Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ'

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / СУРДОПЕДАГОГИКА / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА / ЛОГОПЕДИЯ / НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ДЕТСКАЯ РЕЧЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Любимов Михаил Львович, Приходько Оксана Георгиевна, Филатова Ирина Александровна, Захарова Марина Олеговна

Статья посвящена вопросу психолого - педагогической диагностики функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи. В образовательных программах для детей с нарушениями слуха и речи основное внимание уделяется развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, что связано с трудностями обучающихся в коммуникации с окружающими. Известно, что развитие интегративных компонентов функциональной грамотности возможно лишь в условиях целенаправленного педагогического воздействия с учетом особенностей интеллектуального и речевого развития каждого ученика. Авторами рассмотрена специфика формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, показана необходимость диагностики уровня ее развития. Анализ результатов исследования выявил, что дети указанной категории имеют трудности в формировании и развитии стандартных форм межличностных отношений, затрудняются в применении знаний, полученных в процессе своего обучения, в поиске необходимой информации и ее осмыслении. Для полноценного освоения образовательной программы учеником педагогу необходимо оценить актуальный уровень его функциональной грамотности и выявить потенциальные возможности. Описана авторская модель психолого - педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая включает семантический, содержательный и оценочный блоки. Представлены критерии диагностической оценки педагогом развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей изучаемой категории. Статья направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области диагностики и развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Любимов Михаил Львович, Приходько Оксана Георгиевна, Филатова Ирина Александровна, Захарова Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF INTEGRATIVE COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY IN CHILDREN WITH HEARING AND SPEECH IMPAIRED

The article is devoted to the issue of psychological and pedagogical diagnostics of functional literacy in children with hearing and speech impairments. In educational programs for children with hearing and speech impairments, the main attention is paid to the development of integrative components of functional literacy, which is associated with the difficulties of students in communicating with others. It is known that the development of integrative components of functional literacy is possible only under the conditions of purposeful pedagogical influence, taking into account the peculiarities of the intellectual and speech development of each student. The authors considered the specificity of the formation of functional literacy in children with hearing and speech impairments, and showed the need to diagnose the level of its development. The analysis of the research results revealed that children of this category have difficulties in the formation and development of standard forms of interpersonal relations, find it difficult to apply the knowledge gained in the process of their learning, in the search for the necessary information and its comprehension. For a full - fledged mastering of the educational program by a student, a teacher needs to assess the current level of his functional literacy and identify potential opportunities. The author’s model of psychological and pedagogical diagnostics of integrative components of functional literacy in children with hearing and speech impairments is described, which includes semantic, content and evaluative blocks. Criteria for the diagnostic assessment of the development of integrative components of functional literacy in children of the studied category are presented. The article is aimed at improving the professional competencies of teachers in the field of diagnostics and development of integrative components of functional literacy in children with hearing and speech impairments.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376.37:376.356:37.015.3 DOI 10.26170/2079-8717_2021 _04_17

ББК Ч457+Ч452 ГРНТИ 14.29.09 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03

Любимов Михаил Львович,

кандидат психологических наук, директор Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет; 121151, Россия, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24; e-mail: LyubimovML@mgpu.ru

Приходько Оксана Георгиевна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института специального образования и психологии, Московский городской педагогический университет; 121151, Россия, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24; e-mail: PrihodkoOG@mgpu.ru

Филатова Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, директор Института специального образования, заведующий кафедрой логопедии и клиники дизонтогенеза, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: filatova@uspu.me

Захарова Марина Олеговна,

заместитель директора Центра диагностики и консультации «Благо» Института непрерывного образования, Московский городской педагогический университет; 121151, Россия, г. Москва, Кутузовский пр-т, 24

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕГРАТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА И РЕЧИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психолого-педагогическая диагностика; сурдопедагогика; нарушения слуха; дети с нарушениями слуха; логопедия; нарушения речи; дети с нарушениями речи; детская речь; функциональная грамотность; интегративные компоненты; модели психолого-педагогической диагностики; методы диагностики.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена вопросу психолого-педагогической диагностики функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи. В образовательных программах для детей с нарушениями слуха и речи основное внимание уделяется развитию интегративных компонентов функциональной грамотности, что связано с трудностями обучающихся в коммуникации с окружающими. Известно, что развитие интегративных компонентов функциональной грамотности возможно лишь в условиях целенаправленного педагогического воздействия с учетом особенностей интеллектуального и речевого развития каждого ученика. Авторами рассмотрена специфика формирования функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, показана необходимость диагностики уровня ее развития. Анализ результатов исследования выявил, что дети указанной категории имеют трудности в формировании и развитии стандартных форм межличностных отношений, затрудняются в применении знаний, полученных в процессе своего обучения, в поиске необходимой информации и ее осмыслении. Для полноценного освоения образовательной программы учеником педагогу необходимо оценить актуальный уровень его функциональной грамотности и выявить потенциальные возможности. Описана авторская модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая включает семантический, содержательный и оценочный блоки. Представлены критерии диагностической оценки педагогом развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей изучаемой категории. Статья направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области диагностики и развития интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Любимов, М. Л. Модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, И. А. Филатова, М. О. Захарова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2021. - № 4. - С. 142-147. - DOI: 10.2б170/2079-8717_2021_04_17.

Lyubimov Mikhail L'vovich,

Candidate of Psychology, Head of the Center for Diagnostics and Counseling "Blago" of the Institute of Continuing Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

Prikhod'ko Oksana Georgievna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Director of the Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

Filatova Irina Aleksandrovna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Director of the Institute of Special Education, Head of the Department of Speech Therapy and Clinic of Dysontogenesis, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Zakharova Marina Olegovna,

Deputy Head of the Center for Diagnostics and Counseling "Blago" of the Institute of Continuing Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia

MODEL OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS OF INTEGRATIVE COMPONENTS OF FUNCTIONAL LITERACY IN CHILDREN WITH HEARING AND SPEECH IMPAIRED

KEYWORDS: psychological and pedagogical diagnostics; surdopedagogy; hearing impairment; children with hearing impairments; speech therapy; speech disorders; children with speech impairments; children's speech; functional literacy; integrative components; models of psychological and pedagogical diagnostics; diagnostic methods.

ABSTRACT. The article is devoted to the issue of psychological and pedagogical diagnostics of functional literacy in children with hearing and speech impairments. In educational programs for children with hearing and speech impairments, the main attention is paid to the development of integrative components of functional literacy, which is associated with the difficulties of students in communicating with others. It is known that the development of integrative components of functional literacy is possible only under the conditions of purposeful pedagogical influence, taking into account the peculiarities of the intellectual and speech development of each student. The authors considered the specificity of the formation of functional literacy in children with hearing and speech impairments, and showed the need to diagnose the level of its development. The analysis of the research results revealed that children of this category have difficulties in the formation and development of standard forms of interpersonal relations, find it difficult to apply the knowledge gained in the process of their learning, in the search for the necessary information and its comprehension. For a full-fledged mastering of the educational program by a student, a teacher needs to assess the current level of his functional literacy and identify potential opportunities. The author's model of psychological and pedagogical diagnostics of integrative components of functional literacy in children with hearing and speech impairments is described, which includes semantic, content and evaluative blocks. Criteria for the diagnostic assessment of the development of integrative components of functional literacy in children of the studied category are presented. The article is aimed at improving the professional competencies of teachers in the field of diagnostics and development of integrative components of functional literacy in children with hearing and speech impairments.

FOR CITATION: Lyubimov, M. L., Prikhod'ko, O. G., Filatova, I. A., Zakharova, M. O. (2021). Model of Psychological and Pedagogical Diagnostics of Integrative Components of Functional Literacy in Children with Hearing and Speech Impaired. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 142-147. DOI: 10.26I70/2079-8717_2021_04_17.

Феномен «функциональная грамотность» в настоящее время пребывает на пике популярности не только в системе образования, но и завоевывает ведущие позиции в разных областях человеческой деятельности. Будучи универсальной частью культуры, данное явление влияет на изменения подходов как в индивидуальной, так и в общественной духовной и материальной культуре, имея ключевую роль в организации системы практических действий человека в разных видах деятельности [5; 13].

Термин «функциональная грамотность» исследователи интерпретируют по-разному. В данной статье мы придерживались мнения А. А. Леонтьева, который полагал, что функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [9]. Авторами выделяются различные формы функциональной грамотности: общая грамотность, грамотность в области практического использования информационно-коммуникативных технологий, читательская грамотность, грамотность в процессе коммуникации, произносительная грамот-

ность, грамотность поведения в быту, в условиях опасности и чрезвычайных ситуаций и т. д. [1; 2; 11; 12]. Анализ источников показал, что имеются разработанные программы формирования и совершенствования функциональной грамотности, оценочные средства и измерительные материалы, направленные на выявление уровня развития функциональной грамотности у школьников, обучающихся колледжей и вузов (Ю. Н. Гостева [4]; Г. А. Цукерман [14]).

Следует отметить, что в федеральных государственных образовательных стандартах используется понятие «результат образования», в то же время многие исследования, опирающиеся на идеи и инструментарий международного исследования PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), оперируют термином «функциональная грамотность». По нашему мнению, понятия «функциональная грамотность» и «результаты образования» не исключают, а дополняют друг друга. Понятие «функциональная грамотность» имеет отношение не к наименованию грамотности (компетенций), а к их содержанию - знать и применять.

Проблематика, связанная с различными вопросами функциональной грамотности или, наоборот, неграмотности, без-

© Любимов М. Л., Приходько О. Г., Филатова И. А., Захарова М. О., 2021

условно, затрагивает и категории людей с особыми образовательными потребностями, в том числе категорию детей с нарушениями слуха и речи. Такие обучающиеся, независимо от условий своего обучения (специальная или инклюзивная система образования), в познании и в общении «зависят» от уровня своего речевого развития и существенно нуждаются в специальном обучении, направленном на развитие функциональной грамотности в области применения речевых и языковых средств.

Понятие «функциональная грамотность» рассматривается нами как совокупность двух групп компонентов - интегра-тивных и предметных [8]. Современные исследования показывают недостаточное владение обучающимися с особыми образовательными потребностями интегративными компонентами функциональной грамотности, что создает значительные трудности в обучении детей предметным компонентам и замедляет их познавательное развитие. Обучающиеся с нарушениями слуха и речи имеют нарушения функций, обеспечивающих целостную работу сенсорной системы, которая является базовым источником получения информации. Дети этой категории испытывают трудности формирования и развития стандартных форм межличностных контактов, нуждаются в различных видах коррекционной помощи.

Специальная педагогическая практика показывает, что у «особых» обучающихся имеется потребность в исходных схемах общения, которые задает учитель (Г. А. Цукер-ман, А. Л. Венгер [15]). Такое поведение связано с тем, что из-за трудностей процесса общения на уровне «передача - восприятие» обучающимся с нарушениями в развитии легче привыкнуть к одному взрослому человеку (педагогу, который мог бы координировать их восприятие информации и способствовать пониманию сказанного) и получать информацию у него. Из-за психофизических недостатков и трудностей их компенсации обучающийся с нарушениями речи и слуха зависит от системы обучения, которая обеспечивает традиционную триаду диалога: инициация - в форме вопроса, задания педагога; инициированное действие - ответ обучающегося на вопрос или задание педагога; заключение - педагогическая оценка и коррекция результата. Переход к коммуникации с другими людьми для таких обучающихся часто бывает затруднителен в силу нарушения данной схемы [7].

В специальной педагогике разработаны психолого-педагогические типологии обучающихся с особыми образовательными потребностями, учитывающие уровень их речевого развития. К ним относятся клас-

сификации детей с нарушением слуха Р. М. Боскис [3] и детей с первичным нарушением речи Р. Е. Левиной [6]. Авторы подчеркивают, что типологическая специфика обучающихся требует специально организованного обучения речи и формирования ее функций. Обучающиеся с нарушениями слуха и речи также имеют определенные психологические особенности, которые характеризуются тремя основными аспектами: специфически индивидуальным состоянием умственного развития, эмоционально-волевой сферы и коммуникативных свойств личности. Психологические факторы и уровень развития речи обучающихся определяют возможности развития интеграционных компонентов функциональной грамотности.

Исходя из особенностей психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха или детей с нарушениями речи, уровня развития их речи (как средства общения и как средства познания), обучение интегративным компонентам функциональной грамотности предполагает разработку технологии ее формирования. На основании анализа исследований М. Ю. Олешков, В. М. Уварова [11] можно определить следующие технологические блоки формирования функциональной грамотности:

1 блок - диагностический (подразумевает выявление наличия/отсутствия основы для формирования компонентов функциональной грамотности);

2 блок - систематизирующий (предполагает организационное построение единой системы обучения функциональной грамотности);

3 блок - содержательный (подразумевает описание механизмов реализации системы обучения функциональной грамотности);

4 блок - оценочный (предполагает оценку результатов работы по формированию функциональной грамотности).

Коллективом авторов была поставлена исследовательская задача содержательного наполнения диагностического блока формирования функциональной грамотности. Для решения этой задачи была разработана и апробирована модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая включала следующие структурные компоненты: семантический, содержательный и оценочный. Семантический компонент был направлен на систематизацию представлений об интегративных компонентах функциональной грамотности; содержательный компонент включал разработку и реализа-

цию программы диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи; оценочный компонент предполагал выделение показателей и уровней сформированности интегративных компонентов функциональной грамотности у обучающихся.

С целью определения сущности семантического компонента модели был проведен анализ источников, который показал, что к интегративным компонентам функциональной грамотности многие исследователи относят коммуникативную, информационную и социальную грамотность. Данные интегративные компоненты могут формироваться на любом предметном содержании функциональной грамотности. К предметным компонентам относят, как правило, компоненты, соответствующие школьным дисциплинам (например, языковая, литературная, математическая, естественнонаучная функциональная грамотность) [8]. Таким образом, для диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности нами были определены коммуникативный, информационный и социальный компоненты.

Коммуникативный компонент функциональной грамотности взаимосвязан с развитием речи и языка. Качество коммуникации во многом зависит от коммуникативного опыта, который ограничен у детей с нарушениями слуха и речи. Коммуникативный компонент функциональной грамотности предполагает потребность в общении, наличие языковых средств и умение использовать эти средства в различных ситуациях коммуникации. При диагностике этого компонента функциональной грамотности необходимо изучать самостоятельную речь обучающегося, речь на основе образца педагога, родителей, используя разнообразные цели и средства ситуаций общения. Следует обратить внимание на то, что изучается не только устная, но и письменная речь ученика. При работе используются списывание готового текста в тетрадь, написание текстовых сообщений с помощью опорных карточек-слов и т. д.

Информационный компонент функциональной грамотности характеризуется определением информационных потребностей ученика, его умением осуществлять необходимые поисковые действия, анализ и переработку информации. Для этого компонента функциональной грамотности важны основные мыслительные операции классифика-

ции, обобщения, сравнения, анализа, которые часто не сформированы в должной мере у детей с нарушениями слуха и зрения из-за вторичного снижения познавательной деятельности. Информационный компонент тесно связан с процессом осмысленного чтения, что требует специального изучения читательской грамотности ученика с особыми образовательными потребностями, поскольку многие дети этой категории зависимы от наглядных способов усвоения материала.

Социальный компонент функциональной грамотности предполагает владение обучающимся правилами, навыками поведения в социокультурной среде. Данный компонент может изучаться при наблюдении за поведением ребенка в микросоциальных группах - в семье, группе, классе, при организации разнообразной деятельности детей в различных условиях жизни [10]. Изучение социальной грамотности предполагает оценку знания обучающимся норм и правил поведения, ценностных установок государства, общества и личности, понимания им последствий своего поведения и поведения окружающих, умения выбирать наиболее оптимальные и правильные решения и действия в различных социальных ситуациях с учетом собственных возможностей.

Для наполнения содержательного компонента модели была разработана и реализована программа диагностики выделенных интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которая предполагала реализацию следующих психолого-педагогических направлений:

- сбор анамнестических данных, условия получения образования обучающимся (специальные или инклюзивные);

- диагностика высших психических процессов (восприятия различной модальности, памяти, внимания, мышления, речи);

- диагностика коммуникативного компонента функциональной грамотности;

- диагностика информационного компонента функциональной грамотности;

- диагностика социального компонента функциональной грамотности.

В процессе разработки и апробации оценочного компонента модели диагностики были выделены показатели и уровни сформированности интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи, которые представлены в таблице.

Таблица

Показатели и уровни сформированности интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи

Показатели интегративных компонентов функциональной грамотности Уровни сформированности интегративных компонентов функциональной грамотности

Низкий Средний Высокий

Коммуникативный компонент

1. Способность действовать автономно и рефлексивно с учетом жизненной ситуации, учебного процесса и повседневных задач + + +

2. Способность целесообразного использования языковых средств (использование интерактивного языка символов, текстов) + +

3. Готовность к анализу и оценке коммуникативной деятельности в гетерогенных группах +

Информационный компонент

1. Осознание необходимости получения новой информации + + +

2. Способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации + +

3. Способность к эффективному поиску информации в соответствии с учебной задачей / житейской ситуацией +

Социальный компонент

1. Готовность успешно приспосабливаться к различным социальным ситуациям (защита своих прав) + + +

2. Готовность к элементарному планированию и реализации своих интересов + +

3. Готовность нести ответственность за свою деятельность +

Модель психолого-педагогической диагностики интегративных компонентов функциональной грамотности у детей с нарушениями слуха и речи была апробирована в образовательных организациях г. Москвы и в Центре диагностики и консультации «Благо» Московского городского педагогического университета. Всего в апробации приняли участие 40 младших школьников с нарушениями слуха и речи. Экс-

пертную оценку результатов апробации осуществляли педагогические работники, имеющие опыт работы в общеобразовательных организациях коррекционной направленности. Представленные материалы могут быть полезны специалистам, занимающимся вопросами диагностики и развития интегра-тивных компонентов функциональной грамотности у детей с особыми образовательными потребностями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Байгужина, С. Х. Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики: использование опыта японской школы / С. Х. Байгужина // Вестник «9РЛЕУ» - КЗТ. - 2016. - № 3 (13). -С. 94-97.

2. Борщевская, А. Ю. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования / А. Ю. Борщевская // Наука и школа. - 2021. - № 1. - С. 199-208.

3. Боскис, Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.

4. Гостева, Ю. Н. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю. Н. Гостева, М. И. Кузнецова, Л. А. Рябинина, Г. А. Сидорова, Т. Ю. Чабан // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1, № 4 (61). - С. 34-57.

5. Крылова, Ю. А. Проблема формирования функциональной грамотности российских школьников / Ю. А. Крылова // Перспективы развития математического образования в Твери и Тверской области : материалы научно-практической конференции. - Тверь, 2017. - С. 147-154.

6. Левина, Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. - М., 1951. - 119 с.

7. Любимов, М. Л. Интерактивные технологии речевого развития детей с ОВЗ / М. Л. Любимов, Е. В. Белобородова, М. О. Захарова. - Текст : электронный // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития : сборник научных статей по материалам I Международной научно-

практической конференции (Россия, г. Москва, 6-7 апреля 2018 года). - М. : МГПУ ; ООО «А-Приор», 2018. - URL: https://ino.mgpu.ru/articles/itogi-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-nepreryvnoe-obrazovanie-effektivnye-praktiki-i-perspektivy-razvitiya/.

8. Любимов, М. Л. Формирование функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе развития проектной деятельности / М. Л. Любимов, О. Г. Приходько, М. О. Захарова, А. А. Мокс // Специальное образование. - 2020. - № 2. - С. 73-93.

9. Педагогика здравого смысла : сб. материалов / под науч. ред. А. А. Леонтьева. - М. : Баласс ; Изд. дом РАО, 2003. - 368 с.

10. Сапольски, Р. Игры тестостерона и другие вопросы биологии поведения : пер. с англ. / Р. Саполь-ски. - М. : Альпина нон-фикшн, 2021. - 322 с.

11. Словари и энциклопедии. Педагогика. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М. : Компания Спутник+, 2006. - 191 с.

12. Филатова, И. А. Формирование функциональной произносительной грамотности : учебно-методическое пособие / И. А. Филатова ; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2020. - 68 с.

13. Флях, А. В. Функциональная грамотность - необходимое условие успешной адаптации человека в обществе / А. В. Флях / / Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР-2016) : материалы III Международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Изд-во СГУПСа,

2017. - С. 332-335.

14. Цукерман, Г. А. Оценка читательской грамотности. Материалы к обсуждению / Г. А. Цукерман. -М. : РАО, 2010. - 67 с.

15. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности / Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер. - 2-е изд. -М. : Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2015. - С. 26.

REFERENCES

1. Baiguzhina, S. Kh. (2016). Razvitie funktsional'noi gramotnosti uchashchikhsya na urokakh matematiki: ispol'zovanie opyta yaponskoi shkoly [Development of Functional Literacy of Students in Mathematics Lessons: Using the Experience of the Japanese School]. In Vestnik «0RLEU» — KST. No. 3 (13), pp. 94-97.

2. Borshchevskaya, A. Yu. (2021). Funktsional'naya gramotnost' v kontekste sovremennogo etapa razvitiya obrazovaniya [Functional Literacy in the Context of the Current Stage of Education Development]. In Nauka i shkola. No. 1, pp. 199-208.

3. Boskis, R. M. (2004). Glukhie i slaboslyshashchie deti [Deaf and Hard of Hearing Children]. Moscow, Sovetskii sport. 304 p.

4. Gosteva, Yu. N., Kuznetsova, M. I., Ryabinina, L. A., Sidorova, G. A., Chaban, T. Yu. (2019). Teoriya i praktika otsenivaniya chitatel'skoi gramotnosti kak komponenta funktsional'noi gramotnosti [Theory and Practice of Reading Literacy Assessment as a Component of Functional Literacy]. In Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. Vol. 1. No. 4 (61), pp. 34-57.

5. Krylova, Yu. A. (2017). Problema formirovaniya funktsional'noi gramotnosti rossiiskikh shkol'nikov [The Problem of Formation of Functional Literacy of Russian Schoolchildren]. In Perspektivy razvitiya matematicheskogo obrazovaniya v Tveri i Tverskoi oblasti: materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tver, pp. 147-154.

6. Levina, R. E. (1951). Opyt izucheniya negovoryashchikh detei (alalikov) [The Experience of Studying Non-Speaking Children (Alalyks)]. Moscow. 119 p.

7. Lyubimov, M. L., Beloborodova, E. V., Zakharova, M. O. (2018). Interaktivnye tekhnologii rechevogo razvitiya detei s OVZ [Interactive Technologies of Speech Development for Children with Disabilities]. In Nepre-ryvnoe obrazovanie: effektivnye praktiki i perspektivy razvitiya: sbornik nauchnykh statei po materialam I Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Rossiya, g. Moskva, 6—7 aprelya 2018 goda). Moscow, MGPU, OOO «А-Prior». URL: https://ino.mgpu.ru/articles/itogi-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-nepreryvnoe-obrazovanie-effektivnye-praktiki-i-perspektivy-razvitiya/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Lyubimov, M. L., Prikhod'ko, O. G., Zakharova, M. O., Moks, A. A. (2020). Formirovanie funktsional'noi gramotnosti u detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya na osnove razvitiya proektnoi deyatel'nosti [Formation of Functional Literacy in Children with Disabilities Based on the Development of Project Activities]. In Spetsial'noe obrazovanie. No. 2, pp. 73-93.

9. Leont'ev, A. A. (Ed.). (2003). Pedagogika zdravogo smysla [Common Sense Pedagogy]. Moscow, Balass, Izdatel'skii dom RAO. 368 p.

10. Sapol'ski, R. (2021). Igry testosterona i drugie voprosy biologii povedeniya [Testosterone Games and Other Behavioral Biology Issues]. Moscow, Al'pina non-fikshn. 322 p.

11. Oleshkov, M. Yu., Uvarov, V. M. (2006). Slovari i entsiklopedii. Pedagogika. Sovremennyi obra-zovatel'nyi protsess, osnovnye ponyatiya i terminy [Dictionaries and Encyclopedias. Pedagogy. Modern Educational Process, Basic Concepts and Terms]. Moscow, Kompaniya Sputnik+. 191 p.

12. Filatova, I. A. (2020). Formirovanie funktsional'noi proiznositel'noi gramotnosti [Formation of Functional Pronunciation Literacy]. Ekaterinburg. 68 p.

13. Flyakh, A. V. (2017). Funktsional'naya gramotnost' - neobkhodimoe uslovie uspeshnoi adaptatsii che-loveka v obshchestve [Functional Literacy is a Prerequisite for Successful Adaptation of a Person in Society]. In Problemy antikrizisnogo upravleniya i ekonomicheskogo razvitiya (PAUER-2016): materialy III Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Novosibirsk, Izdatel'stvo SGUPSa, pp. 332-335.

14. Tsukerman, G. A. (2010). Otsenka chitatel'skoi gramotnosti. Materialy k obsuzhdeniyu [Reader Literacy Assessment. Materials for Discussion]. Moscow, RAO. 67 p.

15. Tsukerman, G. A., Venger, A. L. (2015). Razvitie uchebnoi samostoyatel'nosti [Development of Educational Independence]. 2nd edition. Moscow, Nekommercheskoe partnerstvo «Avtorskii klub», p. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.