нужно справляться адекватно, поэтому преодоление препятствий и избегание ошибок требуют творческого подхода.
Сложные методы, которые применяются для развития творческого потенциала, - это обучение самоответственности, поощрение саморегуляции и отсрочка удовлетворения. Будущий педагог должен быть ответственным и надежным в выполнении своих задач и функций.
Студент должен регулировать и контролировать себя, чтобы справиться со сложностями и проблемами. Будущие учителя в большинстве случаев при выполнении своих служебных обязанностей следуют по стопам творческих людей; они оказываются главными источниками вдохновения. Важно поощрять творческое сотрудничество и представлять себе другие точки зрения. Основная роль, которую играют ролевые модели, заключается в том, чтобы стимулировать людей к улучшению их работы и производительности.
Библиографический список
Таким образом, для развития творческого потенциала у будущих педагогов в процессе преподавания непрофильного предмета «Информатика» в вузе целесообразно использовать эвристические и интерактивные технологии обучения.
Интерактивные и эвристические педагогические технологии в сочетании с тремя основными образовательными направлениями, а именно информационным, деятельностным и личностно ориентированным, способствуют творческому саморазвитию студентов. Реализуя эти педагогические технологии, студенты развивают свои личностные, интеллектуальные и творческие способности. Творческое саморазвитие позволяет студентам стать квалифицированными специалистами, адаптироваться к мобильному окружающему миру, требующему высокой творческой инициации, личностного развития. Все эти качества могут быть достигнуты путем реализации определенных учебных приемов при изучении дисциплин.
1. Aсташова H.A. Развитие креативности будущего учителя музыки в профессиональном образовании. Педагогика искусства. 2013; № 3. Available at http://www.art-education.ru / AE-magazine
2. Гоман Ю.В., Цыганова Д.Д. Развитие креативности у будущих инженеров в процессе изучения творчества Сальвадора Дали. Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодежи: традиции и новаторство. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2020: 94 - 98.
3. Диков AE. Эволюция интернета от начала до наших дней и далее. Школьные технологии. 2019; № 2: 3 - 8.
4. Ерсариева A.K. Значимость развития творческого потенциала учащихся. Сборники конференций НИЦ социосфера. 2020; № 38: 40 - 41.
5. Крылов ДА Виртуальное образовательное пространство как инновационная составляющая техногенной образовательной среды вуза. Современные наукоемкие технологии. 2016; № 9: 118 - 123.
6. Нагоева M.A. Aктуальные проблемы образования в современном периоде формирования общества. Проблемы экономики и юридической практики. 2019; Т. 15, № 3: 137 - 139.
References
1. Astashova N.A. Razvitie kreativnosti buduschego uchitelya muzyki v professional'nom obrazovanii. Pedagogika iskusstva. 2013; № 3. Available at http://www.art-education.ru / AE-magazine
2. Goman Yu.V., Cyganova D.D. Razvitie kreativnosti u buduschih inzhenerov v processe izucheniya tvorchestva Sal'vadora Dali. Aktual'nye problemy hudozhestvenno-'esteticheskogo i nravstvennogo vospitaniya i obrazovaniya detej i molodezhi: tradicii i novatorstvo. Lipeck: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2020: 94 - 98.
3. Dikov A.V. 'Evolyuciya interneta ot nachala do nashih dnej i dalee. Shkol'nye tehnologii. 2019; № 2: 3 - 8.
4. Ersarieva A.K. Znachimost' razvitiya tvorcheskogo potenciala uchaschihsya. SbornikikonferencijNIC sociosfera. 2020; № 38: 40 - 41.
5. Krylov D.A. Virtual'noe obrazovatel'noe prostranstvo kak innovacionnaya sostavlyayuschaya tehnogennoj obrazovatel'noj sredy vuza. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2016; № 9: 118 - 123.
6. Nagoeva M.A. Aktual'nye problemy obrazovaniya v sovremennom periode formirovaniya obschestva. Problemy 'ekonomikiiyuridicheskojpraktiki. 2019; T. 15, № 3: 137 - 139.
Статья поступила в редакцию 28.11.20
УДК 378
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology, Moscow International University (Moscow); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Kozyakov R.V., Cand. of Sciences (Psychology), Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia) Matyugin N.E. postgraduate, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Electroizolyator, Russia), E-mail: okynstepan92@gmail.com Amchislavskaya E.Yu., teacher, Department of Graphic Design and Media Technologies, Belgorod State Institute of Arts and Culture (Belgorod, Russia), E-mail: define2005@mail.ru
FLEXIBILITY OF THINKING AS A POPULAR "SOFT SKILL" OF MODERN SPECIALISTS. The article discusses the essential features of flexible thinking, which is an important part of the so-called "soft skill". The problem of "soft skills" and their formation is a trend of the XXI century. This is due to the fact that in the ever-increasing flow of knowledge, which doubles every five years, the ability to flexibly adapt to changing conditions and constantly update the system of professional and universal knowledge in the process of professional training of specialists, especially in the Humanities, is becoming increasingly important for creative professions. It is necessary to actively develop flexibility of thinking. This can be achieved most effectively by means of innovative technologies, specifically by Internet technologies, interactive technologies that have proven themselves positively in the world educational practice and in Russian universities.
Key words: flexible thinking, soft skills, students, interactive technologies, Internet technologies, professional development.
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Р.В. Козьякое, канд. психол. наук, доц., зав. каф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет, пос. Электроизолятор Н.Е. Матюгин, аспирант, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, E-mail: okynstepan92@gmail.com ЕЮ. Амчислаеская, преп., ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры», г. Белгород, E-mail: define2005@mail.ru
ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ КАК ВОСТРЕБОВАННЫЙ «МЯГКИЙ НАВЫК» (SOFT SKILLS) СОВРЕМЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В статье говорится о сущностных особенностях гибкого мышления, которое является важной составляющей частью так называемых «мягких навыков». Проблема «мягких навыков» и их формирования является трендом XXI века. Это связано с тем, что в постоянно нарастающем потоке знаний, которые удваиваются каждые пять лет, всё большее значение приобретает умение гибко перестраиваться в меняющихся условиях и постоянно обновлять систему профессиональных и универсальных знаний в процессе профессиональной подготовки специалистов, особенно гуманитарного профиля, творческих профессий. Необходимо активно развивать гибкость мышления. Наиболее эффективно этого можно достичь средствами инновационных технологий, и конкретно - интернет-технологий, интерактивных технологий, которые положительно зарекомендовали себя в мировой образовательной практике и в Российских вузах.
Ключевые слова: гибкость мышления, мягкие навыки, студенты интерактивные технологии, интернет-технологии, профессиональное развитие.
Гибкие навыки (англ. soft skills) - это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью [1; 2].
Гибкие навыки не зависят от специфики конкретной работы, они связаны с личностными качествами специалиста и степенью развития:
- профессиональных установок и дисциплинированности, самоменеджмента, способности брать на себя ответственность;
- социальных навыков и способностей, включающих такие как способность к эффективной коммуникации, скорость адаптации, умение работать в команде, степень развития эмоционального интеллекта;
- менеджерскими способностями, связанными с умением управлять временем, быть лидером в команде, обладать критическим мышлением и др. [2].
Единой классификации гибких навыков на данный момент не существует, так же, как и не определено точное количество качеств и умений, подходящих под определение гибких навыков. Так, перечисленные выше навыки дополняются особенностями мышления (скорость, креативность, гибкость и системность) [3].
Гибкостью мышления называется способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения. Гибкость мышления - это умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи и переходить в поведении и мышлении от явлений одного класса к другим, часто далеким по сути.
Многие ученые считают мышление одним из главных, а то и самым главным человеческим качеством. Благодаря мышлению человек способен решать возникающие перед ним важные жизненные задачи, находить пути решения вопросов, творчески подходить к решению задач. Мышление может отличаться. Оно может быть аналитическим, критическим, творческим, абстрактным и т.д. А очень важно, что оно может быть гибким. Данный навык способен подвергаться постоянному улучшению: чем лучше развит навык, тем проще будет человеку приспосабливаться к окружающему миру, он станет гибок к обязанностям и в решении своих проблем. Если брать в расчет успешных людей, а особенно тех, кто входит в списки лидеров несколько десятков лет, то их компании смогли, адаптировавшись, остаться лидерами рынка. Яркими примерами являются компании автопроизводителей Mercedes и BMW. Несмотря на их вековую историю, эти машины считаются самыми инновационными и технологичными, при этом остаются гарантами качества. Эти компании всегда отрабатывали новые технологии, ища им применение, даже несмотря на то, что многие скептически относились к нововведениям. Также ярким примером того, что необходимо развивать гибкость мышления, и что всегда необходимо не стоять на месте и «не держаться течения», является компания Nokia. В 2010 компания входила в топ 3 на рынке мобильных устройств, практически у каждого 3 человека был телефон их фирмы. В это же время на рынок вышел новатор всем известной нам компании Apple со своими сенсорными экранами. Многие, в том числе сотрудники Nokia, думали, что никто не станет ими пользоваться из-за технологий, которые на то время были «сырыми». Буквально через 2 - 3 года лидером рынка мобильных телефонов стал Apple, а Nokia пришлось уйти с рынка и продать свое подразделение сотовых телефонов Microsoft.
Стандартным определением гибкость мышления является возможность обдумывать мысль с разных точек зрения или решать несколько вопросов одновременно, используя творческих подход при реализации тех или иных задач, а также смену алгоритма на принципиально иной, шаблона анализа и синтеза. Говоря коротко, гибкость мышления, это умение приспосабливаться, подстраиваться, выкручиваться, используя для этого свои творческие способности, выходить за рамки шаблонов мышления и поведения, умение мыслить нестандартно. Говоря еще проще, гибкость мышления - это умение выжить при любых обстоятельствам, используя любые методы. При грамотном использовании данного навыка - это также умение жить. Именно поэтому используют выражение «хочешь жить, умей вертеться». Для этого крайне важно воспринимать жизнь со всеми ее вытекающими, хорошими и плохими последствиями. Мы полагаем, что гибкость мышление - это не просто умение быстро находить неординарные решения вопросов, но, прежде всего, - это качество отказываться от старых взглядов на что-либо и принятие новых законов реальности.
Развитие каких-либо личностных качеств - это трудоемкий процесс, поэтому его развитие должно начинаться чуть ли не со школьной скамьи. Так и с развитием гибкости мышления: к этому вопросу стоит подходить с заложения основ навыков мышления. Поскольку гибкость мышления - это навык приспособленческий и адаптивный, а в глубине - врожденный инстинкт, который мы развиваем по мере обучения жизненно важным навыкам, то совершенно очевидно, что необходимо создавать для этого определенные условия, в которых человек будет остро в этом нуждаться.
Необходимо уметь моделировать такие ситуации у себя в голове. В первую очередь решения этих задач. Например, чтобы проявить гибкость мышления в поиске и зарабатывании денег, будет полезно несколько дней посидеть голодным, тогда наш мозг начнет активнее работать над стоящей перед ним задачей, и, как показывает действительность, он будет способен найти нестандартные
пути решения этого вопроса, о которых на сытый желудок человек даже не догадывался. Также рекомендуется использовать свое воображение для моделирования ситуаций, которые в будущем имеют место быть. Во время наступления опасности, а в нашем случае его моделировании, мозг будет предлагать определенные пути ее устранения этой опасности. Крайне важно при совершении важного выбора оставаться психологически спокойным и рассудительным, ибо страх или эмоциональное напряжение подавляет творческие способности человека, которые очень важны при гибком мышлении.
Главная проблема современного мира для человечества - это его скоротечность. То, что было модно и востребовано сегодня, совершенно не нужно и не имеет смысла завтра. Например, профессия бухгалтера, без которой не может функционировать ни одно предприятие: в каждой компании находится целый отдел с группой сотрудников, которые распределяют денежные потоки внутри структуры. Сейчас же с этой функцией хорошо справляется программа и один человек, который просто заносит вводные данные в программу Для предприятия это выгодно: можно нанимать не команду бухгалтеров, а одного сотрудника и приобрести программу по бухгалтерии. Для сотрудников - это потеря работы, стресс и тревога, с которой многие не справляются. А проявив гибкость мышления, смогли бы предугадать эти события и обучиться работе по этой программе, и тогда они смогли бы остаться конкурентоспособными на рынке труда ни в этой компании, так в другой.
Или взять проблему, связанную с эпидемией коронавируса, захлестнувшую мир в 2020 году Многие предприятия вынуждены были уйти на карантин, а еще хуже - вообще прекратить свою деятельность. Если брать предприятия, которые смогли приспособиться к современным реалиям, вести свой бизнес по системе удаленной работы, в интернете, то эти компании не только сумели выжить, но и существенно заработали на работе с клиентами. Вот для чего крайне важна на сегодняшний день гибкость мышления. Возвращаясь к профессиям, отметим, что сегодня стала крайне важна профессия курьера. Раньше было принято считать это работу для студентов и школьников, находящихся на каникулах. Так как заработная плата в этой профессии низкая, особой популярности она не пользовалась. Сегодня это весьма прибыльная профессия, а если проявить гибкость мышления, эта профессия способна приносить существенный доход. Многим оставшимся на рынке компаниям необходимо как-то доставлять продукт до потребителя: так как люди вынуждены находиться на самоизоляции, необходимо приобретать продукты и сопутствующие товары. Тут как раз-таки и стали нужны курьеры, способные быстро в мегаполисе доставлять товары. Важным критерием не только в дизайн-обучении студентов, но и в других отраслях выступает психолого-педагогический фактор, касающийся формирования мотивации у студентов и понимания необходимости достижения поставленной цели. Мотивация у студента - это залог успешного обучения, быстрого развития профессиональных навыков. Правильно замотивированный студент способен добиваться высоких результатов, быстрого прогресса в работе, нацеленность на будущее и успех в дальнейшем карьерном росте.
В связи с уходом бизнеса в интернет, увеличилась нагрузка на линии передачи данных, а именно на Интернет. Тут стали необходимы 1Т-инженеры, которые следили бы за состоянием дата-центров. Для бизнеса стало крайне важно подготовить платформы для продвижения своих услуг, для удобной покупки и получения обратной связи с потребителем. Тем самым стали особенно востребованы те специалисты, которые смогли бы гибко перестроиться в новых условиях, адаптироваться к работе на новых платформах с учётом постоянно меняющихся требований как со стороны социума, так и со стороны технического оснащения.
Тем самым очевидно, что крайне важно при профессиональной подготовке будущих специалистов способствовать развитию гибкого мышления и соответствующих гибких навыков.
Для студентов при изучении гуманитарных дисциплин предлагается применить в сочетании на разных занятиях ряд интерактивных методов и технологий:
1) метод кейс-стадии, отвечающий современным требованиям;
2) метод дискуссии, активно применяющийся активно в современном образовании;
3) технологии развития критического мышления;
4) интернет-технологий и др.
Если первые три обозначенных метода и технологии уже достаточно давно и успешно применяются в подготовке специалистов различных профилей, особенно гуманитарных, творческих профессией, а также связанных с культурой и досугом, то данный метод только набирает свои обороты в педагогике. В связи с последними событиями, связанными с возникшей обстановкой, вызванной ко-ронавирусом, обучение проводилось в дистанционном формате. Как показала практика, использование интернет-технологий эффективно отразилось на успеваемости и самостоятельности студентов, в связи с чем их необходимо ввести в образовательную практику.
Тем самым педагогика становится сплавом науки и искусства. Она учит принимать нестандартные решения, выходить из «зоны комфорта».
Подводя итог, отметим, что многие люди, сформировавшие навык гибкого мышления, смогли не только безболезненно пережить все преобразования в современном мире, но и получить конкурентную профессию.
Библиографический список
1. Власов М. Гибкость мышления. Available at: https://psichel.ru/gibkost-myshleniya/
2. Гибкие навыки. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8
3. Что такое гибкое мышление. Available at: https://salesacademy.com.ua/content/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5
4. Амчиславская Е.Ю. Инновационные технологии в обучении студентов-дизайнеров. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 143 - 144.
5. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K. Key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Available at: https://www.childtrends.org/ wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf
6. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. Ялта. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
7. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.
8. Горбунова Н.В. От выбора профессии к профессиональной карьере и успеху в жизни. Гуманитарные науки. Ялта. 2016; № 2 (34): 28 - 33.
9. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
References
1. Vlasov M. Gibkost' myshleniya. Available at: https://psichel.ru/gibkost-myshleniya/
2. Gibkie navyki. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8
3. Chto takoe gibkoe myshlenie. Available at: https://salesacademy.com.ua/content/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5
4. Amchislavskaya E.Yu. Innovacionnye tehnologii v obuchenii studentov-dizajnerov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 143 - 144.
5. Lippman L.H., Ryberg R., Carney R., Moore K. Key "soft skills" that foster youth workforce success: toward a consensus across fields. Available at: https://www.childtrends.org/ wp-content/uploads/2015/06/2015-24WFCSoftSkills1.pdf
6. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. Yalta. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
7. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.
8. Gorbunova N.V. Ot vybora professii k professional'noj kar'ere i uspehu v zhizni. Gumanitarnye nauki. Yalta. 2016; № 2 (34): 28 - 33.
9. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii. Stavropol', 2014.
Статья поступила в редакцию 07.12.20
УДК 378
Shumilova E.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Defectology and Special Psychology, Kuban State University (Krasnodar); Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: shumilovae2005@yandex.ru Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Pedagogy and Health Culture, Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia), E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
INCLUSIVE CULTURE OF THE FUTURE TEACHER-DEFECTOLOGIST AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA.
The effectiveness of implementing the ideas of inclusion in the educational space of Russia is directly dependent on the qualifications of personnel working at different levels of the educational system, which requires changes to the existing process of training future teachers at the stage of their professional education. The article presents an analysis of the state of the problem of forming an inclusive culture of future teachers-defectologists, considers the main concepts of this phenomenon, and also analyzes possible solutions. The authors conclude that with timely regulatory, psychological, and methodological training of teachers for inclusive education, the effectiveness of teaching children with developmental disabilities will increase, and, consequently, it will be possible to adapt the children to the external environment, to society using the resources of an open educational space.
Key words: inclusive education, inclusive culture, children with special type of development, adaptation.
Е.А. Шумилова, д-р пед. наук, доц., зав. каф.дефектологии и специальной психологии, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, проф. ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: shumilovae2005@yandex.ru Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики и культуры здоровья НОЧУ ВО «Финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Эффективность внедрения идей инклюзии в образовательное пространство России находится в прямой зависимости от квалификации кадров, работающих на разных уровнях образовательной системы, что требует внесения изменений в существующий процесс подготовки будущих педагогов на этапе их профессионального образования. В статье представлен анализ состояния проблемы формирования инклюзивной культуры будущих учителей-дефек-тологов, рассмотрены основные понятия данного феномена, а также представлен анализ возможных путей решения. Авторы делают вывод о том, что при своевременной нормативно-правовой, психологической, а также методической подготовке педагогов к условиям инклюзивного образования эффективность обучения детей с нарушениями в развитии возрастет, а, следовательно, появится возможность адаптировать «особых детей» к условиям внешней среды, к социуму с помощью ресурсов открытого образовательного пространства.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная культура, дети с особым типом развития, адаптация.
Современная система образования России на протяжении нескольких десятилетий характеризуется активным развитием интеграционных процессов, задаются новые смыслы-векторы, появляются новые формы образования, что обеспечивает серьезный эволюционный скачок в развитии инклюзии как реальной возможности для формирования модели российского образования, которая основывается на принципах гуманизации, толерантности, обеспечения всеобщего доступа к образованию. За последние десятилетия количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) значительно возросло. Значительная часть из них (дети с сохранным интеллектом) могут получать образование наравне со сверстниками, не имеющими отклонений в развитии. Следует отметить, что на государственном уровне серьезное внимание заслуженно уделяется проблеме обучения, воспитания, социальной адаптации и реабилитации детей с ОВЗ, включенных в систему инклюзивного образования. В образовательных организациях создаются специальные условия для успешного освоения ими соответствующего образовательного маршрута. Современные изменения в образовании, связанные с идеей инклюзии и законодательным закреплением
понятия «инклюзивное образование», приобрели системный характер. Однако для повышения эффективности освоения вариативных моделей образовательной инклюзии необходимо в первую очередь решить проблему формирования инклюзивной культуры педагога, обучающего и воспитывающего детей с разными индивидуальными характеристиками физического или психического состояния. Система образования меняется не только на административном или организационном уровнях, модифицируется и ее смысловое и ценностно-содержательное наполнение, что справедливо выдвигает новые требования к квалификации педагога. Именно поэтому вполне закономерно, что вопросы профессиональной подготовки будущих педагогов для работы в условиях инклюзивного взаимодействия актуализированы и высвечены в проблемном поле обсуждаемых идей. Необходимость изучения требований Федерального образовательного стандарта высшего образования и ценностно-смыслового содержания профессиональной подготовки студентов дефектологических специальностей обусловлено потребностью образовательной практики в педагоге, не только обладающем высоким уровнем профессиональных компетенций, но и характеризующемся выраженной