Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ'

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
творческое воображение / представление / обучающиеся инструменталисты / развитие / музыкальное творчество / музыкальное произведение / класс / исполнительские действия-движения / creative imagination / performance / learning instrumentalists / development / musical creativity / musical composition / class / performing actions-movements

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Блок

В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием творческого воображения обучающихся инструменталистов. Анализируется термин «воображение», выявляется его творческая природа в области инструментального исполнительства. В аналитический спектр включаются труды Л.Н. Столовича, Н.А. Бернштейна, П.В. Симонова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.К. Анохина, П.И. Зинченко, Б.М. Теплова, Г.Г. Нейгауза, Л.Л. Бочкарева, В.И. Петрушина, Е.С. Рапацевича, О.А. Блока, К. Флеша и др. Выдвигаются следующие положения: развитие творческого воображения в классах обучающихся инструменталистов сегодня остается актуальной проблемой; творческое воображение представляет собой значимую детерминанту всех типов музыкальных способностей (общих, частных, специальных) и одновременно платформу-стимул для развития творческого потенциала обучающихся инструменталистов; творческое воображение, «опережая время», приближает обучающегося инструменталиста к достижению идеальной модели воплощения исполняемого музыкального произведения. Важными «форпостами» в достижении цели выступают: качество самой идеальной модели художественного образа сочинения; ясность, детализация и панорамность видения процесса воплощения (целостное решение технических и художественно-образных задач); наличие в арсенале инструменталиста творческой свободы, культуры звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука, а также владение секретами интонации, в единстве формы и содержания; четкость представления топографии инструмента; знание его эргономических свойств; в процессе творческого становления исполнителей-инструменталистов особую важность приобретают слухо-двигательные представления, во многом определяющие формирование необходимого психомоторного единства и «вторичный синтез» операционально-технологического и художественно-образного начал; чувственное и мысленное воображение как отражение творческого сознания и бессознательного в своей синергичности во многом обеспечивают успешность музыкально-образовательного процесса в классах инструменталистов. Выключение из зоны педагогического внимания воображения (либо мысленного, либо чувственного) обучающихся инструменталистов может нанести им следующий урон: разрушить мотивационную среду; замедлить формирование эмоционально-чувственной природы; затормозить логико-смысловое созревание; отсрочить появление эмоционального интеллекта и «умных» эмоций; понизить уровень психологической активности, стабильности и др. Указывается, что перспективу дальнейших исследований может составлять изучение психологии восприятия, памяти, интереса, вкуса на базе творческого сознания и бессознательного обучающихся инструменталистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS

The article reveals relevance of a problem associated with the development of creative imagination of instrumentalist-students. The term “imagination” is analyzed, its creative nature in the field of instrumental performance is revealed. The analytical spectrum includes the works of: L.N. Stolovich, N.A. Bernstein, P.V. Simonov, S.L. Rubinstein, A.V. Zaporozhets, P.K. Anokhin, P.I. Zinchenko, B.M. Teplov, G.G. Neuhaus, L.L. Bochkarev, V.I. Petrushin, E.S. Rapatsevich, O.A. Blok, K. Flesch, etc. The following propositions are put forward: the development of creative imagination in classes for teaching instrumentalists remains an urgent problem today; creative imagination is a significant determinant of all types of musical abilities (general, private, special) and at the same time a platform-incentive for the development of creative potential of studying instrumental playing; creative imagination, “ahead of time”, brings a student instrumentalist to achieve an ideal model of the embodiment of the performed musical work. Important “outposts” in achieving the goal are: the quality of the most ideal model of the artistic image of the composition; clarity, detail and panoramic vision of the process of embodiment (a holistic solution of technical and artistic-imaginative tasks); the presence in the arsenal of the instrumentalist of creative freedom, culture of sound production, sound science, sound removal, as well as possession of the secrets of intonation, in unity of form and content; clarity of representation of the topography of the instrument; knowledge of its ergonomic properties; in the process of creative formation of instrumentalist performers, auditory-motor representations acquire special importance, largely determining the formation of the necessary psychomotor unity and “the secondary synthesis” of operational-technological and artistic-imaginative principles; sensory and mental imagination as a reflection of creative consciousness and the unconscious in their synergy largely ensure the success of the musical and educational process in instrumentalist classes. Turning off the imagination (either mental or sensory) of the learning instrumentalists from the zone of pedagogical attention can cause the following damage: destroy the motivational environment; slow down the formation of emotional and sensual nature; slow down logical and semantic maturation; delay the emergence of emotional intelligence and “smart” emotions; lower the level of psychological activity, stability, etc. It is indicated that the prospect of further research can be the study of the psychology of perception, memory, interest, taste on the basis of the creative consciousness and the unconscious of the trained instrumentalists.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ»

Рис. 3. Анализ изменения уровня интереса к изучению математики

выполнении домашних и расчетно-графических работ. У большинства обучающихся выработались навыки самостоятельной, практической и учебно-познавательной деятельности.

Анализируя показатель ценности знаний.мы наблюдаемнезначительное увеличение - на 9%.

Таксноарнеом.сели итадачз.пнзтмвл енаыеесачалзнпшекоиснсеао-вания, можно считать выполненными, поскольку использование в методической састензоеучания аанраеооанзига аамикоетлеу пеантико-ееизнтдеовайных

Библиографическийсписок

Рис. 4. Анализ изменения уровня самостоятельной работы в процессе обучения математике

задач повысил мотивационный уровень обучающихся в процессе обучения, появилась готовность к самостоятельной деятельности. Таким образом, практическое использование результатов исследования, а именно - разбираемые математические задачи, ориентированные на практическую деятельность, способствуют развитию у обучающихся ценностного отношения к знаниям, качественному усвоению нового материала. В процессе решения практико-ориен-тированных задач у обучающихся развиваются навыки логического, научного, творческогомышления.

1. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Разноуровневый подход к обучению студентов по математике в аграрном вузе. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 231 - 232.

2. Виноградова М.В., Якобюк Л.И. Внедрение интерактивных форм при обучении математике в агроуниверситете. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 147 - 149.

3. МальчуковаН.Н. Воспитание как основной вид деятельности куратора. Вестник Государственного аграрного университета Северного Зауралья. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

4. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of studentsHumanities and Social Sciences Reviews. 2019; Т. 7, № 4: 899 - 905.

5. Куликова С.В. Повышение мотивации к обучению у студентов первого курса. Современные направления развития науки в животноводстве и ветеринарной медицине: материалы международной научно-практической конференции посвященной 60-летию кафедры Технологии производства и переработки продуктов животноводства и 55-летию кафедры иностранных языков. 2019: 281 - 284.

6. Забавская А.В. Сборник профессионально-ориентированных задач и упражнений по математике (с использованием электронно-образовательных ресурсов): для специальностей 1-70 03 0l Автомобильные дороги, 1-70 03 02 Мосты, транспортные тоннели и метрополитены. Минск: БНТУ, 2019.

7. Бирюкова Н.В. Педагогическая поддержка формирования личностного смысла изучения математики у студентов вуза. Интеграция науки и практики для развития Агропромышленного комплекса: сборник статей Всероссийской научной конференции. 2017: 408 - 414.

References

1. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Raznourovnevyj podhod kobucheniyu studentov po matematike v agrarnom vuze. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 231 - 232.

2. Vinogradova M.V., Yakobyuk L.I. Vnedrenie interaktivnyh form pri obuchenii matematike v agrouniversitete. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 147 - 149.

3. Mal'chukova N.N. Vospitanie kak osnovnoj vid deyatel'nosti kuratora. Vestnik Gosudarstvennogo agrarnogo universiteta Severnogo Zaural'ya. 2014; № 1 (24): 92 - 93.

4. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of students Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; T. 7, № 4: 899 - 905.

5. Kulikova S.V. Povyshenie motivacii k obucheniyu u studentov pervogo kursa. Sovremennye napravleniya razvitiya nauki v zhivotnovodstve i veterinarnoj medicine: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii posvyaschennoj 60-letiyu kafedry Tehnologii proizvodstva i pererabotki produktov zhivotnovodstva i 55-letiyu kafedry inostrannyh yazykov. 2019: 281 - 284.

6. Zabavskaya A.V. Sbornik professional'no-orientirovannyh zadach i uprazhnenij po matematike (s ispol'zovaniem 'elektronno-obrazovatel'nyh resursov): dlya special'nostej 1-70 03 01 Avtomobil'nye dorogi, 1-70 03 02 Mosty, transportnye tonneli i metropoliteny. Minsk: BNTU, 2019.

7. Biryukova N.V. Pedagogicheskaya podderzhka formirovaniya lichnostnogo smysla izucheniya matematiki u studentov vuza. Integraciya nauki i praktiki dlya razvitiya Agropromyshlennogo kompleksa: sbornik statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii. 2017: 408 - 414.

Статья поступила в редакцию 30.09.21

УДК 37 (1174)

Blok O.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Moscow State Institute of Culture (Khimki, Russia), E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

THE DEVELOPMENT OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS MUSICIANS-INSTRUMENTALISTS. The article reveals relevance of a problem associated with the development of creative imagination of instrumentalist-students. The term "imagination" is analyzed, its creative nature in the field of instrumental performance is revealed. The analytical spectrum includes the works of: L.N. Stolovich, N.A. Bernstein, P.V. Simonov, S.L. Rubinstein, A.V. Zaporozhets, P.K. Anokhin, P.I. Zinchenko, B.M. Teplov, G.G. Neuhaus, L.L. Bochkarev, V.I. Petrushin, E.S. Rapatsevich, O.A. Blok, K. Flesch, etc. The following propositions are put forward: the development of creative imagination in classes for teaching instrumentalists remains an urgent problem today; creative imagination is a significant determinant of all types of musical abilities (general, private, special) and at the same time a platform-incentive for the development of creative potential of studying instrumental playing; creative imagination, "ahead of time", brings a student instrumentalist to achieve an ideal model of the embodiment of the performed musical work. Important "outposts" in achieving the goal are: the quality of the most ideal model of the artistic image of the composition; clarity, detail and panoramic vision of the process of embodiment (a holistic solution of technical and artistic-imaginative tasks); the presence in the arsenal of the instrumentalist of creative freedom, culture of sound production, sound science, sound removal, as well as possession of the secrets of intonation, in unity of form and content; clarity of representation of the topography of the instrument; knowledge of its ergonomic properties; in the process of creative formation of instrumentalist performers, auditory-motor representations acquire special importance, largely determining the formation of the necessary psychomotor unity and "the secondary synthesis" of operational-technological and artistic-imaginative principles; sensory and mental imagination as a reflection of creative consciousness and the unconscious in their synergy largely ensure the success of the musical and educational process in instrumentalist classes. Turning off the imagination (either mental or sensory) of the learning instrumentalists from the zone of pedagogical attention can cause the following damage: destroy the motivational environment; slow down the formation of emotional and sensual nature; slow down logical and semantic maturation; delay the emergence of emotional intelligence and "smart" emotions; lower the level of psychological activity, stability, etc. It is indicated that the prospect of further research can be the study of the psychology of perception, memory, interest, taste on the basis of the creative consciousness and the unconscious of the trained instrumentalists.

Key words: creative imagination, performance, learning instrumentalists, development, musical creativity, musical composition, class, performing actions-movements.

О.А. Блок, д-р пед. наук, проф. Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: o.blokh2011@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУЗЫКАНТОВ-ИНСТРУМЕНТАЛИСТОВ

В статье раскрывается актуальность проблемы, связанной с развитием творческого воображения обучающихся инструменталистов. Анализируется термин «воображение», выявляется его творческая природа в области инструментального исполнительства. В аналитический спектр включаются труды Л.Н. Столовича, Н.А. Бернштейна, П.В. Симонова, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожца, П.К. Анохина, П.И. Зинченко, Б.М. Теплова, ГТ Нейгауза, Л.Л. Боч-карева, В.И. Петрушина, Е.С. Рапацевича, О.А. Блока, К. Флеша и др. Выдвигаются следующие положения: развитие творческого воображения в классах обучающихся инструменталистов сегодня остается актуальной проблемой; творческое воображение представляет собой значимую детерминанту всех типов музыкальных способностей (общих, частных, специальных) и одновременно платформу-стимул для развития творческого потенциала обучающихся инструменталистов; творческое воображение, «опережая время», приближает обучающегося инструменталиста к достижению идеальной модели воплощения исполняемого музыкального произведения. Важными «форпостами» в достижении цели выступают: качество самой идеальной модели художественного образа сочинения; ясность, детализация и панорамность видения процесса воплощения (целостное решение технических и художественно-образных задач); наличие в арсенале инструменталиста творческой свободы, культуры звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука, а также владение секретами интонации, в единстве формы и содержания; четкость представления топографии инструмента; знание его эргономических свойств; в процессе творческого становления исполнителей-инструменталистов особую важность приобретают слухо-двигательные представления, во многом определяющие формирование необходимого психомоторного единства и «вторичный синтез» операционально-технологического и художественно-образного начал; чувственное и мысленное воображение как отражение творческого сознания и бессознательного в своей синергичности во многом обеспечивают успешность музыкально-образовательного процесса в классах инструменталистов. Выключение из зоны педагогического внимания воображения (либо мысленного, либо чувственного) обучающихся инструменталистов может нанести им следующий урон: разрушить мотивационную среду; замедлить формирование эмоционально-чувственной природы; затормозить логико-смысловое созревание; отсрочить появление эмоционального интеллекта и «умных» эмоций; понизить уровень психологической активности, стабильности и др. Указывается, что перспективу дальнейших исследований может составлять изучение психологии восприятия, памяти, интереса, вкуса на базе творческого сознания и бессознательного обучающихся инструменталистов.

Ключевые слова: творческое воображение, представление, обучающиеся инструменталисты, развитие, музыкальное творчество, музыкальное произведение, класс, исполнительские действия-движения.

Современная педагогика музыкально-инструментального исполнительства, как правило, во главу угла ставит развитие общих, частных и специальных музыкальных способностей. В этот основной перечень часто не попадает воображение. Оно оказывается второстепенным звеном, чем-то дополнительным. Так ли это на самом деле? Почему воображение обучающихся музыкантов «произрастает» на обочине их творческой жизни? В чем состоит пагубность подобной художественно-педагогической позиции? Каким образом можно исправить сложившуюся ситуацию в музыкально-образовательных учреждениях, классах инструменталистов?

Ответы на вышеизложенные вопросы кроются в самом феномене «воображение», «творческое воображение», а также предполагают изучение процесса развития творческого воображения обучающихся инструменталистов с точки зрения повышения качества музыкально-образовательного процесса. В этой связи становится актуальным осмысление значимости развития творческого воображения обучающихся музыкантов в классах инструменталистов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование развития творческого воображения обучающихся музыкантов-инструменталистов. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач исследования:

1. Осмысление понятийного уровня феномена «творческое воображение обучающихся инструменталистов».

2. Поиск путей оптимизации развития творческого воображения в классах инструменталистов.

3. Выявление специфики развития творческого воображения обучающихся инструменталистов.

«Воображение (фантазия) - психический процесс создания новых образов предмета, ситуации, обстоятельств путем перестройки имеющихся у человека представлений. Воображение - это универсальная человеческая способность к построению новых целостных образов действительности посредством переработки содержания сложившегося практического, чувственного, интеллектуального и эмоционально-смыслового опыта. Воображение детерминирует протекание конкретных познавательных, эмоциональных и др. процессов, конституируя их творческую природу, связанную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвосхищением результатов соответствующих действий и построением общих схем последних. Это находит свое проявление в феноменах «эмоционального предвосхищения» (А.В. Запорожец), «продуктивного восприятия» (П.И. Зинченко), «в функциогенезе некоторых форм двигательной активности (Н.А. Бернштейн), «в акцепторе результатов действия и «опережающем отражении» (П.К. Анохин)» [1, с. 76].

При начальном рассмотрении анализируемого понятия выясняется, что оно теснейшим образом связано с основными музыкальными способностями (слухом, чувством ритма, памятью), является для них активной детерминантой. Слуховые представления как отражение опыта восприятия и одновременно «кирпичики» нового строящегося «здания» (будущего музыкального произведения) в полной мере могут олицетворять творческое воображение (его эмоционально-чувственную и логико-конструктивную стороны). Музыкальные звуки в портале творческого воображения «пластичны», вариативны, «избирательны», получают необходимую «изобразительность». Об этом в свое время писал С.Л. Рубинштейн: «Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно,

должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания» [2, с. 301].

Музыкально-слуховые представления могут служить связующим звеном между неизвестным и искомым, несовершенной реалией и идеальной моделью воплощения художественного образа. Так становится понятной не только связь музыкального воображения и слуха, но и общность их «генетического кода», родство данных субстанций. «Тонкий», развитый слух рождает искомое воображение, а процесс построения воображаемого «оттачивает» слуховые представления, делая их более совершенными. Можно сказать, что внутренний слух «открывает врата» творческому воображению, а оно «разукрашивает» его, превращает слух в «утонченную материю», позволяет продвигаться исполнителю к свету мечты, одетой в художественно-образную палитру. Б.М. Теплов указывал на то, что «появление музыкальных представлений сильнейшим образом облегчается, когда они имеют непосредственную опору в восприятиях. Музыкальные слуховые представления возникают и развиваются не сами собой, а лишь в процессе такой деятельности, которая с необходимостью требует этих представлений. Например, система Мартинсена в части, касающейся воспитания слуха, заслуживает внимания как система воспитания тембрового слуха инструменталиста. Но эту задачу можно ставить лишь тогда, когда уже имеется обычный музыкальный звуковысотный слух. Тембровые представления можно развивать только при наличии достаточно крепких звуковысотных представлений» [3, с. 296 - 297].

Следует заметить, что вне ритма не существует любая живая субстанция. Ритм во многом «пульс» жизни. Поэтому, представляя (воображая) жизнь в конкретных художественных (музыкальных) образах, мы можем обеспечить «тренинг» метроритмического, темпо-ритмического чувства. Действительно, ритм - основа музыки, музыкального движения. Он являет собой ту субстанцию, в которой происходит как детально-потактовое, поэтапное, так и целостное развитие художественно-образного содержания исполняемого музыкального произведения.

Актуализация опыта восприятия, которая сопровождает акт творческого воображения, невозможна без активизации музыкальной памяти. Отделы как долгосрочной, так и оперативной памяти могут представлять своеобразную кладовую для творческого воображения, снабжать его необходимым материалом, питать средой, определяющей проекцию будущего исполнения музыкального произведения.

Становится понятным, что игнорирование творческого воображения обучающихся музыкантов-инструменталистов может повлечь за собой ряд негативных моментов, связанных с развитием музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти. Вместе с тем «изоляция» творческого воображения обучающихся инструменталистов сулит разрушением их исполнительского аппарата, музыкально-образовательного процесса в целом. В чем тут дело?

Речь идет, прежде всего, о формировании мотивационной готовности обучающихся инструменталистов. Этот процесс следует рассматривать не как одномоментный период, доинструментальный, подготовительный этап, а как перманентную подготовку, определяющую перспективность обучения любого уровня (начального, среднего, вузовского, послевузовского). Действительно, воображение - это своеобразное забегание вперед, «опережающее отражение» (П.К. Анохин), «эмоциональное предвосхищение» (А.В. Запорожец). Оно, «опережая время», приближает инструменталиста к достижению идеальной модели

воплощения исполняемого музыкального произведения. Здесь важными «форпостами» выступают:

• качество самой идеальной модели художественного образа сочинения;

• ясность, детализация и целостность видения процесса воплощения (решение технических и художественно-творческих задач);

• наличие в арсенале инструменталиста творческой свободы, культуры звукоизвлечения, звуковедения, снятия звука, а также владение секретами интонации в единстве формы и содержания;

• четкость представления топографии инструмента;

• знание эргономических свойств инструмента.

Некоторые исследователи обращают внимание лишь на значимость развития творческого воображения на подготовительном, донотном, доинструменталь-ном этапах. Так ли это на самом деле? В.И. Петрушин высказывал мысль о том, что «в настоящее время в теории и практике музыкального обучения много говорится о необходимости «доинструментального» периода, содержанием которого является накопление учащимися того минимума художественных впечатлений, без которых невозможно вхождение в мир музыки. Задачей подготовительного периода следует считать целенаправленное развитие не только музыкального слуха, но и всех видов творческого воображения, включающего в себя музыкально-слуховые представления, и двигательные, и зрительные» [4, с. 220 - 221]. В свою очередь, многие исследователи творчества ставят воображение на самый верх пьедестала. Так, Л.Н. Столович подчеркивал: «В процессе творчества обнаруживаются, проявляются и развиваются высшие духовные способности человеческой личности - разум и воображение, эмоции и воля» [5, с. 64]. Г Г Ней-гауз писал о том, что «мы играем в лучшем случае так, как представляем, а чаще значительно хуже» [6, с. 47]. «Музыкальное творчество во многом представляет нахождение (поиск и результат) новой идеи, оригинального замысла в области музыкального искусства, связанных с моделированием, рождением, воспроизведением и восприятием художественного образа, основное содержание которого определяет человек с помощью освоения природы звука. Музыкальное творчество - это новая мысль, одетая в звуковую палитру воображения, реального воплощения» [7, с. 232].

Таким образом, можно заключить, что развитие творческого воображения исполнителей-инструменталистов представляет перманентную задачу, решение которой заключает в себе непреходящую ценность на всех этапах обучения, уровнях образования и совершенствования их личности.

Мысленное воображение (череда предполагаемых «событий», действий-движений, намеченный путь к цели) и чувственное воображение (погружение во внутренние состояния) в своей целостности позволяют «прорисовывать» в сознании и бессознательном исполнителя-инструменталиста полную картину художественно-образного содержания. Недооценка одного из слагаемых может привести к пагубным последствиям в музыкально-инструментальном исполнительстве. Неслучайно П.В. Симонов подчеркивал: «Процесс рождения нового освобожден эволюцией от контроля сознания, за которым сохраняется функция отбора. Сознание и подсознание связаны в структуре человеческой психики си-нергично - по принципу дополнительности» [8, с. 527]. Выключение из зоны педагогического внимания процесса развития воображения обучающихся инструменталистов (либо мысленного, либо чувственного) может нанести им следующий урон:

• разрушить мотивационную среду;

• замедлить формирование эмоционально-чувственной природы;

• затормозить логико-смысловое созревание;

• отсрочить появление эмоционального интеллекта и «умных» эмоций;

• понизить уровень психологической активности, стабильности и др.

Л.Л. Бочкарев отмечал: «Поймать» образ, рождающийся в процессе живого интонирования, богатого «случайными» находками, исполнителю помогает переживание музыки, ее анализ через синтез. Благодаря подобному механизму первичная эмоциональная гипотеза не только глубоко осмысливается, анализируется на этапе реализации, но и обогащается всесторонними связями и отношениями с «технической звуковой плотью» (вторичный синтез), что ведет к более глубокому постижению прообраза, который открывается перед исполнителем в многообразии новых сторон.

В процессе поиска звукового воплощения адекватного музыкально-слуховым представлениям рождаются новые эмоциональные гипотезы, проверяемые на практике, новые образы, которые утверждаются или отвергаются исполнителем» [9, с. 234].

Подобной позиции придерживался О.Ф. Шульпяков. Он не раз обращал внимание на необходимость психомоторного единства в инструментальном исполнительстве, говорил о значимости слухо-двигательного, сенсорно-тактильного начал, органично вплетенных в процесс мысленно-чувственного представления, реального звукового воплощения, воссоздания музыкальных традиций и рождения новаций, эксклюзивного, особенного. В частности, О.Ф. Шульпяков подчеркивал: «Наиболее капитальной особенностью интерпретаторского мышления является то, что исполнитель мыслит через технику. Вовлекает физические действия в интеллектуальный процесс и опирается в нем на психомоторное единство» [10, с. 34]. Добиться подобного единства невозможно без четкого, ясного представления исполнительских действий-движений (их очередности, характера, степени активности, ощущаемости /чувствительности, тактильности). Другими

важными элементами любого исполнительского движения являются наличие свободы действия и его управляемости. Еще Н.А. Бернштейн замечал: «Выработка любого двигательного навыка, в том числе художественного мастерства, -есть не что иное, как отработка управляемости по этому навыку» [11]. Управляемость, целенаправленность, целесообразность действий-движений могут привести исполнителя к искомому художественному результату [12]. К. Флеш высказывался о том, что «музыкант должен знать, что искомая звуковая цель может быть достигнута как целенаправленными, так и целесообразными движениями» [13, с. 211]. Рациональность, скоординированность, независимость оных способны «лить воду на мельницу» художественной выразительности, позволяют совершенствовать прообразы осваиваемого музыкального произведения. При этом не последнюю роль играют эмоциональный интеллект и «умные» эмоции [14].

Техническая свобода, появляющаяся на базе психомоторного единства, дает возможность исполнителю-инструменталисту приблизиться к творческой свободе, которая олицетворяет «вторичный синтез», органичность, единство технического и художественно-творческого начал.

К подобному результату исполнителя-инструменталиста приводит систематичная, последовательная, скрупулезная, детально-потактовая и целостно-панорамная работа творческого воображения, которая активизирует операционально-технологический и художественно-образный потенциал. Такая деятельность воображения не должна иметь перегибы как в сторону эмоционально-чувственную, так и логико-конструктивную. Другими словами, мысленное воображение не должно доминировать над чувственным, а последнее «не вправе уничижать» логико-смысловое представление. В данном случае единство, сочетание различного (мысли и чувства; мысленного и чувственного воображения) позволяют исполнителю-инструменталисту обрести соответствующую гармонию, так необходимую для продуктивного воплощения идеи и замысла музыкального произведения.

При этом неважно, исполняем мы романтическую пьесу или сочинение строгого стиля барочной эпохи. Гармония мысли и чувства все равно остается незыблемым ценностным мерилом. Разница состоит лишь в том, что каждое музыкальное направление (течение) заключает в себе необходимую специфическую совокупность выразительных средств, выпестованных временем как историко-культурной категорией.

На основе изложенного выше можно заключить:

1. Развитие творческого воображения в классах музыкантов-инструменталистов сегодня остается актуальной проблемой; основная цель исследования достигнута, соответствующие задачи решены.

2. Творческое воображение представляет собой значимую детерминанту всех типов музыкальных способностей (общих, частных, специальных) и одновременно платформу-стимул для развития творческого потенциала обучающихся инструменталистов.

3. Процесс развития творческого воображения инструменталистов не привязан к отдельно взятому периоду обучения (донотному, доинструментальному, начальному и т.д.), а являет собой перманентную составляющую всей музыкально-образовательной подготовки - от начального этапа до послевузовского.

4. Творческое воображение, «опережая время», приближает обучающегося инструменталиста к достижению идеальной модели воплощения исполняемого музыкального произведения. При этом важными «форпостами» в достижении цели выступают следующее: качество самой идеальной модели художественного образа сочинения; ясность, детализация и панорамность видения процесса воплощения (целостное решение технических и художественно-образных задач); наличие в арсенале инструменталиста творческой свободы, культуры звукоиз-влечения, звуковедения, снятия звука, а также владение секретами интонации, в единстве формы и содержания; четкость представления топографии инструмента; знание его эргономических свойств.

5. В процессе творческого становления исполнителей-инструменталистов особую важность приобретают слухо-двигательные представления, во многом определяющие формирование необходимого психомоторного единства и «вторичный синтез» операционально-технологического и художественно-образного начала.

6. Чувственное и мысленное воображение как отражение творческого сознания и бессознательного в своей синергичности во многом обеспечивают успешность музыкально-образовательного процесса в классах инструменталистов. Выключение из зоны педагогического внимания процесса развития воображения (либо мысленного, либо чувственного) обучающихся инструменталистов может нанести им следующий урон: разрушить мотивационную среду; замедлить формирование эмоционально-чувственной природы; затормозить логико-смысловое созревание; отсрочить появление эмоционального интеллекта и «умных» эмоций; понизить уровень психологической активности, стабильности и др.

7. Развитие воображения обучающихся инструменталистов - не только «мостик» между незнанием и знанием, реальностью и будущим, вымыслом и настоящим, прообразом и искомым художественным результатом, но и своеобразный портал, открывающий путь к творчеству, базирующемуся на единстве руки, ума и сердца.

Научная новизна исследования заключается в применении методологического подхода с аксиологической доминантой, позволяющего изучать процессы развития творческого воображения в классах инструменталистов через призму

психомоторного единства и синергичности чувственной и мыслительной сторон анализируемого феномена.

Теоретическая значимость исследования: классифицирован факторный ряд, обеспечивающий продуктивность и эффективность развития творческого воображения обучающихся инструменталистов. Выявлены негативные моменты, влияющие на развитие изучаемого феномена. Получила обоснование де-терминантность чувственной и мыслительной сторон творческого воображения, которая представляет катализатор совершенствования творческого потенциала обучающихся музыкантов-инструменталистов.

Практическая значимость исследования: полученные выводы и рекомендации могут быть использованы в классах инструменталистов различных

Библиографический список

специализаций (например, струнно-смычковые, струнно-щипковые, деревянные, медные духовые инструменты, класс фортепиано), уровней (начальный, средний, высший, послевузовский), направлений (педагогическое, концертно-испол-нительское).

Перспективу дальнейших исследований по избранной проблематике может составлять изучение психологии восприятия, памяти, интереса, вкуса на базе творческого сознания и бессознательного. Малоизученными остаются вопросы диагностики творческого потенциала обучающихся в классах инструменталистов, что в достаточной мере актуализируется в русле реформирования и модернизации отечественной системы музыкального образования.

1. Рапацевич Е.С. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово, 2006.

2. Рубинштейн С.Л. Воображение и творчество. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2017; Глава 9: 301 - 304.

3. Теплов Б.М. Музыкальные слуховые представления. Психология музыки и музыкальных способностей. Минск: Харвест, 2005: 247 - 305.

4. Петрушин В.И. Развитие музыкального воображения. Музыкальная психология. Москва: Академический Проект; Трикста, 2008: 220 - 226.

5. Столович Л.Н. Жизнь - творчество - человек. Москва: Политиздат, 1985.

6. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Москва: Музыка, 1988.

7. Блох О.А. Музыкальное творчество как объект теоретического анализа. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

8. Симонов П.В. Категории сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С. Станиславского. Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования. Тбилиси: Знание, 1978; Т. 2: 482 - 536.

9. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2006.

10. Шульпяков О.Ф. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

11. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. Москва: Наука, 1990.

12. Блок О.А. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. Искусство и образование. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

13. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Москва: Классика-XXI, 2007.

14. Блок О.А. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. Гуманитарное пространство. Международный альманах, 2020; Т. 9. № 3: 265 - 272.

References

1. Rapacevich E.S. Psihologo-pedagogicheskij slovar'. Minsk: Sovremennoe slovo, 2006.

2. Rubinshtejn S.L. Voobrazhenie i tvorchestvo. Osnovy obschej psihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2017; Glava 9: 301 - 304.

3. Teplov B.M. Muzykal'nye sluhovye predstavleniya. Psihologiya muzyki imuzykal'nyh sposobnostej. Minsk: Harvest, 2005: 247 - 305.

4. Petrushin V.I. Razvitie muzykal'nogo voobrazheniya. Muzykal'naya psihologiya. Moskva: Akademicheskij Proekt; Triksta, 2008: 220 - 226.

5. Stolovich L.N. Zhizn'- tvorchestvo - chelovek. Moskva: Politizdat, 1985.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nejgauz G.G. Ob iskusstve fortepiannojigry: Zapiskipedagoga. Moskva: Muzyka, 1988.

7. Bloh O.A. Muzykal'noe tvorchestvo kak ob'ekt teoreticheskogo analiza. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2015; № 6 (68): 230 - 238.

8. Simonov P.V. Kategorii soznaniya, podsoznaniya i sverhsoznaniya v tvorcheskoj sisteme K.S. Stanislavskogo. Bessoznatel'noe. Priroda. Funkcii. Metody issledovaniya. Tbilisi: Znanie, 1978; T. 2: 482 - 536.

9. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'nojdeyatel'nosti. Moskva: Klassika-XXI, 2006.

10. Shul'pyakov O.F. Rabota nad hudozhestvennym proizvedeniem i formirovanie muzykal'nogo myshleniya ispolnitelya. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

11. Bernshtejn N.A. Fiziologiya dvizhenij i aktivnost'. Moskva: Nauka, 1990.

12. Blok O.A. Model' muzykal'no-ispolnitel'skih dejstvij-dvizhenij instrumentalistov kak produkt nauchnogo poiska. Iskusstvo i obrazovanie. 2018; № 6 (116): 102 - 111.

13. Flesh K. Iskusstvo skripichnojigry. Moskva: Klassika-XXI, 2007.

14. Blok O.A. 'Emocional'nyj intellekt i «umnye 'emocii» v muzykal'no-tvorcheskom razvitii obuchayuschihsya instrumentalistov. Gumanitarnoe prostranstvo. Mezhdunarodnyj al'manah, 2020; T. 9. № 3: 265 - 272.

Статья поступила в редакцию 05.10.21

УДК 378

Demchuk A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Professional and Additional Education Pedagogy Department, Surgut State University

(Surgut, Russia), E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

Varlakova Yu.R, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Professional and Additional Education Pedagogy Department, Surgut State University

(Surgut, Russia), E-mail: varlakova07@mail.ru

TRAINING AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF MODERN TECHNOLOGY TEACHERS IN YUGRA, KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS. The article highlights development of modern technological education in Yugra, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. The authors share their experience in training and methodological support of technology teachers in line with new requirements and standards, as well as the results of their research on monitoring the professional competence of technology teachers. The peculiarity of the implemented measures is their continuity at three levels and the successful integration of technological and additional education in order to enrich educational activities, increase the effectiveness of the educational process taking into account modern socio-cultural requirements, develop and determine the effectiveness of models of individual trajectories of students' development. The directions of the work being carried out create conditions for the gradual development of technological education and cover all categories of students: schoolchildren, students and active teachers.

Key words: technological education, integration of additional and technological education, technology teacher, concept of technological education development, continuity, transformation of education, digital literacy, methodological support of technology teachers, Khanty-Mansia, Yugra.

А.В. Демчук, канд. пед. наук, доц., зав. каф. педагогики профессионального и дополнительного образования БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский

государственный университет», г. Сургут, E-mail: dem_anastasiya82@mail.ru

Ю.Р. Варлакоеа, канд. пед. наук, доц., БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», г. Сургут, E-mail: varlakova07@mail.ru

ПОДГОТОВКА И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

Статья посвящена вопросам развития современного технологического образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Авторы делятся опытом подготовки и методического сопровождения учителей технологии в русле новых требований и стандартов, а также результатами проведенного ими исследования по мониторингу профессиональной компетентности учителей технологии. Особенностью реализуемых мероприятий выступает их преем-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.