Научная статья на тему 'К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ'

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / образование / школьный театр / цели формирования / школа / Upbringing / education / school theater / formation goals / school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Галина Алексеевна, Яковлева Евгения Анатольевна, Ковкина Инна Вульфовна

В ноябре 2021 года министр Просвещения РФ Сергей Кравцов поставил цель создания школьных театров во всех школах, где есть советник по воспитанию [2]. В 2022 году уже существовал всероссийский реестр школьных театров, были разработаны формы организации школьного театра, не предусматривающие вливания бюджетных денег. Театральным институтом им. Бориса Щукина был предложен репертуар, состоящий из конкурсных пьес, методические материалы для организации школьного театра, материалы по технике речи, основам актерского мастерства и др. [5]. В феврале 2023 на встрече с молодежью Президент России В.В. Путин поддержал идею развития школьных театров. Министерство Просвещения совместно с Министерством Культуры запланировали к 2024 году организовать театр в каждой школе. Как показывает содержание «Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров» Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (далее ВЦХТ), на август 2022 года в стране насчитывалось 14599 форм творческой сценической деятельности школьников, включая драматические, музыкальные театры и т.д. [5]. Задача организации школьных театров грандиозна по своим масштабам, ведь в стране насчитывается более семидесяти тысяч школ. Как отмечает О.А. Стайна «методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина, не всегда могут быть реализованы в существующих условиях общеобразовательной организации [4]. Можем добавить, что это не единственная проблема, ожидающая школы на пути организации школьного театра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In November 2021, the Minister of Education of the Russian Federation Sergey Kravtsov set the goal of creating a school theater in all schools where there is an education adviser [2]. In 2022, the All-Russian register of school theaters already existed, forms of organizing a school theater were developed that did not provide for an infusion of budget money. Theater Institute named after. Boris Shchukin was offered a repertoire consisting of competitive plays, methodological materials for organizing a school theater, materials on speech technique, the basics of acting, etc. [5]. In February 2023, at a meeting with young people, Russian President Vladimir Putin supported the idea of developing school theaters. The Ministry of Education, together with the Ministry of Culture, planned to organize a theater in each school by 2024. As the content of the "Methodological recommendations for the creation of school theaters in general education organizations" of the All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies (hereinafter VTXT) shows, as of August 2022, there were 14,599 forms of creative stage activity of schoolchildren in the country, including drama, musical theaters, etc. [5]. The task of organizing school theaters is grandiose in scale, because there are more than seventy thousand schools in the country. As O.A. Staina notes, "methodological recommendations that were developed for school theaters by the VTSKHT and the Theater Institute. Shchukin, can not always be implemented in the existing conditions of a general education organization [4]. We can add that this is not the only problem awaiting the school on the way to organizing a school theater.

Текст научной работы на тему «К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ»

Одной из приемлемых методик формирования «эффективного использования уникального российского культурного наследия», и не только наследия, можно назвать организацию значимого культурного события, участвовать в котором можно, используя карту. На разнообразных площадках апробировано множество ресурсов в виде конкурсов, тестов, мастер-классов и т.д. Вполне возможно сделать событие обсуждаемым, тем самым привлечь молодежь и «закрепить материал» в заключительном событии, посещении мероприятия по карте. Авторы убеждены, что культурная работа должна носить системный, распределенный во времени характер, хотя бы это касалось единичного культурного события. Все возможные инструменты необходимо использовать для воспитания молодежи, учитывая актуальную повестку.

Основной идеей, которую хотелось бы выразить, является простая мысль. Молодежи, безусловно, необходимо предоставлять возможности для культурного роста. Объектов «культурного потребления» в стране достаточно. Да, они неравномерно распределены, и в маленьком городке, поселке, деревне их может не быть вовсе. Это проблема. Но не проблема Пушкинской карты. Проблему, которую можно частично решать с ее помощью, мы обозначили выше. А вот пролонгированного эффекта от использования карты можно добиться при интеграции ресурсов Министерства культуры, Министерства Просвещения и Министерства образования, а так же профильного департамента - Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Минкульт предоставил инструмент. И если этот инструмент планируется использовать хотя бы десять лет, есть возможность включить его в образовательную среду, как минимум, школы, приурочив использование карты к тематике школьной программы или воспитательной работы, привлекая специалистов из «Знания», а так же опыт и ресурсы Росмолодежи.

Выводы. Государство тратит огромные деньги на реализацию поставленных задач в сфере культуры и воспитания молодежи. Пушкинская карта, в каком-то смысле, является одной из мер ее поддержки, а не только развития. «Сегодня российская молодежь нуждается не столько в поддержке, сколько в создании условий для непосредственного участия в социальных преобразованиях и гражданской деятельности, целью которой является содействие общему благу и решению социально значимых проблем в обществе» [4]. Российская молодежь от 14 до 22 лет все-таки нуждается в поддержке государства. И Пушкинская карта оказывает не только, согласимся, небольшую (5000 рублей в 2023 году) поддержку, ее введение и настойчивое распространение демонстрирует собственную заинтересованность государства в культурном развитии молодежи. Целесообразным видится развитие этого направления государственной культурной политики в направлении интеграции усилий для укрепления положительных эффектов от использования Пушкинской карты.

Литература:

1. Молодежная политика и гражданские практики в молодежной среде в современной России // Гуманитарий Юга России. - 2019. - Том 8 (40). -№ 6. - С. 171-186

2. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 N 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года». https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 314804/985421fabalda8d5a7dd327ffl5ae6cd5f9aa2c4c/

3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 389271/d39f7fö3dfc02bd345148c27f2408c771b3f57ae/

4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Основ государственной культурной политики" https://www.consultant.ru/document/cons doc PAW 172706/26flacb2cd012e2440c27db506f2e628bcl79256/

5. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_PAW_372649/c573cd8dd2061fd6844736bl581fBbcll8b3a22b/

6. РИАНовости: сайт,-2021. - URL: https://ria.ru/20231012/karta-1902231262.html

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Казанцева Галина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Яковлева Евгения Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ковкина Инна Вульфовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

Аннотация. В ноябре 2021 года министр Просвещения РФ Сергей Кравцов поставил цель создания школьных театров во всех школах, где есть советник по воспитанию [2]. В 2022 году уже существовал всероссийский реестр школьных театров, были разработаны формы организации школьного театра, не предусматривающие вливания бюджетных денег. Театральным институтом им. Бориса Щукина был предложен репертуар, состоящий из конкурсных пьес, методические материалы для организации школьного театра, материалы по технике речи, основам актерского мастерства и др. [5]. В феврале 2023 на встрече с молодежью Президент России В.В. Путин поддержал идею развития школьных театров. Министерство Просвещения совместно с Министерством Культуры запланировали к 2024 году организовать театр в каждой школе. Как показывает содержание «Методических рекомендаций по созданию в общеобразовательных организациях школьных театров» Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (далее ВЦХТ), на август 2022 года в стране насчитывалось 14599 форм творческой сценической деятельности школьников, включая драматические, музыкальные театры и т.д. [5]. Задача организации школьных театров грандиозна по своим масштабам, ведь в стране насчитывается более семидесяти тысяч школ. Как отмечает О.А. Стаина «методические рекомендации, которые разработали для школьных театров ВЦХТ и Театральный институт им. Щукина, не всегда могут быть реализованы в существующих условиях общеобразовательной организации [4]. Можем добавить, что это не единственная проблема, ожидающая школы на пути организации школьного театра.

Ключевые слова: воспитание, образование, школьный театр, цели формирования, школа.

Annotation. In November 2021, the Minister of Bducation of the Russian Federation Sergey Kravtsov set the goal of creating a school theater in all schools where there is an education adviser [2]. In 2022, the All-Russian register of school theaters already existed, forms of organizing a school theater were developed that did not provide for an infusion of budget money. Theater Institute named after. Boris Shchukin was offered a repertoire consisting of competitive plays, methodological materials for organizing a

school theater, materials on speech technique, the basics of acting, etc. [5]. In February 2023, at a meeting with young people, Russian President Vladimir Putin supported the idea of developing school theaters. The Ministry of Education, together with the Ministry of Culture, planned to organize a theater in each school by 2024. As the content of the "Methodological recommendations for the creation of school theaters in general education organizations" of the All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies (hereinafter VTXT) shows, as of August 2022, there were 14,599 forms of creative stage activity of schoolchildren in the country, including drama, musical theaters, etc. [5]. The task of organizing school theaters is grandiose in scale, because there are more than seventy thousand schools in the country. As O.A. Staina notes, "methodological recommendations that were developed for school theaters by the VTSKHT and the Theater Institute. Shchukin, can not always be implemented in the existing conditions of a general education organization [4]. We can add that this is not the only problem awaiting the school on the way to organizing a school theater.

Key words: Upbringing, education, school theater, formation goals, school.

Введение. Сложившаяся практика школьных театров, по-видимому, носила инициативный характер. Программа Министерства Просвещения по их внедрению в каждую школу запущена в рамках Всероссийского проекта «Школьная классика» и направлена на вовлечение школьников в театральную деятельность [1]. Есть большие сомнения что «Школьная классика» способна охватить каждую школу страны и способствовать организации в ней школьного театра.

Причин для сомнений множество, назовем сейчас только часть: отсутствие четкого понимания цели организации и функционирования школьных театров в образовательном учреждении, катастрофическое отсутствие необходимых компетенций у педагогов для организации и, самое главное, руководства школьным театром. По нашему мнению, руководителем школьного театра должен быть не классный руководитель, не учитель литературы, а театральный специалист с педагогическими компетенциями.

Изложение основного материала статьи. В эмоциональной статье O.A. Ласукова отмечается важная роль, которую сыграло участие детей в школьном спектакле: участники спектакля сами захотели пойти в настоящий театр и посмотреть, как играют профессиональные актеры. И это замечательно. Таких школьных актеров, прошедших репетиции, сделавших над собой усилие для запоминания текста роли, на начальном уровне правильно усвоивших правила поведения на сцене, не больше десяти - пятнадцати в школьном театре [3]. И здесь вскрывается еще одна немаловажная проблема. По сравнению с другими видами подачи зрелищных искусств, театр явно проигрывает. В нем нет зрелищности, интерактивности, яркости красок, возможности «увеличить» лицо актера и т.д. К слову, современный новаторский театр прибегает к использованию такого приема и транслирует происходящее на сцене на экран. Тем не менее, ребенка трудно «затащить» в театр. Он беднее на зрелищные ухищрения, чем фильм, видео, компьютерная игра. Последняя предполагает использование практически полного погружения в сам мир игры. Итак, школьные актеры пошли в театр. Их заинтересовал сам театр как некий объект действительности, заинтересовал уже не как посторонних людей. Они были подготовлены не без применения административного метода, о котором упоминает автор статьи [3]. А как же зрители, школьники, посмотревшие спектакль? Они заинтересовались театром? И здесь мы, пожалуй, подходим к вопросу целей создания школьного театра.

В методических рекомендациях ВЦХТ при определении школьного театра как ресурса воспитания, затрагиваются три важнейших вопроса, формулируются три цели для его создания.

1. Театр - ресурс для выявления и развития талантов и одаренности каждого ребенка. На наш взгляд, школьный театр не может быть шире привычного ребенку коллектива в понимании количества человек, которые будут входить в труппу школьного театра. Больше одного театра школе трудно будет организовать. Ширина охвата по количеству детей, задействованных в труппе театра каждой школы, не позволяет так категорично говорить о каждом ребенке, включая детей, постоянно участвующих в деятельности школьного театра. И в сумме таких детей будет не очень много. Театр - это ресурс выявить задатки у способных к актерской игре детей, заинтересовать его искусством вообще, поскольку театр воплощает в себе не только актерскую игру. Но об этом ниже.

2. Театр - инструмент формирования детского коллектива. Это несомненно. Любая осознанно реализуемая совместная деятельность при правильном педагогическом подходе способствует формированию коллектива. Возникает вопрос - какова цель формирования детского коллектива. У A.C. Макаренко была ясная цель - воспитание советского человека, в том числе, и с помощью формирования здорового коллектива. Имея навыки коллективной жизни, работы, творчества (в том числе и театрального), выпускник школы Макаренко, бывший беспризорник, становился полноценным членом общества, в котором и реализовывал эти навыки, востребованные именно социалистическим обществом. Сейчас актуальнее навыки командной деятельности, то есть слаженной работы на протяжении жизни проекта. Педагогически вывереннее и целесообразнее воспитывать сегодня именно командную работу, ориентируя ребенка на особенности современной социальной действительности. Другое дело, что человеку комфортнее именно в коллективе, как постоянном сообществе надежных единомышленников, в данном случае собранных для реализации культурных потребностей.

3. Использование качественного репертуара. Частично предлагаемый репертуар представлен на сайте театрального института им. Щукина. Он состоит из пьес, представленных на конкурс, содержит материал, который можно использовать с начальной школы до 11 класса, и думается, будет еще пополняться.

Таким образом, выявление талантов при помощи школьной театральной деятельности возможно, нужно и обязательно будет сделано талантливыми педагогами-режиссерами. Но замахиваться на раскрытие таланта в каждом ребенке при помощи одного только школьного театра, кажется, несколько утопично. Формирование коллектива единомышленников зависит от педагогических талантов организатора. Коллектив сам по себе не создается, как сказано выше. Не без причины при упоминании создания детского коллектива, по крайней мере, в нашей стране всегда вспоминают A.C. Макаренко. Методический минимум, предложенный театральным институтом им. Щукина существует, некоторый опыт функционирования школьных театров в последние годы тоже есть. Дело за малым, организовать театры во всех школах к 2024 году.

Еще одна проблема, которую хотелось бы затронуть. Если подходить к реализации идеи школьного театра на системном уровне, требуются некие затраты, которые необходимы для организации театров по всей стране, в каждой школе (как это сейчас происходит). Уже сейчас школьные учителя задают вопросы: на какие средства организовывать театр, в котором нужны будут, как минимум, костюмы и декорации; за счет каких средств будет оплачиваться деятельность руководителя школьного театра, где можно получить образование режиссера. Сейчас, выполняя требования Министерства Просвещения, школы изыскивают внутренние средства в виде внеурочной деятельности.

В анализируемых методических рекомендациях предлагается несколько способов реализации школьного театра, кроме внеурочной деятельности, а именно, организовать театр в рамках дополнительного образования детей и взрослых, получив на эту деятельность соответствующую лицензию. В этом случае школьный театр должен существовать как платный кружок дополнительного образования, либо придется изыскивать финансирование в форме грантовой поддержки, что под силу далеко не каждой школе. Следующая форма организации школьного театра - сетевая форма реализации дополнительных

общеобразовательных программ, предполагающая финансирование школьного театра за счет сетевого партнера школы. Следующий способ организации школьного театра это механизм персонифицированного финансирования дополнительного образования. И последний механизм, предлагаемый Методическими рекомендациями ВЦХТ, это механизм субсидии в рамках проекта «Успех каждого ребенка». Под силу ли освоение финансируемых государством механизмов дополнительного образования детей школе, обязанной выполнить рекомендацию Министерства о создании театра, скорее зависит от финансовой грамотности директора и, например, финансового сектора Управления образованием. Механизм кажется несколько усложненным. А без хоть какой-то финансовой поддержки ни одно массовое начинание просто не имеет шансов выжить. И по-прежнему, по окончании компании по внедрению театра в школы, могут остаться только те школьные театры, в которых вкладывали свои таланты и свою душу организаторы-энтузиасты.

Тем не менее, потенциал школьного театра неисчерпаемо широк.

В ноябре 2023 года в Миниском университете (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «НГПУ им. К. Минина») состоялся Всероссийский научно-практический форум «Science-ецена», в котором приняли участие педагоги вузов, учителя, актеры, режиссеры и представители дополнительного образования. В этом, на наш взгляд, плодотворном диалоге и был отмечен потенциал школьной театральной деятельности.

На пленарной части форума актриса Нижегородского драматического театра Маргарита Баголей поделилась своим видением ценности практики школьного театра. Она показала, что многочисленные актерские тренинги: техники дыхания, постановки голоса, расслабления, концентрации, «запуска» реакции и мышления, владения собственным телом дают неисчерпаемый потенциал для общего развития ребенка. Кроме этого, она настаивает, что школьный театр нельзя понимать в узком смысле. Это многоплановая культурная деятельность, которая должна включать, кроме самой постановки спектакля, комплексное культурное просвещение, «освоение» культурного пространства города, историю страны через познание своего героя, и наоборот. Именно это способствует культурному развитию ребенка, вовлекает его в предметную деятельность, делает заинтересованным, и в будущем, социально активным гражданином. Режиссер и актер Лев Харламов, занимающийся театром инклюзии, поделился своим опытом общения и вовлечения в театральную деятельность людей с ОВЗ. Его яркое выступление подвело к мысли, что школьный режиссер должен быть личностью, увлеченной своим делом. Е. Л. Борисова, руководитель учреждения дополнительного образования, поделилась своим опытом введения в театральное пространство детей от одного года. Она поставила вопрос о том, с какого возраста в жизнь ребенка необходимо вводить театр как зрелище и как способ общения, познания мира. В процессе общения со школьными учителями выяснилось, что дети, обучающиеся в начальной школе, с удовольствием принимают участие в мини-спектаклях, которые своими силами организует педагог.

Общие выводы, которые можно сделать по итогам форума, состоят в следующем:

• Театрализованность можно вводить в жизнь ребенка с самых ранних лет, решая проблемы его взаимодействия с внешним миром, предлагая ему новое «игровое поле».

• Приемы театральных техник обладают широким потенциалом не только в театральной деятельности, они развивают память, мышление, скорость реакции, владение собственным телом, способны помогать сосредоточению и т.д.

• Театр это особый мир, это глубокое, тесное взаимодействие с руководителем, групповое взаимодействие, проникновение в «сущность человека», в процессе которого происходит воспитание индивидуальности в личность.

• Дети, обучающиеся в начальной школе, где был опыт, как говорила учитель, «простого пальчикового театра», с энтузиазмом его восприняли, просили продолжения.

• Это далеко не все выводы, которые можно сделать в результате проведения форума. Главный вывод - мероприятия такого рода крайне необходимо проводить и широко освещать.

Выводы. Таким образом, точечно, но накапливается современный опыт организации школьного театра. Если подходить к вопросу не формально, школьный театр это неисчерпаемый ресурс для всестороннего развития детей. Вряд ли практика «театр - в каждую школу» приживется ввиду выше названных проблем, но актуализация такого способа воспитания через проведение интересного, насыщенного эмоционально и познавательно досуга, будет способствовать закреплению практик школьного театра в большем количестве учебных заведений.

Литература:

1. Театральный проект движения первых // Школьная классика. - URL: ЬНрз://творчество.будьвдвижении.рф/ (дата обращения: 25.11.2023)

2. Запущена программа создания школьных театров // Минпросвещения России. - URL: https://edu.gov.ru/press/4430/zapuschena-programma-sozdaniya-shkolnyh-teatrov/ (дата обращения: 25.11.2023)

3. Ласуков, O.A. Школьный театр - дело нужное и благодарное // Народное образование. - 2014. - № № 4. - С. 229-232

4. Стаина, O.A. К вопросу об организации школьного театра: постановка педагогических целей и задач / O.A. Стаина // Управление культурой. - 2023. - № 2 (6). - С. 11-17

5. Учебно-методические пособия // Театральный институт им. Бориса Щукина. - URL: https://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii/uchebno-posobiya/ (дата обращения: 25.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры хореографического искусства Калимуллина Эльза Робертовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань); преподаватель кафедры хореографического искусства Калимуллин Айрат Ильдарович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный институт культуры» (г. Казань)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ

ЛЕТНЕГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению возможностей развития творческой активности подростков средствами хореографии в условиях летних танцевальных лагерей. Приводятся результаты анализ понятия «творческая активность подростков» представленного в различных гуманитарных науках. Выявлены основные преимущества каникулярного периода отдыха учащихся общеобразовательных школ в аспекте развития творческих качеств подростков, основанного на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.