2. Hirn R., Scott T., Descriptive Analysis of Teacher Instructional Practices and Student Engagement Among Adolescents with and without Challenging Behavior. Education and Treatment of Children. 2014; № 36 (4): 585-607.
3. Alzubaidi E., Aldridge J.M., Khine M.S. Learning English as a second language at the university level in Jordan: Motivation, self-regulation and learning environment perceptions. Learning Environments Research. 2016; № 19 (1): 133-152.
4. Dewaele J.-M., Chen X., Padilla A.M., Lake J. The Flowering of Positive Psychology in Foreign Language Teaching and Acquisition Research. 2019; Vol. 10: 107-118.
5. Fredrickson B. The Broaden-and-build Theory of Positive Emotions. Philosophical Transactions, Psychology. 2004: 201-230.
6. Macintyre P., Mercer S. Setting an Agenda for Positive Psycology in SLA: Theory, Practice and Research. Modern Language Journal. 2019; № 103 (1): 257-272.
7. Gross J.J., John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being. Journal of Personality and Social Psychology. 2003; № 85 (2): 348-362.
8. Gregersen T., Macintyre P. Innovative Practices in Language Teacher Education: Spanning the Spectrum from Intro- to Inter-Personal Professional Development. 2017.
Статья поступила в редакцию 04.05.24
УДК 371.1
Nikolina V.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected] Loshchilova А.А, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
CONCEPT OF AN ADAPTIVE SYSTEM OF EDUCATIONAL ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF CULTURAL-HISTORICAL MEMORY AND CIVIC IDENTITY OF YOUTH OF RUSSIA LIVING IN THE TERRITORIES OF THE NEW REGIONS OF THE RF. The article reveals a problem of forming civic identity and cultural and historical memory of the youth of Russia living in the territories of the new subjects of the Russian Federation. Its relevance is due to the strengthening of the educational component in modern Russian education, the integration of the new regions of the Russian Federation into the Russian educational space, and the requirements of regulatory documents in the field of education. The purpose of the study is to design the concept of an adaptive system of educational activities for the formation of cultural and historical memory and civic identity of Russian youth living in the territories of the new subjects of the Russian Federation. To achieve the purpose of the study, the following methods are used: theoretical analysis, generalization of scientific literature, design, conversation, questionnaire. In the course of the study, the theoretical and methodological foundations are determined. The work develops, substantiates and discloses the concept of an adaptive system of educational activities for the formation of cultural and historical memory and civic identity of Russian youth living in new subjects of Russia. The concept includes targets, approaches and principles, cross-cutting content lines, a mechanism for the development and implementation of an adaptive system of educational activities in educational practice. The materials of the article are valuable for teachers, classroom teachers, educational advisers, curators of the youth movement, deputy directors of education, teachers and students of pedagogical universities.
Key words: civil identity, cultural and historical memory, new subjects of Russia, educational activities, adaptive system of educational activities to form cultural and historical memory and civic identity of young people
В.В. Николина, д-р пед. наук, проф., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
А.А. Лощилова, канд. пед. наук, доц., Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МОЛОДЕЖИ РОССИИ, ПРОЖИВАЮЩЕЙ НА ТЕРРИТОРИЯХ НОВЫХ РЕГИОНОВ РФ
В статье раскрывается проблема формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Актуальность работы обусловлена усилением воспитательной компоненты в современном российском образовании, интеграций новых регионов РФ в российское образовательное пространство, требованиями нормативных документов в области образования. Целью исследования является проектирование концепции адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодёжи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ, обобщение научной литературы, конструирование, проектирование, беседа, анкетирование. В ходе исследования определены теоретико-методологические основы; разработана, обоснована и раскрыта концепция адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России, проживающей на территориях новых субъектов РФ. Концепция включает целевые ориентиры, подходы и принципы, сквозные содержательные линии, механизм развития и реализации адаптивной системы воспитательной деятельности в образовательной практике. Материалы статьи представляют ценность для педагогов, классных руководителей, советников по воспитанию, кураторов молодежного движения, заместителей директоров по воспитанию, преподавателей и студентов педагогических вузов.
Ключевые слова: гражданская идентичность, культурно-историческая память, новые субъекты РФ, воспитательная деятельность, адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи
Актуальность работы связана с тем, что стратегические приоритеты государственной политики в области образования, процессы интеграции новых регионов РФ в единое образовательное пространство России актуализируют проблему формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти российской молодежи, проживающей в данных регионах.
Необходимость формирования данных феноменов обусловлена требованиями нормативных документов [1-4], а также складывающейся в новых регионах нестабильной экономической, социальной и идеологической обстановки, переходного периода, характеризующегося неустойчивостью и размытостью ценностных ориентиров. Воспитание гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи выступает базовой предпосылкой консолидации российского общества и создания внутреннего «нравственного барьера» в информационной идеологической войне.
Вместе с тем, как показал анализ результатов анкетирования молодежи ДНР и ЛНР [5], а также психологических исследований (Н.А. Деревянкина, М.А. Юферева [6], А.П. Ковалевская [7]), молодежь новых регионов РФ, проживающая в зоне активных боевых действий и прифронтовых районов, является наиболее уязвимой. Для неё характерны негативное психоэмоциональное состо-
яние: страх, тревога, рассеянность, беспомощность, шоковые психологические травмы [7], хронически действующие психотравмирующие ситуации, хроническая тревога за близких, ушедших на фронт Указанные особенности требуют поиска новых подходов к решению проблемы.
В отечественных исследованиях, посвященных различным аспектам формирования рассматриваемых феноменов, подчеркивается центральная роль педагога в данном процессе. Находясь на пересечении реинтегрирующей и ре-интегрирующейся систем (В.Д. Нечаев [8]), он выступает транслятором исторической памяти, ценностей, традиций, социокультурного опыта, что крайне важно в условиях реинтеграции данных регионов (О.В. Ярмак [9]) в российское образовательное пространство и перестройки сложившейся системы образования. Вместе с тем в представленных в настоящее время моделях и концепциях формирования гражданской идентичности молодежи (Кравченко Н.Ю., Л.С. Пастухова, ГА. Ахметшина, Л.О. Сидорова, Е.В. Андреева, Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Тюлина А.В., Шевлякова С.А., Кайимова С.В., Луковников Н.Н., J.K. Viola , Z. Lep, M. Zupancic и др.) отсутствует четкая ориентация на российскую молодежь, проживающую на территориях новых субъектов РФ; не в полной мере отражены требования нормативных документов в области воспитания; не рас-
крыты педагогические аспекты, связанные с реинтеграцией новых регионов в российское образовательное пространство; практически не осмыслены механизмы адаптации воспитательной деятельности по формированию данных качеств у молодежи, проживающей в новых регионах России.
В данной связи целью исследования является проектирование концепции адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодёжи России на территориях новых субъектов РФ.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- выявить методологические основы, включающие совокупность подходов и принципов;
- определить и обосновать целевые ориентиры, содержание и механизмы реализации адаптивной системы воспитательной деятельности.
Для решения поставленных задач были использованы теоретические и эмпирические методы: анализ, синтез, проектирование, конструирование, беседа, анкетирование.
Анализ современных отечественных и зарубежных исследований позволил установить разнообразие исследовательских позиций. J.K. Viola, рассматривая сущность гражданской идентичности молодежи в контексте цифровизации, отмечает важность формирования опыта гражданского поведения [10]. Z. Lep и M. Zupancic разработана Шкала статуса гражданской идентичности молодежи (CISS), где одним из её элементов является гражданское поведение [11].
В работах Кравченко Н.Ю. модель формирования гражданской идентичности, разработана на основе положений Я-концепции и структуры индивидуального субъекта (З. Фрейд, Э. Эриксон, О. Конт) [12].
И.В. Кожановым сконструирована концепция, модель, технология и социально-педагогические условия формирования гражданской идентичности в процессе этнокультурной социализации, основанные на взаимообусловленности данных процессов [13]. В концепции и модели Л.С. Пастуховой формирование данного феномена осуществляется в контексте социально-проектной деятельности; автором создан ситуационно-событийный механизм становления конструкта «гражданские ценности - опыт гражданского поведения [14].
В модели ГА. Ахметшиной формирование гражданской идентичности тесно взаимосвязано с патриотическим воспитанием обучающихся [15].
С.В. Иванова отмечает важность исторической основы в процессе формирования гражданской идентичности [16]. В работах Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Тюлина А.В., Шевлякова С.А., Кайимова С.В., Луковников Н.Н. раскрываются технологические аспекты формирования исторической памяти студенческой молодежи в учебно-воспитательной деятельности вуза, представлены возможности социально-проектной и экскурсионной деятельности в формировании данного качества. Л.О. Сидоровой создана и обоснована концептуальная модель и педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в образовательном пространстве учреждений культуры [17].
В исследовании Е.В. Андреевой историческая память рассматривается в контексте культурного наследия, выступающего ядром культурной памяти, отмечается его роль в сохранении духовной целостности российской цивилизации [18].
Обобщая различные определения рассматриваемых феноменов, отметим, что гражданская идентичность представляет собой интегральное качество личности, проявляющееся в осознании собственной принадлежности к социуму и культуре родной страны, в отождествлении себя с её народом, языком; активной гражданской позиции, эмоциональном переживании (гордость, патриотизм, ответственность, солидарность) за судьбу страны, ответственной созидательной деятельности на благо Отечества. Основой развития гражданской идентичности выступает культурно-историческая память, проявляющаяся в сохранении, накоплении и воспроизведении образов, представлений, знаний и других компонентов культурно-исторического наследия. Культурно-историческая память включает в себя такие элементы, как мифология, легенды, исторические события, архитектура, народное искусство, религиозные убеждения, обычаи, традиции и другие явления культуры.
Анализ научной литературы и педагогической практики позволил определить, что адаптивная система воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности российской молодежи новых регионов РФ - это самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, обладающая возможностями и ресурсами оперативно приспосабливаться к изменяющимся условиям и целенаправленно выстраивать программу воспитательных действий по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи в контексте федеральной образовательной повестки, внешних и внутренних факторов с учётом культурно-исторических особенностей и региональной специфики; социальных, психологических, культурных барьеров и негативных установок субъектов образовательных отношений.
Адаптивная система воспитательной деятельности характеризуется вариативностью, гибкостью, динамичностью, двусторонним характером, способностью сохранять равновесное состояние при изменении стратегии воспитательной деятельности. «Ядро» адаптивной системы воспитательной деятельности составляют духовно-нравственные ценности как ценностно-смысловые ориентиры; идея «мягкой» адаптации; идея многоуровневого пространственно-временного «погружения», реализующегося в контексте двух ценностно-смысловых линий:
а) первая линия: дом - родной край - регион - страна - планета;
б) вторая линия: измерение прошлого (культурно-историческая память), настоящего (реальная жизнь) и будущего (жизненные ориентиры и планы, связанные с Российской Федерацией).
Проектирование рассматриваемой адаптивной системы воспитательной деятельности в конкретной общеобразовательной организации требует определенной концептуальной рамки. В данной связи на основе анализа научной литературы нами была разработана концепция адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию культурно-исторической памяти и гражданской идентичности российской молодежи новых регионов РФ (далее - Концепция). Рассмотрим ключевые блоки указанной Концепции более подробно.
1 блок Концепции - подходы и принципы
Программно-целевой подход предполагает адаптацию программно-целевого содержания с учетом региональной специфики; его реализацию в соответствии с процессуально-технологическими аспектами формирования рассматриваемых феноменов.
Аксиологический подход ориентирует на духовно-нравственные ценности в качестве фундамента, определяющего ценностное отношение молодых людей к Родине, формирование самосознания гражданина России.
Личностно-деятельностный подход связан с включением молодежи в социально значимую созидательную деятельность с учетом их интересов и потребностей; разработкой последовательности воспитательной деятельности педагога в контексте идей и положений Н.П Алексеева [19].
Системно-адаптивный подход определяет сущность и особенности проектирования адаптивной системы воспитательной деятельности; предусматривает учет региональной специфики, культурных и исторических особенностей; трансформацию всех компонентов образовательного процесса.
Культурологический подход предполагает инкультурацию и присвоение молодежью новых регионов сложившегося российского социокультурного опыта при сохранении самобытности национальной культуры.
Родиноведческий подход предусматривает «погружение» молодежи в географическое пространство России и родного края; приобщение к наследию, символам, святыням; формирование положительного образа Российской Федерации, включающего следующие доминанты: «Страна», «Родной край» «Дом», «Мать» и связанные с ними измерения прошлого, настоящего и будущего.
Вариативный подход ориентирует на индивидуализацию и персонализацию воспитательного процесса с учетом географических, семейных, культурных, факторов, уровня социальной зрелости молодежи, возрастных особенностей, социальной активности, личностных и «барьеров» молодежи и педагогов, внутренних и внешних рисков окружающей среды и пр. Предусматривает проектирование индивидуальных траекторий формирования гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи России, проживающей на территории новых субъектов РФ.; различных сценариев организации воспитательной деятельности в онлайн-, офлайн- и смешанном форматах.
Рассмотренные подходы предполагают реализацию следующих ключевых принципов: гуманизма; диалога; ценностного отношения к Отечеству; нравственного выбора; поликультурности; природосообразности; целостности, открытости; активности; адаптивности; персонализации; гражданского самоопределения; субъектности и социальности; использования цифровых ресурсов и платформ; рефлективности; самоорганизации.
2 блок Концепции - целевые ориентиры
Целью адаптивной системы является содействие становлению и развитию личности гражданина России как субъекта созидательной деятельности, осознающего принадлежность и сопричастность к прошлому, настоящему, будущему России, обладающего положительным отношением к гражданским правам и обязанностям, традиционным российским ценностям.
3 блок Концепции - содержательные линии
Содержание адаптивной системы воспитательной деятельности представлено сквозными содержательными линиями, определяющими направления воспитательной работы. Данные линии выделены в соответствии со структурой гражданской идентичности и культурно-исторической памяти, а также с учётом факторов, влияющих на их становление:
- культурно-историческая линия «Времен связующая нить: диалог поколений»;
- родиноведческая линия «Россия - наш дом»;
- ценностно-ориентационная линия «Я в мире ценностей: обращение к истокам»;
- нормативно-правовая линия «Мои гражданские права и обязанности»;
- социально-деятельностная линия «Действую на благо Родины».
Содержание каждой линии реализуется по следующим направлениям:
1) индивидуальная работа с личностью; 2) работа с коллективом; 3) работа с родителями; 4) работа с педагогическим коллективом; 5) работа с социальными партнёрами, что позволяет охватить всех субъектов воспитательного процесса, выработать единую стратегию действий.
4 блок Концепции - механизм реализации
Механизмы реализации адаптивной системы воспитательной деятельности представлены совокупностью следующих элементов:
1) процесс развития адаптивной системы, включающий а) стадию становления; б) стадию приспособления и самонастройки адаптивной системы; в) стадию стабилизации; г) стадию анализа и обновления адаптивной системы;
2) региональная целевая программа воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи, проживающей на территориях новых субъектов РФ;
3) педагогические условия реализации адаптивной системы воспитательной деятельности, представленные в ряде наших работ [20];
4) система сопровождения воспитательной деятельности по формированию рассматриваемых феноменов;
5) технология проектирования индивидуальной траектории адаптации воспитательной деятельности, позволяющей планировать пути становления гражданской идентичности и культурно-исторической памяти с учетом различных внутренних «барьеров» молодежи и педагога, внутренних и внешних рисков окружающей среды.
В качестве инструментов адаптации воспитательной деятельности выступают диагностические методики, педагогические технологии, методы, средства, индивидуальные траектории развития, цифровые ресурсы, авторский вариативный модуль программы воспитания «Моя Россия: помню и горжусь», методический конструктор, включающий инструменты формирования рассматриваемых феноменов, сгруппированные с учетом этапов их развития и пр.
Выбор инструментов адаптации обусловлен этнокультурными особенностями, рисками, внутренними и внешними факторами, сложившейся в образовательной организации воспитательной практикой, готовностью педагогов к применению современных образовательных технологий и цифровых инструментов, личностными особенностями молодежи.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в определении сущности и специфики адаптивной системы воспитательной деятельности по формированию гражданской идентичности и культурно-исторической памяти молодежи, проживающей в новых регионах России; разработке и обосновании её концепции, что создаёт новые пути проектирования воспитательных систем подобного типа.
Библиографический список
Практическая значимость заключается в возможности использования разработанных материалов в образовательной практике при проектировании школьных систем воспитательной деятельности; создании воспитательных практик; планировании воспитательной деятельности; разработке учебно-методических пособий.
Таким образом, разработанная Концепция выступает основой для проектирования школьных и региональных адаптивных систем воспитательной деятельности. Указанные в концепции содержательные линии задают вектор конструирования воспитательных практик, ориентированных на выполнение гражданского долга, проявление гражданской ответственности, готовности участвовать в решении проблем развития общества и государства, обеспечения национальной безопасности.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных организаций, классными руководителями, тьюторами, советниками по воспитанию в процессе организации психологического и социально-педагогического сопровождения молодежи России, проживающей на территории новых субъектов РФ; подготовки и переподготовки педагогов, советников по воспитанию, наставников, классных руководителей; создании методических материалов и рабочих программ воспитания; проектирования структуры и содержания образовательных путешествий по территории России с целью формирования у молодежи «образа Родины».
Перспективы исследования связаны с разработкой примерной целевой региональной программы воспитания у молодежи гражданской идентичности и культурно-исторической памяти; созданием матрицы выявления личностных и профессиональных дефицитов и «барьеров», препятствующих формированию рассматриваемых феноменов; разработкой и включением в содержание школьной программы воспитания вариативных модулей: «Мой край в судьбе России» (8-9 класс); «Россия - мое Отечество: связь поколений» (8-9 классы); «Я - гражданин России» (10-11 классы); с разработкой и включением в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), ориентированных на осуществление деятельности по воспитанию у молодежи гражданской идентичности и культурно-исторической памяти.
1. Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. ФЗ № 19-ФЗ от 17.02.2023. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302170006
2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
4. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. Available at: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html
5. Николина В.В., Лощилова А.А., Фролова С.В., Аксёнов С.И. Исследование гражданской идентичности и культурноисторической памяти молодежи Донецкой и Луганской народных республик. Перспективы науки и образования. 2023; № 6 (66): 10-31.
6. Деревянкина Н.А., Юферова М.А. Психологическая диагностика эмоциональных реакций подростков и юношей из ЛНР ДНР и вновь освобожденных территорий. Ярославский педагогический вестник. 2023; № 3 (132): 137-147.
7. Ковалевская А.П. Влияние экстремальной ситуации военного конфликта на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста. ВестникВятгУ. 2020; № 2: 142-148.
8. Нечаев В.Д. В РАО обсудили реинтеграцию новых субъектов Российской Федерации в предметном поле российской педагогической науки и практики образования. Available at:: http://rao.rusacademedu.ru/news (дата обращения 2023-09- 09)
9. Ярмак О.В., Миргород Д.А., Косов ГВ. Реинтеграция как интегративная пересборка обществ: теоретическое осмысление. Международный научно-исследовательский журнал. 2022; № 12 (126): 1-7.
10. Viola_ J.K. Youngpeople's civic identity in the digitalage. London: Palgrave Macmillan, Cham, 2020.
11. Lep Z., Zupancic M. Civic identity in emerging adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale. European Journalof PsychologicalAssessment. 2023; № 39(2): 114-123.
12. Кравченко Н.Ю. Гражданская идентичность современной России. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2016; Т. 16, Выпуск 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-identichnost-sovremennoy-rossii/viewer
13. Кожанов И.В. Диагностика сформированности гражданской идентичности у студентов. Фундаментальные исследования. 2014; № 6-7: 1504-1508.
14. Пастухова Л.С. Социально-проектная деятельность как открытое воспитательное пространство формирования гражданских качеств молодежи: монография. Москва: ИНФРА-М, 2018.
15. Ахметшина ГХ. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности учащейся молодежи. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Казань, 2015.
16. Иванова С.В. О гражданственности, национальной идентичности, безопасности. Ценности и смыслы. 2012; № 5 (21): 4-9.
17. Сидорова Л.О. Педагогические условия воспитания исторической памяти у молодежи в учреждениях культуры: концептуальный подход. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2012.
18. Андреева Е.В. Динамика трансформации идентичности российской молодежи за рубежом. Власть. 2016; Т. 24, №4: 149-153.
19. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи. Педагогика и логика. Москва: КАСТАЛЬ, 1993; Гл. 4: 378-412.
20. Николина В.В., Аксенов С.И., Беляева Т.К. и др. Формирование культурно-исторической памяти и гражданской идентичности молодежи России на территории новых субъектов Российской Федерации: методология, теория и практика. Нижний Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2023.
References
1. Ob osobennostyah pravovogo regulirovaniya otnoshenij v sferah obrazovaniya i nauki v svyazi s prinyatiem v Rossijskuyu Federaciyu Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj oblasti, Hersonskoj oblasti i obrazovaniem v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub'ektov - Doneckoj Narodnoj Respubliki, Luganskoj Narodnoj Respubliki, Zaporozhskoj oblasti, Hersonskoj oblasti i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akiy Rossijskoj Federacii. FZ № 19-FZ ot 17.02.2023. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302170006
2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019
3. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF ot 02.07.2021 № 400. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
4. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya vospitaniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r. Available at: https:// rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html
5. Nikolina V.V., Loschilova A.A., Frolova S.V., Aksenov S.I. Issledovanie grazhdanskoj identichnosti i kul'turnoistoricheskoj pamyati molodezhi Doneckoj i Luganskoj narodnyh respublik. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2023; № 6 (66): 10-31.
6. Derevyankina N.A., Yuferova M.A. Psihologicheskaya diagnostika 'emocional'nyh reakcij podrostkov i yunoshej iz LNR, DNR i vnov' osvobozhdennyh territorij. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2023; № 3 (132): 137-147.
7. Kovalevskaya A.P. Vliyanie 'ekstremal'noj situacii voennogo konflikta na 'emocional'noe sostoyanie detej doshkol'nogo vozrasta. Vestnik VyatgU. 2020; № 2: 142-148.
8. Nechaev V.D. VRAO obsudilireintegraciyu novyh sub'ekiov Rossijskoj Federacii vpredmetnompolerossijskojpedagogicheskojnaukiiprakiikiobrazovaniya. Available at:: http:// rao.rusacademedu.ru/news (data obrascheniya 2023-09- 09)
9. Yarmak O.V., Mirgorod D.A., Kosov G.V. Reintegraciya kak integrativnaya peresborka obschestv: teoreticheskoe osmyslenie. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2022; № 12 (126): 1-7.
10. Viola J.K. Young people's civic identity in the digital age. London: Palgrave Macmillan, Cham, 2020.
11. Lep Z., Zupancic M. Civic identity in emerging adulthood: Validation of the Civic Identity Status Scale. European Journal of Psychological Assessment. 2023; № 39(2): 114-123.
12. Kravchenko N.Yu. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj Rossii. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Sociologiya. Politologiya. 2016; T. 16, Vypusk 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-identichnost-sovremennoy-rossii/viewer
13. Kozhanov I.V. Diagnostika sformirovannosti grazhdanskoj identichnosti u studentov. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; № 6-7: 1504-1508.
14. Pastuhova L.S. Social'no-proektnaya deyatel'nost' kak otkrytoe vospitatel'noe prostranstvo formirovaniya grazhdanskih kachestv molodezhi: monografiya. Moskva: INFRA-M, 2018.
15. Ahmetshina G.H. Patrioticheskoe vospitanie kak faktor formirovaniya grazhdanskoj identichnosti uchaschejsya molodezhi. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kazan', 2015.
16. Ivanova S.V. O grazhdanstvennosti, nacional'noj identichnosti, bezopasnosti. Cennostiismysly. 2012; № 5 (21): 4-9.
17. Sidorova L.O. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya istoricheskoj pamyati u molodezhi v uchrezhdeniyah kul'tury: konceptual'nyj podhod. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2012.
18. Andreeva E.V. Dinamika transformacii identichnosti rossijskoj molodezhi za rubezhom. Vlast'. 2016; T. 24, №4: 149-153.
19. Alekseev N.G. Formirovanie osoznannogo resheniya uchebnoj zadachi. Pedagogika i logika. Moskva: KASTAL'', 1993; Gl. 4: 378-412.
20. Nikolina V.V., Aksenov S.I., Belyaeva T.K. i dr. Formirovanie kul'turno-istoricheskojpamyati i grazhdanskoj identichnosti molodezhi Rossii na territorii novyh sub'ektov Rossijskoj Federacii: metodologiya, teoriya i praktika. Nizhnij Novgorod: Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina, 2023.
Статья поступила в редакцию 07.05.24
УДК 372.881.161.1
Pyshnenko A.A., teacher, The Higher School of Translation and Interpreting, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia),
E-mail: [email protected]
TEACHING STUDENTS DIALOGIC SPEECH USING AUTHENTIC PODCASTS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE CLASSES. The article explores the use of podcasts for teaching Russian as a foreign language, with particular emphasis on the methodology of using authentic podcasts to develop dialogic speech in students. The main focus is made on analyzing the effectiveness of podcasts in developing communication skills and their genre characteristics, exemplified by the podcast "Monday Cast." It discusses how the dynamism and spontaneity of the podcast hosts' speech contribute to the natural perception of the language and student engagement in the linguistic environment. The methodological approaches to integrating podcasts into the educational process are described, including the development of exercises and creating conditions for active listening and engaging in dialogue. The author aims to trace the process of students developing the ability to engage in dialogue, actively listen, and reproduce speech. The exercises used at different stages of learning are considered, from introduction to creating their own dialogic statements. The proposed methodology can be used in universities for intermediate-level language students.
Key words: dialogic speech, podcast, authentic podcast, skills, listening, speaking, methodology, Russian as a foreign language
А.А. Пышненко, преп., Высшая школа перевода МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОБУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ АУТЕНТИЧНЫХ ПОДКАСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
В статье исследуется использование подкастов для обучения русскому языку как иностранному. Особое внимание уделено методике использования аутентичных подкастом для развития диалогической речи студентов, анализу эффективности подкастов в формировании коммуникативных навыков и их жанровых характеристик на примере подкаста «Начнем с понедельника». Обсуждается, как динамичность и спонтанность речи ведущих подкаста способствуют естественному восприятию языка и вовлечению студентов в языковую среду. Описаны методические подходы к интеграции подкастов в образовательный процесс, включая разработку упражнений и создание условий для активного слушания и вовлечения в диалог Автор стремится проследить процесс формирования у студентов умений вести диалог, активно слушать и воспроизводить речь. Рассмотрены упражнения, применяемые на разных этапах обучения: от введения до создания собственного диалогического высказывания. Предложенная методика может быть использована в вузах для студентов среднего уровня владения языком.
Ключевые слова: диалогическая речь, подкаст, аутентичный подкаст, навыки, аудирование, говорение, методика, русский как иностранный
В XXI веке наблюдается значительный рост использования Интернета и цифровых технологий, среди которых особое место занимают подкасты. В 2004 году журналист The Guardian Бен Хаммерсли ввел термин «подкаст» [1], который через год был признан «словом года» «Новым Оксфордским американским словарем». Определение слова «подкаст», данное словарем, описывает его как аудиозапись радиопрограммы, размещенную в Интернете и доступную для загрузки [2]. Несмотря на то, что подкасты существуют уже более десяти лет, за последние несколько лет возрос интерес к использованию подкастов в образовательных учреждениях, и в конце 2023 года они были выбраны международным трендом в образовании [3], поэтому многие преподаватели задаются вопросом о возможном использовании подкастов в преподавании иностранных языков. В Интернете наблюдается разнообразие подходов к классификации подкастов: подкасты по типам [4], по признаку жанровой [5] и тематической принадлежности [6], по типу мультимедиа [7]. Следовательно, преподаватели могут эффективно использовать подкасты, подбирая их в зависимости от целей урока, что позволяет адаптировать учебный материал под интересы и уровень подготовки студентов, под текущие образовательные задачи и потребности студентов. Некоторые исследования подчеркивают роль подкастов в поддержке активного обучения студентов в создании диалогов и дискуссий между ними [8].
Вышесказанное определяет актуальность темы исследования. Объектом исследования является процесс обучения студентов, изучающих русский язык как иностранный навыкам диалогической речи.
Предметом исследования выступает методика обучения навыкам диалогической речи иностранных студентов с помощью аутентичных подкастов.
Целью данной работы является разработать теоретически обоснованную и опытно проверенную методику обучения навыкам диалогической речи у студентов, изучающих русский язык как иностранный, с использованием аутентичных подкастов. Для достижения этой цели нами был рассмотрен ряд задач: 1) определить, что такое диалогическая речь и какие черты ей характерны; 2) описать умения, которые нужно развивать у обучающихся для успешного ведения диалога; 3) продемонстрировать, какими параметрами обладают подкасты; 4) изучить, как работа с текстами подкастов может развить навык диалогической речи.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что предлагаемая нами методика обучения диалогической речи с помощью подкастов, а также система организации соответствующих упражнений могут стать основой для дальнейших научных разработок в этом направлении.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данная педагогическая модель может быть использована в вузах на уроках по русскому языку как иностранному.
Новизна работы состоит в том, что автором статьи разработана методика работы по развитию диалогической речи с использованием аутентичных подкастов. Необходимость разработки материалов на основе аутентичных подкастов, содействующих совершенствованию русской диалогической речи при обучении на уровне В2, определила проведение опытно-экспериментальной работы.
По мнению А.Н. Щукина, «диалогическая речь - это совместное общение двух или более собеседников, в ходе которого они последовательно выражают свои мысли на определенную тему с коммуникативной целью» [9].