Научная статья на тему 'ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: О ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: О ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1402
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / российское общество / российская государственность / учебная программа / гражданская позиция / культурный и исторический контекст / higher education / Russian society / Russian statehood / curriculum / citizenship / cultural and historical context

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Борзова

Статья представляет собой исследование о возрождении изучения основ российской государственности в высшей школе. Рассматривается важность изучения основ российской государственности для студентов высшей школы, а также необходимость возвращения к истокам и укоренения этой темы в образовательной программе. Автор обосновывает, что в современном обществе, где происходят быстрые изменения и развитие, важно понимать основы российской государственности, чтобы эффективно управлять страной и принимать решения, учитывающие ее исторический и культурный контекст. Статья анализирует содержание курса «Основы российской государственности» в высшей школе и подробно рассматривает первый раздел курса – «Что такое Россия». Автор выделяет необходимость включения в данный раздел различных аспектов, таких как история, география, культурология, межкультурная коммуникация, идеология российского государства и др. Также в статье подчеркивается значимость использования различных методов и подходов в преподавании, чтобы сделать эту тему более интересной и понятной для студентов. Статья описывает важность изучения данной дисциплины в высшей школе и предлагает ряд рекомендаций для усовершенствования программы обучения. Исследование может быть полезно для преподавателей, студентов, исследователей и всех тех, кто интересуется ролью российской государственности в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Борзова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETURN TO THE ORIGINS: ON APPROACHES TO TEACHING THE COURSE “FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN STATEHOOD” IN HIGHER SCHOOL

The article studies the revival of the research of the foundations of Russian statehood in higher education. The article discusses the importance of studying the foundations of Russian statehood for students of higher education, as well as the need to return to the roots and rooting this topic in the educational program. The author substantiates that in the today’s society, where rapid changes and development are taking place, it is important to understand the foundations of Russian statehood in order to effectively manage the country and make decisions that take into account its historical and cultural context. The article analyzes the content of the course “Fundamentals of Russian Statehood” in higher education and examines in detail the first section of the course “What Russia is”. The author emphasizes the need to include various aspects in this section, such as history, geography, cultural studies, intercultural communication, the ideology of the Russian state, etc. The article also emphasizes the importance of using various methods and approaches in teaching in order to make this topic more interesting and understandable for students. The article describes the importance of studying this discipline in higher education and offers a number of recommendations for improving the curriculum. The study can be useful for teachers, students, researchers and all those who are interested in the role of Russian statehood in modern society.

Текст научной работы на тему «ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: О ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

3. Устьянцева И.Ю. Наставничество как инструмент профессионально педагогической поддержки молодых профессионалов (на примере реализации проекта по развитию наставничества в педагогическом образовании Свердловской области «Старт в будущее»). Наставничество в образовании: теоретические и организационно-методические основы: материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции для руководящих и педагогических работников. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.

4. Агафонова В.М. Антропологический контекст внедрения наставничества в систему подготовки современного педагога: теоретические и нормативно-правовые основы. Перспективы развития педагогического образования в условиях цифровой социальной реальности: антропологический подход: материалы XVI Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2021: 28-34.

5. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.

6. Соина В.М. Наставничество как предмет научной рефлексии. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 232-234.

References

1. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 21.07.2020). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/news/57425

2. O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda pedagoga i nastavnika. Ukaz Prezidenta RF. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/26ba12611bfc19a49fd3afee9d45e0a0

3. Ust'yanceva I.Yu. Nastavnichestvo kak instrument professional'no pedagogicheskoj podderzhki molodyh professionalov (na primere realizacii proekta po razvitiyu nastavnichestva v pedagogicheskom obrazovanii Sverdlovskoj oblasti «Start v buduschee»). Nastavnichestvo v obrazovanii: teoreticheskie i organizacionno-metodicheskie osnovy: materialy XVIII Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoj konferencii dlya rukovodyaschih i pedagogicheskih rabotnikov. Kamyshlov: GAPOU SO «Kamyshlovskij pedagogicheskij kolledzh», 2020.

4. Agafonova V.M. Antropologicheskij kontekst vnedreniya nastavnichestva v sistemu podgotovki sovremennogo pedagoga: teoreticheskie i normativno-pravovye osnovy. Perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v usloviyah cifrovoj social'noj real'nosti: antropologicheskij podhod: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol', 2021: 28-34.

5. Kruglova I.V. Nastavnichestvo kak uslovie professional'nogo stanovleniya molodogo uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.

6. Soina V.M. Nastavnichestvo kak predmet nauchnoj refleksii. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 232-234.

Статья поступила в редакцию 25.07.23

УДК 378

Borzova T.A., Cand. of Sciences (Cultural Studies), senior lecturer, Russian Language Department, Vladivostok State University (Vladivostok, Russia),

E-mail: [email protected]

RETURN TO THE ORIGINS: ON APPROACHES TO TEACHING THE COURSE "FOUNDATIONS OF THE RUSSIAN STATEHOOD" IN HIGHER SCHOOL.

The article studies the revival of the research of the foundations of Russian statehood in higher education. The article discusses the importance of studying the foundations of Russian statehood for students of higher education, as well as the need to return to the roots and rooting this topic in the educational program. The author substantiates that in the today's society, where rapid changes and development are taking place, it is important to understand the foundations of Russian statehood in order to effectively manage the country and make decisions that take into account its historical and cultural context. The article analyzes the content of the course "Fundamentals of Russian Statehood" in higher education and examines in detail the first section of the course "What Russia is". The author emphasizes the need to include various aspects in this section, such as history, geography, cultural studies, intercultural communication, the ideology of the Russian state, etc. The article also emphasizes the importance of using various methods and approaches in teaching in order to make this topic more interesting and understandable for students. The article describes the importance of studying this discipline in higher education and offers a number of recommendations for improving the curriculum. The study can be useful for teachers, students, researchers and all those who are interested in the role of Russian statehood in modern society.

Key words: higher education, Russian society, Russian statehood, curriculum, citizenship, cultural and historical context

Т.А. Борзова, канд. культурологии, доц., Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Е-mail: [email protected]

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ: О ПОДХОДАХ К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА «ОСНОВЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ» В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Статья представляет собой исследование о возрождении изучения основ российской государственности в высшей школе. Рассматривается важность изучения основ российской государственности для студентов высшей школы, а также необходимость возвращения к истокам и укоренения этой темы в образовательной программе. Автор обосновывает, что в современном обществе, где происходят быстрые изменения и развитие, важно понимать основы российской государственности, чтобы эффективно управлять страной и принимать решения, учитывающие ее исторический и культурный контекст. Статья анализирует содержание курса «Основы российской государственности» в высшей школе и подробно рассматривает первый раздел курса - «Что такое Россия». Автор выделяет необходимость включения в данный раздел различных аспектов, таких как история, география, культурология, межкультурная коммуникация, идеология российского государства и др. Также в статье подчеркивается значимость использования различных методов и подходов в преподавании, чтобы сделать эту тему более интересной и понятной для студентов. Статья описывает важность изучения данной дисциплины в высшей школе и предлагает ряд рекомендаций для усовершенствования программы обучения. Исследование может быть полезно для преподавателей, студентов, исследователей и всех тех, кто интересуется ролью российской государственности в современном обществе.

Ключевые слова: высшее образование, российское общество, российская государственность, учебная программа, гражданская позиция, культурный и исторический контекст

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в контексте прогрессирующей технологической революции и эволюции социально-экономических моделей, основанных на значимости знания, основным приоритетом развития систем образования является расширение и изменение академической подготовки, особенно в образовательных учреждениях высшего образования. Оно предполагает сосредоточение большего внимания на мировоззренческих, гуманитарных, а также просветительских аспектах. Ведущие университеты в разных странах и регионах, фактически во всем мире, уже следуют этому пути, акцентируя внимание академического сообщества на ценностном компоненте образования, историко-политическом основании образования и развитии интерактивных образовательных технологий. Все чаще возникает объективная потребность в более широкой социально-гуманитарной подготовке студентов по всем специальностям и направлениям. Безусловно, данный курс является междисциплинарной дисциплиной и, по сути, не только проверяет остаточные знания

у первокурсников по основам истории, географии, обществознанию, но и дает определенный толчок к возрождению интереса у вчерашних выпускников школ к более глубокому изучению основ гуманитарных дисциплин.

Цель данной статьи заключается в исследовании методологии и подходов к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе.

Для достижения цели, поставленной автором данного исследования, требуется успешно выполнить следующие задачи:

1. Предложить подходы и методы преподавания курса «Основы российской государственности», учитывающие современные требования и вызовы в области образования и политико-государственной сферы. Автор предлагает использование активных и интерактивных методов, применение новых информационных технологий и другие инновационные подходы.

2. Составить перечень рекомендаций по дальнейшему совершенствованию педагогических подходов к преподаванию курса «Основы российской госу-

дарственности». Автор предлагает дополнительные исследования и разработки для дальнейшего развития данной области преподавательской практики.

Научная новизна работы состоит в том, что тема исследования предлагает оригинальный подход к анализу методологии и подходов к преподаванию курса «Основы российской государственности». Автор проводит глубокий анализ, предлагает подходы, учитывающие современные вызовы в области образования и политико-государственной сферы. В статье предлагается использование активных и интерактивных методов, таких как обсуждения, групповые задания и проектная работа, а также внедрение современных информационных технологий. Это является новаторским подходом к преподаванию данного курса. Содержательное наполнение структуры курса «Основы российской государственности» демонстрирует вариативность преподавательского подхода к преподаванию данной дисциплины в системе высшей школы в зависимости от направления вуза и его географической расположенности. Это способствует развитию педагогической траектории в рамках данной дисциплины, накоплению новых знаний и опыта в области образования и общественно-политической науки.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучение данной дисциплины способствует развитию методологии преподавания: работа предлагает новые подходы и методы преподавания, учитывающие современные требования и вызовы в политико-государственной сфере. Это способствует дальнейшему развитию и совершенствованию образовательных практик в вузах. Кроме того, внимание к курсу «Основы российской государственности» подчеркивает важность изучения политических и государственных процессов в российском контексте. Введение данного курса в программы высшей школы является важным вопросом для развития образования. Работа вносит свой вклад в развитие образовательной практики в России и помогает улучшить качество подготовки студентов в области политологии и государственности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что дисциплина «Основы российской государственности» призвана предложить системный и своевременный ответ на актуальные вызовы образовательной и социальной политике Российского государства. Она создает условия для самоопределения и социализации студентов на основе общепринятых ценностей и норм поведения, а также способствует формированию у них высокоразвитого чувства гражданственности и патриотизма.

В свете изменений и вызовов, с которыми сталкивается современное российское общество, важно, чтобы студенты получали фундаментальное понимание российской идентичности, важности суверенности государства. Введение с нового 2023-2024 учебного года курса «Основы российской государственности» будет способствовать развитию гражданской и политической активности студентов, что является важным для будущих лидеров и граждан России. Это междисциплинарная дисциплина, которая охватывает фундаментальные знания о стране и мире в комплексе и обращается к понятию гражданства и государственности, акцентирует роль гражданской ответственности в формировании сильного и устойчивого государства. Кроме того, данный курс будет способствовать развитию политической культуры студентов, что важно для формирования здоровой политической атмосферы в стране. Он обучает студентов анализировать политические процессы, разбираться в принципах демократии, права и политической системы России. В современной высшей школе важно учитывать эволюцию образовательных требований и соответствовать текущим вызовам в области образования. Введение курса «Основы российской государственности» отражает необходимость актуализации образовательной программы и соответствие требованиям современного общества.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 года № Пр-173ГС [1] Министерство образования и науки России направило во все российские вузы для ознакомления проект концепции учебно-методического комплекса (далее - УМК) модуля дисциплины «Основы российской государственности» [2].

Основная цель введения в учебный план высшей школы дисциплины «Основы российской государственности» заключается в том, чтобы у студентов сформировались четкие системы знаний, навыков, компетенций, ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием и принадлежностью к российскому обществу. Предполагается, что данный курс будет способствовать развитию чувства патриотизма и гражданственности, а также формированию духовно-нравственного и культурного фундамента в развитии цельной личности. Учащиеся смогут осознать особенности исторического пути российского государства, его уникальность политической организации, а также научатся связывать свое индивидуальное достоинство и успех с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.

До начала нового учебного года остается совсем немного времени и, в соответствии с решением, принятым еще прошлым летом, все российские вузы должны включить предмет «Основы российской государственности» в расписание студентов первого курса, начиная с 1 сентября 2023 года. Однако пособий для преподавания этого предмета до сих пор не было предложено или они находятся в стадии разработки. На базе опорных вузов из списка проекта УМК новой дисциплины Министерства образования и науки РФ в течение нескольких месяцев 2023 года было проведено обучение профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшей школы России по методике преподавания «Основ российской государственности».

Задача новой дисциплины, по мнению автора, состоит в усилении исто-рико-ценностного основания образовательной подготовки будущих выпускников вуза. Запросы современного общества усиливают и расширяют требования к социально-гуманитарной подготовке обучающихся всех направлений и специальностей.

Необходимость введения в образовательную среду высшей школы подобного курса обсуждается уже почти два десятилетия всем российским педагогическим сообществом. Направления этой дискуссии заключаются в следующих аспектах:

1. Контекстуальное основание: курс обращается к историческим, политическим, правовым и социальным аспектам российской государственности [1-7]. Он позволяет студентам получить глубокое понимание основ государственности в России, анализировать роль и значение ключевых институтов, законодательства и политических процессов.

2. Междисциплинарный подход: курс объединяет элементы политологии, истории, права, социологии и других гуманитарных наук. Он способствует развитию комплексного понимания российской государственности и ее связей с другими сферами общества [8-12].

3. Современность и актуальность: курс учитывает современные вызовы и тенденции в политической и социальной сферах России. Он обновляется и адаптируется к изменяющейся политической и социальной обстановке, чтобы обеспечить студентам актуальные знания и навыки [7; 9; 10].

4. Взаимодействие с преподавателями: курс «Основы российской государственности» предлагает активное взаимодействие студентов с преподавателями через дискуссии, обсуждения и проектную работу. Это способствует развитию критического мышления, аналитических и коммуникативных навыков [13-19].

5. Поддержка различных направлений подготовки: курс предназначен для студентов различных специальностей и направлений подготовки, включая непрофильные области, такие как инженерные и естественно-научные. Это позволяет расширить кругозор студентов и понимание государственности в контексте их профессиональных областей [3-12].

В целом новый курс «Основы российской государственности» представляет собой уникальное исследование и обучение студентов основам российской государственности, сочетая исторические, политические и социальные аспекты, а также адаптированный подход к разным направлениям подготовки.

Рассмотрим подробно структуру данного курса. Курс состоит из пяти разделов, которые включают в себя следующее содержание:

1 раздел «Что такое Россия?». Тематическое содержание раздела включает основные понятия страны в ее пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерениях. Смысловые ориентиры данного раздела содержат в себе следующее: «Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике. Население, культура, религии и языки. Современное положение российских регионов. Выдающиеся персоналии («герои»). Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории» [2].

2 раздел обозначен как «Российское государство-цивилизация». Тематическая наполненность состоит в исторических, географических, институциональных основаниях формирования российской цивилизации [2].

3 раздел дисциплины - «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации». Тематическая наполненность данного раздела состоит в рассмотрении понятия мировоззрения и его значения для человека, общества, государства. В данном разделе рассматриваются мировоззренческие позиции с точки зрения ключевых элементов общественно-политической жизни (мифы, ценности и убеждения, потребности и стратегии); ценностные принципы российской цивилизации: единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие» [2].

4 раздел курса называется «Политическое устройство России». Тематика данного раздела посвящена вопросам объективного представления российских государственных и общественных институтов, их истории и ключевым причинно-следственным связям последних лет социальной трансформации. Этот раздел раскрывает основы конституционного строя России и уровни организации российской власти [2].

Заключительный 5 раздел курса «Основы российской государственности» называется «Вызовы будущего и развитие страны» и раскрывает сценарии перспективного развития страны и роль гражданина в этих сценариях. В рамках данного раздела рассматриваются следующие вопросы: на фоне глобальных трендов и особенностей мирового развития демонстрируются техногенные риски, экологические вызовы и экономические шоки, определяются суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации, рассматривается представление о характере российской гражданственности, неразрывности личного успеха и благосостояния Родины [2].

Курс «Основы российской государственности» вводится с 1 сентября 2023 года в образовательный процесс Владивостокского государственного университета (далее - ВВГУ). Преподаватели университета прошли обучение по методике преподавания данной дисциплины на платформе РАНХИС в июне 2023 года и подготовили свой проект рабочей программы. Стоит отметить следующее: так как курс охватывает области многих гуманитарных дисциплин, преподавание «Основ российской государственности» было решено проводить блоками (разделами)

силами профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр университета.

Безусловно, необходимо учитывать и роль преподавателей, которые будут вести данную дисциплину. Потому что, по мнению автора, во-первых, преподаватель должен быть в роли эксперта во многих гуманитарных областях знаний. Он должен быть осведомлен об исторических, политических, правовых и социальных аспектах российского государства, чтобы передать их студентам; во-вторых, преподаватель играет роль вдохновителя и мотиватора, стимулируя студентов интересоваться и исследовать российскую государственность. С помощью своего энтузиазма и страсти к предмету преподаватель может заразить студентов и вдохновить их на активное участие в обучении; в-третьих, преподаватель играет роль наставника и руководителя, помогая студентам разобраться в сложной теме российской государственности. Он предоставляет направление, сопровождение и поддержку в процессе обучения, отвечает на вопросы и помогает студентам развивать критическое и аналитическое мышление; в-четвертых, преподаватель создает стимулирующую обучающую среду, в которой студенты могут чувствовать себя комфортно для выражения своих мнений, участия в дискуссиях и критического мышления. Он поощряет активное участие студентов и способствует развитию их навыков коммуникации и сотрудничества; в-пятых, педагог является образцом истинных значений, этики и уважения в образовательной среде. Он должен продемонстрировать пример профессиональной этики и поощрять взаимоуважение, толерантность и открытость в обучении.

Таким образом, личность преподавателя играет ключевую роль в курсе «Основы российской государственности», обеспечивая экспертизу, вдохновение, сопровождение, создание стимулирующей обучающей среды и внушение этических и ценностных ориентиров студентам.

В рамках данного исследования автор предлагает подробно остановиться на 1 разделе курса «Что такое Россия?» и внимательно рассмотреть содержание лекционных и практических занятий, а также обсудить формы и методы предъявления учебного материала. Данный раздел, согласно рекомендациям Министерства образования и науки РФ [2], изучается в течение 8 академических часов и включает лекцию (или две) и три (два) семинарских занятия.

По мнению автора, раздел, раскрывающий сущность, особенность, уникальность России как страны с ее особенным ландшафтом, богатством ресурсов, поликультурностью имеет особенное значение для начала введения в курс «Основы российской государственности» по нескольким причинам:

1. Культурно-историческая ценность: раздел позволяет студентам погрузиться в богатую историю и культуру России. Он предоставляет возможность изучить основные этапы развития российской государственности, значимые события и фигуры, которые сформировали современное лицо страны.

2. Идентификационная ценность: раздел помогает студентам размышлять о своей принадлежности к России. Он способствует формированию осознанного гражданского самосознания и укреплению чувства патриотизма и гражданственности.

3. Расширение мировоззренческих горизонтов: изучение России изнутри помогает студентам лучше понять составляющие элементы международных отношений, влияние России на мировую политику и ее место в глобальном контексте. Это формирует более широкое и глубокое понимание места и роли России в мировом сообществе.

4. Анализ вызовов и перспектив: раздел «Что такое Россия?» предлагает студентам анализировать современные вызовы и перспективы, с которыми сталкивается Россия. Они изучают политические, экономические, социальные и культурные факторы, которые влияют на развитие государства, и способы, которыми Россия может справиться с этими вызовами.

Структура первого раздела представлена автором статьи, являющегося одним из разработчиков учебой программы данной дисциплины ВВГУ. Первый раздел состоит из лекции и трех семинаров (всего 8 академических часов).

Тема лекции данного раздела - «Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои». Цель занятия заключается в представлении студентам современной политической, социальной и экономической ситуации в России, а также выявлении и подчеркивании ключевых достижений и значительных фигур, которые влияют на развитие страны. Основными задачами этой лекции являются:

1. Предоставить студентам актуальные и проверенные цифры и факты о современной России. Лекция должна основываться на надежной статистике и исследованиях, чтобы студенты получили объективное понимание политической, экономической и социальной ситуации в стране.

2. Подчеркнуть достижения России в различных областях. Лекция должна уделить внимание важным достижениям в политике, экономике, науке, культуре и других сферах жизни страны. Это позволит студентам оценить вклад и важность России на международной арене.

3. Познакомить студентов с влиятельными и важными личностями. Лекция должна представить студентам ключевых героев и фигуры, которые оказывают значительное влияние на развитие России. Это могут быть политические лидеры, бизнесмены, академики, культурные деятели и другие важные личности.

4. Стимулировать аналитическое мышление и дискуссию. Лекция должна вызвать интерес и стимулировать студентов задавать вопросы, анализировать представленные материалы и участвовать в дискуссиях об актуальных проблемах и достижениях России.

Таким образом, цель лекции «Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои» заключается в предоставлении студентам обновленной информации о современной России, выявлении и подчеркивании ее достижений и презентации важных личностей, а также стимулировании аналитического мышления и дискуссии студентов.

В рамках лекции преподаватель дает вопросы для устного обсуждения со студентами. Причем подача теоретического материала должна происходить по принципу «от общего к частному», затрагивая в процессе обсуждения региональные моменты. Вопросы для обсуждения предлагаются следующие: особенности разрастания исторической территории России; исторические символы России; различные вызовы, сопровождавшие историческое развитие России; открытия и достижения российского общества, отечественной культуры и науки; выдающиеся земляки и родственники-герои.

Обсуждение такой тематики вопросов готовит студентов к темам последующих семинарских занятий:

Сценарий семинара № 1 «Многообразие России на примере ДВ региона как части Российской Федерации» может включать следующие этапы:

Этап 1. Вступительное слово и представление темы (5 минут):

- приветствие участников семинара;

- краткое введение в тему семинара: «Многообразие России на примере Дальнего Востока (ДВ) региона как части Российской Федерации»;

- описание цели и задач семинара.

Этап 2. Презентация: «Многообразие России и роль Дальнего Востока» (15 минут):

- презентация основных аспектов многообразия России и роли Дальнего Востока в ее составе;

- описание географического положения, исторического развития и главных характеристик Дальнего Востока;

- подчеркивание уникальности этого региона, его значимость для экономического и социального развития России.

Этап 3. Групповая дискуссия и активности (30 минут):

- разделение участников на группы;

- задание группам проанализировать конкретные аспекты многообразия на примере Дальнего Востока, такие как этническое разнообразие, природные ресурсы, экономическое и социальное развитие и др.;

- групповая дискуссия о результатах анализа и сравнении различных аспектов многообразия.

Этап 4. Представление результатов и обсуждение (20 минут):

- представление каждой группой своих результатов и выводов;

- обсуждение важных моментов и обмен мнениями среди всех участников семинара;

- заключительные мысли о значимости многообразия России и роли Дальнего Востока.

Этап 5. Завершение семинара (20 минут):

- подведение итогов и благодарности участникам за активное участие;

- предложение дополнительных вопросов для обсуждения или заданий для самостоятельной работы.

Итоги семинара «Многообразие России на примере ДВ региона как части Российской Федерации» могут быть следующими:

1. Сформулированные выводы о многообразии России и роли Дальнего Востока в ее составе: участники семинара могут подвести итоги дискуссии и выделить основные аспекты и характеристики многообразия России, особенности Дальнего Востока и его влияние на общий образ страны.

2. Презентация результатов групповой дискуссии: Каждая группа может представить свои аналитические выводы и рекомендации по конкретным аспектам многообразия России на примере Дальнего Востока.

3. Обсуждение проблем и вызовов, связанных с многообразием России: Участники семинара могут обсудить сложности и проблемы, связанные с многообразием в российском контексте, а также возможные решения и подходы к их преодолению.

4. Индивидуальное и групповое осознание роли многообразия в формировании идентичности и сознания граждан России: семинар может способствовать развитию у участников понимания и осознания важности многообразия в формировании гражданской идентичности, патриотизма и уважения к различиям в обществе.

Обобщая, отметим, что итоги семинара должны включать сформулированные выводы о многообразии России и его значимости, определенные результаты групповой работы и обсуждение важных проблем и вызовов, а также подчеркивание роли многообразия в формировании личностной и коллективной идентичности граждан России.

Сценарный план семинара № 2 «Испытания и победы России» может включать следующие этапы:

Этап 1. Вступительное слово и представление темы (5 минут):

- приветствие участников семинара;

- краткое введение в тему семинара: «Испытания и победы России»;

- описание цели и задач семинара.

Этап 2. Презентация: «Исторические испытания и победы России» (15 минут):

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- презентация исторических событий и испытаний, с которыми сталкивалась Россия в ходе развития;

- подчеркивание значимости и важности побед и достижений в истории России.

Этап 3. Подготовка групповой работы (10 минут):

- разделение участников на группы;

- задание группам проанализировать и подготовить информацию о конкретном испытании или победе России, связанном с политикой, экономикой, культурой и т. д.

Этап 4. Групповая работа и презентация (20 минут):

- групповая работа по анализу выбранного испытания или победы России;

- подготовка короткой презентации результатов работы каждой группы.

Этап 5. Обсуждение и обмен мнениями (20 минут):

- представление каждой группой своих результатов и выводов;

- обсуждение важных моментов и обмен мнениями среди всех участников;

- заключительные мысли о значимости испытаний и побед России.

Этап 6. Завершение семинара (20 минут):

- подведение итогов и благодарности участникам за активное участие;

- заключительные слова и приглашение к участию в следующем семинаре или мероприятии.

Итоги семинара «Испытания и победы России» могут быть следующими:

1. Сформулированные выводы о значимости испытаний и побед, с которыми сталкивалась Россия в своей истории. Участники семинара могут подвести итоги семинара, акцентируя важность побед и испытаний, их влияние на формирование России и ее развитие.

2. Обсуждение и понимание важности исторических событий. В рамках семинара обсуждались конкретные исторические события и их влияние на Россию. Участники могут поделиться своими впечатлениями, анализом и пониманием исторического значения этих событий.

3. Расширение знаний о культуре, науке, экономике и политике. Семинар позволил участникам узнать больше о различных аспектах культуры, науки, экономики и политики, связанных с Россией. Это способствовало развитию общего образования и осознанию важности этих областей в контексте России.

4. Стимулирование аналитического мышления и дебатов. Участники семинара получили возможность проявить аналитическое мышление, обсудить и обменяться мнениями о победах и испытаниях России и их значении для страны.

В целом итоги семинара «Испытания и победы России» представляют собой обобщение основных выводов о значимости исторических событий, влиянии на страну и их значения в различных сферах жизни России.

Сценарный план семинара № 3 «Герои страны, герои народа»:

1. Введение (5 минут):

- приветствие участников и представление темы семинара;

- описание целей и задач, которые мы хотим достичь на сегодняшнем занятии.

2. Разминка (10 минут):

- короткий мозговой штурм: кто, по вашему мнению, является героем?

- участники высказывают свои мысли и определения героизма.

3. Понятие героизма (15 минут):

- определение и объяснение понятия героизма;

- обсуждение и обмен мнениями: какие качества и поступки делают человека героем?

4. Символы героизма в нашей стране (15 минут):

- презентация о символах героизма в нашей стране;

- основные герои, исторические и современные, которым поклоняются и отдают дань уважения в нашей культуре;

- обсуждение: какие ценности и качества они воплощают?

5. Роль героев в нашей жизни (15 минут):

- обсуждение: зачем нужны герои в нашей жизни?

- поделившись собственным опытом, участники обсуждают, как герои и их истории влияют на нас и формируют наши ценности.

6. Известные герои в истории мировой культуры (20 минут):

- краткое описание известных героев в истории мировой культуры;

- примеры героических поступков или личностных черт, которые сделали их знаменитыми;

- обсуждение: какие уроки и нравственные ценности мы можем почерпнуть из историй этих героев?

7. Выводы и закрытие (5 минут):

- краткое подведение итогов занятия;

- стимулирование участников задавать вопросы или оставлять комментарии;

- благодарность участникам за активное участие и обратную связь.

8. Домашнее задание (5 минут):

- описание домашнего задания: написать эссе о герое, который вдохновляет вас, и объяснить, почему он является вашим героем.

9. Ответы на вопросы (по желанию участников) (дополнительное время, если необходимо).

Итоги семинара «Испытания и победы России» могут быть следующими:

1. Обсуждение и понимание понятия героизма, значение героев в нашей жизни и имена известных героев как в нашей стране, так и в истории мировой культуры.

2. Определение героизма как качества, которое проявляется в поступках, отражающих высокие нравственные ценности и отважность.

3. Обсуждение символов героизма в нашей стране и их важности в формировании нашей национальной идентичности. Рассмотрение роли известных героев в истории мировой культуры, их поступков и личностных черт, которые сделали их знаменитыми.

В заключение семинара можно сделать вывод об огромной роли героев в нашей жизни. Обсуждение героя края, города, семьи, влияние на жизнь и формирование человеческих ценностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что раздел «Что такое Россия?» в курсе «Основы российской государственности» имеет ценность для студентов, предоставляя возможность погрузиться в культуру и историю России, а также для формирования идентификации и расширения мировоззрения студентов через анализ вызовов и перспектив страны.

Представленный учебный материал первого раздела «Что такое Россия?» соответствует следующим педагогическим подходам к преподаванию дисциплины «Основы российской государственности»:

1. Культурный подход: в его рамках студенты знакомятся с основными культурными, историческими и географическими аспектами России. Они изучают русскую литературу, искусство, культурные традиции и обычаи, чтобы получить более глубокое понимание особенностей российской культуры.

2. Исторический подход: в рамках этого подхода студенты изучают историю России, начиная с ее формирования и развития до современности. Они изучают ключевые события, лидеров и периоды в истории России, чтобы понять, как они влияют на современное состояние страны.

3. Политический подход: этот подход фокусируется на изучении системы правления, политических институтов и процессов, которые существуют в России. Студенты анализируют политическую систему, партии, выборы, законы и политические реформы в стране.

4. Социологический подход: в рамках этого подхода студенты изучают социальные аспекты и динамику в России. Они анализируют структуру общества, социальные классы, положение женщин, семейные ценности, молодежные движения и другие социальные явления.

5. Экономический подход: он фокусируется на изучении экономической системы и развитии России. Студенты исследуют ключевые отрасли экономики, экономические реформы, международные экономические отношения и влияние экономики на жизнь обычных людей.

Кроме того, может быть использован комбинированный подход, который сочетает различные аспекты из вышеперечисленных подходов. Это позволяет студентам получить более полное и всестороннее представление о России как стране.

Следовательно, поставленная автором цель в начале исследования достигнута. Автор продемонстрировал, что в преподавании курса «Основы российской государственности» необходимо учитывать следующие аспекты:

1. Возвращение к истокам: Разработка курса «Основы российской государственности» должна основываться на изучении исторических, культурных и политических аспектов формирования и развития России. Это помогает студентам получить глубокое понимание сущности российского государства.

2. Интердисциплинарный подход: сочетает различные дисциплины, такие как «История», «Политология», «Социология и культурология», позволяет формировать комплексное видение российской государственности. Это помогает студентам понять взаимосвязь между разными аспектами российского общества и государства.

3. Практическая направленность: курс «Основы российской государственности» необходимо ориентировать на практическое применение знаний. Студенты должны иметь возможность использовать полученные знания и навыки в реальной жизни, чтобы лучше понимать сложности и особенности российской государственности.

4. Учет современных вызовов и проблем: важно обновлять курс «Основы российской государственности» в соответствии с современными вызовами и проблемами, с которыми сталкивается Россия. Это позволяет студентам лучше понять актуальность курса и его применимость в реальной жизни.

В целом задачи, поставленные автором в статье, также были решены в ходе данного исследования. Предложенные подходы к преподаванию курса «Основы российской государственности» позволяют улучшить преподавание и обеспечить более полное и всестороннее понимание студентами российского государства.

Библиографический список

1. Перечень поручений по итогам заседания госсовета (утв. Президентом РФ 29 января 2023 Г N ПР-173ГС). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1606107/

2. Проект концепции учебно-методического комплекса. Документ зарегистрирован № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/ Ps_MON_MN_11_1516_PK_21042023

3. Аузан А.А., Никишина Е.Н. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика - на культуру. Москва: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021.

4. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2022.

5. Джессоп Б. Государство: прошлое, настоящее, будущее. Москва: Дело, 2019.

6. Марасанова В.М., Багдасарян В.Э., Иерусалимский Ю.Ю. и др. Изучение истории российской государственности: учебные материалы образовательного модуля. Учебно-методическое пособие и УМК для вузов. Ярославль: Индиго, 2023.

7. Миллер А.И. Нация, или Могущество мифа. Санкт-Петербург: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.

8. Орлов А.С., Георгиева Н.Г, Георгиев В.А., Сивохина И.А. История России. Москва: Проспект, 2023.

9. Патрушев С.В. Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. Москва: ИСП РАН, 2006.

10. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений. Москва: Аспект Пресс, 2017.

11. Туровский РФ. Политическая регионалистика. Москва: ГУ-ВШЭ, 2008.

12. Хархордин О.В. Основные понятия российской политики. Москва: Новое литературное обозрение, 2019.

13. Семенова Л.М. Аксиологический подход в подготовке будущих специалистов в области связей с общественностью. Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2006; № 8 (63). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-podgotovke-buduschih-spetsialistov-v-oblasti-svyazey-s-obschestvennostyu

14. Актуальные вопросы современного профессионального образования: материалы Международной научной конференции «Актуальные вопросы дидактики современного профессионального образования». Тюмень: ТюмГНГУ 2010.

15. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2009.

16. Фроловская М.Н., Иванова О.А. Профессиональное взаимодействие в практико-ориентированной образовательной среде. Профессиональная ориентация. 2015; № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vzaimodeystvie-v-praktiko-orientirovannoy-obrazovatelnoy-srede

17. Борзова Т.А. Преподаватель как основное звено технологии «перевёрнутый класс». Высшее образование в России. 2018; Т. 27, № 5: 42-49.

18. Пономарев А.В. и др. Воспитательная среда университета: традиции и инновации: монография. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2015.19. Борзова Т.А. Особенности воспитательного процесса в современной образовательной системе вуза. Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022; Т. 14, № 2: 177-185.

References

1. Perechen'poruchenijpo itogamzasedaniya gossoveta (utv. Prezidentom RF 29 yanvarya 2023 G. N PR-173GS). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1606107/

2. Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa. Dokument zaregistrirovan № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/method/Ps_MON_ MN_11_1516_PK_21042023

3. Auzan A.A., Nikishina E.N. Sociokul'turnaya 'ekonomika: kak kul'tura vliyaet na 'ekonomiku, a 'ekonomika - na kulturu. Moskva: 'Ekonomicheskij fakul'tet MGU imeni M.V. Lomonosova, 2021.

4. Golosov G.V. Sravnitel'naya politologiya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2022.

5. Dzhessop B. Gosudarstvo: proshloe, nastoyaschee, buduschee. Moskva: Delo, 2019.

6. Marasanova V.M., Bagdasaryan V.'E., lerusalimskij Yu.Yu. i dr. Izuchenie istorii rossijskoj gosudarstvennosti: uchebnye materialy obrazovatel'nogo modulya. Uchebno-metodicheskoe posobie i UMK dlya vuzov. Yaroslavl': Indigo, 2023.

7. Miller A.I. Naciya, ili Moguschestvo mifa. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2016.

8. Orlov A.S., Georgieva N.G., Georgiev V.A., Sivohina I.A. Istoriya Rossii. Moskva: Prospekt, 2023.

9. Patrushev S.V. Institucional'naya politologiya: Sovremennyj institucionalizm ipoliticheskaya transformaciya Rossii. Moskva: ISP RAN, 2006.

10. Solov'ev A.I. Prinyatie iispolnenie gosudarstvennyhreshenij. Moskva: Aspekt Press, 2017.

11. Turovskij R.F. Politicheskayaregionalistika. Moskva: GU-VSh'E, 2008.

12. Harhordin O.V. Osnovnye ponyatiya rossijskoj politiki. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Semenova L.M. Aksiologicheskij podhod v podgotovke buduschih specialistov v oblasti svyazej s obschestvennost'yu. Vestnik YuUrGU. Seriya: Social'no-gumanitarnye nauki. 2006; № 8 (63). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/aksiologicheskiy-podhod-v-podgotovke-buduschih-spetsialistov-v-oblasti-svyazey-s-obschestvennostyu

14. Aktual'nye voprosy sovremennogo professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Aktual'nye voprosy didaktiki sovremennogo professional'nogo obrazovaniya». Tyumen': TyumGNGU, 2010.

15. Zhuk O.L. Pedagogicheskaya podgotovka studentov: kompetentnostnyjpodhod. Minsk: RIVSh, 2009.

16. Frolovskaya M.N., Ivanova O.A. Professional'noe vzaimodejstvie v praktiko-orientirovannoj obrazovatel'noj srede. Professional'naya orientaciya. 2015; № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vzaimodeystvie-v-praktiko-orientirovannoy-obrazovatelnoy-srede

17. Borzova T.A. Prepodavatel' kak osnovnoe zveno tehnologii «perevernutyj klass». Vysshee obrazovanie v Rossii. 2018; T. 27, № 5: 42-49.

18. Ponomarev A.V. i dr. Vospitatel'naya sreda universiteta: tradicii i innovacii: monografiya. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2015.19. Borzova T.A. Osobennosti vospitatel'nogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj sisteme vuza. Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta 'ekonomiki i servisa. 2022; T. 14, № 2: 177-185.

Статья поступила в редакцию 26.07.23

УДК 378

Bugreyeva A.S., teacher, Financial University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL FEEDBACK IMPLEMENTATION AND EFFICIENCY IMPROVEMENT ISSUES IN HIGHER EDUCATION. The modern system of higher professional education is aimed at creating and developing students' needs for continuous professional and personal growth and development. Achieving this goal is impossible without the formed ability to request, receive, analyze and effectively use feedback as well as without the developed skills for mutual and self-assessment performance results. Within the framework of the socio-cultural approach to education an important aspect of the effectiveness and efficiency of teaching is interaction and mutual understanding between the teacher and the students regarding the feedback provided as summative and corrective evaluation of learning results and academic performance. The following article touches upon the problems which arise in the process of feedback implementation in educational activities and discusses practical approaches to improving the efficiency of corrective and summative feedback provided in the form of evaluation. The author emphasizes the significant role of the teacher's pedagogical skills to provide students with timely and high-quality feedback to involve students in a reasoned discussion of emerging issues as well as to stimulate independent problem solving skills and search for new knowledge.

Key words: feedback implementation, evaluation of learning outcomes, teacher competencies, mutual and self-assessment

А.С. Бугреева, ст. преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современная система высшего профессионального образования нацелена на создание и развитие у учащихся потребности в непрерывном профессиональном и личностном росте и развитии. Достижение данной цели невозможно без сформированного умения запрашивать, получать, анализировать и эффективно использовать обратную связь, а также без выработанных навыков взаимо- и самооценивания результатов деятельности. В рамках социо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.