Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
568
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«мягкие навыки» / студенты / будущие педагоги / преподаватели / личностное развитие / профессиональная подготовка / “soft skills” / students / future teachers / higher education teachers / personal development / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю В. Сорокопуд, А В. Кондратьева

В статье освещается актуальная проблема организации личностного развития будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки на этапах бакалавриата – магистратуры – аспирантуры. В качестве конкретизации данной проблемы берётся развитие так называемых «мягких навыков», или soft skills. Это определение возникло в американском менеджменте почти десять лет назад, и в настоящее время получило широкое распространение во всём образовательном мире. Данные навыки обозначают те универсальные и надпредметные образования, которые позволяют молодым специалистам лучше адаптироваться в современных реалиях рынка труда. Авторы делают вывод о том, что, создавая условия для формирования у студентов soft skills, можно обеспечить у них существенное расширение спектра вариативности способов жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире. Для будущих педагогов это имеет особое значение, так как именно они будут транслировать эти навыки в процессе будущей профессиональной педагогической деятельности и способствовать их формированию у учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ю В. Сорокопуд, А В. Кондратьева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING “SOFT SKILLS” IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS AS A MODERN INNOVATION OF HIGHER EDUCATION

The article describes a topical problem of organization of personal development of future teachers in the process of professional training at the stages of bachelor’s-master’s-postgraduate studies. In the specification of this problem, the development of the so-called “soft skills” is taken. This definition originated in American management almost a decade ago and is now widely used throughout the educational world. These skills denote those universal and supra-subject formations that allow young professionals to better adapt to the modern realities of the labor market. The authors conclude that by creating conditions for the formation of soft skills in students, it is possible to provide them with a significant expansion of the range of variability of ways of life self-realization in a dynamically changing world. For future teachers, this is of particular importance, since it is they who will transfer these skills in the process of future professional pedagogical work.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

5. Parslou 'E., R'ej M. Kouching vobuchenii. Prakticheskiemetody i tehniki. Sankt-Piterburg: Piter, 2003.

6. Shramko L.I. Osobennosti ispol'zovaniya metoda kouchinga grow pri prepodavanii inostrannyh yazykov. Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2015; № 11-2: 182 - 185.

7. Shramko L.I. Povyshenie motivacii uchaschihsya putem ispol'zovaniya metodov kouchinga. Naputyah knovojshkole. 2015; № 4: 68 - 70.

8. Cybina E.A. Kouching v obuchenii studentov starshih kursov anglijskomu yazyku. Ul'yanovsk: UIGTU, 2007.

9. Rostovceva P.P., Guseva N.V., Soboleva O.S. Optimizaciya professional'no orientirovannoj inoyazychnoj rechevoj podgotovki studentov neyazykovyh vuzov. Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. 2016; № 4: 78 - 83.

10. Guseva N.V. Bank testovyh zadanij kak sredstvo pedagogicheskoj diagnostiki obucheniya inostrannomu yazyku. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 244 - 245.

11. Soboleva O.S., Guseva N.V. Testirovanie kak sredstvo kontrolya i ocenki znanij studentov neyazykovogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2014; № 1: 71 - 75.

12. Zholdasbekova A.S., Habieva T.H., Saktapov A.K., Amanzholova U.Sh. Formirovanie motivacij k obucheniyu professionalem kompetenciyam u magistrantov s ispol'zovaniem sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij. Vestnik KazNMU. 2016; № 4: 357 - 360.

13. Rahmanova Yu.K., Kargopol'ceva S.I. Metod uchebnogo proekta v professionalem obrazovanii. Nauka bez granic. 2018; № 3 (20): 54 - 59.

Статья поступила в редакцию 23.07.21

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Culture of Health, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected] Kondratyeva A.V., MA student, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Region, Russia), E-mail: [email protected]

FORMING "SOFT SKILLS" IN THE PROCESS OF TRAINING FUTURE TEACHERS AS A MODERN INNOVATION OF HIGHER EDUCATION. The article describes a topical problem of organization of personal development of future teachers in the process of professional training at the stages of bachelor's-master's-post-graduate studies. In the specification of this problem, the development of the so-called "soft skills" is taken. This definition originated in American management almost a decade ago and is now widely used throughout the educational world. These skills denote those universal and supra-subject formations that allow young professionals to better adapt to the modern realities of the labor market. The authors conclude that by creating conditions for the formation of soft skills in students, it is possible to provide them with a significant expansion of the range of variability of ways of life self-realization in a dynamically changing world. For future teachers, this is of particular importance, since it is they who will transfer these skills in the process of future professional pedagogical work.

Key words: "soft skills", students, future teachers, higher education teachers, personal development, professional training.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва; проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: [email protected] А.В. Кондратьева, магистрант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ «МЯГКИХ НАВЫКОВ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье освещается актуальная проблема организации личностного развития будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки на этапах бакалавриата - магистратуры - аспирантуры. В качестве конкретизации данной проблемы берётся развитие так называемых «мягких навыков», или soft skills. Это определение возникло в американском менеджменте почти десять лет назад, и в настоящее время получило широкое распространение во всём образовательном мире. Данные навыки обозначают те универсальные и надпредметные образования, которые позволяют молодым специалистам лучше адаптироваться в современных реалиях рынка труда. Авторы делают вывод о том, что, создавая условия для формирования у студентов soft skills, можно обеспечить у них существенное расширение спектра вариативности способов жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире. Для будущих педагогов это имеет особое значение, так как именно они будут транслировать эти навыки в процессе будущей профессиональной педагогической деятельности и способствовать их формированию у учеников.

Ключевые слова: «мягкие навыки», студенты, будущие педагоги, преподаватели, личностное развитие, профессиональная подготовка.

«Мягкие навыки», или soft skills в настоящее время считаются навыками XXI века. Этот термин появился в 2013 году, когда американская компания Millennial Branding провела опрос менеджеров ведущих американских фирм. Опрос был направлен на выявление личностных качеств, компетенций, которые имеют ведущее значение в процессе профессионального становления менеджеров [1 - 15]. После обработки данных опроса менеджеров ведущих американских фирм были получены данные, что решающее значение в карьере менеджеров имеют такие навыки, как коммуникабельность, позитивное мышление, гибкость и умение работать в команде. Данные личностные образования получили название «мягкие навыки» (soft skills), и с тех пор активно используются по всему миру. Если первоначально они были признаны ведущими, прежде всего, для управленцев, то в настоящий момент они активно используются и применяются ко всем специалистам, относящимся к сфере «человек - человек» [6, с. 194].

Исследованием проблем «гибких» навыков (soft skills) в разное время занимались В. Давидова, М.И. Беркович. Л.Н. Степанова, Э.Ф. Зеер, И.И. Черкасова, В. Шипилов, Т.А. Яркова и др. Однако на сегодняшний день в науке отсутствует однозначное определение термина «soft skills».

В Кембриджском словаре понятие «soft skills» в переводе с английского языка трактуется следующим образом: «способности людей общаться друг с другом и хорошо работать вместе» [14].

Исследователь В.А. Давидова рассматривает soft skills («мягкие навыки») как приобретенные навыки, которые получил человек через дополнительное образование и свой личный жизненный опыт, и которые он использует для своего дальнейшего развития в профессиональной деятельности [6].

О.В. Сосницкая под soft skills понимает коммуникативные и управленческие таланты. К ним, с позиции исследователя, относятся умения убеждать, лидировать, управлять, делать презентации; находить нужный подход к людям, способность разрешать конфликтные ситуации, ораторское искусство, в общем, те качества и навыки, которые можно было бы назвать общечеловеческими, а не те, которые присущи людям определенной профессии [11].

Ученые E. Гайдученко и А. Марушев определяют soft skills как навыки, которые помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие soft skills, с точки зрения исследователей, связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой [3].

Исследователь С. Мамаева под soft skills понимает личностные качества, которые обеспечивают самостоятельность принятия решений и управление [7].

Данные навыки помогают быстро находить общий язык с окружающими, заводить и удерживать связи, успешно доносить свои идеи - быть хорошим коммуникатором и лидером. Понятие soft skills, с точки зрения исследователей, связано с тем, каким образом люди взаимодействуют между собой. Согласно последним исследованиям работодатели ставят на первое место «мягкие навыки», а профессиональные навыки отходят на второй план. «Мягкие навыки» необходимы в любом виде деятельности, поэтому так важно начинать формировать их уже на этапе обучения в общеобразовательной школе и продолжать активно развивать в вузовской образовательной практике.

Как показал анализ исследований последних лет Гизатуллиной А.В., Шату-новой О.В. Ярковой Т.А., Черкасовой И.И., и др. [5; 15], применительно к педагогической деятельности выделяют следующие основные soft skills:

Э0Э

Таблица 1

Карта формирования soft kills у будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки

№ Личностные структуры, участвующие в формировании Содержание зоАз№ Возможности их формирования в различных формах и видах деятельности в процессе профессиональной подготовки

1. блок развития когнитивных способностей: - формирование проектного мышления; - формирование умения панорамно и критически мыслить; - формирование умений творчески решать открытые задачи; - развитие умений принимать решения в ситуациях недостатка времени учебная деятельность; научно-исследовательская деятельность; деятельность в процессе прохождения педагогической практики

2. блок развития деятельностных способностей - лидерские качества, - умение управлять собой и аудиторией (организаторские способности, мимика, пантомимика, речь); - умение создавать тексты, - способность к визуализации информации; - умение взаимодействовать с другими людьми деятельность в процессе прохождения педагогической практики

3. блок развития личностных способностей - умение публично выступать; - умение мотивировать, увлекать; - умение работать в команде; - умение организовывать эффективное взаимодействие со студенческим коллективом, с преподавателями; - овладение навыками тайм-менеджмента Деятельность в процессе вовлечения в воспитательную работу; различные виды волонтёрской деятельности; проектная деятельность и др.

1. Критическое мышление как профессионально ориентированный вид мышления, способствующий продуктивности педагогической деятельности. Компетенция предполагает сомнение в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбор в качестве основы для решений и действий фактов, а не информации. Согласно ФГОС ВО педагог должен быть способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

2. Креативность как способность к творческому поиску, нестандартному решению педагогических задач, характеризующаяся критериями: скорость (продуктивность) и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелость. Означает навык в создании ситуации сомнения в достоверности всей поступающей информации, уже существующих правил и даже своих представлений о мире; выбора в качестве основы для решений и действий фактов, а не просто полученной информации.

3. Управление людьми (обучающимися). Эта компетенция предполагает навык создания условий раскрытия творческого потенциала и максимальных достижений у окружающих людей; сочетание наличия «видения» решения ситуации и организации людей на воплощение этого «видения».

4. Сотрудничество с другими (коллегами, руководством, родителями, обучающимися, внешними партнерами). Данная компетенция предполагает умение выстраивать взаимодействие с участниками образовательного процесса на различных уровнях от обмена информацией до обмена смыслами; создание общего поля деятельности по решению образовательных задач.

5. Когнитивная гибкость. Предполагает оперативное переключение с одной мысли на другую, а также обдумывание нескольких идей и задач одновременно.

6. Эмоциональный интеллект. Это подразумевает наличие навыков распознавания эмоций и понимания намерений других людей (учащихся, родителей. коллег администрации, сетевых партнёров и т.д.); управления собственными эмоциями и состояниями; влияния на эмоции и эмоционального состояния окружающих (прежде всего - на учащихся. умение поддерживать у них позитивный настрой и умение создавать положительный психологический климат на занятиях).

7. Суждение и принятие решений. Компетенция предполагает навыки формирования собственного мнения и смелость в принятии самостоятельных решений и их последствий. Применительно к образовательной практике - обладание собственным индивидуальным стилем деятельности, позволяющим достигать наилучших результатов. Умение отстаивать свою профессиональную позицию и т.д.

8. Клиентоориентированность. Данная компетенция означает навык взаимодействия с окружающими и решения проблем людей на основе понимания их ценностей и потребностей. Применительно к образовательной практике -обладание «детоцентристкой профессиональной позицией», при которой интересы учащихся ставятся во главу угла.

9. Умение вести переговоры. Это навык коммуникации с позиции переговорного процесса, направленного на долгосрочное сотрудничество; убеди-

тельное донесение своей позиции через вербальные и невербальные техники с учетом специфики и интересов второй стороны переговоров.

10. Селф-менеджмент. Компетенция предполагает многоуровневый процесс самоорганизации и самореализации личности педагога [5].

Вузовское обучение пока не владеет универсальными технологиями для формирования личностных и профессиональных качеств обучающихся. Разные исследователи предлагают свои варианты и способы того, каким образом можно создать условия для формирования у студентов soft skills. Так, исследователи [9; 10] предлагают для студентов при изучении гуманитарных дисциплин применять следующие интерактивные методы и технологии:

1. Метод кейс-стадии. Данный метод отвечает современным технологиям.

2. Метод дискуссии. Метод применяется активно в современном образовательном процессе.

3. Технология развития критического мышления.

4. Интернет-технологии.

При этом исследователи отмечают, что первые три обозначенных метода и технологии уже достаточно давно и успешно используются в подготовке специалистов различных профилей, особенно гуманитарных, творческих профессией, а также связанных с культурой и досугом. Последний же метод только набирает свои обороты в педагогике. В связи с последними событиями, связанными с возникшей обстановкой, вызванной пандемией коронавируса, обучение проводилось в дистанционном формате. Как показала практика, использование интернет-технологий эффективно отразилось на успеваемости и самостоятельности студентов [7, с. 401].

Таким образом, бесспорной является необходимость формирования «мягких навыков» у студентов различных специальностей, в том числе педагогов, как показателя наличия активной творческой позиции по отношению к собственной жизни и сформированной мотивации на выработку эффективных стратегий поведения в будущей профессиональной деятельности. Однако на сегодняшний день не разработаны комплексные программы целенаправленного развития «мягких навыков» в процессе профессиональной подготовки в условиях СПО, вузов на этапах бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Мы считаем, что формированию soft skills, наряду с профессиональными и общекультурными (универсальными) компетенциями, должна быть подчинена не только учебная, но и научно-исследовательская, воспитательная работа со студентами, а также, безусловно, производственная и педагогическая практика, на которой формируемые навыки могут быть апробированы и закреплены [9] (табл. 1).

Именно с этим, на наш взгляд, связаны перспективы дальнейших исследований формирования «мягких навыков» в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов. Исследователи Л.Н. Степанова и Э.Ф. Зеер [12] указывают (и с ними нельзя не согласиться), что, создавая условия для формирования у студентов soft skills, можно обеспечить у них существенное расширение спектра вариативности способов жизненного самоосуществления в динамично изменяющемся мире. В настоящее время это актуально как никогда, особенно для будущих педагогов, которые будут транслировать эти навыки в процессе будущей профессиональной педагогической деятельности и способствовать их формированию у будущих учеников.

Библиографический список

1. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Диссертация ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

2. Айсувакова Т.П., Борисевич М.М., Лебедева О.П., Сорокопуд Ю.В. Формирование способности к самообразованию у студентов гуманитарных специальностей на основе мобильных и интернеттехнологий (опыт Московского Международного университета). Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82): 266 - 268.

3. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Самара, 2008.

4. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills. Концепт. 2018; № 4: 198 - 207.

5. Гизатуллина А.В., Шатунова О.В. Надпрофессиональные навыки учителей. Мир педагогики и психологии. 2019; № 4 (33): 105 - 110.

6. Давидова В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

7. Мамаева С. Предпринимательство как особый вид деятельности. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html

8. Амчиславская Е.Ю. Инновационные технологии в обучении студентов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 143 - 144.

9. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

10. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

11. Сосницкая О. SOFT SKILLS: мягкие навыки твердого характера. Available at: https://www.dw.com/ru/soft-skills%DO% BC%D

12. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019; № 21 (8): 65 - 89.

13. Уитман Д. Развитие мягких навыков. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/

14. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ni

15. Яркова Т. А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2016; Т. 2, № 4: 222 - 234.

References

1. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiyarefleksivnyh umenijstudenta - buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

2. Ajsuvakova T.P., Borisevich M.M., Lebedeva O.P., Sorokopud Yu.V. Formirovanie sposobnosti k samoobrazovaniyu u studentov gumanitarnyh special'nostej na osnove mobil'nyh i internettehnologij (opyt Moskovskogo Mezhdunarodnogo universiteta). Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 266 - 268.

3. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Samara, 2008.

4. Bacunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determinanty razvitiya soft skills. Koncept. 2018; № 4: 198 - 207.

5. Gizatullina A.V., Shatunova O.V. Nadprofessional'nye navyki uchitelej. Mirpedagogikiipsihologii. 2019; № 4 (33): 105 - 110.

6. Davidova V. Slushat', govorit' i dogovarivat'sya: chto takoe soft skills i kak ih razvivat'. Available at: http://theor- yandpractice.ru/posts/11719-soft-skills

7. Mamaeva S. Predprinimatel'stvo kak osobyj vid deyatel'nosti. Available at: https://helpiks.org/5-63733.html

8. Amchislavskaya E.Yu. Innovacionnye tehnologii v obuchenii studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 143 - 144.

9. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

10. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov RV., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

11. Sosnickaya O. SOFT SKILLS: myagkie navyki tverdogo haraktera. Available at: https://www.dw.com/ru/soft-skills%DO% BC%D

12. Stepanova L.N., Zeer 'E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019; № 21 (8): 65 - 89.

13. Uitman D. Razvitie myagkih navykov. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/

14. Cambridge Dictionary. Available at: https://dictionary.cambridge.org/ni

15. Yarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkih navykov u studentov v usloviyah realizacii professional'nogo standarta pedagoga. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2016; T. 2, № 4: 222 - 234.

Статья поступила в редакцию 05.08.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.