Научная статья на тему 'ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / «ПУШКИНСКАЯ КАРТА»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перяшкина Арина Алексеевна, Барабашкина Евгения Владимировна, Лукина Елена Вячеславовна

Воспитательная деятельность является неотъемлемой частью процесса профессионального образования. В статье рассмотрена необходимость осуществления мер воспитательной работы, направленных на создание и поддержание внутреннего единства и устойчивости системы воспитания. Обращая внимание на тот факт, что государство играет весьма важную роль в поддержании воспитательной работы с молодыми людьми, приведён пример нового проекта от Министерства культуры для молодежи «Пушкинская карта», позволяющий посещать культурные мероприятия за счёт государства. В статье раскрыты возможности использования данной карты в Нижегородской области, которые направлены на развитие разнообразных направлений воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перяшкина Арина Алексеевна, Барабашкина Евгения Владимировна, Лукина Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Educational activity is an integral part of the vocational education process. The article discusses the need to implement measures of educational work aimed at creating and maintaining the internal unity and sustainability of the educational system. Drawing attention to the fact that the state plays a very important role in supporting educational work with young people, an example is given of a new project from the Ministry of Culture for youth "Pushkinskaya Karta", which allows you to attend cultural events at the expense of the state. The article reveals the possibilities of using this map in the Nizhny Novgorod region, which are aimed at the development of various directions of educational activities.

Текст научной работы на тему «ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

Литература:

1. Алексеева А.А. Структура профессиональной компетентности будущих учителей математики // Актуальные проблемы самореализации личности в современном обществе: сб. тр. конф. - Псков, 2017. -С. 16-20.

2. Борзенкова О.А., Тимовская Е.А. Формирование компетентности учителя математики к решению профессиональных задач // Наука XXI века: актуальные направления развития. - 2018. - Вып. 1, Ч. 1. -С. 90-95.

3. Галустян О.В., Сметанников А.П., Радченко Л.А. Научные подходы к организации педагогического процесса в вузе // Вестник ВГУ, серия: Проблемы высшего образования. - 2020. - №2. - С. 38-41.

4. Иванова В.П., Юрченко М.Г. К вопросу о целесообразности обращения к «компетентностному подходу» и «компетентностной модели» выпускника высшей школы // Бюллетень науки и практики. - 2020.

- Т. 6., № 5. - С. 471-478.

5. Кузнецова И.В. Формирование когнитивных умений обучающихся в условиях цифрового обучения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. -2020. - Т. 26, №2. - С. 161-165.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2018. - 583 с.

7. Мезинов В.Н., Нехороших Н.А., Поваляева О.Н. Актуализация проблемы развития мотивации учения студентов в образовательном процессе // Известия Волгоградского гос. пед. университета. - 2020. - №5 (148).

- С. 18-26.

8. Пантелеева Н.Г. Инновационные подходы в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС высшего образования // Вестник Калужского университета. - Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. - 2019. - Том 2, № 2. - С. 7-12.

9. Рихтер Т.В. Структура профессиональной компетентности учителя математики // Физико-математическое образование. - 2017. - Вып. 1(11). - С. 89-92.

10. Стефанова Н.Л. Предметно-методическая составляющая готовности бакалавров к профессиональной деятельности учителя математики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2019. - №191. - С. 80-90.

11. Суханова Н.П. Современная образовательная стратегия: обучение навыкам эффективного мышления // Вестник Омского университета. - 2020. - Т. 25, №1. - С. 59-63.

12. Токарева Л.И. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей математики при обучении в вузе // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. - 2019. -Вып. 21. - С. 193-201.

13. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

Педагогика

УДК 377

студент Перяшкина Арина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Барабашкина Евгения Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Лукина Елена Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. Воспитательная деятельность является неотъемлемой частью процесса профессионального образования. В статье рассмотрена необходимость осуществления мер воспитательной работы, направленных на создание и поддержание внутреннего единства и устойчивости системы воспитания. Обращая внимание на тот факт, что государство играет весьма важную роль в поддержании воспитательной работы с молодыми людьми, приведён пример нового проекта от Министерства культуры для молодежи «Пушкинская карта», позволяющий посещать культурные мероприятия за счёт государства. В статье раскрыты возможности использования данной карты в Нижегородской области, которые направлены на развитие разнообразных направлений воспитательной деятельности.

Ключевые слова: воспитательная деятельной, профессиональное образование, профессиональные образовательные организации, «Пушкинская карта».

Annоtation. Educational activity is an integral part of the vocational education process. The article discusses the need to implement measures of educational work aimed at creating and maintaining the internal unity and sustainability of the educational system. Drawing attention to the fact that the state plays a very important role in supporting educational work with young people, an example is given of a new project from the Ministry of Culture for youth "Pushkinskaya Karta", which allows you to attend cultural events at the expense of the state. The article reveals the possibilities of using this map in the Nizhny Novgorod region, which are aimed at the development of various directions of educational activities.

Keywords: educational active, vocational education, professional educational organizations, "Pushkinskaya karta".

Введение. Воспитательная работа в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования является важнейшим условием формирования будущего

специалиста, высоконравственного и интеллектуально развитого профессионала. В настоящее время экономические, политические, духовно-нравственные процессы, протекающие в российском обществе, заставляют по-новому взглянуть на проблему воспитания студентов [1, 5, 9].

Нормативными документами, в том числе и Законом об образовании РФ, воспитание относится к первостепенной и определяющей функции образования.

Изложение основного материала статьи. Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» [6, 12].

Отсюда следует, что воспитательная деятельность - это неотъемлемый компонент педагогического процесса в профессиональных образовательных организациях среднего и высшего образования, представляющий собой педагогическую деятельность, направленную на создание условий для гармоничного развития личности студента, способного к профессиональной деятельности в современных условиях [2, 8].

Организация воспитательной работы требует учета актуальных особенностей современного студенчества, потребности которого постоянно меняются в соответствии с постоянным развитием всех сфер государства. Это обусловило необходимость осуществления мер воспитательной работы, направленных на создание и поддержание внутреннего единства и устойчивости системы воспитания. Необходимость этого связана со следующими причинами:

- отсутствие единого подхода к пониманию содержания и способов реализации воспитательной работы;

- отсутствие единого воспитательного пространства, обеспечивающего равные условия для гармоничного развития личности всех студентов;

- потребность в повышении сплоченности и единства российского студенчества в целях общего развития общества и государства;

- отсутствие в профессиональных образовательных организациях общей основы для осуществления воспитательной работы, в отличие от системы общего образования;

- потребность в унификации оценки и совершенствовании мониторинга результатов воспитательной работы с молодыми людьми;

- потребность в повышении профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих воспитательную работу студентов при наличии изготовленных высшими органами управления в данной сфере методических рекомендаций по перспективным направлениям воспитательного процесса, соответствующим актуальным потребностям всей молодежи [3, 7].

В целях создания и поддержания внутреннего единства воспитательной системы с 1 сентября 2021 года государство вводит новый инструмент повышения культуры и образованности - Пушкинскую карту для молодежи.

«Пушкинская карта» - совместный проект Минкультуры, Минцифры и Почта Банка. Данный проект позволяет молодым людям в возрасте от 14 до 22 лет посещать учреждения культуры (музеи, театры, выставки и т.д.) за счёт федерального бюджета в размере 3000 рублей на каждого молодого человека [11].

Рассмотрим возможности использования Пушкинской карты в Нижегородской области при организации воспитательной работы со студентами колледжей, техникумов, училищ, а также высших учебных заведений по различным направлениям воспитательной деятельности.

К рекомендуемым (вариативным) направлениям воспитательной работы в образовательных учреждениях относятся:

- духовно- нравственное воспитание;

- трудовое воспитание;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- культурно-эстетическое воспитание.

В соответствии с ФГОС педагог профессионального обучения должен способствовать духовно-нравственному развитию обучающегося [5, 12]. Духовно-нравственное воспитание определяет то, насколько выпускник сможет реализоваться в профессиональной деятельности, творчестве, личной жизни. В рамках данного направления, в Нижнем Новгороде студентам профессиональных образовательных учреждений предлагается посетить знаменитые спектакли, например, «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро» в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета, «У каждого свои недостатки» и «Укрощение строптивой» в Нижегородской театре Комедия, «Руслан и Людмила» в Нижегородском государственном академическом театре кукол, а также многие другие представления, организованные в лучших театрах Нижнего Новгорода. Посредством посещения данных заведений культуры студенты познают духовно-нравственные традиции и нормы поведения, развеивают эмоционально-волевые качества личности, что напрямую воздействует на будущую профессиональную деятельность.

В современном обществе весьма важно поддерживать и трудовое воспитание молодежи для формирования потребности в труде и добросовестного отношения к нему, также для выработки практических умений и навыков культуры труда. Сегодня наибольшую популярность приобретают мастер-классы в различных направлениях. В Нижнем Новгороде, например, проходят такие мероприятия, как «Мастер-класс по росписи на камнях», «Мастер-класс Кулинарное пространство Арт Кухня», «Мастер-класс Картина за 3 часа» и другие. Такие занятия по совершенствованию практического мастерства позволяют молодым людям приобретать полезные навыки, открывать для себя новые возможности и достигать высоких результатов.

Не мало важную роль играет гражданско-патриотическое воспитание, которое формирует чувство гордости за свою Родину.

В рамках данного направления можно посетить выставку «Солдат войны не выбирает» в музейно-выставочный центре «Микула», которая содержит большой военно-исторический материал. Атмосфера данного мероприятия закладывает воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество. В рамках гражданско-патриотического воспитания можно рекомендовать драму Тарас Бульба в Нижегородском академическом театре драмы и оперу Иван Сусанин в Нижегородском театре оперы и балета.

Культурно-эстетическое воспитание реализуется средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности. В Нижнем Новгороде проводится большое количество выставок, которые направлены на поддержание культурно-эстетического воспитания в городе. Например, до 31 декабря будет проходить выставка «Русское искусство XVIII-XIX вв.» в Нижегородском государственном художественном музее. Данное мероприятие содержит в себе самую богатую коллекцию русского искусства, что является прекрасной возможностью нравственного, эстетического и художественного воспитания молодых людей.

Основой развития духовной культуры всего общества служит любовь к Родине и знание ее истории, поэтому одним из важнейших направлений воспитательной работы следует считать краеведческое. В данных целях в Нижнем Новгороде организованны такие программы, как «Нижегородский кремль. Круговая прогула по стене», экскурсия «Наедине с прудами и аллеями», экскурсия «Усадьба Пушкиных в Болдине». Приобщая молодёжь к краеведческой работе, воспитательная деятельность профессиональной образовательной организации способствует осознанию ими своей сопричастности к прошлому родного края, а также углубления знаний и представлений о своей малой родине.

Выводы. Таким образом, воспитательная работа в учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования является сложным, но необходимым процессом воздействия на личность и ее интересы.

Система воспитательной деятельности охватывает различные направления и сферы жизни человека, именно она обеспечивает формирование у молодого поколения мировоззрения, активной жизненной позиции, основ культуры, нравственности и патриотизма.

Следует отметить, что проведение культурных мероприятий (поход в театр, на выставку или на любое другое культурное мероприятие) требует как организационной подготовки, так и материального обеспечения. И на сегодняшний день государство активно выполняет культурно-воспитательную функцию для удовлетворения культурных запросов населения страны. Проект «Пушкинская карта» является отличной возможностью для молодежи приобщиться к прекрасному, познакомится с культурным наследием и повысить свой образовательный потециал.

Литература:

1. Кисляков П.А., Меерсон А.Л., Егорова П.А. Показатели психологической устойчивости личности к социокультурным угрозам и негативному информационному воздействию // Вестник Мининского Университета, Т. 8(2), 2020.

2. Лапшова А.В., Филатова О.Н., Чеснокова П.Н., Севостьянова Е.А. Правовая культура студентов вуза // Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. - 2021. - №3(53). - С. 155-161.

3. Михайлова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. К вопросу о реализации воспитательной работы в образовательных учреждениях высшего образования // Современное педагогическое образование. -2019. - №12.

4. Петров Ю.Н., Фирсов М.В., Филатова О.Н. Познавательное направление развития цифровизации профессионального образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. - 2020. - № 2 (52). - С. 7-11.

5. Петров А.Ю. Дуальная система в профессиональном образовании при сетевом взаимодействии профессиональной образовательной организации. Учебно-методическое пособие / А.Ю. Петров, Н.С. Петрова, О.Н. Филатова, Н.В. Васильева. - Н. Новгород. - 2018. - 76 с.

6. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

7. Филатова О.Н., Фролова Н.В., Ермолаева Е.Л. Формирование гражданской активности обучающихся ценностными ориентациями во внеаудиторном пространстве профессиональной образовательной организации // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - 70(2). - С. 272-274.

8. Петров А.Ю. Развитие ранней профориентационной деятельности в системе профессионального образования: Коллективная монография / А.Ю. Петров, Ю.Н. Петров, В.И. Ериков, Л.С. Голычева, И.В. Жилина, Л.А.Монцева, Н.С. Петрова, Е.А. Устинова, О.Н. Филатова, Т.К. Чернонебова. - Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2019. - 188 с.

9. Markova S.M. Forecasting the development of professional education // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Khizhnaya A.V., Filatova O.N. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 91. - С. 452-459.

10. Markova S.M. University modernization in the conditions of industrialization of production and intelligent machines // Markova S.M., Tsyplakova S.A., Sedykx E.P., Filatova O.N., Khizhnaya A.V. Lecture Notes in Networks and Systems. - 2021. - Т. 200. - С. 940-947.

11. URL: https://www.culture.ru/pushkinskaya-karta

12. URL: https://spo-edu.ru/fgos

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.