'nyj nauchnyj potencial. 2022; № 3 (132): 168-173.

2. Kuznecov I.B. Dialekticheskie osnovy gumanitarnoj sostavlyayuschej professional'nogo obrazovaniya. Global'nyj nauchnyj potencial. 2021; № 3 (120): 149-155.

3. Kuznecov I.B. Integral'naya harakteristika kompetencii «professional'naya otvetstvennost'» specialista grazhdanskoj aviacii. Perspektivy nauki. 2021; № 11 (146): 244-250.

4. Alekseev V.E., Zaharova D.V. Teoriya grafov: uchebnoe posobie. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosuniversitet, 2017.

5. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. London: Prentice Hall, 1985.

6. Kun T. Struktura nauchnyh revolyucij: Perevod s anglijskogo T. Kun. Moskva: OOO «Izdatel'stvo AST», 2003.

Статья поступила в редакцию 30.11.22

УДК 371

Minazova Z.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov

(Grozny, Russia), E-mail: veneraminazova@mail.ru

Dzhegistayeva L.I., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: Lara95_95@mail.ru

Batyrova A.M., senior teacher, Department of Pedagogy and Methods of Primary Education, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

FEATURES OF PREVENTION OF INTERNET DEPENDENCE IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The article discusses the role of prevention of Internet addiction in younger students. The authors emphasize that one of the main tasks of the Federal State Educational Standard of the new generation for elementary school is working out the creation of those educational and external conditions that would allow children to draw certain conclusions, provide confirmations related to each other, without relying on information means of communication in the modern world and the era of IT technologies. Attention is paid to prevention as an organized work -systematic, comprehensive, voluminous in terms of the amount of work and essential content, which is written in an accessible way and presented in an emotional, interesting language for children. The authors come to conclusion that in order to avoid serious consequences as a result of occurrence of the addiction to Internet, one should carefully prepare free space for the child and always be interested in him, imperceptibly controlling him.

Key words: research, prevention, Internet addiction, younger students, parents, teacher.

З.М. Миназоеа, канд. пед. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова», г. Грозный,

E-mail: veneraminazova@mail.ru

Л.И. Джегистаееа, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: Lara95_95@mail.ru

А.М. Батыроеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: ayna.batyrova00@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются роль и особенности профилактики интернет-зависимости у младших школьников. Авторы подчеркивают, что одной из главных задач, стоящих перед преподавателем начальной школы, как отражено в ФГОС НОО, является создание тех образовательных и внешних условий, которые позволили бы детям делать определенные выводы, приводить подтверждения, связанные между собой, без опоры на информационные средства связи, существующие в современном мире в эпоху IT-технологий. Уделено внимание профилактике интернет-зависимости как организованной работе -систематической, комплексной, объёмной по количеству и сущностному содержанию, что является основополагающим фактором, препятствующим появлению данного рода зависимости. Авторы пришли к выводу, что во избежание тяжёлых последствий в результате её возникновения следует тщательным образом, но при этом непринуждённо создавать свободное пространство для ребёнка и всегда интересоваться им, незаметно контролируя.

Ключевые слова: исследование, профилактика, интернет-зависимость, младшие школьники, родители, педагог.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в современной жизни общества существует необходимость в информатизации [1-8]. В связи с этим был издан указ Президента РФ от 02.03.2022 г № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий Российской Федерации» [9]. Создание данного документа было продиктовано тем, что от имеющихся условий напрямую зависит уровень интернет-зависимости младших школьников, который, в свою очередь, влияет на успешность ребенка в учебной деятельности.

В ФГОС НОО отмечено, что одной из главных задач, стоящих перед преподавателем начальной школы, является создание тех образовательных и внешних условий, которые позволили бы детям делать определенные выводы, приводить подтверждения, связанные между собой, без опоры на информационные средства, существующие в нашем современном мире в эпоху 1Т-технологий [10].

С появлением Интернета в домах людей наша жизнь изменилась. Его использование, как и говорилось ранее, имеет большое положительное воздействие: в нем собрано большое количество информации, которой мы можем воспользоваться, не выходя из дома, или наоборот - быть рядом с гаджетом, у которого есть выход в Интернет, общаться с другими людьми, находящимися на дальних расстояниях от нас, совершать всевозможные покупки.

Цель данной статьи - рассмотреть особенности профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Основные задачи статьи:

- рассмотрение понятия «интернет-зависимость»;

- изучение специфических проявлений интернет-зависимости у младших школьников;

- анализ подходов к организации профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анализ личного педагогического опыта работы с младшими школьниками по профилактике интернет-зависимости.

Научная новизна статьи определяется выявлением специфических особенностей младших школьников, возникающих при интернет-зависимости.

Теоретическая значимость заключается в обогащении педагогической науки знаниями в области профилактики интернет-зависимости у младших школьников.

Практическая значимость состоит в выявлении особенностей и значимости программы взаимодействия педагога с учащимися, направленной на профилактику компьютерной зависимости у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.