Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ОВЛАДЕНИИ СПОСОБАМИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ОВЛАДЕНИИ СПОСОБАМИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И РУКОВОДЯЩИЕ РАБОТНИКИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ШКОЛЬНАЯ КОМАНДА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлов Александр Викторович

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с расширением представлений работников образования о способах формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Обосновывается целесообразность эффективной подготовки педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ в связи с невысокими результатами российских школьников в области международных исследований качества образования. Предлагается сосредоточиться на обучении школьных команд в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации соответствующих специалистов. Цель статьи состоит в описании ключевых психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. На основе анализа научно-практических исследований отечественных и зарубежных ученых, интересующихся рассматриваемыми вопросами, формируются теоретические предпосылки авторских предложений. Методологической основой исследования выступают положения компетентностного подхода, согласно которому у обучающихся важно формировать знания, необходимые для жизни. Кроме того, в процессе повышения квалификации педагогов целесообразно совершенствовать их компетенции, необходимые для работы с различными категориями обучающихся, в том числе со школьниками «группы риска». Результаты. Описываются психолого-педагогические особенности повышения квалификации специалистов школьной команды. Они связываются с развитием командной и личной ответственности за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации, с применением современных цифровых ресурсов, содержащих информацию по формированию функциональной грамотности школьников, с выявлением и оперативным устранением профессиональных затруднений школьных команд в исследуемом направлении, с подготовкой к формированию функциональной грамотности у обучающихся «группы риска», с расширением знаний специалистов школьных команд по применению адекватных технологий и средств взаимодействия с семьями обучающихся. Заключение. Научная новизна работы заключается в определении и теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в овладении способами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Практическая значимость авторских предложений заключается в возможности их применения в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогических работников, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Перспективы исследования связываются с разработкой программ внутриорганизационного обучения педагогических работников общеобразовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF ADVANCED TRAINING OF SCHOOL TEAM SPECIALISTS IN MASTERING THE WAYS OF FORMING AND ASSESSING THE FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN

The research problem and the rationale for its relevance. The article deals with the actual problem associated with the expansion of educators' ideas about the ways of formation and assessment of schoolchildren's functional literacy. It substantiates the expediency of effective training of pedagogical and managerial staff of general education schools in connection with the low results of Russian schoolchildren in the field of international studies of the quality of education. It is proposed to focus on the training of school teams as part of the implementation of additional professional development programs for relevant professionals. The goal of research is to describe the key psychological and pedagogical features of professional development of school team specialists in the direction of formation and assessment of functional literacy of students. Based on the analysis of scientific and practical studies of domestic and foreign scientists interested in the issues under consideration, the theoretical background of the author's proposals is formed. The methodological basis of the study is the provisions of the competence approach, according to which it is important to form in students the knowledge necessary for life. Moreover, in the process of professional development of teachers it is advisable to improve their competencies necessary to work with different categories of students, including schoolchildren “risk group”. Results. Psychological and pedagogical peculiarities of professional development of school team specialists are described. They are connected with: development of command and personal responsibility for formation and estimation of functional literacy of learners in the general educational organization; application of modern digital resources containing the information on formation of functional literacy of schoolchildren; revealing and operative elimination of professional difficulties of school teams in the studied direction; preparation for formation of functional literacy at learners of “risk group”; expanding the knowledge of school team specialists on the use of appropriate technologies and means of interaction with schoolchildren's families. Conclusion. Scientific novelty of the work lies in the definition and theoretical justification of psychological and pedagogical features of professional development of school team specialists in mastering the ways of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren. The practical significance of the author's proposals lies in the possibility of their application in the institutions of additional professional education of teachers, centers for continuous professional development of teachers. Prospects for the study are associated with the development of internal organizational training programs for teachers of general educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ШКОЛЬНОЙ КОМАНДЫ В ОВЛАДЕНИИ СПОСОБАМИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Научные сообщения

УДК 378.091.398+371.26

Психолого-педагогические особенности

повышения квалификации специалистов школьной команды в овладении способами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

А. В. Хохлов

https://orcid.org/0000-0003-4794-1169 hohlov_av@ipk74. ru

Psychological and pedagogical features of advanced training of school team specialists in mastering the ways of forming and assessing the functional literacy of schoolchildren

^ V. Khokhlov

Аннотация

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В статье рассматривается актуальная проблема, связанная с расширением представлений работников образования о способах формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Обосновывается целесообразность эффективной подготовки педагогических и руководящих работников общеобразовательных школ в связи с невысокими результатами российских школьников в области международных исследований качества образования. Предлагается сосредоточиться на обучении школьных команд в рамках реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации соответствующих специалистов.

Цель статьи состоит в описании ключевых психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. На основе анализа научно-практических исследований отечественных и зарубежных ученых, интересующихся рассматриваемыми вопроса-

ми, формируются теоретические предпосылки авторских предложений. Методологической основой исследования выступают положения компетентностного подхода, согласно которому у обучающихся важно формировать знания, необходимые для жизни. Кроме того, в процессе повышения квалификации педагогов целесообразно совершенствовать их компетенции, необходимые для работы с различными категориями обучающихся, в том числе со школьниками «группы риска».

Результаты. Описываются психолого-педагогические особенности повышения квалификации специалистов школьной команды. Они связываются с развитием командной и личной ответственности за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательной организации, с применением современных цифровых ресурсов, содержащих информацию по формированию функциональной грамотности школьников, с выявлением и оперативным устранением профессиональных затруднений школьных команд в исследуемом направлении, с подготовкой к формированию

функциональной грамотности у обучающихся «группы риска», с расширением знаний специалистов школьных команд по применению адекватных технологий и средств взаимодействия с семьями обучающихся.

Заключение. Научная новизна работы заключается в определении и теоретическом обосновании психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в овладении способами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Практическая значимость авторских предложений заключается в возможности их применения в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогических работников, центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов. Перспективы исследования связываются с разработкой программ внутриорганизационного обучения педагогических работников общеобразовательных учреждений.

Abstract

The research problem and the rationale for its relevance. The article deals with the actual problem associated with the expansion of educators' ideas about the ways of formation and assessment of schoolchildren's functional literacy. It substantiates the expediency of effective training of pedagogical and managerial staff of general education schools in connection with the low results of Russian schoolchildren in the field of international studies of the quality of education. It is proposed to focus on the training of school teams as part of the implementation of additional professional development programs for relevant professionals.

The goal of research is to describe the key psychological and pedagogical features of professional development of school team specialists in the direction of formation and assessment of functional literacy of students. Based on the analysis of scientific and practical studies of domestic and foreign scientists interested in the issues under consideration, the theoretical background of the author's proposals is formed. The methodological basis of the study is the provisions of the competence approach, according to which it is important to form in students the knowledge necessary for life. Moreover, in the process of professional development of teachers it is advisable to improve their competencies necessary to work with different categories of students, including schoolchildren "riskgroup".

Results. Psychological and pedagogical peculiarities of professional development of school team specialists are described. They are connected with: development of command and personal responsibility for formation and estimation of functional literacy of learners in the general educational organization; application of modern digital resources containing the information on formation of functional literacy of schoolchildren; revealing and operative elimination of professional difficulties of school teams in the studied direction; preparation for formation offunctional literacy at learners of "risk group"; expanding the knowledge of school team specialists on the use of appropriate technologies and means of interaction with school-children's families.

Conclusion. Scientific novelty of the work lies in the definition and theoretical justification of psychological and pedagogical features of professional development of school team specialists in mastering the ways of formation and assessment of functional literacy of schoolchildren. The practical significance of the author's proposals lies in the possibility of their application in the institutions of additional professional education of teachers, centers for continuous professional development of teachers. Prospects for the study are associated with the development of internal organizational training programs for teachers of general educational institutions.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, педагогические и руководящие работники общеобразовательных организаций, школьная команда, функциональная грамотность обучающихся, формирование и оценка функциональной грамотности.

Keywords: additional professional education, pedagogical and managerial employees of general educational organizations, school team, functional literacy of schoolchildren, formation and assessment of functional literacy.

Введение. Подходы к оценке и повышению качества образования совершенствуются в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране и мире. Образование XXI века должно быть нацелено на подготовку обучающегося к полноценной жизни в сложном, конкурентом, динамичном обществе. В этой связи задачей общеобразовательной организации является развитие у школьников не абстрактных

теоретизированных и невостребованных в дальнейшем знаний, а формирование необходимых личностных качеств, жизненных представлений, универсальных компетенций. Перечисленные ориентиры в образовании школьников интегрируются в такое комплексное и многоаспектное понятие, как «функциональная грамотность». Согласно единой системе оценки качества образования, в Российской Федерации спланированы мониторинговые процедуры, направленные на выявление проблем в системе образования и определение способов их оперативного решения. Одним из значимых показателей качества образования является рейтинг нашей страны среди других стран в международных исследованиях. По одним оценкам (PIRLS, TIMSS), российские школьники младшего школьного и среднего подросткового возраста демонстрируют впечатляющие результаты, входят в число лидеров [1]. Однако, по данным других международных оценок качества образования (PISA), обучающиеся 15-летнего возраста попадают лишь в первую тридцад-ку [2]. Такие рейтинги показывают неспособность современного образования подготовить выпускников основной школы, стоящих на пороге взрослости, к жизни в новом мире.

Одной из причин указанных результатов является неготовность педагогов перестроить свою профессиональную деятельность на практический характер обучения, на разработку и применение таких заданий, которые предполагают развитие жизненного опыта ребенка. Поэтому возникает необходимость уточнения особенностей повышения квалификации педагогических и руководящих работников школ в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Причем учитывая, что такая грамотность включает в себя целый комплекс знаний и умений (читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую грамотность), а также креативное мышление и глобальные компетенции, требуется обучение не отдельных педагогов, а школьных команд. В такие команды важно включать педагогов, преподающих дисциплины математического, естественно-научного цикла, общественно-научные предметы, а также представителей администрации, курирующих направление по развитию функциональной грамотности обучающихся в школе.

Цель статьи состоит в описании ключевых психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Обзор литературы. Российских ученых и практиков не один год интересует проблема формирования функциональной грамотности обучающихся. В последнее время появилось большое количество публикаций, посвященных этой острой проблеме отечественной педагогики. В частности, уточняется понятие функциональной грамотности, которая рассматривается как «возможность решать учебные и жизненные задачи, способность строить социальные отношения, грамотно взаимодействовать с миром» [3, с. 33]. Описываются эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся: создание учебных практико-ориентированных ситуаций, организация обучения в сотрудничестве, исследовательский характер обучения, поиск новых форматов оценки образовательных результатов и пр. [4]. Предлагаются решения по формированию функциональной грамотности не только у школьников, но и студентов, будущих педагогов, которые должны мобильно реагировать на новые вызовы в образовании, продвигать его в мировом рейтинге [5]. Однако для того чтобы эффективно формировать функциональную грамотность у обучающихся, необходимо совершенствовать ее у педагогов.

Ученые вполне правомерно рассматривают функциональную грамотность учителя как важное условие развития функциональной грамотности ученика. Причем об этом говорят как отечественные, так и зарубежные исследователи [6; 7; 8]. Так, исследование 2. СепсеЦ было направлено на изучение того, как дети в современных школах обучаются функциональной грамотности (в области технологий и инженерии). Выявлено, что учащиеся достигают относительно низких результатов в области технологической и инженерной грамотности, что связывалось с недостаточной компетентностью учителей, преподающих соответствующие дисциплины [6]. На данном основании Ь. Unsworth предлагает педагогам новые решения по развитию «мультимодальной дисциплинарной грамотности», объединяющей педагогику с цифровыми технологиями, с естественно-научными дисциплинами (биология, фи-

зика, химия) [7]. К. Бо1епс с коллегами отмечает, что все более распространенными становятся нелинейные тексты, представленные не на печатном, а на электронном носителе. Они считают важным развивать онлайн функциональную грамотность педагогов и школьников, указывают программы, содействующие обучающимся в анализе текстов. При этом подчеркивается, что цифровые ресурсы и обучающие программы не могут заменить учителя и реальную работу в классе по формированию такой грамотности [8]. Таким образом, анализ ряда научных исследований зарубежных авторов показывает, что проблема формирования функциональной грамотности связывается с расширением соответствующих компетенций у педагогов.

Отечественными исследователями также предлагаются различные решения для совершенствования профессиональных компетенций педагогов в области формирования функциональной грамотности обучающихся. Описываются особенности осуществления информационно-методической поддержки учителей в условиях виртуального методического объединения, организации курсов повышения квалификации, внут-риорганизационного обучения педагогических команд [9; 10; 11].

Так, Э. Р. Диких, Е. И. Зарипова, Н. С. Макарова описывают деятельность виртуального объединения, которое обеспечивает дистанционные семинары, мастер-классы, конкурсы, конференции. Его участниками являются учителя, представители администрации школы, студенты-практиканты. Представляется практика научно-методического сопровождения учителей в контексте формирования функциональной грамотности через серию вебинаров (вводный, модерационный, по запросу) [9]. Нам импонирует, что исследователи вовлекают в данный процесс как практикующих, так и будущих учителей, ориентируют их на формирование функциональной грамотности обучающихся. Именно они будут в дальнейшем развивать это направление и обеспечивать повышение качества образования в российских школах.

Условия развития профессиональной компетентности учителей в направлении формировании функциональной грамотности учащихся обозначены в работе Е. В. Бахаревой. Данная компетентность ею рассматривается как «интеграция педагогических знаний, умений, про-

фессионально значимых личностных качеств, которые направлены на достижение эффективного результата в овладении учащимися... компетенцией в решении жизненных проблем. для успешной адаптации и полноценного функционирования в современном обществе» [10, с. 9]. Мы считаем, что в представленном определении компетентности педагога не хватает также психологических знаний, именно сочетание педагогических и психологических знаний педагога позволит ему более успешно формировать жизненный опыт школьников. Для развития указанной компетентности автор предлагает использовать возможности повышения квалификации, специально разработанные дополнительные профессиональные программы по теме функциональной грамотности.

О. А. Юртаева для повышения такой грамотности педагогических работников рекомендует организовывать методическую работу в общеобразовательной школе на основе кластерного подхода. Такой подход подразумевает включение в кластеры «инициаторов инноваций», то есть педагогов, которые являются образцом для своих коллег по освоению технологии формирования функциональной грамотности обучающихся [11]. По сути, речь идет о формировании командного подхода, в рамках которого инициативная группа будет распространять инновацию между всеми участниками образовательного процесса. Мы вполне убеждены, что внутриор-ганизационное обучение имеет большое значение для освоения всем школьным коллективом условий формирования функциональной грамотности обучающихся. Однако предварительно такая инициативная группа педагогов, на наш взгляд, должна пройти обучение в учреждении дополнительного профессионального образования, повысить свою квалификацию, наряду с другими школьными командами. Это необходимо для обмена мнения, идеями, знаниями, проблемами с коллегами из других общеобразовательных организаций, чтобы получить всестороннее преставление об изучаемом явлении. Пройдя обучение, руководящие и педагогические работники (представительная команда от школы) получат удостоверение, подтверждающее совершенствование их компетентности в области организации работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Наличие такого документа позво-

лит им быть более убедительными в своей просветительской работе.

Таким образом, становится очевидным, что для совершенствования профессиональных компетенций у педагогов требуется комплексный подход, предполагающий информационно-методическую поддержку педагогов как в процессе их повышения квалификации, так и в межкурсовой период. Особо подчеркнем, что целесообразно опираться на обучение специалистов школьных команд, которые в дальнейшем будут развивать представления своих коллег об особенностях формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Методология (материалы и методы). В качестве методологического основания исследования выступает компетентный подход, согласно которому содержание образования должно быть направлено на решение конкретных жизненных задач [12; 13]. Оторванность образования от реальных социально-экономических условий, существующих в регионе, стране, мире, приводит к тому, что выпускники школ не могут быть эффективными, успешными и конкурентоспособными в современном обществе. Образование, ориентированное на запоминание определенных научных фактов, а не на решение жизненных проблем, способствует тому, что у учащихся отсутствует мотивация к учебе, обнаруживается комплекс психологических проблем, приводящих к социальной дезадаптации. Сближение образовательных и личностных целей выступает важным условием повышения качества образования, его ориентированности на формирование конкретных знаний у школьников. Эти знания помогают обучающимся проектировать свой личностный рост, выстраивать взаимоотношения с разным людьми, решать нарастающие экологические проблемы, управлять финансами и пр. Кроме того, у самих педагогических работников целесообразно формировать профессиональные компетенции, которые помогут им работать с реальным учеником: слабоуспевающим, недостаточно мотивированным, имеющим девиации и другие психолого-педагогические трудности. Повышение квалификации, ориентированное на подготовку учителя к работе со среднестатистическим учеником, неэффективно. Важно учитывать конкретные профессиональные затруднения, которые возникают у педагогов в формировании функциональной грамотности

обучающихся и совершенствовать их компетенции в этом направлении.

Результаты исследования. На основе проведенного теоретического исследования, анализа отчетов по результатам сформированности функциональной грамотности у российских школьников были выделены психолого-педагогические особенности повышения квалификации специалистов школьной команды в направлении овладения ими способами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся.

Первая психолого-педагогическая особенность повышения квалификации предполагает развитие командной и личной ответственности за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации. Авторская практика обсуждения проблем, с которым сталкиваются школьные специалисты при формировании функциональной грамотности обучающихся, показывает, что педагогам трудно связать образовательные и личностные цели, конструировать и применять задачи практико-ориентированной направленности. Другая проблема состоит в том, что педагоги не считают себя ответственными за такую работу и перекладывают ее на своих коллег, в итоге никто этим не занимается. Если у школьных команд есть отчетливое представление о том, кто отвечает за формирование математической или читательской грамотности, то по поводу креативного мышления или глобальных компетенций возникает ряд вопросов. Многие педагоги снимают с себя такую задачу и в результате данный процесс затрудняется. Хотя каждый педагог может в той или иной мере развивать у школьников способности анализировать тексты, формулировать гипотезы, выдвигать нестандартные решения, взаимодействовать в сотрудничестве, обрабатывать информацию и пр. В этой связи необходимо при обучении школьных команд организовывать дискуссии, дебаты, фокус-группы, в которых обсуждается данный вопрос и формируется представление о командной ответственности, о значимости каждого педагога в формировании всех видов функциональной грамотности. Кроме того, преподавателю важно показывать возможности современных образовательных технологий, методов и средств обучения которые тем или иным образом применяют педагоги в работе со школьниками. Речь идет о проект-

ЧИППКРО

ной деятельности, здоровьесберегающих технологиях, игровых подходах, активных методах обучения (кейс-стади, ролевые игры, мозговой штурм), которые современные учителя все чаще включают в педагогический процесс. Важно показать им, что они имеют возможности развивать интеллектуальную, коммуникативную, мотивационную, ценностную сферы личности школьников, и делают это в той или иной мере. Однако если взять на себя ответственность, сформировать понимание о возможности творческого, комфортного обучения, а не «натаскивания» обучающихся на сдачу экзаменов, то данный процесс войдет в систему и будет реа-лизовываться на устойчивой основе.

Вторая психолого-педагогическая особенность повышения квалификации предполагает применение современных цифровых ресурсов, содержащих информацию по формированию функциональной грамотности обучающихся. Такие ресурсы могут быть как регионального, так и федерального уровня. К ним относятся профессиональные сетевые сообщества педагогов, в которых они открыто обсуждают возникающие затруднения и находят действенные решения. Это могут быть как сообщества по отдельным предметным областям, так и сетевые объединения педагогических кадров по формированию гибких компетенций обучающихся, развитию их учебной мотивации и регуляции поведения. Целесообразно, чтобы преподаватели, осуществляющие повышение квалификации специалистов школьных команд, демонстрировали содержательное наполнение данных сообществ, их возможности для осуществления профессионального общения по существующим проблемам формирования функциональной грамотности обучающихся. Стоит подчеркивать, что данные сообщества располагаются, как правило, в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Фейсбук», «Инста-грам»), имеют простую навигацию, интуитивно понятный интерфейс.

Также целесообразно знакомить представителей школьных команд с информационными порталами, включающими инструменты формирования и оценки функциональной грамотности. Это сайты Института стратегии развития образования, Российской электронной школы, Федерального института оценки качества образования, порталы операторов проектов по международной оценке качества образования,

функциональной грамотности. При этом важно, чтобы и на сайтах региональных учреждений дополнительного профессионального образования педагогических работников размещались полезные для педагогов методические материалы, применяемые в аспекте формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, актуальная информация о предстоящих обучающих мероприятиях, конкурсах, встречах в данном направлении.

Третья психолого-педагогическая особенность повышения квалификации школьных команд связывается с выявлением и оперативным устранением их профессиональных затруднений в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Выявление таких затруднений может осуществляться с помощью анкетирования, беседы или входного тестирования. Такая входная диагностика может быть анонимной или с указанием авторства. Первый вариант позволит обнаружить типичные затруднения для школьных команд, второй - реали-зовывать адресный подход при осуществлении дальнейшей деятельности по устранению профессиональных затруднений слушателей. Преподаватель, осуществляющий повышение квалификации, может самостоятельно разработать анкеты и определить, какие организационные, технические, психолого-педагогические, методические проблемы у специалистов школьных команд имеются. Кроме того, он может опираться на задания, разработанные для оценки конкретных направлений сформированности функциональной грамотности у обучающихся 9-х классов. Данные задания расположены на портале Российской электронной школы, а также систематизированы в банке заданий Института стратегии развитии качества образования. Ознакомившись с методикой построения заданий, направленных на оценку сформированности математической, естественнонаучной, читательской и других видов грамотности обучающихся, критериями оценки заданий, учителя более осознанно погрузятся в данный процесс.

Здесь может сработать классический психолого-педагогический принцип «единства диагностики и развития (коррекции)». В процессе диагностики своих знаний по конкретным направлениям функциональной грамотности педагоги смогут определить сложные для них и учащихся вопросы, а в процессе обсуждения

способов решения данных вопросов - совершенствовать свои знания, развить соответствующие профессиональные компетенции. Имеет смысл использовать как печатный, так и электронный формат заданий на оценку и развитие функциональной грамотности педагогов и обучающихся. Работа в электронном ресурсе (на портале РЭШ) позволит уточнить возможные технические аспекты, которые также влияют на итоговый результат по тестированию.

Следующей психолого-педагогической особенностью повышения квалификации специалистов школьных команд является их подготовка к формированию функциональной грамотности у обучающихся «группы риска»: слабоуспевающих, низкомотивированных, имеющих девиации в поведении и ограниченные возможности здоровья. Стоит отметить, что любая общеобразовательная организация может попасть в выборку школ, участвующих в международном исследовании качества образования. Зачастую в таком исследовании принимают участие школы, не имеющие статуса гимназии или лицея, ориентированные на более успешных в учебной деятельности учеников. Поэтому важно делать ставку на каждого школьника, так как именно дети «группы риска» демонстрируют низкие результаты по качеству образовательных результатов и в том числе функциональной грамотности. Целесообразно рассмотреть особенности повышения мотивации таких школьников, создания для них ситуации успеха, применения различных методов объяснения материла (опора на практику, примеры, схемы), использование визуализации в процессе обучения. В командной работе важно обсудить возможность комплексного психолого-педагогического сопровождения данных обучающихся, предполагающего как обучение, так и воспитательную, коррекционно-развивающую работу. Речь идет о том, что важно работать не только с интеллектуальной сферой таких обучающихся, но и с их эмоциональными состояниями, коммуникативными навыками, поведенческими проявлениями.

Также стоит выделить пятую психолого-педагогическую особенность повышения квалификации специалистов школьных команд, которая связана с расширением их знаний по применению адекватных технологий и средств взаимодействия с семьями обучающихся. Имеет смысл рассмотреть специфику просветительской работы

с родителями школьников для вовлечения их в комплексную работу по формированию функциональной грамотности учащихся. В частности, важно обратить внимание на грамотную разъяснительную работу по поводу освоения новых направлений, трендов в образовании современных детей и убедить в необходимости родительского участия в развитии жизненных навыков школьников. Со слушателями можно обсудить, каким образом общеобразовательная организация будет информировать родителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся. Особенно это касается таких направлений, как глобальные компетенции, креативное мышление, финансовая грамотность.

Уместно проанализировать то, каким образом школа может содействовать родителям в расширении их знаний в данном аспекте: размещение информации на сайте школы, выступления на родительских собраниях, проведение индивидуальных консультаций. Полезным станет разработка мини-проектов в рамках групповой, командной работы, тематикой которых выступят новые, творческие, деятельностные формы психолого-педагогического просвещения родителей (мастер-классы, квесты, фокус-группы). Целесообразно обсудить возможность не только школьного сайта, но и официальных страниц организации в социальных сетях, на которых информация размещается более оперативно и есть возможность получать обратную связи о ее применении.

Таким образом, среди психолого-педагогических особенностей повышения квалификации специалистов школьной команды в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся стоит выделить следующие: а) развитие командной и личной ответственности за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации; б) применение современных цифровых ресурсов, содержащих информацию по формированию функциональной грамотности школьников; в) выявление и оперативное устранение профессиональных затруднений школьных команд в исследуемом направлении; г) подготовка к формированию функциональной грамотности у обучающихся «группы риска» (слабоуспевающих, низкомотивированных, имеющих девиации в поведении и ограниченные возможности здоровья); д) расширение знаний специалистов школь-

ЧИППКРО

ных команд по применению адекватных технологий и средств взаимодействия с семьями обучающихся.

Обсуждение. Выделенные психолого-педагогические особенности продиктованы современными проблемами в области педагогической науки и образовательной практики, а также основываются на принципах образования взрослых. Повышение квалификации специалистов школьных команд в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся должно предполагать развитие готовности педагогических и руководящих работников к собственному профессиональному росту, принятию ответственности за свою роль в комплексной и системной работе по описываемому направлению, установке на сотрудничество как с обучающимися, так и с коллегами и родителями школьников.

Осуществление повышения квалификации в данном направлении должно предполагать развитую компетентность преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) не только в области методов и средств формирования и оценки функциональной грамотности школьников, но и в сфере педагогики и психологии, цифровых образовательных технологий, андрагогического подхода, динамического обучения специалистов школьных команд.

В этой связи важно, чтобы педагоги системы ДПО имели опыт как преподавательской, так и научно-исследовательской деятельности, отличались готовностью популяризировать успешные практики формирования и оценки функциональной грамотности школьников и подготовки специалистов школьных команд в этом аспекте.

Кроме того, немаловажным фактором в эффективной организации повышения квалификации специалистов школьных команд выступает материально-техническое оснащение. Необходимо, чтобы учебные аудитории были оснащены таким образом, чтобы слушатели имели возможность активно взаимодействовать, оперативно получать доступ к необходимой информации, размещенной в различных источниках, в том числе сети Интернет. В аудитории должны быть зоны для коворкинга, интерактивная доска, флипчарт, ноутбуки. Целесообразно опираться на библиотечный фонд, в котором систематизирована информация

по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся. При организации обучения в форме онлайн вполне очевидно, что требуется высокоскоростной интернет и соответствующие графически оформленные демонстрационные материалы.

Заключение. Современные учреждения дополнительного профессионального образования руководящих и педагогических работников должны быть ориентированы на оперативное восполнение недостатка педагогических и управленческих знаний с учетом современных трендов в образовании. Сегодня особо остро стоит проблема формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. Отмечается недостаточная готовность специалистов общеобразовательных организаций к содействию в освоении школьниками способов решения жизненных проблем в процессе их обучения. Исходя из того, что функциональная грамотность включает в себя несколько направлений, уместно осуществлять повышение квалификации специалистов школьных команд, курирующих от общеобразовательной организации соответствующие направления.

Для наиболее эффективного повышения квалификации специалистов школьных команд выделены следующие психолого-педагогические особенности. Первая особенность связана с развитием командной и личной ответственности за формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации. Вторая особенность предполагает применение современных цифровых ресурсов, содержащих информацию по формированию функциональной грамотности школьников. Третья особенность направлена на выявление и оперативное устранение профессиональных затруднений школьных команд в исследуемом направлении. Четвертая особенность выражается в подготовке слушателей к формированию функциональной грамотности у обучающихся «группы риска» (слабоуспевающих, низкомотивированных, имеющих девиации в поведении и ограниченные возможности здоровья). Пятая особенность повышения квалификации предполагает расширение знаний специалистов школьных команд по применению адекватных технологий и средств взаимодействия с семьями обучающихся.

Описанные психолого-педагогические особенности могут найти применение в региональ-

ных институтах повышения квалификации и центрах непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников при реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. Кроме того, представленные предложения могут получить развитие и в других формах обучения педагогов: модульных курсах, стажировках, вебинарах и пр. Перспективами продолжения данного исследования может стать разработка программ внутриор-ганизационного обучения педагогических и руководящих работников общеобразовательных организаций в направлении формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, а также разработка программ повышения квалификации для педагогов дополнительного образования детей.

Библиографический список:

1. Основные результаты российских учащихся в международном исследовании читательской, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2018 и их интерпретация / К. А. Адамович, А. В. Капуза, А. Б. Захаров [и др.] ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - Москва : НИУ ВШЭ, 2019. - 28 с. - Текст : непосредственный.

2. Борщевская, А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Борщевская. - Текст : непосредственный // Наука и школа. - 2021. - № 1. -С.199-208.

3. Ковалева, Г. С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности / Г. С. Ковалева. - Текст : электронный // Вестник образования России. - 2019. - № 16. - С. 32-36. -URL: http://skiv.instrao.ru/content/news/86/ (дата обращения: 14.01.2022).

4. Дроботенко, Ю. Б. Функциональная грамотность как объект междисциплинарного исследования и условие повышения качества образования / Ю. Б. Дроботенко, Н. А. Назарова. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 72-2. - С. 66-70.

5. Тумашева, О. В. Готовность будущего учителя к формированию функциональной грамотности обучающихся / О. В. Тумашева. - Текст : непосредственный // Вестник Мининского университета. - 2021. - Вып. 9, № 3 (36). - С. 3.

6. Cencelj, Z. et al. Role and Meaning of Functional Science, Technological and Engineering Literacy in Problem-Based Learning. Journal of Baltic Science Education, 2019, Vol. 18, No. 1, pp. 132-146.

7. Unsworth, L. et al. Multimodal Literacy in School Science: Transdisciplinary Perspectives on Theory, Research and Pedagogy. Taylor & Francis, 2022, p. 286.

8. Dolenc, K., Abersek, B., Abersek, M. K. Online functional literacy, intelligent tutoring systems and science education. Journal of Baltic Science Education, 2015, Vol. 14, No. 2, p. 162.

9. Диких, Э. Р. Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования / Э. Р. Диких, Е. И. Зарипова, Н. С. Макарова. -Текст : непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - № 6 (6). -С. 929-937.

10. Бахарева, Е. В. Повышение профессиональной компетентности учителя в развитии функциональной грамотности учащихся общеобразовательной школы / Е. В. Бахарева. -Текст : непосредственный // Наука и школа. -2009. - № 2. - С. 54-56.

11. Юртаева, О. А. Функциональная грамотность учителя основа развития функциональной грамотности ученика / О. А. Юртаева. -Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№ 72 (2). - С. 316-318.

12. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования / А. В. Хуторской. -Текст : непосредственный // Народное образование. - 2003. - № 5 (1328). - С. 55-61.

13. Хуторской, А. В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования / А. В. Хуторской. - Текст : непосредственный // Высшее образование в России. - 2017. - № 12. - С. 85-91.

References:

1. Adamovich, K. A., Kapuza, A. V., Zakha-rov, A. B. Main results of Russian students in the international study of reading, mathematical and science literacy PISA-2018 and their interpretation [Osnovnye rezul'taty rossijskih uchashchihsya v mezhdunarodnom issledovanii chitatel'skoj, ma-tematicheskoj i estestvennonauchnoj gramotnosti PISA-2018 i ih interpretaciya], National Research University "Higher School of Economics", Institute of Education, 2019. 28 p.

2. Borschevskaya, A. Functional literacy in the context of the modern stage of education development [Funkcional'naya gramotnost' v kontekste sovremennogo etapa razvitiya obrazovaniya], Science and School, 2021, No. 1, pp. 199-208.

3. Kovaleva, G. S. What every teacher needs to know about functional literacy [Chto neobhodimo znat' kazhdomu uchitelyu o fUnkcional'noj gramotnosti], Herald of Education of Russia, 2019, No. 16, pp. 32-36. Available at: http://skiv.instrao.ru/ content/news/86/ (accessed date: 01/14/2022).

4. Drobotenko, Y. B., Nazarova, N. A. Functional literacy as an object of interdisciplinary research and a condition for improving the quality of education [Funkcional'naya gramotnost' kak ob'ekt mezhdisci-plinarnogo issledovaniya i uslovie povysheniya kachestva obrazovaniya], Problems of Modern Pedagogical Education, 2021, No. 72-2, pp. 66-70.

5. Tumasheva, O. V. The readiness of the future teacher to form the functional literacy of students [Gotovnost' budushchego uchitelya k formirovani-yu funkcional'noj gramotnosti obuchayush-chihsya], Bulletin of Minin University, 2021, Issue. 9, No. 3 (36), 3 p.

6. Cencelj, Z. et al. Role and Meaning of Functional Science, Technological and Engineering Literacy in Problem-Based Learning. Journal of Baltic Science Education, 2019, Vol. 18, No. 1, pp.132-146.

7. Unsworth, L. et al. Multimodal Literacy in School Science: Transdisciplinary Perspectives on Theory, Research and Pedagogy. Taylor & Francis, 2022, p. 286.

8. Dolenc, K., Abersek, B., Abersek, M. K. Online functional literacy, intelligent tutoring systems and science education. Journal of Baltic Science Education, 2015, Vol. 14, No. 2, p. 162.

9. Dikikh, E. R., Zaripova, E. I., Makarova, N. S. Functional literacy of schoolchildren as a factor in the quality of education [Funkcional'naya gramotnost' shkol'nikov kak faktor kachestva obra-zovaniya], Pedagogy. Problems of theory and practice, 2021, No. 6 (6), pp. 929-937.

10. Bakhareva, E. V. Improving the professional competence of the teacher in the development of functional literacy students of the general education school [Povyshenie professional'noj kompetentnosti uchitelya v razvitii funkcional'noj gramotnosti uchashchihsya obshcheobrazovatel'noj shkoly], Science and School, 2009, No. 2, pp. 54-56.

11. Yurtaeva, O. A. Functional literacy of the teacher the basis for the development of functional literacy of schoolchild [Funkcional'naya gramotnost' uchitelya osnova razvitiya funkcional'noj gramotnosti uchenik], Problems of modern pedagogical education, 2021, No. 72 (2), pp. 316-318.

12. Khutorskoy, A. V. Key competencies: construction technology [Klyuchevye kompetencii: tekhnologiya konstruirovaniya], Narodnoe Obra-zovanie, 2003, No. 5 (1328), pp. 55-61.

13. Khutorskoy, A. V. Methodological foundations of the application of the competence approach to the design of education [Metodologicheskie osno-vaniya primeneniya kompetentnostnogo podhod k proektirovaniyu obrazovaniya], Higher Education in Russia, 2017, No. 12, pp. 85-91.

Образец для цитирования статьи:

Хохлов, А. В. Психолого-педагогические особенности повышения квалификации специалистов школьной команды в овладении способами формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся / А. В. Хохлов. - Текст : непосредственный // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2022. - № 1 (50). - С. 5-14.

Example for article citation:

Khokhlov, A. V. Psychological and pedagogical features of advanced training of school team specialists in mastering the ways of forming and assessing the functional literacy of schoolchildren [Psihologo-pedagogicheskie osobennosti povy'sheniya kvalifikacii specialistov shkol'noj komandy' v ovladenii sposobami formirovaniya i ocenki fUnkcional'noj gramotnosti obuchayushhixsya], Scientific support of a system of advanced training, 2022, No. 1 (50), pp. 5-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.