Педагогика
УДК 378.2:37.02
старший лаборант кафедры методик начального и дошкольного образования Стрелец Надежда Константиновна
Евпаторийский институт социальных наук (филиал)
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Евпатория)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению взаимосвязи педагогического имиджа учителя начальных классов и профессиональной компетентности. Представлен анализ понятия «педагогический имидж учителя начальных классов», описаны особенности формирования и составляющие имиджа педагога. Рассмотрена сущность понятия «профессиональная компетентность», основные элементы и особенности профессиональной компетентности учителя начальных классов. В рамках цели статьи обосновано значение педагогический имидж как составляющей профессиональной компетентности, проанализирована технология формирования педагогического имиджа, основанная на Я-концепции.
Ключевые слова: имидж, компетентность, педагогический имидж, профессиональная компетентность, учитель начальных классов, Я-концепция, Я-образ.
Annotation. This article is devoted to considering the relationship of the pedagogical image of a primary school teacher and professional competence. The analysis of the concept «pedagogical image of a primary school teacher» is presented, the features of formation and the components of the image of a teacher are described. The essence of the concept of «professional competence», the basic elements and features of the professional competence of primary school teachers are examined. In the framework of the goal of the article, the value of the pedagogical image as a component of professional competence is substantiated, the technology of the formation of the pedagogical image based on the self-concept is analyzed.
Keywords: image, competence, pedagogical image, professional competence, primary school teacher, I-concept, I-image.
Введение. Непрерывный процесс изменения и обновления системы образования в Российской Федерации одним из ведущих выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности и педагогического имиджа педагога. В связи с этим, возникает необходимость осуществления подготовки педагогов на качественно новом, инновационном уровне. В рамках данного уровня прослеживается необходимость сочетания профессиональных базовых знаний с практико-ориентированным исследовательским подходом к разрешению конкретных педагогических проблем. Также прослеживается необходимость формирования личности, которая умеет организовывать и осуществлять образовательную деятельность в условиях творчества и инновационных изменений, при этом педагог должен быть стрессоустойчив и способен к принятию конструктивных и компетентных действия для решения важных задач обучения и воспитания младших школьников.
Основы имиджа учителя описаны в трудах Е.В. Гришуниной, Е.В. Емельянова, Н.П. Ерастова,
B.И. Зацепина, Е.Б. Карпова, Ф.А. Кузина, А.К. Никитченко, Н.М. Шкурко, С.В. Яндаровской и др. Проблема педагогического имиджа учителя начальных классов как составляющей профессиональной компетентности представлена в исследованиях следующих авторов: А.Л. Аксельрод, И.Н. Андреева, М.В. Апраксина, И.Н. Бойко, Е.В. Бондаревская, Т.А. Бусыгина, О.А. Жеребненко, С.Н. Захарова, А.А. Калюжный, Т.Б. Кулакова, В.Ю. Мамаева, В.В. Мацько, Л.М. Митина, А.Ю. Панасюк, Ж.Г. Попова, Н.А. Тарасенко,
C.Я. Ромашина, В.М. Шепель, С.В. Яндарова и др. Такие исследователи как А.Г. Бермус, Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, рассматривали процесс формирования профессиональной компетентности и педагогического имиджа в структуре профессиональных требований, выдвигаемых специалисту сферы образования.
Несмотря на то, что данная проблема широко представлена в научных и исследовательских трудах, вопрос педагогического имиджа педагога требует рассмотрения и уточнения.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к рассмотрению взаимосвязи педагогического имиджа и профессиональной компетентности учителя начальных классов необходимо проанализировать такие понятия как «имидж», «педагогический имидж», «компетентность» и «профессиональная компетентность».
Под компетентностью необходимо понимать определенный уровень владения совокупностью компетенций, а также наличие готовности к применению и использованию данных компетенций в осуществляемой деятельности [7, с. 253]. Таким образом, компетентность представляет собой не только наличие знаний в рамках определенной сферы образования, но и наличие опыта, необходимого для осуществления профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность - это система, представленная в виде единства теоретической и практической готовности педагога к осуществлению профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность не только характеризует профессионализм педагога, но и является условием становления педагогического мастерства и составляющей общей педагогической культуры.
В трудах В.А. Крутецкого, профессиональная компетентность учителя начальных классов представлена в нескольких видах:
- специальная компетентность (высокий уровень профессиональной компетентности, коммуникабельность, желание развиваться и совершенствоваться, занятие саморазвитием и повышением уровня компетентности);
- социальная компетентность (наличие совместной педагогической деятельности, профессионального сотрудничества, ответственности за результаты профессиональной деятельности);
- личностная компетентность (наличие достаточно высокого уровня овладения всевозможными способами самовыражения и саморазвития; педагог выступает яркой и интересной личностью, с которой обучающиеся берут пример и к которой прислушиваются);
- методическая компетентность (учитель начальных классов знает все существующие и эффективные формы, методы и приемы обучения и воспитания младших школьников, умеет осуществлять рациональный выбор данных форм и методов в соответствии с поставленными целями и задачами, правильно применяет приемы обучения и воспитания);
- психолого-педагогическая компетентность (учитель не только владеет знаниями о психических и возрастных особенностях младших школьников, но и применяет данные качества в процессе обучения, учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося) [5, с. 136].
Таким образом, профессиональная компетентность является готовностью педагога к осуществлению образовательной деятельности. На современном этапе развития общества образование воспринимается одной из ценностей жизни человека, в связи с чем, значимость педагога стремительно возрастает, следовательно, важным является педагогический имидж учителя начальных классов.
Как отмечает М.А. Збронская, под имиджем необходимо понимать рассказ человека о себе, который сообщает окружающим о статусе, принадлежности к определенной сфере деятельности, профессии, темпераменте, характере, вкусе и взглядах [3, с. 118]. Исходя из данного определения, имидж - это умение представить личностно-деловые качества и способности, показать себя с положительной стороны, тем самым сформировать определенное представление о себе в глазах окружающих (самопрезентация).
По мнению Ж.Ж. Ордабаевой, имидж - это результат проявления определенных психологических процессов личности, служащих внешним источником формирования впечатлений окружающих об определенной личности [6, с. 161]. Таким образом, цель самопрезентации заключается в установлении, уточнении и поддержании положительного представления о себе в глазах окружающих; направлена на формирование собственной позиции и представление этой позиции окружающим. Важное значение играет создание первого впечатления.
В исследованиях Е.А. Петровой [7] представлены следующие уровни воспринимаемого имиджа:
- биологический уровень (на восприятие имиджа влияет возраст, пол, физические качества, темперамент, состояние здоровья);
- психологический уровень (на восприятие имиджа оказывают влияние качества и черты характера, приписываемые предъявителю имиджа, такие как память, воля, мышление, характер, способности, склонности и др.);
- социальный уровень (имидж непосредственно зависит от системы фактов, формирующих готовность к принятию либо непринятию определенного имиджа).
Рассмотрев сущность понятия «имидж», дадим трактовку понятию «педагогический имидж».
Педагогический имидж - это совокупность внешних и внутренних характеристик, имеющих важное значение в профессиональной деятельности учителя.
С точки зрения И.Н. Бойко, педагогический имидж представляет собой интегративное качество личности, включающее в себя взаимосвязанную систему интеллектуальных, габитарных (внешних), кинетических (движения), речевых и артистических качеств [2, с. 12].
Существует несколько подходов к определению технологии формирования педагогического имиджа учителя начальных классов. Проанализируем наиболее распространенный подход, автором которого является А.А. Калюжный [4].
Данный подход основывается на формировании педагогического имиджа посредством формирования Я-концепции, способствующей оценке самого себе, своих поступков, поведения, принятых решений. Следовательно, Я-концепция представляет собой комплекс форм поведения, систему отношений к самому себе; данные значения формируются в рамках совместной деятельности с обучающимися, коллегами, окружающими людьми. Несмотря на то, что Я-концепция выступает как динамическое психологическое и индивидуальное образование личности, на процесс ее развития и изменения оказывают влияние внутренние и внешние факторы, в особенности - окружающая среда.
Педагог формирует Я-образ в зависимости от существующей в данный момент ситуации. Следовательно, сформированность Я-концепции учителя начальных классов оказывает непосредственное влияние на эффективность осуществляемой профессиональной деятельности. Таким образом, позитивная Я-концепция способствует формированию у младших школьников чувства защищенности и психологической безопасности, а также уверенности в доброжелательном отношении со стороны учителя.
Сформированность педагогического имиджа и как результат позитивное отношение к обучающимся со стороны учителя способствует повышению самооценки младших школьников, раскрытию их творческого потенциала и формированию убеждения в собственной значимости. Данный факт говорит о том, что у младших школьников существует возможность реализовать себя в полной мере.
Для эффективной профессиональной деятельности в направлении сотрудничества учителя с младшими школьниками педагогу необходима мобилизация интеллекта, воли, моральных усилий, организаторских способностей и умелое оперирование средствами морального, интеллектуального и духовного начал обучающихся. Все это в совокупности составляет педагогический имидж учителя начальных классов.
Педагогический имидж - это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя начальных классов в сознании обучающихся, других учителей, социального окружения в целом. При этом важно помнить, что при формировании педагогического имиджа реальные качества учителя переплетаются с приписываемыми обществом.
Процесс формирования педагогического имиджа представляет собой активную, целенаправленную деятельность, которая ориентирована на информирование педагога о его положительных и сильных качествах, имеющих объективное значение для организации успешной образовательной деятельности с обучающимися.
Ответственное отношение к процессу формирования личной индивидуальности зависит от понимания педагогом учебно-воспитательного значения имиджа учителя начальных классов для обучения и развития младших школьников. Применение на практике основных принципов педагогической этики, развитие профессиональной культуры и научной организации образовательной деятельности - важные и необходимые аспекты процесса формирования педагогического имиджа учителя начальных классов.
«Успешно спроектированный педагогический имидж, - как утверждает И.Н. Андреева, - влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование» [1, с. 217].
Необходимо отметить, что успешное применение педагогического имиджа предусматривает знание и учет обуславливающих его исходных психолого-педагогических принципов. В качестве таких принципов выступают следующие:
- принцип гармонии визуального образа;
- принцип коммуникативности (формы и способы информационного взаимодействие);
- принцип саморегуляции;
- принцип ортобиоза(техника самосбережения);
- принцип речевого воздействия.
Указанные принципы являются постоянными факторами, воплощенными в формах и методах повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов, что в дальнейшем приводит к совершенствованию педагогического мастерства.
Педагогический имидж учителя начальных классов, как отмечает И.В. Федосова, проявляется в определенной обобщенной форме, содержащей такие компоненты, как индивидуальный, личностный, коммуникативный и внешнеповеденческий [8].
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что в образе конкретного учителя начальных классов присутствует взаимосвязь индивидуального, профессионального (педагогического) и возрастного имиджа.
Структура педагогического имиджа учителя начальных классов как профессионала, с позиции И.В. Федосовой, включает в себя следующие компоненты: внешний (мимика, пантомимика), процессуальный (профессионализм, выразительность) и внутренний (интересы, моральные ценности, взгляды, убеждения) [8].
Таким образом, педагогический имидж учителя начальных классов включает следующие структурные компоненты: личностные, индивидуальные качества, коммуникабельность, особенности профессиональной деятельности и специфику поведения. Необходимо помнить, что в сознании общественности существует имидж профессии учителя в целом, который включает наиболее общие характеристики человека, как носителя данной профессии. Данные характеристики закрепляются в сознании общества в качестве образа-стереотипа.
На протяжении всего времени обществом выдвигаются требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов, в частности к педагогическому имиджу, влияющие на содержание и особенности имиджа педагога.
Выводы. Педагогический имидж является важной частью профессиональной компетентности учителя начальных классов, сформированной в результате осуществления образовательной деятельности. На результат образовательной деятельности оказывает существенное влияние наличие у педагога личностных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности педагога.
Литература:
1. Андреева И.Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И.Н. Андреева // Народное образование. - 2006. - №2. - С. 216-223.
2. Бойко И.Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. -№ 10-13. - С. 11-16.
3. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа / М.А. Збронская -Москва: Синтон, 2005. - 305 с.
4. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный - Москва: Владос, 2004. - 394 с.
5. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - Москва: Гардарики, 2007. - 354 с.
6. Ордабаева Ж.Ж. Имидж современного педагога: от теории к практике / Ж.Ж. Ордабаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1 (16). -С. 160-162.
7. Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке / Е.А. Петрова // Известие Академии имиджелогии. - Москва: РИЦА ИМ. - 2005. - Т. 1. - 441 с.
8. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.В. Федосова // Психология в экономике и управлении. - 2014. - №1. - С. 117-120.
Педагогика
УДК: 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности восприятия медиапродукции и классификация уровней медиавосприятия. Раскрываются результаты опроса педагогов-дефектологов на предмет негативного влияния Интернета на младших школьников и соответствующих профилактических мер. Младшие школьники еще пока не могут моделировать свое поведение и планировать свои действия. Обучение грамотно работать с информацией учащихся - приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Указаны основные направления профилактических мер: диагностико-консультативная работа, информационно-просветительская работа.
Ключевые слова: медиавосприятие, Интернет-пространство, профилактика, младшие школьники, средства массовой информации.
Annotation. This article discusses the features of perception of media production and classification of levels of media perception. The results of a survey of teachers-defectologists on the subject of the negative impact of the Internet on younger students and appropriate preventive measures are revealed. Younger students are not yet able to model their behavior and plan their actions. Training to work competently with the information of the students is a