УДК 378 ББК 74.57
ПРЕДПОСЫЛКИ ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ АВИАЦИОННОМ ОБРАЗОВАНИИ
| Е.В. Беляева
Аннотация. Наиболее важные направления развития образования обусловлены целями и задачами Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг., при этом значимыми для настоящего исследования являются направления, связанные с применением информационных технологий в образовании и, в частности, в авиационных вузах. В статье раскрывается актуальность внедрения информационных технологий в авиационных вузах, а также анализируется концепция обучения информатике и информационным технологиям в институтах гражданской авиации в контексте взаимосвязи профессионально-ориентированного и электронного обучения с использованием новых педагогических технологий и инновационных методов обучения. В условиях компетентностного подхода профессиональная подготовка студентов авиационных специальностей при обучении информатике ориентирована на принципы сотрудничества, межсетевого взаимодействия, динамичности, системности и профессионально-ориентированной подготовки. Выделены основные проблемы современного состояния обучения информатике студентов авиационного института.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, авиационные специалисты, система управления курсами.
191
PREREQUISITES OF INTRODUCTION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN HIGHER AVIATION EDUCATION
I E.V. Belyaeva
Abstract. The most important directions of development of education is determined by the goals and objectives of the Federal target program of education development for 2016-2020, while relevant to this study are the direction associated with the implementation of information technologies in education and, in particular, in the aviation universities. The article reveals the relevance of implementing information technologies in aviation institutions of higher education. It also analyzes the concept of teaching Informatics and informa-
tion technologies in civil aviation institutes in the context of interrelations of professionally-oriented and e-learning using new educational technologies and innovative teaching methods. Within the competence-based approach in professional training of students of aviation specialties in teaching computer science is focused on the principles of cooperation, interconnection, dynamic, systematic and professionally oriented training. The main problems of the modern state of teaching computer science to the students are presented.
Keywords: competence-based approach, information technology, aviation specialists, course management system.
192
Одной из важнейших задач современного российского образования является повышение качества образования.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016—2020 гг. [1] определены цели и задачи программы, среди которых в контексте рассматриваемой проблемы можно выделить наиболее важные направления:
• обеспечение высококачественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного российского общества и экономики;
• создание и распространение технологических инноваций в высшем образовании;
• построение системы образования, позволяющей выстраивать гибкие траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по запросу организаций.
При этом среди ожидаемых конечных результатов реализации программы выделим наиболее значимые для настоящего исследования в области применения информационных технологий в образовании:
• внедрение образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных об-
разовательных технологий в различных социокультурных условиях;
• обеспечение функционирования системы мониторинга оценки образовательных результатов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
• мониторинг системы образования и использования его результатов в практике;
• модернизация инструментария статистического наблюдения в сфере образования.
Основные направления развития высшей школы России, связанные с процессом информатизации образования, регламентированы в следующих нормативно-правовых документах: Федеральный закон (далее - ФЗ) РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; ФЗ РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государ -ственных органов и органов местного самоуправления»; ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования" на 2013-2020
годы»; Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Информационное общество (20112020 годы)"»; Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» и др.
При этом целью информатизации высшей школы является всеобщая рационализация интеллектуальной деятельности за счет применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, повышение эффективности и качества подготовки специалистов, соответствующих требованиям современного информационного общества.
Информатизация образования рассматривается как необходимое условие российского образования и как процесс подготовки личности к будущей профессиональной деятельности в условиях современного информационного общества.
Исследования методики использования информационных технологий в образовании отражены в работах отечественных педагогов и ученых (В.Л. Андреев, В.П. Беспалько, Ю.С. Брановский, Е.И. Булин-Соко-лова, Я.А. Ваграменко, Б.С. Гершун-ский, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, А.П. Ершов, С.А. Жданов, О.Ю. Заславская, И.Г. Захарова, С.Д. Каракозов, В.Г. Кинелёв, Г.А. Кручинина, А.А. Кузнецов, К.К. Колин, И.Л. Лер-нер, Б.И. Машбиц, В.М. Монахов, П.И. Образцов, Ю.А. Первин, Е.С. По-лат, И.В. Роберт, Н.И. Рыжова, Г.К. Се-левко, А.Л. Семенов, В.А. Трайнёва, А.Ю. Уваров и др). Ими предложены конкретные пути использования информационных технологий
в качестве дидактического средства обучения, создание компьютерных учебных курсов и программных педагогических средств, оценка их качества и т.п.
Существует множество работ, в которых исследуется использование информационных технологий в процессе подготовки студентов технических специальностей (К.Т. Алдияров, О.В. Виштак, Е.И. Гужвенко, Р.Р. Иб-раев, Т.Ю. Китаевская и др.), студентов военных вузов (Н.В. Андрафа-но-ва, О.Л. Баранчеев, И.Н. Караваев, К.А. Климов, О.А. Козлов, Ю.В. Ко-ленко, А.В. Кутузов, М.В. Ларионов, Я.Д. Лейзерович, А.В. Тугая, А.О. Шангутов и др.), будущих военных и гражданских авиаторов (О.В. Вдовиченко, А.В. Курбатова, Е.Ю. Панцева, Ю.Н. Трофимов и др.).
Из вышесказанного можно сделать вывод, что современные ученые и педагоги активно занимаются исследованием методики преподавания дисциплин различных областей профессиональной деятельности (педагогическое образование, медицинское, военное, авиация и др.).
Сегодня информационные технологии используют практически во всех сферах деятельности - авиации, математике, физике, аэродинамике, химии, медицине, экономике, экологии и пр. Однако подготовка личности к любой профессиональной деятельности начинается с получения профессионального образования. Именно в образовании закладывается система знаний и умений, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности, формируются общекультурные и общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Именно в образовании
193
194
обучающийся овладевает навыками работы с информацией, получаемой из различных источников, навыками работы с программными средствами общего назначения при решении профессиональных задач.
Анализ организации обучения студентов авиационных специальностей с использованием информационных технологий позволил выделить методические цели обучения студентов авиационных специальностей с позиции дидактических принципов применения информационных технологий:
• индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
• повышение внутренней мотивации обучения и интереса к будущей профессии;
• автоматизация процессов контроля с обратной связью, коррекции и самокоррекции, диагностики и оценки результатов учебной деятельности;
• возможность изучать, повторять, закреплять, проверять свои знания, в том числе самостоятельно;
• высвобождение учебного времени на осмысление полученных результатов, за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных операций;
• моделирование и имитация изучаемых или исследуемых объектов, процессов, явлений, которые сложно или невозможно визуально наблюдать, ввиду сложного или дорогостоящего оборудования;
• повышение эффективности обучения, развитие личности обучаемого, активизация познавательной деятельности, развитие мышления;
• организация профессионально-ориентированного обучения, фор-
мирование профессионально важных качеств будущего специалиста;
• выполнение экспериментально-исследовательской работы с помощью конструкторов и математических приложений;
• дистанционное обучение, с использованием сети Интернет;
• самопознание, познание окружающего мира, формирование информационной культуры.
Согласно Федеральным государ -ственным образовательным стандартам авиационных направлений, авиационный специалист должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью и следующими видами профессиональной деятельности: использование информационных технологий при проектировании и разработке новых видов работ и услуг; сбор и анализ информационных исходных данных для проектирования; расчет и проектирование в соответствии с техническим заданием с использованием стандартных средств автоматизации проектирования; разработка параметров технологических процессов по стандартным методикам, в том числе с использованием информационных технологий и др.
Таким образом, одним из направлений профессиональной деятельности авиационных специалистов является изучение, обобщение и систематизация технических данных, проведение необходимых расчетов и проектирование с использованием современных информационных технологий.
Эффективность и результативность формирования вышеперечисленных способностей зависит от построения процесса обучения, от
методологических подходов к его организации.
В современной педагогической информатике большое внимание уделяют проектированию методической системы обучения информатике студентов педагогических, технических, военных вузов. Однако недостаточно раскрыта концепция обучения информатике и информационным технологиям в институтах гражданской авиации в контексте взаимосвязи профессионально-ориентированного и электронного обучения с использованием новых педагогических технологий и инновационных методов обучения.
Опираясь на современные стандарты, отметим, что перед вузами стоит задача организации обучения на компетентностной основе при сохранении принципа фундаментальности образования.
В условиях компетентностного подхода профессиональная подготовка студентов авиационных специальностей при обучении информатике ориентирована на принципы сотрудничества, межсетевого взаимодействия, динамичности, системности и профессионально-ориентированной подготовки. Рассмотрим особенности реализации компетентностного подхода студентов авиационных специальностей, основанного на вышеперечисленных принципах.
Успешность реализации принципа сотрудничества зависит от совместного согласования деятельности преподавателя и студента. Большую роль играет взаимодействие их личностей, в том числе в совместной творческой деятельности. Целью сотрудничества является возрастание эффективности взаимодей-
ствия преподавателей и студентов в образовательном процессе, то есть ценностное отношение к сотрудничеству, развитие способности к рефлексии и самоанализу, применение инновационных технологий решения учебных задач.
Принцип межсетевого взаимодействия реализуется путем внедрения в обучении системы управления курсами Moodle. Электронный курс по ину форматике составлен таким образом, что задания могут быть выполнены студентами как в процессе аудитор -ной, так и в часы самостоятельной работы. При этом преподавателю видны все виды деятельности студентов. Система Moodle предоставляет возможность обратной связи, при которой студент может по интересующему его вопросу получать on-line или off-line консультации. Электронное пособие по информатике включает методические указания по изучению курса, перечень приобретаемых компетенций, теоретический материал, практические и лабораторные работы и тесты. В системе имеется возможность оперативного изменения и обновления информации в условиях модернизации и в силу быстротечных изменений направления информатики. Оптимизация и автоматизация процесса передачи знаний осуществляется за счет обеспечения наиболее частого контроля знаний, что способствует повышению усвоения учебного материала.
Принцип динамичности обеспечивает свободное дополнение содержания курса новым материалом. Содержание каждого элемента может легко изменяться и дополняться. Имеется возможность конструирования новых модулей, измене-
195
196
ния элементов различных модулей. Проявляя инициативу, используя имеющиеся знания в новой ситуации, находчивость и креативность, обучаемый более успешно приобретает новые знания. Данный принцип реализуется, в том числе, и при использовании системы МооШе.
Принцип системности является основой построения курса «Информатика» и способствует раскрытию содержания изучаемого материала, повышению его значимости, профессионально-практической направленности и развитию у учащихся способности к системному анализу. В системном подходе объект должен обладать такими свойствами, как целостность (возможность изучения объекта и как части окружающего мира и как единого целого), иерархичность (соподчи-ненность компонентов системы), множественность (существование множественных описаний системы), структурность (определяющей способ организации компонентов системы).
Профессионально-ориентированная подготовка в процессе изучения курса информатики осуществляется в результате выполнения профессионально-направленных заданий. Например, при изучении темы «Средства электронных презентаций», задание предполагает создание презентации по определенному виду воздушного судна (в зависимости от варианта), исторической справки, подбор оборудования, летных данных, размеров, двигателей, схемы подключения TCAS, создание чертежа кабины пиы лотов, размещение посадочных мест и имитацию полета воздушного судна.
Тем не менее, основными проблемами обучения информатике
студентов авиационного института в современном высшем образовании являются:
• недостаточное количество часов в образовательном стандарте специальных дисциплин информационного цикла, обеспечивающих формирование готовности выпускников авиационного института к деятельности в условиях современного подхода к информатике;
• недостаточная информационно-методическая обеспеченность процесса обучения к использованию информационных технологий;
• недостаточная разработанность вопросов организации самостоятельной работы студентов в процессе овладения навыками решения профессиональных задач средствами информационных технологий;
• использование традиционных методов подготовки, не учитывающих образовательные потребности личности обучающегося и низкий уровень мотивационного, когнитивного и операционального компонентов готовности, то есть не обеспечивающих процессы формирования системного видения будущей профессиональной деятельности;
• консерватизм преподавателей специальных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин и их неготовность к использованию на занятиях информационных технологий в качестве средства обучения и контроля.
Динамика развития информационного общества показывает, что традиционных методов обучения недостаточно для эффективной реализации программы развития образования. Этот факт указывает на необходимость внедрения инноваци-
онных методов обучения в высшем авиационном образовании, в частности, переход образовательного процесса на современные технологии обучения с использованием новейших информационных технологий, ориентированных на индивидуализацию, использование методов активного обучения, дистанционность и вариантивность образовательного процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г № 497 [Электронный ресурс] / URL: http://ivo.garantru/#/document/ 7104 4750/paragraph/1:23 (дата обращения 04.02.2014).
2. Асланов, Р.М. Роль информационных технологий в повышении качества профессионального образования [Текст] / Р.М. Асланов, Е.В. Беляева // Наука и школа. -2015. - № 3. - С.89-93.
3. Беляева, Е.В. Общая концепция преподавания информатики в институте гражданской авиации [Текст] / Е.В. Беляева // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1. - № 2. - С. 181-188.
4. Каракозов, С.Д. Развитие содержания обучения в области информационно-образовательных систем: подготовка учителя информатики в контексте информатизации образования [Текст] / С.Д. Каракозов; под ред. Н.И. Рыжовой. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. - 300 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессио-
нального образования по направлению подготовки (специальности) 162700 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов (квалификация (степень) «бакалавр»)» // Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] / URL: http://www.edu.ru/db-mon/ mo/Data/d_n/pim72-1.pdf (дата обращения 21.03.2015).
REFERENCES
1. Aslanov R.M., Beljaeva E.V., Rol informa-cionnyh tehnologij v povyshenii kachestva professionalnogo obrazovanija, Nauka i shkola, 2015, No. 3, pp. 89-93. (in Russian)
2. Beljaeva E.V., Obshhaja koncepcija prepo-davanija informatiki v institute grazhdanskoj aviacii, Prepodavatel XXI vek, 2015, Vol. 1, No. 2, pp. 181-188. (in Russian)
3. Federalnaja celevaja programma razvitija obrazovanija na 2016-2020 gody: Post-anovlenie Pravitelstva RF ot 23 maja 2015 g. No. 497, available at: http://ivo.garant. ru/#/document/ 71044750/paragraph/1:23 (accessed: 04.02.2014). (in Russian)
4. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart vysshego professionalnogo obrazovanija po napravleniju podgotovki (spe-cialnosti) 162700 "Jekspluatacija ajero-portov i obespechenie poletov vozdushnyh sudov (kvalifikacija (stepen) "bakalavr")", Ministerstvo obrazovanija i nauki RF, avail- 197 able at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/ Data/d_11/prm72-1.pdf (accessed: 21.03. 2015). (in Russian)
5. Karakozov S.D., Razvitie soderzhanija obu-chenija v oblasti informacionno-obrazo-vatelnyh sistem: podgotovka uchitelja infor-matiki v kontekste informatizacii obra-zovanija, ed. N.I. Ryzhovoj, Barnaul, 2005, 300 p. (in Russian)
Беляева Елена Вадимовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева, bel_ul@mail.ru,
Belyaeva E.V., PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Informatics, B.V. Bugaev Ulyanovsk Civil Aviation Institute, bel_ul@mail.ru