Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЦЕННОСТНЫМ ПРИНЦИПАМ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»'

ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЦЕННОСТНЫМ ПРИНЦИПАМ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / ценностные принципы / российская государственность / учебная программа / русская цивилизация / русская культура / higher education / value principles / Russian statehood / curriculum / Russian civilization / Russian culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Борзова

Статья представляет собой исследование процесса приобщения студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации, осуществляемого в рамках дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ). Цель исследования заключается в выявлении эффективности данного подхода и его влиянии на студентов. В статье представлен анализ актуальности данной темы и обоснование выбора дисциплины ОРГ в качестве инструмента для приобщения студентов к ценностным основам русского мира. Описывается методика преподавания, включающая использование различных форм и методов работы, таких как лекции, семинары, дискуссии, анализ текстов и др. В заключение статьи подводятся итоги исследования и делаются выводы о значимости приобщения студентов высшей школы к ценностям русской цивилизации в условиях настоящего времени. Результаты исследования могут быть полезны для разработки и улучшения методик преподавания и формирования ценностного мировоззрения студентов высшей ступени обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTACHING HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE VALUE PRINCIPLES OF RUSSIAN CIVILIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE “FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD”

The article is a study of the process of introducing higher school students to the value principles of Russian civilization, carried out within the framework of the discipline “Fundamentals of Russian Statehood” (ORG). The purpose of the study is to identify the effectiveness of this approach and its impact on students. The article presents an analysis of the relevance of this topic and the rationale for choosing the discipline of org as a tool for introducing students to the value foundations of the Russian world. The teaching methodology is described, including the use of various forms and methods of work, such as lectures, seminars, discussions, text analysis, etc. In the conclusion of the article, the results of the study are summed up and conclusions are drawn about the importance of introducing higher school students to the values of Russian civilization in the current conditions. The results of the study can be useful for the development and improvement of teaching methods and the formation of the value worldview of students at the highest level of education.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ К ЦЕННОСТНЫМ ПРИНЦИПАМ РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ»»

5. Zabavskaya A.V. Sbornik professional'no orientirovannyh zadach i uprazhnenij po matematike (s ispol'zovaniem 'elektronno-obrazovatel'nyh resursov): dlya special'nostej 1-70.03.01 «Avtomobil'nye dorogi», 1-70.03.02 «Mosty, transportnye tonneli i metropoliteny». Minsk: BNTU, 2019.

6. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408-414.

7. Vinogradova M.V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 258-259.

8. Vinogradova M.V., Lylov A.S. IT-kompetencii vypusknika agrarnogo vuza. APK: innovacionnye tehnologii. 2022; № 2: 74-78.

9. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; T. 39, № 30: 25.

10. Kulikova S.V. Transformaciya rossijskoj obrazovatel'noj sredy i perehod k cifrovoj pedagogike. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; T. 9, № 5.

Статья поступила в редакцию 10.11.23

УДК 378

Borzova T.A., Cand. of Culturology, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia), E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

ATTACHING HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE VALUE PRINCIPLES OF RUSSIAN CIVILIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD". The article is a study of the process of introducing higher school students to the value principles of Russian civilization, carried out within the framework of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" (ORG). The purpose of the study is to identify the effectiveness of this approach and its impact on students. The article presents an analysis of the relevance of this topic and the rationale for choosing the discipline of org as a tool for introducing students to the value foundations of the Russian world. The teaching methodology is described, including the use of various forms and methods of work, such as lectures, seminars, discussions, text analysis, etc. In the conclusion of the article, the results of the study are summed up and conclusions are drawn about the importance of introducing higher school students to the values of Russian civilization in the current conditions. The results of the study can be useful for the development and improvement of teaching methods and the formation of the value worldview of students at the highest level of education. Key words: higher education, value principles, Russian statehood, curriculum, Russian civilization, Russian culture

Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru

приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам

русской цивилизации в рамках дисциплины «основы российской

государственности»

Статья представляет собой исследование процесса приобщения студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации, осуществляемого в рамках дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ). Цель исследования заключается в выявлении эффективности данного подхода и его влиянии на студентов. В статье представлен анализ актуальности данной темы и обоснование выбора дисциплины ОРГ в качестве инструмента для приобщения студентов к ценностным основам русского мира. Описывается методика преподавания, включающая использование различных форм и методов работы, таких как лекции, семинары, дискуссии, анализ текстов и др. В заключение статьи подводятся итоги исследования и делаются выводы о значимости приобщения студентов высшей школы к ценностям русской цивилизации в условиях настоящего времени. Результаты исследования могут быть полезны для разработки и улучшения методик преподавания и формирования ценностного мировоззрения студентов высшей ступени обучения.

Ключевые слова: высшее образование, ценностные принципы, российская государственность, учебная программа, русская цивилизация, русская культура

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире существуют различные цивилизации, каждая из которых имеет свои уникальные ценностные принципы. Важно исследовать и понимать ценностные основы своей собственной цивилизации, в данном случае - русского человека. Этот исследовательский аспект позволяет более глубоко осознать и оценить собственную культуру и ценности, а также обогатить межкультурное взаимодействие. Кроме того, осознание основных ценностных принципов русской цивилизации является важным компонентом формирования гражданской и национальной идентичности студентов. Понимание своих корней и культурного наследия способствует развитию толерантности, уважения к разнообразию и гражданской ответственности. Введенная в новом ученом году учебная дисциплина ОРГ по мнению автора, является одной из важных составляющих образовательного процесса в высшей школе для студентов, которые затем будут играть активную роль в социальной и политической жизни. Исследование содержательного наполнения данной дисциплины и ее влияния на формирование ценностей позволяет улучшить и адаптировать методики преподавания, а также повысить ее значимость в образовательном процессе современной высшей школы.

Цель данной статьи состоит в исследовании методологии и подходов процесса приобщения студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках учебной дисциплины «Основы российской государственности».

Для достижения поставленной автором исследования цели требуется успешно выполнить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы и концепции, связанные с приобщением студентов к ценностным принципам русской цивилизации.

2. Проанализировать содержательное наполнение дисциплины «Основы российской государственности», знакомящей студентов с ценностными константами русской цивилизации.

3. Выявить особенности и определить специфику конкретных методов преподавания, способствующих приобщению студентов к ценностям русской культуры.

Научная новизна работы состоит в том, что тема исследования предлагает сфокусироваться на роли конкретной дисциплины в процессе формирования

гражданской и национальной идентичности в процессе приобщения обучающихся к ценностным принципам русской цивилизации.

1. Расширение знаний о процессе приобщения студентов к ценностным принципам русской цивилизации.

2. Развитие теоретического понимания роли дисциплины в формировании гражданской и национальной идентичности студентов.

3. Развитие теоретического исследования в области формирования ценностного мировоззрения в контексте образования и социализации студентов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование предлагает анализ и описание методов и подходов, используемых в рамках дисциплины «Основы российской государственности» для формирования ценностного мировоззрения у студентов; позволяет изучить связь между приобщением к ценностям русской цивилизации и развитием гражданской ответственности, патриотизма и самоопределения студентов; продвигает теоретические концепции и понятия, связанные с образованием, культурой, ценностями, и их влияние на процесс образования; вносит свой вклад в педагогическую теорию и методику.

Практическая значимость исследования заключается в том, исследование позволяет выявить наиболее эффективные методы и подходы, которые способствуют приобщению студентов к ценностным принципам русской цивилизации на примере конкретной дисциплины; содействует сохранению и развитию культурного наследия, а также укреплению культурной идентичности. Это важно для сохранения культурного разнообразия и формирования толерантного общества. Приобщение студентов к ценностям русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности» способствует формированию гражданской ответственности, патриотизма и толерантности, что является важным компонентом их подготовки к профессиональной и социальной деятельности.

Важность и своевременность введения учебного курса «Основы российской государственности» в образовательный процесс российских вузов уже отмечены исследователями педагогической школы [1].

Безусловно, новая дисциплина направлена на укрепление историко-цен-ностной основы образовательной подготовки будущих выпускников вуза. В свете запросов современного общества требования к социально-гуманитарной подготовке студентов всех направлений и специальностей становятся более строгими и широкими.

Поэтому один из разделов курса ОРГ посвященный изучению российского мировоззрения и ценностей российской цивилизации, по мнению автора, является особенно важным в вопросе формирования русской идентичности у современной молодежи.

В настоящее время актуальны дебаты относительно того, как правильно называть нашу цивилизацию - «русской» или «российской». В отечественном экспертном сообществе нет единого мнения на этот счет, и оба прилагательных равноправно используются [2-5]. Однако автор статьи скептически относится к термину «российская цивилизация». Он не видит в ней признаков, характерных для любой цивилизации, таких как ментальность, язык, религия, хозяйственные навыки и культура. Вместо этого мы рассматриваем современную Россию как «цивилизационный конгломерат», образованный из нескольких цивилизаци-онных компонентов, связанных общим звеном. Одним из самых масштабных и скрепляющих компонентов автор считает русскую цивилизацию. Однако признает, что другие цивилизационные компоненты также имеют свою ценность и важны для существования такого «набора». Мы считаем, что носителем русской цивилизации является русский народ, объединенный особыми характеристиками, такими как русская ментальность, родной русский язык и подсознательная связь с русской историей, культурой и православием.

В рамках данного исследования автор предлагает подробно остановиться на 3 разделе курса «Основы российской государственности» - «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» - и внимательно рассмотреть содержательное наполнение лекционных и практических занятий, а также обсудить формы и методы предъявления учебного материала. Данный раздел, согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ [6], изучается в течение 12 академических часов и включает 4 ч. лекции и 8 ч. семинарских занятий.

Данный раздел курса ОРГ рассматривает вопросы мировоззрения и его значения для человека, общества, государства.

Приобщение студентов к ценностям русской цивилизации имеет несколько причин в современном образовательном процессе:

1. Приобщение студентов к ценностям русской цивилизации помогает им лучше понять и осознать связь с национальными и культурными корнями, а также развить глубокое понимание и приверженность к своим национальным ценностям и традициям.

2. Познание ценностей русской цивилизации развивает у студентов уважение и понимание культурного разнообразия и помогает сформировать толерантность и способность к межкультурному диалогу, что является важными компетенциями в современном многонациональном и глобализированном мире.

3. Ценности русской цивилизации тесно связаны с культурным и историческим наследием. Приобщение к этим ценностям позволяет студентам расширить свои знания об истории, литературе, искусстве и других культурных аспектах, что способствует формированию культурной грамотности и глубокого исторического понимания.

4. Приобщение к ценностям русской цивилизации помогает формированию гражданской ответственности у студентов, осознающих свою роль в развитии своего общества и страны, а также развитию патриотических чувств и гражданской активности.

5. Понимание ценностей русской культуры может иметь практическую значимость для студентов, особенно для тех, кто планирует работать в сферах искусства, культуры, туризма и национального хозяйства. Знание и уважение культурных ценностей русской цивилизации может способствовать профессиональному успеху и эффективной работе.

Темы лекционного содержания данного раздела посвящены обсуждению вопросов мировоззрения и идентичности русского народа и мировоззренческих принципов (констант) российской(русской) цивилизации.

Хотя содержательно данный раздел дисциплины формально является третьим по счету, его работу также следует начинать с теоретического введения. Прежде чем представить студентам концепцию «мировоззрения», преподавателю необходимо ознакомить их со смежными понятиями и категориями, начиная с наиболее распространенных («культура», «традиция», «менталитет») и заканчивая более специализированными («идентичность», «Я-концепция», «культурный код»). После того как студенты будут погружены в академическое обсуждение, следует перейти к различным концепциям мировоззрения (А.Ф. Лосев, В.К. Шрей-бер, М. Кирни, Л. Апостель и другие), которые раскрывают сущность мировоззрения, его значимые элементы и горизонты восприятия.

Далее преподавателю следует указать, что мировоззрение - это не только система динамичных взаимодействий, но и сфера отношений, открытая для различных форм вмешательства и влияния. Подчеркивая этот момент, необходимо дать краткое пояснение понятию коммуникационного аспекта мировоззрения и представить возможные искажения в этой сфере, а также ознакомить студентов со специфической активностью государственных и политических структур в таких областях, как:

- социализация и политическая социализация граждан;

- символическая и культурная политика;

- политика памяти и историческая политика;

- национальная политика и политика в области идентичности.

После вводной части первой лекции преподаватель должен перейти к механизмам решения существующих проблем и трудностей, то есть альтерна-

тивным предложениям, которые предлагаются для их преодоления. Сначала преподавателю следует представить актуальную модель пятиэлементной «системной модели мировоззрения», которая описывает основные отправные позиции - человек, семья, общество, государство и страна. Связывая эту модель с представленными ранее российскими ценностными принципами (константами), важно представить актуальное мировоззрение уже не только через призму социологических данных, но и в контексте ценностей, обращая внимание на связи, которые объединяют различные элементы «системной модели мировоззрения».

Цель лекционного материала, по мнению автора, состоит в изучении мировоззренческих принципов и ценностей, характерных для русского народа и российской цивилизации; анализе влияния этих мировоззренческих принципов на формирование и сохранение идентичности русского народа; понимании роли мировоззрения и идентичности в формировании культурного, социального и политического ландшафта России.

Основными задачами данного лекционного блока можно считать:

1. Исследование и анализ исторического и культурного контекста, в котором формировались мировоззренческие принципы русского народа и российской цивилизации.

2. Определение характеристик и особенностей мировоззренческого кода русского народа, таких как религиозные убеждения, традиции и ценности.

3. Проведение исследований, используя социологические и психологические методы, с целью понимания и описания мировоззрения и идентичности русского народа и их влияния на поведение и мышление людей.

4. Анализ современного состояния и изменений в мировоззрении и идентичности русского народа и российской цивилизации в современном контексте.

5. Выработка рекомендаций и предложений для образовательных и культурных институтов по сохранению, поддержке и развитию мировоззрения, идентичности русского народа и российской цивилизации в целом.

Автор полагает, что осуществление этих целей и задач позволит лучше понять мировоззрение русского народа и мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации, их влияние и значение для людей и для общества в целом.

В рамках этих лекций преподаватель будет анализировать исторический и культурный контексты, в которых формировались мировоззренческие принципы русского народа и российской цивилизации; предлагать вопросы для устного обсуждения характеристики и особенностей мировоззрения русского народа, включая религиозные убеждения, традиции и ценности; представлять результаты исследований и анализов, основанных на социологических и психологических методах, с целью понимания и описания мировоззрения и идентичности русского народа; обсуждать современное состояние и изменения в мировоззрении и идентичности русского народа и российской цивилизации в современном контексте; предлагать образовательные и культурные рекомендации и инициативы для сохранения, поддержки и развития мировоззрения и идентичности русского народа и российской цивилизации.

После лекционного материала, который вводит студентов в смысловое поле ценностных составляющих русской цивилизации, работа на семинарских занятиях еще глубже позволяет погрузить обучающихся в основы русской системы мировоззрения.

Семинар «Ценностные вызовы современной политики» позволяет изучить и проанализировать актуальные ценностные вызовы, с которыми сталкивается современная политика; обсудить различные точки зрения и подходы к ценностным вопросам в политике; проанализировать и дать собственную оценку влияния ценностей на принятие политических решений; исследовать этические и моральные аспекты политической деятельности и их влияние на общество; разработать концептуальные и практические рекомендации в целях адаптации и эффективного реагирования на ценностные вызовы в современной политике; провести критическую оценку и анализ примеров и ситуаций, связанных с ценностными аспектами политической деятельности.

Формы проведения данного занятия могут быть разнообразными: проблемные дискуссии, кейс-проекты и презентации по обработке эмпирических (социологических) данных, которые позволяют исследовать особенности современного общественного мнения и общественного сознания.

Семинар «Концепт мировоззрения в социальных науках» позволяет разобраться в основных теоретических подходах и концепциях, связанных с мировоззрением в социальных науках: изучить различные взгляды на мировоззренческие принципы и их роль в обществе; проанализировать влияние мировоззрения на социальные процессы и общественную жизнь; обсудить методологические аспекты исследования мировоззрения в социальных науках; разработать аргументированные точки зрения по основным вопросам и дебатам, связанным с мировоззрением в социальных науках; применить полученные знания и концепции в анализе и исследованиях социальных явлений и процессов, учитывая мировоззренческие аспекты.

Преподаватель может проводить питч-сессии для обсуждения основных концепций мировоззрения и презентаций проектов, касающихся связанных с ним понятий, таких как «идентичность» и «культура». Также можно организовать доклады и дебаты по ключевым концепциям мировоззрения, представленным в программе дисциплины.

Семинар «Системная модель мировоззрения» позволяет познакомиться с концепцией и структурой системной модели мировоззрения; основными составляющими и отправными позициями этой модели, которые включают человека, семью, общество, государство и страну; взаимосвязями и влиянием между различными элементами системной модели мировоззрения; значением и ролями каждого из элементов в формировании мировоззрения и его влиянии на мышление и поведение людей; актуальными темами и вопросами, связанными с системной моделью мировоззрения, которые могут быть предметом дальнейших исследований и обсуждений; методами и подходами к анализу системной модели мировоззрения и ее применения в контексте социальных наук.

Формы проведения данного семинара могут быть следующие: дебаты о ключевых моделях мировоззрения и их значении и содержании в современной студенческой среде, создание проектов; деловые игры на определение мировоззренческих установок, сценарии мировоззренческого моделирования (погружение в мировоззрение одногруппников/однокурсников).

Заключительный семинар данного раздела «Ценности российской цивилизации» погружает студентов в изучение и обсуждение основных ценностных принципов, характерных для российской цивилизации; рассмотрение исторического и культурного контекста, в котором формировались эти ценности; рефлексию над современными вызовами, с которыми сталкивается российская цивилизация в обществе; разработку аналитических навыков в оценке роли и значения ценностей в различных сферах общественной жизни; обсуждение взаимосвязи между ценностями российской цивилизации и формированием национальной идентичности; работу с практическими заданиями и кейсами, связанными с актуальными вопросами российской цивилизации и ее ценностями. Целью семинара является полное и глубокое погружение студентов в тему ценностей российской цивилизации, а также развитие их аналитических и критических навыков для более полного понимания и интерпретации этих ценностей в современном контексте.

Таким образом, можно сделать вывод, что раздел «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» в рамках учебного курса «Основы

Библиографический список

российской государственности» имеет особое значение в рамках образовательной деятельности современного вуза, предоставляя возможность погрузиться в ценностные принципы русской цивилизации. Этот раздел курса помогает студентам лучше понять и осознать основные ценности и идеалы, которые приняты в русской культуре, а также их влияние на формирование государственности и социальных отношений. Такое изучение позволяет студентам приобщиться к истории и культуре страны, в которой они обучаются, и оказывает положительное влияние на их патриотическое и гражданское сознание.

Представленный учебный материал первого раздела «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации» соответствует следующим педагогическим подходам преподавания дисциплины «Основы российской государственности»:

1. Проблемно-ориентированный подход, который предполагает активное участие студентов в решении практических задач и проблем, связанных с русской государственностью.

2. Контекстный подход, который помогает студентам увидеть связь между изучаемыми темами и реальными событиями (процессами) в российской истории и современности.

3. Диалоговый подход, который способствует активному обмену мнениями и идеями между преподавателем и студентами, а также между самими студентами.

4. Исследовательский подход, который предоставляет студентам возможность самостоятельно исследовать и анализировать исторические и современные материалы, связанные с русской государственностью.

5. Проектный подход, который предлагает студентам разрабатывать и ре-ализовывать проекты, связанные с русской государственностью, и презентовать их перед аудиторией.

В целом цель исследования достигнута, и задачи, поставленные автором в статье, также решены в ходе данной работы. Предложенные подходы к обучению дисциплины «Основы российской государственности» в рамках обсуждаемого раздела позволят улучшить преподавание и обеспечить более полное и всестороннее понимание студентами специфики российского мировоззрения.

1. Борзова Т.А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «основы российской государственности» в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. - 2023; № 4 (101).

2. Лепехин В.А. Ценности Российской цивилизации в контексте изучения ее оснований. Социально-гуманитарное обозрение. 2018; Т. 4, № 4: 56-59.

3. Бахревский Е.В. Ценности российской цивилизации: вызовы и пути их преодоления. Культурологический журнал. 2019; № 4 (38).

4. Фролов И.В. Ценностные основы российской цивилизации. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009; № 4.

5. Фарах С. Российская цивилизация: энергии пространства и человека: монография. Москва: ИД Академии Жуковского, 2022.

6. Проект концепции учебно-методического комплекса. Документ зарегистрирован № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 (Минобр). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ method/Ps_M0N_MN_11_1516_PK_21042023.pdf

References

1. Borzova T.A. Vozvraschenie k istokam: o podhodah k prepodavaniyu kursa «osnovy rossijskoj gosudarstvennosti» v vysshej shkole. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. - 2023; № 4 (101).

2. Lepehin V.A. Cennosti Rossijskoj civilizacii v kontekste izucheniya ee osnovanij. Social'no-gumanitarnoe obozrenie. 2018; T. 4, № 4: 56-59.

3. Bahrevskij E.V. Cennosti rossijskoj civilizacii: vyzovy i puti ih preodoleniya. Kul'turologicheskij zhurnal. 2019; № 4 (38).

4. Frolov I.V. Cennostnye osnovy rossijskoj civilizacii. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki. 2009; № 4.

5. Farah S. Rossijskaya civilizaciya: 'energiiprostranstva i cheloveka: monografiya. Moskva: ID Akademii Zhukovskogo, 2022.

6. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 (Minobr). Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/ Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023.pdf

Статья поступила в редакцию 12.11.23

УДК 372.851

Dalinger V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia), E-mail: dalinger@omgpu.ru

TEACHING STUDENTS TO SOLVE QUADRATIC EQUATIONS. The article considers one of the central topics of the school course of algebra - a meaningful-methodological line of equations. The equations of the school course of algebra, as in science, take center stage because they are of great applied importance both in algebra itself and in disciplines such as physics, chemistry, biology, technical disciplines, etc. Equations are one of the mathematical models that allow describing the phenomena and processes of real reality. In this regard, the article expands the types of equations considered in the school mathematics course, which enriches the arsenal of models that can be used by students when studying program material in other academic disciplines. The material will help teachers in organizing the educational and research activities of students, allow students to prepare for speaking at research conferences. This material will enrich the mathematical knowledge of students, systematize them. It will provide invaluable assistance in preparing students for passing exams, to perform independent creative works.

Key words: equations containing inverse expressions, equations of fourth degree, solutions of which are reduced to solving square equations by highlighting full square, return equations, equations of fourth degree, which by substitution reduce to a biquadrate equation, homogeneous equations, equations solved by method of factorization

В.А. Далингер, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск, E-mail: dalinger@omgpu.ru

обучение учащихся решению квадратных уравнений

В статье рассматривается одна из центральных тем школьного курса алгебры - содержательно-методическая линия уравнений. Уравнения школьного курса алгебры занимают центральное место, ибо они имеют большое прикладное значение как в самой алгебре, так и в таких дисциплинах, как физика, химия, биология, технические дисциплины и др. Уравнения являются одной из математических моделей, позволяющих описывать явления и процессы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.