Научная статья на тему 'Формирование гибких навыков как критерий подготовки студентов, обучающихся на инженерных направлениях'

Формирование гибких навыков как критерий подготовки студентов, обучающихся на инженерных направлениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гибкие навыки / профессионализм / методы обучения / критическое мышление / кластер / общеинтеллектуальное развитие / технологии обучения / высококвалифицированный специалист / универсальные компетенции / современное образование / flexible skills / professionalism / teaching methods / critical thinking / cluster / general intellectual development / training technologies / highly qualified specialist / universal competencies / modern education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. В. Виноградова

На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, возрастает потребность специалистов нового поколения, которые обладали бы всеми современными профессиональными, практическими навыками работы по специальности, были готовы к мобильности и постоянному профессиональному и карьерному росту. Одним словом, современный высококвалифицированный специалист должен владеть гибкими навыками, которые позволят лучше сориентироваться в мировых трансформациях и в своей профессии. Современное вузовское образование должно быть направлено на развитие у студентов универсальных компетенций. Сложенная вековая педагогическая система должна эволюционировать. Сегодня современные образовательные технологии требуют от обучающихся не заучивание нового материала, а развитие у них навыков различной направленности – от вполне понятного в данной ситуации планирования до умения убеждать, обосновывать свои решения. В высшем учебном заведении на инженерных направлениях особое внимание уделяется высшей математике. Данная дисциплина является особым образовательным предметом, который служит фундаментом для изучения других общеинженерных и специальных дисциплин. В данной статье представлен комплекс гибких навыков, рассмотрено, каким образом можно их развивать на занятиях по математике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS AS A CRITERION FOR PREPARING STUDENTS STUDYING IN ENGINEERING FIELDS

Today, around the world, including Russia, the need for new generation of specialists is growing, who would have all the modern professional, practical skills to work in the specialty, be ready for mobility and constant professional career growth. A modern highly qualified specialist must possess flexible skills that allow to better navigate the global transformations, and with which he can freely navigate his profession. Modern university education should be aimed at developing students’ universal competencies. A centuries-old pedagogical system must evolve. Today, modern educational technologies do not require students to memorize new material, but to develop their skills in various fields – from planning that is understandable in this situation, to the ability to convince the validity of their decision. In a higher education institution in engineering, special attention is paid to higher mathematics. This discipline is a special educational discipline, which serves as the foundation for the study of other general engineering and special disciplines. In the article the researcher analyzes a set of flexible skills and considers how they can be developed in mathematics classes.

Текст научной работы на тему «Формирование гибких навыков как критерий подготовки студентов, обучающихся на инженерных направлениях»

Библиографический список

1. Секрет танца. Составитель Т.К. Васильева. Санкт-Петербург: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1997.

2. Современный бальный танец. Под редакцией В. Стриганова и В. Уральской. Москва: Просвещение, 1978.

3. Бахрушин Ю.А. История русского балета: учебное пособие. Москва: Просвещение, 1977.

4. Роман с танцем. Составитель М.Ю. Ерёмина. Санкт-Петербург: ООО ТФ «Созвездие» 1998.

5. Советский балет. Научно-теоретический и критико-публицистический иллюстрированный журнал министерства культуры СССР 1982; № 1. References

1. Sekret tanca. Sostavitel' T.K. Vasil'eva. Sankt-Peterburg: TOO «Diamant», OOO «Zolotoj vek», 1997.

2. Sovremennyj bal'nyj tanec. Pod redakciej V. Striganova i V. Ural'skoj. Moskva: Prosveschenie, 1978.

3. Bahrushin Yu.A. Istoriya russkogo baleta: uchebnoe posobie. Moskva: Prosveschenie, 1977.

4. Roman s tancem. Sostavitel' M.Yu. Eremina. Sankt-Peterburg: OOO TF «Sozvezdie» 1998.

5. Sovetskij balet. Nauchno-teoreticheskij i kritiko-publicisticheskij illyustrirovannyj zhurnal ministerstva kul'tury SSSR. 1982; № 1.

Статья поступила в редакцию 11.04.20

УДК 378.1

Vinogradova M.V., Сand of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern

Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru

FORMATION OF FLEXIBLE SKILLS AS A CRITERION FOR PREPARING STUDENTS STUDYING IN ENGINEERING FIELDS. Today, around the world, including Russia, the need for new generation of specialists is growing, who would have all the modern professional, practical skills to work in the specialty, be ready for mobility and constant professional career growth. A modern highly qualified specialist must possess flexible skills that allow to better navigate the global transformations, and with which he can freely navigate his profession. Modern university education should be aimed at developing students' universal competencies. A centuries-old pedagogical system must evolve. Today, modern educational technologies do not require students to memorize new material, but to develop their skills in various fields - from planning that is understandable in this situation, to the ability to convince the validity of their decision. In a higher education institution in engineering, special attention is paid to higher mathematics. This discipline is a special educational discipline, which serves as the foundation for the study of other general engineering and special disciplines. In the article the researcher analyzes a set of flexible skills and considers how they can be developed in mathematics classes.

Key words: flexible skills, professionalism, teaching methods, critical thinking, cluster, general intellectual development, training technologies, highly qualified specialist, universal competencies, modern education.

М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

Е-mail: vinmarvlad@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГИБКИХ НАВЫКОВ КАК КРИТЕРИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ

На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, возрастает потребность специалистов нового поколения, которые обладали бы всеми современными профессиональными, практическими навыками работы по специальности, были готовы к мобильности и постоянному профессиональному и карьерному росту Одним словом, современный высококвалифицированный специалист должен владеть гибкими навыками, которые позволят лучше сориентироваться в мировых трансформациях и в своей профессии. Современное вузовское образование должно быть направлено на развитие у студентов универсальных компетенций. Сложенная вековая педагогическая система должна эволюционировать. Сегодня современные образовательные технологии требуют от обучающихся не заучивание нового материала, а развитие у них навыков различной направленности - от вполне понятного в данной ситуации планирования до умения убеждать, обосновывать свои решения. В высшем учебном заведении на инженерных направлениях особое внимание уделяется высшей математике. Данная дисциплина является особым образовательным предметом, который служит фундаментом для изучения других общеинженерных и специальных дисциплин. В данной статье представлен комплекс гибких навыков, рассмотрено, каким образом можно их развивать на занятиях по математике.

Ключевые слова: гибкие навыки, профессионализм, методы обучения, критическое мышление, кластер, общеинтеллектуальное развитие, технологии обучения, высококвалифицированный специалист, универсальные компетенции, современное образование.

На сегодняшний день во всем мире, в том числе и в России, возрастает потребность в специалистах нового поколения, которые обладали бы всеми современными профессиональными, практическими навыками работы, были готовы к мобильности и постоянному профессиональному и карьерному росту, поскольку недостаточно иметь глубокие знания и опыт, чтобы быть успешным. Главная цель, которая стоит перед вузами, заключается в том, чтобы подготовить специалиста квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда. Одним словом, современный высококвалифицированный специалист должен владеть гибкими навыками, с помощью которых можно свободно ориентироваться в своей профессии. Разберем определение гибких навыков, и как можно их развить на занятиях по высшей математике.

Сегодня иметь только знания недостаточно, поэтому необходимо развивать навыки, будь то профессиональные навыки, которые можно связать с личной эффективностью, или те, которые можно применить в различных областях деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что развитие гибких навыков XXI века является одним из образовательных трендов и обязательных факторов, которые должны определять кадровую политику страны [1]. Гибкие навыки ценятся тем, что с их помощью можно лучше сориентироваться в мировых трансформациях, в новых различных направлениях или технологиях.

Гибкие навыки XXI века - это целый комплекс, который включает в себя:

1. Развитие глубокого критического мышления. На сегодняшний день большое количество операций автоматизированы. С помощью действий человека можно проанализировать и интерпретировать правильность и точность применения конкретной технологии [2, с. 77].

2. Креативность. Потребность в людях, которые способны генерировать новые инновационные идеи.

3. Инициативность, умение анализировать и самостоятельно принимать решения, работать в команде, обладать лидерскими качествами личности.

4. Владение медиаграмотностью, а именно, владение знаниями информационных и коммуникационных технологий.

5. Развитие таких качеств личности, как гуманизм, личная, гражданская и социальная ответственность, поликультурная компетентность.

Проанализировав данный комплекс гибких навыков, видим, что они делятся на две части. Первая часть навыков направлена на сферу работы с людьми, а другая часть относится к развитию умственной деятельности.

Основной целью обучения в вузе в рамках компетентностного подхода является формирование и развитие у обучающихся, личностных качеств, умений и навыков, необходимых им в будущей профессиональной деятельности [3, с. 99]. Для того чтобы чувствовать себя уверенно в будущем, необходимо: во-первых, развивать свои мыслительные способности, а во-вторых, совершенствовать умение взаимодействовать с людьми. Поэтому ключевым звеном в решении проблемы успешности в будущей профессии является развитие у студентов «гибких навыков». Человек, у которого развит тот комплекс навыков, рассмотренный выше, остается и будет оставаться востребованным в течение длительного времени. Образование должно идти в ногу с развитием современного общества.

Используя элементы технологии развития критического мышления, у обучающихся можно сформировать такие качества личности, как настойчивость, гибкость, поиск компромиссных решений, готовность к планированию. А также

обучающиеся должны бытьготовыисправлятпсвоиошибки и принимать их к сведению в процессе обучения [4, с. 243].

Совремоиноевузовсиое вбразоваие иоожно Оывьваправлесоиаоаз-витие у студентов универсальных компетенций XXI века. Сложенная вековая педагогическаятистема дхлжхвэровхжионрроваты. Сегодзя сиоременные образовательные технологии требуют от обучающихся не заучивание нового материала, а развиеиеь ниснатыкооьвзлиенор оыпхоалвиносвтиотв^с^лве понятного в данной ситуации планирования до умения убеждать обоснованность своогнрештнья.

В высшем учебном заведении на инженерных направлениях особое внимание удеонеосявоюшеИмотемвтект.Дапсаьоисциплижа явояется РсибеаоО-разовательной дисциплиной, которая служит фундаментом для изучения других общеинженерных исреивалвьых ритоиьлвт. Геариая роти в раовнвук нога и интеллектуального мировоззрения студентов отводится именно этой дисциплине - выошеВмотематике. Одним из важнейших направлений работы преподавателей является поиск эффективных методов обучения основных разделов дисциплины выей математики.

ного материала. Группа студентов делится на подгруппы по 5 человек каждая [8, с. 103].

Задания к игре: Преподаватель раздает чистые листы размера А4 (для составления кластера) и карточки, на которых описана последовательность дей-ствийприпостроении кластера, а именно:

1. В середине пустой страницы необходимо написать ключевое слово.

2. Вокруг него распределить слова или предложения, подходящие к теме «Дифференциальные уравнения».

3. По мере записи появившиеся слова соединить линиями с ключевым понятием. У появившихся слов, в свою очередь, появляются определенные сло-ва-сопровождения,которыеустанавливаютлогическуюсвязь между ними.

Таким образом, получается графическая «блок-схема», которая отображает информацию по данному заданию. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Приведем пример кластера по теме «Дифференциальные уравнения» одной из подгрупп:

Дифференциальное уравнение

У \

Первого порядка

Второго

порядка

V

• Д/у с разделяющимися переменными

• Линейные д/у

• Однородные д/у

• Линейные однородные д/у второго порядка

• Линейные неоднородные д/у второго порядка

Рассмотрим внедрение навыков критического мышления на занятиях по математиоеьквхзовятттуотадедров тервтго пурха ФГБОД ВО ГАУ Северного Зауралья. Основной целью проведения занятий с элементами внедрениякодвонентовтехнологои кьихид^<^когхмышлвнвопвляоткя порышыг ние эффективности обучения, сохранение и поддержание стремления студентов учиться [5,c.C1е]■Итаговыереaотвчecиoв змнв■гиовo ввздрло «Диффпревоиало-ные уравнения» было проведено в виде математической игры - метод «Кластера». Кластeх-ьтождиорз спхсоЖоигеафивеаюого о писaрдямaредоaлт.cпo-а-щью которого изученная тема становится наглядной и быстрее запоминающейся.

Целоюсашжго занятия [6] является помощь обучающимся в закреплении полученных знаний по разделу «Дифференциальные уравнения» и повышении интереса к изуча емо й вемо.

Задача занятия: проанализировать и отработать навык применения основных методрпсeсонивдиШШхpeрц и алсныь уравсенхж.

С помощью таких методов исследования, как сравнительный анализ, синтез мы выовили причирнoгcлeшитдeоиыесвязи длярешeниооанныарaдооЖГ

Подготовительный этап. Преподаватель подбирает необходимую информацию для проведения занятия с использованием технологии критического мышления - называет необходимые страницы из учебника для повторения изучен-

Библиографический список

Анализируя действия каждой группы студентов, преподаватель оценивает их активность, умение работать в группах, отстаивать свою точку зрения, правильно интерпретировать материал. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что критическое мышление есть у каждого отдельного студента, но не всегда он может применять данный метод, поскольку развитие самореф-лексиинаходится нанизком уровне.

В связи с этим система высшего профессионального образования должна способствовать формированию интегрированной системы универсальных знаний, умений и навыков [9, с. 66]. Соответственно, в процессе преподавания математики в высшем учебном заведении необходимо развивать логическое мышление обучающихся, прививать способность критически мыслить, приобретать такие навыки умственной деятельности, как умение анализировать, резюмировать, схематизировать. Для успешного осуществления профессиональной деятельности молодой специалист должен обладать определенным набором компетенций, которые характеризуют его как личность и профессионала, позволяют ему ориентироваться в своей профессии, быть конкурентоспособным на рынке труда [10, с. 106]. Этот результат можно получить, если вышеуказанные методы используются в учебном процессе при использовании современных методов обучения для активизации познавательной деятельности [11, с. 256].

1. Персиянов К. Навыки XXI века, или что такое гибкие навыки, сквозные компетенции и глубокое мышление? Available at: https://cont.ws/@ashacontws/1046114

2. Дроздов В.В., Шадрина Ю.С. Развитие гибких навыков педагогов образовательных организаций через нестандартные формы проведения педсоветов. Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сборник статей по материалам XXIX Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2019; № 12 (28): 76 - 81.

3. Бирюкова Н.В. Возможности контекстного обучения для формирования и развития личностных смыслов обучения у студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 99 - 101.

4. Якобюк Л.И., Виноградова М.В. Использование элементов технологии развития критического мышления на занятиях по математике у студентов инженерного профиля. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 242 - 246.

5. Виноградова М.В., Мальчукова Н.Н. Способность к критическому мышлению как критерий качественной подготовки будущих бакалавров. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 209 - 211.

6. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; № 38 (40): 17.

7. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of students. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; Т. 7, № 4: 899 - 905.

8. Семизоров Е.А. Взаимоотношения профессорско-преподавательского состава и родителей в формировании физкультурного образования студентов в высшем учебном заведении. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 6 (73): 102 - 104.

9. Виноградова М.В. Повышение уровня математических знаний с использованием контекстных задач. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019; Т. 8, № 3 (28): 64 - 66.

10. Мальчукова Н.Н., Куликова С.В. Повышение учебной успешности студентов при изучении математики по направлению подготовки «Агроинженерия». Агропродоволь-ственная политика России. 2017; № 9 (69): 104 - 108.

11. Бирюкова Н.В. Деловая игра как средство развития личностных смыслов обучения у студентов вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 255 - 257.

References

1. Persiyanov K. NavykiXXI veka, ili chto takoe gibkie navyki, skvoznye kompetencii i glubokoe myshlenie? Available at: https://cont.ws/@ashacontws/1046114

2. Drozdov V.V., Shadrina Yu.S. Razvitie gibkih navykov pedagogov obrazovatel'nyh organizacij cherez nestandartnye formy provedeniya pedsovetov. Sovremennaya psihologiya i pedagogika: problemy i resheniya: sbornik statej po materialam XXIX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2019; № 12 (28): 76 - 81.

3. Biryukova N.V. Vozmozhnosti kontekstnogo obucheniya dlya formirovaniya i razvitiya lichnostnyh smyslov obucheniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 99 - 101.

4. Yakobyuk L.I., Vinogradova M.V. Ispol'zovanie 'elementov tehnologii razvitiya kriticheskogo myshleniya na zanyatiyah po matematike u studentov inzhenernogo profilya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 242 - 246.

5. Vinogradova M.V., Mal'chukova N.N. Sposobnosf k kriticheskomu myshleniyu kak kriterij kachestvennoj podgotovki buduschih bakalavrov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 209 - 211.

6. lakobiuk L.I., Vinogradova M.V., Malchukova N.N., Kryucheva Y.V. Students of agrarian university: social profile in mirror of deviations. ESPACIOS. 2017; № 38 (40): 17.

7. Tolstoukhova I.V., Kryucheva Y.V., lakobiuk L.I., Kulikova S.V. The use of mobile technology in professional education of students. Humanities and Social Sciences Reviews. 2019; T. 7, № 4: 899 - 905.

8. Semizorov E.A. Vzaimootnosheniya professorsko-prepodavatel'skogo sostava i roditelej v formirovanii fizkul'turnogo obrazovaniya studentov v vysshem uchebnom zavedenii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 6 (73): 102 - 104.

9. Vinogradova M.V. Povyshenie urovnya matematicheskih znanij s ispol'zovaniem kontekstnyh zadach. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2019; T. 8, № 3 (28): 64 - 66.

10. Mal'chukova N.N., Kulikova S.V. Povyshenie uchebnoj uspeshnosti studentov pri izuchenii matematiki po napravleniyu podgotovki «Agroinzheneriya». Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2017; № 9 (69): 104 - 108.

11. Biryukova N.V. Delovaya igra kak sredstvo razvitiya lichnostnyh smyslov obucheniya u studentov vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 255 - 257.

Статья поступила в редакцию 20.04.20

УДК 37.035

Goncharova I.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: irina.i.goncharova@bk.ru

Vasileva M.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakass State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: was_mari@mail.ru

USE OF THE TECHNOLOGY "THEORY OF INVENTIVE PROBLEMS SOLVING" IN FORMING CULTURE OF CONSUMPTION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article presents theoretical justification and description of testing of pedagogical conditions for the use of educational technology "Theory of Inventive Problem Solving" (TIPS) in forming the foundations of culture of consumption in children during preschool childhood. Senior preschool age is recognized by researchers, educators as the most sensitive period for the assimilation of the beginnings of various directions of culture. Consumer culture is no exception. It is important from a preschool age to instill in children a conscious attitude to the world around us, to form a careful attitude to both the natural and man-made environment. The authors of the article focus on the need to search in modern educational practice for the most effective means of forming the foundations of environmental and economic culture among the younger generation. The TIPS technology is used to a greater extent for the development of creative imagination and thinking. The use of its potential regarding the formation of a consumption culture seems to us a fairly new process. The researchers believe that a modern person should be able to non-standard solve many issues, including issues related to the conservation and augmentation of the resources of the planet, and this process should begin in the period of preschool childhood. Pedagogical conditions are formulated and justified in the article that make it possible to effectively carry out the process of forming a consumption culture in older preschool children using the TIPS technology.

Key words: consumption culture, non-standard solutions, loosening stereotypes, pedagogical conditions, components of culture of consumption.

И.И. Гончарова, д-р пед. наук, Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: irina.i.goncharova@bk.ru

М.И. Васильева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет имени Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: was_mari@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ» В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлено теоретическое обоснование и описание апробации педагогических условий использования образовательной технологии «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) в формировании основ культуры потребления у детей в период дошкольного детства. Старший дошкольный возраст признан исследователями, педагогами как наиболее сенситивный период к усвоению начал различных направлений культуры. Культура потребления не является исключением. Важно с дошкольного возраста привить у детей осознанное отношение к окружающему миру, сформировать бережное отношение, как к природной, так и рукотворной среде. Авторы статьи акцентируют внимание на необходимости поиска в современной образовательной практике наиболее эффективных средств формирования основ экологической и экономической культуры у подрастающего поколения. Технология «ТРИЗ» в большей степени используется для развития творческого воображения и мышления. Использование её потенциала относительно формирования культуры потребления представляется нам достаточно новым процессом. Мы считаем, что современный человек должен уметь нестандартно решать многие вопросы, в том числе и вопросы, связанные с сохранением и преумножением ресурсов нашей планеты, и данный процесс должен начинаться в период дошкольного детства. В статье сформулированы и обоснованы педагогические условия, позволяющие эффективно осуществлять процесс формирования культуры потребления у детей старшего дошкольного возраста средствами технологии «ТРИЗ».

Ключевые слова: культура потребления, нестандартные решения, расшатывание стереотипов, педагогические условия, компоненты культуры потребления.

Экономическая образованность населения сегодня является предметом исследования ученых разных областей научного знания. От уровня экономической компетентности во многом зависит успешность жизни и деятельности личности. Являясь участником разнообразных по характеру общественно-экономических отношений, человек демонстрирует уровень компетентности в них и одновременно ощущает их влияние на характер свой жизни. Готовность личности к социально-экономическим отношениям, создание оптимальных условий, позволяющих освоить опыт, апробировать его в реальном социальном мире, является предметом современных исследований.

Особое значимое место в этом вопросе занимает период первоначального складывания социального опыта. Во многом этот процесс зависит от тех ценностей, что сложены в обществе и от того, каким образом общество, в первую очередь родители и педагоги, помогают ребенку познакомиться, а затем и освоить, принять их. Решение различных проблем, связанных с

жизнь и деятельностью общества, во многом зависит от уровня развития культурных основ различных процессов в обществе, и процесс формирования культуры потребления у подрастающего поколения не является исключением [1]. Сегодня мы существуем в ситуации перехода от глобального понимания необходимости выполнения действий, связанных с культурой потребления различного рода благ, и несовершенством, неподготовленностью окружающей среды к данному процессу. Причем среда в данном случае выступает в различных своих параметрах: это и социальное окружение, взаимоотношения, и предметные объекты как маркеры этой деятельности. Создание обогащенной среды, позволяющей освоить ребенку уже в период дошкольного детства социокультурное пространство, является одной из важных направляющих в изменении содержания дошкольного образования. В данном процессе нам необходимо руководствоваться культурологическим и компетентностным подходами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.