нального образования, в которых техническая оснащенность не только уже имеет место быть, но и позиционируется как необходимая, непрерывно и динамично развивающаяся субстанция. Здесь пристального внимания заслуживают подбор и освоение инструктивно-тренировочного материала, в который должны включаться не только гаммы, арпеджио, аккорды (мажорные, минорные /натуральные, бемольные, диезные/, а также хроматические), но и специализированные (однородные и комплексные) упражнения, этюды (учебные и концертные), творческие задания конвергентного и дивергентного свойств с импровизационной «начинкой». Именно подобный педагогический подход призван обеспечить стабильное развитие исполнительской техники обучающихся в учреждениях СПО.
Другими важными педагогическими условиями развития исполнительской техники обучающихся музыкантов в учреждениях СПО являются организация, активизация и систематизация самостоятельной работы студентов, а также усиление предконцертной подготовки за счет расширения адаптационно-настраивающих форм и методов учебной работы (формы: урок-дуэт, урок-студия, урок-импровизация, урок-концерт; методы: педагогический показ /наглядно-образный, словесно-объяснительный, вариативный, целостно-детализированный, адаптированный к образовательным условиям УСПО и уровню технического, художественно-творческого развития студентов/; анализ положительных и отрицательных сторон исполнительской техники в диалоговом режиме; прослушивание /просмотр/ выступлений лауреатов исполнительских конкурсов, фестивалей, а также посещение мастер-классов, методических семинаров, курсов по выбору, дополнительного образования, повышения квалификации).
Следует отдать должное И.С. Аврамковой и А.С. Базикову за пристальное внимание к проблеме среднего и высшего профессионального музыкального образования, связанной с активизацией и организацией самостоятельной работы студентов. Так, в частности, в этом контексте доказательно высказывалась И.С. Ав-рамкова. Представим фрагмент ее материала: «Приходится констатировать, к сожалению, что немалая часть педагогов-музыкантов практически не уделяет внимания этому важному аспекту обучения. Как правило, они исходят из того, что их обязанность учить студента (учить игре на музыкальном инструменте, пению и т. п.), игнорируя тот факт, что не менее, если не более, важной задачей, стоящей перед ними, является научить студента учиться» [3, с. 223]. А.С. Базиков конкретно указывал» Учащаяся молодежь не умеет, как правило, рационально строить свои домашние занятия, планировать учебные действия, определять цели труда, выбирать оптимальные пути и способы их достижения. ... Учить учиться - так может быть сформулирована одна из главных, приоритетных целей преподавателя, отвечающего за будущее молодого специалиста» [1, с. 53].
Среднее профессиональное музыкальное образование призвано обеспечить не только развитие исполнительской техники студентов как стратегической задачи, но и на ее основе создать платформу для целостного формирования комплекса компетенций будущих квалифицированных специалистов, мастеров своего дела. То есть через развитие исполнительской техники студенты могут стать
Библиографический список
не только виртуозами, но и компетентными специалистами-профессионалами, способными успешно выступать на концертной сцене и передавать свои знания учащимся, быть активными творческими личностями, достойно представляющими свой «цех», и способными разрешать нестандартные педагогические ситуации, оставаться Людьми в сложном мире педагогики музыкального искусства.
На основе изложенного выше представляется возможность сделать следующее заключение:
1. Развитие исполнительской техники обучающихся музыкантов в учреждениях среднего профессионального образования представляет актуальную проблему, требующую своего рассмотрения и разрешения.
2. Выявлены противоречия, позволяющие изнутри и снаружи детализировано и целостно рассмотреть контекст заявленной проблематики. Для младшего юноши (студента УСПО), завоевывающего новые личностно-творческие позиции в музыкальном искусстве, уровень исполнительской техники не только нечто необходимое, определяющее начало в приобретении профессии, но и источник психологической устойчивости или неустойчивости, исполнительского комфорта или дискомфорта, уверенности в своих возможностях или предмет полного разочарования. В развитии исполнительской техники обучающихся в учреждениях СПО, как правило, сопрягаются неустойчивая психика и профессиональные требования, физиологическая неразвитость и техническая необходимость, художественно-образная глубина сочинения и исполнительское несовершенство, близорукость мышления и потребность в интеллектуальном ресурсе, чувственная пустота и запрос на музыкальную отзывчивость, эмпатию.
3. В рамках проведенного исследования разработана следующая образовательная модель, которая предполагает развитие феномена через призму сознания и бессознательного, подключая интеллектуальное, эмоционально-чувственное и творческое начал (эмоциональный интеллект, «умные эмоции», сотворчество) с применением апперцепции, комплексного инструктивно-тренировочного музыкального материала и принципов организации, активизации и систематизации самостоятельной работы студентов. Она аккумулирует усиление предконцертной и общей профессиональной подготовки за счет расширения адаптационно-настраивающих форм и методов учебной работы (формы: урок-дуэт, урок-студия, урок-импровизация, урок-концерт; методы: педагогический показ /наглядно-образный, словесно-объяснительный, вариативный, целостно-детализированный, адаптированный к образовательным условиям УСПО и уровню технического, художественно-творческого развития обучающихся; анализ положительных и отрицательных сторон исполнительской техники в диалоговом режиме; прослушивание /просмотр/ выступлений лауреатов исполнительских конкурсов, фестивалей, а также посещение мастер-классов, методических семинаров, курсов по выбору, дополнительного образования, повышения квалификации).
4. Заявленная проблематика представляет перспективу для научного поиска в области педагогики и психологии музыкального исполнительства, творчества.
1. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России. Тамбов: ТГМПИ им. CE. Рахманинова. 2002.
2. Коган ГМ. Избранные статьи. Москва: композитор. 1985; Выпуск З.
3. Aврамкова И.С Aктуальные задачи профессионального музыкального образования на современном этапе. Вестник ТГУ. 2012; Выпуск 2 (106): 217-22З.
4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.
5. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Cанкт-Петербург: Композитор. 2005.
6. Блок O.A. Музыкально-инструментальное исполнительство детей: аспекты анализа. Бюллетень Международного центра «Искусство и образование». 2018; Выпуск 2: 1-9.
7. Блок O.A. Развитие исполнительской техники обучающихся-инструменталистов как творческий процесс. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 6 (97): 189-191.
8. Блок O.A. «Эмоциональный интеллект» и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2020; Т. 9, № З: 265-272.
References
1. Bazikov A.S. Muzykal'noe obrazovanie v sovremennoj Rossii. Tambov: TGMPI im. S.V. Rahmaninova. 2002.
2. Kogan G.M. izbrannye stat'i. Moskva: Sovetskij kompozitor. 1985; Vypusk З.
3. Avramkova I.S. Aktual'nye zadachi professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Vestnik TGU. 2012; Vypusk 2 (106): 217-22З.
4. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.
5. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor. 2005.
6. Blok O.A. Muzykal'no-instrumental'noe ispolnitel'stvo detej: aspekty analiza. Byulleten' Mezhdunarodnogo centra «Iskusstvo i obrazovanie». 2018; Vypusk 2: 1-9.
7. Blok O.A. Razvitie ispolnitel'skoj tehniki obuchayuschihsya-instrumentalistov kak tvorcheskij process. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 6 (97): 189-191.
8. Blok O.A. «'Emocional'nyj intellekt» i «umnye 'emocii» v muzykal'no-tvorcheskom razvitii obuchayuschihsya instrumentalistov. Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhdunarodnyj al'manah. 2020; T. 9, № З: 265-272.
Статья поступила в редакцию 12.11.23
УДК 378
Vinogradova M.V., senior teacher, Department of Mathematics and Informatics, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia); senior teacher, Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport (Yekaterinburg, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
FORMATION OF MATHEMATICAL LITERACY AMONG STUDENTS OF AGROENGINEERING PROFILE THROUGH CONTEXTUAL TASKS. The level of training of a competent agro-specialist is the main condition for success and demand at various enterprises of the agro-industrial complex. In this regard, the problem of transformation of the content and methods of teaching mathematics through contextual tasks that would meet the modern requirements of higher education becomes particularly relevant. In pedagogy, there are various approaches to the formation and development of students' practice-oriented competencies that will be
necessary in their future professional activities. So, within the context of contextual tasks, this article discusses the use of mathematical methods in various fields of knowledge, including the agricultural sector. In the process of mathematical training of agricultural engineers of a new generation, the main goal of this research is forming mathematical literacy through contextual tasks, because at present it is impossible to imagine any industry that would work without the use of mathematical calculations, mathematical models.
Key words: contextual problem, mathematical problems of engineering profile, interdisciplinary connections, mathematical thinking, mathematical literacy
М.В. Виноградова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,
ст. преп. ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. Екатеринбург, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru.
формирование математической грамотности у студентов агроинженерного профиля посредством контекстных задач
Уровень подготовки компетентного агроспециалиста - главное условие успеха и востребованности на различных предприятиях агропромышленного комплекса. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема трансформации содержания и методов обучения математике посредством контекстных задач, которые отвечали бы современным требованиям обучения в высшей школе. В педагогике существуют различные подходы к формированию и развитию у обучающихся практико-ориентированных компетенций, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности. Так, в рамках контекстных задач в данной статье рассматривается использование математических методов в различных областях знания, в том числе и сельскохозяйственной отрасли. В процессе математической подготовки агроинженеров нового поколения основной целью нашего исследования является формирование математической грамотности посредствам контекстных задач, т. к. в настоящее время невозможно себе представить какую-либо отрасль, которая работала бы без применения математических расчетов, математических моделей.
Ключевые слова: контекстная задача, математические задачи инженерного профиля, междисциплинарные связи, математическое мышление, математическая грамотность
В условиях современной образовательной среды, ориентируясь на основной инновационный принцип подготовки нового поколения студентов агронженер-ного профиля, а именно «придумывай - разрабатывай - внедряй - управляй», дипломированный специалист должен не только обладать фундаментальными и специальными знаниями, но и быть конкурентоспособным специалистом в технической сфере агропромышленного комплекса, то есть применять полученные знания на практике, работать с большим объемом информации, постоянно следить за развитием цифровых технологий, работать в команде, нести ответственность за результат [1; 2]. Однако, как показывает опыт работы со студентами, большинство выпускников инженерных направлений в процессе своей профессиональной деятельности испытывают трудности, связанные с применением математических знаний. По нашему мнению, связано это в первую очередь с тем, что многие студенты на первых курсах обучения не воспринимают общеобразовательные предметы как первую ступень успешной профессиональной самореализации, в результате чего слабо формируются знания и умения, необходимые для решения будущих производственных задач.
Уровень подготовки грамотного агроспециалиста, является главным условием успеха и востребованности на различных предприятиях аграрной отрасли. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема трансформации содержания и методов обучения математике посредством контекстных задач, которые отвечали бы современным требованиям обучения в высшей школе.
Проводя анализ научных публикаций и исследований, мы пришли к выводу, что существуют различные подходы к формированию и развитию у обучающихся практико-ориентированных компетенций, которые будут необходимы в будущей профессиональной деятельности [3]. Так, в рамках контекстных задач рассматривается использование математических методов в различных областях знания, в том числе и сельскохозяйственной отрасли. В настоящее время невозможно себе представить какую-либо отрасль, которая работала бы без применения математических расчетов, математических моделей.
В процессе математической подготовки агроинженеров нового поколения основной целью нашего исследования является формирование математической грамотности посредством контекстных задач.
Анализ научной и методической литературы в совокупности с поставленной целью позволяет нам определить задачи развития математической грамотности:
1. Развитие математических знаний, умений и математического мышления посредством контекстных задач.
2. Развития навыков стремления к самообразованию, самосовершенствованию.
При решении контекстных математических задач у обучающегося формируется алгоритм действий и системность мышления, а также способность к анализу, абстрагированию [4]. Но, как правило, увидев первые изучаемые разделы дисциплины «Математика», первым вопросом, которым задаются первокурсники, является следующий: «Зачем нужна высшая математика, и где пригодятся полученные знания в дальнейшей жизни?».
Изменить отношение к дисциплине преподавателю помогают контекстные задачи прикладного характера, а именно - задачи из различных областей жизнедеятельности, решаемые математическими методами.
Научная новизна исследования: в научно-педагогической литературе в небольшом количестве представлены контекстные задачи в сельскохозяйственной отрасли по изучаемым разделам математики высшей школы.
Практическая значимость исследования: разработанный комплекс контекстных математических задач позволяет повысить математическую грамотность у студентов агроинженерного профиля.
Методы исследования: на основе изучения и теоретического анализа психолого-педагогической и специальной литературы, а также сравнения и обобщения содержания понятий и категорий, позволяющих провести сравнительный анализ результатов исследования, сделаны выводы на основе качественного и количественного анализа полученных данных.
Как показывает практика для правильного составления контекстной задачи, необходимо придерживаться ряда правил:
1. Контекстная задача должна соответствовать поставленным целям и задачам курса дисциплины.
2. Условие и решение математической задачи должно отображать взаимосвязь между проблемой сельскохозяйственной практики с математическим аппаратом [5].
3. Способы и методы решения сформулированной контекстной задачи направлены на применение теоретических знаний к проблемам АПК.
Формирование математической грамотности посредством контекстных задач у обучающихся в количестве 50 человек на направлении подготовки «Агроинженерия» было реализовано в ходе исследования, проводимого на базе ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» в 2021-2022 гг. Исследование было проведено на практических занятиях в процессе решения математических задач по таким разделам дисциплины, как линейная и векторная алгебра, аналитическая геометрия. По желанию обучающихся были определены экспериментальная и контрольная группы. Занятия с контрольной группой проводились на основе традиционных методик с использованием задач неприкладного характера [6; 7].
Так, с помощью математических задач [8], относящихся к разделу «Линейная алгебра», а именно - понятия матрицы, основные действия над матрицами, решение систем линейных уравнений, можно решить ряд задач прикладного характера по теме «Основные понятия и действия над матрицами»:
Задача 1. Два фермерских хозяйства Тюменской области предоставили данные о производстве сельскохозяйственной продукции (у. е.) за 2021 и 2022 годы.
Таблица 1
Вид продукции (у. е.) 2021 год 2022 год
Фермерские хозяйства
1 хозяйство 2 хозяйство 1 хозяйство 2 хозяйство
Зерно 1345 1275 1476 1245
Молоко 357 309 312 308
Мясо 205 263 217 285
Вычислить:
1. Объем выпускаемой продукции за два года.
2. Проанализировать увеличение объемов производства 2022 года в сравнении с 2021 годом по каждому виду продукции и каждому хозяйству.
3. Матрицу среднегодового производства продуктов.
Задача 2. Две агрохолдинга Тюменской области занимаются производством овощей (картофель, морковь, свекла, капуста, лук). Количество продукции каждого вида, производимой в 2021 году, приведено в табл. 2.
Таблица 2
Агрохолдинг Количество продукции (тыс. тонн)
картофель морковь свекла капуста лук
I агрохолдинг 121,6 24,4 20,1 25,8 19,7
II агрохолдинг 116,7 29,7 23,78 26,2 17,3
Агрохолдинг Прибыль (у.д.е.)
картофель морковь свекла капуста лук
I агрохолдинг 4864 439,2 301,5 1290 512,2
II агрохолдинг 5835 534,6 380,48 1572 449,8
По условию данной задачи необходимо составить матрицу прибыли каждого предприятия за 2021 год.
Задача 3. В Тюменской области имеется 6 крупных пасек. Каждая из них реализует такую продукцию, как мед, прополис, пчелиное молоко, а также мед в сотах. Стоимость каждого вида продукции приведена в табл. 3. Прибыль от реализации составляет 15% за каждый вид продукции. Реализация продукции активно пользуется спросом ежегодно с июля по октябрь. Цены на продукцию указаны в табл. 4. Вычислить итоговую выручку, прибыль каждой пасеки за четыре месяца.
Таблица 3
Пасека Продукция (кг)
Мед Прополис Пчелиное молоко Мед в сотах
I пасека 511 298 23,5 154,56
II пасека 691 211 21,02 121,8
III пасека 535 296 21,2 121
IV пасека 634 297 30,21 119,3
V пасека 435 286 21,05 119,3
VI пасека 675 295 21,14 120,8
Таблица 4
Пасека Цена за продукцию (у. д. е)
июль август сентябрь октябрь
мед 134 135 133 134
прополис 197 196 195 196
Пчелиное молочко 121 121 120 118
Мед в сотах 203 202 204 203
По теме «Решение систем линейных уравнений». Задача 4. Одна из фирм города Тюмени реализует сухофрукты: курага по 120 у. е. руб., инжир по 150 у.е. руб., чернослив по 110 у. е. руб. за килограмм.
Библиографический список
В результате реализации было выявлено, что спрос на инжир меньше, чем на другие сухофрукты. В связи с этим приняли решение смешать все три вида сухофруктов в некоторой пропорции и продать смесь по 127 у. е. руб. Какое количество кураги и инжира необходимо смешать с 25 кг чернослива, чтобы общая прибыль не изменилась? Ответ указать в килограммах.
Задача 6. В целях увеличения прибыли и развития предприятия фермер Тюменской области в 2021 году вложил в пчеловодство, овцеводство и коневодство 2 миллиона долларов и получил 180 тысяч долларов выгоды. В этом году он планирует увеличить инвестиции в коневодство в 3 раза, в пчеловодство - в 2 раза, сохранить овцеводство на прежнем уровне, выделив в общей сложности 4 миллиона долларов на увеличение мощности своего предприятия. Какую прибыль может получить фермер в текущем году, если прибыль в отрасли овцеводства увеличивается на 7%, в пчеловодстве на 8% и в коневодстве на 9%?
К разделу «Аналитическая геометрия и векторная алгебра» относится множество практико-ориентированных математических задач, с помощью которых можно увидеть использование векторов в решении профессиональных задач агроинженерного профиля. Рассмотрим примеры таких задач.
Задача 6. Записать вектор объема производства предприятия за 2021 год, производившего сельскохозяйственную продукцию клубнеплодной культуры, а именно - картофель столовый ранний в объеме 310 у. е., картофель столовый поздний в объеме 150 у. е., семена картофеля 100 у. е., батат (картофель сладкий) в объеме 130 у. е.
Задача 7. Группу аспирантов командировали в деловую поездку по европейским странам с целью обмена опытом. По итогам командировки аспиранты привезли остатки валюты, неиспользованной в странах, а именно - 30 швейцарских франков, 45 шведских крон, 36 датских крон. Аспиранты решили перевести валюту в рубли и организовать для коллег круглый стол по результатам деловой поездки. На обменном пункте курс валют был следующий: 1 швейцарский франк - 107,08, 1 шведская крона - 8,99 руб., 1 датская крона - 13,77 руб. Определить, сколько рублей будет у аспирантов.
Задача 8. Сельскохозяйственное предприятие продает овощи. За октябрь месяц 2023 года было продано 300 ц моркови, 1200 ц лука, 2100 ц картофеля, 480 ц свеклы, 720 ц капусты. Заказчик закупил 21% овощей от всего объема продаж предприятия, и, как постоянному клиенту, предприятие предложило скидку, в результате чего заказчик приобрел на 15% больше овощей, чем в предыдущем месяце. Записать вектор объема продаж сельскохозяйственного предприятия за текущий месяц, если остальные заказчики объемы закупок не меняли.
В результате исследования было проведено итоговое тестирование. Средний балл, полученный студентами контрольной группы, составил 3,5, а в экспериментальной - 4,3. Анализ данных, полученных в результате диагностики [8; 9], продемонстрировал, что показатели в экспериментальной группе значительно улучшились по сравнению с контрольной группой, что дает нам право сделать вывод о том, что контекстные задачи повышают мотивационный уровень студентов, увеличивают интерес к самостоятельной работе, способствуют к качественному усвоению нового материала, тем самым повышая уровень математической грамотности.
Таким образом, для того чтобы математическая грамотность обучающихся агроинженерного направления была высокой [10], необходимо включать в процесс изучения математики профессиональные задания, содержащие специальные термины инженерной науки, тем самым повышая интерес к изучаемому предмету.
1. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Разноуровневый подход к обучению студентов математике в аграрном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 231-232.
2. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Внедрение интерактивных форм при обучении математике в агроуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 147-149.
3. Мальнукова Н.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92-93.
4. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы Международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281-284.
5. Забавская А.В. Сборник профессионально ориентированных задач и упражнений по математике (с использованием электронно-образовательных ресурсов): для специальностей 1-70.03.0l «Автомобильные дороги», 1-70.03.02 «Мосты, транспортные тоннели и метрополитены». Минск: БНТУ, 2019.
6. Бирюкова Н.В. Педагогическая поддержка формирования личностного смысла изучения математики у студентов вуза. Интеграция науки и практики для развития агропромышленного комплекса: сборник статей всероссийской научной конференции. 2017: 408-414.
7. Виноградова М.В. Профессиональная направленность преподавания математики в системе высшего образования. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 258-259.
8. Виноградова М.В., Лылов А.С. /Т-компетенции выпускника аграрного вуза. АПК: инновационные технологии. 2022; № 2: 74-78.
9. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; Т. 39, № 30: 25.
10. Куликова С.В. Трансформация российской образовательной среды и переход к цифровой педагогике. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; Т. 9, № 5.
References
1. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Raznourovnevyj podhod k obucheniyu studentov matematike v agrarnom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 231-232.
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Vnedrenie interaktivnyh form pri obuchenii matematike v agrouniversitete. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 147-149.
3. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92-93.
4. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281-284.
5. Zabavskaya A.V. Sbornik professional orientirovannyh zadach i uprazhnenij po matematike (s ispol'zovaniem 'elektronno-obrazovatel'nyh resursov): dlya special'nostej 1-70.03.01 «Avtomobil'nye dorogi», 1-70.03.02 «Mosty, transportnye tonneli i metropoliteny». Minsk: BNTU, 2019.
6. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i prakiiki dlya razvitiya agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408-414.
7. Vinogradova M.V. Professional'naya napravlennost' prepodavaniya matematiki v sisteme vysshego obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 258-259.
8. Vinogradova M.V., Lylov A.S. IT-kompetencii vypusknika agrarnogo vuza. APK: innovacionnye tehnologii. 2022; № 2: 74-78.
9. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I., Zenina N.V. Interactive teaching as an effective method of pedagogical interaction. Espacios. 2018; T. 39, № 30: 25.
10. Kulikova S.V. Transformaciya rossijskoj obrazovatel'noj sredy i perehod k cifrovoj pedagogike. Mir nauki. Pedagogika i psihologiya. 2021; T. 9, № 5.
Статья поступила в редакцию 10.11.23
УДК 378
Borzova T.A., Cand. of Culturology, senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia), E-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru
ATTACHING HIGH SCHOOL STUDENTS TO THE VALUE PRINCIPLES OF RUSSIAN CIVILIZATION WITHIN THE FRAMEWORK OF THE DISCIPLINE "FUNDAMENTALS OF RUSSIAN STATEHOOD". The article is a study of the process of introducing higher school students to the value principles of Russian civilization, carried out within the framework of the discipline "Fundamentals of Russian Statehood" (ORG). The purpose of the study is to identify the effectiveness of this approach and its impact on students. The article presents an analysis of the relevance of this topic and the rationale for choosing the discipline of org as a tool for introducing students to the value foundations of the Russian world. The teaching methodology is described, including the use of various forms and methods of work, such as lectures, seminars, discussions, text analysis, etc. In the conclusion of the article, the results of the study are summed up and conclusions are drawn about the importance of introducing higher school students to the values of Russian civilization in the current conditions. The results of the study can be useful for the development and improvement of teaching methods and the formation of the value worldview of students at the highest level of education. Key words: higher education, value principles, Russian statehood, curriculum, Russian civilization, Russian culture
Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: tatyana.borzova@vvsu.ru
приобщение студентов высшей школы к ценностным принципам
русской цивилизации в рамках дисциплины «основы российской
государственности»
Статья представляет собой исследование процесса приобщения студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации, осуществляемого в рамках дисциплины «Основы российской государственности» (ОРГ). Цель исследования заключается в выявлении эффективности данного подхода и его влиянии на студентов. В статье представлен анализ актуальности данной темы и обоснование выбора дисциплины ОРГ в качестве инструмента для приобщения студентов к ценностным основам русского мира. Описывается методика преподавания, включающая использование различных форм и методов работы, таких как лекции, семинары, дискуссии, анализ текстов и др. В заключение статьи подводятся итоги исследования и делаются выводы о значимости приобщения студентов высшей школы к ценностям русской цивилизации в условиях настоящего времени. Результаты исследования могут быть полезны для разработки и улучшения методик преподавания и формирования ценностного мировоззрения студентов высшей ступени обучения.
Ключевые слова: высшее образование, ценностные принципы, российская государственность, учебная программа, русская цивилизация, русская культура
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современном мире существуют различные цивилизации, каждая из которых имеет свои уникальные ценностные принципы. Важно исследовать и понимать ценностные основы своей собственной цивилизации, в данном случае - русского человека. Этот исследовательский аспект позволяет более глубоко осознать и оценить собственную культуру и ценности, а также обогатить межкультурное взаимодействие. Кроме того, осознание основных ценностных принципов русской цивилизации является важным компонентом формирования гражданской и национальной идентичности студентов. Понимание своих корней и культурного наследия способствует развитию толерантности, уважения к разнообразию и гражданской ответственности. Введенная в новом ученом году учебная дисциплина ОРГ, по мнению автора, является одной из важных составляющих образовательного процесса в высшей школе для студентов, которые затем будут играть активную роль в социальной и политической жизни. Исследование содержательного наполнения данной дисциплины и ее влияния на формирование ценностей позволяет улучшить и адаптировать методики преподавания, а также повысить ее значимость в образовательном процессе современной высшей школы.
Цель данной статьи состоит в исследовании методологии и подходов процесса приобщения студентов высшей школы к ценностным принципам русской цивилизации в рамках учебной дисциплины «Основы российской государственности».
Для достижения поставленной автором исследования цели требуется успешно выполнить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы и концепции, связанные с приобщением студентов к ценностным принципам русской цивилизации.
2. Проанализировать содержательное наполнение дисциплины «Основы российской государственности», знакомящей студентов с ценностными константами русской цивилизации.
3. Выявить особенности и определить специфику конкретных методов преподавания, способствующих приобщению студентов к ценностям русской культуры.
Научная новизна работы состоит в том, что тема исследования предлагает сфокусироваться на роли конкретной дисциплины в процессе формирования
гражданской и национальной идентичности в процессе приобщения обучающихся к ценностным принципам русской цивилизации.
1. Расширение знаний о процессе приобщения студентов к ценностным принципам русской цивилизации.
2. Развитие теоретического понимания роли дисциплины в формировании гражданской и национальной идентичности студентов.
3. Развитие теоретического исследования в области формирования ценностного мировоззрения в контексте образования и социализации студентов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что исследование предлагает анализ и описание методов и подходов, используемых в рамках дисциплины «Основы российской государственности» для формирования ценностного мировоззрения у студентов; позволяет изучить связь между приобщением к ценностям русской цивилизации и развитием гражданской ответственности, патриотизма и самоопределения студентов; продвигает теоретические концепции и понятия, связанные с образованием, культурой, ценностями, и их влияние на процесс образования; вносит свой вклад в педагогическую теорию и методику.
Практическая значимость исследования заключается в том, исследование позволяет выявить наиболее эффективные методы и подходы, которые способствуют приобщению студентов к ценностным принципам русской цивилизации на примере конкретной дисциплины; содействует сохранению и развитию культурного наследия, а также укреплению культурной идентичности. Это важно для сохранения культурного разнообразия и формирования толерантного общества. Приобщение студентов к ценностям русской цивилизации в рамках дисциплины «Основы российской государственности» способствует формированию гражданской ответственности, патриотизма и толерантности, что является важным компонентом их подготовки к профессиональной и социальной деятельности.
Важность и своевременность введения учебного курса «Основы российской государственности» в образовательный процесс российских вузов уже отмечены исследователями педагогической школы [1].
Безусловно, новая дисциплина направлена на укрепление историко-цен-ностной основы образовательной подготовки будущих выпускников вуза. В свете запросов современного общества требования к социально-гуманитарной подготовке студентов всех направлений и специальностей становятся более строгими и широкими.