Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА'

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАВОСПРИЯТИЕ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ПРОФИЛАКТИКА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MEDIA PERCEPTION / INTERNET SPACE / PREVENTION / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / MASS MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

В данной статье рассматриваются особенности восприятия медиапродукции и классификация уровней медиавосприятия. Раскрываются результаты опроса педагогов-дефектологов на предмет негативного влияния Интернета на младших школьников и соответствующих профилактических мер. Младшие школьники еще пока не могут моделировать свое поведение и планировать свои действия. Обучение грамотно работать с информацией учащихся - приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Указаны основные направления профилактических мер: диагностико-консультативная работа, информационно-просветительская работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF THE NEGATIVE INFLUENCE OF THE INTERNET ON SCHOOLCHILDREN IN THE WORK OF THE MODERN DEFECTUAL TEACHER

This article discusses the features of perception of media production and classification of levels of media perception. The results of a survey of teachers-defectologists on the subject of the negative impact of the Internet on younger students and appropriate preventive measures are revealed. Younger students are not yet able to model their behavior and plan their actions. Training to work competently with the information of the students is a priority task of modern pedagogy and directly to each teacher. The main directions of preventive measures are specified: diagnostic and Advisory work, information and educational work.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА»

Необходимо отметить, что успешное применение педагогического имиджа предусматривает знание и учет обуславливающих его исходных психолого-педагогических принципов. В качестве таких принципов выступают следующие:

- принцип гармонии визуального образа;

- принцип коммуникативности (формы и способы информационного взаимодействие);

- принцип саморегуляции;

- принцип ортобиоза(техника самосбережения);

- принцип речевого воздействия.

Указанные принципы являются постоянными факторами, воплощенными в формах и методах повышения профессиональной компетентности учителя начальных классов, что в дальнейшем приводит к совершенствованию педагогического мастерства.

Педагогический имидж учителя начальных классов, как отмечает И.В. Федосова, проявляется в определенной обобщенной форме, содержащей такие компоненты, как индивидуальный, личностный, коммуникативный и внешнеповеденческий [8].

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что в образе конкретного учителя начальных классов присутствует взаимосвязь индивидуального, профессионального (педагогического) и возрастного имиджа.

Структура педагогического имиджа учителя начальных классов как профессионала, с позиции И.В. Федосовой, включает в себя следующие компоненты: внешний (мимика, пантомимика), процессуальный (профессионализм, выразительность) и внутренний (интересы, моральные ценности, взгляды, убеждения) [8].

Таким образом, педагогический имидж учителя начальных классов включает следующие структурные компоненты: личностные, индивидуальные качества, коммуникабельность, особенности профессиональной деятельности и специфику поведения. Необходимо помнить, что в сознании общественности существует имидж профессии учителя в целом, который включает наиболее общие характеристики человека, как носителя данной профессии. Данные характеристики закрепляются в сознании общества в качестве образа-стереотипа.

На протяжении всего времени обществом выдвигаются требования к профессиональной компетентности учителя начальных классов, в частности к педагогическому имиджу, влияющие на содержание и особенности имиджа педагога.

Выводы. Педагогический имидж является важной частью профессиональной компетентности учителя начальных классов, сформированной в результате осуществления образовательной деятельности. На результат образовательной деятельности оказывает существенное влияние наличие у педагога личностных профессионально-значимых качеств, которые характеризуют эмоциональную, волевую и интеллектуальную сферы личности педагога.

Литература:

1. Андреева И.Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя / И.Н. Андреева // Народное образование. - 2006. - №2. - С. 216-223.

2. Бойко И.Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. -№ 10-13. - С. 11-16.

3. Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа / М.А. Збронская -Москва: Синтон, 2005. - 305 с.

4. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный - Москва: Владос, 2004. - 394 с.

5. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - Москва: Гардарики, 2007. - 354 с.

6. Ордабаева Ж.Ж. Имидж современного педагога: от теории к практике / Ж.Ж. Ордабаева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1 (16). -С. 160-162.

7. Петрова Е.А. Имидж и его изучение в современной науке / Е.А. Петрова // Известие Академии имиджелогии. - Москва: РИЦА ИМ. - 2005. - Т. 1. - 441 с.

8. Федосова И.В. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.В. Федосова // Психология в экономике и управлении. - 2014. - №1. - С. 117-120.

Педагогика

УДК: 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ИНТЕРНЕТА НА ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ

СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности восприятия медиапродукции и классификация уровней медиавосприятия. Раскрываются результаты опроса педагогов-дефектологов на предмет негативного влияния Интернета на младших школьников и соответствующих профилактических мер. Младшие школьники еще пока не могут моделировать свое поведение и планировать свои действия. Обучение грамотно работать с информацией учащихся - приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Указаны основные направления профилактических мер: диагностико-консультативная работа, информационно-просветительская работа.

Ключевые слова: медиавосприятие, Интернет-пространство, профилактика, младшие школьники, средства массовой информации.

Annotation. This article discusses the features of perception of media production and classification of levels of media perception. The results of a survey of teachers-defectologists on the subject of the negative impact of the Internet on younger students and appropriate preventive measures are revealed. Younger students are not yet able to model their behavior and plan their actions. Training to work competently with the information of the students is a

priority task of modern pedagogy and directly to each teacher. The main directions of preventive measures are specified: diagnostic and Advisory work, information and educational work.

Keywords: media perception, Internet space, prevention, primary school students, mass media.

Введение. Коммуникативная деятельность для современного человека - это одно из главных условий его успешной социализации независимо от пола и возраста. Любая деятельность предполагает общение на том или ином уровне. В процессе общения передается информация.

Однако современное информационное общество - это огромное пространство разнообразных фактов и суждений. Информация не всегда может быть достоверна, может видоизменяться в зависимости от цели человека, который ее подает. В таком формате появляются фейки, различные манипуляции, которые подводят человека сделать те или иные выводы.

Разбираться в информационных потоках - одна из задач современной школы. Грамотная работа с информацией имеет большое значение, когда речь идет о школьниках. Именно данная возрастная группа нередко отождествляет себя с образами, именуемыми аватарами, из компьютерных игр, заменяя реальные успехи и борьбу за достойное место в своей социальной группе на призрачные титулы и достижения, сюжеты агрессивных игр переносит в игры между собой.

Изложение основного материала статьи. Современные медиа - элементы нового информационного мира. Современный педагог, родитель должен осознавать разницу и разбираться в закономерностях медийного влияния на психику ребенка разного возраста.

Сегодня мы живем в мире, в котором человечество кроме непосредственных, имеет силу новых способов передачи информации. Современные медиа - это система общества, которая обеспечивает и опосредствует оборот информации между участниками социальной коммуникации, преодолевая пространственные и временные барьеры непосредственного общего чувственного опыта. Средства массовой информации (СМИ) - технические средства создания, записи, копирования, тиражирования, хранения и распространения информации для массовой аудитории [2]. Поэтому массовой коммуникацией можно считать только те случаи, когда информация передается от коммуникатора через специально созданные каналы (газеты, радио, телевидение, интернет и др.). И как особый вид социального общения массовая коммуникация осуществляется в масштабах всего общества и выступает важнейшим условием общественного развития и организации.

Учащиеся младших классов имеют свои особенности восприятия медиапродукции. В первую очередь, это связано с когнитивным развитием учащихся, способностью понимать реальность, задачами, которые решает ребенок, в каждом периоде своей социализации. А.В. Федоровым [1] разработана классификация уровней медиавосприятия, приведенная в таблице 1.

Таблица 1

Классификация уровней медиавосприятия по А.В. Федорову

№ Уровни медиавосприятия Показатели уровней медиавосприятия

1 Уровень первичной идентификации (варианты: «низкий», «фабульный», «элементарный», «наивно-реалистический», примитивный», фрагментарный»). Эмоциональная, психологическая связь смедиасредой, фабулой (цепью событий) повествования, то есть способность воспринимать цепь событий в медиатексте (к примеру, отдельные эпизоды и сцены фабулы), наивное отождествление действительности с содержанием медиатекста, ассимиляция среды (эмоциональное освоение реальности, представленной в медиатексте и т.п.).

2 Уровень «вторичной идентификации» (варианты: «средний», «сюжетно-синтаксический», «отождествления с героем» медиатекста и др.). Отождествление с персонажем медиатекста. То есть способность сопереживать, поставить себя на место героя (ведущего), понимать его психологию, мотивы поступков, восприятие отдельных компонентов медиаобраза (деталь и т.д.).

3 Уровень «комплексной идентификации» (варианты: «высокий», «авторско-концептуальный», «системный», «адекватный», «отождествление с автором» медиатекста и др.). Отождествление с автором медиатекста при сохранении «первичной» и «вторичной» идентификации (с последующей интерпретацией увиденного). То есть способность соотнесения с авторской позицией, что позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета», восприятия «авторской мысли в динамике звукозрительного образа», синтеза «мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях».

Приведенная выше классификация достаточно условна. Так как у школьников при наличии ярко выраженной «первичной идентификации» остальные уровни можно обнаружить в неразвитом, «свернутом» состоянии. В силу возрастных особенностей у школьников, как правило, преобладают уровни «первичной» и «вторичной» идентификации [1].

И взрослые, и дети обращаются к Интернету как к основному источнику информации и новостей. Известно, что младшие школьники еще пока не умеют моделировать свое поведение и планировать свои действия. Их пребывание в социуме - это копирование увиденного и услышанного. Если раньше два десятилетия назад большая часть поведенческих моделей была заимствована от родителей и педагогов, то на

сегодняшний день младшие школьники уподобляются медиапродуктам - рекламе, видеоклипам, комиксам, мультфильмам и др.

Воздействие медиа на аудиторию, прежде всего - на учащуюся молодежь, не ограничивается эстетической сферой (формированием эстетического сознания), но и, как показывают многочисленные социологические исследования), имеет серьезное социальное, мировоззренческое влияние [2].

Нами был проведен опрос 32 педагогов специальных (коррекционных) учебных заведений Республики Крым. Данные педагоги являются учителями-предметниками, педагогами начальных классов, воспитателями групп продленного дня. Их воспитанниками являлись дети с задержкой психического развития, с сенсорными нарушениями (слуха и зрения), а также с речевой патологией. Так в ходе опроса выяснялись ответы на следующие вопросы:

1. Чем на Ваш взгляд опасен интернет?

2. Какие профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости проводятся в Вашем учебном заведении?

По результатам данного опроса 90 % педагогов признали вред неконтролируемого времяпрепровождения в интернете. В таблице 1 мы поместили распространенные ответы об опасных факторах Интернета, по мнению педагогов, на личность школьника с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 2

Содержание ответов на вопрос 1. «Чем на Ваш взгляд опасен интернет?»

№п/п Содержание ответа %

1 «Приводит к раздражительности, усталости, стрессу... » 89

2 «Ухудшение физического здоровья. » 88

«Наличие большого количества агрессивной информации.» 87

3 «Пустое времяпрепровождение» 86

4 «Наличие негативной информации в открытом доступе ...» 56

5 «Интернет-мошенничество» 44

6 «Появление эмоционального возбуждения, эйфории.» 42

7 «Не развиваются навыки социального общения» 33

8 «Анонимность, которая раскрепощает. » 10

Большинство педагогов (89 %) отметили, что после пребывания в Интернет-пространстве обучающиеся часто испытывают раздражительность и усталость. Второй по распространенности ответ (88%) предполагал ухудшение физического здоровья учащихся. Очень многие отметили, что пребывание в Интернете - это пустое времяпрепровождение.

Также нами был задан вопрос о профилактических мерах по предотвращению интернет-зависимости в учебном заведении. В таблице 2 помещены ответы педагогов.

Таблица 3

Профилактические меры по предотвращению Интернет-зависимости

№ Содержание ответа %

1 Беседы с детьми 95

2 Беседы с родителями 86

3 Классные часы 74

4 Кружковая деятельность 56

5 Внеурочная деятельность 54

6 Спортивные секции 51

7 Запрет на использование гаджетов во время пребывания ребенка в школе 34

8 Консультации психолога 33

9 Приобщение к общественно полезному труду 31

10 Никакие 11

Самым популярным ответом среди учителей была беседа с детьми. По мнению педагогов именно разъяснительный разговор с ребенком в нужном направлении сможет препятствовать негативному влиянию Интернета.

В этой связи мы также предложили педагогам ответить на вопрос «Какие увлечения есть у ваших обучающихся?». Результаты данного опроса помещены в таблицу 4.

Таблица 4

Интересы и увлечения школьников специальных (коррекционных) школ

№ Вид увлечения %

1 Компьютерные игры 84

2 Современные танцы 75

3 Спорт 53

4 Социальные сети 54

5 Просмотр фильмов 52

6 Снимать видео и выкладывать на канале YOU-TUBE 51

7 Просмотр видео-обзоров блоггеров 50

8 Увлечение гаджетами 44

9 Рисование 23

10 Прогулки во дворе 11

11 Чтение книг (фэнтези) 10

12 Посещение кружков по интересам 9

Все ответы нами ранжировались по частоте употребления. Так в пятерку любимых увлечений школьников, по мнению учителей, входили компьютерные игры (84%), увлечения такими современные танцами, как D'N'B танцы, JAZZ-FUNK танцы, уличные танцы (75%), спорт (53%). Однако последнее увлечение педагоги затруднились дифференцировать по его видам и не смогли уточнить, какими же видами спорта занимаются школьники. Пятерку лидеров завершали такие позиции как социальные сети и просмотр фильмов. Так же, как и первая позиция, они напрямую связаны с использованием Интернета, поэтому в своем опросе мы умышленно просили уточнять педагогов, что в действительности нравится детям и какие занятия их привлекают в Интернет-пространстве. Помимо вышеуказанных позиций «Интернет-увлечениями» были снятие и выкладывание видео на канале YOU-TUBE, просмотр видео-обзоров популярных среди молодежи блоггеров. Педагоги отмечали, что лишь некоторая часть младших школьников самостоятельно могла размещать снятые ролики на канале, остальные прибегали к помощи родителей или старших братьев, сестер, сверстников.

Медиа предлагают образцы межличностных отношений и сценарии их реализации, а также культивируют определенные культурные нормы. Однако образцы могут быть как позитивными -конструктивными, так и негативными - антисоциальными, деструктивными. Последнее явление имеет тенденцию большего распространения и увеличения негативного контента. В связи с этим особое значение приобретает понятие «медианасилие», к которому можно отнести изображения угроз физического и психического насилия.

Можно наметить основные направления профилактических мер:

1. Диагностико-консультативная работа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Информационно-просветительская работа.

Каждое из направлений ставит конкретные задачи в общей системе профилактических мер по предотвращению Интернет-зависимости.

Диагностико-консультативная работа может вовремя осветить возможные проблемы с учащимися и предложить индивидуальный формат как с отдельным ребенком, так и с группой учащихся. На сегодняшний в современных коррекционных учреждениях самыми распространенными видами данной работы являются консультации психолога и беседы с учащимися и их родителями. Особое внимание также хотелось бы обратить на такой формат исследования как наблюдение, которое позволяет постоянно при правильно организованной работе получать необходимую информацию.

Цель информационно-просветительской работы заключается в донесении адаптивной информации согласно возрастным особенностям учащихся о возможностях современных медиа. Здесь лидирующие позиции занимают тематические классные часы, кружковая работа, внеурочная деятельность. Согласно нашему опросу ни в одном коррекционном заведении Республики Крым на сегодняшний день не включен в учебно-воспитательный процесс медиа-кружок. Именно его программа позволила бы рассмотреть детально воздействие информационной среды на личность человека и научила бы в дальнейшем учащихся более грамотно разбираться в медиа-пространстве.

Выводы. В нашем современном обществе невозможно скрыться от многочисленных информационных потоков. Поэтому научить работать с информацией учащихся - приоритетная задача современной педагогики и непосредственно каждого педагога. Своевременная и грамотно отлаженная работа педагогов может способствовать уменьшению негативного влияния у младших школьников в процессе восприятия информации в Интернет-пространстве.

Литература:

1. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность / А.В. Федоров. - Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. - 340 с.

2. Федоров, А.В. Медиаобразование: история и теория / А.В. Федоров. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.