Научная статья на тему 'Формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий'

Формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самообразование / дистанционные технологии / студент. / self-education / distance technologies / student.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Б. Бакашева, Л. Ш. Гамидов

В статье изучен процесс формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий. Сделан вывод о том, что эффективность использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы подтверждается совокупностью положительных факторов, таких как обеспечение мобильности студентов и преподавателей, доступность большого количества профессионально необходимой качественной информации, формирование у студента внутренней положительной мотивации к учению, повышение уровня самоорганизации как результата самообразования, формирование ИКТ-компетенции у всех субъектов учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. Б. Бакашева, Л. Ш. Гамидов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-EDUCATION USING REMOTE TECHNOLOGIES

The article studies the process of formation of students’ readiness for self-education using distance technologies. It is concluded that the effectiveness of the use of distance technologies in the educational process of higher education is confirmed by a combination of positive factors, such as: ensuring the mobility of students and teachers, the availability of a large amount of professionally necessary quality information, the formation of a student’s internal positive motivation for learning, increasing the level of self-organization as a result of self-education, the formation of ICT competency in all subjects of the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий»

удовлетворенность программой и элективным курсом, испытуемые оценили комфортность «живого» озвучивания. Учитывая, что дети с нарушениями зрения в основном обучаются через слух, данная оценка является немаловажным фактором. Программа «АПРОЛ» повлияла на качество усвояемости учебного материала, вызвала у учащихся интерес, доступность изучаемого материала, явилась мотивирующим фактором.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что адаптивные свойства способствовали саморазвитию и усвоению учебного материала, стимулировали учебный процесс, которые повлияли на результат продвижения в знаниях.

Для всестороннего развития и обучения детей с проблемами зрения рельефно-точечный шрифт Брайля необходим, равно как необходимы зрячим людям буквенные, цифровые и другие знаковые обозначения. Поэтому использо-

Библиографический список

вание ИКТ следует рассматривать как дополнительные средства, расширяющие возможности учебного процесса.

Разработка адаптивных учебных программ с привлечением средств ИКТ, способствующих качественному усвоению учебного материала, требующих минимального необходимого набора компьютерных тифлосредств, будет дополнительным решением в данной проблемной ситуации. Неоспоримым преимуществом предлагаемой методики является ее доступность и простота в использовании, что, возможно, будет оценено с расширением и внедрением авторами новых обучающих программ по данной методике.

Данная авторская методика обеспечивает новый алгоритм навигации работы по обучающей программе, который в дальнейшем может быть применен для разработки аналогичных обучающих программ по другим дисциплинам и иностранным языкам.

1. Петрова В. Жизнь вслепую. Studen-online.ru: студенческая газета «Студень». Available at: http://studen-online.ru/society/1051/

2. Швецов В.И., Рощина М.А. Компьютерные тифлотехнологии в социальной интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2007.

3. Компьютерная программа экранного доступа NVDA (Non Visual Desktop Access). Available at: https://www.nvaccess.org

4. Tatyankina A. Мир и интерфейс в восприятии незрячих. Vc.ru: интернет-платформа. Available at: https://vc.ru/design/32986-mir-i-interfeys-v-vospriyatii-nezryachih

5. Компьютерная программа экранного доступа Jaws for Windows. Available at: http://www.freedomscientific.com/

6. Довыденков В. Введение, или о синтезе речи просто и понятно. Jaws.tiflocomp.ru: интернет-сайт по настройке компьютерных программ для незрячих. Available at: http://jaws.tiflocomp.ru/synths/intro.php

7. Соколов В.В. Современные тифлотехнические средства, применяемые в обучении детей с глубокими нарушениями зрения. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: материалы II Международной научно-практической конференции, 26 - 28 июня, Москва, 2013, 2013: 501 - 503.

8. Хамадеева РХ., Большакова Н.Л., Испулова С.Н. Организация обучения и воспитания в школе-интернате для слабовидящих и слепых детей. Современные наукоемкие технологии. 2018; № 7: 214 - 218.

9. Слепая печать — история, основы, мотивация. Слепая-печать.рф: интернет-сайт, посвященный слепой печати. Available at: https://xn----7sbbrc6a3acms7c6c6a.xn--p1ai/desjatipalcevyj-metod/

10. Шахиджанян В.В. Соло на пишущей машинке. Москва: СП «Вся Москва», 1992.

11. Егоров П.Р, Егорова Г.Ф. Северо-Восточный научно-инновационный центр развития инклюзивного образования - ресурсный центр Якутии. Вестник СВФУ. 2015; Т. 12, № 2: 111 - 118.

12. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки России от 19.12.2014 N 1598 (зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847). Available at: http://base. garant.ru/70862366/#ixzz5gbvBm5Tb

13. Афанасьев В.А., Николаев А.И. Современные компьютерные тифлотехнические и программные средства, способствующие адаптации обучающихся с проблемами зрения. Инновационная педагогическая деятельность в обучении иностранным языкам и культуре. Москва: Издательский дом Академии Естествознания, 2019.

References

1. Petrova V. Zhizn' vslepuyu. Studen-online.ru: studencheskaya gazeta «Studen'». Available at: http://studen-online.ru/society/1051/

2. Shvecov V.I., Roschina M.A. Komp'yuternye tiflotehnologii v social'noj integracii lic s glubokimi narusheniyami zreniya. Nizhnij Novgorod: Izdatel'stvo Nizhegorodskogo gosuniversiteta, 2007.

3. Komp'yuternaya programma 'ekrannogo dostupa NVDA (Non Visual Desktop Access). Available at: https://www.nvaccess.org

4. Tatyankina A. Mir i interfejs v vospriyatii nezryachih. Vc.ru: internet-platforma. Available at: https://vc.ru/design/32986-mir-i-interfeys-v-vospriyatii-nezryachih

5. Komp'yuternaya programma 'ekrannogo dostupa Jaws for Windows. Available at: http://www.freedomscientific.com/

6. Dovydenkov V. Vvedenie, ili o sinteze rechi prosto i ponyatno. Jaws.tiflocomp.ru: internet-sajt po nastrojke komp'yuternyh programm dlya nezryachih. Available at: http://jaws. tiflocomp.ru/synths/intro.php

7. Sokolov V.V. Sovremennye tiflotehnicheskie sredstva, primenyaemye v obuchenii detej s glubokimi narusheniyami zreniya. Inklyuzivnoe obrazovanie: prakiika, issledovaniya, metodologiya: materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 - 28 iyunya, Moskva, 2013, 2013: 501 - 503.

8. Hamadeeva R.H., Bol'shakova N.L., Ispulova S.N. Organizaciya obucheniya i vospitaniya v shkole-internate dlya slabovidyaschih i slepyh detej. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2018; № 7: 214 - 218.

9. Slepaya pechat' - istoriya, osnovy, motivaciya. Slepaya-pechat'.rf: internet-sajt, posvyaschennyj slepoj pechati. Available at: https://xn----7sbbrc6a3acms7c6c6a.xn--p1ai/ desjatipalcevyj-metod/

10. Shahidzhanyan V.V. Solo na pishuschej mashinke. Moskva: SP «Vsya Moskva», 1992.

11. Egorov P.R., Egorova G.F. Severo-Vostochnyj nauchno-innovacionnyj centr razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya - resursnyj centr Yakutii. Vestnik SVFU. 2015; T. 12, № 2: 111 - 118.

12. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya obuchayuschihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 19.12.2014 N 1598 (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 03.02.2015 N 35847). Available at: http://base.garant. ru/70862366/#ixzz5gbvBm5Tb

13. Afanas'ev V.A., Nikolaev A.I. Sovremennye komp'yuternye tiflotehnicheskie i programmnye sredstva, sposobstvuyuschie adaptacii obuchayuschihsya s problemami zreniya. Innovacionnaya pedagogicheskaya deyatel'nost' v obuchenii inostrannym yazykam i kul'ture. Moskva: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznaniya, 2019.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 378 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10139

Bakasheva A.B., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematical Analysis, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: bakasheva.63.@mail.ru

Gamidov L.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Programming and Infocommunication Technologies, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: Gls2209@yandex.ru

FORMATION OF STUDENTS READINESS FOR SELF-EDUCATION USING REMOTE TECHNOLOGIES. The article studies the process of formation of students' readiness for self-education using distance technologies. It is concluded that the effectiveness of the use of distance technologies in the educational process of higher education is confirmed by a combination of positive factors, such as: ensuring the mobility of students and teachers, the availability of a large amount of professionally necessary quality information, the formation of a student's internal positive motivation for learning, increasing the level of self-organization as a result of self-education, the formation of ICT competency in all subjects of the educational process.

Key words: self-education, distance technologies, student.

А.Б. Бакашева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: bakasheva.63.@mail.ru

Л.Ш. Гамидов, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», E-mail: Gls2209@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье изучен процесс формирования готовности студентов к самообразованию с использованием дистанционных технологий. Сделан вывод о том, что эффективность использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы подтверждается совокупностью положительных факторов, таких как обеспечение мобильности студентов и преподавателей, доступность большого количества профессионально необходимой качественной информации, формирование у студента внутренней положительной мотивации к учению, повышение уровня самоорганизации как результата самообразования, формирование ИКТ-компетенции у всех субъектов учебного процесса.

Ключевые слова: самообразование, дистанционные технологии, студент.

Информатизация общества кардинально изменила подходы к формированию педагога, сместив акценты с традиционной профессиональной подготовки на самообразование, саморазвитие студентов педагогического вуза с использованием инновационных, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Согласно современным требованиям рынка образовательных услуг отображенным в ряде нормативных документов и законов Российской Федерации, педагог новой формации должен быть мобильной, творческой личностью, обладающей профессиональной компетентностью, способностью осваивать новые технологии, повышать квалификационный уровень, осуществлять непрерывное самообразование.

Следует отметить, что самообразование является неотъемлемым компонентом профессионально-педагогической деятельности студента, направленной на саморазвитие, удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей.

В настоящее время кардинальные изменения происходят в высшем образовании (ВО) в связи с принятием и реализацией новых государственных образовательных стандартов (ФГОС). Современные рынки труда нуждаются в образованных и компетентных специалистах, которые способны быстро ориентироваться в огромном потоке информации; ответственно относиться к принятию решений; постоянно повышать свой образовательный уровень. Из новых стандартов вытекает, что студентов следует перевести из пассивных потребителей знаний в активно мыслящих, творческих молодых людей с активной познавательной позицией. А это влечёт за собой необходимость меняться и преподавателю. Он должен отказаться от передачи студентам готовых знаний и стать организатором образовательной деятельности.

Решить эти задачи в соответствии со стандартами невозможно без значительной роли самообразовательной деятельности как необходимого звена в повышении качества вузовского образования.

Целый комплекс причин говорит о необходимости повышения роли самообразовательной деятельности среди других видов учебной деятельности: во-первых, у студентов различный начальный уровень к изучению вузовских дисциплин (темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной работы и др.); во-вторых, стали активно использоваться дистанционные технологии; в-третьих, потребность формирования культуры самообразования студентов.

Понятие «самообразование» в психолого-педагогической литературе имеет различные варианты определения, такие как:

- приобретаемое в процессе самостоятельной работы образование, придающее образовательному процессу целостный и восходящий характер (Е.С. Рапацевич);

- саморегулируемая познавательная деятельность, ориентированная на формирование профессиональной компетентности и личностного развития, управление которой осуществляется самим субъектом;

- характеристика саморазвития, включающего многочисленные задачи по самопознанию;

- постоянная профессиональная функция педагога, условие для его профессионального роста и т.д. [1, с. 38].

Модернизация образования как главная задача российской образовательной политики, в том числе направлена на ее высшую ступень - высшее образование. В «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы» представлена совокупность подходов, ориентированных на преодоление эпизодичности использования информационных технологий, современных форм и методов обучения в сфере образования; развитие дистанционных образовательных технологий на мировом уровне. Кроме того, запланированы необходимые трансформации, касающиеся новых моделей высших учебных заведений как вузов массовой подготовки, форм обучения (усовершенствование очно-заочного, заочного обучения), содержания высшего образования (разработки и внедрения новых образовательных программ (в том числе и дистанционных) подготовки бакалавров, специалистов, магистров, аспирантов и т.д.) [2].

Как указано в нормативно-правовом документе о высшем, среднем и дополнительном образовании в Российской Федерации, «дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации».

Система дистанционного обучения должна ориентироваться на обеспечение населения различных регионов России возможностью получения современного образования.

Использование дистанционных технологий закреплено Законом «Об образовании в Российской Федерации» и Приказом Министерства образования и науки России «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» путем их внедрения в образовательный процесс для всех форм получения образования [3].

На сегодняшний день дистанционные технологии и их отдельные элементы активно используются в учебном процессе высших учебных заведений страны.

Эффективность использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы неоспорима и подтверждается совокупностью положительных факторов, таких как доступность (гибкость) образования в экономическом, территориальном и социальном плане, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, доступность большого количества профессионально необходимой качественной информации, вероятность выбора педагога-фаси-литатора, возможность выбора студентом индивидуальной траектории профессионального развития, формирование у студента внутренней положительной мотивации к обучению, повышение уровня самоорганизации как результата самообразования, формирование информационно-коммуникационно-технологической компетенции (ИКТ-компетенции) у всех субъектов учебного процесса и пр.

Использование дистанционных образовательных технологий в высшем образовании РФ уже более 15 лет подкреплено государственно-правовой поддержкой. Любое учебное заведение вправе осуществлять лицензированное дистанционное образование и использовать возможности дистанционного обучения или отдельных элементов дистанционных технологий при наличии специальных материально-технических условий; информационного базиса; достаточного уровня информационно-коммуникационной компетентности преподавательского состава, использования в учебном процессе онлайн-тренажеров, интерактивных досок, создания диагностических и контролирующих материалов в программах «HotPotatoes», онлайн-конструкторов тестов «OnlineTestPad» и т.д. [4].

Лидерами мирового масштаба по предоставлению электронного образования (по версии научного журнала «Молодой ученый») сегодня являются Америка и Канада, Азия, Великобритания, Германия, Франция.

За годы своего существования Открытый университет занял позицию мирового лидера по предоставлению образования в дистанционном формате. Сегодня под его руководством открыто более 400 крупных центров, где обучается около 200 тысяч студентов. За время работы университет дал образование по программам электронного обучения 3 млн. человек.

Французский центр CEND (фр. Centrenationald'enseignement a distance) насчитывает сегодня около 8 тысяч штатных и удаленных работников. На базе центра действуют 3 тысячи образовательных курсов различной направленности, по которым обучается около 400 тысяч абитуриентов [5].

Открытие Национального технологического университета в США (1984 год) сформировало новые направления обучающих курсов. Растущая потребность частного бизнеса в дополнительном образовании стала предпосылкой к внедрению новых программ, предусматривающих электронное обучение руководителей и персонала.

В целом степень востребованности обучения онлайн на мировом рынке приобрела разные тенденции. В сферах бизнеса более популярным и удобным для слушателей является дистанционное обучение. Однако большинство выпускников школ, мечтающих получить высшее образование и степень бакалавра, предпочитают форму стандартного обучения, а дистанционно изучают дополнительные материалы, необходимые для повышения знаний и личностного роста.

Стремительное развитие электронного обучения наблюдается в азиатских регионах, высокими показателями ежегодного прироста обучающих услуг в удаленном формате отличается Китай (около 52% роста в год). В будущем прогнозируется снижение показателей прогресса онлайн-обучения в лидирующих странах. Это связано с тем, что рынок электронного образования в североамериканском регионе уже находится в стадии «покоя».

Период стремительного формирования и роста пройден, в то время, по прогнозам аналитиков, к 2025 году количество абитуриентов, обучающихся по электронной форме, увеличится до 650 млн человек, а рынок онлайн-обучения в мировом масштабе достигнет показателя в 200 млрд долларов. Бурное разви-

тие курсов дистанционного обучения приведет к повышенному спросу на данные программы со стороны пользователей. К 2025 году количество человек, получивших образование в дистанционном формате, в 2,5 раза превысит число абитуриентов, выбравших традиционное обучение.

Использование дистанционных технологий в целях самообразования предоставляет обучающемуся возможность доступа к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения, а также дает возможность организации групповой работы с участниками определенного курса.

Необходимость использования дистанционных технологий в высшем образовании подтверждается увеличением спроса абитуриентов различных специальностей на дистанционную форму обучения, предпочтительным выбором дистанционных университетов, популяризацией проблемы использования дистанционных технологий в отечественных научных кругах способом проведения научно-практических конференций, семинаров, коллоквиумов, организации и проведения курсов повышения квалификации с целью формирования ИКТ-компетенции преподавателей, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, методистов дошкольных учреждений и т.д. Все отмеченное выше подтверждает неоспоримые возможности использования дистанционных технологий как уже не нового, но еще находящегося в состоянии модернизации и адаптации под российский рынок образования качественного продукта.

При организации самообразовательной деятельности студентов перед вузом стоят задачи:

- осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов;

- формировать у студентов навыки самообразования, развивать познавательные и творческие способности личности;

- формировать научно-исследовательские компетенции студентов; способность осуществлять самостоятельные научные проекты;

- формировать у студентов творческое мышление, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в дальнейшей жизни;

- выявлять талантливых студентов и способствовать дальнейшему развитию их способностей.

Самообразовательная деятельность - это часть познавательной деятельности, которая направлена на эффективную профессиональную подготовку студентов как в аудиторное, так и внеаудиторное время.

Библиографический список

Если самообразовательная деятельность выполняется на занятии по расписанию, то её называют аудиторной; если она выполняется не на занятиях -внеаудиторной.

В ФГОС ВО чётко прослеживается следующая тенденция: снижается общее время на аудиторные занятия и увеличивается время на самостоятельную работу студентов. Перед преподавателем вуза возникает проблема: как наиболее полно и эффективно это время использовать; как научить студентов самостоятельно добывать знания и впоследствии эффективно применять их; как подготовить соответствующее методическое обеспечение.

Изучая конкретную тему, преподаватель в заданиях постепенно наращивает трудность их выполнения: значение, объём, сложность, уровни, что обеспечивает развивающий характер познания.

Поскольку в ходе самообразовательной деятельности студенты не только усваивают учебный материал, но и углубляют его, формируют умения работать с разными источниками информации, развивают способности, навыки контроля и планирования учебного времени, то, можно сказать, что самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом.

Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряжённости познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.

Таким образом, эффективность использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы неоспорима и подтверждается совокупностью положительных факторов, таких как доступность (гибкость) образования в экономическом, территориальном и социальном плане, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, доступность большого количества профессионально необходимой качественной информации, вероятность выбора педагога, возможность выбора студентом индивидуальной траектории профессионального развития, формирование у студента внутренней положительной мотивации к учению, повышение уровня самоорганизации как результата самообразования, формирование ИКТ-компетенции у всех субъектов учебного процесса и пр.

Все вышеотмеченное подтверждает неоспоримые возможности использования дистанционных технологий как уже не нового, но еще находящегося в состоянии модернизации и адаптации под российский рынок образования качественного продукта.

1. Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; № 1: 29 - 30.

2. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О». Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122014-n-2765-r/

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae5 75273a483e753fc119fb41fc4c37f846/

4. Технологии формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Программа повышения квалификации, 2015. Available at: https://www. dpomos.ru

5. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях нового поколения (Опыт Казахстана). Высшее образование России. 2015; № 6.

References

1. Kapov V.A. Distancionnoe obuchenie: podhody i problemy. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2016; № 1: 29 - 30.

2. Koncepcii Federal'nojcelevojprogrammyrazvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 N 2765-r «O». Available at: http://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122014-n-2765-r/

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a48 3e753fc119fb41fc4c37f846/

4. Tehnologii formirovaniya irealizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. Programma povysheniya kvalifikacii, 2015. Available at: https://www.dpomos.ru/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pak Yu.N., Shil'nikova I.O., Pak D.Yu. Samostoyatel'naya rabota studenta v usloviyah novogo pokoleniya (Opyt Kazahstana). Vysshee obrazovanie Rossii. 2015; № 6.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10140

Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

CREATION OF PROBLEM SITUATIONS IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The meaning of the term "problem situation" is studied in the article, it is revealed that it is one of the aspects of the concept of problem education. It includes several goals. Depending on what goals the teacher set when presenting one or another educational material, methodological techniques and methods for creating problem situations that are described above can be used. When using problem situations, all conditions are created for the manifestation of cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, but as a result of posing a problem situation they experience difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own. Thus, when using problematic situations, all conditions are created for cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, and as a result of setting a problem situation have difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own.

Key words: problem situation, learning process, primary school students.

Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.