References
1. Gromova O.N. Konfliktologiya. Kurs lekcij. Moskva: Associaciya avtorov i izdatelej «Tandem». Izdatel'stvo «'EKMOS», 2001.
2. Hasan B.I., Sergomanov P.A. Psihologiya konflikta iperegovory: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.
3. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konflikiologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva: YuNITI, 1999.
4. Kudashova T.V. Razreshaya konflikty (beseda so starsheklassnikami). Vospitanie Shkolnikov. 2012; № 2: 66 - 68.
5. Kozyrev G.I. Osnovy konfliktologit uchebnik. Moskva: ID «FORUM»: INFRA-M, 2014.
6. Grishina N.V. Psihologiya konflikta. Sankt-Peterburg: Piter, 2008.
7. Cukerman G.A. Ocenka bez otmetki. Moskva; Riga: 'Eksperiment, 1999.
8. Multrus F. Referenzrahmen zur Lehr- und Studienqualität. Hefte zur Bildungs- und Hochschulforschung. Konstanz, Deutschland : Universität, 2013: 1 - 4. Available at: //www. uni-konstanz.de/ag-hochschulforschung
9. Gal'perin P.Ya. Psihologiya myshleniya i uchenie o po'etapnom formirovanii umstvennyh dejstvij. Issledovanie myshleniya v sovetskoj psihologii. Moskva, 2006.
10. Zmeev S.I. Osnovy andragogiki: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: Flinta, Nauka, 1999.
11. Zmeev S.I. Tehnologiya obucheniya vzroslyh. Pedagogika. 1998; № 8: 28 - 34.
Статья поступила в редакцию 01.10.21
УДК 378
Yakobyuk L.I., senior teacher, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia), E-mail: [email protected]
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Public Educational Institution of Higher Professional Education, The Ural State University of Railway Transport
(Yekaterinburg Russia) E-mail: [email protected]
THE USE OF PRACTICE-ORIENTED TASKS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS TO STUDENTS AT A UNIVERSITY. Recently, special attention has been paid in the Federal State Standards of Higher Education of the new generation to the development of pedagogical technologies using active, interactive, informational teaching methods. The meaning of any pedagogical technology is to build the activity of the teacher, in which all the actions included in it are presented in a certain sequence and integrity, and the implementation assumes the achievement of the necessary result and has a predictable character. A teacher faces a task of optimizing the educational process, eliminating from it all types of activities and operations that are not necessary to obtain a socially desired result, and activating the cognitive activity of the student. To solve this problem practice-oriented training of students will be due to significantly greater efficiency compared to other means of teaching.
Key words: motivation, academic performance, practical activity, practice-oriented tasks, competencies, interdisciplinary communication, mathematical calculations.
Л.И. Якобюк, ст. преп., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень, E-mail: [email protected]
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» г. Екатеринбург,
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕСЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В последнее время особое внимание в Федеральных государственных стандартах высшего образования нового поколения уделяется освоению педагогических технологий с использованием активных, интерактивных, информационных методов обучения. Любая педагогическая технология выстраивается на учебной деятельности педагога, при которой все действия определены, последовательны, ее реализация предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Перед преподавателем встает задача оптимизировать учебный процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить уровень мотивации обучающегося в процессе обучения математике. Для решения этой проблемы, на наш взгляд, практико-ориен-тированная подготовка студентов будет обусловлена значительно большей эффективностью по сравнению с другими средствами обучения.
Ключевые слова: мотивация, успеваемость, практическая деятельность, практико-ориентированные задачи, компетенции, междисциплинарная связь, математические вычисления.
Современная система высшего образования в России находится в стадии трансформации. Сегодня главной задачей образовательных стандартов нового поколения является подготовка конкурентоспособного специалиста соответствующего профиля, свободно владеющего профессией, профессионально компетентного, ответственного, готового к постоянному профессиональному росту, обладающего системой фундаментальных знаний и навыков. Работодатели нового времени требуют от специалиста не теоретических знаний, а умений решать практические задачи своего профиля. Так как основной целью практико-ориентированных задач является формирование умений действовать в социально значимой ситуации, то данные умения основываются на знаниях, накопленных в результате практической деятельности [1]. С помощью таких задач у обучающегося возникают ассоциации с конкретными событиями, и появляется интерес к процессу поиска путей решения задачи, развивается любознательность, логическое мышление, умения проводить инженерные и технические вычисления, тем самым происходит прочное усвоение знаний.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования третьего поколения основным требованием к усвоению знаний обучающихся является умение применять полученные знания на практике. Сегодня заучивание определенных теоретических данных отходит на второй план, а приоритет отдается практико-ориентированным задачам, которые позволяют сориентировать студента на решение реальных проблем с помощью предметных знаний [2].
В жизни каждого человека практически постоянно приходится использовать математические расчеты. Каждый обучающийся, поступив на первый курс, познакомившись с высшей математикой, начинает задаваться вопросом: «А зачем мне это знать? Где это пригодится?», и задача преподавателя объяснить, что высшая математика встречается во всех областях науки, доказывая подобные объяснения с помощью практико-ориентированных задач, которые
связанны с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Главной целью нашего исследования является формирование профессиональной компетенции, которая направлена на развитие способностей решать практические задачи, ориентированные на профессиональную деятельность.
Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу, для достижения поставленной цели мы сформулировали следующие задачи нашего исследования:
1. Оценить возможность психолого-педагогической науки для формирования профессиональной компетенции, ориентированную на практическую деятельность.
2. Разработать и апробировать комплекс практико-ориентированных задач по изучаемым разделам математики, предусмотренным ФГОС ВО, для формирования профессиональных компетенций будущих инженеров путей сообщения.
С помощью таких методов исследования, как статистическая обработка данных, был проведен качественный и количественный анализ данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что в статье впервые представлены результаты диагностики обучающихся с разным уровнем мотивации к изучению дисциплины, что позволило с помощью практико-ориентированных задач качественно оценить интерес обучающихся к дисциплине и повысить самостоятельность и ценность знаний по предмету. В связи с этим теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что получены более обширные представления относительно того, как повысить учебно-познавательный интерес у обучающегося в процессе обучения математике. В результате разработанный нами комплекс математических задач, ориентированных на профессиональную деятельность, представляет собой ценный методический материал для дальнейшего развития интереса к предмету. Практическая значимость исследования
заключается в том, что полученные результаты позволяют обосновать необходимость проведения диагностики, направленной на повышение учебно-познавательного интереса к дисциплине, и предложить педагогам проводить данную диагностику, чтопозволит имлучшесориентироватьсяпривыборе мер педаготического воздействия.
Нашвешслвдоеание провлдилосе ба бане филиалаТЛбОУЮО «Уеильсыии государственный университет путей сообщения» г. Тюмень. Для проведения ис-иледонания беии^г^р^/^т^^етмп^£1СТУдентов направления подготовки 23.05.04 Эксплуатация железных дорог. Количество студентов, участвующих в исследова-ниш.стставилоИО чилевзз. Лйcлтдoзонзо бюлопеоводенов мтттматнкс.
атамкех
олкие кзк г^бошниеесгая геомелрио.врнзйная ^г^геКа, масеметрчеекнй анапии, диффтpeиоиельныeyзбвнeеии;aиффеееицн-интсфалеиовисчрслинис.теориявероятности, математическая стати-бтова. В проиесие зсвивнонсpагpaмифlтноланты потярм е<^ы^бо
форыалино-аастрактным хаеакзел - отстлюзо не н^им№1 с пфоЛилем о^т^ден^оя. МтвпpзввдйткптoблммaФпви oзвоeнйилзcциплиоы.Пocкельзз фмр1еирбоанне паофесссантльлых ктмпитиныйЛеcвLeeствыятдcйоepортccepашeииспииклaa-лых за^^биррестибовиннн1х пи пиapоичлceшюшсяyeлснрзтз,cнязснйyю с вы-бгlpо(Ыеззяeз,рopeФeние пpиктскр-оpитнинpевaнныиыадлч оо-
нсвтотоазующес бдиктмйpиeзачтнездиимизлинмl ителм^с^в,
сОЛбЧовЩИЗ ПеоирОЗИФ, сияззннфю з жблeснтдoиoжнымсеaзoпимтем [3].
На оетводотврeиззлeдoвaнесеaдиTылpпeoиeмтйa д^е^инс^^^июм он ф^еи^и^bФ зф0pдюpирaнн0зтириeбн0[П0-знавитроь нога интетезр[М] к дисстн/^ие . Hтвзнтзaмииеeнyмитттоз /^^^ртоси кн нaмлзыыелeны к руыпыобуоиющисзя с р изныд yлeвние;lсoyи всциеф] киннсе—ю дисциплины, что позволило качественно оценить интерес обучающихся к изучению дисциплины.
Aдaaызиpyовoayчeисыeиозeльтaсе;,oдиoмннзle м диогбомло[pрз, 1), мы пришли к выводу, что уровень мотивации к изучению математики достиг высокого у еобучающюхзс0 бвб.зюе^хзя элое^о веиь ранен зцеднил знзчиниою, е большинства же обучающихся (8 человек) уровееьмотевацеинаходится на низ-КРМ зревнз.
Рис. 1. Уровень мотивации к изучению дисциплины
Качественный анализ результатов оценивался по следующим трем кри-тее-ям; тесносньзнанин пл зовии-зо, cиeoииoесод%aя раиетт не заибтисхпз математике и интерес к дисциплине.
Дызедзй носазабелн 1зеебоени з езита со глас^чаень^^^ снеди пирвоктрзии кнв (рис. 2) зафиксирован у 7 обучающихся (35%), средний уровень - у 10 обучающихся (50%), низкий уровень - у 3 студентов (15%).
I Высокий уровень I Средний уровень Низкий уровень
Рис. 2. Анааиз показатчля ценности знаний по предмету
Самостоятельная работа на занятиях по математике на высоком уровне проявляется только у 4 обучающихся (20%), средний уровен ьетьмчеев бебднь-ющихся (30% ),назкий уровень - у 10 обучающихся (50%).
Интерес к изучению дисциплины на высоком уровнепроеввлидоь°-чающихся (25%), на среднем - 5 (25%), на низком уровне - 10 школьников (50%).
В ходе эксперимента нами был разработан блок математических задач, ориентированных на практическую деятельность, решение которых осуществлялось как на этапе закрепление нового материала, так и на этапе контроля.
Пр иведем приымыр пмвкзике-илиeняииовоннзlвзaдзн,котеpзle п^доитивоа-ются обучающимся для решения во время изучения разделов.
Так.при изучениираздела «Линейная алзебра»рассматриваетсяблокпр о-изводств внадаепдтанптррющего ^к^па:
1. Производственная компания изготавливает автодорожнь 1й материал тмвдоющап тадпв: «Д 02, 0« еоатадз3™ мараи дедов: С1, С2. ОормьI дкаходн
Го зл
9ырояо2едстаилен21в видвматриды A =
где каждым элементом ма-
трицы ока^Дткмж^т^з^, какадкокидвзивз зырсз (Р1,Д2) руаходавтстматдоидиод-ство едпсмка: пртдцкции(01, 02, D3). а^д^ан выпусдапродукдддпктадерожнбро матери али1 наданматркзд а-ддрокой 3 а (10а801Х), атаимоапн вдддицы капдцдре
Гза ^
вида сыпья-аттртцаНкСзолТдпм В = I 50 I. Вычислить затраты сырья, необхо-
димыедля плановоговыпуска продукции,иобщуюстоимостьсырья [6].
2. Вычислить затраты на перевозку сырья каждым предприятиям по видам транспорта (указанных в табл. 1,2 соответственно), использующих два вида сырья -угольидревесину.
Таблица1
Предприятия Вид сырья
Уголь (C1) Древесина (C2)
D1 10 20
D2 50 0
D3 30 10
Таблица 2
Вид сырья Вид транспорта
автомобильный Железнодорожный Водный
1 3051 5723 8119
2 7120 2672 8119
При изучении раздела «Векторная алгебра» обучающимся предлагается решить практико-ориентированные задачи следующего типа:
Три силы, приложенные в одной точке, выражены в координатах: F (5, 3, -2), L(2, -4, 6), и Z (1, 7, 3). Вычислить, какую работу производит равнодействующая этих сил, когда точка приложения, двигаясь прямолинейно, перемещается из А (4, 4, 6) в В (7, 5, 2) [6].
При изучении раздела «Дифференциальное исчисление» предлагается решить задачи:
1. Завод А отстоит от железной дороги, проходящей через город В, считая по кратчайшему расстоянию, на а км. Под каким углом а к железной дороге надо провести шоссе с завода А, чтобы доставка грузов из А в В была наиболее дешёвой, если стоимость перевозок по шоссе в два раза дороже, чем по железной дороге[6]?
2. Электрическая лампа висит над центром перрона железнодорожного вокзала радиуса г. Вычислить, на какой высоте должна находиться лампа над площадкой, чтобы строительное оборудование, находящееся на краю площадки, было полностью освещено [6]?
3. Предприниматель решил выделить на расширение своего дела 300 тыс. руб. Известно, что если на приобретение нового оборудования затратить х тыс. руб., а на зарплату вновь принятых работников у тыс. руб., то прирост объема продукции составит... Как следует распределить выделенные денежные ресурсы, чтобы прирост объема продукции был максимальным?
При изучении раздела «Неопределенный интеграл» преподаватель совместно с обучающимися решают блок прикладных задач типа:
1. Вычислить закон изменения пути S, если за время ^ равное 2 с., поезд проехал путь S равный 20 м, а скорость пассажирского поезда v задана функцией V = 2г2 м/с.
2. Вычислить наибольшее удаление поезда от начала движения, если скорость пассажирского поезда изменяется по закону V = 7(2 - 3/) м/с.
По итогам исследования нами было проведено контрольное диагностирование обучающихся с целью проанализировать результаты проделанной работы. Анализ результатов показал изменения в мотивации обучающихся. Так, существенная положительная динамика наблюдалась в повышении интереса к изучению дисциплины (рис. 3). На 25% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем интереса к математике по сравнению с начальной диагностикой, на 17% увеличилось количество обучающихся со средним уровнем интереса к изучению математики, и лишь 8% обучающихся остались незаинтересованными предметом.
Отношение к самостоятельной работе на занятиях также изменилось (рис. 4). У обучающихся значительно повысился уровень самоорганизации при
Рис. 3. Анализ изменения уровня интереса к изучению математики
выполнении домашних и расчетно-графических работ. У большинства обучающихся выработались навыки самостоятельной, практической и учебно-познавательной деятельности.
Анализируя показатель ценности знаний.мы наблюдаемнезначительное увеличение - на 9%.
Таксноарнеом.сели икадачз.пнзтмвл енаыеесачалзнпшекоиснсеао-вания, можно считать выполненными, поскольку использование в методической састензоеучания аанраеооанзига аамийоенлекса йеантико-аеизнтдеовайныо
Библиографическийсписок
Рис. 4. Анализ изменения уровня самостоятельной работы в процессе обучения математике
задач повысил мотивационный уровень обучающихся в процессе обучения, появилась готовность к самостоятельной деятельности. Таким образом, практическое использование результатов исследования, а именно - разбираемые математические задачи, ориентированные на практическую деятельность, способствуют развитию у обучающихся ценностного отношения к знаниям, качественному усвоению нового материала. В процессе решения практико-ориен-тированных задач у обучающихся развиваются навыки логического, научного, творческогомышления.
1. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 231 - 232.
2. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Внедрение интерактивных форм при обучении математике в агроуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 147 - 149.
3. МальчуковаН.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92 - 93.
4. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of studentsHumanities and Social Sciences Reviews. 2019; Т. 7, № 4: 899 - 905.
5. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281 - 284.
6. Забавская А.В. Сборник профессионально-ориентированных задач и упражнений по математике (с использованием электронно-образовательных ресурсов): для специальностей 1-70 03 0l Автомобильные дороги, 1-70 03 02 Мосты, транспортные тоннели и метрополитены. Минск: БНТУ, 2019.
7. Бирюкова Н.В. Педагогическая поддержка формирования личностного смысла изучения математики у студентов вуза. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей Всероссийской научной конференции. 2017: 408 - 414.
References
1. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Raznourovnevyj podhod kobucheniyu studentov po matematike v agrarnom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 231 - 232.
2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Vnedrenie interaktivnyh form pri obuchenii matematike v agrouniversitete. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 147 - 149.
3. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.
4. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of students Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; T. 7, № 4: 899 - 905.
5. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry Tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281 - 284.
6. Zabavskaya A.V. Sbornik professional'no-orientirovannyh zadach i uprazhnenij po matematike (s ispol'zovaniem 'elektronno-obrazovatel'nyh resursov): dlya special'nostej 1-70 03 01 Avtomobil'nye dorogi, 1-70 03 02 Mosty, transportnye tonneli i metropoliteny. Minsk: BNTU, 2019.
7. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408 - 414.
Статья поступила в редакцию 30.09.21
УДК 37 (1174)
Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS. The article reveals relevance of a problem associated with the development of creative imagination of instrumentalist-students. The term "imagination" is analyzed, its creative nature in the field of instrumental performance is revealed. The analytical spectrum includes the works of: L.N. Stolovich, N.A. Bernstein, P.V. Simonov, S.L. Rubinstein, A.V. Zaporozhets, P.K. Anokhin, P.l. Zinchenko, B.M. Teplov, G.G. Neuhaus, L.L. Bochkarev, V.l. Petrushin, E.S. Rapatsevich, O.A. Blok, K. Flesch, etc. The following propositions are put forward: the development of creative imagination in classes for teaching instrumentalists remains an urgent problem today; creative imagination is a significant determinant of all types of musical abilities (general, private, special) and at the same time a platform-incentive for the development of creative potential of studying instrumental playing; creative imagination, "ahead of time", brings a student instrumentalist to achieve an ideal model of the embodiment of the performed musical work. Important "outposts" in achieving the goal are: the quality of the most ideal model of the artistic image of the composition; clarity, detail and panoramic vision of the process of embodiment (a holistic solution of technical and artistic-imaginative tasks); the presence in the arsenal of the instrumentalist of creative freedom, culture of sound production, sound science, sound removal, as well as possession of the secrets of intonation, in unity of form and content; clarity of representation of the topography of the instrument; knowledge of its ergonomic properties; in the process of creative formation of instrumentalist performers, auditory-motor representations acquire special importance, largely determining the formation of the necessary psychomotor unity and "the secondary synthesis" of operational-technological and artistic-imaginative principles; sensory and mental imagination as a reflection of creative consciousness and the unconscious in their synergy largely ensure the success of the musical and educational process in instrumentalist classes. Turning off the imagination (either mental or sensory) of the learning instrumentalists from the zone of pedagogical attention can cause the following damage: destroy the motivational environment; slow down the formation of emotional and sensual nature; slow down logical and semantic maturation; delay the emergence of emotional intelligence and "smart" emotions; lower the level of psychological activity, stability, etc. It is indicated that the prospect of further research can be the study of the psychology of perception, memory, interest, taste on the basis of the creative consciousness and the unconscious of the trained instrumentalists.
Key words: creative imagination, performance, learning instrumentalists, development, musical creativity, musical composition, class, performing actions-movements.
О.А. Блок, д-р пед. наук, проф. Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]