Педагогика и просвещение
Правильная ссылка на статью:
Дианов С.А., Дианова Ю.В. — Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы // Педагогика и просвещение. - 2023. - № 2. DOI: 10.7256/24540676.2023.2.39827 EDN: AGCUKX URL: https//nbpublish.com/Hbrary_read_article.php?id=39827
Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы
Дианов Сергей Александрович
доктор исторических наук
профессор, кафедра государственного управления и истории, Пермский национальный исследовательский политехнический университет; профессор, кафедра частного права, Пермский
институт ФСИН России
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
Дианова Юлия Викторовна
кандидат культурологии
доцент, кафедра дизайна, графики и начертательной геометрии, Пермский национальный
исследовательский политехнический университет
614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Комсомольский Проспект, 29
Статья из рубрики "Ценности и цели образования"
DOI:
10.7256/2454-0676.2023.2.39827
EDN:
AGCUKX
Дата направления статьи в редакцию:
21-02-2023
Дата публикации:
30-03-2023
Аннотация: Предметом исследования является динамика изменений, происходящих в архитектуре гуманитарного образования в российских образовательных организациях высшего образования в XXI веке. Статья написана на основе авторского опыта преподавания социально-гуманитарных учебных дисциплин. Показано, что в 2000-е годы в негуманитарных вузах главный акцент делался на обучении и развитии у студентов основ политических, социологических и культурологических знаний. Гуманитарное присутствие в учебных планах специалитета давало возможность
достигать промежуточных целей политического просвещения. В последующий же период времени знания о политике и политическом устройстве страны, о гражданском подвиге и патриотизме оказались на периферии профессиональных образовательных маршрутов обучающихся. Авторы отмечают, что в настоящее время по инициативе Минобрануки России происходит пересмотр ключевых основ гуманитарного образования. Увеличивается количество аудиторных часов на изучение истории России и основных вех всемирной истории, начата работа по внедрению в образовательный процесс учебной дисциплины «Основы российской государственности». При этом очевидна востребованность в комплексной профильной переподготовке профессорско-преподавательского состава негуманитарных вузов. В статье содержатся конкретные предложения по реализации мер, направленных на политическое просвещение и гражданское воспитание всех участников образовательного процесса в вузе. Особое внимание уделяется подготовке кадров в аспирантуре по политологическому направлению.
Ключевые слова:
гуманитарное образование, политическое просвещение, политические знания, высшее образование, университет, профессиональная переподготовка, политическая
социализация, мотивация студентов, новаторское мышление, профессиональное образование
Введение
В начале XXI века гуманитарное образование в российских вузах обеспечивалось как традиционными, так и новаторскими подходами в методике преподавания гуманитарных и социальных дисциплин. Без преувеличения можно констатировать, что в этот период времени доминировали целевые установки по созданию условий для реализации
процесса политической социализации студентов —21 В базовых учебных планах образовательных институций значительное количество аудиторных часов отводилось преподаванию политологии, социологии, культурологии и конфликтологии. Не менее интересным был опыт проведения учебных занятий по дисциплинам вариативной части и курсов по выбору («Основы социального государства», «История политических и правовых учений», «Права человека» и др.). В вузах технического профиля студенты на семинарских занятиях имели возможность осваивать предметное поле политической науки, знакомиться со спецификой природы культурологических знаний. В торгово-экономических институтах обучающиеся посещали занятия по истории мировых и национальных религий, риторике и культуре речи. В процессе обучения активно внедрялись информационно-компьютерные и мультимедийные технологии, ставшие доступными профессорско-преподавательскому составу благодаря реализации приоритетного национального проекта «Образование» ^^
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов в 2010-е годы, переход на компетентностную модель реализации основных образовательных программ высшего образования, а также широкое внедрение проектных технологий в образовательный процесс привели к серьёзной трансформации архитектуры гуманитарного образования в вузе. В числе первых акторов, ощутивших перемены, оказались научно-педагогические работники - историки и филологи, политологи и социологи, культурологи и специалисты в сфере дизайна. Отнюдь не все инновации
казались преподавателям высшей школы полезными и действительно необходимыми. В ряде вузов экономического профиля произошла утрата таких дисциплин, как «Политология» и «Культурология». Как пример приведём ситуацию в Пермском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета, где с сентября 2011 г. политологию перестали изучать студенты-бакалавры направлений «Экономика», «Менеджмент», «Технология продукции и организация общественного питания». Наработанная педагогами за долгие годы методическая база, дидактические
материалы, учебные пособия и оценочные средства, оказались невостребованными При этом ещё в феврале 2011 г. С.А. Дианов на учебном занятии по политологии совместно со студентами-менеджерами в форме диспута разбирал тему, посвящённую 150-летию отмены крепостного права в России. Далее, надо признать, что в рассматриваемый период времени некоторым вузовским управленческим командам все же удавалось избрать эффективную стратегию позиционирования в конкретном регионе, доказывать делом приоритетность развития программ гуманитарного образования. В Пермском крае яркий пример продемонстрировал Пермский государственный педагогический университет. В 2012 г. университет стал победителем федерального конкурса программ стратегического развития учреждений высшего образования и получил возможность позиционировать себя в роли «гуманитарно-педагогического» вуза.
Вместе с тем, перед негуманитарными вузами стояла непростая задача обеспечения требований ФГОС к содержанию и качеству обучения студентов, в частности формирование и развитие у обучающихся общекультурных компетенций. В целом основы гуманитарного знания оказались в структуре содержания учебных дисциплин «История», «Философия», «Русский язык и культура речи». При этом целые пласты действительно полезных для студенческой молодёжи знаний, как например, знания о политике и политическом устройстве страны, знания об особенностях политических процессов в российском обществе, представления о структуре российского социума в новейшее время, к 2014 г. оказались на периферии профессиональных образовательных маршрутов обучающихся. Соответственно существенно затормозились процессы политической социализации студентов. Фактически во второй половине 2010-х годов реализацией задач политического просвещения занимались неравнодушные педагоги-«энтузиасты», не имеющие профильного образования и политического опыта. Сегодня отсутствие действенных механизмов политического просвещения особенно остро ощущается в тех инженерных вузах страны, где студенты получают профессиональное образование и специальности, имеющие стратегическое значение для России.
Основная часть
На первый взгляд оперативным рациональным решением может стать возвращение в базовые планы подготовки бакалавров, специалистов и магистров учебных дисциплин «Политология», «Основы социального государства», «История политических и правовых учений» и т.п. Последние инициативы Минобрнауки России об утверждении Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей логично признать предварительным шагом к «перезагрузке» сферы вузовского гуманитарного образования. «История, как наука и учебная дисциплина, формирует отношение общества к своему прошлому, учит по-новому смотреть на настоящее, формирует целостное мировоззрение, - выразил собственное видение ситуации министр В.Н. Фальков. - Во все времена университеты ставили перед собой задачу подготовить патриотически настроенных граждан своей страны, людей думающих, с широким
кругозором и навыками критического мышления» J51. В этом же ключе следует рассматривать и новости о подготовке силами профессионального экспертного сообщества проекта учебной дисциплины «Основы российской государственности». Введение этого курса предполагается уже с 1 сентября 2023 г. на факультетах
общественных наук Í61.
Вместе с тем, ряд исследователей ещё в эпоху реализации первого нацпроекта «Образование» предупреждали о том, что само наличие практики преподавания в вузе политологии и других смежных дисциплин отнюдь не свидетельствует об органичном включении обучающихся в процесс политической социализации. Так Н.С. Мари в 2010 г. перечислила факторы, препятствующие усвоению политических знаний у студентов негуманитарных вузов:
1) отсутствие концептуальной программы (документальной и практико-ориентированной) политического образования в вузе (только 3,4% студентов считают, что ВУЗ организует мероприятия, посвящённые расширению знаний о политической системе);
2) отсутствие интереса у студентов к политическим наукам связано с разочарованностью, как в качестве преподавания, так и в степени интересности и полезности политической науки (на вопрос Н.С. Мари «Чем Вы руководствовались, посещая аудиторные занятия по политическим наукам?», 65,4% студентов ответили, что это «моя обязанность как студента», и только 6,8% отметили высокий уровень проводимых занятий);
3) отсутствие равенства преподавателя и обучающихся, выражавшееся в «педагогически неадаптированной политической идеологии, которая лишь декларирует превращение учащегося в субъект воспитания. Предлагаемые ею средства фактически побуждали к другому - к созданию дисциплины подчинения, формированию у обучающегося на этой основе психологии исполнителя, исключающей как критическое восприятие действительности, так и возможность ее собственной оценки» J71.
Соответственно, положительно оценивая труд коллег по разработке курса «Основы российской государственности», считаем необходимым подчеркнуть востребованность апробации новаторских подходов в методике преподавания политических и смежных дисциплин. И.Н. Баранова совершенно справедливо говорит о том, что на занятии студенты должны почувствовать себя носителями определённых социальных знаний, посмотреть на различные жизненные ситуации с разных сторон, поучиться грамотно отстаивать свою гражданскую позицию. Эффективное обучение требует применения «диалоговых методик, с помощью которых студенты приобретают знания, развивают социальные и интеллектуальные навыки, вырабатывают критическое мышление» J81.
Выскажем мнение о рациональности внедрения с 1 сентября 2023 г. в качестве факультатива или курса по выбору дисциплины «Основы российской государственности» для студентов технических, медицинских и аграрных университетов. Параллельно с этим отдельное внимание следует уделить совершенствованию методик организации научно-исследовательской работы студентов. Создание в негуманитарных вузах научно-творческих студенческих кружков («Политолог», «POLIS», «Гражданин»), регулярная работа опытных тьюторов для мотивации студентов к исследованию мира политического, позволит перевести многих любознательных учащихся с порогового на креативный уровень политического анализа сюжетной событийности современной эпохи. Следует также понимать, что кружковую деятельность необходимо избавить от формализма: проведение мероприятий не для «галочки», а с целью побуждения обучающихся к креативному действию. Как пример можно привести опыт деятельности в 2000-х годах в
Пермском педагогическом университете межфакультетского студенческого объединения «Научная корпорация политологов». Оргкомитет организации ежемесячно издавал студгазету, информационные бюллетени.
В то же время очевидна востребованность и в системной профильной переподготовке профессорско-преподавательского состава негуманитарных вузов. Сегодня все ещё можно услышать от коллег предпенсионного возраста рассуждения о «пагубности» преподавания в позднюю советскую эпоху истории КПСС и основ диалектического материализма. Однако не следует предавать забвению факт того, что марксистко-ленинские идеологические установки в 1990-е годы довольно быстро оказались замещены новыми доктринальными концептами западного неолиберального порядка В начале XXI века в вузах РФ можно было видеть присутствие в научно-образовательной
среде зарубежных европейских фондов Не всегда их деятельность была нацелена на выстраивание реального взаимодействия в рамках внеаудиторной контактной работы. В 2016 г. в Поволжском институте управления им. П.А. Столыпина РАНХиГС был выявлен факт злоупотребления одним из преподавателей служебным положением в целях
извлечения личной выгоды от сотрудничества с фондом Фридриха Наумана Не для кого не секрет, что 2022 г. стал для некоторых преподавателей социально-гуманитарных дисциплин последним в их научно-педагогической карьере. Речь идет, прежде всего, о физических лицах, признанных Минюстом РФ «иностранными агентами». Кроме того, необходимо иметь в виду и тех педагогов вузов, с которыми расторгли трудовые отношения по причине их публичного неправомерного поведения, выражающегося в критике СВО и дискредитации ВС РФ^12!. Выскажем мнение о том, что педагоги высшей школы, не имеющие юридического образования и опыта работы на государственной и муниципальной службе, но претендующие на позиции ведущих преподавателей политических и смежных гуманитарных дисциплин обязаны на регулярной основе проходить профильную переподготовку. Сегодня данная мера необходима, принимая во внимание и риски возникновения непростых ситуаций, когда педагог без «злого» умысла, может допустить правонарушение.
В числе предлагаемых мер следует назвать следующие позиции:
1) введение в негуманитарном вузе механизмов стимулирования преподавателей к повышению уровня своего профессионального мастерства и личностного развития в рамках обучения по программам магистратуры и аспирантуры (направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Государственное управление и отраслевые политики», «Политические институты, процессы, технологии»);
2) создание базовой кафедры теории и методики преподавания социальных и гуманитарных наук, причём не только для оперативного обновления методических и дидактических комплектов для учебных занятий, но и в целях взаимодействия с педагогическими вузами, передовыми научно-методическими центрами гуманитарных вузов;
3) востребована «перезагрузка» культурологического образования в техническом вузе, позитивные эффекты даст мера по восстановлению кафедр культурологии;
4) в рамках системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимо наладить проведение на регулярной основе тематических курсов, связанных с кругом вопросов политического просвещения и гражданского воспитания (сегодня обязательными для каждого преподавателя являются курсы «Основы медицинской
помощи» и «Электронно-информационная среда вуза»);
5) рекомендовать педагогам-кураторам студенческих групп активно знакомится с опытом ведущих политических партий России, выступать в роли членов Российской ассоциации политической науки (РАПН), Российского исторического общества (РИО) и др.;
6) эффективность профильной переподготовки полезно связать с мерами по мотивации преподавателей к участию в тематических круглых столах (на площадках органов местного самоуправления), в патриотических форумах всероссийского значения.
В последнем случае считаем ценным опыт проведения в 2019 г. в регионах России цикла круглых столов на тему «Знания о политике: как получить и где применить?»
Продемонстрируем примеры апробации форм работы с аспирантами из собственной педагогической практики. Опыт руководства с 2015 г. по 2022 гг. аспирантской программой «Политические институты, процессы и технологии» в Пермском Политехе (ПНИПУ) позволил сделать следующие выводы. Во-первых, данная образовательная программа пользовалась спросом прежде всего у преподавателей истории общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Во-вторых, было установлено, что главной мотивацией учителей-«обществоведов» выступало стойкое желание освоить умения выражать свои идеи, мнения в виде научных работ -публикаций, монографий, диссертаций. В-третьих, успешные выпускники программы открыли для себя сферу государственного и муниципального управления, стали понимать ценностно-смысловые основания управленческого решения.
Итак, среди форм работы, показавших результативность можно выделить следующие:
1) проведение занятий по дисциплине «Научный семинар» в форме методологических семинаров (например: «Региональные исследования политического пространства», «Геокультурный подход в брендинге городских и сельских поселений», «Политические элиты как объект исследования» и др.);
2) организация выездных научных мероприятий в территории Пермского края с целью знакомства с практиками деятельности муниципальных органов власти, образовательных и культурных институций (например, круглые столы «Геокультурный брендинг малого города»; г. Верещагино, г. Очёр, 2021 г.) -Ш-Ь
3) включение аспирантов в рабочие группы по разработке модельных проектов музейных коллекций патриотической тематики для школ, техникумов и институтов;
4) в рамках реализации задач педагогической практики защита аспирантами проектных работ в виде проведения открытых занятий со студентами с использованием методов проблемного обучения, педагогических техник развития критического мышления (например, открытое занятие-диспут «Модели социального государства в современном мире: традиции и новации»).
Выпускники аспирантуры ПНИПУ - готовые специалисты, воспитавшие в себе полезное качество выражения своих гражданских инициатив не только официально-деловым, но и «живым» научным языком.
Основываясь на результатах работы с аспирантами-политологами предложим собственное видение содержания модулей программы профильной переподготовки для преподавателей негуманитарных вузов «Политическое просвещение и воспитание личности гражданина в современном вузе». Считаем целесообразным выделить в
программе четыре модуля:
Модуль 1. Теоретико-методологическая и нормативно-правовая база политического просвещения студентов вуза.
Модуль 2. Педагогические методы и приёмы воспитания личности гражданина РФ.
Модуль 3. Виды и формы работы по политическому просвещению иностранных студентов.
Модуль 4. Механизмы взаимодействия с политическими партиями и общественными организациями РФ при реализации просветительских задач.
Разбивку модулей на темы осуществляет малая исследовательская группа ведущих преподавателей вуза (экспертов), имеющих профильное образование и опыт участия в проектах политической или управленческой направленности.
Заключение
Обсуждение ценностно-смысловых основ гуманитарного образования в негуманитарном вузе даёт возможность оценить готовность профессорско-преподавательского состава к переосмыслению собственной роли в общем деле политического просвещения и патриотического воспитания обучающихся. В инженерных, медицинских и аграрных вузах в настоящее время востребовано профессиональное обсуждение концептуальных
основ воспитательной системы вуза i15!. Кроме того, внедрение научно-педагогическими работниками методик политического просвещения в практику преподавания учебных дисциплин, несомненно, будет способствовать росту уровня юридической грамотности и правовой культуры. Считаем целесообразным лицензировать в технических вузах страны аспирантские программы по новым направлениям подготовки в сфере государственного и муниципального управления. При этом главный акцент следует делать не только на защиту аспирантами своих диссертаций, но и на подготовку преподавателя-исследователя, готового трудится на благо своей Родины.
Библиография
1. Бондарь Ю. П., Решетников С. В. Концептуально-методическое обеспечение политической социализации студентов вузов // Вестник Брестского университета. Серия 1. Философия. Политология. Социология. 2010. № 2.С. 63-81.
2. Зуляр Р. Ю. Политическая социализация студенчества как неотложная проблема современной России // Вестник Читинского государственного университета. 2009. № 4 (55). С. 61-66.
3. Солдаткин В. И. Интернет-обучение как национальный проект // Телекоммуникации и информатизация образования. 2006. № 1. С. 22-36.
4. Дианов С. А. Методические приёмы формирования общекультурных компетенций на занятиях по «Социологии и политологии»: от теории к практике // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сборник III Международной научно-практической конференции 11-13 апреля 2016 г. / сост. Ю.С. Ломакина. Пермь: ФКО ВО Пермский институт ФСИН России. 2016. С. 216-218.
5. В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Официальный интернет-портал Минобрнауки России. 2 февраля 2023 г. - URL:
https ://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (дата обращения: 18.02.2023).
6. Мухаметшина Е. Основам российской государственности студентов начнут учить с
сентября 2023 года // Ведомости. 2023. 10 февраля. - URL:
https ://www.vedomosti.ru/sodety/artides/2023/02/10/962445-osnovam-rossMskoi-gosudarstvennosti-nachnut-uchit-s-sentyabrya (дата обращения: 20.02.2023).
7. Мари Н. С. Некоторые особенности политической социализации студентов в высшем учебном заведении (опыт социологического исследования) // Всероссийский журнал научных публикаций. 2010. № 1 (ноябрь). С. 93-96.
8. Баранова И.Н. Противоречия современной политологии и процесс преподавания // Альманах современной науки и образования. 2009. № 10 (29). Ч. 1. С. 18-19.
9. Головин Г. А., Коханая О.Е. Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. T. 5. № 2. С. 314-323.
10. Между прошлым и будущим: социальные отношения, ценности и институты в изменяющейся России: VIII научно-практическая конференция, проведённая Гуманитарным университетом (г. Екатеринбург) и Фондом Фридриха Науманна (ФРГ) 17-18 мая 2005 года: Тез. докл.: В 2 т. / Редколлегия.: Л. А. Закс и др. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2005. Т. 1. 548 с.
11. Преподаватель оштрафован за сбор данных студентов для участия в программе немецкого либерального фонда // Новости Саратова. 2016. 23 декабря. - URL: http://saratov-news.net/other/2016/12/23/149639.html (дата обращения: 20.02.2023).
12. Семенова О. Суд признал законным увольнение из ВШЭ Динары Гагариной за критику СВО // АИФ-Прикамье. 2023. 18 января. - URL:
https ://perm.aif.ru/education/sud_priznal_zakonnym_uvolnenie_iz_vshe_dinary_gagari noy_za_kritiku_svo (дата обращения: 20.02.2023).
13. Знания о политике: как получить и где применить? (27 сентября — 12 октября 2019 г.): Сборник материалов по итогам цикла региональных круглых столов / Под общ. ред. И.А. Помигуева, П.С. Копыловой. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2020. 480 с.
14. Шардаков М. В бывшей вотчине французского революционера Строганова обсудили геокультурный брендинг малых городов Прикамья // ЗВЕЗДА. Пермская краевая общественно-политическая газета. - 2021. - 13 мая.
15. Бекова С. К., Джафарова З. И. Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения // Вопросы образования. 2019. № 1. С. 87-108.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Гуманитарное образование и политическое просвещение в негуманитарном вузе: взгляд педагога высшей школы»
Актуальность темы исследования и ее соответствие специализации журнала «Педагогика и просвещение» не вызывает сомнение в связи с современными тенденциями социального развития, которые определяют приоритеты деятельности высших образовательной организации.
Предметом исследования являются политические знания у современных студентов негуманитарных вузов
В качестве проблемного поля исследования представлен анализ таких категорий как «политические науки», «гражданское воспитание», «политическое просвещение», «культурологическое образование » и пр.
Выявлены и подробно проанализированы результаты изучения новых федеральных государственных образовательных стандартов, перехода на компетентностную модель реализации основных образовательных программ высшего образования, широкое внедрение проектных технологий в образовательный процесс.
Достоинством работы являются ключевые, сквозные ведущие идеи обеспечения требований ФГОС к содержанию и качеству обучения студентов, в частности формирование и развитие у обучающихся общекультурных компетенций.
Интерес представляет исследование различных факторов, препятствующих усвоению политических знаний у студентов негуманитарных вузов
Представлено подробное пошаговое описание этапов реализации опытно-экспериментальной работы и результатов применения различных форм работы с аспирантами (педагогическая практика, круглый стол, методологический семинар, выездное научное мероприятие и др.).
Методология рецензируемой работы построена на основе сравнительно-сопоставительного подхода. В статье применены такие методы исследования как сравнительный, структурный, функциональный, семантический анализ, синтез полученных результатов, аналогия и сравнение, дедукция, проектирование. В статье достаточно детально реализованы систематизация и обобщение данных, связанных с востребованностью апробации новаторских подходов в методике преподавания политических и смежных дисциплин
Статья обладает научной новизной, связанной с обсуждением ценностно-смысловых основ гуманитарного образования в негуманитарном вузе и осмыслением роли преподавателя в патриотическом воспитании обучающихся:
- внедрение преподавателями методик политического просвещения будет способствовать росту уровня юридической грамотности и правовой культуры;
- проектирование и разработка содержания модулей программы профильной переподготовки для преподавателей негуманитарных вузов.
Структура статьи соответствует требованиям к научным публикациям.
Представлен подробный качественный и количественных анализ особенностей преподавания гуманитарных дисциплин в негуманитарном вузе.
Содержание статьи, в котором исследуется подготовка патриотически настроенных граждан своей страны, соответствует ее названию.
Стиль изложения материала соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Библиография соответствует содержанию статьи и представлена 15 отечественными литературными источниками (2005-2023гг.).
Результаты исследования обосновывают значимость теоретического и эмпирического исследования политической социализации студенчества как неотложной проблемы современной России.
Статья вызывает читательский интерес и может быть рекомендована к публикации.