Научная статья на тему 'Создание проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников'

Создание проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1457
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблемная ситуация / процесс обучения / младшие школьники. / problem situation / learning process / primary school students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л. А. Исаева

В статье изучена сущность термина «проблемная ситуация», выявлено, что она является одним из аспектов концепции проблемного обучения. Она включает в себя несколько целей. В зависимости от того, какие цели поставлены учителем при преподнесении того или иного учебного материала, могут быть использованы методические приемы и способы создания проблемных ситуаций, которые были описаны выше. При использовании проблемных ситуаций создаются все условия для проявления познавательной активности. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднения и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATION OF PROBLEM SITUATIONS IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The meaning of the term “problem situation” is studied in the article, it is revealed that it is one of the aspects of the concept of problem education. It includes several goals. Depending on what goals the teacher set when presenting one or another educational material, methodological techniques and methods for creating problem situations that are described above can be used. When using problem situations, all conditions are created for the manifestation of cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, but as a result of posing a problem situation they experience difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own. Thus, when using problematic situations, all conditions are created for cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, and as a result of setting a problem situation have difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own.

Текст научной работы на тему «Создание проблемных ситуаций в процессе обучения младших школьников»

тие курсов дистанционного обучения приведет к повышенному спросу на данные программы со стороны пользователей. К 2025 году количество человек, получивших образование в дистанционном формате, в 2,5 раза превысит число абитуриентов, выбравших традиционное обучение.

Использование дистанционных технологий в целях самообразования предоставляет обучающемуся возможность доступа к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения, а также дает возможность организации групповой работы с участниками определенного курса.

Необходимость использования дистанционных технологий в высшем образовании подтверждается увеличением спроса абитуриентов различных специальностей на дистанционную форму обучения, предпочтительным выбором дистанционных университетов, популяризацией проблемы использования дистанционных технологий в отечественных научных кругах способом проведения научно-практических конференций, семинаров, коллоквиумов, организации и проведения курсов повышения квалификации с целью формирования ИКТ-компетенции преподавателей, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, методистов дошкольных учреждений и т.д. Все отмеченное выше подтверждает неоспоримые возможности использования дистанционных технологий как уже не нового, но еще находящегося в состоянии модернизации и адаптации под российский рынок образования качественного продукта.

При организации самообразовательной деятельности студентов перед вузом стоят задачи:

- осуществлять подготовку конкурентоспособных специалистов;

- формировать у студентов навыки самообразования, развивать познавательные и творческие способности личности;

- формировать научно-исследовательские компетенции студентов; способность осуществлять самостоятельные научные проекты;

- формировать у студентов творческое мышление, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в дальнейшей жизни;

- выявлять талантливых студентов и способствовать дальнейшему развитию их способностей.

Самообразовательная деятельность - это часть познавательной деятельности, которая направлена на эффективную профессиональную подготовку студентов как в аудиторное, так и внеаудиторное время.

Библиографический список

Если самообразовательная деятельность выполняется на занятии по расписанию, то её называют аудиторной; если она выполняется не на занятиях -внеаудиторной.

В ФГОС ВО чётко прослеживается следующая тенденция: снижается общее время на аудиторные занятия и увеличивается время на самостоятельную работу студентов. Перед преподавателем вуза возникает проблема: как наиболее полно и эффективно это время использовать; как научить студентов самостоятельно добывать знания и впоследствии эффективно применять их; как подготовить соответствующее методическое обеспечение.

Изучая конкретную тему, преподаватель в заданиях постепенно наращивает трудность их выполнения: значение, объём, сложность, уровни, что обеспечивает развивающий характер познания.

Поскольку в ходе самообразовательной деятельности студенты не только усваивают учебный материал, но и углубляют его, формируют умения работать с разными источниками информации, развивают способности, навыки контроля и планирования учебного времени, то, можно сказать, что самостоятельная работа обладает огромным дидактическим потенциалом.

Самообразование всегда осуществляется при высоком уровне активности, напряжённости познавательных, волевых и эмоциональных сил. Можно сказать, что самообразование связано с наличием положительных эмоций.

Таким образом, эффективность использования дистанционных технологий в образовательном процессе высшей школы неоспорима и подтверждается совокупностью положительных факторов, таких как доступность (гибкость) образования в экономическом, территориальном и социальном плане, обеспечение мобильности студентов и преподавателей, доступность большого количества профессионально необходимой качественной информации, вероятность выбора педагога, возможность выбора студентом индивидуальной траектории профессионального развития, формирование у студента внутренней положительной мотивации к учению, повышение уровня самоорганизации как результата самообразования, формирование ИКТ-компетенции у всех субъектов учебного процесса и пр.

Все вышеотмеченное подтверждает неоспоримые возможности использования дистанционных технологий как уже не нового, но еще находящегося в состоянии модернизации и адаптации под российский рынок образования качественного продукта.

1. Капов В.А. Дистанционное обучение: подходы и проблемы. Здравоохранение Российской Федерации. 2016; № 1: 29 - 30.

2. Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р «О». Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122014-n-2765-r/

3. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae5 75273a483e753fc119fb41fc4c37f846/

4. Технологии формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Программа повышения квалификации, 2015. Available at: https://www. dpomos.ru

5. Пак Ю.Н., Шильникова И.О., Пак Д.Ю. Самостоятельная работа студента в условиях нового поколения (Опыт Казахстана). Высшее образование России. 2015; № 6.

References

1. Kapov V.A. Distancionnoe obuchenie: podhody i problemy. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2016; № 1: 29 - 30.

2. Koncepcii Federal'nojcelevojprogrammyrazvitiya obrazovaniya na 2016 - 2020 gody. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.12.2014 N 2765-r «O». Available at: http://legalacts. ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-29122014-n-2765-r/

3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a48 3e753fc119fb41fc4c37f846/

4. Tehnologii formirovaniya irealizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. Programma povysheniya kvalifikacii, 2015. Available at: https://www.dpomos.ru/

5. Pak Yu.N., Shil'nikova I.O., Pak D.Yu. Samostoyatel'naya rabota studenta v usloviyah novogo pokoleniya (Opyt Kazahstana). Vysshee obrazovanie Rossii. 2015; № 6.

Статья поступила в редакцию 04.12.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10140

Isaeva L.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Primary Education Methods, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

CREATION OF PROBLEM SITUATIONS IN THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER SCHOOLCHILDREN. The meaning of the term "problem situation" is studied in the article, it is revealed that it is one of the aspects of the concept of problem education. It includes several goals. Depending on what goals the teacher set when presenting one or another educational material, methodological techniques and methods for creating problem situations that are described above can be used. When using problem situations, all conditions are created for the manifestation of cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, but as a result of posing a problem situation they experience difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own. Thus, when using problematic situations, all conditions are created for cognitive activity. Students do not receive ready-made knowledge, and as a result of setting a problem situation have difficulties and begin to search for a solution, discovering new knowledge on their own.

Key words: problem situation, learning process, primary school students.

Л.А. Исаева, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: lora.isaeva.86@mail.ru

СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье изучена сущность термина «проблемная ситуация», выявлено, что она является одним из аспектов концепции проблемного обучения. Она включает в себя несколько целей. В зависимости от того, какие цели поставлены учителем при преподнесении того или иного учебного материала, могут быть использованы методические приемы и способы создания проблемных ситуаций, которые были описаны выше. При использовании проблемных ситуаций создаются все условия для проявления познавательной активности. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднения и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

Ключевые слова: проблемная ситуация, процесс обучения, младшие школьники.

Одним из эффективных способов формирования познавательной активности младших школьников является использование на уроках проблемных ситуаций. Это дает возможность реализовывать индивидуальные творческие замыслы, формирует умение работать в команде, ориентироваться в информационном пространстве. Кроме того, создается обстановка общей увлекательности и творчества, что ведет, в свою очередь, к сплочению класса и формированию познавательной активности.

Остановимся подробнее на сущности проблемной ситуации. В дидактике нет единого определения проблемной ситуации. В большинстве случаев проблемная ситуация описывается как интеллектуальное затруднение, которое является движущей силой для активизации процессов мыслительной деятельности [1]. Обратимся к А.М. Матюшкину, который определяет проблемную ситуацию следующим образом: «Проблемной называется ситуация, возникающая в процессе выполнения практического... или теоретического действия при расхождении (несоответствии) требуемого и известного знания, способа или действия...» [2]. А.А. Вербицкий предлагает следующее определение: «Проблемная ситуация - это психическое состояние мыслительного взаимодействия субъекта с объектом познания, характеризующаяся потребностью и усилиями студента обнаружить, «открыть» и усвоить новое, неизвестное еще для него знание, содержащееся в учебном предмете и необходимое для решения поставленной преподавателем задачи - учебной проблемы».

Особую проблемность ситуации добавляет имеющееся противоречие между данными. Противоречивость информации позволяет субъекту выявить неизвестное, а также является толчком к снятию самого противоречия. Таким образом, в результате столкновения с проблемной ситуацией обучающийся находится в состоянии, требующем «открытия» нового знания: возникает потребность в овладении новыми способами действия с целью разрешения возникших противоречий [3].

Можно определить следующие дидактические цели постановки проблемных ситуаций:

- привлечение внимания обучающихся к поставленным задачам, учебному материалу и предмету в целом, вызывая тем самым познавательный интерес;

- познавательное затруднение, посильное для ребенка, преодолев которое активизируется его мыслительная деятельность;

- показ противоречия между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью ее удовлетворения с помощью имеющихся знаний;

- помощь в выдвинутой проблемной ситуации, определение главной проблемы и построение проекта выхода из затруднения, побуждение к активной познавательной деятельности;

- помощь в определении необходимого объема знаний с указанием направления поиска и выхода из затруднений [4].

Особое внимание следует обратить на такую характеристику познавательного затруднения, как посильность: проблема должна быть умеренно трудной для разрешения, чтобы обучающийся получил удовлетворение от преодоленных трудностей. При этом проблема не может быть слишком сложной: в этом случае после нескольких тщетных попыток ребенок испытает чувство разочарования, оставит выполнение предложенных заданий и в следующий раз не заинтересуется их выполнением. С другой стороны, слишком легкая проблема не вызовет у ребенка чувство удовлетворения, и, значит, интерес к разрешению проблемных ситуаций будет утерян. В любом из этих случаев цель постановки проблемной ситуации достигнута не будет даже при найденном решении проблемы.

Сложность проблемной ситуации определяется степенью обобщения неизвестной информации: эти два компонента находятся между собой в прямой пропорциональной зависимости. Этим явлением объясняется факт, что в результате разрешения проблемных ситуаций обучающиеся получают знания качественно иные, нежели те, которые были получены путем «механического» усвоения [2].

При постановке и разрешении проблемных ситуаций необходимо учитывать уровень возможностей обучающихся: их творческий и интеллектуальный потенциал, достигнутый уровень знаний. Этот критерий имеет особое значение, поскольку способности обучающихся должны быть достаточными для самостоятельного понимания поставленной перед ними проблемной задачи, а также нахождения путей ее разрешения.

Рассмотрим типы проблемных ситуаций, предложенные М.И. Махмутовым, использование которых уместно на всех учебных предметах:

1. Проблемная ситуация возникает на основании того, что обучающиеся не могут найти ответ на поставленный вопрос, не владеют способами действия, необходимыми для решения проблемы.

2. Проблемная ситуация возникает при столкновении младшего школьника с необходимостью применения имеющихся знаний в новых практических условиях. Эти ситуации применяются с целью столкновения обучающихся с фактом недостаточности своих знаний для применения их в практической деятельности, нежели для использования знаний на практике как такового. Такая постановка ситуации пробуждает в обучающихся познавательный интерес и стимулирует к восполнению имеющихся пробелов в знаниях.

3. Проблемная ситуация возникает в результате противоречия: избранный способ решения задания теоретически возможен, но на практике его осуществить невозможно.

4. Проблемная ситуация возникает, если имеется практически достигнутый результат выполнения задания, но у обучающихся нет знаний для теоретического обоснования выбранного способа действия [4].

Поскольку одна из дидактических целей постановки проблемных ситуаций - это пробуждение познавательного интереса, являющегося сильнейшим мотивом учебно-познавательной деятельности, можно сделать вывод, что использование проблемных ситуаций благотворно влияет на познавательную активность младшего школьника. Побуждение к самостоятельной деятельности по «открытию» новых знаний происходит таким образом, что обучающийся сам осознает недостаточность знаний для решения проблемы, и у него возникает потребность в приобретении новых знаний, которые помогут ему в решении поставленной перед ним учебной проблемы.

Что включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных, характерных компонента:

1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие. Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие; противоречие, которое заметил один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

2. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности. Одна из негативных сторон традиционного обучения - угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой: потребность мышления, открытость новому, любознательность.

3. Творческие возможности и достигнутый уровень знаний. Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т.к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации [5].

Проблемные ситуации - неотъемлемая часть технологии проблемного обучения. Данная технология имеет определенный алгоритм действий.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1. Осознание общей проблемной ситуации;

2. Ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3. Решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);

4. Проверка правильности решения проблемы [6].

Можно выделить следующие способы создания проблемных ситуаций:

1. Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешних несоответствий. Такой подход побуждает к поисковой деятельности, обучающиеся более активно усваивают знания.

3. Использование учебных и жизненных ситуаций при выполнении практических заданий.

4. Постановка учебных заданий на самостоятельное объяснение явлений и закономерностей, поиск путей их практического применения в процессе исследовательской деятельности.

5. Побуждение к анализу явлений действительности, в ходе которого возникает противоречие между имеющимся у обучающихся опытом и научным объяснениям этих явлений.

6. Выдвижение гипотез, их опытная проверка, формулирование выводов.

7. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению, противопоставлению фактов, в результате которого возникает проблемная ситуация.

8. Побуждение к предварительному обобщению новых фактов.

9. Ознакомление обучающихся с фактами, носящими, по их мнению, необъяснимый характер.

10. Создание межпредметных связей.

11. Переформулировка вопросов задания [4].

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что при создании проблемной ситуации педагог может использовать следующие методические приемы:

- подвести школьников к имеющемуся в проблемной ситуации противоречию, предложить обучающимся самостоятельно найти способ его разрешения;

- предложить выполнить практические действия, которые, на первый взгляд ,не вызовут у обучающихся трудностей, но в результате окажутся невыполнимыми;

- предложить задания с элементами исследовательской работы, цель которых - овладение навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов;

- столкнуть между собой противоречия практической деятельности;

- изложить различные взгляды по одному и тому же вопросу;

- предложить рассмотреть жизненные явления с различных позиций (например, с точки зрения представителей различных профессий);

- использовать в основе решения проблемы жизненный опыт обучающихся, в результате чего ими будет выявлена недостаточность имеющихся у них представлений, возникнет потребность в освоении новых знаний;

Библиографический список

- побудить обучающихся к диалогу: предложить сделать сопоставление фактов, их анализ, обобщение, сделать выводы из ситуации;

- поставить конкретные вопросы, требующие обоснования логики рассуждения, развернутого аргументированного высказывания, обобщения фактов проблемной ситуации;

- определить теоретические и практические задания: этапы решения поставленной проблемы;

- создать ситуацию выбора, при которой необходимо избрать из ряда способов решения проблемы наиболее рациональный;

- сформулировать проблемные задачи, данные в которых будут недостаточными или избыточными; с заведомо допущенными ошибками; противоречивыми.

Возможна также неопределенность при постановке вопроса, которая будет наталкивать обучающихся на то, что они обладают недостаточными знаниями для разрешения поставленного вопроса. При этом к профессионализму педагога предъявляются особые требования - сам педагог должен в совершенстве владеть техникой постановки проблемных вопросов [7 - 9].

Таким образом, при использовании проблемных ситуаций создаются все условия для проявление познавательной активности. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднения и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Москва: Издательская корпорация «Логос», 2005.

2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. Москва: Педагогическая литература, 2008.

3. Диагностика «Лесенка уроков». Ваш психолог. Москва, 2009 - 2016. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons

4. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой. Проект «Инфоурок». Смоленск, 2012 - 2016. Available at: https: //infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_ shkolnoy_motivacii_n. g.luskanovoy-374120.htm

5. Понамарева Е.В., Пыльненькая Е.А., Булыгина И.В., Гончарова Н.Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. 2017; № 3: 64 - 68. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/

6. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Академия, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий. Проблемы современного педагогического образования. 2015; № 48-1: 90 - 100

8. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху. Проблемы современного педагогического образования. 2016; № 51-2: 127 - 131.

9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1. С. 171 - 174.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2005.

2. Bozhovich L.I. Izbrannyepsihologicheskie trudy. Pod redakciej D.I. Fel'dshtejna. Moskva: Pedagogicheskaya literatura, 2008.

3. Diagnostika "Lesenka urokov". Vash psiholog. Moskva, 2009 - 2016. Available at: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/59-diagnosis-motivational-sphere/125-diagnostic-ladder-lessons

4. Anketa «Ocenka urovnya shkol'noj motivacii» N.G. Luskanovoj. Proekt «Infourok». Smolensk, 2012 - 2016. Available at: https: //infourok.ru/anketa_ocenka_urovnya_shkolnoy_ motivacii_n. g.luskanovoy-374120.htm

5. Ponamareva E.V., Pyl'nen'kaya E.A., Bulygina I.V., Goncharova N.G. Problemnaya situaciya kak uslovie razvitiya poznavatel'noj motivacii doshkol'nika // Voprosy doshkol'noj pedagogiki. 2017; № 3: 64 - 68. Available at: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/

6. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovaniya. Moskva: Akademiya, 2002.

7. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Lichnost' uchitelya cherez prizmu tysyacheletij. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2015; № 48-1: 90 - 100

8. Gorbunova N.V. Podgotovka kadrov vysshej kvalifikacii: ot nachala puti k uspehu. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2016; № 51-2: 127 - 131.

9. Zamaletdinova G.R., Konopleva N.V., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Development of electronic educational resources for studying mathematics by adobe flash and html5 systems at elementary schools. The Journal of Social Sciences Research. 2018; № S1. S. 171 - 174.

Статья поступила в редакцию 19.11.19

УДК 371 DOI: 10.24411/1991-5497-2019-10141

Akisheva M.S., teaching assistant, Humanities and Education Science Academy, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

THE ROLE OF THE COURSE "BASICS OF RELIGIOUS CULTURE AND SECULAR ETHICS" AND THE SPECIFICS OF ITS INTRODUCTION INTO THE RANGE OF GENERAL SUBJECTS. The article deals with history of religious education in Russia, the main stages of its formation. The paper studies the history of the course "Basics of religious culture and secular ethics" in modern Russian education. The article substantiates the contents of the course and characterizes its modules. The study examines the main problems associated with the introduction of this course and its state at the present stage. The author concludes that the realization of religious education in our country has been and remains a very controversial problem. Today, one of the ways to solve it is to use this course as a compulsory subject of general education school. The course is aimed at deepening children's knowledge of traditions of the main denominations of the Russian Federation.

Key words: "Basics of religious culture and secular ethics", Orthodox culture, religious culture, religious education, secular ethics. tolerance, multi-culturalism, moral culture.

М.С. Акишева, ассистент, филиал Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.