GS4 ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-330-338 NIION: 2018-0076-5/22-709 MOSURED: 77/27-023-2022-5-908
АСВАРОВНариманАсварович,
кандидат исторических наук, доцент, и.о. ректораДагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: [email protected]
ХАЙБУЛАЕВ Магомед Хайбулаевич,
кандидат педагогических наук, профессор, директор непрерывного образования Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-0199-2350
САЛМАНОВА Джамила Абдулкафаровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, заведующая лабораторией педагогического мастерства
Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала, е-mail: [email protected] ORCID: 0000-0001-9660-1406
КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Работа выполнена по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации в 2022 году в рамках научной темы «Этнокультурное просвещение как инструмент формирования российской идентичности».
Аннотация. В статье анализируются предпосылки, обусловливающие актуальность формирования российской идентичности подрастающего поколения. В результате анализа научной литературы и образовательной практики выявлены сущность российской идентичности, ее структура и составляющие, педагогический потенциал культурной памяти и механизмы его реализации. Опираясь на особенности культурной памяти и ее потенциал, представлены пути и способы формирования российской идентичности у учащейся молодежи.
Ключевые слова: идентичность, российская идентичность, гражданская идентичность, культурная память, патриотизм, ценности, полиэтническая культура.
ASVAROV Nariman Asvarovich,
candidate of historical sciences, Associate professor, acting rector of the Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
KHAIBULAEV Magomed Khaibulaevich,
Ph.D., Professor Director of Continuing Education of the Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
SALMANOVA Jamila Abdulkafarovna,
Ph.D., Associate Professor of the Department of Pedagogy, Head of the Laboratory of Pedagogical Excellence of the Dagestan State Pedagogical University,
Makhachkala,
CULTURAL MEMORY AS A MEANS FOR FORMING RUSSIAN IDENTITY
The work was carried out according to the State task of the Ministry of Education of the Russian Federation in 2022 within the framework of the scientific topic
"Ethno-cultural education as a tool for the formation of Russian identity".
Annotation. The article analyzes the preconditions that determine the relevance of the formation of the Russian identity of the younger generation. As a result of the analysis of scientific literature and educational practice, the essence of Russian identity, its structure and components, the pedagogical potential of cultural memory and the mechanisms for its implementation are revealed. Based on the peculiarities of cultural memory and its potential, the article presents the ways and means of forming Russian identity among students.
Key words; identity, Russian identity, civic identity, cultural memory, patriotism, values, poly-ethnic culture.
Новая геополитическая ситуация в мире и место в нем России, возросший уровень гражданского сознания народов страны обусловливают возросшее внимание к вопросам формирования российской идентичности [19] подрастающих поколений. Об этом свидетельствует упоминание в национальных проектах президента РФ В.В. Путина о необходимости и поддержки формирования единой национальной российской идентичности. Эта проблема актуализирует в опубликованных в последние годы нормативных документах приоритет воспитания гражданина, его патриотизма, в т.ч. и формирование российской идентичности. По мнению составителей этих документов, становление российской идентичности, социализация обучаемых, и должна помочь их приобщению к ценностям российского общества, усвоению лучших образцов мировой и отечественной культуры, формированию компетенций принимать решения в разных жизненных обстоятельствах в интересах Родины. Как отмечают исследователи [7; 8; 12], только тот, кто активно изучает культурное богатство народов России, понимает их значимость для себя, семьи и социальных групп, осознает свою неразрывную связь с Россией и сопричастность к ее истории, настоящему и будущему, может назвать себя россиянином. В настоящее время существует реальный запрос со стороны государства помочь молодежи в формировании российской идентичности через изучение истории России и освоения ее культуры.
Анализ литературы [3; 5; 11] убеждает в том, что становлению российской идентичности совре-
менной молодежи препятствует целый комплекс причин:
- глобальные изменения в мире и России, приведшие к кризису российской идентичности, разрушению привычного образа жизни, дезориентации и потери идентичности на личностном, групповом, а также на общественных уровнях;
- глобальные процессы, нарушающие взаимодействие общероссийской культуры и культуры народов, проживающих в России, а также обостряющие проблемы сохранения культурной памяти и формирования культурной идентичности;
- кризис устоявшихся социальных институтов - носителей традиционных отношений и связей, усугубивших проблему становления идентичности индивидуума;
- неустойчивость и вариативность норм, ценностей, образцов;
- культурное многообразие российского общества;
- многообразие каналов передачи социокультурного опыта;
- наличие в России большого числа этносов, носителей разной национальной и культурной идентичности.
Указанные причины обусловливают значимость формирования единой российской идентичности как основы патриотического и гражданского воспитания обучающейся молодежи. Анализ научной литературы и практики образовательных организаций свидетельствует, что задача формирования российской идентичности не рассматривается как самостоятельная научная проблема
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
или практическая потребность систем школьного и вузовского образования. Как следствие, работающие и будущие учителя недостаточно ясно представляют себе сущность российской идентичности, ее составляющих, методов и средств формирования.
В философской и социологической литературе [9; 15; 17] идентичность изучается как проблема тождества, при этом доказывая существование разных видов идентичности и многозначности их содержания.
Термин «идентичность» широко применяется как в научных дискуссиях, так и в политической публицистике и может встречаться в самых разных словесных сочетаниях, например, «личностная идентичность», «социальная идентичность», «гражданская идентичность», «культурная идентичность», «национальная или этническая идентичность», «государственная идентичность» или, конкретизируя, «российская идентичность». Можно встретить публикации, в которых идут рассуждения о «гендерной идентичности», «гастрономической идентичности», «брендовой идентичности» и т.д. Такая расширенная практика применения понятия «идентичность», а также анализ социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы позволяет сделать вывод, что указанная категория трактуется учеными и практиками неоднозначно, у них нет единства в понимании ее сущности.
Различные её аспекты связывают с кругом интересов научных исследований, прежде всего социологов и политологов. Педагогическая наука только в последние 10 лет обратила свое внимание на проблему формирования гражданской идентичности, и то в рамках патриотического воспитания обучаемых.
Прежде чем раскрыть формы, средства и методы формирования российской идентичности, важным представляется понять ее сущность, структуру, составляющие и механизмы их развития.
Идентичность в переводе с латинского языка означает одинаковость, тождественность. Для выявления ее сущности исследователи используют разные определения, типа «способность индивида смотреть на себя со стороны», «самопонимание», «представление человека о самом себе», «уподобление к себе подобным», «отождествление себя с кем-либо», «понимание человеком себя «как такового», «осознание временной протяженности собственного существования: в прошлом, сейчас, в будущем», «самоопределение человека как члена той или иной группы», «способность смотреть на мир через призму своей
культуры», «осознание себя частью чего-то большего, чем он сам» и т.д. Началом каскада этих определений стала точка зрения Э. Эриксона, рассматривающая идентичность как «субъек-тно-вдохновенное ощущение тождества и целостности».
Объединяющим эти определения является обстоятельство, что идентичность в них рассматривается как личностная характеристика, необходимая для утверждения своего подобия чему-то, кому-то, человеку или социальной группе. По этой причине приведенные трактовки относятся к личностной идентичности и в большей мере являются предметом интереса психологической науки.
Личностная идентичность перерастает в социальную идентичность, когда индивид отождествляет себя с другими людьми, социальной группой, определяет себя через членство в общественных группах. От вида социальной группы, с которой индивид отождествляет себя можно различить: семья - семейная идентичность, этнос -этническая идентичность, нация - национальная идентичность, профессиональное сообщество -профессиональная идентичность и т.д. Не исключается сформированность в конкретном индивиде разных социальных идентичностей.
Неопределенность в объекте отождествления появляется при анализе более высокого уровня идентичности - гражданской идентичности. В ее определениях можно встретить «свободное отождествление с российской нацией», «осознание себя гражданином государства», «ощущение причастности к прошлому, настоящему и будущему российской нации», «индивидуальное чувство принадлежности к общности граждан конкретного государства», «осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан», «ощущение себя субъектом права, частью гражданского общества», «осознание индивидом своей государственной принадлежности», «отождествление себя с гражданами страны, ее государственно-территориальным пространством». В этих трактовках вместо отождествления и уподобления акцентируется внимание на принадлежности индивида гражданам, государству.
Гражданская идентичность рассматривается в научной литературе [2; 4] ведущей компонентой российской идентичности. В определениях последней упор делается на принадлежности индивида государству, стране, сообществу, на осознание им причастности к прошлому, настоящему и будущему России. В гражданской идентичности не является доминирующим признаком общность культуры, языка, морально-нравственных ценностей. В гражданской идентичности на первый план выходит признание прав и ответ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
ственности гражданина, общности его юридического статуса. Чтобы гражданская идентичность преобразовалась в государственную (российскую), необходимо освоение гражданами, присущих России культурных, исторических, нравственных, социальных, политических ценностей, принятие им прошлого, настоящего России и участие в ее преобразовании в будущее. В этом случае произойдет признание личностью принадлежности к народу России на общекультурной основе.
Многие исследователи [7; 12] придерживаются позиции, что структура идентичности отражает структуру общества, его культуру. Составляющие идентичности, их содержание меняются, когда преобразуются социальные институты и сопровождающий их культурный контекст. Динамика, сущностные и содержательные изменения в идентичности есть отражение глубины изменений в обществе, государстве. Поэтому российская идентичность базируется на единстве интересов, убеждений, символов, нравственных и патриотических качеств, общности социальной ответственности представителей народов, проживающих на территории России. Сформированная российская идентичность ощущается ими как духовная связь с Россией, восприятие себя ответственным гражданином с присущими народам России мировоззрением, патриотическим самосознанием, ценностями, культурной самобытностью.
В научной литературе [5; 14; 16] различают этническую, гражданскую и общечеловеческую составляющие российской идентичности, а результаты ее формирования разделяют на зна-ниевую, (когнитивную), деятельностную, эмоционально-оценочную части.
В когнитивный компонент входят знания о прошлом и настоящем России и перспективах ее развития, о правовых основах организации государства и общественной жизни, политическом устройстве, правах и обязанностях гражданина России и др. Эти знания можно отнести к социально значимым. Знания этого вида определяют нормативные границы гражданской жизнедеятельности, пути участия людей в политической, социальной и экономической деятельности, в конечном счете обеспечивая правовое гражданское поведение и гражданскую лояльность к основам Российского государства.
Деятельностный компонент отражает действия граждан, их активность, участие в значимой для государства и социальных общностей в общественных акциях и проектах, т.е. в конечном счете выполнение ими гражданских обязанностей. Участие граждан в общественной, политической и экономической жизни Российского государства является показателем их ответственности и потен-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
циалом сохранения и развития российской идентичности.
Эмоционально-оценочный компонент связан с отношением к государству и его истории, наличие у его граждан избирательного или равнодушного отношения к общественным и политическим событиям в России, отождествлением себя с гражданским обществом, оценкой государственных и политических лидеров и одобрением или неодобрением их действий и др. Основой эмоционально-оценочного компонента, который выражается в оценках «верно» - «не верно», «так нужно» - «так нельзя» является социальная память. В структуру социальной памяти наряду с другими входит и культурная память, сохраняющая и распространяющая опыт общественной жизни, обеспечивающая взаимопонимание людей с учетом прошлых этапов развития культуры и возможного её развития.
Культурная самобытность рассматривается в научных исследованиях [8; 12; 17] как ядро российской идентичности, как основа ее воспроизводства. Поэтому определение культурной идентичности как «воспроизводство в цивилизацион-ном самосознании социокультурной самобытности» точно определяет ее сущность. В культурную идентичность включают систему ценностей, убеждений, символов, образцов поведения, накапливаемый годами социальный опыт.
Сопричастность к российской жизни любой ее гражданин осознает через общность ценностей, традиций, культурных символов, сложившихся обстоятельств жизни, особенностей поведения, территории проживания, языка, религии. Все эти составляющие культуры передаются от поколения к поколению, воспроизводят определенный образ жизни, выступают эталонами поведения, критериями поступков, иными словами влияют на чувства, эмоции, деятельность, способы коммуникаций людей, их отношения на труд и на его результаты, в конечном итоге на формирование российской идентичности. Для становления российской идентичности важны не только цели и задачи, понимаемые гражданами России, но и желание, готовность, мотивы их реализовать.
В этом аспекте актуально изучение проблем, связанных с влиянием мультикультурности населения России на становление российской идентичности ее граждан. Предварительно отметим, что большое разнообразие культур есть залог, движущая сила их развития и представителей этих культур. Когда речь идет о национальных культурах, речь, прежде всего, идет о традициях, ритуалах, языке, литературе, фольклоре, о духовных ценностях, присущих тому или иному этносу. Если к нему присовокупить, что необходимо для
формирования общероссийской самоидентификации (совместная территория проживания, совместное экономическое пространство, единая система управления, общее образовательное пространство, базовый государственный язык, историческая память, общность литератур и образа жизни и др.), складывается единая культурная основа для созидания российской идентичности. В этой совокупности этническая составляющая российской культуры способствует сохранению особенностей и условий развития этноса, культурного наследия и этнических традиций, а также формирует убежденность в защищенности в рамках своего социума в общероссийском масштабе. Таким образом, весомую роль в консолидации российского общества, формирования российской идентичности принадлежит памяти народов России.
Культурная память представляет собой одну из частей коллективной памяти, которая является одним из механизмов воспроизводства социокультурной среды, связующим звеном прошлого общества с его настоящим и направленным на будущее. Культурная память сохраняет и постоянно воспроизводит сущностные признаки социокультурной среды и определенные виды деятельности по ее сохранению и развитию.
Таким образом, воспроизводство российской идентичности, ее сохранение и развитие напрямую связано с культурной памятью народов России. Как пишет В.В. Суворова [17], сформировать и сохранить российскую идентичность можно «только через «диалог» и преемственность культур многонациональной России» [17, с. 85]. Именно культурная память есть звено, приобщающее носителей разных культур к культурному наследию всей России и друг друга. Эту мысль дополняет С.Н. Кройтор, считая, что культурная память, прежде всего, «фиксирует способ связи различных культурных этапов и пластов между собой» [8, с. 95].
В связи с этим, важно знать: какими свойствами обладает культурная память? Каков его педагогический потенциал в формировании российской идентичности? Посредством каких средств, методов и форм он реализуется? Во-первых, культурную память нужно понимать не как совокупность знаний, опыта деятельности, в т.ч. творческого и ценностных отношений, достигнутых на определенном этапе исторического развития общества, а как способ установления связи между различными культурными этапами, иными словами, культурная память, прежде всего, механизм связи прошлого с будущим, способствующий воспроизводству культурного ядра и его актуализации в настоящем.
Во-вторых, в культурной памяти сосредоточен социальный опыт в виде идей, понятий, категорий, образов и т.д. В них заключен процесс и результат исторического развития социальных обществ и их групп. При этом культурная память содержит сведения о способах воспроизводства культуры, критерий отбора его содержания, необходимого для дальнейшего развития, а также обоснование ненужности части социального опыта для воспроизводства.
В-третьих, в результате освоения описательной и предписывающей информации, содержащейся в культурной памяти, ее объектом-носителем становятся новые поколения людей. Принявшие содержание данной культуры выстраивают в соответствии с ней социальные и производственные практики, общественные структуры дополняются культурными людьми.
В-четвертых, культурная память хранит и транслирует не только представления-образы объектов материальной культуры, но и нормы и правила деятельности в отношении каждого из них, включая алгоритмы действия с ними, технологии, программы деятельности. Можно считать, что культурная память содержит сведения об организации социальной деятельности, в т.ч. производственной и экономической.
В-пятых, в культурной памяти содержатся сведения, как носителю определенной культуры нужно относиться к себе, носителям этой же и другой культуры, как с ними взаимодействовать.
В-шестых, в культурной памяти сохраняются верования, обряды, ритуалы, идеи, мифы, научные теории и другие сведения, которые создают и передают последующим поколениям людей определенную картину реальности. Она становится источником объяснения индивиду реального мира, как в нем жить и действовать, в какой среде и по каким правилам ему предстоит реализовать свой человеческий потенциал. Естественно, трансляция этой части культурной памяти сделает гражданина России социальным, культурным человеком, полноценным участником происходящих в своей стране процессов.
Перечисленные свойства культурной памяти и есть ее педагогический потенциал в формировании российской идентичности.
Способом передачи новым поколениям информации, содержащейся в культурной памяти, является социализация, а ее главным механизмом - образование. Передача освоенных предыдущими поколениями культурных достижений в культуру молодых людей России реализуются через процессы воспитания и образования.
В рамках данной статьи можно обозначить несколько направлений работы образовательных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
организаций в становлении российской идентичности обучаемых:
- формирование понимания у обучающегося и групп обучающихся своего места в социальном и природном мире;
- развитие представлений к кому обучаемые приравнивают себя, в чем их культурная общность, а также к какому социальному кругу они противостоят, почему, какие культурные различия обусловливают эти противоречия?
- усвоение обучаемыми норм и ценностей из культурного наследия своего социокультурного наследия;
- обучение родным языкам, изучение и сохранение национальных традиций, семейных обычаев и обрядов, параллельно воспитывая взаимопонимание, толерантность к представителям других культур народов России;
- объяснение курса развития России, вектора ее внешней и внутренней политики, исторического и культурного наследия и его значения для перспектив развития страны и обеспечения достойного места в мире;
- изучение в образовательных организациях золотого фонда российской культуры и истории;
- воспитание отношения обучаемого к России, ее культуре и истории, обеспечение мировоззренческого самоопределения и отождествления со стилем жизни и культурными образцами россиян;
- создание культурной самоопределенности, вызывающей потребность понять собственную идентичность как причастность к родовой культурной основе;
- обеспечение осмысленного и деятельност-ного участия обучаемых в выявлении культурных идентификационных ориентиров, приучая их выполнять макро- и микропроцессы собственной идентификации.
Если следовать этим рекомендациям, то выходит, что культурная память - это не описание прошлого, а есть процесс воспроизводства прошлого в сегодняшней реальности, т.е. в культурной памяти закреплены нормы осуществления социальной и иной деятельности и плюс к этому ценностно-эмоциональное отношение с позиций прошлого к настоящему. Как считает С.Н. Кройтор [8], культурная память содержит знания и образы материальной и духовной культуры, а также нормы осуществления экономической, духовной, социальной и других видов деятельности, тем самым алгоритмуя действия разных социальных структур, программируя их последовательность и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
взаимосвязи. С этих позиций неудивительно, если культурная память определяет технологии и правила деятельности, что в ней содержатся и механизмы их передачи от поколения к поколению.
Школьники и студенты учатся в окружении своих сверстников, преподавателей. На становление их российской идентичности влияют семейная, школьная, вузовская и региональная идентичность. В стенах образовательных организаций происходит социализация обучаемых. Проблемы формирования российской и гражданской идентичности обучаемых изучены в работа С.Н. Голиковой [4], О.Д. Пахолко [10], М.А. Юшина [18] и др. В их работах особое внимание уделено формированию гражданской идентичности у такой общности, как студенчество. Указанные авторы считают необходимым выявить реальные тренды в государственно-гражданской, этнической, семейной, территориальной идентичности школьной студенческой молодежи с тем, чтобы привлечь ее к участию в формировании самоидентификации, а в последующем и в других слоях общества. Вслед за Э. Эриксоном С.Н. Голикова [4], С.Т. Антуганов [2] и др. полагают период студенчества важным этапом проявления разных аспектов идентичности, осознания важности культурной памяти для становления религиозной, культурной, профессиональной идентичности и, опираясь на нах, российской идентичности.
А.А. Андрюшков [1] отмечает, что со второй половины первого 10-летия 2000-х годов в российском образовании наметилась тенденция деятельность по формированию российской идентичности обучаемых связывать с процессом осознания ими себя как носителя российской культуры и гражданина России. Критерием сформированно-сти российской идентичности А.А. Андрюшков предлагает считать наличие знаний у обучаемых о золотом фонде русской культуры и истории, о современной социополитической ситуации в России, а также их отношение к прошлому и настоящему времени России, и вера в ее будущее. Иными словами, подчеркивается, что при оценке сформированности российской идентичности надо опираться на культурную и историческую память.
В этом убеждает и цитата из статьи А.А. Андрюшкова «Осознание своего возраста как истории целого народа (тысяча лет назад, тысяча лет вперед) - это и есть структура идентичности сознания, которая обеспечивает то, что люди живут в российской традиции и осознают себя ее носителями. В каком-то смысле это - ключевой показатель наличия мировоззрения: можешь ли ты своим сознанием дотянуться до своих предков и до своего потомка» [1, с. 294].
Необходимо отметить, несмотря на актуальность и свою значимость, в педагогической науке и образовательной практике не разработаны механизмы реализации потенциала культурной памяти в формировании российской идентичности. Опираясь на свою практику, в качестве таковых предлагаем следующие механизмы:
1. Политический, рассматривая его целью воспитание уважения к символам (герб, флаг, гимн и др.) Российского государства, формирование гражданской солидарности, сохранение исторической памяти, пробуждение веры в будущее России, личной ответственности за Родину. Средствами реализации политического механизма являются государственные праздники, музейная педагогика, походы по местам боевой славы, военно-патриотические и социально-педагогические игры типа «Государство», «Я, мы, государство», «Выборы», краеведение, гражданские акции, волонтёрство.
2. Организационно-управленческий, нацеленный на формирование организационных умений и навыков сотрудничества, обеспечение взаимодействия с семьей, образовательными и общественными организациями, укрепление доверия к органам власти и политическим и общественным объединениям, другим людям. Средства организационно-управленческого механизма: самоуправление, фестивали, школьные праздники.
3. Социокультурный, позволяющий формировать мировоззренческие и ценностно-смысловые установки личности, межкультурную компетентность, изучать социокультурные реальности в настоящем.
Решению этих задач будут способствовать социальное оценивание, социальный контроль, интериоризация, социальное сравнение, персо-нализация, социальные пробы, социальное проектирование и приемы самооценки, тренинги межкультурного взаимодействия и социокультурной адаптации.
4. Культурологический, способствующий развитию культурной идентичности, сохранению культурных традиций и их трансляции.
Средствами этого подхода можно рассматривать осмысление устного народного творчества (легенды, былины, мифы, предания, сказки и др.), их интерпретация, сравнение, контент-анализ, ранжирование ценностей, примеривание ценностей и их интериоризация, отождествление и самоидентификация. К ним можно присовокупить этнокультурные способы: обучение праздникам, обычаям, обрядам; изучение национального костюма и национальной кухни; освоение народных танцев и фольклорного творчества.
5. Педагогический, решающий задачи воспитания гражданственности и патриотизма, формирования нравственных чувств.
Кроме известных общепедагогических методов формирования сознания (убеждение, внушение, пример и др.), организации деятельности (требование, поручение, общественное мнение, воспитательные ситуации и др.), стимулирования (поощрение, наказание, создание ситуации успеха и т.д.) успешная реализация педагогического механизма формирования российской идентичности связана с использованием методов «позитивной позиции», «диалога», «привязанности» (к маме, семье, социальным группам и т.д.), когнитивного и поведенческого тренингов, дебатов, коллективных творческих дел и проектов.
6. Психологический, позволяющий обучаемым смотреть на себя как бы «со стороны» и отождествлять себя с кем-либо или с чем-либо, содействующий самопониманию и самопознанию, помогающий видеть себя через призму своей этнической культуры, осознавать себя частью чего-то большого.
Культурную память при решении задач психологического механизма можно использовать с помощью следующих способов: импритинга (запе-чатление), подражание, экзистенционального нажима, идентификации, рефлексии, внушения, социальной фасилитации, конформности, тренингов самопознания и атрибуции.
Таким образом, культурная память становится источником объединения культур народов России, обеспечивает взаимопонимание людей, выросших и получивших образование в условиях различных культур и религиозных конфессий. В условиях объединения рынков, свободного распространения информации и технологий и перемещения людей именно культурная память, тесно связанная с существующими этническими культурами, обеспечивает идентификацию молодого человека с народом и государством. Культурная память играет весомую роль в консолидации российских народов, утверждения и развития российской идентичности.
Список литературы:
[1] Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задача образования: мировоззрение, создающее будущее // Вопросы образования. - 2011. - № 3. - С. 287-301.
[2] Антуганов С.Т. К проблеме исследования гражданской идентичности будущих педагогов.
[3] Герасимова И.А., Ивахнов В.Ю. Проблема сохранения культурной идентичности в условиях глобализации // Сервис PLUS- 2017. - Т. 11 - № 2. - С.66-75.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
[4] Голикова С.Н. Развитие гражданской идентичности педагогов в процессе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2012. - 29 с.
[5] Дробижева Л.М. Государственная и этническая идентичность: выбор и подвижность // Гражданская, этническая и религиозные идентичности в современной России. - М.: Изд-во ИС РАН, 2006. - С. 10-30.
[6] Иванова С.Ю. Общероссийская идентичность и цивилизационный выбор. Южный научный центр РАН, Россия (электронный ресурс) URL: http: // superinf:ru / view
[7] Косорукова М.И. Культурное наследие России как ресурс ее возрождения и развития // Наука и школа, МПГУ. - 2013. - № 6. - С. 188 - 193.
[8] Кройтор С.Н. Культурная память как механизм воспроизводства социальных практик // Социологический альманах. - 2010. - № 1. - С. 97-105.
[9] Микляева А.В., Румянцева П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: монография -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
[10] Пахолко О.Д. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию и развитию гражданской идентичности младших школьников // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014.
- С.214-217.
[11] Перегудов С.П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис. - 2011. - № 3. -С. 141-163.
[12] Саакян А.Г. Культурная идентичность в современном российском обществе как объект исследования // Научно-технические ведомости СПБГПУ. Гуманитарные и общественные науки. -2017. - Т. 8. - № 4. - С. 88-95.
[13] Салихов Г.Г. Проблема идентичности в условиях глобализации // Век глобализации. -2011. - № 1. - С. 12-16.
[14] Санина А.Г., Павлов А.В. Государственная идентичность: содержание понятия и постановка проблемы // Управленческое консультирование. - 2015. - № 9.
[15] Семенко И. Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий.
- М.: РОССПЭН, 2012.
[16] Семенова Л.А. Формирование российской национальной идентичности студентов в процессе обучения //
[17] Суворова В.В., Толок Е.С. Проблема сохранения культурной идентичности России в условиях глобализации // Актуальные проблемы
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022
современности: Наука и общество. - 2019. - № 1. - С. 83-87.
[18] Юшин M.A. Политические механизмы формирования гражданской идентичности молодежи в современной России: дис. ... канд. полит. наук. - Тула, 2007. - 189 с.
[19] Бабурин С.Н., Кроткова Н.В., Данилевская И.Л. Обзор Mеждународной научной конференции «Александр Невский и пути российской идентичности», посвященной 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Aлександра Невского II Государство и право. - 2021. - № 12. -С. 186-194. DOI: 10.31857IS102694520017766-3
Spisok literatury:
[1] Andryushkov A.A. Formirovanie rossijskoj identichnosti kak zadacha obrazovaniya: mirovozz-renie, sozdayushchee budushchee II Voprosy obrazovaniya. - 2011. - № 3. - S. 287-301.
[2] AntuganovS.T. Kproblemeissledovani-yagrazhdanskojidentichnostibudushchihpedagogov.
[3] Gerasimova I.A., Ivahnov V. Yu. Problema sohraneniya kul'turnoj identichnosti v usloviyah glo-balizacii II Servis PLUS- 2017. - T. 11 - № 2. - S. 66-75.
[4] Golikova S.N. Razvitie grazhdanskoj identichnosti pedagogov v processe nepreryvnogo pro-fessional'nogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Omsk, 2012. - 29 s.
[5] Drobizheva L.M. Gosudarstvennaya i etnich-eskaya identichnost': vybor i podvizhnost' II Grazh-danskaya, etnicheskaya i religioznye identichnosti v sovremennoj Rossii. - M.: Izd-vo IS RAN, 2006. - S. 10-30.
[6] Ivanova S. Yu. Obshcherossijskaya identichnost' i civilizacionnyj vybor. YUzhnyj nauchnyj centr RAN, Rossiya (elektronnyj resurs) URL: http: II super-inf:ru I view
[7] Kosorukova M.I. Kul'turnoe nasledie Rossii kak resurs ee vozrozhdeniya i razvitiya II Nauka i shkola, MPGU. - 2013. - № 6. - S. 188 - 193.
[8] Krojtor S.N. Kul'turnaya pamyat' kak mekha-nizm vosproizvodstva social'nyh praktik II Sociolog-icheskij al'manah. - 2010. - № 1. - S. 97-105.
[9] Miklyaeva A.V., Rumyanceva P.V. Social'naya identichnost' lichnosti: soderzhanie, struktura, mekhanizmy formirovaniya: monografiya -SPb.: Izd-vo RGPU im. A.I. Gercena, 2008.
[10] Paholko O.D. Podgotovka studentov peda-gogicheskogo kolledzha k formirovaniyu i razvitiyu grazhdanskoj identichnosti mladshih shkol'nikov II Problemy i perspektivy razvitiya obrazovaniya: mate-rialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm', mart 2014 g.). - Perm': Merkurij, 2014. - S. 214-217.
[11] Peregudov S.P. Nacional'no-gosudarstven-naya identichnost' i problemy konsolidacii rossijskogo gosudarstva II Polis. - 2011. - № 3. - S. 141-163.
[12] Saakyan A.G. Kul'turnaya identichnost' v sovremennom rossijskom obshchestve kak ob»ekt issledovaniya // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPBGPU. Gumanitarnye i obshchestvennye nauki. -2017. - T. 8. - № 4. - S. 88-95.
[13] Salihov G.G. Problema identichnosti v usloviyah globalizacii // Vek globalizacii. - 2011. - № 1. - S. 12-16.
[14] Sanina A.G., Pavlov A.V. Gosudarstven-naya identichnost': soderzhanie ponyatiya i postano-vka problemy // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. -2015. - № 9.
[15] Semenko I. Identichnost' kak kategoriya politicheskoj nauki: slovar' terminov i ponyatij. - M.: ROSSPEN, 2012.
[16] Semenova L.A. Formirovanie rossijskoj nacional'noj identichnosti studentov v processe obu-cheniya //
[17] Suvorova V.V., Tolok E.S. Problema sohraneniya kul'turnoj identichnosti Rossii v usloviyah globalizacii // Aktual'nye problemy sovremen-nosti: Nauka i obshchestvo. - 2019. - № 1. - S. 83-87.
[18] Yushin M.A. Politicheskie mekhanizmy formirovaniya grazhdanskoj identichnosti molodezhi v sovremennoj Rossii: dis. ... kand. polit. nauk. - Tula, 2007. - 189 s.
[19] Baburin S.N., Krotkova N.V., Danilevskaya I.L. Obzor Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Aleksandr Nevskij i puti rossijskoj identichnosti», posvyashchennoj 800-letiyu so dnya rozhdeniya svy-atogo blagovernogo knyazya Aleksandra Nevskogo // Gosudarstvo i pravo. - 2021. - № 12. - S. 186-194. DOI: 10.31857/S102694520017766-3
J
V
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
л
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022