References
1. Bronstein S. P., Kerenskaya S. A. Upravlenie processom stanovlenija molodyh pedagogov g. No-vokuzneck v period professional'noj adaptacii [Management of the process of formation of young teachers in Novokuznetsk in the period of professional adaptation], Materialy II mezhregion. nauchno-prakt. konf. «Molodoj pedagog: adaptacija i professionale stanovlenie» (g. Kemerovo, 09 aprelja 2015 g.) [Materials of the II interregion. scientific and practical. conf. "Young teacher: adaptation and professional development" (Kemerovo, April 09, 2015)". Kemerovo, MBOU DPO «NMC», 2015, pp. 18-24. (In Russian)
2. Kudryashova E. V., Pererodina Yu. B. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor povyshenija urovnja patriotizma studentov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij [Student self-government as a factor in increasing the level of patriotism of students of professional educational organizations], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3 (23), pp. 97-104. (In Russian)
3. Karikova M. A. Koncepcija integrirovannogo obuchenija [The concept of integrated learning], Educational social network, 2015, November 09, available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ materialy-mo/2015/11/09/integrirovannyy-urok-statya (accessed: 08.06.2021). (In Russian)
4. Suikova O. A. Proektnoe upravlenie v obrazovanii: ucheb.-metod. posobie [Project management in education: study guide. allowance]. Chelyabinsk, Publishing house of GBU DPO CHIRPO, 2020, 80 p., ISBN 978-5-93407-077-0. (In Russian)
5. Alekseev A. Ya. Studencheskoe samoupravlenie kak faktor uspeshnoj adaptacii studentov [Student self-government as a factor in the successful adaptation of students], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 84-87. (In Russian)
6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego professional'nogo obrazovanija po special'nosti 38.02.01 Jekonomika i buhgalterskij uchet (po otrasljam): [prikaz Minobrnauki Rossii ot 05.02.2018 № 69 (red. ot 17.12.2020)], Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292062/ (accessed: 26.06.2021). (In Russian)
Федорова Елена Михайловна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верхне-уральск, е-таП: [email protected]
Веретенникова Инна Васильевна, преподаватель ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологи-ческий техникум — казачий кадетский корпус», Российская Федерация, Челябинская область, г. Верх-неуральск, е-таЛ: [email protected]
Fedorova Elena Mikhailovna, teacher, Verkh-neuralsk agrotechnological College — Cossack cadet corps, Russian Federation, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: [email protected]
Veretennikova Inna Vasilievna, teacher, Verkh-neuralsk agrotechnological College — Cossack cadet corps, Russian Federation, Chelyabinsk region, Verkhneuralsk, e-mail: inna.veretennikova.2013@ mail.ru
Сведения для цитирования: Южаков, В. А. Безопасность полетов: видение ИКАО и компетентностный подход высшего образования / В. А. Южаков // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 4 (32). — С. 90-100.
УДК 378 ББК 74.48
безопасность полетов: видение икао1 и компетентностный подход высшего образования
В. А. Южаков
В статье рассматривается влияние концепции формирования компетенций, официально принятой и реализуемой в настоящее время в системе высшего профессионального образования, на квалификацию авиационных специалистов в части обеспечения безопасности полетов
1 ИКАО—Международная организация гражданской авиации (от англ. ICAO—International Civil Aviation Organization).
в соответствии с требованиями ИКАО. Ключевая идея статьи: компетентностный подход в образовании более адекватен для подготовки специалистов социально-экономической, но не естественно-технической сферы. Специфика авиации трансформировала традиционное понимание и конкретное наполнение педагогическими действиями образовательной триады «знания — умения — навыки». Сложилась педагогическая практика минимизации скрытых условий аварийности в авиации, в связи с чем целесообразно не менять что-либо принципиально в системе вузовской подготовки авиационных специалистов. Предлагается ускорить процесс разработки полного перечня профессиональных стандартов авиационных специалистов.
Ключевые слова: концепция формирования компетенций, авиационные специалисты, ИКАО, безопасность полетов.
Данная статья имеет целью установление направленности и качества влияния концепции формирования компетенций, официально принятой и реализуемой в настоящее время в системе высшего профессионального образования, на квалификацию авиационных специалистов в части обеспечения безопасности полетов в соответствии с требованиями Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
В документе ИКАО «Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП)» говорится, что безопасность в авиации — это «состояние, при котором возможность причинения ущерба лицам или имуществу снижена до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления опасных факторов и управления факторами риска для безопасности полетов» [1, п. 2.1.1]. Из определения следует, что специалисты в авиации (летный, инженерно-технический и личный составы управления воздушным движением) должны иметь такой тип профессионального мышления, в котором безопасность полетов занимает особое место и все действия при выполнении должностных обязанностей соотносятся и соизмеряются с достижением этого важнейшего состояния.
Первичное формирование профессионального мышления у большинства специалистов начинается в вузе — молодые люди из студентов (курсантов) вырастают до уровня дипломированных работников. Диплом является допуском к определенной работе в связи с накопленной в годы учебы необходимой квалификацией для конкретной области деятельности (при идеальном целедостижении, поскольку не все студенты/курсанты выпускаются с максимально достижимым уровнем подготовки, возможным в вузе). Диплом также потенциально презентует молодого человека как будущего успешного работника.
Согласно документу ИКАО РУБП, «в контексте управления безопасностью полетов тер-
мин „поставщик обслуживания" или „поставщик продукции и обслуживания" относится к любой организации, предоставляющей авиационную продукцию и/или услуги в области авиации. Таким образом, этот термин охватывает утвержденные организации по подготовке авиационных кадров, подверженные факторам риска для безопасности полетов в процессе предоставления ими соответствующих услуг» [1, п. 1.1, примечание]. Другими словами, в соответствии с документом, авиационные вузы подвержены факторам риска для безопасности полетов и являются средой, в которой названные факторы риска имеют место быть эпизодически или постоянно в той или иной степени.
Любой вуз в первую очередь понимается через три взаимоувязанные позиции, которые существуют по факту: кто учит, чему учит и как учит. Факторы риска для безопасности полетов следует усматривать и анализировать именно в этих позициях. Факторы риска в вузах могут быть минимальны только в одном гипотетическом варианте, когда останавливается технический прогресс и учат достигнутому наиболее выдающиеся специалисты по отработанным методикам обучения. Подобное положение, на наш взгляд, наблюдалось в конце 1970-х и в 1980-е годы, когда система образования была как никогда близка запросам производства, в том числе полетов, и преподавали люди с производственным опытом непосредственно по профилю подготовки — именно они определяли, чему и как учить; спускаемые сверху руководящие документы принципиально не противоречили опыту производственников, так как их готовили люди, прошедшие все стадии аналогичного профессионального роста и большего должностного продвижения.
Таким образом, первостепенность (наибольшая важность) нами установлена за непосредственной образовательной деятельностью, а не за руководящими документами. Ничуть не умаляя значения руководящих документов,
в которых определяется перспективное (желаемое, желательное) состояние объекта управления, тем не менее признаем, что практика жизни разнообразнее по обстоятельствам, в которых имеются или могут возникнуть ограничения в достижении запланированных образов будущего, в том числе ограничения непреодолимые. Ресурсом (фактором), принципиально ограничивающим достижение наивысших целей в системе профессионального образования, является подготовленность преподавательского состава. Материальное обеспечение образовательного процесса, стимулирование преподавателей, пусть не без трудностей, но решаемо более легко, чем индивидуальная подготовленность преподавателя высшей школы (человек не научит больше того, что знает сам)...
На Западе в 1980-е годы свершилась масштабная компьютерная революция в производстве и коммуникациях: Советский Союз проиграл технологическое соревнование. В новой России через десять, двадцать, тридцать лет советская система подготовки кадров для советского третьего технологического уклада (в авиации — для четвертого технологического уклада) себя полностью не исчерпала; сказать, что исчерпала, будет неверно хотя бы потому, что технологические уклады не автономны и более совершенный технологический уклад при внедрении вырастает на предыдущем, впитывая из него все актуальное и целесообразное.
Система образования в обстановке усложнения производственных технологий не остается безучастной, она стремится обеспечить качество подготовки выпускников вузов: на высшем уровне управления образованием в стране формируются требования, которые циркулярно распространяются к исполнению на все специальности и направления подготовки высшего профессионального образования.
Последние пятнадцать лет в системе высшего профессионального образования получила выраженное доминирование педагогическая концепция формирования у обучающихся разнообразных компетенций (универсальных, общепрофессиональных, профессиональных). В федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) компетенции представлены как целевые ориентиры образования, как руководство к исполнению, как основа для последующей разработки учебных планов и рабочих программ. Концепция формирования компетенций также в достаточной степени повлияла на текущий педагогический дискурс профессорско-препо-
давательского состава при обсуждении учебно-методических проблем и содержания научных статей — компетентностный подход таким образом вольно и невольно актуализировался и закрепился как предмет постоянного осмысления работниками системы образования. Под дискурсом нами понимается направленность говорения в рамках определенной (в данном случае профессиональной) идеологии с использованием терминов и симулякративных конструкций, составляющих содержание идеологии.
Если вспомнить предысторию компетент-ностного подхода, то следует сказать, что его реализация в Российской Федерации осуществляется в рамках и направленности Болонского процесса, истоки которого — в Болонской декларации [2]. Вхождение России в образовательное пространство европейских промышлен-но развитых стран (и других, их догоняющих) не было скоропалительным и концептуально прорабатывалось в начале 2000-х годов. Среди приоритетных направлений «государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» предусматривалось «исследование влияния процессов глобализации на образование в мире, изучение концептуальных и организационных основ Бо-лонского процесса с целью возможного подключения к нему российской системы образования с учетом геополитических и социально-экономических интересов России.» [3].
Россия подписала декларацию 19 сентября 2003 г. и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного процесса. Решением коллегии Министерства образования и науки РФ в качестве стратегической цели предполагалось «обеспечить повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения, повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров, активизацию взаимосвязей с бизнесом, процессов коммерциализации результатов прикладных научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики» [4].
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2005 г.
№ 40 в плане мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования в качестве одного из мероприятий к исполнению предписывается «разработка, утверждение и введение в действие государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения, сформированных на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц» [5].
Кроме внешних факторов, влияющих на трансформации в системе высшего профессионального образования в сторону компетентност-ного подхода и принципиально определяющих их, следует выделить факторы внутреннего порядка, значение которых, на наш взгляд, не менее важно.
В новой России в 1990-е и 2000-е годы происходит мощный перманентный передел старой советской собственности и лихорадочный перенос на российские земли западных высокотехнологичных производств — массово четвертого и локально пятого технологических укладов. Российское население воочию видит, что доступ к сырьевой ренте для большинства граждан закрыт (невозможен) и преуспеть материально можно только в результате торговли импортными потребительскими товарами и уникального производства на западных станках при условии личной экономической подготовки для ведения дел и юридической подготовки для защиты собственности. Социально-экономическое видение мира в целях личного благополучия экономически активной части населения совпадает с государственной идеологией социально-экономического устройства жизни в стране.
В российском обществе, подобно цунами, вырастает спрос на экономическое и юридическое образование, формирующее профессиональное мышление для труда в социально-экономической сфере; не забытым, но без должного внимания остается формирование профессионального мышления для труда в естественно-технической сфере, в которой в основном и протекают производственные процессы. Масса людей высказывает желание участвовать в конкуренции между собой за «лучшее место под солнцем» в социально-экономической, но не в естественно-технической сфере. И объяснение тому простое: в новой России последние десять, двадцать, тридцать лет эффективность личного труда человека существенно выше при нахождении его в социально-экономической сфере по сравнению с естественно-технической. Некоторые подвижки в изменении ситуации по
отдельным секторам, безусловно, наметились, но они не носят массового характера.
Экономистов и юристов сложно отнести к производственному сектору: правильнее включить их в трансакционный сектор (современные разросшиеся сферы распределения, обмена и потребления). Нахождение в трансакционном секторе требует от человека хорошего образования: знания тенденций движения социума и текущего законодательства, знания местных и глобальных рынков и т. д.; также требуется достаточная изворотливость ума по использованию разнообразных знаний, их комбинированию, формированию образов будущего и принятию решений в осознаваемом дефиците полезной информации. Человек действительно должен быть весьма знающ, квалифицирован, компетентен, чтобы противостоять контрагентам, таким же юристам и экономистам.
Выскажем не бесспорную мысль: компе-тентностный подход в образовании сложился как удобный для государства (высших чиновников) и бизнеса (экономически активных и состоятельных граждан) педагогический идеологический инструмент закрепления в умах молодых людей системы ценностей социально-экономического мироустройства рыночного частно-государственного капитализма. Бизнесу нужны компетентные работники, которые сразу же после трудоустройства без каких бы ни было проволочек начинают работать на конкретном рабочем месте и приносить прибыль. На научно-практических конференциях периодически озвучивается недовольство работодателей в адрес системы профессионального образования, что, мол, система профобразования недоработала и что, мол, они вынуждены заниматься вводом специалиста в должность. В прошлые десятилетия подобное особенно часто приходилось слышать от банковского сектора, где очень хорошо понимают скрытые (неявные) издержки организаций и их руководителей, связанные с профессиональным становлением человека на низовой должности. Только этим объясняются бесцеремонные требования организаций о приеме на работу со стажем на определенной должности или опытом работы в конкретной профессии: никто не хочет нести издержки — заниматься доучиванием человека до его способности быть компетентным на определенном рабочем месте и давать результат постоянно, надежно и без грубых ошибок.
Естественно-техническая сфера не подвержена общественной идеологии и социальной изворотливости экономических контрагентов:
технические, физические, химические, биологические процессы, составляющие содержание производства, протекают одинаково при любых социально-экономических принципах распределения итогов производства и народного понимания справедливости при оценке потребления разных социальных слоев. И если естественно-техническая сфера так далека от социально-экономической, то возникает вопрос: целесообразно ли придерживаться одной образовательной парадигмы при обучении молодых людей нахождению и труду в принципиально разных сферах?
Внешне все выглядит чинно и благопристойно, но в сущности рассматриваемого явления есть три позиции, которые не позволяют безусловно и бездумно подчиниться концепции компетенций.
Во-первых, в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» ключевые понятия «компетенция» и «компетентность» не имеют даже немногословного (малопризнакового) определения, но в то же время есть понятия, которые определяются через термин «компетенция» (неполнота в доска-занности свидетельствует о сущностной неполноценности). Приведем примеры:
- «квалификация — уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»;
- «профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности»;
- «практическая подготовка — форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы» [6].
Во-вторых, понятий (терминов) «компетенция» и «компетентность» нет также в макете профессионального стандарта; используются понятия «трудовая функция», «уровень квалификации», «трудовые действия», «необходимые зна-
ния» [7]. Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов до 2016 г предусматривалось, что профессиональные стандарты применяются «образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ, при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования» [8]. В последующем эти важнейшие положения были упразднены [9], что, собственно, разрывает логику преемственности применения понятий и нарушает механизм последовательности действий (гармонизации событий) от рынка труда к учебному плану подготовки специалиста (рынок труда ^ профессиональный стандарт ^ ФГОС ^ учебный план).
В-третьих, в педагогическом сообществе значительная часть работников (преподавателей, кураторов, инструкторов) в практической работе с обучающимися ориентируется на понятный результат в виде «знать, уметь, владеть», а не на не вполне ясные компетенции, так как нет их однозначного понимания в законодательстве и науке. Педагогическое сообщество в большинстве своем — люди законопослушные и одновременно разумные: в трудовой деятельности стремятся к реальному результату из соображений собственных временных перспектив трудиться в образовании и личного достоинства при социальном позиционировании себя как квалифицированных специалистов.
Определения ключевых понятий преподавателям доступны в толковом словаре правовой поисковой системы «Гарант» и также в ГОСТе «Менеджмент окружающей среды»:
- компетенция (от лат. rampetens — «соответствующий») — совокупность полномочий, которыми обладают или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям;
- компетентность — 1) выраженная способность применять свои знания; 2) знания, опыт в определенной области науки, деятельности, жизни [10];
- «компетенция (competence): способность специалиста продемонстрировать личные качества и умение применять на практике свои знания и навыки» [11, п. 5.31.5].
Юридически установленные определения понятий, на наш взгляд, не могут быть корректно применены в педагогических целях. В первом случае термин закрепляет другое юридическое понятие («объем полномочий»). Во втором
и третьем случаях понятия «компетентность» и «компетенция» представляют собой способность применять знания и опыт, демонстрировать личные качества и т. д. — в совокупности это критерии для оценки работающего подготовленного специалиста с опытом работы, но не среднестатистического обучающегося в системе высшего профессионального образования или новоиспеченного выпускника вуза. Чтобы быть способным, нужно для начала получить знания, умения, навыки, на следующем этапе закрепить их опытом, и лишь только после всего этого у работника появляется возможность демонстрировать личную компетентность.
И если в законодательстве в отношении рассматриваемых понятий установилась сдержанная определенность, то непосредственно в научном пространстве наблюдается субъект-но-предикатное многообразие.
При контекстном поиске в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU по слову «компетенция» поисковик находит более миллиона соответствий: коммуникативная компетенция, стратегическая компетенция, цифровая, языковая, интегрированная, информационно-математическая, корпоративная, лингвострано-ведческая, предпринимательская, профессиональная, этнокультурная, интерпретационная, учебно-методическая, социокультурная, информационная, дискурсивная, переводческая, лексическая, жанровая, метаязыковая, речевая, языковая, управленческая, нарративная и многие другие [12].
Вопрос: насколько оправданна подобная пестрота предикатов при нечетко установленном субъекте? А. Эйнштейн говорил: «В целом наука — не более чем изощрение повседневной мысли» [13, с. 9]. Представляется, что подобный научный подход (изощрение, вариантность, изворотливость, комбинирование признаков симулякров) весьма важен в социально-экономической сфере — практике заключения хозяйственных договоров, судебных прениях и т. п., и этому нужно учить со студенческой скамьи с ориентацией на текущее меняющееся законодательство и еще более непостоянную ситуацию на рынках и в целом в мезо- и геоэкономическом пространстве.
Если обратиться к естественно-технической сфере, то искушение и творчество в профессиональных мыслях и действиях вполне нормально на высшем уровне квалификации в профессии на конкретном рабочем месте, но в любом случае — без игнорирования физических смыслов естественно-технических про-
цессов. По мнению М. Хайдеггера, существо науки заключается в том, что «наука есть теория действительного» [14, с. 239]. Социально-экономическое действительное предоставляет человеку широкую вольницу в осмыслениях и практических действиях и большую софистику — в обосновании чего-либо, особенно при законодательном макропринципе: разрешено все, что не запрещено. В естественно-техническом действительном человек сдерживается законами физики, химии, биологии. Труд в авиации (а также, к слову, в медицине, электроэнергетике), при широких специфических знаниях специалистов, на конкретном рабочем месте представляет собой, как правило, еще более узкую специфическую практическую деятельность, в которой вольница и софистика критически, жизненно недопустимы.
Предшествующий и современный педагогический опыт подготовки летного состава в России (СССР) признается весьма успешным. Специфика авиации трансформировала традиционное понимание и конкретное наполнение педагогическими действиями образовательной триады «знания — умения — навыки» (знать, уметь, владеть). В формировании навыков и умений, а также в динамике нейродинамиче-ских механизмов П. А. Корчемный выделяет следующие этапы: «начальные умения, простые навыки, сложные навыки, сложные умения, мастерство» [15, с. 96-97]. Подобное описание взаимного перерастания и усложнения навыков и умений также представлено в пособии летчику-инструктору [16, с. 142-143]. П. А. Корчемный отмечает, что «все названные виды навыков и умений тесно связаны между собой. В деятельности летного состава они проявляются в единстве. Например: у штурмана на первый план выступают сенсорные и умственные навыки... у курсантов [летчиков — Ю. В.] на взлете самолета — двигательные и сенсорные, а при полете с автопилотом — сенсорные» [15, с. 98].
В любой естественно-технической отрасли, и тем более в авиации, критерием необходимой и достаточной квалификации специалиста на конкретном рабочем месте является выполнение работ без грубых ошибок и недостатков в течение всего периода и объема работ (всего периода летной работы). Молодого человека в вузе учили и дали основы для труда в авиации без грубых ошибок. И если сложилась педагогическая практика минимизации скрытых условий аварийности, то стоит ли что-либо принципиально менять в системе вузовской профессиональной подготовки? Согласно
документу ИКАО РУБП, «скрытые условия — это условия, которые существовали в авиационной системе задолго до наступления аварийных случаев. Такие условия обычно создают
люди, которые весьма далеки во времени и пространстве от самого события» [1, п. 2.3.3].
Концепция причинности происшествий в видении ИКАО представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Концепция причинности происшествий [1, с. 2-4]
В концепции причинности происшествий ИКАО концепция формирования компетенций «движется» по пути скрытых условий от блока «Управленческие решения и организационные процессы» и в достаточной степени определяет следующий блок — «Условия работы» — и, соответственно, дальнейшие блоки. «Скрытые условия в авиационной системе включают обстоятельства, создаваемые отсутствием культуры обеспечения безопасности; кроме того, их причиной могут также стать плохое оборудование или процедуры; конфликтные организационные цели; недостатки в организационных системах и неправильные решения руководства» [1, п. 2.3.3].
Концепция формирования компетенций как научная педагогическая концепция не соответствует принципу достаточной верификации. Современное состояние образования и методов научного анализа вряд ли позволит кому-либо количественно и качественно оценить результаты широкого применения данной концепции в образовании. Концепция формирования компетенций подобна «чайнику Бертрана Рассела».
Качественное влияние по внешним аспектам нам представляется негативным, так как
масса руководителей и преподавателей профессионального образования вынуждены тратить умственные силы и рабочее время на написание бумаг, в которых концепция формирования компетенций «вдавливается» в сложившуюся систему документирования планирования и выполнения образовательного процесса, а не наоборот и по-другому, когда система документирования планирования и выполнения образовательного процесса должна логично уложиться (вписаться) в концепцию формирования компетенций.
Установить количественное влияние концепции формирования компетенций на составляющие блоков концепции причинности происшествий ИКАО практически невозможно; сама попытка сделать это будет выглядеть скорее абсурдной, чем научно возможной и оправданной.
Концепция формирования компетенций при подготовке специалистов для естественно-технической сферы противоречит принципу соответствия в науке — имплицирования с другими проверенными положениями педагогической науки (см. выше обращение к систематизациям П. А. Корчемного).
Вызывает здравую настороженность то, что концепция формирования компетенций
предусматривает быстрое (только за время учебы и без опыта работы по специальности) получение обучаемым практического демонстрируемого результата: в естественно-технической сфере так не бывает — специалисты в авиации (а также, к слову, в медицине, электроэнергетике) — это не продавцы-консультанты в магазине бытовой техники и не волонтеры от какой-либо общественной организации на массовом гулянии. Продавцы и волонтеры бойко и заинтересованно, задорно и жизнеутверждающе демонстрируют компетентность в неких малообъемных знаниях — и не более того.
Освоение авиационными специалистами предмета труда в авиации показывает большой отсев молодых специалистов и неспособность многих к достижению высших квалификаций. Предмет труда в авиации предопределяет формы организации труда и, соответственно, специфику подготовки и обучения труду. Люди в авиации не могут опуститься до уровня молодого губернского высокопоставленного чиновника, который как-то посетил один из южноуральских закрытых ядерных городов и заявил: а что, мол, у вас тут все по-советски? Чиновник составил себе личное состояние на умении договариваться с разными экономическими контрагентами в 1990-е годы и в дальнейшем в торговле и строительстве. Он успешный функционер в социально-экономической сфере частно-государственного капитализма, но естественно-технические процессы ему неподвластны, и, судя по его высказыванию, он этого не понимает.
Спецификация концепции формирования компетенций, т. е. установление сфер и направлений профессиональной подготовки, в которых концепция целесообразна (опять же по каким критериям?), как представляется, вызовет сопротивление тех людей, которые составили себе научное имя и общественное положение на пропаганде данной концепции. «Господствующие идеи, какими бы ошибочными они ни были, при простом и неустанном повторении
приобретают в конце концов характер установленных истин, которые нельзя поставить под сомнение, не подвергаясь остракизму со стороны „истеблишмента"» [17, с. 15]. Никто никому не собирается давать премию Лысенко (антипремия за дезинформацию в науке с использованием идеологических методов), но снижение любого социального статуса, как правило, все люди воспринимают болезненно и активно сопротивляются.
Вспомним мнение М. П. Кирпичникова, высказанное в 2006 г. в отношении реализации в российском образовании Болонского соглашения: «У нас есть в России такая тенденция — мы никак не научимся ходить по середине, мы валимся либо вправо, либо влево. Поэтому если где-то чего-то написано и хорошо или плохо где-то чего-то переведено, то сразу возводится в ранг закона. На самом деле, это еще раз я подчеркиваю, это — декларация [Болонское соглашение — Ю. В.], даже когда мы говорим о процессе образования» [18].
И в завершение. Применительно к подготовке авиационных специалистов проведенный анализ законодательства, теории и практики применения концепции формирования компетенций показывает недостаточность оснований безоговорочного применения указанной концепции. Представляется целесообразным ускорить процесс подготовки полного перечня профессиональных стандартов авиационных специалистов, восстановить обязательность применения профессиональных стандартов при разработке ФГОС ВО в установленном порядке и образовательных программ вузов на основе ФГОС ВО. Приближение ФГОС ВО к профессиональным стандартам достижимо путем прописывания во ФГОС осваиваемых обучающимися целевых трудовых функций, получаемых необходимых знаний, приобретаемых умений и навыков выполнения трудовых действий и в итоге — достигаемой выпускниками квалификации, дифференцированной по нескольким уровням.
Библиографический список
1. Doc 9859-AN/474. Руководство по управлению безопасностью полетов (РУБП). — 3-е изд. — ИКАО, 2013. — ISBN 978-92-9249-334-9 // Акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» (АО «ГСС») : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.scac.ru/ru/wp-content/ uploads/2016/DOC_9859_3.pdf (дата обращения: 25.06.2021).
2. Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования («Болонская декларация») (Болонья, 19 июня 1999 г.) // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: https://base.garant.ru/2564382/ (дата обращения: 18.06.2021).
3. Основные положения концепции государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях : [одобр. Президентом РФ В. В. Путиным 18.10.2002] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/901857022 (дата обращения: 21.06.2021).
4. Об отдельных вопросах реализации государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности : [решение коллегии Минобрнауки России от 16.12.2004 № ПК-8] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/document/901929937 (дата обращения: 24.06.2021).
5. О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации : [приказ Минобрнауки России от 15.02.2005 № 40] // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: http://base.garant.ru/6153160/ (дата обращения: 22.06.2021).
6. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон № 273-Ф3 [принят Государственной думой 21.12.2012 : одобрен Советом Федерации 26.12.2012] // КонсультантПлюс : правовая база : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 22.04.2021).
7. Об утверждении Макета профессионального стандарта : [приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147 (с изм. на 29.09.2014)] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/document/499018306 (дата обращения: 19.05.2021).
8. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов : Постановл. Правительства РФ от 22 января 2013 года № 23 (с изм. на 25.08.2021) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/902393797 (дата обращения: 19.05.2021).
9. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 : Постановл. Правительства РФ от 13.05.2016 № 406 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/420354520 (дата обращения: 19.05.2021).
10. Толковый словарь // Гарант Эксперт. Версия от 04.09.2008. — 1 CD-ROM «ГАРАНТаэ-ро». — Систем. требования: Intel Pentium 1,6 GHz и более ; 256 Мб (RAM) ; Microsoft Windows XP и выше ; Firefox (3.0 и выше) или IE (7 и выше) или Opera (10.00 и выше), Adobe Reader.
11. ГОСТ Р ИСО 14050-2009. Менеджмент окружающей среды. Словарь. ОКС 13.020 : национальный стандарт Российской Федерации : утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1273-ст // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. — 2021. — URL: https://docs.cntd.ru/document/1200081854 (дата обращения: 25.06.2021).
12. eLIBRARY.RU : Научная электронная библиотека : [сайт]. — URL: https://www.elibrary. ru (дата обращения: 20.04.2021).
13. Могилевский, Б. М. Природа глазами физика / Б. М. Могилевский. — Москва : Фонд «За экономическую грамотность», 1997. — 304 с. — ISBN 5-880002-014-2.
14. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер ; пер. с нем. В. В. Бибихина. — Москва : Республика, 1993. — 447 с. — ISBN 5-250-01496-8.
15. Корчемный, П. А. Психология летного обучения / П. А. Корчемный. — Москва : Воениздат, 1988. — 136 с.
16. Пособие летчику-инструктору по психологии, педагогике и методике летного обучения. В 3 ч. Ч. I : Психология. — Москва : Воениздат, 1973. — 192 с.
17. Алле, М. Современная экономическая наука и факты / М. Алле // THESIS. — 1994. — Вып. 4. — С. 11-19.
18. Вопросы обеспечения единой государственной политики в области осуществления контроля и координации деятельности по аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации : интернет-конференция председателя Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации М. П. Кирпичникова (23 марта 2006 г.) // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: http://www.garant. ru/interview/10111/ (дата обращения: 28.05.2021).
For citation: Yuzhakov, V. A. Flight safety: ICAO's vision and a competence approach in higher education / V A. Yuzha-kov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 4 (32). — P. 90-100.
flight safety: icao's2 vision and a competence approach in higher education
V. A. Yuzhakov
The article examines the influence of the concept of formation of competencies, officially adopted and implemented in the system of higher professional education at present, on the qualifications of aviation specialists in terms of ensuring flight safety in accordance with ICAO requirements. The key idea of the article is the competence-based approach in education is more adequate for training specialists for the socio-economic sphere, but not for the natural-technical sphere. The specificity of aviation has transformed the traditional understanding and concrete filling of the educational triad "knowledge — abilities — skills" with pedagogical actions. There is a pedagogical practice of minimizing the latent conditions of accidents in aviation. In connection with which it is advisable not to change anything fundamentally in the system of higher educational training of aviation specialists. It is proposed to speed up the process of developing a complete list of professional standards for aviation specialists.
Key words: competence formation concept, aviation specialists, ICAO, flight safety.
References
1. Doc 9859-AN/474. Rukovodstvo po upravleniju bezopasnost'ju poletov (RUBP), 3-e izd., IKAO, 2013, ISBN 978-92-9249-334-9. Akcionernoe obshhestvo «Grazhdanskie samolety Suhogo» (AO «GSS»), 2021, available at: http://www.scac.ru/ru/wp-content/uploads/2016/DOC_9859_3.pdf (accessed: 25.06.2021). (In Russian)
2. Zona Evropejskogo vysshego obrazovanija. Sovmestnoe zajavlenie evropejskih ministrov ob-razovanija («Bolonskaja deklaracija») (Bolon'ja, 19 ijunja 1999 g.). Garant, 2021, available at: https:// base.garant.ru/2564382/ (accessed: 18.06.2021). (In Russian)
3. Osnovnye polozhenija koncepcii gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v oblasti podgotovki nacional'nyh kadrov dlja zarubezhnyh stran v rossijskih obrazovatel'nyh uchrezhdeni-jah : [odobr. Prezidentom RF V. V. Putinym 18.10.2002]. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/901857022 (data ob-rashhenija: 21.06.2021). (In Russian)
4. Ob otdel'nyh voprosah realizacii gosudarstvennoj politiki v sfere nauki, innovacij
1 intellektual'noj sobstvennosti : [reshenie kollegii Minobrnauki Rossii ot 16.12.2004 № PK-8]. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/ document/901929937 (accessed: 24.06.2021). (In Russian)
5. O realizacii polozhenij Bolonskoj deklaracii v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija Rossijskoj Federacii : [prikaz Minobrnauki Rossii ot 15.02.2005 № 40]. Garant, 2021, available at: http://base.garant.ru/6153160/ (accessed: 22.06.2021). (In Russian)
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : Feder. zakon № 273-FZ [prinjat Gosudarstvennoj dumoj 21.12.2012 : odobren Sovetom Federacii 26.12.2012]. Konsul'tantPljus, 2021, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 22.04.2021). (In Russian)
7. Ob utverzhdenii Maketa professional'nogo standarta : [prikaz Mintruda Rossii ot 12.04.2013 № 147 (s izm. na 29.09.2014)]. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/499018306 (accessed: 19.05.2021). (In Russian)
8. O Pravilah razrabotki i utverzhdenija professional'nyh standartov: Postanovl. Pravitel'stva RF ot 22 janvarja 2013 goda № 23 ( izm. na 25.08.2021). Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/902393797 (accessed: 19.05.2021) (In Russian)
9. O vnesenii izmenenij v postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 22.01.2013 № 23 : Postanovl. Pravitel'stva RF ot 13.05.2016 № 406. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/420354520 (accessed: 19.05.2021). (In Russian)
10. Tolkovyj slovar'. Garant Jekspert. Versija ot 04.09.2008. — 1 CD-ROM «GARANTajero». — Sistem. trebovanija: IntelPentium 1,6 GHz i bolee ; 256 Mb (RAM) ; MicrosoftWindows XP i vyshe ; Firefox (3.0 i vyshe) ili IE (7 i vyshe) ili Opera (10.00 i vyshe), AdobeReader. (In Russian)
11. GOST R ISO 14050-2009. Menedzhment okruzhajushhej sredy. Slovar'. OKS 13.020 : nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii : utverzhden i vveden v dejstvie prikazom Rostehregulirovanija
2 ICAO — International Civil Aviation Organization.
ot 15.12.2009 № 1273-st. Jelektronnyj fond pravovyh i normativno-tehnicheskih dokumentov, 2021, available at: https://docs.cntd.ru/document/1200081854 (accessed: 25.06.2021). (In Russian)
12. eLIBRARY.RU: nauchnaja jelektronnaja biblioteka, available at: https://www.elibrary.ru (accessed: 20.04.2021). (In Russian)
13. Mogilevsky B. M. Priroda glazami fizika [Nature through the eyes of a physicist]. Moscow, Foundation for Economic Literacy, 1997, 304 p., ISBN 5-880002-014-2. (In Russian)
14. Heidegger M. Vremja i bytie: Stat'i i vystuplenija [Time and Being: Articles and Speeches]. Moscow, Republic, 1993, 447 p. ISBN 5-250-01496-8. (In Russian)
15. Korchemny P. A. Psihologija letnogo obuchenija [Psychology of flight training]. Moscow, Military Publishing, 1988, 136 p. (In Russian)
16. Posobie letchiku-instruktoru po psihologii, pedagogike i metodike letnogo obuchenija. V 3 ch. Ch. I: Psihologija [Manual for the pilot-instructor in psychology, pedagogy and methods of flight training. At 3 p. Part I: Psychology]. Moscow, Military Publishing, 1973, 192 p. (In Russian)
17. Allé, M. Sovremennaja jekonomicheskaja nauka i fakty [Modern economic science and facts]. [THESIS], 1994, Issue 4, pp. 11-19. (In Russian)
18. Voprosy obespechenija edinoj gosudarstvennoj politiki v oblasti osushhestvlenija kontrolja i koordinacii dejatel'nosti po attestacii nauchnyh i nauchno-pedagogicheskih kadrov vysshej kvalifi-kacii: internet-konferencija predsedatelja Vysshej attestacionnoj komissii Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii M. P. Kirpichnikova (23 marta 2006 g.). Garant, 2021, available at: http:// www.garant.ru/interview/10111/ (accessed: 28.05.2021). (In Russian)
Южаков Владимир Алексеевич, доцент кафедры государственных и социально-экономических дисциплин ФГКВОУ ВО «Военный учебно-научный центр ВВС „Военно-воздушная академия им. профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина"» (филиал, г. Челябинск), кандидат экономических наук, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Yuzhakov Vladimir Alekseevich, Senior Lecturer, Federal State Educational Institution of Higher Education "Military Educational and Scientific Center of ir Force" Air Force Academy named after professor N. Ye. Zhu-kovsky and Yu. A. Gagarin (branch, Chelyabinsk), Candidate of Economic Sciences, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]