Научная статья на тему 'НАВЫКИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ'

НАВЫКИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1015
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная парадигма / постиндустриальное общество / система образования / метапредметные результаты образования / «мягкие навыки» / educational paradigm / post-industrial society / education system / metasubject education results / “soft skills”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа развития мирового сообщества – постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни. Образование не только отражает состояние и тенденции развития общества, но и активно влияет на него. Авторы делают вывод о том, что сейчас идёт очередная смена образовательной парадигмы как ответ на те изменения, которые произошли в передовых странах в середине XX века и были связаны с постепенным переходом цивилизации к постиндустриальному обществу. Эти процессы детерминировали определение новых навыков XXI века современного специалиста, которые необходимо развивать, начиная уже с дошкольного и начального обучения и обеспечить преемственность их формирования на протяжении всех ступеней общего и профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLS OF THE XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL REALITIES

Changes in the system of public relations require education to be mobile and adequately respond to the challenges of a new historical stage in the development of the world community – the post-industrial one. The transition from an industrial society to a post-industrial and information society means that the processes of knowledge creation and dissemination are becoming crucial. The strengthening of the role of knowledge in social development, the gradual transformation of information into fixed capital fundamentally change the role of education in the structure of public life. Education not only reflects the state and trends in the development of society, but also actively influences it. The authors conclude that now there is another change in the educational paradigm, as a response to the changes that occurred in the advanced countries in the middle of the XX century and were associated with the gradual transition of civilization to a post-industrial society. These processes determined the definition of new skills of the XXI century of the modern specialist, which must begin to form, starting from preschool and primary education and ensure the continuity of their formation throughout all stages of general and professional education.

Текст научной работы на тему «НАВЫКИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ»

2. Foster P.J. Teaching Economics at First Degree Level in the UK. Teaching in H.E. 2016; Vol. 4, № 2: 47 - 58.

3. 'Eskindarov M.A., Gruzina Yu.M., Firsova I.A., Mel'nichukM.V. Kompetencii chelovecheskogo kapitala v vysokotehnologichnyh i naukoemkih otraslyah 'ekonomiki. 'Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. 2020; T. 13, № 6: 199 - 214.

4. Spanier G. Creating adaptable universities. Innovative Higher Education. 2010; Vol. 2, № 35: 91 - 99.

5. Voskovskaya A.S., Karpova T.A., Rostovtseva P.P., Guseva N.V., Shelygov A.V. Development of the learning process management in the context of digitization. Revista Inclusiones. 2020; Vol. 7, № S4-5: 240 - 249.

6. Carle A.C., Jaffee D. & Miller D. Engaging college science students and changing academic achievement with technology: a quasi-experimental preliminary investigation. Computers & Education. 2009; № 52: 376 - 380.

7. Gruzina Yu.M., Mel'nichuk M.V. Analiz zarubezhnogo opyta po formirovaniyu i razvitiyu molodezhnoj politiki v sfere obrazovaniya, nauki i innovacij. Rossijskijgumanitarnyjzhurnal. 2018; T. 7, № 6: 452 - 463.

8. D'yachenko N.S., Karabanova L.B., Halimova N.M. Konkursnoe dvizhenie kak odno iz uslovij razvitiya professional'nyh kompetencij studentov SPO. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 101 - 105.

9. Iskanderov N.F., Ponomareva E.A. Sozdanie uslovij vozniknoveniya motivacii k poznavatel'noj deyatel'nosti pri izuchenii fiziki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 138 - 140.

10. Zembatova L.T., Zembatova M.A. Problemy podgotovki specialistov 'ekonomicheskoj napravlennosti v usloviyah informatizacii uchebnogo processa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 113 - 116.

11. Sorokopud Yu.V. Pedagogika vysshej shkoly. Rostov-na-Donu: Feniks, 2011.

Статья поступила в редакцию 02.04.21

УДК 371

Saidov Z.A, Doctor of Sciences (Law), Rector, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: z.saidov@chesu.ru

Yarychev N.U., Doctor of Sciences (Pedagogy), Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Vice-Rector of Educatonal Management, Chechen State University

(Grozny, Russia), E-mail: nasrudiny@mail.ru

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, English Language and Professional Communication Department, Financial University under the

Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: NSokolova@fa.ru

SKILLS OF THE XXI CENTURY IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL REALITIES. Changes in the system of public relations require education to be mobile and adequately respond to the challenges of a new historical stage in the development of the world community - the post-industrial one. The transition from an industrial society to a post-industrial and information society means that the processes of knowledge creation and dissemination are becoming crucial. The strengthening of the role of knowledge in social development, the gradual transformation of information into fixed capital fundamentally change the role of education in the structure of public life. Education not only reflects the state and trends in the development of society, but also actively influences it. The authors conclude that now there is another change in the educational paradigm, as a response to the changes that occurred in the advanced countries in the middle of the XX century and were associated with the gradual transition of civilization to a post-industrial society. These processes determined the definition of new skills of the XXI century of the modern specialist, which must begin to form, starting from preschool and primary education and ensure the continuity of their formation throughout all stages of general and professional education.

Key words: educational paradigm, post-industrial society, education system, metasubject education results, "soft skills".

З.А. Саидое, д-р юрид. наук, ректор Чеченского государственного университета, г. Грозный, E-mail: z.saidov@chesu.ru

Н.У. Ярычее, д-р пед. наук, д-р филос. наук, проф., проректор по учебной работе, Чеченский государственный университет, г. Грозный,

E-mail: nasrudiny@mail.ru

Н.И. Соколова, канд. пед. наук, доц., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: NSokolova@fa.ru

НАВЫКИ XXI ВЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа развития мирового сообщества - постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни. Образование не только отражает состояние и тенденции развития общества, но и активно влияет на него. Авторы делают вывод о том, что сейчас идёт очередная смена образовательной парадигмы как ответ на те изменения, которые произошли в передовых странах в середине XX века и были связаны с постепенным переходом цивилизации к постиндустриальному обществу. Эти процессы детерминировали определение новых навыков XXI века современного специалиста, которые необходимо развивать, начиная уже с дошкольного и начального обучения и обеспечить преемственность их формирования на протяжении всех ступеней общего и профессионального образования.

Ключевые слова: образовательная парадигма, постиндустриальное общество, система образования, метапредметные результаты образования, «мягкие навыки».

Мы живём в эпоху глобальных перемен. Причём эти перемены случились не сразу и «не вчера». Так, ещё в середине XX в. в мире произошло два революционных сдвига, которые предопределили главные изменения, произошедшие в сфере производства в XXI веке:

- был изобретён компьютер и сама идея цифровых вычислительных устройств. При этом развитие компьютерных технологий навсегда изменило средства труда, обучения и способы мышления;

- резко возросла доля работающих женщин и приблизилась к 50%, в то время как в эпоху индустриализации она составляла незначительную величину.

Таким образом, к концу 2-го тысячелетия в мире происходило одновременно два процесса:

- количество видов деятельности, требующих от человека ручного труда, сокращается благодаря автоматизации производства,

- количество людей, включённых в производство, почти удваивается, поскольку мужчины и женщины уже практически сравнялись в части возможностей своего трудоустройства [1].

Такова сегодняшняя реальность, и именно в этой реальности нам необходимы образованные кадры, которые смогут совершить окончательный сдвиг от конвейерного производства к постиндустриальной модели работы.

Изменения в системе общественных отношений требуют от образования мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа развития мирового сообщества - постиндустриального. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знаний становятся ключевыми [2].

Постепенное превращение информации в главный капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни.

В то же время образование не только отражает реальное состояние и тенденции развития общества, но и оказывает активное влияние на него.

Как предполагают многие исследователи [2 - 5 и др.], в обществе будущего интеллект и образованность будут все больше относиться к разряду национальных богатств, а физическое и духовное здоровье человека, уровень его личностного развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к

творчеству, компетентность в коммуникации и решении нестандартных задач -превращаться в важнейшие факторы прогресса [2].

Ответом на вызовы современности стала смена образовательной парадигмы как глобальная тенденция, обусловленная мировым цивилизационным процессом. И об этом более 30 лет назад уже писал известный учёный Э. Тоффлер [3], объясняя эту смену волной перемен. Э. Тоффлер [3] классифицировал развитие системы образования следующим образом:

- первая волна перемен - это аграрная революция,

- вторая волна - становление индустриальной цивилизации;

- третья - это современные регалии, постиндустриальная волна.

Э. Тоффлер указал, что в большинстве индустриальных стран образование состоит в выработке следующих навыков: пунктуальности, послушания и навыков механической однообразной работы. Все эти качества личности крайне востребованы на рутинном производстве в индустриальном обществе. Еще один признак второй волны непосредственно связан с образованием - это разделение общества на производителя и потребителя: образование «производится» учителем, а «потребляется» учеником [2].

В целом смену образовательной парадигмы можно отразить в табл. 1 [2].

Таблица 1

Сравнение отношения к образованию новой парадигмы и взгляда на образование в XX в.

Образовательная парадигма XXI в. Образовательная парадигма XX в.

Нелинейная система обучения классно-урочная система обучения линейного типа

Педагог - наставник, координатор действий учащихся, организатор информационно-образовательной среды Педагог - транслятор информации

Гибкий состав класса Постоянный состав класса

Информационный ресурс неограничен Информационный ресурс ограничен

Расширенная информационно-образовательная среда (конструируется педагогом и учащимися) Готовая информационно-образовательная среда (готовится педагогом)

Автономная познавательная позиция ученика Позиция ученика - позиция потребителя готовой информации

Содержание образования постоянно дополняется, интегрируется из различных источников информации, трансформируется Содержание образования представлено в учебниках и учебных программах, если и добавляется, то незначительно

Образование - созидание человеком образа мира в себе, направленное на формирование предметной, социальной и духовной культуры Образование - передача учащимся уже известных образцов знаний, навыков, умений

С учётом существенных изменений в акцентах, которые выражаются в смене ролей учащегося и учителя, учебные программы в постиндустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений.

На Всемирном экономическом форуме в 2015 г в докладе «Новое представление об образовании: поощрение социального и эмоционального обучения через технологии» была предложена новая модель навыков XXI в. Навыки XXI в. представлены в виде фундаментальных знаний, компетенций и черт характера, необходимых современному выпускнику [4]. Представляет интерес разработанный стандарт ISTE (International Society for Technology Education) для учащихся, который был опубликован в 2007 году

В стандарте ISTE предлагалось рассматривать в качестве ключевых направлений шесть областей:

1) творчество и инновации;

2) коммуникации и сотрудничество;

3) исследования и информационная компетентность;

4) критическое мышление, решение проблем и принятие решений;

5) цифровое гражданство;

6) понимание ключевых технологических концепций и их использование [4].

Содержание этих областей представлено в табл. 2.

В документах OECD (Организации экономического сотрудничества и развития) речь идет о необходимости учиться взаимодействию в неоднородных группах для достижения следующих целей: хорошее отношение к другим, кооперация, работа в команде, умение управлять и разрешать конфликты. Тем самым

Таблица 2

Ключевые направления развития современных учащихся (согласно стандарту ISTE International Society for Technology Education)

Ключевые навыки Их содержание

1. Творчество и инновации Учащиеся демонстрируют творческое мышление, исследовательские подходы и разрабатывают инновационные продукты и процессы с использованием ИКТ: - создают оригинальные произведения как средство выражения личности или группы; - выявляют тенденции и прогнозируют возможности. - применяют имеющиеся знания для получения новых идей, продуктов или процессов; - используют модели и моделирование для изучения сложных систем и проблем

2. Коммуникации и сотрудничество Учащиеся используют цифровые средства и среды для общения и коллективной работы, в том числе на расстоянии, для поддержки индивидуального обучения и возможности обучения других: - развивают культурное взаимопонимание и мировое сотрудничество путем привлечения учащихся других культур; - эффективно распространяют и адаптируют информацию для разных аудиторий с использованием различных средств и форматов; - взаимодействуют, сотрудничают и творят со сверстниками, экспертами или другими участниками, используя различные цифровые среды и средства; - участвуют в проектных группах для создания оригинальных произведений или решения проблем

З.Исследования и информационная компетентность Учащиеся умеют применять цифровые инструменты для сбора, оценки и использования информации: - планируют стратегии исследования; - анализируют, оценивают, обобщают и используют информацию из различных источников и сред; - оценивают и отбирают источники информации и цифровые средства на основе целесообразности их использования при решении конкретных задач; - обрабатывают данные и формулируют результаты

4. Критическое мышление, решение проблем и принятие решений Учащиеся используют умение критически мыслить для планирования и проведения научных исследований, управления проектами, решения проблем и принятия обоснованных решений, используя соответствующие цифровые инструменты и ресурсы: - собирают и анализируют данные для выявления решений и/или принятия обоснованных решений; - планируют и управляют деятельностью по разработке решения или выполнению проекта; - выявляют и определяют подлинные проблемы и важные вопросы для проведения исследования; - используют различные точки зрения для изучения альтернативных решений

6. Цифровое гражданство Учащиеся понимают гуманитарные, культурные и социальные вопросы, связанные с информационными технологиями и практикой легального и этического поведения: - демонстрируют позитивное отношение к использованию информационных технологий в учебной деятельности; - демонстрируют лидерские качества применительно к цифровому гражданству - практикуют безопасное и правовое использование информации и информационных технологий; - демонстрируют готовность к непрерывному образованию

7) Понимание ключевых технологических концепций и их использование Учащиеся: - выбирают и продуктивно используют в учебной деятельности различные мобильные приложения; - хорошо разбираются и активно используют различные информационные технологические системы; - умеют решать проблемы, связанные с технологическими системами и приложениями; - могут использовать свои знания в освоении новых информационных, мобильных технологий

профессиональные знания и навыки населения рассматриваются как некий человеческий капитал.

На Западе актуальность общего человеческого капитала для развития экономики растёт Общий человеческий капитал применим к широкому кругу рабочих мест и представлен «метапредметными навыками» или «метапредметной компетентностью» в российских образовательных стандартах.

Применительно к высшей школе к подготовке специалистов в сфере «человек - человек», прежде всего менеджеров, выделены так называемые «мягкие навыки» - «soft skills», которые выполняют функцию метапредметных навыков и необходимы для успешного освоения профессии. Прежде всего, это коммуникативные навыки, в том числе умение работать в команде, гибкость, оптимистич-ность, креативность.

Безусловно, эти навыки невозможно начинать формировать в высшей школе, т.к. сенситивный период их формирования приходится на школьные годы. Тем самым необходимо, чтобы с 1 класса начальной школы этот процесс уже был активирован. К счастью, в отечественной системе образования это понимают, и формирование «метапредметных навыков» заложено в современных ФГОС. При этом изменяются подходы к подготовке учительских кадров, частности, к формированию у них профессиональной компетентности, в том числе коммуникативно-речевой [9].

Важность развития метапредметных навыков подтверждается и на научном, и на политическом уровнях. Ведущими причинами этого являются, прежде всего, ускоренный рост объема информации и изменение в структуре труда (в том числе - рост доли самозанятого населения). Это означает, что важнейшей

Библиографический список

характеристикой человеческого капитала становится возможность человека самостоятельно обустраивать свою работу, что требует не только предметных, но и метапредметных компетентностей.

При этом важно, как подчёркивает И.Д. Фрумин и др. его соратники по проекту «Универсальные компетентности и новая грамотность» [4], что образование становится некой экосистемой, которая теряет свою жёсткую структуру, сферой или областью, предоставляющей множество возможностей.

В отечественных документах ФГОС ОО в области коммуникации определяются четыре сферы:

1) умение продуктивно общаться и взаимодействовать;

2) навыки познавательной деятельности;

3) навыки сотрудничества;

4) владение языковыми средствами.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что сейчас идёт очередная смена образовательной парадигмы как ответ тем изменениям, которые произошли в передовых странах в середине XX века и были связаны с постепенным переходом цивилизации к постиндустриальному обществу. Эти процессы детерминировали определение новых навыков XXI века современного специалиста, которые необходимо развивать, начиная уже с дошкольного и начального обучения и обеспечить преемственность их формирования на протяжении всех ступеней общего и профессионального образования, при этом также использовать для достижения данной цели новые методы и формы обучения. В большинстве развитых стран созданы научные группы, которые ведут разработки в этом направлении, определяющие основные векторы модернизации национальных образовательных систем.

1. Гриффин П. «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании. Available at: https://hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii

2. Даутова О.Б. Образовательная коммуникация. Традиционные и инновационные технологии. Санкт-Петербург: «КАРО», 2018.

3. Тоффлер Э. Футуршок. Санкт-Петребург: Лань, 1997.

4. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Москва, 2018.

5. Фрумин И.Д. Простые шаги на пути к новому образованию. Практики развития: замыслы, технологии, контексты: материалы XXV научно-практической конференции. Красноярск, 2019: 5 - 11.

6. Соколова Н.И. Образовательный потенциал технологии Mlearning. Образование и право. 2018; № 9: 245 - 248.

7. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

8. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

9. Ярычев Н.У., Магомедова З.З. Формирование коммуникативно-речевой компетентности будущего учителя начальных классов в вузе. Кисловодск, 2015.

References

1. Griffin P. «Navyki XXI veka»: novaya real'nost v obrazovanii. Available at: https://hr-portal.ru/article/navyki-xxi-veka-novaya-realnost-v-obrazovanii

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dautova O.B. Obrazovatel'naya kommunikaciya. Tradicionnye i innovacionnye tehnologii. Sankt-Peterburg: «KARO», 2018.

3. Toffler 'E. Futurshok. Sankt-Petreburg: Lan', 1997.

4. Frumin I.D., Dobryakova M.S., Barannikov K.A., Remorenko I.M. Universal'nye kompetentnostii novaya gramotnost': chemu uchit'segodnya dlya uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya. Moskva, 2018.

5. Frumin I.D. Prostye shagi na puti k novomu obrazovaniyu. Praktikirazvitiya:zamysly, tehnologii, konteksty: materialy XXV nauchno-prakticheskoj konferencii. Krasnoyarsk, 2019: 5 - 11.

6. Sokolova N.I. Obrazovatel'nyj potencial tehnologii Mlearning. Obrazovanie ipravo. 2018; № 9: 245 - 248.

7. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkost' myshleniya kak vostrebovannyj "myagkij navyk" (soft skills) sovremennyh specialistov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.

8. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills ("myagkie navyki") i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194 - 196.

9. Yarychev N.U., Magomedova Z.Z. Formirovanie kommunikativno-rechevoj kompetentnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov v vuze. Kislovodsk, 2015.

Статья поступила в редакцию 30.03.21

УДК 371

Tarabrin G.L., Commander of the training tank battalion of the military unit, 56 Training Center of the RF Armed Forces (St. Petersburg, Russia),

E-mail: sorvi-golova8800@yandex.ru

MILITARY AND POLITICAL TRAINING OF PERSONNEL MILITARY UNIT: HISTORY AND MODERNITY. The article reveals the formation and development of military-political training at various stages of the construction of the Armed Forces of both the Soviet Union and the Russian Federation. It also analyzes changes in the content and structural elements of military and political training in the Armed Forces. Military and political training, in general, was aimed at forming patriotism in the personnel, maintaining a high morale and developing professional military skills. Military-political training in the period under study was characterized by purpose-fulness and unity of the forms and methods to be used. Its content at various stages was determined by the tasks of military construction. The article emphasizes the need to study the historical experience of the organization of military-political training and its creative use at the present stage.

Key words: military-political training, agitation, propaganda, cultural-educational work, ideology, informing, officer, serviceman, Armed Forces.

Г.Л. Тарабрин, командир учебного танкового батальона войсковой части, 56 Учебный центр ВС РФ, г. Санкт-Петербург,

E-mail: sorvi-golova8800@yandex.ru

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье раскрывается становление и развитие военно-политической подготовки на различных этапах строительства Вооружённых Сил как Советского Союза, так и Российской Федерации. Также в ней проводится анализ изменения содержания и структурных элементов военно-политической подготовки в вооруженных силах. Военно-политическая подготовка в целом была направлена на формирование у личного состава патриотизма, поддержание вы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.