УДК 378
Borzova T.A., Cand. of Culturology, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),
E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF THE CONTENT POTENTIAL OF THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD" IN THE SYSTEM OF PATRIOTIC EDUCATION IN HIGHER SCHOOL. The article examines the role of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" (ORG) in the patriotic education of university students in modern conditions. The author draws attention to the fact that young people are the most active part of society, but at the same time they are influenced by various factors, such as social networks and thematic online communities. The work analyzes features and capabilities of the ORG discipline in the context of the patriotic education of the younger generation. Particular attention is paid to the interdisciplinary nature of this discipline and its importance in the process of developing patriotic feelings among students. The article provides examples of forms and methods of work, both in and out of the classroom, that are successfully used in teaching the discipline and contribute to positive changes in students' perceptions and awareness of their belonging to Russia through stories about everyday and historical events, places and people. Particular attention is paid to the factors of systematic work and the civic position of the teacher himself, which play an important role in the successful implementation of the educational process. The article is a useful material for educators, teachers and methodologists involved in the issues of patriotic education of higher school students, as well as for researchers interested in the educational system and methods of implementing this discipline.
Key words: higher education, patriotic education of youth, citizenship, value orientations, potential of discipline content, teacher's personality
Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: [email protected]
реализация содержательного потенциала дисциплины «основы российской государственности» в системе патриотического воспитания высшей школы
В статье рассматривается роль дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ) в патриотическом воспитании студентов вузов в современных условиях. Автор обращает внимание на то, что молодежь является наиболее активной частью общества, но в то же время она подвержена влиянию различных факторов, таких как социальные сети и тематические онлайн-сообщества. В работе проводится анализ особенностей и возможностей дисциплины ОРГ в контексте патриотического воспитания молодого поколения. Особое внимание уделяется межпредметному характеру данной дисциплины и ее важности в процессе формирования патриотических чувств у студентов. В статье даны примеры форм и методов работы как в аудитории, так и вне ее, которые успешно применяются при обучении дисциплине и способствуют позитивным изменениям восприятия и осознанию студентами своей принадлежности к России через рассказы о повседневных и исторических событиях, местах и людях. Особое внимание уделяется факторам систематичности работы и гражданской позиции самого педагога, которые играют важную роль в успешной реализации образовательно-воспитательного процесса. Статья представляет собой полезный материал для педагогов, преподавателей и методистов, занимающихся вопросами патриотического воспитания студентов высших школ, а также для исследователей, интересующихся образовательной системой и методами реализации данной дисциплины.
Ключевые слова: высшее образование, патриотическое воспитание молодежи, гражданственность, ценностные ориентиры, потенциал содержания дисциплины, личность педагога
Актуальность данного исследования состоит в том, что в современном обществе всё большую значимость приобретает патриотическое воспитание молодежи, особенно в контексте сложившейся многообразной информационной среды и возможностей виртуальных сетей. В эпоху высоких технологий и глобализации существует риск потери гражданской и национальной идентичности у молодежи. Внедрение межпредметного характера дисциплины ОРГ помогает студентам увидеть связи и взаимодействие между различными аспектами государственности и общественной жизни. Это актуально для формирования системного и комплексного восприятия студентами учебного материала.
Цель данной статьи заключается в исследовании и анализе возможностей реализации содержательного потенциала дисциплины ОРГ в системе патриотического воспитания студентов высшей школы. В рамках достижения данной цели автором ставятся следующие задачи:
1. Изучить содержательный потенциал дисциплины ОРГ и определить его вклад в патриотическое воспитание студентов.
2. Проанализировать педагогические подходы и условия, необходимые для эффективной реализации дисциплины с целью формирования патриотических чувств и гражданской позиции у студентов.
3. Исследовать опыт внедрения дисциплины в учебные планы высших учебных заведений на примере Владивостокского государственного университета (ВВГУ), а также методы и приемы работы, применяемые при обучении данной дисциплине.
Научная новизна работы заключается в ее фокусе на патриотическом воспитании студентов вуза с учетом сегодняшних вызовов современного социума и особенностей информационной среды через реализацию дисциплины ОРГ, ее межпредметного характера, что может решить проблему видимости связи между различными аспектами государственности и общественной жизни.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование педагогических условий, необходимых для успешной реализации дисциплины, открывает новые перспективы в области проектирования и организации патриотического воспитания студентов. Анализ таких условий позволяет более целенаправленно разрабатывать образовательные программы и методические материалы, направленные на формирование и развитие гражданственно-патриотических чувств у студентов вуза.
Практическая значимость исследования заключается в том, исследование предлагает практические рекомендации и методические подходы к работе с дисциплиной ОРГ по патриотическому воспитанию студентов; дает представление о возможностях и эффективных формах работы с дисциплиной; демонстрирует примеры успешной практики и опыт внедрения дисциплины в учебные планы
высших учебных заведений; результаты исследования могут быть использованы для разработки и улучшения методических материалов, учебных пособий и программ обучения.
История показывает, что студенческая молодежь всегда являлась одной из самых активных и интеллектуально развитых групп в нашем обществе. Она играла и продолжает играть важную роль во многих общественных процессах и событиях. Например, можно вспомнить студенческие кружки начала двадцатого века и большие комсомольские стройки в период Советского Союза. В настоящее время мы также наблюдаем возрождение студенческих строительных отрядов и крупных волонтерских организаций, которые помогают проводить масштабные мероприятия и оказывать гуманитарную помощь нуждающимся. Однако в современной ситуации мы также сталкиваемся с тем фактом, что значительная часть интеллектуальной молодежи, включая выпускников вузов, часто не видя для себя перспектив, принимает решение покинуть страну. Это явление может быть связано с определенным ослаблением воспитательной составляющей в образовании и студенческой среде за последние 30 лет развития нашего общества. В результате современная студенческая молодежь из-за своего возраста и недостаточного уровня сформированности критического и исторического мышления становится наиболее уязвимой к внешнему влиянию через социальные сети и тематические сообщества. Это позволяет определенным информационным и общественным силам использовать молодежь в качестве инструмента манипулирования общественным мнением. В связи с этим, особенно в условиях противостояния нравственным ориентирам, становится крайне важным уделить особое внимание студенчеству как особому молодежному сообществу, формированию их гражданской позиции и патриотическому воспитанию. Для достижения этих задач необходимо всестороннее изучение и практическое применение опыта и лучших педагогических практик в данном направлении.
С 1 января 2021 года в России стартовал федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», который является частью национального проекта «Образование». Основная цель данного проекта заключается в развитии и функционировании системы патриотического воспитания граждан, а также в улучшении воспитательной работы в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. Главная цель проекта заключается в формировании гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, а также исторических и национально-культурных традиций [1; 2]. В рамках этого проекта одной из задач является увеличение охвата молодежи патриотическими мероприятиями и повышение качества педагогического сопровождения этих мероприятий.
В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, представленными в документе от 29 января 2023 года № Пр-173ГС [3], Министерство образования и науки России направило проект концепции учебно-методического комплекса (УМК) модуля дисциплины «Основы российской государственности» во все российские вузы для ознакомления [4]. С 1 сентября 2023 года данный курс был внедрен в образовательный процесс во все вузы России как обеспечивающий формирование и развитие патриотических и гражданственных ценностей и позиций российской молодежи.
Бесспорно, что в предшествующие десятилетия преподавателям было нелегко осуществлять патриотическое воспитание молодежи в условиях социальной дифференциации российского общества и отсутствия общепринятых идеологических ориентиров. Однако такие понятия, как Родина, семья, знания, труд, культура, мир и человек, всегда были и остаются основополагающими принципами патриотического воспитания молодого поколения. Президент РФ Владимир Владимирович Путин определил патриотизм как основу национальной идеи, которая консолидирует наше общество и является важным ресурсом мобилизации и развития российского государства.
На протяжении многих лет вопросы патриотического и нравственного воспитания оставались в центре внимания российских педагогов, писателей и ученых. В своих работах А.И. Герцен, А.Н. Радищев, Н.Г Чернышевский, К.Д. Ушинский, В.С. Сухомлинский, А.С. Макаренко и многие другие отмечали важность развития у человека любви к своему народу, родному языку и национальной культуре. Современные работы Н.А. Богданова, Д.В. Ивановой, И.М. Клименко, С.П. Куликова и других авторов посвящены вопросам патриотического воспитания студентов. В этих трудах патриотизм определяется как одна из важнейших характеристик человека, выражающаяся в его системе ценностей, нормах поведения и нравственных идеалах. Также авторы формулируют необходимые педагогические условия для успешной реализации этого процесса, учитывая динамично меняющуюся ситуацию и возрастные особенности граждан [5-11].
Среди организационно-педагогических условий гражданско-патриотическо-го воспитания в вузе особое значение имеют следующие аспекты [12; 13]:
1. Учет современных подходов, форм, методов и технологий, которые могут быть включены в систему воспитательной работы вуза.
2. Четкое планирование и координация деятельности всех структур образовательной организации.
3. Активное взаимодействие субъектов образовательной организации и их профессиональная подготовка и переподготовка.
4. Создание временных творческих коллективов, проектных и аналитических групп, рабочих команд на уровне учреждения.
5. Мониторинг уровня гражданско-практической воспитанности студентов.
Полагаем, что важнейшую роль в патриотическом воспитании и формировании гражданской активности играет личность преподавателя, который является носителем необходимого поведения и деятельности, истинным образцом в воспитании патриота и гражданина. Всегда личный пример педагога был значимым стимулом для развития ценностных ориентаций, интересов, эстетических взглядов и мотивов поведения. Влияние педагога может как способствовать развитию этих качеств, так и замедлять важные процессы, определяющие личную и профессиональную судьбу студентов [5, с. 46]; педагог играет ключевую роль в обеспечении «экспертизы, вдохновения, сопровождения, создания стимулирующей обучающей среды и внушения этических и ценностных ориентиров студентам» [14, с. 140].
Для формирования социально значимых патриотических качеств и ценностных установок у студенческой молодежи необходимо затронуть все сферы их жизни на всех уровнях. Это включает их участие в различных молодежных движениях, акциях, инициативах и мероприятиях, связанных с патриотической и военно-патриотической направленностью. Однако также важно использовать потенциал каждой учебной дисциплины в вузе, как технических, где можно показать достижения отечественной науки, так и гуманитарных. В данном контексте особое значение имеет дисциплина «Основы российской государственности», которая может использовать возможности как аудиторной, так и внеаудиторной работы для достижения поставленных целей.
Исследователи педагогической школы отмечают важность и актуальность введения учебного курса «Основы российской государственности» в образовательный процесс российских вузов [14; 15].
В ходе исследования был проведен анализ опыта работы преподавателей, работающих в рамках ОРГ со студентами первого курса ВВГУ. В рамках данного исследования мы подробно остановимся на первом разделе курса ОРГ.
Библиографический список
Итак, данный учебный курс содержит пять глобальных разделов, каждый из которых направлен на подробное изучение и проработку особенностей воспитательных направлений по формированию гражданско-патриотической позиции обучающегося.
Тематическое содержание 1 раздела «Что такое Россия» содержит основные понятия страны в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерениях. Смысловые ориентиры данного раздела содержат в себе следующее: «Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике. Население, культура, религии и языки. Современное положение российских регионов. Выдающиеся персоналии («герои»). Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории» [4]. Знание и понимание этих аспектов, по мнению автора, позволит студентам развить и осознать глубокую привязанность, уважение и любовь к своей стране, ее народу и ценностям.
В рамках изучения первого раздела на аудиторных занятиях и во внеу-чебной деятельности преподавателям можно предложить данный раздел через погружение обучающихся в тематический аспект: «История России - история моей семьи», используя следующие формы активности: 1. Рассказы семейных историй: поделиться с участниками историями о родных людях, которые внесли значительный вклад в историю и развитие своего города, региона, России. Это могут быть рассказы о родителях или других близких родственниках, которые внесли свой вклад в развитие, защиту нашей страны. 2. Встречи с героями-родственниками: пригласить на занятия членов семьи, которые имеют опыт службы в армии, правоохранительных органах или в местных сообществах. 3. Анализ жизненных обстоятельств: позволить участникам рассмотреть жизненные обстоятельства своих родных и родственников, которые влияли на их патриотические убеждения и деятельность, обсудить важные исторические события, в которых их семьи могли быть причастными. 4. Интерактивная игра: предложить участникам семинаров принять участие в интерактивных мероприятиях, связанных с изучением истории, культуры и достижений России. Например, можно провести семейный архивный проект, где студенты будут собирать и анализировать информацию о своих родных. 5. Открытый диалог: организовать дискуссии и обсуждения с целью понимания различных взглядов на патриотизм и гордость за страну.
Считаем перспективным приобщать студентов во внеучебное время к мероприятиям, оказывающих большое влияние на формирование их культурно-исторических ценностей, свойственных российскому обществу, чувства общности и идентичности. Это могут быть следующие активности: 1. Практические проекты и волонтерство: можно привлечь студентов в практические проекты с патриотической направленностью, которые позволят им применить свои знания и навыки в реальной жизни. Например, можно организовать волонтерскую работу на мероприятиях, посвященных национальным праздникам или провести благотворительную акцию. 2. Культурные мероприятия и экскурсии: можно предложить студентам посещение культурных мероприятий, музеев, выставок и экскурсий, просмотр фильмов или чтение литературы, которые рассказывают о значимых исторических событиях и культурных достижениях России.
Все эти подходы позволят студентам увидеть и оценить вклад своих близких в историческую память страны и помогут развить собственную патриотическую идентичность. Важно подчеркнуть, что такие примеры, как правило, являются привлекательными, правдивыми и вдохновляющими для молодых людей.
В перспективе исследования темы патриотического потенциала дисциплины «Основы российской государственности» автору видится подробный анализ оставшихся четырех разделов данного курса.
В целом цель исследования достигнута, и задачи, поставленные автором в статье, также решены в ходе данной работы. Дисциплина «Основы российской государственности» способствует формированию гражданской позиции, развитию навыков критического мышления, умению анализировать события и процессы в обществе; помогает студентам развить глубокое понимание своей роли в развитии родины и внести вклад в процессы социального и экономического развития страны. При этом важность систематической работы и личности педагога-преподавателя в формировании патриотического воспитания становится очевидной. Участие студентов в различных волонтерских мероприятиях, в том числе в движении «Бессмертный полк», является показателем успешности форм работы по патриотическому воспитанию. Это свидетельствует о том, что студенты приобщаются к истории своей страны и показывают готовность помнить о ней и уважать. Подобные инициативы являются неотъемлемыми условиями для дальнейшего развития страны в преодолении вызовов мирового сообщества.
1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-Ф3. 2020. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 00012020073 10075?index=0&rangeSize=1
2. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. Федеральный проект. 2021. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
3. Перечень поручений по итогам заседания госсовета (утвержден Президентом РФ 29 января 2023 Г N ПР-173ГС). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/
4. Проект концепции учебно-методического комплекса. Документ зарегистрирован № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 (Минобр). Available at: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/ method/Ps_M0N_MN_11_1516_PK_21042023
5. Богданов Н.А. Педагогические условия и потенциал патриотического воспитания студентов педагогического вуза. Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011; № 4: 44-48.
6. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 344-351.
7. Клименко И.М. Международный форум патриотов. Педагогическое образование в России. 2015; № 12: 201-209.
8. Терешина Е.А. Роль образования в формировании гражданского самосознания личности. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4-1 (111): 38-42.
9. Крылова А.С., Лаптева Е.Ю. Патриотическое воспитание студентов вуза средствами иностранного языка. Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, 2019: 190-193.
10. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах. Московский экономический журнал. 2019; № 11: 87.
11. Коновалова Ю.О., Яськова А.В. Формирование патриотизма и гражданской позиции у студенческой молодежи. Педагогика. 2020; № 3: 38-47.
12. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.
13. Борзова Т.А., Криницкая М.Ю. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык в деловом общении» в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023; Т. 12, № 4 (45): 13-16.
14. Борзова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 138-142.
15. Борзова Т.А. Приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 114-116.
References
1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. 2020. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 00012020073 10075?index=0&rangeSize=1
2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii. Federal'nyj proekt. 2021. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/
3. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya gossoveta (utverzhden Prezidentom RF 29 yanvarya 2023 G. N PR-173GS). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/
4. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 (Minobr). Available at: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/method/ Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023
5. Bogdanov N.A. Pedagogicheskie usloviya i potencial patrioticheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2011; № 4: 44-48.
6. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 344-351.
7. Klimenko I.M. Mezhdunarodnyj forum patriotov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 12: 201-209.
8. Tereshina E.A. Rol' obrazovaniya v formirovanii grazhdanskogo samosoznaniya lichnosti. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4-1 (111): 38-42.
9. Krylova A.S., Lapteva E.Yu. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuza sredstvami inostrannogo yazyka. Sovremennye problemy filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya yazykov: sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. A.N. Tupoleva, 2019: 190-193.
10. Kulikov S.P., Novikov S.V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2019; № 11: 87.
11. Konovalova Yu.O., Yas'kova A.V. Formirovanie patriotizma i grazhdanskoj pozicii u studencheskoj molodezhi. Pedagogika. 2020; № 3: 38-47.
12. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.
13. Borzova T.A., Krinickaya M.Yu. Vospitatel'nyj potencial discipliny «Russkij yazyk v delovom obschenii» v vuze. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2023; T. 12, № 4 (45): 13-16.
14. Borzova T.A. Vozvraschenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 138-142.
15. Borzova T.A. Priobschenie studentov vysshej shkoly k cennostnym principam russkoj civilizacii v ramkah discipliny «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 114-116.
Статья поступила в редакцию 26.02.24
УДК 781.6
Wang Youwei, Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Lishui University (Lishui, China); Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
SEQUENCES BY LUCIANO BERIO: NEW ASPECTS OF EXPRESSION. The article discusses the main features of Luciano Berio's "Sequences". The purpose of the study is to briefly examine Luciano Berio's "Sequences" and identify their features as works of postmodern aesthetics. To achieve this, a brief analysis of the works of the cycle is carried out, the key features of their form, structure and content are identified, innovations introduced by the composer are shown, and the general characteristic features of the "Sequences" are highlighted. The work reveals distinctive features of the composer's work as a representative of postmodern aesthetics. It is noted that in general the cycle seems non-programmatic, however, each of the compositions is intra-programmatic, filled with a vividly associative figurative structure and contains an original dramaturgy. A distinctive feature of the cycle is the uniqueness and freshness of the images of each "Sequence", most of which are based on the conflict and comparison of two emotional layers. In the works of the cycle, the composer strives to reveal the potential capabilities of the instrument and explore its expressive and timbre features. Berio often rejects the known performance techniques and resorts to original interpretations of instruments to demonstrate new techniques and rules of performance, and at the same time does not interfere with the nature of the instruments. The works of the cycle belong to an open form: the scores are not formalized in many respects, do not always contain clear gradations of the performance of musical material, and in some cases are devoid of musical material. It is noted that the composer sought to create the impression of virtual polyphony, based on the rapid alternation of different musical characters and their simultaneous interaction. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the field of musicology when teaching the history and theory of music, modern music, polyphony and musical form. The study is of practical importance for lovers of contemporary music, students of secondary and higher-level arts educational institutions and professional performers.
Key words: avant-garde, postmodernism, Luciano Berio, "Sequences", technique, polyphony
Ван Ювэй, канд. искусствоведения, доц., университет Лишуй, г. Лишуй, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,
E-mail: [email protected]
«секвенции» лучано берио: новые аспекты выразительности
В статье рассматриваются основные особенности «Секвенций» Лучано Берио. Целью исследования является краткое рассмотрение «Секвенций» Лучано Берио и выявление их особенностей как произведений постмодернистской эстетики. Для её достижения проводится краткий анализ произведений цикла, выявляются ключевые особенности их формы, структуры и содержания, показываются новации, привнесённые композитором, и выделяются общие характерные черты секвенций. В работе выявляются отличительные черты творчества композитора как представителя постмодернистской эстетики. Отмечается, что в целом цикл кажется непрограммным, однако каждая из композиций внутрипрограммна, наполнена ярким ассоциативным образным строем и заключает оригинальную драматургию. Отличительная черта цикла - неповторимость и свежесть образов каждой «Секвенции», в основе большинства из которых лежит конфликт и сопоставление двух эмоциональных пластов. В произведениях цикла композитор стремится раскрыть потенциальные возможности инструмента, исследовать его выразительные и тембральные особенности. Берио часто отрицает известные приёмы игры и прибегает к оригинальной трактовке инструментов, чтобы продемонстрировать новые техники и правила исполнения, и в то же время не вмешивается в природу инструментов.