УДК 378
DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8
ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГИБКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
1 2 С.Г. Меньшенина , П.Г. Лабзина
Самарский государственный технический университет 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244 1E-mail: [email protected] 2 E-mail: [email protected]
Аннотация
В настоящее время актуальность развития универсальных компетенций (soft skills) наряду с формированием профессиональных навыков (hard skills) обусловлена перспективными требованиями работодателей, быстро изменяющегося рынка труда и условиями профессиональной деятельности. Статья посвящена вопросу развития универсальных гибких навыков студентов технического профиля в процессе обучения иностранному языку в вузе. Авторы анализируют сущность и понятие гибких навыков в рамках предметной подготовки по иностранному языку. Подчеркивается, что развитие гибких навыков происходит путем целенаправленной работы по формированию критического системного и аналитического мышления. Предложен способ решения задачи по развитию гибких навыков при помощи спецкурса дисциплины «Иностранный язык». Подведены предварительные итоги экспериментальной работы, свидетельствующие о положительной динамике развития исследуемых навыков.
Ключевые слова: мягкие навыки, жесткие навыки, критическое мышление, системное мышление, аналитические навыки, образовательная дисциплина «Иностранный язык», студенты технических специальностей.
Благодарности: Благодарим редакторов и издателей журнала за публикацию статьи, а также благодарим рецензентов за представление положительной рецензии и рекомендацию к публикации.
Введение
В настоящее время подготовка специалистов технического профиля в России направлена на успешную реализацию в будущей профессии. Таким образом, задача высшего технического образования - подготовка специалиста, способного эффективно осуществлять функции профессиональной деятельности
1 Меньшенина Светлана Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».
2 Лабзина Полина Глебовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки».
в современных условиях [1]. Однако до сих пор считается, что успех в профессиональной деятельности зависит от уровня профессиональной компетентности, под которой понимается «обладание совокупностью профессиональных знаний и опыта (компетенций), а также положительного отношения к работе, требуемых для эффективного выполнения рабочих обязанностей в определенной области деятельности» [2]. Эта точка зрения устарела. Современные тенденции требуют от специалистов быть мобильными, продуктивно взаимодействовать с окружающей средой, быть социально адаптированными и эффективными коммуникаторами [3]. Это детерминировано динамичными изменениями современных рабочих мест и требований работодателей.
В связи с этим качество подготовки студентов технического профиля в вузе должно определяться сформированностью не только профессиональных компетенции? но и универсальных, надпрофессиональных и, возможно, «нетрадиционных» для инженерного образования soft skills (гибких навыков). Именно гибкие навыки обеспечат качественное применение технических знаний и умений, полученных в результате образования в вузе. Следовательно, процесс обучения специалиста технического профиля должен быть ориентирован на такие аспекты, создающие возможности, которые позволят соответствовать современным требованиям рынка труда, работодателей, национальным и международным стандартам [4].
Гибкие, или социально-психологические, навыки могут быть полезны во многих жизненных ситуациях. К ним относятся коммуникативные, лидерские, «мышленческие» навыки, умение работать в команде, навыки самоуправления. Однако тогда как овладение профессиональными навыками (hard skills) облегчается благодаря общему стандарту, единой программе обучения и системе оценки, уровень гибких навыков достаточно трудно оценить, поскольку они включает в себя менее измеримые элементы и сильно варьируются в зависимости от личностных качеств обучаемого и средового контекста.
Дисциплина «Иностранный язык» обладает значительным потенциалом для формирования у студентов универсальных компетенций, ассоциированных с гибкими навыками. Освоение иностранного языка предоставляет возможности для разнообразного использования межпредметных связей, характеризуется нацеленностью на развитие личности и ее социальную адаптацию. Развитие универсальных языковых компетенций может способствовать развитию мышления, аналитических и исследовательских навыков, умению критически осмысливать явления, организовывать и осуществлять различные виды коммуникации, проектировать собственную деятельность, работать в команде, принимать решения. Учеными доказано, что развитие гибких навыков в процессе обучения иностранному языку в вузе дополняет профессиональную подготовку «универсализмом, позволяющим личности быстро адаптироваться и добиваться успеха в условиях волатильности, неопределенности, сложности и неоднозначности современного мира» [5].
Гибкие навыки могут быть усовершенствованы в результате средовых изменений и целенаправленного формирования. Так, потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть использован для работы над формированием гибких навыков студентов, являясь средством развития мышления и коммуникативных навыков, повышения уровня социализации в профессионально ориентированном дискурсе.
1. Обзор литературы
Уже в начале XX в своей книге, посвященной исследованию инженерного образования, Ч. Манн говорил о необходимости развития у будущих специалистов таких навыков, которые мы сегодня называем soft skills. Исследования Гарвардского университета, Фонда Карнеги и Стэнфордского научно-исследовательского центра свидетельствует, что на 75-85 % успех в профессии определяется личностными качествами специалиста и лишь на 15-25 % зависит от его профессиональных навыков. Этот вывод основывается на статистических данных, содержащихся в книге [6].
Исследования компании Google (2013, 2017) подтвердили мнение о том, что такие гибкие навыки, как умение общаться, слушать и понимать других, критически, аналитически и стратегически мыслить, определяют успех в карьере.
Список наиболее востребованных компетенций 2020 года обсудили на международном экономическом форуме в Давосе в 2016 году. Были выделены навыки решения сложных задач, критическое мышление, креативность, навыки работы в команде и эмоциональный интеллект. В соответствии с экспертным мнением П. Гриффина, набор навыков, необходимых всем специалистам в любой стране, состоит их «4 C's: Creative thinking (креативность), Collaborating (сотрудничество), Communicating (общение), Critical thinking (критическое мышление)» [7].
Данные отчета Организации экономического сотрудничества и развития (2015) позволяют сделать вывод об исключительной важности эмоциональных и коммуникативных качеств будущего специалиста для его дальнейшего успеха [8]. Отмечается, что по отношению к академической успеваемости эти качества являются приоритетными, а развитию гибких навыков следует уделять такое же внимание, какое уделяется развитию профессиональных (hard skills) [9]. Эксперты утверждают, что система образования играет в этом процессе ключевую роль.
Различные аспекты развития гибких навыков у студентов рассматривали зарубежные ученые: Чадха и Николас (2005), Бенкезер и Ньюслеттер (2004), Хангман и Алмекиндерз (2003), Сакстон (1996). В своих работах они подчеркивают важность общих навыков в дополнение к техническим.
Отечественные исследователи В. Шипилов, О. Биккулова, Д. Татаурщи-кова, В. Стародубцева, Н.А. Чечева, Н.В. Жадько, О.Л. Чуланова, Л.К. Сальная, Т.А. Яркова и другие изучили сущность и содержание, природу, условия развития и возможности формирования гибких навыков обучающихся.
Несмотря на то, что проблема гибких навыков является актуальной и насущной для социально-педагогических наук, заметим, что до сих пор не существует универсального определения данного понятия. Что же понимается под гибкими навыками? В переводе с английского языка soft skills обозначает «мягкие» или «гибкие» навыки. Оксфордский словарь трактует «гибкие навыки» как «личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми» [10], например эффективно решать профессиональные задачи или осуществлять продуктивную коммуникацию. В других словарях находим следующее определение: «совокупность социальных и коммуникативных навыков, позволяющих эффективно общаться и работать в команде» [11].
Soft skills называют «мягкими навыками» (Н.В. Жадько, Г.Б. Хасанова), «мягкими компетенциями» (А.И. Ивонина, О.Л. Чуланова, Ю.М. Давлетши-на), «социальными навыками» (Н. А. Вагапова) или «гибкими навыками» (Т. А. Яркова, И. И. Черкасова). В основном это происходит из-за того, что восприятие этих навыков отличается в зависимости от контекста. Ученые рассматривают гибкие навыки с точки зрения различных научных сфер и в рамках различных подходов. Также конкретный навык может считаться гибким в одной области и профессиональным (hard skill) в другой.
Кроме того, различается понимание того, что следует признать гибкими навыками. Гибкие навыки - «комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью» [12]. Гибкие навыки позволяют «находить общий язык с другими людьми, налаживать и поддерживать с ними связи, уметь доносить свои мысли» [13]. Для описания гибких навыков И. Милевски использует концепцию эмоционального интеллекта, определяемую «способностью человека правильно считывать обстановку, улавливать то, в чем нуждаются другие люди, знать их сильные и слабые стороны» [14]. Такие социально ориентированные навыки, как «умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, управлять временем, быть эрудированным и креативным», отражают суть гибких навыков [15].
Д. Татаурщикова делает вывод, что гибкие навыки - это «унифицированные навыки и личные качества, способствующие повышению эффективности работы и взаимодействия с окружающими людьми» [16]. Об успехе в будущей профессиональной деятельности пишет Д. Гоулман. Он отмечает, что
эффективность человека в профессии взаимосвязана с уровнем развития мягких навыков. По его мнению, в этом состоит отличие «успешных специалистов от неуспешных, эффективных организаций от неэффективных» [17].
Тогда как профессиональные навыки представляют собой конкретные академические навыки, опыт и уровень знаний, необходимых для выполнения обязанностей, гибкие навыки определяют подход к работе, жизненным проблемам, а также характеристики, которые сотрудники демонстрируют бессознательно и регулярно на работе [18].
Личностные результаты в овладении гибкими навыками в процессе обучения в вузе сосредоточены на когнитивном и эмоциональном развитии студента, например на постановке технических задач и решении проблем, экспериментировании и получении новых знаний, системном, творческом и критическом мышлении, профессиональной этике. Межличностные результаты обучения включают в себя умение индивидуального и группового взаимодействия, такого как общение, работа в команде, лидерство [19].
Для нашего исследования значимым является мнение Т.Я. Ярковой, которая полагает, что важными гибкими навыками специалиста можно считать «критичный характер мышления и активность; открытость всему новому и умение в нем ориентироваться; коммуникативные навыки; умение находить и обрабатывать информацию; желание и стремление постоянно самосовершенствоваться» [20].
Итак, гибкие навыки - социально-трудовая характеристика совокупности знаний, умений, навыков и мотивационных характеристик человека в различных сферах, необходимых для успешного выполнения работы. В некоторой степени это является характеристикой готовности выпускника вуза к эффективному труду в заданной ситуации на рабочем месте индивидуально или в команде.
Однако результаты исследований В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной показали, что по окончании вуза решать сложные профессиональные проблемы способна лишь незначительная часть выпускников. Следовательно, процесс подготовки в техническом вузе должен быть одновременно ориентирован на формирование профессиональных компетенций и передачу фундаментальных технических знаний, а также на развитие гибких навыков при помощи обучения мыслительной деятельности, что «позволит будущему выпускнику обеспечивать функционирование основных производственных процессов, оптимально управлять ситуацией, выстраивать командное взаимодействие, владеть гибкими креативными подходами в принятии решении» [21].
Иностранный язык обладает огромным образовательным потенциалом, способствуя развитию личностных качеств студентов (А.Н. Волкова, Е.И. Ла-тушко), формированию профессиональных умений будущих специалистов
(Н.И. Гез, Е.А. Соколова), вносит существенный вклад в повышение качества профессионального образования (Г.К. Борозенец, Е.А. Зимина, Е.Г. Кашина, М.И. Солнышкина, Е.Н. Соловова) и может рассматриваться не только как учебная дисциплина, но и как средство получения ценной информации для интеллектуального развития и профессионального роста, улучшения мыслительных навыков. З.И. Клычникова, Г.В. Рогова, С.К. Фоломкина, Л.В. Щерба отмечали значимую роль иностранного языка в совершенствовании мыслительных операций.
По нашему мнению, дисциплина «Иностранный язык» выступает в качестве эффективного средства не только профессиональной подготовки студентов, но и развития гибких навыков. Однако потенциал данной дисциплины в условиях современного вуза осознается и реализовывается недостаточно.
Таким образом, становится очевидным, что помимо формирования иноязычной речевой компетенции преподаватель должен уделять внимание работе над такими гибкими навыками и «4 C's способностями», как системное, критическое мышление и аналитические навыки.
2. Материалы и методы
Методология исследования включала в себя изучение проблемы развития гибких навыков и сбор информации по теме. Сначала был проведен обзор методической и педагогической литературы: книги, статьи, отчеты, документы, интернет-источники по теме исследования. Была установлена актуальность исследования. Следующий этап - проведение опроса, интервью, наблюдения и интерпретация результатов.
Контент-анализ универсальных и профессиональных компетенций студентов позволил определить, на какие гибкие навыки надо ориентировать целенаправленную работу. Определены средства развития гибких навыков. Экспериментальную работу проводили преподаватели Самарского государственного технического университета на занятиях по иностранному языку со студентами-бакалаврами 2-го курса. Разработана программа спецкурса, нацеленного на развитие критического, системного мышления и аналитических навыков. Пересмотрено и обновлено содержание дисциплины «Иностранный язык». Форма организации опытно-экспериментальной работы - практические занятия в рамках спецкурса в соответствии с технологической картой курса. В эксперименте принимали участие 44 студента и два преподавателя.
3. Результаты исследования
Первый этап эксперимента - подготовительная работа - заключался в анализе литературных источников по исследуемой теме, изучении опыта других преподавателей, наблюдении за учебной деятельностью студентов,
изучении требований работодателей и рынка труда, опросе по теме значимости гибких навыков.
В опросе принимали участие 74 человека: эксперты, работодатели, преподаватели вуза и студенты. Большинство респондентов имеют представление о гибких навыках в большей или меньшей степени. Для большинства студентов гибкие навыки не представляют значимости. Преподаватели и эксперты (работодатели) отмечают несомненную важность гибких навыков для профессионального и личностного роста и успешной карьеры выпускника. Некоторые респонденты указывают на взаимосвязь между профессиональными и гибкими навыками. В целом приходится признать, что целенаправленная работа по развитию гибких навыков на занятиях в вузе не ведется. Основные выводы данного этапа определили направление опытно-экспериментальной работы.
При осуществлении научного поиска решения проблемы развития гибких навыков в образовательном процессе отталкивались от анализа требований работодателей и современного рынка труда, требований ФГОС ВО, проведенного в рамках исследования. Потенциальные работодатели утверждают, что большинство выпускников можно считать технически грамотными и даже опытными, но им не хватает навыков аналитической работы и принятия решений, системного и критического мышления, тогда как в современном информационном обществе важной является способность получать информацию, анализировать и критически обрабатывать большие потоки данных, использовать и воспроизводить полученные данные, принимать обоснованные решения на их основе. Установили, что системное и критическое мышление необходимы для осуществления функций профессиональной деятельности при обработке информации в условиях увеличивающихся объемов информационных потоков.
Универсальные компетенции, формируемые в соответствии со стандартом, включают в себя системное и критическое мышление выпускника. Особую актуальность и значимость с переходом на ФГОС ВО 3++ приобретают следующие компетенции в контексте преподавания иностранного языка: осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач (УК-1) [23]. Аналитические навыки необходимы для работы с информационными источниками и являются основой для принятия решений [22]. Эти навыки позволят выпускникам мыслить критически, творчески, инновационно и аналитически. В соответствии с этим аспектом выпускники должны обладать способностью идентифицировать и анализировать сложную ситуацию, а также делать выводы и обоснованные оценки.
Определен потенциал дисциплины «Иностранный язык» как педагогического средства развития заданных гибких навыков. Выявлено, что развитие
системного и критического мышления, аналитических навыков студентов обусловлено процессом проблемного обучения на основе иноязычного дискурса, который заключается в активизации мыслительных операций (экспликация, декодирование, девербализация), способствующих глубине, беглости, гибкости и оригинальности мышления в понимании и интерпретации профессионально значимой информации. Проблемное обучение предполагает постепенно усложняющийся характер учебно-познавательной деятельности (от стандартной - обучающей - поисковой - проблемной - к креативной). Возможности проблемного обучения содействуют развитию мышления студента технического вуза, стимулируют самопознание, познавательный интерес и активность, позволяют осознанно подходить к решению задач, глубоко понимать и осваивать учебные знания и способы деятельности, создают повышенную мотивацию обучения, а также предпосылки реализации себя в познании, образовательном процессе и последующей профессиональной творческой деятельности [24].
Основной формой организации учебных занятий студентов были практические занятия, в ходе которых моделировались ситуации, требующие разрешения поставленных задач, что способствовало формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать профессионально значимую информацию, а затем понимать ее и интерпретировать с целью применения полученных знаний на практике.
Методико-технологический аспект программы включает технологию и методическое обеспечение процесса развития аналитических навыков, системного, критического мышления студента технического вуза - технологическую карту, методы проведения учебных занятий со студентами в процессе изучения спецкурса.
Разработана программа спецкурса развития гибких навыков (системного, критического мышления и аналитических навыков) студента технического вуза на занятиях по иностранному языку. Данный спецкурс направлен на обновление содержания дисциплины базового цикла - «Иностранный язык», актуализацию знаний студентов о понятиях «гибкие навыки», «системное мышление», «критическое мышление», «аналитические навыки», о современных гуманитарных технологиях для развития гибких навыков в ходе работы с научно-техническим дискурсом; на формирование умений и навыков самостоятельно анализировать и интерпретировать профессионально значимую информацию, видеть проблему, выдвигать гипотезу, разрабатывать собственное решение познавательной задачи.
Преподаватели Самарского государственного технического университета на занятиях по иностранному языку предприняли попытку целенаправленного и последовательного развития у студентов гибких навыков, востребованных работодателями. Спецкурс содержит проблемные ситуации и задания,
нацеленные на развитие умений выполнять логические мыслительные операции (анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификация). В ходе занятий задавалась направленность на формирование качеств, значимых для будущей профессиональной деятельности, а именно гибкости мышления, умения анализировать и сопоставлять факты, ориентироваться на решение новых проблем, прогнозировать, моделировать ситуацию.
При целенаправленном формировании приемов умственной деятельности, ведущих к повышению активности мышления студентов, развиваются такие качества мышления, как глубина и широта, быстрота, обстоятельность, систематичность, последовательность, критичность и самокритичность, гибкость. Вышеперечисленные качества позволяют анализировать и адекватно оценивать различные жизненные ситуации, мыслить нешаблонно, находить нестандартные решения проблем.
Определены педагогические условия развития «мышленческих» навыков, которые позволяют повысить эффективность изучаемого процесса, а именно: включение студента в систему развивающего педагогического взаимодействия «студент - педагог технического вуза»; целенаправленное изменение характера обучения: от адаптивно-репродуктивного к алгоритмично-эвристическому и рефлексивно-творческому в процессе декодирования, де-вербализации, экспликации, понимания и интерпретации иноязычного дискурса; организация процесса решения проблемных ситуаций посредством гуманитарных технологий коммуникативного характера.
В рабочей среде под профессиональными навыками обычно понимаются технические процедуры или практические задачи, которые обычно легко наблюдать, количественно определять и измерять. Стандарты обучения таким навыкам отражены во ФГОС и закреплены в рабочих программах. В отличие от технических профессиональных навыков, обучение гибким навыкам не подчиняется учебным планам, хотя они необходимы выпускникам в трудовой жизни. Критерием оценки уровня развития мыслительных навыков, представляющих гибкие навыки, в нашем исследовании выступает уровень сфор-мированности навыков чтения профессионально-ориентированной литературы и последующее использование полученной информации.
Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку эффективности разработанной программы, направленной на развитие гибких навыков студентов технического вуза в соответствии выбранным методами и реализацией педагогических условий.
Результативность экспериментальной работы была доказана при помощи сравнительного анализа данных, полученных на начальном этапе исследования и по окончании его формирующего этапа. В ходе эксперимента проводились контрольные срезы с целью определения уровня развития навыков мышления студента для проверки эффективности реализуемой программы, а также определения динамики развития исследуемого процесса.
Данный эксперимент подтвердил необходимость развития навыков мышления на занятиях по иностранному языку, потенциал дисциплины языка как средства для развития гибких навыков студентов был доказан. Уровень осознанности в овладении мыслительными навыков у студентов возрос на 41 %, заинтересованности в развитии гибких навыков - на 46 %. Диаграмма отражает положительную динамику развития исследуемых навыков и свидетельствует об эффективности выбранного средства и разработанного метода.
90 80
Начало эксперимента Окончание
эксперимента
■ Критическое мышление
■ Системное мышление
■ Аналитические навыки
Сравнительная динамика сформированности навыков системного и критического мышления, аналитических навыков на основе заданий по чтению (% выполнения заданий)
Обсуждение и заключение
Исследование доказывает, что в настоящее время существует нехватка профессионалов с развитыми гибкими навыками. Таким образом, формирование надпрофессиональных компетенций выпускника - задача преподавателя высшей школы. Одним из эффективных способов является методически грамотная и последовательная работа на уроках иностранного языка. Это комплексная задача образовательного процесса в вузе, способствующая развитию навыков, которые определяют профессиональный успех будущего специалиста [9]. Именно поэтому мы считаем осознанную и целенаправленную работу по формированию и развитию гибких навыков важным и перспективным направлением педагогической деятельности в техническом вузе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Сальная Л.К., Овчаренко В.П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2017. -№ 6. Ч. 2. - С. 199-202. - URL: http://www.gramota.net/materials/2/2017/6-2/60.html
2. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). - Екатеринбург, 2000.
3. Шипилов В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml.
4. Вагапова Н.А., Доломанюк Л.В., Вагапов Г.В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Педагогические науки. - 2016.
5. Shakir R. Soft Skills at the Malaysian Institutes of Higher Learning. Asia Pacific Education Review, vol. 10(3), 309-315 pp. doi:10.1007/s12564-009-9038-8.
6. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
7. Шилова С.А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Акмеология образования. Психология развития. -2017. Т. 6, вып. 4 (24). - С. 374-380.
8. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, 2015, OECD Publishing, p. 140. http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en
9. Чечева Н.А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку // Интернет-журнал «Мир науки». - 2018. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
10. Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989. - 624 c.
11. Cambridge Dictionary. Available at: http://dictionary. cam-bridge.org/dictionary/english/soft-skills.
12. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 - С. 198-207. - URL: http://e-koncept.ru/2018/ 181018.htm.
13. Давидова В.В. Слушать, говорить и договариваться: что такое soft skills и как их развивать. - URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
14. Милевски И. Личностное развитие успешного человека. Принципы soft skills -гибких навыков человека. - URL: ecouniver.com
15. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Т. 9 (1). - С. 1-18. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/90EVN117
16. ТатаурщиковаД. Soft skills. - URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills
17. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 301 с.
18. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. The International Journal of Learning, 2009, vol. 15, 1-10 pp. DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032.
19. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: инф.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. - 17 с.
20. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. -2016. - Т. 2. № 4. - С. 222-234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.
21. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. - Berrett-Coehler Publishers, 2004. - 463 р.
22. Меньшенина С.Г. Формирование готовности к аналитической деятельности студентов - будущих специалистов по информационной и компьютерной безопасности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Самара, 2016. - 208 с.
23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению бакалавриата. - URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45
24. Лабзина П.Г. Познавательная задача как средство развития креативного мышления студента технического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Лабзина Полина Глебовна. - Оренбург, 2014. - 23 с.
Поступила в редакцию 14.03.2019 В окончательном варианте 12.05.2019
UDC 378
EDUCATIONAL POTENTIAL OF "FOREIGN LANGUAGE" COURSE TO DEVELOP SOFT SKILLS OF TECHNICAL STUDENTS
S.G. Menshenina1, P.G. Labzina2
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, Russia, 443100
'E-mail: [email protected]
2E-mail: [email protected]
Abstract
Currently the relevance of the development of students' universal competencies (soft skills) along with the formation of their professional (hard skills) skills is determined by employers' requirements, rapidly changing labor market and terms of professional activity. The article deals with the students of technical majors soft skills development
1 Svetlana G. Menshenina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.
2 Polina G. Labzina, Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department.
in course foreign language instruction. The authors analyze the essence and the concept of soft skills in frames of foreign language university training. The authors highlight that soft skills development occurs through focused and purposeful work on critical, system and analytical thinking skills. A special course of the discipline "Foreign Language" is designed by the authors. The preliminary results of the experimental work demonstrate that positive dynamics of skills development has been observed.
Key words: soft skills, hard skills, Foreign Language course, critical, system thinking, analytical skills, students of technical majors.
REFERENCES
1. Sal'naya L.K., Ovcharenko V.P. O formirovanii universal'nykh kompetentsii studen-tov inzhenernogo vuza credstvami distsipliny Inostrannyi yazyk [The Potential of the Course "Foreign Language" for Soft Skills Forming in Engineering Education]. Filo-logicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov, 2017. pp. 199-202. URL: http://www.gramota.net/materials/272017/6-2/60.html
2. Bezrukova V.S. Osnovy dukhovnoi kul'tury (entsyklopedicheskii slovar' pedagoga) [Basics of Spiritual Culture]. Ekaterinburg, 2000.
3. Shipilov V. Perechen' navykov soft-skills i sposoby ikh razvitiya [List of Soft Skills and Ways of Their Development]. URL: https://www.cfin.ru/management/ peo-ple/dev_val/soft-skills. shtml.
4. Vagapova N.A., Dolomaniuk L.V., Vagapov G.V. Soft skills kak neobkhodimyi kom-ponent soderzhaniya inzhenernogo obrazovaniya. Pedagogitcheskie Nauki [Soft Skills as a Necessary Component for Engineering Education]. 2016. pp. 134-142.
5. Shakir R. Soft skills at the Malaysian Institutes of Higher Learning. Asia Pacific Education Review, 2009, 10(3), 309-315. doi: 10.1007/s12564-009-9038-8.
6. Razvitie soft skills u kursantov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku. [Developing Soft Skills of Future Officers in the Process of Foreign Language Teaching]. Mir nauki. 2018, vol. 6, no 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/73PDMN518.pdf
7. Shilova S.A. Formirovanie gibkikh navykov sredstvami mikrogruppovykh form raboty pri obuchenii inostrannomu iyazyku v vuze. Izv. Sarat. un-ta. Nov. ser. Ser. Ak-meologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya, 2017. vol. 6, iss. 4 (24). 374-380 pp.
8. Skills for Social Progress: The Power of Social and Emotional Skills OECD. Skills Studies, OECD Publishing, 2015. http://dx.doi.org/10.1787/9789264226159-en
9. Checheva N.A. Razvitie soft skills u kursantov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [Developing Soft Skills of Future Officers in the Process of Foreign Language Teaching]. Mir nauki. 2018, vol. 6, no 5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/ 73PDMN518.pdf
10. Oxford English Dictionary. - 2nd edition. - Clarendon Press, 1989, 624 p.
11. Cambridge Dictionary. URL: http://dictionary. cambridge.org/dictionary/english/soft-skills.
12. Batsunov S.N., Derecha I.I., Kungurova I.M., Slizkova E.V. Sovremennye determi-nanty razvitiiya soft skills [Modern determinants of the Soft Skills Development].
Nauchno-metodicheskií élektronnyí zhurnal Kontsept, 2018, no. 4, 198-207 pp. URL: http://e-koncept.ru/2018/181018 .htm.
13. Davidova V.V. Clushat', govorit' i dogovarivat'sia: chto takoe soft skills i kak ikh razvivat [Listen, Speak and Communicate]. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/11719-soft-skills.
14. Milevski I. Lichnostnoe razvitie uspeshnogo cheloveka. Printsipy soft skills - gibkikh navykov cheloveka. [Individual Development of a Successful Person]. URL: ecouni-ver.com
15. Ivonina A.I., Chulanova O.L., Davletshina I.M. Sovremennye napravleniia teoretich-eskikh i metodicheskikh razrabotok v oblasti upravleniía: rol' soft-skills i hard skills v professional'nom i kar'ernom razvitii sotrudnikov [Modern Trends in Theoretical Research in the Field of Management: the Role of Soft Skills and Hard Skills in the Professional Development]. Internet-zhurnal Naukovedenie. 2017, vol. 9, no. 1. 1-18 pp. URL: http:// naukovedenie.ru/PDF/90EVN117
16. Tataurshchikova D. Soft skills. URL: https://4brain.ru/blog/soft-skills
17. Goulman D., Boíafsis R., Makki É. Émotsional'noe liderstvo: iskusstvo upravleniia liud'mi na osnove émotsional'nogo intellekta [Emotional Leadership: Art of Management on the Basis of Emotional Intellect]. M.: Al'pina Biznes Buks, 2008. 301 p.
18. Wats M., Wats R.K. Developing Soft Skills in students. The International Journal of Learning, 2009, vol. 15. DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032
19. Chuchalina A.I., Petrovskfya T.S., Kulfukinf E.S. Vsemirnaia initsiativa CDIO. Standarty: informatsionno-metodicheskoe izdanie [International Innitiative CDIO.]. 2011, Tomsk, 17 p.
20. Jarkova T.A., Cherkasova I.I. Formirovanie gibkikh navykov u studentovv usloviiakh realizatsii professional'nogo standarta pedagoga [Development of Students' Soft Skills, Conditions of Realization of a Pedagogical Standard]. Vestnik Tiumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniia. Humanitates, 2016, vol. 2, no 4, 222-234 pp. DOI: 10.21684/2411-197KH-2016-2-4-222-234.
21. Mintzberg H. Managers Not MBAs: A Hard Look at the Soft Practice of Managing and Management Development. Berrett-Coehler Publishers, 2004. 463 p.
22. Men 'shenina S.G. Formirovanie gotovnosti k analiticheskoí deiatel'nosti studentov budushchikh spetsialistov po informatsionnoí i komp 'iuternoi bezopasnosti [Development of Readiness for Analytical Activity of Students Future Specialists in Computer Security. Thesis cand. of ped. sci]. Samara, 2016. 208 p.
23. Federal ' nyí gosudarstvennyí obrazovatel ' nyí standart vysshego obrazovaniia po napravleniiu bakalavriata. [Federal State Educational Standard of Higher Education Bachelor Profile]. URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45
24. Labzina P.G. Poznavatel ' naia zadacha kak sredstvo razvitiia kreativnogo myshleniia studenta tekhnicheskogo vuza [Cognitive Activity as a means of Development of Technical Students' Creative Thinking. Abstract of thesis cand. of ps. sci.]. Orenburg, 2014. 23 p.
Original article submitted 14.03.2019 Revision submitted 12.05.2019