Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» КАК БАЗОВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» КАК БАЗОВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / воспитание / воспитательный потенциал / воспитательные возможности / гражданская идентичность / патриотизм / higher education / upbringing / educational potential / educational opportunities / civic identity / patriotism

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Борзова

В данной статье рассматривается роль дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ) в воспитательном процессе современного высшего образования. Автор рассматривает воспитательный потенциал данного курса и предлагает направления деятельности преподавателей по реализации этого потенциала в ходе образовательного процесса в вузе. В статье подчеркивается важность формирования у студентов гражданской идентичности, патриотизма и уважения к государственным символам и институтам России. Анализируется содержание курса и его потенциал для развития ценностных ориентиров и мировоззрения современной российской молодежи. Особое внимание уделяется содержательному наполнению каждого из разделов рассматриваемой дисциплины по эффективному использованию воспитательных возможностей в образовательном процессе вузов. Статья представляет интерес для преподавателей высшей школы, работников системы воспитания в вузах, а также исследователей, изучающих вопросы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE “FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD” AS A BASIC EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN HIGH SCHOOL

The article examines the role of the discipline “Fundamentals of Russian Statehood” in modern higher education. The author examines the educational potential of this course and suggests directions for teachers to realize this potential during the educational process at a university. The article emphasizes the importance of developing students’ civic identity, patriotism and respect for state symbols and institutions of Russia. The content of the course and its potential for the development of value guidelines and worldview of modern Russian youth are analyzed. Particular attention is paid to the content of each section of the discipline under consideration on the effective use of educational opportunities in the educational process of universities. The article is of interest to university teachers, educational instructors, as well as researchers studying issues of civic-patriotic education of students.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» КАК БАЗОВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

УДК 378

Borzova T.A., Cand. of Sciences (Culturology), Senior Lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),

E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD" AS A BASIC EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE EDUCATIONAL PROCESS OF MODERN HIGH SCHOOL. The article examines the role of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" in modern higher education. The author examines the educational potential of this course and suggests directions for teachers to realize this potential during the educational process at a university. The article emphasizes the importance of developing students' civic identity, patriotism and respect for state symbols and institutions of Russia. The content of the course and its potential for the development of value guidelines and worldview of modern Russian youth are analyzed. Particular attention is paid to the content of each section of the discipline under consideration on the effective use of educational opportunities in the educational process of universities. The article is of interest to university teachers, educational instructors, as well as researchers studying issues of civic-patriotic education of students.

Key words: higher education, upbringing, educational potential, educational opportunities, civic identity, patriotism

Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»

КАК БАЗОВЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В данной статье рассматривается роль дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ) в воспитательном процессе современного высшего образования. Автор рассматривает воспитательный потенциал данного курса и предлагает направления деятельности преподавателей по реализации этого потенциала в ходе образовательного процесса в вузе. В статье подчеркивается важность формирования у студентов гражданской идентичности, патриотизма и уважения к государственным символам и институтам России. Анализируется содержание курса и его потенциал для развития ценностных ориентиров и мировоззрения современной российской молодежи. Особое внимание уделяется содержательному наполнению каждого из разделов рассматриваемой дисциплины по эффективному использованию воспитательных возможностей в образовательном процессе вузов. Статья представляет интерес для преподавателей высшей школы, работников системы воспитания в вузах, а также исследователей, изучающих вопросы гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Ключевые слова: высшее образование, воспитание, воспитательный потенциал, воспитательные возможности, гражданская идентичность, патриотизм

Актуальность исследования состоит в том, что в условиях современных вызовов важно сохранять национальную идентичность и культурное многообразие российского общества. Это особенно важно в контексте многообразной информационной среды и широких возможностей виртуальных сетей. В эпоху высоких технологий и глобализации существует риск потери у молодежи чувства гражданской и национальной идентичности. Поэтому необходимо уделять пристальное внимание формированию активной гражданской позиции, осознанию своей принадлежности к гражданскому обществу, пониманию исторических корней и традиций российской государственности, собственной правовой культуры и правосознанию через знания об основах конституционного строя, системе государственной власти, правах и обязанностях граждан. Дисциплина «ОРГ» носит межпредметный характер, что позволяет студентам проследить взаимосвязи между различными аспектами государственности и общественной жизнью. Такой комплексный подход актуален для формирования у обучающихся системного и целостного восприятия учебного материала. Студенты получают возможность рассмотреть процессы и явления не изолированно, а в их взаимодействии, что способствует более глубокому пониманию сущности российской государственности и ее роли в жизни общества. Межпредметная интеграция помогает избежать фрагментарности знаний, позволяя увидеть общую картину и выстроить логические связи между различными элементами изучаемой дисциплины.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить и обосновать воспитательный потенциал дисциплины «ОРГ» для современного высшего образования и раскрыть ее роль в формировании гражданской идентичности студенческой молодежи. Для достижения данной цели автором работы ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать значимость патриотического воспитания в современных условиях развития общества, глобализации и информационной среды.

2. Изучить содержание и структуру дисциплины «ОРГ», ее междисциплинарные связи с другими областями знаний.

3. Выявить ключевые воспитательные аспекты дисциплины, ее потенциал в формировании патриотизма, гражданственности, правовой культуры и ценностных ориентиров у студентов.

Научная новизна данной работы заключается в комплексном анализе воспитательной роли дисциплины «ОРГ» в современных условиях, систематизации подходов к реализации этого потенциала и обоснование необходимости интегра-тивного подхода в ее преподавании для достижения комплексного восприятия студентами проблематики государственности и общественной жизни.

Теоретическая значимость работы связана с развитием теории воспитания в высшем образовании, обоснованием роли гуманитарных дисциплин в формировании личности студентов, а также разработкой концептуальных основ междисциплинарного подхода.

Практическая значимость проведенного исследования многогранна и предполагает комплекс мер по внедрению его результатов в образовательный процесс высшей школы. В первую очередь необходима разработка методических

рекомендаций для эффективного использования воспитательного потенциала дисциплины «Основы российской государственности». Также требуется создание учебно-методического сопровождения преподавания данного курса, ориентированного на решение воспитательных задач: рабочие программы, учебники, кейсы, методические пособия и др.

В эпоху стремительной глобализации, когда мир становится все более взаимосвязанным и открытым, вопросы воспитания молодежи приобретают особую актуальность. Процессы интеграции культур, размывание национальных границ и традиций ставят новые вызовы перед обществом и системой образования. В этих условиях воспитание патриотизма и любви к Родине выступает ключевым фактором сохранения национальной идентичности, укрепления гражданского самосознания и духовного единства народа. Глобализация несет в себе как позитивный потенциал обогащения культур, так и риски утраты самобытности, подмены традиционных ценностей заимствованными образцами. Именно поэтому воспитательная работа среди молодежи сегодня имеет первостепенное значение. Она призвана формировать у подрастающего поколения чувства причастности к истории и культуре своей страны, гордость за ее достижения, стремление приумножать ее богатство и могущество.

В условиях глобальной информационной среды, активного обмена идеями и ценностями между народами роль воспитания подрастающего поколения как никогда высока. Оно служит гарантом целостности и процветания российской нации, залогом ее достойного будущего.

Однако воспитательная функция высших учебных заведений длительное время не рассматривалась как приоритетная задача. В первоначальной редакции Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 г. образование определялось как «целенаправленный процесс воспитания и обучения». Однако сам термин «воспитание» не был раскрыт. Существенные изменения были внесены в 2020 году Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-Ф3. В новой редакции закона появилось понятие «воспитание», которое трактуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1]. Закон также подчеркивает важность формирования у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и героев России, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. Акцентируется необходимость воспитания взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Таким образом, в действующей редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» воспитательная функция образовательных организаций получила четкое закрепление и определение, подчеркнув ее ключевую роль в формировании личности обучающихся.

В соответствии с новым определением понятия «воспитание» в указанном законе, целый ряд дисциплин учебного плана должен быть ориентирован на

реализацию деятельности по воспитанию обучающихся. Исходя из смыслового наполнения этого понятия, данная задача может быть выполнена при изучении таких дисциплин, как история, социология, правоведение, культурология, экология, философия, русский язык и культура речи, этика, мировая культура и искусство и других. Посредством содержания различных гуманитарных и социальных дисциплин возможно формирование у студентов таких качеств, как патриотизм, гражданственность, уважение к культурному наследию, бережное отношение к природе и окружающей среде, что соответствует целям воспитания, обозначенным в федеральном законе. Поэтому вузы должны уделять особое внимание воспитательному потенциалу учебных дисциплин при разработке образовательных программ.

К сожалению, до сих пор многие студенты воспринимают социально-гуманитарные дисциплины как ненужную нагрузку, неспособную помочь им в будущей профессиональной деятельности и карьере. Подобного мнения нередко придерживаются и некоторые вузы, существенно сокращая количество часов на изучение гуманитарных дисциплин в учебных планах, а в некоторых случаях и вовсе их упраздняя. В результате такого подхода формируются специалисты, получившие качественную профессиональную подготовку, но при этом «невоспитанные» в нравственном и гражданском планах. Они оказываются равнодушными к судьбе своей страны, лишенными сформированной гражданской позиции и нравственных ориентиров. Такие люди не идентифицируют себя с культурой и народом, средой, в которой они живут. Они обучены профессии, но не жизни ради других, сопереживанию, милосердию, чувству долга, уважению к старшим.

Таким образом, игнорирование воспитательной составляющей в процессе обучения в вузе приводит к формированию узких профессионалов, лишенных качеств, необходимых для гармоничного развития личности и полноценной реализации в обществе. Это противоречит целям образования, закрепленным в законодательстве, и может иметь негативные последствия для развития страны.

Социология дает знания о тенденциях изменения современного общества и основных факторах, влияющих на эти изменения. Понимание социальных процессов и тенденций крайне важно для современного молодого человека, так как позволяет ему лучше ориентироваться в динамично меняющемся мире, осознавать свою роль и место в обществе.

История представляет собой науку, которая путем тщательного изучения фактов и событий прошлого помогает нам получить глубокое понимание происходящих в настоящем процессов и сформировать осознанный подход к управлению развитием общества в будущем. В профессиональной сфере знания истории способствуют формированию гражданской позиции, чувства патриотизма и уважения к своей стране. Они мотивируют будущих специалистов трудиться во благо Родины, развивать ее социально-экономический потенциал, бережно относиться к ее природным богатствам и ресурсам. Утрата исторической памяти может привести к исчезновению нации, искажению ее идентичности и самобытности, потере национального самосознания. Поэтому сохранение и передача исторического знания являются критически важными для дальнейшего процветания любого народа.

Философия - это любовь к мудрости, знаниям. Она дает возможность понять себя и других людей, учит рассуждать и мыслить, позволяет рефлексировать об окружающем мире. К сожалению, утилитарно ориентированный тип личности, порожденный потребительским обществом, не видит практического применения философии и задается вопросом: зачем ее изучать, если это не нужно? Философия должна акцентировать внимание на изучении проблем бытия и предлагать варианты их решения.

Курс экологии предназначен для формирования у студентов целостного понимания живой природы и роли человека в ней. Одной из ключевых целей его изучения является осмысление причин, приведших к глобальному экологическому кризису, а также освоение принципов обеспечения экологической безопасности. Полученные знания позволят обучающимся выработать системное видение взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающей среды, что критически важно для предотвращения дальнейшей деградации природных экосистем и сохранения благоприятных условий для жизни на нашей планете.

«Русский язык и культура речи» является одной из ключевых дисциплин, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, что подчеркивается в соответствующем Указе Президента РФ [2]. Основная задача этой дисциплины заключается в защите и поддержке русского языка как государствообразующего, обеспечении соблюдения норм современного русского литературного языка, недопущении использования нецензурной лексики и противодействии излишнему употреблению иностранных слов. Изучение русского языка и культуры речи формирует национальную идентичность, способствует воспитанию национального характера, закладывает основы любви к Родине и чувства патриотизма. Таким образом, эта дисциплина играет важнейшую роль в сохранении и развитии российских духовно-нравственных традиций.

Этика - наука о морали, формирующая знания человека о нравственных ценностях. Основными категориями этики являются смысл жизни, добро и зло, долг честь, совесть, любовь, дружба, свобода и ответственность. Задача этой дисциплины - дать молодому поколению правильные установки относительно этих основных категорий, объяснить важность любви и дружбы в жизни человека, дать знания о свободе и ответственности. Этика - это одна из древнейших

наук, изучающая эволюцию понимания морали и нравственности в различных исторических эпохах и культурах. Ее главная задача - помочь человеку осознать истинный смысл и ценность человеческой жизни, принять существующие границы свободы, а также усвоить «золотое правило» нравственности - относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Этика учит размышлять над высшими духовными и моральными ценностями, руководствоваться в своих поступках гуманистическими принципами, уважать достоинство каждого человека. Освоение этических знаний способствует формированию зрелой нравственной личности, готовой нести ответственность за свои решения и действия перед обществом и своей совестью.

Безусловно, цели и задачи учебных дисциплин в вузе сами по себе не могут в полной мере обеспечить полноценное воспитание личности студента. Для эффективного решения этой задачи необходимо качественное содержательное наполнение курсов, а также современные, актуальные методы подачи материала. Огромную роль в подготовке обучающихся играют профессионализм преподавателя, его личностные качества, способность не только служить примером для подражания, но и доступно разъяснять суть рассматриваемых проблем, высказывать гипотезы и предлагать возможные пути их решения. Только при наличии содержательного, хорошо структурированного учебного контента в сочетании с педагогическим мастерством наставника можно добиться воспитания гармонично развитой личности выпускника.

Воспитание является неотъемлемой частью процесса социализации личности. Его можно охарактеризовать как целенаправленный, управляемый и контролируемый аспект, который являет собой осознанную и преднамеренную функцию социальных институтов, ответственных за передачу социальных норм и культурных ценностей новым поколениям. В отличие от стихийной социализации, воспитание представляет собой систематическую и последовательную деятельность, нацеленную на формирование у индивидов определенных качеств, взглядов, убеждений и моделей поведения в соответствии с доминирующими в обществе идеалами и ожиданиями. Институты воспитания, такие как семья, образовательные учреждения, религиозные и общественные организации, сознательно транслируют молодежи ключевые социальные установки и культурное наследие [3].

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации [4], Министерство образования и науки России разработало и направило во все российские вузы для ознакомления проект концепции учебно-методического комплекса (УМК) модуля дисциплины «Основы российской государственности» [5]. Начиная с 1 сентября 2023 года, данный курс был введен в образовательный процесс во всех вузах России с целью формирования и развития патриотических и гражданских ценностей и позиций среди российской молодежи.

Введение данного курса в образовательный процесс всех вузов страны приветствовался педагогами, т. к. данная дисциплина носит тот междисциплинарный характер, который охватывает различные области знаний и учебные дисциплины [6; 7]. Она объединяет элементы истории России, политологии, правоведения, культурологии и других гуманитарных наук. Такой междисциплинарный подход позволяет сформировать у студентов целостное понимание российской государственности, ее исторических корней, политических и правовых основ, культурных традиций. Изучение этой дисциплины способствует развитию патриотических и гражданских ценностей молодежи, формированию чувства национальной идентичности и причастности к судьбе своей страны.

Структура новой учебной дисциплины имеет логичный характер, охватывающий постепенный переход от общих вопросов образования Российского государства до последних свершений в мире науки и технологий.

1 раздел - «Что такое Россия?» - освещает основные аспекты страны, такие как ее географическое положение, ресурсы, население, культуру, регионы и выдающихся исторических деятелей. Он дает объективную информацию о России и ее современном состоянии, ключевых испытаниях и победах.

2 раздел - «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» - рассматривает понятие мировоззрения, его значение для человека, общества и государства. Также изучаются ценностные принципы российской цивилизации, такие как единство многообразия, суверенитет, согласие, любовь, созидание и развитие.

3 раздел - «Российское государство-цивилизация» - посвящен историческим, географическим и институциональным основам формирования российской цивилизации как уникального явления.

4 раздел - «Политическое устройство России» - объективно представляет государственные и общественные институты страны, их историю и причинно-следственные связи в период социальных трансформаций. Раскрываются основы конституционного строя и уровни организации власти в России.

Заключительный, 5 раздел - «Вызовы будущего и развитие страны» - посвящен сценариям перспективного развития России с учетом глобальных трендов, рисков и вызовов. Рассматривается роль гражданина в этих сценариях, а также понятия российской гражданственности и неразрывной связи личного благополучия с благосостоянием Родины [5].

Воспитательный потенциал содержания курса «ОРГ» видится автору в следующем:

В 1 разделе - «Что такое Россия» - рассматриваются такие важные аспекты, как географическое положение и природные богатства России, ее многонаци-

ональный и многоконфессиональный состав, культурное наследие и традиции. Изучение данного раздела позволяет студентам лучше понять уникальность и самобытность России как страны с богатой историей и культурой. Это способствует формированию чувства гордости за свою Родину, осознанию ее места и роли в мировом сообществе. Кроме того, акцент на многонациональности и поликультурности российского общества воспитывает в молодежи уважение к различным народам, их традициям и обычаям, развивает толерантность и межнациональное согласие. В целом раздел «Что такое Россия» закладывает фундамент патриотического воспитания, любви к Отечеству, стремления сохранять и приумножать его культурные и исторические ценности. Это формирует активную гражданскую позицию молодых людей.

2 раздел - «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» - посвящен, во-первых, изучению мировоззренческих основ российской цивилизации, способствует формированию у студентов целостного понимания исторически сложившейся системы ценностей, убеждений и идеалов российского общества. Это помогает воспитать уважение к культурным традициям и духовному наследию Отечества. Во-вторых, знакомство с такими ценностными принципами, как единство многообразия, согласие и сотрудничество, созидание и развитие, любовь и ответственность, закладывает прочный фундамент патриотизма, гражданственности и нравственности. В-третьих, осмысление места и роли России в мировом сообществе через призму ее исторического суверенитета и цивилизационной самобытности способствует развитию чувства национальной гордости и достоинства. В-четвертых, анализ мифов, убеждений и стратегий различных общественно-политических сил учит критически мыслить, отделять факты от вымысла, самостоятельно вырабатывать собственную мировоззренческую позицию.

Следовательно, этот раздел вносит существенный вклад в духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодежи, формируя целостное видение национальной идентичности и ценностных оснований российской цивилизации.

3 раздел - «Российское государство-цивилизация» - посвящен изучению истоков формирования российской цивилизации, ее географических, исторических и институциональных основ, способствует воспитанию патриотизма, уважения к прошлому своей страны и осознанию ее места в мировом сообществе. Знакомство с процессом становления государственности России, эволюцией ее политического и общественного устройства помогает студентам лучше понять причинно-следственные связи современных реалий, сформировать целостное представление о пути, пройденном страной. Осмысление цивилизационной уникальности и самобытности России, ее особого геополитического положения вызывает чувство гордости у молодежи и укрепляет национальное самосознание. Кроме того, рассмотрение исторических вызовов и испытаний, с которыми сталкивалась российская цивилизация на разных этапах своего существования, воспитывает мужество, стойкость духа и веру в неисчерпаемые возможности страны.

Из этого следует, что данный раздел курса «ОРГ» является мощным инструментом патриотического, исторического и гражданского воспитания, прививая молодым людям чувство глубокого уважения к государствообразующей роли России и ее цивилизационному наследию.

4 раздел - «Политическое устройство России» - посвящен: 1. Изучению конституционных основ Российского государства способствует формированию правовой культуры и уважения к закону у студентов. Это воспитывает ответственность и активную гражданскую позицию. 2. Осмыслению истории развития и трансформации политических институтов в России, что позволяет лучше понять современную систему власти и повышает политическую грамотность молодежи. 3. Анализу деятельности органов государственной власти различных уровней, что воспитывает понимание важности государственного управления для благополучия общества. 4. Изучению функций и полномочий государственных органов, формирующих у студентов правовое сознание и уважение к институтам власти. 5. Рассмотрению принципов федерализма и разграничения полномочий между центром и регионами, что воспитывает толерантность и уважение к многонациональному составу России. 6. Ознакомлению с реальными достижениями и проблемами политической системы современной России, закладываеющими основы критического мышления и стремления к совершенствованию общественных институтов.

Библиографический список

Итак, данный раздел способствует правовому, политическому и гражданскому воспитанию молодежи, формируя уважение к государственным устоям, политическую грамотность и активную жизненную позицию.

5 раздел - «Вызовы будущего и развитие страны» - также имеет значительный воспитательный потенциал в рамках курса «Основы российской государственности». В нем происходит изучение глобальных трендов и вызовов современности воспитывает у студентов широкий кругозор и стратегическое мышление, необходимые для осмысления перспектив развития России; анализ потенциала страны в контексте грядущих перемен формирует оптимистичный и конструктивный взгляд на будущее, веру в свои силы и возможности Отечества; рассмотрение национальных проектов и программ социально-экономического развития воспитывает гражданскую ответственность и причастность к преобразованиям в стране; обсуждение возможных сценариев будущего России побуждает молодежь задумываться о своей роли и вкладе в это будущее, определять жизненные цели и приоритеты; изучение концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности формирует патриотизм, готовность защищать интересы Родины; представление о возможностях технологического прорыва и инновационного развития воспитывает мотивацию к получению современных знаний и навыков.

Таким образом, данный раздел ориентирует молодежь на осознание своей причастности к судьбе страны, воспитывает ответственность за ее настоящее и будущее, формирует стремление внести посильный вклад в процветание Отечества.

Высшие учебные заведения считаются одними из ключевых институтов социализации молодежи, обладающих потенциалом за период 4-6 лет обучения сформировать личность, подготовленную к жизни в современных реалиях и способную отвечать на актуальные вызовы [8; 9; 10]. Вузы могут эффективно выполнять воспитательные функции при наличии высококвалифицированного персонала, стабильного состава научно-преподавательских кадров, мотивированных к работе с молодыми людьми.

Университеты и институты играют важную роль в процессе социализации студентов, способствуя не только получению профессиональных знаний и навыков, но и формированию системы ценностей, гражданской позиции, критического мышления. Высококомпетентный преподавательский состав, увлеченный своим делом и стремящийся к развитию молодежи, является залогом успешной подготовки всесторонне развитых, социально ответственных специалистов, готовых внести вклад в развитие общества. При этом преподаватели должны не только транслировать опыт и знания, но и сами являться личностями с высокими моральными качествами, чувством патриотизма и осознанием своей миссии.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что поставленная цель была успешно реализована, а сформулированные задачи получили всестороннее раскрытие и обоснование в ходе написания данной научной статьи. Воспитание, действительно, является целенаправленным и управляемым процессом, и дисциплина «ОРГ» обладает значительным потенциалом для его реализации, опираясь на ряд принципиальных моментов.

Во-первых, культуроцентричность курса, которая рассматривает российскую государственность через призму национальной культуры и ценностей, формируя уважение к культурному наследию страны.

Во-вторых, междисциплинарный характер дисциплины, объединяющий знания из философии, социологии, логики, истории, этики, культурологии и других областей, что способствует формированию мировоззренческой основы, гражданской позиции, личностных качеств и креативного мышления.

В-третьих, курс затрагивает актуальные проблемы и задачи современного общества, раскрывает идеалы его развития, угрозы национальной безопасности, что помогает студентам осознать важность гражданской ответственности.

В-четвертых, проектная деятельность, индивидуальная и командная работа в рамках дисциплины развивают нестандартное мышление и творческий подход к решению задач.

В-пятых, изучение уникальности национальной культуры, особого исторического пути России, ее великих достижений и героев воспитывает патриотизм и уважение к Отечеству.

Таким образом, благодаря своему содержанию курс «ОРГ» создает благоприятные условия для целенаправленного воспитания молодежи в духе гражданственности, патриотизма и уважения к культурным традициям России.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3, 2022. Available at: https://www.consultant.ru/ document /cons_doc_ LAW_140174/

2. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809, 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

3. Ковалёва А.И. Динамика воспитательной функции высшей школы в России. Знание. Понимание. Умение. 2021; № 4: 33.

4. Перечень поручений по итогам заседания госсовета (утвержден Президентом РФ 29 января 2023 Г № ПР-173ГС). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/

5. Проект концепции учебно-методического комплекса. Документ зарегистрирован № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 (Минобр). URL: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/method/ Ps_M0N_MN_11_1516_PK_21042023. (дата обращения: 23.04.2024).

6. Борзова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 138-142.

7. Борзова Т.А. Приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 114-116.

8. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.

9. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах. Московский экономический журнал. 2019; № 11: 87.

10. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 344-351.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ, 2022. Available at: https://www.consultant.ru/ document /cons_doc_ LAW_140174/

2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennojpolitikipo sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 № 809, 2022. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502

3. Kovaleva A.I. Dinamika vospitatel'noj funkcii vysshej shkoly v Rossii. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2021; № 4: 33.

4. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya gossoveta (utverzhden Prezidentom RF 29 yanvarya 2023 G. № PR-173GS). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/

5. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 (Minobr). URL: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/method/Ps_ M0N_MN_11_1516_PK_21042023. (data obrascheniya: 23.04.2024).

6. Borzova T.A. Vozvraschenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 138-142.

7. Borzova T.A. Priobschenie studentov vysshej shkoly k cennostnym principam russkoj civilizacii v ramkah discipliny «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti». Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 114-116.

8. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.

9. Kulikov S.P., Novikov S.V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2019; № 11: 87.

10. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 344-351.

Статья поступила в редакцию 01.05.24

УДК 378

Bugreeva A.S., senior teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: as.bugreeva@gmail.com

IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE TEACHER TO STUDENT FEEDBACK IN HIGHER EDUCATION. Feedback plays an important role in teaching and learning a foreign language, helping teachers to explain the material more effectively, master and apply modern teaching methods, as well as allowing students to improve the quality of mastering academic disciplines. Feedback is the response of a teacher to the information provided by students on the completed academic assignments. Feedback reflects the degree to which students have mastered the academic material being studied. Feedback performs the functions of maintaining and strengthening motivation to learn, as well as informing students and teachers about the effectiveness of the overall learning process. Being an important component of the learning process, feedback allows students to identify academic success or problematic aspects. The relevance of the work proposed for consideration lies in the fact that studying the role of feedback in education, analyzing the requirements imposed by students to the feedback format, and taking these requirements into account by teachers will increase the effectiveness of feedback, fully realize its functions in strengthening students' motivation to learn, increasing their confidence in the success of mastering the discipline, as well as contribute to the professional growth of teachers.

Key words: effective feedback, higher education, academic achievements, learning process

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: as.bugreeva@gmail.com

РЕАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ОТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СТУДЕНТУ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обратная связь играет важную роль в преподавании и обучении иностранному языку, помогая преподавателям более эффективно объяснять материал, осваивать и применять современные методики обучения, а учащимся - повышать качество освоения учебных дисциплин. Обратная связь является ответной реакцией преподавателя на информацию, предоставленную учащимся по проделанной учебной работе, и отражает степень освоения ими изучаемого материала. Выполняя функции информирования учащихся и преподавателей об эффективности процесса обучения, обратная связь способствует поддержанию и усилению мотивации к обучению, повышению академической успеваемости. Являясь важной составляющей учебного процесса, обратная связь позволяет отмечать успех в обучении и определять проблемные аспекты. Изучение роли обратной связи в сфере высшего профессионального образования, анализ пожеланий и требований, которые учащиеся предъявляют к формату и содержанию обратной связи от преподавателя, а также учет этих требований преподавателями в процессе обучения позволит повысить эффективность обратной связи, в полной мере реализовать ее функции в усилении мотивированности учащихся к обучению, повышении их уверенности в успешности освоения изучаемой дисциплины, а также способствовать профессиональному росту преподавателей.

Ключевые слова: эффективность обратной связи, высшее профессиональное образование, академическая успеваемость, процесс обучения

Обратная связь в образовании рассматривается как педагогический инструмент для получения и предоставления информации, определения и формирования траектории обучения. Концепция обратной связи в системе высшего профессионального образования определяется исследователями как неотъемлемый компонент парадигмы эффективного учебного процесса. Соответствие обратной связи таким требованиям, как качество и своевременность предоставляемой информации, позволяет преподавателям разрабатывать и использовать педагогические методы и приемы, направленные на повышение качества обучения, удовлетворенность студентов образовательным процессом, усиление мотивации к учебе, достижение высоких академических результатов. Актуальность предлагаемой к рассмотрению работы состоит в том, что изучение роли обратной связи в образовании, анализ требований, предъявляемых учащимися к формату обратной связи, и учет этих требований преподавателями позволит повысить эффективность обратной связи, в полной мере реализовать ее функции в усилении мотивированности учащихся к обучению, повышении их уверенности в успешности освоения изучаемой дисциплины, а также способствовать профессиональному росту преподавателей. Цель и объект данного исследования состоит в изучении и анализе отношения учащихся к обратной связи, получаемой от преподавателей и других студентов

(peer feedback), а также требований, предъявляемых к эффективной обратной связи, определении ее формата, позволяющего максимально использовать ее потенциальные возможности. Задачи исследования состояли в выявлении отношения учащихся к обратной связи, фиксировании требований и пожеланий к формату и содержанию обратной связи, анализу соответствия обратной связи, используемой преподавателями, запросам учащихся. Научная новизна исследования заключается в сопоставлении и анализе результатов теоретического и эмпирического исследования, проведенного в рамках изучения роли обратной связи в преподавании дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» студентам бакалавриата третьего года обучения. Теоретическая значимость заключается в выявлении, анализе и обобщении характеристик обратной связи, определяющих ее эффективность как педагогического инструмента. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в практике преподавательской деятельности при обучении иностранному языку для профессиональных целей. В ходе проведенного исследования использовались триангуляционные методы, такие как практическое наблюдение, теоретический анализ, индуктивное моделирование, что позволило получить достоверные и надежные результаты, снизить уровень субъективности в оценивании результатов и формулировании выводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.