ют такую программу, и она не всегда соответствует нормам, стандартам. Кроме того, в некоторых учреждениях вообще отсутствует программа профориентаци-онной работы со школьниками. Такое ведение профориентации приводит к выбору «модных» и «престижных» профессий, что способствует перенасыщению рынка труда однородными профессиями и затрудненным трудоустройством в дальнейшем. Кроме того, профориентационные программы военно-профессиональной направленности вообще отсутствуют, что затрудняет формирование мотивационно-ценностного отношения к военной профессии и военной службе.
Таким образом, преодоление всех указанных проблем будет способствовать успешности процесса воспитания мотивационно-ценностного отношения школьников к труду, будущей профессиональной деятельности. Следует отме-
Библиографический список
тить, что если у школьников не сформировано мотивационно-ценностное отношение к профессии, которую они желают освоить, то выбор учебного заведения (колледж или вуз) будет ситуативно-вынужденный и уровень готовности к обучению - низкий. Необходимо усилить профессиональное просвещение учащихся в целях расширения не только общего кругозора, но и формирования мотивацион-но-ценностного отношения к профессии и труду Воспитание мотивационно-цен-ностного отношения к будущей профессии является длительным и системным процессом, направленным на формирование специалиста-профессионала в течение всей жизни. Следует отметить, что необходимо уделять внимание военно-профессиональному направлению в профориентационной работе со старшими школьниками, поскольку это важный курс не только для общества, но и государства.
1. Балакирева Н.А. Психолого-педагогическая работа со старшеклассниками по профориентации в условиях общеобразовательной школы. Проблемы современного педагогического образования. 2018; № 58-2: 318 - 324.
2. Опришь И.В. Профориентационная работа в школах как фактор повышения уровня самоопределения обучающихся. Colloquium-journal. 2019; № 8 (32): 44 - 45.
3. Пряжников Н.С., Сергеев И.С. Досуговое самоопределение в системе профориентационной работы. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 4: 44 - 49.
4. Саенко Л.А., Затеева Т.Г Особенности профессионального становления студентов в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
5. Саенко Л.А., Зритнева Е.И. Особенности формирования социальной активности подростков в системе образования. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
6. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Проблемы формирования ценностного отношения студентов к профессиональной деятельности. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
7. Саенко Л.А. Факторы формирования ценностных ориентаций и нравственных установок студенческой молодежи. Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
8. Селиванова Е.А., Ильясов Д.Ф., Ржевская Д.А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к профессиям родного села у обучающихся. Современные проблемы науки и образования. 2018; № 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28223
9. Харченко И.И., Арсентьева Н.М. Парадоксы профессиональной ориентации молодежи: что в приоритете - интересы и самореализация или потребности экономики. Социодинамика. 2019; № 12: 86 - 102.
References
1. Balakireva N.A. Psihologo-pedagogicheskaya rabota so starsheklassnikami po proforientacii v usloviyah obscheobrazovatel'noj shkoly. Problemysovremennogopedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 58-2: 318 - 324.
2. Oprish' I.V. Proforientacionnaya rabota v shkolah kak faktor povysheniya urovnya samoopredeleniya obuchayuschihsya. Colloquium-journal. 2019; № 8 (32): 44 - 45.
3. Pryazhnikov N.S., Sergeev I.S. Dosugovoe samoopredelenie v sisteme proforientacionnoj raboty. Sovremennyeproblemy naukiiobrazovaniya. 2015; № 4: 44 - 49.
4. Saenko L.A., Zateeva T.G. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 4 (83): 271 - 272.
5. Saenko L.A., Zritneva E.I. Osobennosti formirovaniya social'noj aktivnosti podrostkov v sisteme obrazovaniya. Kant. 2020; № 4 (37): 431 - 435.
6. Saenko L.A., Himich Zh.G. Problemy formirovaniya cennostnogo otnosheniya studentov k professional'noj deyatel'nosti. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2020; № 3 (78): 191 - 195.
7. Saenko L.A. Faktory formirovaniya cennostnyh orientacij i nravstvennyh ustanovok studencheskoj molodezhi. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2019; № 3 (72): 162 - 165.
8. Selivanova E.A., Il'yasov D.F., Rzhevskaya D.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya cennostnogo otnosheniya k professiyam rodnogo sela u obuchayuschihsya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018; № 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28223
9. Harchenko I.I., Arsent'eva N.M. Paradoksy professional'noj orientacii molodezhi: chto v prioritete - interesy i samorealizaciya ili potrebnosti 'ekonomiki. Sociodinamika. 2019; № 12: 86 - 102.
Статья поступила в редакцию 16.04.21
УДК 378
Pavlenko S.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation, Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Keleman L.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Department of Humanities and Natural Sciences, Stavropol Institute of Cooperation, Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Prokhorova I.S., Cand. of Sciences (Psychology), Senior Lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF SOFT SKILLS IN THE PROCESS OF TEACHING HUMANITIES ON THE BASIS OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES. The
article discusses the main features of development in students of soft skills while teaching humanities with the help of modern educational technologies. The first part of the article describes features of the world and Russian society development over the past three decades and concludes that further reforms in the field of higher professional education are necessary. In order to meet the needs of modern society, the latter should develop not only professional skills, but also supra-professional, soft skills. The paper states that humanities can play an important role in the development of students' soft skills. The final part of the article provides an overview of advanced pedagogical technologies, which effectiveness in terms of soft skills development has been confirmed by both pedagogical science and practice. Key words: soft skills, supra-professional skills, higher professional education, interactive educational technologies, student, teacher.
С.А. Павленко, канд. пед. наук, доц., зав. каф. гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ставропольского института кооперации (филиала) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected] Л.А. Келеман, д-р филос. наук, доц., Ставропольский институт кооперации (филиала) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
И.С. Прохорова, канд. психол. наук, доц., ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ SOFT SKILLS («ГИБКИХ НАВЫКОВ») В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассмотрены основные особенности процесса формирования у студентов «гибких навыков» (англ. - soft skills) в процессе преподавания гуманитарных дисциплин на основе современных образовательных технологий. В первой части статьи характеризуются особенности развития мирового и российского социума на протяжении трёх последних десятилетий, и делается вывод о необходимости дальнейших реформ в области высшего профес-
сионального образования. Дабы соответствовать запросам современного общества, последнее должно развивать у обучающихся не только профессиональные навыки, но и надпрофессиональные, «гибкие», или «мягкие» навыки. Далее говорится о том значении, которое учебные дисциплины гуманитарного цикла могут играть в процессе развития «гибких навыков» у студентов. В заключительной части статьи даётся обзор передовых педагогических технологий, эффективность которых в плане развития soft skills был подтверждена как педагогической наукой, так и практикой.
Ключевые слова: «гибкие навыки», надпрофессиональные навыки, высшее профессиональное образование, интерактивные образовательные технологии, студент, преподаватель.
Для современного российского социума характерно наличие динамично меняющихся требований к организации и содержанию профессиональной подготовки специалистов. В этой связи перед организациями, осуществляющими образовательную деятельность по программам ВО, встает задача по подготовке не просто компетентных специалистов, но членов общества, для которых характерны следующие особенности:
• умение ориентироваться в современном информационном пространстве;
• способность к саморазвитию и самообразованию;
• готовность к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности [1 - 12].
В связи с вышеизложенным особую актуальность при подготовке будущих специалистов, особенно в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, приобретает выработка у них так называемых «мягких», или «гибких навыков» (англ. - soft skills) [1; 2; 7; 8; 9; 11]. В ходе исследовательской работы, проведённой на базе Ставропольского института кооперации (филиала) АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права», на основе опроса преподавателей, работодателей и студентов нами были выделены следующие ведущие soft skills (табл. 1). Именно данные группы soft skills были выделены прежде всего, т.к. экспериментальное преподавание проходило со студентами 1 - 2 курсов бакалавриата направлений 38.03.01 Экономика и 38.03.02 Менед-
жмент Экспериментальное преподавание осуществлялось в рамках дисциплин «Философия», «Иностранный язык», «Психология и педагогика».
На основе анализа опыта коллег в российских вузах [1; 4; 8; 9 и др.] была актуализирована необходимость формирования у студентов ряда soft skills. Был выявлен большой потенциал в их формировании в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла.
Успешное формирование приведённых в табл. 1 навыков представляется возможным исключительно в случае широкого использования современных педагогических технологий в процессе обучения. По мнению И.Ю. Тархановой [10], с которым мы полностью согласны, преподаватель при этом должен выступать в роли фасилитатора образовательного процесса.
Понятие «фасилитация» было введено в научный оборот американским психотерапевтом К. Роджерсом [6]. Глагол «to facilitate» можно перевести с английского как «продвигать» или «облегчать». Таким образом, основная профессиональная задача педагога-фасилитатора состоит в облегчении восприятия учебного материала, в стимулировании активности студентов в образовательном процессе. Анализ специальной литературы и педагогической практики [3; 9; 10 и др.] позволяет выделить ряд современных технологий, применимых для формирования «гибких навыков» у обучающихся в ходе преподавания дисциплин гуманитарного цикла, которые были успешно апробированы в отечественной образовательной практике (табл. 2).
Таблица 1
«Гибкие навыки», развиваемые у студентов направлений 38.03.01 Экономика и 38.03.02 Менеджмент в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
Навык Пути развития в ходе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла
Умение работать в команде Создание учебной ситуации, предоставляющей студентам возможность понять преимущества командной работы перед индивидуальной [4]
Креативное решение проблем Формирование комплекса учебных заданий, успешное решение которых предполагает творческий подход
Доведение проектов до конца Фрагментация задач, предоставляющая обучающимся возможность разделить комплекс задач проекта на более мелкие подмножества с возможностью их последовательного решения
Умение вести диалог Использование технологии продуктивного общения, цель которого должна быть определена преподавателем в плане соответствия темы учебного занятия
Навык вежливой настойчивости В ходе учебных занятий студент должен иметь возможность проявить позитивную, «не токсичную» самоуверенность
Навыки лидерства Создание учебной ситуации, в которой с учетом психологической индивидуальности обучающихся существуют возможности для проявления их лидерских качеств [2, с. 66]
Умение выступать публично В рамках учебных занятий необходимо создание для студентов таких условий, в которых будет возможно говорить с «общественностью»
Навык медиации Создание учебных ситуаций, благоприятствующих формированию у обучающихся навыков применения технологии урегулирования споров с участием нейтральной стороны
Умения давать отзывы и поддерживать обратную связь Формирование в ходе учебных занятий комплекса вопросов-суждений, представляющих набор аналитических инструментов для более глубокого понимания студентами изучаемого материала
Таблица 2
Технологии, способствующие формированию у студентов soft skills
Наименование технологии Краткая характеристика
Action Learning (англ. -обучение на опыте других) Разбор сложных учебных ситуаций в форматах групповой работы и изучения собственного опыта решения задачи в сравнении с опытом других через интерактивный обмен мнениями и задавание вопросов. При этом на обсуждение ситуации одного студента отводится 30 мин.: 5 мин. - рассказ обучающегося о задаче и использованных способах её решения; 5 мин. - проясняющие вопросы от других обучающихся; 10 мин. - рекомендации и советы по решению проблемы; 5 мин. - изложение автором проекта плана действий, возникшего в ходе обсуждения, 5 мин. - обратная связь от участников. Применение данной технологии в ходе преподавания гуманитарных дисциплин позволяет сформировать у студентов культуру диалога и взаимного участия в команде, укрепить взаимодействие между участниками группы, активизировать у обучающихся навыки поиска творческих решений, вдохновить автора проекта и сохранить у него чувства ответственности за проект [10, с. 50 - 51]
Webquest (англ - образовательный веб-квест) Представляет собой проблемное задание с элементами ролевой игры, для его успешного завершения используются информационные ресурсы сети Интернет, можно выделить следующие виды заданий, применимых в ходе проведения учебных занятий в подобной форме: • пересказ - демонстрация учащимися понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа; • самопознание - любые аспекты исследования личности; • компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсул времени, культуры; • творческое задание - генерация обучающимися творческой работы в определенном жанре: эссе, пьеса, видеоролик, стихотворение; • аналитическая задача - поиск и систематизация информации; • планирование и проектирование - разработка студентами плана или проекта на основе заданных условий; • научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных источников; • оценка - обоснование определенной точки зрения; • детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов; • убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц; • журналистское расследование - объективное изложение обучающимися информации; • достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме. Выделим также требования к отдельным элементам занятия, проводимого в такой форме: • роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста должны быть чётко описаны; • в центральном задании должен быть максимально чётко определен итоговый результат самостоятельной работы учащихся; • должен быть представлен список информационных ресурсов, необходимых для выполнения задания [3]
Appreciative Inquiry (англ. - парадигма позитивных перемен) Может быть охарактеризована как технология планирования будущего проекта, основанная на позитивном подходе. Вместо традиционного изучения проблем и барьеров фокус внимания переносится на изучение положительного опыта учебной группы. Таким образом, развитие происходит за счет усиления успеха. Реализация технологии включает четыре основных этапа: 1. Discovery (англ. - открытие) - поиск источника энергии, анализ успехов. 2. Dream (англ. - мечта) - формулирование возможностей. 3. Design (англ. - модель) - моделирование идеальной ситуации, основанной на позитивной оценке. 4. Destiny (англ. - маршрут) - планирование пути к будущему, взятие ответственности
World Cafe (англ. - мировое кафе) Суть данной технологии в организации групповой дискуссии путём создания обстановки живой беседы, подобной той, что может происходить в пространстве кафе. Обучающиеся осуществляют учебную работу за столиками по 4 - 8 человек в уютной открытой атмосфере. Работают над одной или несколькими проблемами, определяемыми преподавателем или группой в ходе предварительной сессии. Обсуждение отдельных проблем или отдельных аспектов одной проблемы при этом следует распределить по столикам, группа 10 - 30 минут обсуждает свой вопрос, ведет запись, рисует; определяется «хозяин столика», остающийся на месте, а равно путешественники, переходящие на другой столик. Занятие проходит последовательно в 3 - 4 раунда по 10 - 20 минут каждый. Итогом является представление результатов
Вышеприведённые образовательные технологии, доказавшие свою эффективность в отечественной и мировой образовательной практике, были крайне эффективны в процессе формирования soft skills у студентов различных специальностей в ходе преподавания гуманитарных предметов.
Таким образом, мы с определённой долей уверенности можем подчеркнуть необходимость формирования «гибких навыков» у студентов различных специальностей. Подобного рода навыки носят напредметный характер и способствуют развитию у будущего специалиста умения работать в команде,
Библиографический список
гибко применять именующиеся профессиональные знания, умения и навыки, корректировать их в процессе профессиональной деятельности и дополнять в соответствии с конкретными профессиональными задачами. Существует ряд инновационных образовательных технологий интерактивной направленности, таких как образовательный веб-квест, парадигма позитивных перемен, обучение на опыте других и др., которые позволяют с высокой эффективностью развивать soft skills у студентов в процессе преподавания учебных дисциплин гуманитарного цикла.
1. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере. Available at: http://www.pro-personal.ru/journal/303/7811/
2. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования. ВестникВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018; № 4: 63 - 68.
3. Брэббс Ф. Web-квест - новая технология работы с информационными интернет-ресурсами. Учительская газета. 2009; № 19.
4. Ефименков А.Б. Технологии формирования мягких навыков в ходе обучения студентов СПО. Available at: https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhii-formirovaniia-miaghkikh-navykov-v-khodie-obuchieniia-studientov-sp.html
5. Макбурни Г. Глобализация: новая парадигма политики высшего образования. Рычаги глобализации как политическая парадигма высшего образования. Высшее образование в Европе. 2001; Т. XXVI, № 1: 46 - 55.
6. Роджерс К., Фрейберг, Дж. Freedom to Learn - Свобода учиться. Москва, 2019.
7. Сорокопуд Ю.В., Амчиславская Е.Ю., Ярославцева А.В. Soft skills («мягкие навыки») и их роль в подготовке современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 194 - 196.
8. Сорокопуд Ю.В., Козьяков РВ., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный «мягкий навык» (soft skills) современных специалистов. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 400 - 402.
9. Степанова Л.Н., Зеер Э.Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов. Образование и наука. 2019; Т. 21, № 8: 65 - 89.
10. Тарханова И.Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе: учебное пособие. Ярославль, 2012.
11. Уитман Д. Развитие мягких навыков. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/
12. Чимитдоржина Б.Б. Роль гуманитарных дисциплин в профессиональном образовании. Современные механизмы повышения качества профессионального образования: сборник статей участников образовательного форума. Чита, 2020: 62 - 63.
References
1. Abashkina O. Soft skills: klyuch k kar'ere. Available at: http://www.pro-personal.ru/journal/303/7811/
2. Berkovich M.I., Kofanova T.A., Tihonova S.S. Soft skills (myagkie kompetencii) bakalavra: ocenka sostoyaniya i napravleniya formirovaniya. Vestnik VGU. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2018; № 4: 63 - 68.
3. Br'ebbs F. Web-kvest - novaya tehnologiya raboty s informacionnymi internet-resursami. Uchitel'skaya gazeta. 2009; № 19.
4. Efimenkov A.B. Tehnologiiformirovaniya myagkih navykov v hode obucheniya studentov SPO. Available at: https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhii-formirovaniia-miaghkikh-navykov-v-khodie-obuchieniia-studientov-sp.html
5. Makburni G. Globalizaciya: novaya paradigma politiki vysshego obrazovaniya. Rychagi globalizacii kak politicheskaya paradigma vysshego obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Evrope. 2001; T. XXVI, № 1: 46 - 55.
6. Rodzhers K., Frejberg, Dzh. Freedom to Learn - Svoboda uchit'sya. Moskva, 2019.
7. Sorokopud Yu.V., Amchislavskaya E.Yu., Yaroslavceva A.V. Soft skills («myagkie navyki») i ih rol' v podgotovke sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 194 - 196.
8. Sorokopud Yu.V., Koz'yakov R.V., Matyugin N.E., Amchislavskaya E.Yu. Gibkosf myshleniya kak vostrebovannyj «myagkij navyk» (soft skills) sovremennyh specialistov. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 400 - 402.
9. Stepanova L.N., Zeer 'E.F. Soft skills kak prediktory zhiznennogo samoosuschestvleniya studentov. Obrazovanie i nauka. 2019; T. 21, № 8: 65 - 89.
10. Tarhanova I.Yu. Interaktivnye strategiiorganizacii obrazovatel'nogo processa v vuze: uchebnoe posobie. Yaroslavl', 2012.
11. Uitman D. Razvitie myagkih navykov. Available at: https://www.pinterest.jp/pin/801077852465138942/
12. Chimitdorzhina B.B. Rol' gumanitarnyh disciplin v professionalem obrazovanii. Sovremennyemehanizmypovysheniya kachestvaprofessional'nogoobrazovaniya: sbornik statej uchastnikov obrazovatel'nogo foruma. Chita, 2020: 62 - 63.
Статья поступила в редакцию 28.04.21
УДК 37.018.46
Pifko R.I., postgraduate, Department of Mathematics, Informatics and Teaching Methods, Ivanovo State University (Shuisky Branch) (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
USE OF FEDERAL SPORTS TRAINING STANDARDS IN THE ADVANCED TRAINING SYSTEM. The article discusses issues of issues of legal and organizational use of professional standards in the field of physical culture and sports. Separately, the aspect of the need for the functioning of the system of advanced training in the field of sports is considered. It is noted that among the standards that create and apply to regulate the sphere of physical culture and sports, special attention should be paid to those should ensure improvement of the quality of organizational and management activities, since the implementation and adherence to any standards is possible only under the condition of a high level of management of the management subject which constitutes state authorities, local self-government, as well as public sports organizations of physical education and sports. To create such standards, you need to implement the appropriate research, the purpose of which should be the rationale for the system of management standards of physical culture and sports in the conditions of individual public physical education and sports organizations, regions, as well as the unified territorial communities under the "Center - Regions - Communities" scheme.
Key words: advanced training, professional standard, additional education, sports training.
Р.И. Питько. аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), г. Москва, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье рассматривается проблематика вопросов правового и организационного применения профессиональных стандартов в сфере физической культуры и спорта. Отдельно рассмотрен аспект необходимости функционирования системы повышения квалификации в области спорта. Отмечено, что среди стандартов, которые создают и применяют для регулирования сферы физической культуры и спорта, особое внимание должно быть уделено тем, которые должны обеспечивать повышение качества организационно-управленческой деятельности, поскольку внедрение и соблюдение любых стандартов возможно только при условии высокого уровня деятельности субъекта управления, который составляют органы государственной власти, местного самоуправления, а также общественные спортивные организации физкультурно-спортивной направленности. Для создания таких стандартов нужно выполнить соответствующие исследования, целью которых должно стать обоснование системы стандартов управления физической культурой и спортом в условиях отдельных общественных физкультурно-спортивных организаций, регионов, а также объединенных территориальных общин по схеме «центр - регионы -общины».
Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональный стандарт, дополнительное образование, спортивная подготовка.
На сегодняшнем этапе развития сферы физической культуры и спорта Совет Европы утвердил ряд документов, которые сформировали международно-правовое основание сотрудничества в этой сфере. Были утверждены акты, нормирующие физкультурно-спортивные правоотношения: Европейская хартия «Спорт для всех» 1976 г, антидопинговая конвенция 1989 г, Дополнительный протокол к Конвенции от 2002 г, Европейская спортивную хартия от 1992 г, а также в 1992 г принят Кодекс спортивной этики «Справедливая игра - путь к победе», Европейская конвенция о насилии и ненадлежащем поведении зрителей во время спортивных мероприятий, в частности футбольных матчей от 19 августа 1985 г, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями от 18 сентября 2014 г [1].
По профессиональным стандартам, которые применяются в странах ЕС, их можно условно разделить на три группы. Первая группа профессиональных стандартов задумана как система классификации, которая обеспечивает категории для осуществления статистического мониторинга рынка труда. Вторая принимает форму тестов для измерения профессиональной производительности как на практике, так и в смысле образования. Третья группа стандартов описывает профессию, к которой конкретная квалификация должна привести.
Стандарт в широком смысле слова - образец, эталон, модель для сравнения с другими подобными объектами или типичный образец, которому должны соответствовать предметы, явления по размерам, форме, качеству Стандарты могут быть разработаны как на материальные предметы (продукцию, образцы веществ), так и на правила, требования в различных отраслях.
В некоторых исследованиях понятия «стандарт» отождествляется с понятием «норма», что не совсем корректно, поскольку стандарт - это то, к чему нужно стремиться, а норма - то, что надо выполнять [2]. В других работах «норма» определяется как предписание, образец поведения или действия, меры заключения о чем-нибудь и меры оценки. Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех случаях, в противовес закону, где говорится только о том, что существует и происходит, и правилу, которое может быть выполнено или нет От слова «норма» происходит термин «норматив», который трактуется как экономический, технический или другой временный показатель нормы, соответственно которому выполняется определенная работа, устанавливается что-нибудь [3].
Тема зарубежного опыта введения стандартов по предоставлению спортивных услуг в интересах обеспечения их высокого качества и безопасности посетителей получила достаточно широкое освещение в научной литературе, раскрывая также международно-правовой опыт регулирования отношений в сфере профессионального спорта как применение особого вида стандартов [4; 5].
До 1987 г любые стандарты отсутствовали, в то же время в 1980-х гг. индустрия набирала обороты. Популярность фитнеса дает толчок к появлению новых домашних тренажеров. Кроме того, большие прибыли привлекали к сфере фитнеса все больше и больше производителей. Между тем в 1987 г появляются первые травмы, полученные во время тренировок на некоторых видах тренажеров. Несмотря на это, Комиссия по проблемам безопасности потребительских товаров (далее - CPSC) обращается к американскому обществу с тестированиями материалов (далее - ASTM). Комитет F08 формирует подкомитет F08.30, который в 1989 г разрабатывает и утверждает стандарт F1250. В 1990 г ACSM выпускает первое издание стандартов для спортивных клубов. На основании стандартов DIN (Германия) Европейским комитетом по стандартам разрабатываются единые стандарты в сфере фитнеса EN 957. В результате Американский колледж спортивной медицины (ACSM) подготовил первый набор стандартов на тренажеры. Сначала эти стандарты приживались неуверенно, ведь промышленность еще не была готова к таким жестким требованиям. В 1997 г ACSM выпустил второе издание стандартов, которое учло недостатки, выявленные в первом издании. К процессу разработки стандартов были вовлечены лидеры индустрии, включая членов правления крупнейшей международной ассоциации фитнес-клу-бов IHRSA. Тогда как второе издание представило более приемлемый набор стандартов для промышленности и руководящих органов, это все еще не имело того влияния, на которое надеялись в то время специалисты и общественность. В 1996 г Европейский комитет по стандартам ратифицирует EN 957-1, -2, -4, и -5 по основным требованиям, силовому оборудованию, скамеек и велотренажеров.
В 2004 г давление (как со стороны государства, так и со стороны общества) вызвало установление еще более высоких стандартов. Это касалось лекарственного контроля, уровня подготовки тренеров и инструкторов, а также оборудования клубов средствами оказания первой помощи при остановке сердца. Эти требования были связаны с все более высоким потоком посетителей фитнес-клубов и, соответственно, риском для их здоровья. В свое время был подготовлен про-