Научная статья на тему 'Формирование профессионального имиджа будущих педагогов'

Формирование профессионального имиджа будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / TEACHER / ИМИДЖ / IMAGE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ / PROFESSIONAL IMAGE / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРУ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / TRAINING OF TEACHERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА / FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE / VALUABLE ORIENTATIONS / VALUABLE TO A REFERENCE POINT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столбова Елена Александровна

В статье автор обращает внимание на необходимость разработки профессионального имиджа педагога, которая влияет на его профессиональное становление, а также на развитие страны в целом. В настоящее время возрастает приоритет сферы услуг и информатизации, в связи с чем, становится важным кадровое обеспечение, которое характеризуется высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью. Поэтому создание позитивного имиджа становится необходимым компонентом, как для преуспевающих организаций, так и отдельной личности. Персональный имидж на современном рынке труда с его высокой конкуренцией становится важным фактором успешной карьеры наряду с образованием и профессиональным опытом. В исследованиях автора отмечается недостаточное внимание и осознание обществом значимости профессии педагога. Также автор отмечает необходимость исследования и разработки рекомендаций для создания профессионального имиджа педагога. В нормативно-правовых документах отмечается необходимость утверждения статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Для реализации поставленных целей и задач у педагога должны быть сформированы определенные природные и приобретенные качества личности, которые отображаются на эффективности и результативности, а также влияют на его самоутверждение и дальнейшее профессиональное самосовершенствование. Одной из актуальных проблем становится разработка индивидуального имиджа как утверждения уникальности субъекта и презентации, которая обеспечивает профессиональное саморазвитие личности и идентификацию, а также определяет становление культуры деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF FUTURE TEACHERS

In article the author pays attention to need of development of professional image of the teacher which influences his professional formation and also development of the country in general. The priority of service trade and informatization increases, there is important a staffing which is characterized by high competitiveness and investment attractiveness now. For this reason creation of positive image becomes a necessary component, as for the successful organizations, and the individual. The personal image in modern labor market with its high competition becomes an important factor of successful career along with education and professional experience. In researches of the author the insufficient attention and awareness of the importance of the teacher's profession by society is noted. Also the author notes need of research and development of recommendations for creation of professional image of the teacher. In standard and legal documents need of an approval of the status of Russia for the world community as great power in education, cultures, arts, sciences, high technologies and economy is noted. For realization of goals and tasks at the teacher certain natural and acquired qualities of the personality which are displayed on efficiency and effectiveness have to be created and also influence his self-affirmation and further professional self-improvement. Development of individual image as the approvals of uniqueness of the subject and the presentation which provides professional self-development of the personality and identification becomes one of current problems and also defines formation of culture of activity of the teacher.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионального имиджа будущих педагогов»

Stolbova Elena Aleksandrovna

THE FORMATION OF PROFESSIONAL .

pedagogical sciences

УДК 377

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© 2017

Столбова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры социальной работы, педагогики и психологии

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина 69, e-mail: stolbovaea@cspu.ru)

Аннотация. В статье автор обращает внимание на необходимость разработки профессионального имиджа педагога, которая влияет на его профессиональное становление, а также на развитие страны в целом. В настоящее время возрастает приоритет сферы услуг и информатизации, в связи с чем, становится важным кадровое обеспечение, которое характеризуется высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью. Поэтому создание позитивного имиджа становится необходимым компонентом, как для преуспевающих организаций, так и отдельной личности. Персональный имидж на современном рынке труда с его высокой конкуренцией становится важным фактором успешной карьеры наряду с образованием и профессиональным опытом. В исследованиях автора отмечается недостаточное внимание и осознание обществом значимости профессии педагога. Также автор отмечает необходимость исследования и разработки рекомендаций для создания профессионального имиджа педагога. В нормативно-правовых документах отмечается необходимость утверждения статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Для реализации поставленных целей и задач у педагога должны быть сформированы определенные природные и приобретенные качества личности, которые отображаются на эффективности и результативности, а также влияют на его самоутверждение и дальнейшее профессиональное самосовершенствование. Одной из актуальных проблем становится разработка индивидуального имиджа как утверждения уникальности субъекта и презентации, которая обеспечивает профессиональное саморазвитие личности и идентификацию, а также определяет становление культуры деятельности педагога.

Ключевые слова: педагог, имидж, профессиональный имидж, профессия, ценности, ценностные ориентации, ценностные ориентиру, подготовка педагогов, профессиональное образование, формирование профессионального имиджа.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL IMAGE OF FUTURE TEACHERS

© 2017

Stolbova Elena Aleksandrovna, candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Avenue 69, e-mail: stolbovaea@cspu.ru)

Abstract. In article the author pays attention to need of development of professional image of the teacher which influences his professional formation and also development of the country in general. The priority of service trade and informatization increases, there is important a staffing which is characterized by high competitiveness and investment attractiveness now. For this reason creation of positive image becomes a necessary component, as for the successful organizations, and the individual. The personal image in modern labor market with its high competition becomes an important factor of successful career along with education and professional experience. In researches of the author the insufficient attention and awareness of the importance of the teacher's profession by society is noted. Also the author notes need of research and development of recommendations for creation of professional image of the teacher. In standard and legal documents need of an approval of the status of Russia for the world community as great power in education, cultures, arts, sciences, high technologies and economy is noted. For realization of goals and tasks at the teacher certain natural and acquired qualities of the personality which are displayed on efficiency and effectiveness have to be created and also influence his self-affirmation and further professional self-improvement. Development of individual image as the approvals of uniqueness of the subject and the presentation which provides professional self-development of the personality and identification becomes one of current problems and also defines formation of culture of activity of the teacher.

Keywords: teacher, image, professional image, profession, values, valuable orientations, valuable to a reference point, training of teachers, professional education, formation of professional image.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современной культуре позитивный корпоративный имидж и сознательно формируемый профессиональный имидж стали важным составляющими частями культуры делового общения. Позитивный имидж воспринимается как важная и необходимая часть для успешности организаций и личности. Он становится важным фактором успешной карьеры наряду с образованием и профессиональным опытом. Об образе педагога и требованиях к его личности изучают уже давно, с различных точек зрения. Тем не менее, в настоящее время возрастает приоритет сферы услуг и информатизации, в связи с чем, становится важным кадровое обеспечение, которое характеризуется инвестиционной привлекательностью и большой конкурентоспособностью, а также подтверждение статуса России в мировом сообществе как лидеров в сфере высоких технологий, искусства, образования, науки, культуры и экономики.

В нормативно-правовых документах отмечается ведущая роль педагога в достижении целей образования, а также отмечаются высокие требования к педагогическим кадрам. Для реализации поставленных целей и

задач у педагогов должны быть сформированы такие качества, как: конкурентоспособность, стремление к саморазвитию и получению новых знаний, патриотизм, высокий уровень нравственного воспитания, стремление к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий, высокий уровень коммуникативных навыков. Для достижения поставленных целей и ряда требований существует необходимость изучение и формирования педагогического имиджа российского учителя.

Современное общество остро нуждается в высококвалифицированных педагогических кадрах, способных грамотно выстраивать процесс взаимодействия с окружающими, презентовать свою личность, что, в свою очередь, будет отображаться на эффективности и результативности труда не только самого специалиста, но и на благосостоянии всего государства и каждого гражданина. Тем не менее, не каждый педагог готов к качественной разработке имиджа. Успешно спроектированный педагогический имидж влияет на самоутверждение учителя и его дальнейшее профессиональное самосовершенствование. В результате

206

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

педагогические науки

Столбова Елена Александровна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности. Данный факт свидетельствует о необходимости изучения и разработки методических рекомендаций по созданию профессионального имиджа учителя.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В научной литературе используют разнообразные определения «имиджа». Данный термин применяется в областях различной деятельности (политика, торговые марки, государства, компании, профессии, личный и т.д.). В последние годы, можно констатировать, что однозначного толкования эта дефиниция до сих пор не имеет, несмотря на то, что термин достаточно широко используется. Значительный вклад в исследовании в данном направлении отражено в работах отечественных (В. Горчакова, А.М. Егорычев, Р. Квеско, А. Панасюк, Е. Перелыгина, Г. Почепцов, Е.А. Петрова, В. Шепель и другие) и зарубежных авторов (П. Берд, К. Боулдинг, Д. Бурстин, Р. Арнхейм, Э. Сэмон, Дж. Ягер и другие). Имиджелогия активно развивается как отдельная научная область знания, благодаря чему рассматриваются различные теоретико-методологические аспекты.

В научной электронной библиотеке «еИЬгагу» размещено более 10 тыс. научных статей по исследованию имиджа [1-10 и др.], среди них за последние пять лет опубликовано более 100 по тематике «профессиональный имидж педагога» [11-13 и др.]. Данное направление также рассматривается в магистерских и кандидатских диссертациях. Тем не менее, необходимо отметить, что данное направление недостаточно изучено и является актуальной темой для исследования.

Формирование целей статьи (постановка задания). Создание системы подготовки кадров, ориентированной на текущие и стратегические потребности региона и соответствующей мировым стандартам является миссией большинства университетов. Одной из их цели - приблизить к 90% удельный вес выпускников, трудоустроившихся (в том числе по профессии) в течение календарного года, следующего за годом выпуска. Поэтому молодые специалисты должны быть хорошо подготовленные к будущей профессиональной деятельности и ориентированы на работу по специальности. Профессиональная готовность выпускника складывается из соответствующих знаний и умений, а также профессионального самоопределения, т.е. осознанная, устойчивая, вошедшая в структуру личности позитивная установка на выбранную профессию и идентификация себя как представителя этой профессии. Разработка и создание профессионального имиджа педагога будет способствовать профессиональному самоопределению студента [14].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Анализ научной литературы [1-13] по проблеме позволил обобщить результаты и сделать выводы, что имидж рассматривается через тесные понятия, такие как представление или образ. «Имидж» в русском языке раскрывается как мнение/суждение, выражающее отношение, взгляд, оценку, а «образ» - облик, вид, представление, тип, характер, отражение, порядок. Имидж - это целенаправленный, искусственно созданный образ кого- или чего-либо, включающий ценностные характеристики и оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на целевую аудиторию в каких-либо целях [15]. Он складывается в сознании большинства людей и носит характер стереотипа; влияет как на успешность человека, так и организации в обществе. Целенаправленность его формирования, создание или преобразование профессионалами является его главной характеристикой. На формирование целост-

ного представления об имидже влияет совокупность свойств, приписываемых модой, предрассудками, рекламой, традицией, пропагандой, кроме этого важным моментом является его связь с конкретной аудиторией и направленность/ воздействие на нее.

В педагогическом словаре «имидж преподавателя» определяется как «эмоционально-окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании через внешний облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности). Также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими [16]. В настоящее время всё более актуальным становится обращение к проблеме формирования имиджа, которая проникает во все социальные сферы жизнедеятельности человека. В особенности становится важным проблема формирования профессионального имиджа педагога как основы личностного и профессионального роста, от результата деятельности которого, во многом зависит формирование личности человека, гражданина своей страны [16].

В рамках исследования был проведен опрос об имидже педагога среди студентов педагогического университета. В опросе приняли участие 60 студентов по педагогическим специальностям и 30 непедагогическим. Результаты исследования показали, что среди наиболее интересных профессии студенты педагогических профилей отметили профессию «педагог» (100%), среди непедагогических - 30%. У первой группы среди ответов необходимо отметить, что в жизни студентов был педагог, который проводил интересно уроки и помогал ученикам, а к профессии учителя его окружающие относятся положительно и уважительно. У второй группы, только 10% отметили, что они встречали в жизни «идеального педагога», окружающие, как и они сами (20%) относятся к профессии нейтрально, 10% - затрудняются ответить. На вопрос «Есть ли в вашей жизни педагоги, которые вас вдохновляют» 80% опрошенных ответили положительно, 60% отметили, что таким преподавателем был их первый учитель, педагог начальных классов. Наиболее трудным для участников стал вопрос: «Каких самых известных педагогов вы знаете, слышали о них в СМИ». 30 % участников отметили - А.С. Макаренко, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.В. Выгодский; 10% - назвали телеведущих, 5% - отметили своих учителей, 55% - затрудняются с ответом. Таким образом, результаты опроса еще раз подчеркивают отсутствие имиджа учителя, уважение к данной профессии, а также отсутствует эталон идеального педагога в современных реалиях.

Создание имиджа педагога - сложный и продолжительный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования, а также от собственного представления о самом себе. Работа педагога альтруистична. Имидж педагога способствует формированию личности ученика, а значит, не является индивидуальной целью.

Секрет успеха профессионального имиджа напрямую зависит от того, насколько удается создать облик, соответствующий ожиданиям других людей. Современного учителя «вычислить» очень легко. Каждая профессия требует набора определенных способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимается человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется в нем профессиональный отпечаток. Специфика деятельности учителя - активная умственная работа, творческий подход, оперативная деятельность в решении конфликтов и взаи-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

207

Stolbova Elena Aleksandrovna pedagogical

THE FORMATION OF PROFESSIONAL ... sciences

модействии с детьми, воспитание личным примером, высокий уровень моральных качеств. Тем не менее, основная нагрузка приходится на интеллектуальную деятельность. В связи с чем, приходиться высокая нагрузка на головной мозг. Вся высшая нервная деятельность испытывает напряжение, так как постоянно подвергается воздействию большого объема аналитико-синте-тической деятельности мозга, хроническому дефициту времени и высокому уровню личной мотивации.

Для выработки профессионального имиджа педагог должен обладать определенными врожденными особенностями: голосом, слухом, обаянием и т.д. однако, значительную роль имеют приобретенные качества. А.С. Макаренко говорил, что педагогическое мастерство можно и нужно вырабатывать. Л.Н. Толстой говорил: «Наилучший учитель тот, который разъяснит все то, что остановило ученика. Уж эти разъяснения разовьют способность придумывать новые методы. Наилучший метод тот, который отвечает на все возможные затруднения, встречаемые учеником».

Призвание педагога проявляется не только в изучении определенной учебной дисциплины, но и в управлении процессом развития и формирования личности [17], используя для этих целей и преподаваемый предмет, и все многообразие форм и видов образовательного процесса, а также воспитательной работы. Всему этому будет способствовать высокий уровень профессионализма, который проявляется в его имидже.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Педагог - ключевая фигура реформирования образования [18]. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

При формировании основ профессионального имиджа педагога важно учитывать следующие компоненты: внешняя составляющая имиджа (одежда и аксессуары, физиологическая индивидуальность человека, предметного окружения), поведенческая составляющая имиджа (манеры; мимика и жестикуляция; стиль общения), кинетический имидж (осанка), культура речи педагога, личностная составляющая имиджа (ценности и мотивы, характер и воля, социальное окружение), профессиональная составляющая имиджа.

Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности педагога, становится одной из актуальных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Мацько В.В., Мамаева В.Ю. Эволюция понятия имидж. Цифровой имидж // Наука и образование: проблемы и тенденции развития. 2016. № 1 (4). С. 104-107.

2. Белобрагин В.В. Исследования имиджа отечественного шоу-бизнеса // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 34-35.

3. Луценко Е.Л., Николаева П.С., Голик А.С. Имидж региона как инструмент инвестиционной привлекательности // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 66-72.

4. Опокин В.В. Социальный имидж в структуре имиджа организации // Научная мысль. 2014. № 5. С. 115-122.

5. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 44-45.

6. Родина В.В. Имиджевый аспект государственной информационной политики // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 69-73.

7. Куликова Т.И. Развитие представлений об имид-208

же современного специалиста в ходе изучения курса по выбору «Корпоративный имидж организации» // Психология в ВУЗе. 2014. № 2. С. 48-52.

8. Анохина С.П. Имидж коллективного субъекта в объявлениях о наборе персонала в СМИ ФРГ // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-12.

9. Мухаметзянова Ф.Г., Насыбуллин А.Р. Имидж будущего бакалавра как феномен социальной перцепции в контексте представлений студентов об имидже вуза // Казанский педагогический журнал. 2015. № 3 (110). С. 143-148.

10. Ордабаева Ж.Ж. Имидж современного педагога: от теории к практике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014.№ 1 (16). С. 160-162.

11. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога в контексте личностно-профессиональной подготовки будущего специалиста сферы образования // Психология в экономике и управлении. 2014. № 1. С. 117-120.

12. Атаманская К.И. Этапы формирования профессионального имиджа социального педагога в процессе профессиональной подготовки // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № S1. С. 9-15.

13. Бойко И.Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-13. С. 11-16.

14. Димухаметов Р.С. Сопровождение профессионального самоопределения в условиях среды педагогического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №10. С. 30 - 34.

15. Шалагина Е.В. Имиджиология: создание корпоративного имиджа / Е.В. Шалагина. - ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015. 112 с.

16. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя // Гуманитарное образование в школе: теория и практика, 2004. № 5. С. 25-31

17. Мардахаев Л.В. Педагогика среды жизнедеятельности в социальном формировании человека // ЦИТИСЭ. - 2016.- №4 (8). - С. 5

18. Егорычев А.М. Социальное становление человека: развитие, воспитание и социализация на смыслах и ценностях национальной культуры // Педагогическое образование и наука. 2016. №5. С. 78-84.

19. Статья публикуется при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору на выполнение НИР от 27.04.2017 г. № 16-523 по теме «Формирование профессионального имиджа будущих педагогов».

Статья поступила в редакцию 05.10.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.