Научная статья на тему '«СЕКВЕНЦИИ» ЛУЧАНО БЕРИО: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ'

«СЕКВЕНЦИИ» ЛУЧАНО БЕРИО: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авангард / постмодернизм / Лучано Берио / «Секвенции» / техника / полифония / avant-garde / postmodernism / Luciano Berio / “Sequences” / technique / polyphony

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Ювэй

В статье рассматриваются основные особенности «Секвенций» Лучано Берио. Целью исследования является краткое рассмотрение «Секвенций» Лучано Берио и выявление их особенностей как произведений постмодернистской эстетики. Для её достижения проводится краткий анализ произведений цикла, выявляются ключевые особенности их формы, структуры и содержания, показываются новации, привнесённые композитором, и выделяются общие характерные черты секвенций. В работе выявляются отличительные черты творчества композитора как представителя постмодернистской эстетики. Отмечается, что в целом цикл кажется непрограммным, однако каждая из композиций внутрипрограммна, наполнена ярким ассоциативным образным строем и заключает оригинальную драматургию. Отличительная черта цикла – неповторимость и свежесть образов каждой «Секвенции», в основе большинства из которых лежит конфликт и сопоставление двух эмоциональных пластов. В произведениях цикла композитор стремится раскрыть потенциальные возможности инструмента, исследовать его выразительные и тембральные особенности. Берио часто отрицает известные приёмы игры и прибегает к оригинальной трактовке инструментов, чтобы продемонстрировать новые техники и правила исполнения, и в то же время не вмешивается в природу инструментов. Произведения цикла относятся к открытой форме: партитуры по многим параметрам не оформлены, не всегда содержат чёткие градации исполнения музыкального материала, а в ряде случаев лишены музыкального материала. Отмечается, что композитор стремился создать впечатление виртуальной полифонии, основанное на быстром чередовании разных музыкальных характеров и их одновременном взаимодействии. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в области музыкознания при преподавании истории и теории музыки, современной музыки, полифонии и музыкальной формы. Исследование имеет практическую значимость для любителей современной музыки, обучающихся в учебных заведениях искусств среднего и высшего звена, и профессиональных исполнителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEQUENCES BY LUCIANO BERIO: NEW ASPECTS OF EXPRESSION

The article discusses the main features of Luciano Berio’s “Sequences”. The purpose of the study is to briefly examine Luciano Berio’s “Sequences” and identify their features as works of postmodern aesthetics. To achieve this, a brief analysis of the works of the cycle is carried out, the key features of their form, structure and content are identified, innovations introduced by the composer are shown, and the general characteristic features of the “Sequences” are highlighted. The work reveals distinctive features of the composer’s work as a representative of postmodern aesthetics. It is noted that in general the cycle seems non-programmatic, however, each of the compositions is intra-programmatic, filled with a vividly associative figurative structure and contains an original dramaturgy. A distinctive feature of the cycle is the uniqueness and freshness of the images of each “Sequence”, most of which are based on the conflict and comparison of two emotional layers. In the works of the cycle, the composer strives to reveal the potential capabilities of the instrument and explore its expressive and timbre features. Berio often rejects the known performance techniques and resorts to original interpretations of instruments to demonstrate new techniques and rules of performance, and at the same time does not interfere with the nature of the instruments. The works of the cycle belong to an open form: the scores are not formalized in many respects, do not always contain clear gradations of the performance of musical material, and in some cases are devoid of musical material. It is noted that the composer sought to create the impression of virtual polyphony, based on the rapid alternation of different musical characters and their simultaneous interaction. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the field of musicology when teaching the history and theory of music, modern music, polyphony and musical form. The study is of practical importance for lovers of contemporary music, students of secondary and higher-level arts educational institutions and professional performers.

Текст научной работы на тему ««СЕКВЕНЦИИ» ЛУЧАНО БЕРИО: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»

6. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов вуза. Вестник Марийского государственного университета. 2019; Т. 13, № 3 (35): 344-351.

У. Клименко И.М. Международный форум патриотов. Педагогическое образование в России. 2015; № 12: 201-209.

8. Терешина E.A. Роль образования в формировании гражданского самосознания личности. Казанский педагогический журнал. 2015; № 4-1 (111): 38-42.

9. Крылова A.C., Лаптева Е.Ю. Патриотическое воспитание студентов вуза средствами иностранного языка. Современные проблемы филологии, педагогики и методики преподавания языков: сборник научных трудов по итогам Всероссийской научно-практической конференции. Казань: Казанский государственный технический университет им. A.H. Туполева, 2019: 190-193.

10. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах. Московский экономический журнал. 2019; № 11: 87.

11. Коновалова Ю.О., Яськова AE. Формирование патриотизма и гражданской позиции у студенческой молодежи. Педагогика. 2020; № 3: 38-47.

12. Борзова TA. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.

13. Борзова TA., Криницкая М.Ю. Воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык в деловом общении» в вузе. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023; Т. 12, № 4 (45): 13-16.

14. Борзова TA. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 4 (101): 138-142.

15. Борзова Ï.A. Приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности». Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 114-116.

References

1. O vnesenii izmenenij v Federal'nyjzakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» po voprosam vospitaniya obuchayuschihsya. Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 304-FZ. 2020. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 00012020073 10075?index=0&rangeSize=1

2. Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii. Federal'nyj proekt. 2021. Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/

3. Perechen' poruchenij po itogam zasedaniya gossoveta (utverzhden Prezidentom RF 29 yanvarya 2023 G. N PR-173GS). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/ federal/1606107/

4. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 (Minobr). Available at: https: //fgosvo.ru /uploadfiles/method/ Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023

5. Bogdanov N.A. Pedagogicheskie usloviya i potencial patrioticheskogo vospitaniya studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta im. M.A. Sholohova. Pedagogika i psihologiya. 2011; № 4: 44-48.

6. Ivanova D.V., Konstantinova V.V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 3 (35): 344-351.

7. Klimenko I.M. Mezhdunarodnyj forum patriotov. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; № 12: 201-209.

8. Tereshina E.A. Rol' obrazovaniya v formirovanii grazhdanskogo samosoznaniya lichnosti. Kazanskij pedagogicheskijzhurnal. 2015; № 4-1 (111): 38-42.

9. Krylova A.S., Lapteva E.Yu. Patrioticheskoe vospitanie studentov vuza sredstvami inostrannogo yazyka. Sovremennye problemy filologii, pedagogiki i metodiki prepodavaniya yazykov: sbornik nauchnyh trudov po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj tehnicheskij universitet im. A.N. Tupoleva, 2019: 190-193.

10. Kulikov S.P., Novikov S.V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov v otechestvennyh vuzah. Moskovskij 'ekonomicheskij zhurnal. 2019; № 11: 87.

11. Konovalova Yu.O., Yas'kova A.V. Formirovanie patriotizma i grazhdanskoj pozicii u studencheskoj molodezhi. Pedagogika. 2020; № 3: 38-47.

12. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.

13. Borzova T.A., Krinickaya M.Yu. Vospitatel'nyj potencial discipliny «Russkij yazyk v delovom obschenii» v vuze. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2023; T. 12, № 4 (45): 13-16.

14. Borzova T.A. Vozvraschenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 4 (101): 138-142.

15. Borzova T.A. Priobschenie studentov vysshej shkoly k cennostnym principam russkoj civilizacii v ramkah discipliny «Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 114-116.

Статья поступила в редакцию 26.02.24

УДК 781.6

Wang Youwei, Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Lishui University (Lishui, China); Moscow State University (Moscow, Russia), E-mail: wangyouwei0505@qq.com

SEQUENCES BY LUCIANO BERIO: NEW ASPECTS OF EXPRESSION. The article discusses the main features of Luciano Berio's "Sequences". The purpose of the study is to briefly examine Luciano Berio's "Sequences" and identify their features as works of postmodern aesthetics. To achieve this, a brief analysis of the works of the cycle is carried out, the key features of their form, structure and content are identified, innovations introduced by the composer are shown, and the general characteristic features of the "Sequences" are highlighted. The work reveals distinctive features of the composer's work as a representative of postmodern aesthetics. It is noted that in general the cycle seems non-programmatic, however, each of the compositions is intra-programmatic, filled with a vividly associative figurative structure and contains an original dramaturgy. A distinctive feature of the cycle is the uniqueness and freshness of the images of each "Sequence", most of which are based on the conflict and comparison of two emotional layers. In the works of the cycle, the composer strives to reveal the potential capabilities of the instrument and explore its expressive and timbre features. Berio often rejects the known performance techniques and resorts to original interpretations of instruments to demonstrate new techniques and rules of performance, and at the same time does not interfere with the nature of the instruments. The works of the cycle belong to an open form: the scores are not formalized in many respects, do not always contain clear gradations of the performance of musical material, and in some cases are devoid of musical material. It is noted that the composer sought to create the impression of virtual polyphony, based on the rapid alternation of different musical characters and their simultaneous interaction. The theoretical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the field of musicology when teaching the history and theory of music, modern music, polyphony and musical form. The study is of practical importance for lovers of contemporary music, students of secondary and higher-level arts educational institutions and professional performers.

Key words: avant-garde, postmodernism, Luciano Berio, "Sequences", technique, polyphony

Ван Ювэй, канд. искусствоведения, доц., университет Лишуй, г. Лишуй, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва,

E-mail: wangyouwei0505@qq.com

«СЕКВЕНЦИИ» ЛУЧАНО БЕРИО: НОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются основные особенности «Секвенций» Лучано Берио. Целью исследования является краткое рассмотрение «Секвенций» Лучано Берио и выявление их особенностей как произведений постмодернистской эстетики. Для её достижения проводится краткий анализ произведений цикла, выявляются ключевые особенности их формы, структуры и содержания, показываются новации, привнесённые композитором, и выделяются общие характерные черты секвенций. В работе выявляются отличительные черты творчества композитора как представителя постмодернистской эстетики. Отмечается, что в целом цикл кажется непрограммным, однако каждая из композиций внутрипрограммна, наполнена ярким ассоциативным образным строем и заключает оригинальную драматургию. Отличительная черта цикла - неповторимость и свежесть образов каждой «Секвенции», в основе большинства из которых лежит конфликт и сопоставление двух эмоциональных пластов. В произведениях цикла композитор стремится раскрыть потенциальные возможности инструмента, исследовать его выразительные и тембральные особенности. Берио часто отрицает известные приёмы игры и прибегает к оригинальной трактовке инструментов, чтобы продемонстрировать новые техники и правила исполнения, и в то же время не вмешивается в природу инструментов.

Произведения цикла относятся к открытой форме: партитуры по многим параметрам не оформлены, не всегда содержат чёткие градации исполнения музыкального материала, а в ряде случаев лишены музыкального материала. Отмечается, что композитор стремился создать впечатление виртуальной полифонии, основанное на быстром чередовании разных музыкальных характеров и их одновременном взаимодействии. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в области музыкознания при преподавании истории и теории музыки, современной музыки, полифонии и музыкальной формы. Исследование имеет практическую значимость для любителей современной музыки, обучающихся в учебных заведениях искусств среднего и высшего звена, и профессиональных исполнителей.

Ключевые слова: авангард, постмодернизм, Лучано Берио, «Секвенции», техника, полифония

Творчество Лучано Берио (1925-2003) отличается редким разнообразием и широким диапазоном направлений [1]. Являясь представителем авангарда, композитор как бы заново изобретал прошлое: писал произведения, гармонично сочетающие новые экспериментальные идеи и традиции. Одними из наиболее известных произведений Берио являются «Секвенции» - цикл из 14 композиций для сольных инструментов и голоса, представляющий собой своеобразную энциклопедию эстетики композитора, написанную в период с 1958 по 2002 гг.

«Секвенции» стали знаковыми как для творчества композитора, поскольку в них воплотились наиболее яркие элементы новаторской трактовки музыкального исполнительства Берио, так и для всего мирового музыкального искусства, выступая символом постмодернистской эстетики [2]. В своём цикле композитор, увлекавшийся связью музыкального и вербального языков, воссоздал характерные черты постмодернизма: открытость формы и содержания, синтез искусств в рамках единого инструментального опуса, полистилистика, обращение к жанру инструментальной композиции со словом, разнообразие исполнительских интерпретаций и его слушательского восприятия, использование новых алеаторических принципов нотописи.

Актуальность исследования цикла «Секвенции» Лучано Берио обусловлена недостаточной разработкой темы постмодернизма в отечественном музыковедении. В музыкальных опусах, написанных композитором для различных инструментов, нашли отражение новейшие технические композиционные принципы и оригинальные исполнительские приёмы, сочетание которых направлено как на раскрытие возможностей каждого инструмента, так и на изменение взаимодействия исполнителя с инструментом. В изначальном значении секвенция представляет собой мелодическую разработку в конце средневековой «Аллилуйи», повторение мелодических или гармонических элементов на разных тонах. Берио выбрал это название для своего цикла, используя его как ссылку на конструктивную идею: каждое произведение основано на серии гармонических полей, из которых вытекают все остальные музыкальные функции.

Целью исследования является краткое рассмотрение «Секвенций» Лучано Берио и выявление их особенностей как произведений постмодернистской эстетики.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1. Кратко рассмотреть каждое произведение из цикла «Секвенции» Лучано Берио, выделить ключевые особенности их формы, структуры и содержания.

2. Выявить новации, которые Лучано Берио привнёс в содержание, исполнительские приёмы, форму и структуру «Секвенций».

3. Выделить общие характерные черты произведений цикла, делающие «Секвенции» символом постмодернистской эстетики.

Научная новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении цикла «Секвенции» в постмодернистском аспекте, позволяющем проиллюстрировать многогранность исследуемых произведений и показать взаимодействие оперы, вокального цикла, симфонии и инструментального концерта с эстетикой постмодерна.

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении «Секвенций» Лучано Берио как произведений постмодернистской эстетики, их анализе как нового понимания виртуозности, ведущего к интеграции экспериментальных техник производства звука. Практическая значимость исследования сводится к возможности более полного осмысления музыкантами-исполнителями сущности и специфики цикла, что может поспособствовать модификации композиционного доступа к инструменту на основе разработанных Берио техник.

Методология исследования опирается на системный метод, включающий в себя музыковедческий и исполнительский анализы. Для достижения цели работы были использованы аналитический, синтетический, индуктивный и дедуктивный методы обработки тематических исследований, научных публикаций и релевантных литературных источников.

«Секвенция I» для флейты 1958 г. построена на последовательности гармонических полей, из которых вытекают другие, ярко выраженные музыкальные функции [3]. Её гармонический дискурс изложен и развит мелодически и предполагает скрытую полифонию.

В «Секвенции II» для арфы 1963 г Берио стремился глубоко исследовать конкретные технические аспекты арфы, которые не раскрыл импрессионизм, и показать жёсткую, громкую и агрессивную сторону инструмента [4].

В «Секвенции III» для голоса 1965 г Берио делает акцент на звуковой символике речевых и зрительных жестов, сопровождающих их «тенях смысла», ассоциациях и конфликтах [5]. Произведение можно рассматривать как драматическое эссе, представляющее собой отношения между солисткой и её собственным голосом.

«Секвенция IV» для фортепиано 1966 г раскрывает новые и неизвестные области инструментальной артикуляции и тона за счёт одновременного развития

независимых гармонических последовательностей, разворачивающихся на клавиатуре и педале, взаимопроникающих друг в друга [6].

«Секвенция V» для тромбона 1966 г представляет собой эссе в наложении музыкальных жестов и действий: исполнителю требуется совмещать и преобразовывать звучание инструмента и своего голоса [7]. Чтобы добиться вокализации инструмента и «инструментализации» голоса, исполнителю требуется скрупулёзно соблюдать интервалы между голосом и инструментом.

В «Секвенции VI» для альта 1967 г одна и та же основная гармоническая последовательность непрерывно повторяется, развивается и трансформируется [8]. В ней Берио исследует взаимосвязи между модулями, часть из которых повторяется часто, другая - только один раз.

В «Секвенции VII» для гобоя 1969 г Берио продолжает исследование скрытой полифонии, рассматривая сложные звуковые структуры инструмента [9]. Гармонический взгляд способствует тонкому аналитическому пониманию стадий трансформации сольной партии.

«Секвенция VIII» для скрипки 1976 г сочетает в себе прошлые, настоящие и будущие скрипичные техники [10]. Она построена на двух нотах, которые проводят по разнообразному и тщательно продуманному маршруту произведения с реальной полифонией и множеством инструментальных жестов.

«Секвенция IX» для кларнета и контральто-саксофона 1980 г представляет собой длинную последовательность инструментальных жестов, развивающую постоянную трансформацию между семинотным и пятинотным гармоническими полями [11]. Первое всегда появляется в одном регистре, второе - в разных, видоизменяя и комментируя гармонические функции первого.

«Секвенция X» для трубы и фортепиано 1984 г не содержит тембральных преобразований и косметики: Берио использует трубу прямым естественным образом [12]. Именно прямое следование идиоматическим исполнительским аспектам делает это произведение самым сложным в цикле.

В «Секвенции XI» для гитары 1987-1988 гг. развивается диалог между идиоматической гармонией инструмента и неидиоматическим гармоническим измерением [13]. Также в композиции присутствуют две инструментальные идиомы: одна уходит корнями в традицию фламенко, другая - в классическую гитару.

«Секвенция XII» для фагота 1995 г имеет кольцевую структуру, охватывающую расстояние между крайними регистрами инструмента в разных временных промежутках с часто экстремальными темпами [14]. Частая трансформация идиоматического образа инструмента достигается за счёт ограниченного числа артикуляционных приёмов.

В «Секвенции XIII» для аккордеона 1995 г. Берио постарался раскрыть инструмент с новой стороны, превратив его из тембрового носителя для различных инструментальных семейств в сольный инструмент [15].

При исполнении «Секвенции XIV» для виолончели 2002 г используются различные приёмы: игра смычком на струнах, руками на струнах и по корпусу, как на ударном инструменте [16]. В произведении поддерживается постоянный диалог между горизонтальным и вертикальным измерениями, звуком и шумом.

В цикле можно выделить несколько нововведений [17].

Во-первых, содержание. В целом цикл кажется непрограммным, однако каждая из композиций внутрипрограммна, наполнена ярко ассоциативным образным строем и заключает оригинальную драматургию. Отличительная черта цикла - неповторимость и свежесть образов каждой «Секвенции», в основе большинства из которых лежит конфликт и сопоставление двух эмоциональных пластов. Реже композитор использует полиэмоциональное сопоставление образов.

Во-вторых, исполнительские приёмы. Все произведения цикла, за исключением «Секвенции Х», созданы для солирующего инструмента. В них композитор стремится раскрыть потенциальные возможности инструмента, исследовать его выразительные и тембральные особенности. С одной стороны, Берио часто отрицает известные приёмы игры и прибегает к оригинальной трактовке инструментов, чтобы продемонстрировать новые техники и правила исполнения, с другой - не вмешивается в природу инструментов, отказываясь от популярных с 50-х годов манипуляций.

В-третьих, форма и структура. Произведения цикла относятся к открытой форме: партитуры по многим параметрам не оформлены, не всегда содержат чёткие градации исполнения музыкального материала, а в ряде случаев лишены музыкального материала. Вследствие этого исполнитель превращается не только в дешифровщика знаков, идей и смыслов композитора, но и в соавтора самой идеи, которую Берио представил лишь намёком.

Все произведения цикла направлены на то, чтобы выявить и развить мелодическими средствами гармонически воспринимаемую последовательность [18]. При этом должно создаваться впечатление полифонии, основанное на быстром чередовании разных музыкальных характеров и их одновременном взаимодействии. Понятие полифонии, в особенности применительно к преимущественно

монофоническим инструментам, используется в переносном значении и описывает представление и наложение различных музыкальных характеров и расходящихся способов действия. К примеру, в «Секвенции I» Берио реализует идею квазивиртуальной полифонии, противопоставляя первичные и второстепенные ноты, шумовые звуки и тона, тембры, регистры и выразительные жесты, накладывая противоречивые действия, такие как крещендо звука клапана и декрещендо высоты звука.

Отчётливее всего тяга к виртуальной полифонии видна в композициях, которые Берио дополняет театральным действием [19]. Так, в «Секвенции III» композитор дополняет пение, доведённое до экзальтации, элементарными формами выражения, такими как шёпот, мычание, речь, дыхание и звуки рта, и предлагает множество ассоциативных инструкций по исполнению. Плотное чередование соответствующих оттенков придаёт спектаклю сценический характер, поскольку исполнителю для создания звуков требуется использовать мимику, движения рук и тела, создавая наложенное действие, которое воспринимается как воображаемый театр.

Цикл «Секвенции» Лучано Берио уникален для истории музыки. Он направлен на изучение потенциальных возможностей, тонов и тембров инструментов, для чего требует применения расширенных методов, заставляющих исполнителей играть на грани технических ограничений инструментов. «Секвенции» преследуют цель изучения ограничений мелодического письма, тематической абстракции и «горизонтального» прослушивания, при этом остаются идиоматическими по своей природе: Берио, предъявляя огромные технические требования к исполнению, отказывался от экспериментальных компонентов, не пытался менять генетическую структуру инструмента и историческое развитие техник.

В результате исследования была достигнута цель и поставленные задачи: были кратко проанализированы «Секвенции» Лучано Берио, выявлены ключе-

Библиографический список

вые особенности их формы, структуры и содержания, показаны новации, привнесённые композитором, и выделены общие характерные черты произведений цикла. Было показано, что благодаря исследованию новых технических аспектов инструментов «Секвенции» могут пониматься как музыкальные комментарии, в ходе которых новейшие инструментальные техники изолируются, а после подвергаются процессу трансформации, который придаёт им музыкальное выражение и позволяет интегрировать их в репертуар технической интерпретации. Вне зависимости от способа отображения технических возможностей инструментов Берио формирует определённую связь между исполнителем, его инструментом и историей. В более ранних композициях это достигается за счёт того, что от музыканта требуется играть на театральном уровне, что приводит к полной модификации форм традиционной интерпретации. Для более поздних произведений характерна напряжённость между исполнительскими традициями и современной композицией в расширенной исторической перспективе. В соответствии с отсрочкой имманентного театрального момента для рассмотрения исторических деталей «Секвенции» могут быть истолкованы как отражение постепенной трансформации эстетических представлений Берио.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в области музыкознания при преподавании истории и теории музыки, современной музыки, полифонии и музыкальной формы. Работа представляет практическую значимость для любителей современной музыки, обучающихся учебных заведениях искусств среднего и высшего звена и профессиональных исполнителей.

Перспектива дальнейших исследований заключается в детальном анализе каждой «Секвенции», композиционном исследовании техник игры с точки зрения их эстетической значимости. Данные исследования будут полезны для профессиональных исполнителей, поскольку позволят лучше понять сущность произведений и облегчат их освоение.

1. Собакина О.В. Sequenza IV в контексте фортепианного творчества Лучано Берио. Современные проблемы музыкознания. 2022; № 3: 119-135.

2. Петров В.О. Первые «Секвенции» Лучано Берио: концепция и интерпретация. Philharmonica. International Music Journal. 2019; № 2: 28-34.

3. Sequenza I for flute (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-i-authors-note?508511026=1

4. Sequenza II for harp (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ii-authors-note?131775360=1

5. Sequenza III for voice (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iii-authors-note?1487325698=1

6. Sequenza IV for piano (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iv-authors-note?1250096450=1

7. Sequenza V for trombone (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-v-authors-note?771092909=1

8. Sequenza VI for viola (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vi-authors-note?766355971=1 (accessed 31.01.2024).

9. Sequenza VII for oboe (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vii-authors-note?1634385075=1

10. Sequenza VIII for violin (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-viii-authors-note?177677955=1

11. Sequenza IX for clarinet (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ix-authors-note?970138804=1

12. Sequenza X for C trumpet and piano resonance (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-x-authors-note?1519286814=1

13. Sequenza XI for guitar (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xi-authors-note?289350689=1

14. Sequenza XII for bassoon (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xii-authors-note?412371777=1

15. Sequenza XIII for accordion (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiii-nota-dellautore?282651845=1

16. Sequenza XIV for cello (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiv-nota-dellautore?361915791=1

17. Петров В.О. Уровни новаций в постмодернистских «Секвенциях» Лучано Берио. Проблемы современной науки и образования.2015; № 9 (39): 192-194.

18. Drees S. Experiment and discourse: Luciano Berio's «Sequenze». Available at: https://musiksalon.universaledition.com/en/article/experiment-und-diskurs-luciano-berios-sequenze-kopie

19. Петров В.О. Инструментальный театр Лучано Берио (к 90-летию со дня рождения композитора). Музыка. Искусство, наука, практика. 2015; № 4 (12): 24-32.

References

1. Sobakina O.V. Sequenza IV v kontekste fortepiannogo tvorchestva Luchano Berio. Sovremennye problemy muzykoznaniya. 2022; № 3: 119-135.

2. Petrov V.O. Pervye «Sekvencii» Luchano Berio: koncepciya i interpretaciya. Philharmonica. International Music Journal. 2019; № 2: 28-34.

3. Sequenza I for flute (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-i-authors-note?508511026=1

4. Sequenza II for harp (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ii-authors-note?131775360=1

5. Sequenza III for voice (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iii-authors-note?1487325698=1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sequenza IV for piano (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-iv-authors-note?1250096450=1

7. Sequenza V for trombone (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-v-authors-note?771092909=1

8. Sequenza VI for viola (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vi-authors-note?766355971=1 (accessed 31.01.2024).

9. Sequenza VII for oboe (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-vii-authors-note?1634385075=1

10. Sequenza VIII for violin (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-viii-authors-note?177677955=1

11. Sequenza IX for clarinet (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-ix-authors-note?970138804=1

12. Sequenza X for C trumpet and piano resonance (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-x-authors-note?1519286814=1

13. Sequenza XI for guitar (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xi-authors-note?289350689=1

14. Sequenza XII for bassoon (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xii-authors-note?412371777=1

15. Sequenza XIII for accordion (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiii-nota-dellautore?282651845=1

16. Sequenza XIV for cello (author's note). Available at: http://www.lucianoberio.org/sequenza-xiv-nota-dellautore?361915791=1

17. Petrov V.O. Urovni novacij v postmodernistskih «Sekvenciyah» Luchano Berio. Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya.2015; № 9 (39): 192-194.

18. Drees S. Experiment and discourse: Luciano Berio's «Sequenze». Available at: https://musiksalon.universaledition.com/en/article/experiment-und-diskurs-luciano-berios-sequenze-kopie

19. Petrov V.O. Instrumental^ teatr Luchano Berio (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya kompozitora). Muzyka. Iskusstvo, nauka, prakiika. 2015; № 4 (12): 24-32.

Статья поступила в редакцию 23.02.24

УДК 37.013

Volobuev V.A., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Department of History and Philosophy, Moscow State Institute of Culture (Russia, Moscow), E-mail: vva1943@yandex.ru

Esakov V.A., Doctor of Cultural Studies, Cand. of Sciences (Philosophy), Professor, Department of Musical Education, Moscow State Institute of Culture (Russia, Moscow), E-mail: esakov.va@yandex.ru

ART AS A FACTOR TO FORM AN AESTHETIC TASTE OF A PERSON. The article considers art as a factor in development of an aesthetic taste. Since art, aesthetics, morality, and beauty are cultural categories, the article analyzes the concept of culture. Generally accepted definitions of culture are given and their classification is given, while the main attention is paid to the historical class. A study of the genesis of the concept of art has been conducted. The article provides scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.