SfrpamoTQ
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 6. С. 929-937 | 2021. Volume 6. Issue 6. P. 929-937
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования
Диких Э. Р., Зарипова Е. И., Макарова Н. С.
Аннотация. Цель исследования заключается в обосновании педагогических условий формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования. В статье обосновывается идея о влиянии функциональной грамотности обучающихся на достижение качества образования, значимого для жизни в современном мире. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые опыт образовательных организаций общего образования по формированию функциональной грамотности обучающихся систематизирован на основе педагогических концепций формирования функциональной грамотности, разработаны критерии, показатели и диагностические средства по выявлению профессионального дефицита учителей в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся, определены этапы научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся на основе тьюторской технологии. В результате исследования обоснованы педагогические условия формирования функциональной грамотности школьников как значимого фактора качества общего образования: 1) реализация образовательных практик, соответствующих идеям партисипативной концепции формирования функциональной грамотности; 2) организация научно-методического сопровождения педагогов в сфере формирования функциональной грамотности школьников на основе диагностики профессионального дефицита педагогов и технологий тьюторского сопровождения.
EN
Functional Literacy of School Students as a Factor of Education Quality
Dikikh E. R., Zaripova E. I., Makarova N. S.
Abstract. The paper aims to ground the pedagogical conditions of school students' functional literacy formation as an important factor of general education quality. The article supports the idea of the influence of students' functional literacy on achieving the educational quality significant for life in the modern world. The scientific originality of the research lies in the fact that the experience of educational establishments in students' functional literacy formation has been systematized based on the pedagogical concepts of students' functional literacy formation; the criteria, indicators and diagnostic means of revealing professional deficits of teachers in the sphere of students' functional literacy formation have been developed; the stages of scientific and methodological support of teachers in forming students' functional literacy based on the tutorial technology have been identified for the first time. As a result, the study has grounded the pedagogical conditions of school students' functional literacy formation as an important factor of general education quality: 1) realization of educational practices corresponding to the ideas of the participative concept of functional literacy formation; 2) organization of scientific and methodological support of teachers in the sphere of students' functional literacy formation based on the diagnostics of professional deficits of teachers and the technology of tutorial support.
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена основной задачей системы российского образования - вхождением Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству образования. Уже практически не вызывает споров тезис, сформулированный в статье М. Барбер и М. Муршеда (2008), о том, что «качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей». Результаты, которые демонстрируют российские школьники в ходе международных сопоставительных исследований качества образования и мониторинговых исследований уровня развития функциональной грамотности школьников, в разных регионах России показывают тенденцию снижения. Эти обстоятельства актуализируют исследовательский
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20210132
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/
интерес к обобщению практики формирования функциональной грамотности, проблеме выявления профессиональных дефицитов педагогов и разработке подходов к организации научно-методического сопровождения в сфере формирования функциональной грамотности.
Задачи исследования:
1. Обосновать влияние функциональной грамотности обучающихся на достижение качества образования, значимого для жизни в современном мире.
2. Систематизировать информационно-методические материалы, описывающие опыт формирования функциональной грамотности.
3. Обосновать принципы диагностики профессиональных дефицитов учителей в сфере формирования функциональной грамотности школьников.
4. Определить этапы научно-методического сопровождения педагогов, направленного на возмещение профессиональных дефицитов в сфере формирования функциональной грамотности школьников на основе технологии тьюторского сопровождения обучающихся.
Методы исследования: теоретические - анализ, синтез, обобщение; эмпирические - интервью, фокус-группы.
Теоретическую базу составили работы исследователей проблемы качества образования (Авдашкин, Пасс, 2018), функциональной грамотности как образовательного результата (Функциональная грамотность..., 2018; Басюк, Ковалева, 2019), принципов и условий осуществления тьюторства в развитии функциональной грамотности (Организация тьюторского сопровождения., 2009; Ковалева, 2019; 2020).
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для организации диагностики профессиональных дефицитов педагогов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся, а также для проектирования и реализации программ и проектов научно-методического сопровождения педагогов.
Функциональная грамотность и качество образования
Майскими указами Президента 2018 г. (Указ Президента РФ № 204, 2018) были определены основные цели развития системы образования в России до 2024 г. Одна из целей - это вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству образования. Не вызывает сомнения тот факт, что для достижения этой цели необходимо определиться с пониманием термина «качество образования» и c его современными характеристиками.
Подходы к понятию «качество образования» проанализированы и описаны в многочисленных научных работах. Для нашего исследования важно отметить, что качество образования изменяется в соответствии с меняющимися потребностями и целями общества, а качество образовательного процесса влияет на качество образования в целом; качество образования обусловлено внутренним и внешним потенциалом системы образования, потребностями и требованиями общества и государства к ожидаемым результатам образования и к условиям его осуществления. Причём, потребности и требования имеют иерархическую структуру: от потребностей международного сообщества, государства, национальной общности, сообществ региона, муниципалитета, образовательной организации до образовательных потребностей и требований - целей каждого индивида; качество образования является механизмом и результатом образовательной системы, который регулирует сочетания интересов и потребностей различных заинтересованных субъектов; качество образования определяется степенью соответствия целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования, соответствия между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека, степенью соответствия образовательных результатов обучающегося и его востребованностью в жизни с учётом постоянно меняющегося мира (Авдашкин, Пасс, 2018).
Определение качества российского образования представлено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012): «Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». В России основными ориентирами качества образования являются международные и национальные стандарты, в которых зафиксированы ожидаемые результаты образования. Для повышения качества образования необходимо стремиться к удовлетворению актуальных образовательных потребностей субъектов, которые возникают из их стремления к благополучию в жизни и намерения быть готовым успешно существовать в постоянно изменяющейся реальности. Международная программа ЮНЕСКО «Образование для всех» (2015) указала на глобальное значение функциональной грамотности для современного человека как одного из обязательных образовательных результатов.
Решение задачи развития у учащихся способности использовать в реальной жизни знания и умения из различных областей, осваиваемые в школе и вне школы, - это принципиально новый ожидаемый результат российского общего образования, который может быть получен в рамках существующего ФГОС ОО, основанного на системно-деятельностном подходе. Целевые показатели качества образования в России определены с учётом международных сравнительных исследований PIRLS (качество чтения и понимания текстов), TIMSS (качество математического и естественнонаучного образования), PISA (сформированность функциональной
грамотности) (Об утверждении государственной программы..., 2017). Таким образом, сформированное^ функциональной грамотности обучающихся общеобразовательной школы является целевым показателем качества современного российского образования.
Определение функциональной грамотности в исследовании PISA заложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» (PISA, 2018). «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Ребенок. должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи. способностью строить социальные отношения. совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.» (Функциональная грамотность., 2018, с. 16-17). На сегодняшний день начался новый цикл исследования PISA-2021, который проходит параллельно с реализацией российского проекта Министерства просвещения РФ «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности», осуществляемого Институтом стратегии развития образования РАО (Басюк, Ковалева, 2019, с. 13-33), в котором акцентируется необходимость введения данного направления в школу как обязательного целевого показателя качества образования.
Таким образом, функциональная грамотность обучающихся является результативной составляющей общего образования и влияет на достижение качества современного образования.
Региональные практики формирования функциональной грамотности обучающихся
На основе изучения научно-методических работ, докладов, сбора информации из открытых источников обобщался опыт регионов РФ по формированию функциональной грамотности школьников. Систематизация региональных практик осуществлялась на основе психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся, выделенных и описанных в работах учёных (Назарова, 2007; Дроботен-ко, Назарова, 2021), - это личностно-ориентированная, деятельностная, контекстно-компетентностная, пар-тисипативная, репродуктивно-алгоритмическая, поисково-творческая, инновационно-инфраструктурная концепции комплексной оценки. Результат систематизации представлен в Таблице 1.
Таблица 1. Региональные практики формирования функциональной грамотности обучающихся
Концепции формирования функциональной грамотности Практики формирования функциональной грамотности школьников
Ключевая идея Средства реализации идеи на практике
личностно-ориентированная направленность процесса формирования на осознание школьником личностной значимости функциональной грамотности как образовательного результата для своей жизненной успешности, формирование знаний обучающегося о самом себе, своих интересах, особенностях, возможностях - организация ситуаций выбора и ситуаций планирования школьником своей деятельности; - межпредметная организация рефлексивных ситуаций в разнообразных видах урочной и внеурочной деятельности школьников как в пространстве школы, так и вне её; - выполнение заданий в формате PISA (по выбору); - мини-проекты
деятельностная конструирование процесса формирования на основе прикладных знаний и универсальных учебных действий школьника - система учебных, ситуационных и проектных задач; - различные формы работы над задачей: работа над решенной задачей; решение задач разными способами; представление ситуации, описанной в задаче, и её моделирование с помощью отрезков, чертежа, таблицы, графика, диаграммы; разбивка текста задачи на значимые части; решение задач с недостающими или лишними данными; самостоятельное составление задач; изменение вопроса задачи; выбор решения из двух предложенных (верного и неверного); завершение решения задачи; составление аналогичной задачи с измененными данными; составление и решение обратных задач; - групповое и индивидуальное выполнение заданий в формате PISA и тренировочных заданий ГИА и ЕГЭ; - мозговой штурм, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение
Концепции формирования функциональной грамотности Практики формирования функциональной грамотности школьников
Ключевая идея Средства реализации идеи на практике
про себя с пометками, фишбон, дерево предсказаний, вопросы после текста, синквейн, кубик Блума, инсерт, двойной дневник, сюжетная таблица, кластер, интеллект-карта, технология развития критического мышления; - межпредметная организация в разнообразных видах урочной деятельности и в разных направлениях, видах и формах внеурочной деятельности школьников как в пространстве школы, так и вне её, метапредмет-ные конкурсы и олимпиады
контекстно-компетентностная при формировании происходит преобразование межпредметных знаний и умений школьника в способы деятельности по решению разнообразных жизненных проблем за счёт организации контекста деятельности обучающихся как практики общественной жизни, продолжения образования, личной жизни, взаимодействия в социуме, будущей профессиональной деятельности - задачно-контекстное содержание; - метод ситуационного анализа (кейс-стади); метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр; метод дискуссии; метод проектов; - организация совместной деятельности школьников и субъектов из разных сфер общества по решению реальных личностно и социально значимых задач и проблем
партисипативная акцент в формировании на субъектную позицию школьника, учёт его жизненного опыта, индивидуальных, культурных особенностей, индивидуального образовательного запроса психолого-педагогическое сопровождение, технология педагогической поддержки и сопровождения, социально-педагогическое сопровождение, тьюторское сопровождение
репродуктивно-алгоритмическая процесс формирования ориентирован на академическую грамотность, решение стандартных учебных задач упражнения и индивидуальные задания, выполнение заданий по алгоритму, работа с информацией и текстами различных видов, игровые задания (ребусы, кроссворды, ролевые игры), дискуссия, дебаты
поисково-творческая процесс формирования ориентирован на решение задач разной предметности с возможностью делать выбор и находить нестандартные, многовариативные, творческие решения, применять оригинальные способы представления результатов - на основе организации разнообразных видов деятельности школьников в новых условиях; - технологии развивающего и проблемного обучения, организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников, технология развития критического мышления, теория решения изобретательских задач
комплексной оценки управление процессом формирования на основе проведенных процедур по получению данных комплексной оценки уровня сформи-рованности функциональной грамотности у школьников и процедуры мониторинга - система заданий для обучающихся как средств формирования функциональной грамотности на основе идей формирующего оценивания; - система разнообразных оценочных средств и процедура мониторинга, учитывающая следующие показатели: • уровень функциональной грамотности; • положительная учебная мотивация обучающихся по всем предметам; • высокая оценка школьниками работы учителей, уроков, своего самочувствия и здоровья; • высокая самооценка обучающимися своей готовности к взрослой жизни; • наличие оптимистичного взгляда школьников на свое будущее; • наличие партнёрства и сотрудничества между субъектами образования; • наличие позитивного психологического климата, безопасной и здоровьесберегаю-щей среды школы; - система повышения квалификации педагогов школы на основе выявленных дефицитов
инновационно-инфраструктурная формирование осуществляется за счёт преобразования школьной инфраструктуры путём включения в процесс формирования технологических и пространственных ресурсов, причём не только образовательного учреждения, но и внешнего пространства - проектирование образовательной среды; - организация совместной с внешними субъектами проектной деятельности по решению жизненных проблем
Следовательно, можем констатировать, что в общероссийской практике формирования функциональной грамотности школьников представлены все вышеперечисленные концепции. Реализация в образовательной практике всех концепций позволяет сделать формирование функциональной грамотности школьников более результативным и от знаний школьников о себе, своих возможностях и способностях, понимания своих намерений и их соотнесения с ценностями разных региональных сообществ, общества и государства перейти к формированию умений рефлексировать свой опыт, осваивать прикладные знания, универсальные учебные действия и применять всё это для решения учебных, а затем и разнообразных жизненных задач при постоянном самообразовании и самосовершенствовании. Последовательная реализация репродуктивно-алгоритмической и поисково-творческой концепций позволит педагогу-практику сконструировать процесс формирования функциональной грамотности в логике от простого к сложному, к творческому и получить результат в форме развития креативного мышления школьника, что является компонентом функциональной грамотности современного человека. Ориентируясь в своей практической деятельности на созданный комплекс оценочных средств, педагог сможет своевременно получить информацию для выявления актуальных затруднений и проблем, скорректировать процесс формирования функциональной грамотности. Дополнительные усилия практиков по привлечению в процесс формирования функциональной грамотности обучающихся технических и пространственных средств создадут равные возможности для каждого школьника в реализации своих способностей и повысят результативность формирования функциональной грамотности, а, следовательно, и качество российского образования. Несомненным направлением развития общероссийского опыта формирования функциональной грамотности школьников становится необходимость расширения практик, реализующих партисипативную концепцию, которая позволит индивидуализировать процесс формирования. Одним из средств реализации этой концепции видится организация тьюторского сопровождения.
Таким образом, обобщение и систематизация практик формирования функциональной грамотности обучающихся позволяют сделать вывод о наличии разнообразных педагогических средств, в той или иной степени обеспечивающих результат формирования. Вместе с тем функциональная грамотность как образовательный результат во многом обеспечивается подготовленностью педагога к выбору этих средств на основе осознания своих дефицитов для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Диагностика профессиональных дефицитов учителей в сфере формирования функциональной грамотности
Анализ диагностических материалов и результаты диагностики профессиональных дефицитов учителей, проведенной в разных регионах страны в 2019-2020 гг., размещенные в открытом доступе (Выявление и преодоление., 2018; Лацко, Авдеева, Пихота, 2020), показывают важность учета ряда принципиальных положений при осуществлении подобных исследований.
Во-первых, нужно отталкиваться от объективных данных об образовательных результатах обучающихся, именно они способствуют осознанию педагогом затруднений, направляют рефлексию на выявление недостатков, барьеров, затруднений в собственной деятельности. Во-вторых, необходимо широко использовать методы самодиагностики и самоанализа трудовых действий. Только активное личное участие педагога в исследовании дефицитов обеспечит достоверность результатов и может стать основой для изменения качества профессиональной деятельности в перспективе. Наиболее распространённые сегодня методы тестирования, решения кейсов и компетентностно-ориентированных ситуаций являются полезными лишь в той мере, в которой педагоги принимают их результаты как объективные. В-третьих, диагностика призвана обеспечивать осознание и принятие педагогами собственных профессиональных дефицитов и формирование запроса на их восполнение. Это возможно на основе вовлечения учителей в экспертное обсуждение результатов профессиональной деятельности (фокус-группы, различные виды интервью, анализ уроков и др.).
На этой основе нами были сформулированы критерии и определены показатели диагностики профессиональных дефицитов учителей по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся. Представим их в Таблице 2.
Диагностика профессиональных дефицитов выступает основой организации научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Таблица 2. Диагностика профессиональных дефицитов учителей в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся (ФГ)
Критерии диагностики дефицитов Показатели Средства диагностики
Постановка цели учебного занятия в контексте формирования ФГ обучающихся Выявление потенциала учебного предмета для формирования ФГ обучающихся. Стимулирование активности учащихся через демонстрацию возможностей применения учебного материала в жизни Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов, включенное и не-включённое наблюдение, анализ и самоанализ сценария учебных занятий
Критерии диагностики дефицитов Показатели Средства диагностики
Отбор содержания в контексте формирования ФГ обучающихся Проектирование цели урока, разработка учебных заданий и сценарного плана занятий с ориентацией на развитие ФГ обучающихся, согласованность целей урока, учебных заданий, выполняемых на разных этапах урока, определенных сценарным планом Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов, анализ учебных заданий и оценочных материалов по темам курса с позиций функциональной грамотности и ме-тапредметности
Оценивание сформированное™ ФГ обучающихся в процессе обучения предмету Отбор критериев оценки ФГ в процессе оценивания учебных заданий. Готовность к оцениванию сформиро-ванности ФГ обучающихся Карта диагностики профессиональных дефицитов педагогов. Диагностические работы по развитию отдельных умений в контексте формирования ФГ
Рефлексия сформированности ФГ обучающихся Ориентация на организацию рефлексии сформированности ФГ обучающимися Структурированные и неструктурированные интервью, анализ и самоанализ результатов диагностических работ обучающихся
Этапы научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся
В педагогике существует ряд технологий организации научно-методического сопровождения учителей (наставничество, взаимное обучение по принципу «равный - равному» (peer-to-peer learning), тьюторство, консультирование, супервизия и др.) каждая из которых обладает определенными преимуществами и ограничениями. В нашем исследовании этапы научно-методического сопровождения педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся определены в соответствии с технологией тьюторского сопровождения. Этот выбор обусловлен прежде всего запросом педагогов на освоение данной технологии в целях формирования функциональной грамотности обучающихся. Возможность оказаться в роли тьюторанта позволяет педагогам на себе ощутить действенность методик тьюторского сопровождения, прочувствовать особенности тьюторского взаимодействия.
Реализация программы тьюторского сопровождения педагогов предусматривает несколько этапов, реализуемых в течение учебного года: диагностико-мотивационный, проектировочный, этап реализации и рефлексивно-аналитический этап.
На диагностико-мотивационном этапе происходит формирование образовательных запросов и представлений о собственных профессиональных дефицитах, показателях развития функциональной грамотности своих обучающихся. Тьюторант формирует и предъявляют тьютору свой образовательный запрос, рассказывая о себе, уровне развития функциональной грамотности своих обучающихся. Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос, показывает значимость мотивации к восполнению профессиональных дефицитов и предлагает перспективные варианты совместной работы в данном направлении.
Проектировочный этап связан с подробным изучением профессиональных затруднений. Среди основных тьюторских техник - заполнение диагностических карт, проведение бесед и интервью, посещение и анализ уроков, методических материалов, разработанных педагогом для развития и оценки функциональной грамотности. На основе уточнения дефицитов происходят их отбор и группировка с целью ранжирования, выстраивания последовательности работы с ними. Педагог самостоятельно или с группой коллег, имеющих схожие затруднения, собирает научно-методические, инструктивные, аналитические материалы, обобщает информацию по блокам затруднений.
Непосредственно этап реализации предполагает проектирование и апробацию методических решений, оформление результативных практик методических продуктов (презентации, выступления, публикации, комплекты методических материалов и др.). Одним из эффективных способов создания условии" для реализации задач данного этапа является использование интернет-технологий и организация онлайн-взаимодействия. К примеру, в практике Омского государственного педагогического университета научно-методическое сопровождение осуществляется в формате виртуальных методических объединений педагогов. Такое сотрудничество требует специальных условий организации, которые созданы на базе казенного учреждения Омской области «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» (КУ «РИАЦ»). С 2017 года работает виртуальное методическое объединение «Педагогика». Деятельность виртуального объединения сопровождает научный руководитель, который осуществляет постановку целей и задач работы объединения, разработку плана проводимых мероприятий (в конце каждого учебного года научные руководители объединений собирают от участников методических объединений предложения, на основе которых определяются темы дистанционных семинаров, мастер-классов, телекоммуникационных инициатив на следующий учебный год), руководство проведением сетевых мероприятий (семинаров, проектов, конкурсов, конференций), консультирование участников методического объединения. Специалистами КУ «РИАЦ» выполняется техническое и информационное сопровождение, модерация представленных интернет-ресурсов. Виртуальное методическое объединение функционирует на сайте виртуальных методических объединений Омской области, созданном на базе открытой и достаточно простой в использовании системы управления контентом XOOPS.
Участниками виртуального методического объединения являются учителя, представители администрации школы, студенты-стажеры, проходящие практику в школе, преподаватели педагогического университета (Диких, 2018).
Организация научно-методического сопровождения учителей в контексте формирования ими функциональной грамотности обучающихся предполагает проведение серии вебинаров:
- вводный вебинар (постановка задач, определение проблемного поля, фиксация затруднений педагогов);
- модерационный вебинар-лекция на тему «Функциональная грамотность: виды и критерии ее измерения»;
- вебинар в формате презентационной площадки на тему «Лучшие практики формирования функциональной грамотности»;
- вебинары по запросу (в зависимости от конкретных дефицитов и образовательных запросов участников).
Несмотря на то, что рефлексия и анализ осуществляются на каждом из этапов, подведение промежуточных
итогов и анализ результатов составляют содержание отдельного, рефлексивно-аналитического, этапа научно-методического сопровождения. Анализируются достижения и трудности, проводится рефлексия с целью получения обратной связи о достигнутых результатах, их соответствии ожиданиям как со стороны педагогов, так и со стороны методистов, тьюторов. В завершение аналитического этапа составляется план дальнейшей методической работы, обсуждаются формы, перспективные для развития готовности педагогов к формированию функциональной грамотности обучающихся.
Как уже отмечалось, в нашей практике методического сопровождения основным запросом педагогов стало освоение принципов технологии тьюторского сопровождения формирования функциональной грамотности обучающихся.
Сопровождение как педагогический концепт рассмотрено во многих трудах педагогов. Сопровождать -значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать. Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого школьник совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия и корректирует действие ученика, если оно отклоняется от заданной нормы. Однако, если норму устанавливает сам сопровождаемый на основе своего жизненного опыта, культурных и индивидуальных особенностей, то необходим особый вид сопровождения -тьюторское. Руководствуясь научными взглядами Т. М. Ковалевой, тьюторское сопровождение мы понимаем как особое педагогическое сопровождение, в ходе которого осознаются и реализуются школьником собственные нормы, образовательные цели и задачи (Организация тьюторского сопровождения., 2009). Суть тьютор-ского сопровождения заключается в организации процесса формирования функциональной грамотности школьника на материале его реальной жизни (учебной, социальной и т.д.), в расширении его собственных возможностей, в подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения в образовании. Выделяют три вектора тьюторского сопровождения:
- социальный вектор: тьютор раскрывает образовательный потенциал окружающего социума, образовательных и иных учреждений, событий для проектирования и реализации школьником индивидуальной образовательной программы, маршрута, траектории;
- антропологический вектор: тьютор помогает школьнику овладеть техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, создает условия для саморазвития и самовоспитания, для раскрытия потенциальных возможностей и способностей;
- культурно-предметный вектор: тьютор раскрывает образовательный потенциал учебных предметов, помогает осуществить выбор курсов, заданий.
В аспекте тьюторского сопровождения важным является понимание того, что формирование функциональной грамотности - это нелинейный процесс. Все «новые грамотности» современного человека формируются на основе его субъектности и возникающих в жизни затруднений, предпочтений, запросов, включая образовательный. Поэтому важным для формирования функциональной грамотности школьника является развитие навыков самообразования и пребывания в непрерывном образовании - selfskШs (Ковалева, 2019; 2020). Тьютор, сопровождая школьника в создании и реализации его индивидуальной образовательной программы, формирует у него selfskШs - способность оформить свой образовательный запрос и реализовать свой конкретный выбор, т.е. формирует навыки личностного самоопределения, навыки создания себя. Именно эти навыки позволяют современному человеку успешно участвовать в разнообразных событиях быстро меняющегося мира. Межрегиональная тьюторская ассоциация под руководством Т. М. Ковалёвой разработала три группы тьютор-ских техник: 1) вопросные техники для прояснения образовательного запроса школьника, пути его продвижения к намеченной образовательной цели, обсуждаемые на тьюторских консультациях (тьюториалах); 2) организация тьюторских событий (например, технология «образовательное путешествие»); 3) личностно-ресурсное картирование, направленное на создание открытой образовательной среды (Дрюпина, 2021; Карпенкова, 2017; Крашенинникова, 2019; Ковалева, Климова, Лазарева и др., 2018; Тюмина, 2020; Чехунова, 2021).
Наш опыт показал, что именно эти три группы тьюторских техник могут выступать основой организации научно-методического сопровождения педагогов в части освоения тьюторства как способа формирования функциональной грамотности обучающихся. С одной стороны, методическая работа разворачивается от обсуждения затруднений, выявления профессиональных дефицитов учителей к созданию творческих междисциплинарных коллективов для разработки новых методических решений (примерные вопросники, обобщенные сценарии тьюториалов, образовательных событий, ресурсных карт и др.). С другой стороны, методическая работа нацелена на самоанализ, переосмысление с позиций тьюторского сопровождения распространённых
образовательных технологий, связанных с организацией проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников, развитием критического мышления, портфолио, рефлексией и др. Результатом научно-методического сопровождения педагогов должно стать распространение в школьной практике технологий тьюторского сопровождения, которое помогает школьнику разработать индивидуальную образовательную программу в развитии себя и своей функциональной грамотности, сконструировать ресурсные карты для её реализации, спроектировать для себя перспективные образовательные траектории.
Заключение
Подводя итоги, отметим, что формирование функциональной грамотности обучающихся является одной из основных задач современного образования, и подготовленность педагога к ее решению выступает определяющим фактором. Обобщение региональных практик по формированию функциональной грамотности обучающихся в соответствии с педагогическими концепциями ее формирования демонстрирует перспективность идей партисипативной концепции. Ориентация на субъектную позицию школьника, учёт его жизненного опыта, индивидуальных, культурных особенностей, индивидуального образовательного запроса через реализацию тьюторских техник выступает необходимым условием формирования функциональной грамотности. Вместе с тем, вторым условием является организация научно-методического сопровождения педагогов в сфере формирования функциональной грамотности школьников на основе диагностики профессиональных дефицитов педагогов и технологии тьюторского сопровождения.
Перспективы дальнейшего исследования связаны с экспериментальной проверкой выявленных педагогических условий формирования функциональной грамотности школьников, разработкой индивидуальных программ тьюторского сопровождения педагогов.
Финансирование | Funding
RU
Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания на выполнение фундаментальной НИР по теме «Методологические и лингводидактические основы формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» № 073-03-2021-027/2).
EN
The reported study was prepared as a part of realization of a government-commissioned task to carry out the fundamental research work on the topic "Methodological and linguodidactical basis of school students' fundamental functional literacy formation as a key to improve the quality of general education" (Additional agreement between the Ministry of Education of the Russian Federation and Omsk State Pedagogical University № 073-03-2021-027/2).
Источники | References
1. Авдашкин А. А., Пасс А. А. Подходы к определению понятия «качество образования» // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. 2018. № 2 (5).
2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира / пер. с англ. // Вопросы образования. 2008. № 3.
3. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1. № 4 (61).
4. Выявление и преодоление профессиональных затруднений педагогов Республики Коми: методические рекомендации / авт.-сост. М. А. Габова, О. А. Кирпичева. Сыктывкар: КРИРО, 2018.
5. Диких Э. Р. Взаимодействие педагогического вуза и школы в рамках виртуального методического объединения: опыт Омского государственного педагогического университета // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 3 (27).
6. Дроботенко Ю. Б., Назарова Н. А. Обзор психолого-педагогических концепций формирования функциональной грамотности обучающихся // Вестник Оренбургского государственного университета. 2021. № 5.
7. Дрюпина А. В. Из опыта работы университетской школы: проектная работа тьюторов и педагогов как средство получения метапредметных результатов учащимися // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
8. Карпенкова И. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребёнка с особенностями развития: курс лекций. М.: Солнечный мир, 2017.
9. Ковалева Т. М. Связь компетентности и грамотности в работе педагога современной школы, ориентированной на дальнейшее непрерывное образование человека (на примере коммуникативной компетентности и futures-грамотности) // Непрерывное образование в контексте идеи будущего: новая грамотность: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (г. Москва, 18-19 июня 2020 г.). М., 2020.
10. Ковалева Т. М. Создание образовательных ситуаций в работе тьютора и формирование selfskills // Тьютор-ство в открытом образовательном пространстве: образовательная ситуация и тьюторская деятельность: материалы XII Международной научно-практической конференции (29-30 октября 2019 г.). М., 2019.
11. Ковалева Т. М., Климова Т. А., Лазарева Л. И., Митрошина Т. М., Тюмина М. В. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора. И не только.: коллективная монография. М.: Ресурс, 2018.
12. Крашенинникова Л. В. Навигатор по образовательным ресурсам для тьюторов и преподавателей: методические рекомендации для тьюторов, студентов и аспирантов, преподавателей вузов и системы ДПО. М.: Ресурс, 2019.
13. Лацко Н. А., Авдеева Е. Н., Пихота О. В. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области // Сахалинское образование - XXI век. 2020. № 1.
14. Назарова Н. А. Развитие функциональной грамотности студентов педагогического вуза в условиях гуманитаризации образовательного процесса: дисс. ... к. пед. н. Омск, 2007.
15. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027
16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/36698/
17. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
18. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. 2015. URL: https://ru.unesco.org/gem-report/node/832
19. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора / науч. ред. Т. М. Ковалева. М.: АПКиППРО, 2009.
20. Тюмина М. В. Техники интерактивного вопрошания как средство проявления и укрепления профессиональной тьюторской позиции // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» - развитие личности; становление субъектности; формирование selfskills. М.: Ресурс, 2020.
21. Функциональная грамотность младшего школьника / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник, 2018.
22. Чехунова А. И. Тьюторское сопровождение младших школьников в рамках образовательного путешествия // Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2021.
23. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. P.: OECD Publishing, 2019.
Информация об авторах | Author information
RU
Диких Элина Радиковна1, к. пед. н., доц. Зарипова Елена Игоревна2, к. пед. н., доц. Макарова Наталья Станиславовна3, д. пед. н., доц. 1 2 3 Омский государственный педагогический университет
EN
Dikikh Elina Radikovna1, PhD Zaripova Elena Igorevna2, PhD Makarova Natalya Stanislavovna3, Dr
1 2' 3 Omsk State Pedagogical University
1 [email protected], 2 [email protected], 3 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 15.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.
Ключевые слова (keywords): функциональная грамотность; качество общего образования; профессиональный дефицит учителей; методическое сопровождение; тьюторское сопровождение; functional literacy; quality of general education; professional deficits of teachers; methodological support; tutorial support.