Научная статья на тему 'ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВУЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ'

ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВУЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / УНИВЕРСИТЕТ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтенков Николай Владимирович, Гринько Андрей Александрович

Актуальность темы определяется особой важностью фигуры преподавателя гуманитарных дисциплин в системе высшего образования с учетом современных реалий и исключительной важности дальнейшего развития национального самосознания и патриотизма среди молодежи. Целью статьи является анализ положения преподавателя гуманитарных дисциплин в российской образовательной организации высшего образования негуманитарной (далее - профильной) направленности. Для достижения поставленной цели был использован системный подход и ряд научных методов (сравнение, анализ, обобщение, аналогия, статистический анализ). Эмпирической базой работы послужили исследования (в форме наблюдения, анкетирования и интервьюирования), проводившиеся в 2022-2023 годах в вузах города Благовещенска Амурской области. Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на постепенное осознание особой роли гуманитарных предметов (особенно истории) в формировании полноценного гражданина, гуманитарии все еще остаются второстепенным, «периферийным» звеном на фоне педагогов профильных дисциплин. Авторы отмечают необходимость изменения положения данной категории преподавателей и повышения их статуса с учетом текущих внутригосударственных и международных тенденций. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении специфики статуса и профессиональной деятельности педагога-гуманитария, выявлении основных тенденций в трансформации его положения, а также факторов, оказывающих влияние на эффективность и стабильность педагогических кадров, таких как подготовленность и мотивированность студенческого контингента, позиция администрации вуза в отношении гуманитарного блока дисциплин, объем выполняемой работы, возможности для карьерного и личностного роста и другие. Практическая значимость работы состоит в выявлении противоречивости статуса педагога-гуманитария. С одной стороны, сохраняется приверженность традиционным ценностям и осознание своей педагогической миссии, благодаря политике государства и руководства вузов повышается средний уровень материального благосостояния педагогов, постепенно улучшается техническая оснащенность рабочих мест и аудиторий, но, с другой стороны, обнаружено, что положение преподавателей отличается неустойчивостью, возможности профессионального развития ограничены, а значительная учебная нагрузка и перегруженность иными видами работ не позволяют самореализовываться в полной мере, приводят к снижению качества работы и профессиональным деформациям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болтенков Николай Владимирович, Гринько Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSITION OF THE HUMANITIES TEACHER IN A DOMESTIC UNIVERSITY: TRENDS AND SPECIFIC FEATURES

The relevance of the topic is determined by the special importance of the figure of a teacher of the Humanities in the higher education system, taking into account modern realities and the exceptional importance of further development of national identity and patriotism among young people. The purpose of the article is to analyze the position of a teacher of the Humanities in the Russian educational institution of higher education of non-humanitarian (major) orientation. To achieve this goal, a systematic approach and a number of theoretical methods (comparison, analysis, synthesis, analogy, statistical analysis) were used. The empirical basis of the work was the research work (in the form of observation, questioning and interviewing) conducted in 2022-2023 in the universities of the city of Blagoveshchensk, Amur region. The results of the work allow us to conclude that, despite the gradual understanding of the special role of humanitarian subjects (especially history) in the formation of a solid citizen, the Humanities teachers still remain a secondary, «peripheral» part against the background of major disciplines teachers. The authors note the need to change the position of this category of teachers and improve their status, taking into account current domestic and international trends. The theoretical significance of the work consists in considering the specifics of the status and professional activity of a humanitarian teacher, identifying the main trends in the transformation of his/her position, as well as factors affecting the effectiveness and stability of teaching staff, such as the preparedness and motivation of the student contingent, the position of the university administration in relation to the Humanities disciplines, the volume of the work performed, opportunities for career and personal growth, and others. The practical significance of the work consists in identifying the inconsistency of the status of a humanitarian teacher. On the one hand, adherence to traditional values and awareness of their pedagogical mission is maintained, thanks to the policy of the state and the administration of universities, the average level of material well-being of teachers is increasing, the technical equipment of workplaces and classrooms is gradually improving, but, on the other hand, it is found that the position of teachers is unstable, opportunities for professional development are limited, and a significant working load being complicated with other types of work does not allow them to actualize fully. These factors lead to a decrease in the quality of work and professional deformations.

Текст научной работы на тему «ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ГУМАНИТАРИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ВУЗЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 06 (июнь) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231054 DOI 10.24412/2304-120X-2023-11054 УДК 378.12

Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности

The position of the Humanities teacher in a domestic university: trends and specific features

Авторы статьи

L

Authors of the article

L

Болтенков Николай Владимирович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, Российская Федерация

boltenkov1986@mail.ru ORCID: 0009-0000-2618-5259

Гринько Андрей Александрович,

кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», г. Благовещенск, Российская Федерация andrey2007-85@mail.ru ORCID: 0000-0002-9690-42^

Nikolay V. Boltenkov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation boltenkov1986@mail.ru ORCID: 0009-0000-2618-5259

Andrey A. Grinko,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the Humanities, Far Eastern State Agricultural University, Blagoveshchensk, Russian Federation andrey2007-85@mail.ru ORCID: 0000-0002-9690-421X

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Болтенков Н. В., Гринько А. А. Положение преподавателя-гуманитария в отечественном вузе: тенденции и особенности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 06. - С. 150-165. -URL: https://e-koncept.ru/2023/231054.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11054

N. V. Boltenkov, A. A. Grinko, The position of the Humanities teacher in a domestic university: trends and specific features // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 06. - P. 150-165. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231054.htm. DOI:

10.24412/2304-120X-2023-11054

Поступила в редакцию Received 29.04.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 05.06.23

Принята к публикации Accepted for publication 05.06.23 Опубликована Published 30.06.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Болтенков Н. В., Гринько А. А., 2023

Аннотация

Abstract

L

Актуальность темы определяется особой важностью фигуры преподавателя гуманитарных дисциплин в системе высшего образования с учетом современных реалий и исключительной важности дальнейшего развития национального самосознания и патриотизма среди молодежи. Целью статьи является анализ положения преподавателя гуманитарных дисциплин в российской образовательной организации высшего образования негуманитарной (далее - профильной) направленности. Для достижения поставленной цели был использован системный подход и ряд научных методов (сравнение, анализ, обобщение, аналогия, статистический анализ). Эмпирической базой работы послужили исследования (в форме наблюдения, анкетирования и интервьюирования), проводившиеся в 2022-2023 годах в вузах города Благовещенска Амурской области. Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на постепенное осознание особой роли гуманитарных предметов (особенно истории) в формировании полноценного гражданина, гуманитарии все еще остаются второстепенным, «периферийным» звеном на фоне педагогов профильных дисциплин. Авторы отмечают необходимость изменения положения данной категории преподавателей и повышения их статуса с учетом текущих внутригосударственных и международных тенденций. Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении специфики статуса и профессиональной деятельности педагога-гуманитария, выявлении основных тенденций в трансформации его положения, а также факторов, оказывающих влияние на эффективность и стабильность педагогических кадров, таких как подготовленность и мотивированность студенческого контингента, позиция администрации вуза в отношении гуманитарного блока дисциплин, объем выполняемой работы, возможности для карьерного и личностного роста и другие. Практическая значимость работы состоит в выявлении противоречивости статуса педагога-гуманитария. С одной стороны, сохраняется приверженность традиционным ценностям и осознание своей педагогической миссии, благодаря политике государства и руководства вузов повышается средний уровень материального благосостояния педагогов, постепенно улучшается техническая оснащенность рабочих мест и аудиторий, но, с другой стороны, обнаружено, что положение преподавателей отличается неустойчивостью, возможности профессионального развития ограничены, а значительная учебная нагрузка и перегруженность иными видами работ не позволяют самореализовываться в полной мере, приводят к снижению качества работы и профессиональным деформациям.

The relevance of the topic is determined by the special importance of the figure of a teacher of the Humanities in the higher education system, taking into account modern realities and the exceptional importance of further development of national identity and patriotism among young people. The purpose of the article is to analyze the position of a teacher of the Humanities in the Russian educational institution of higher education of non-humanitarian (major) orientation. To achieve this goal, a systematic approach and a number of theoretical methods (comparison, analysis, synthesis, analogy, statistical analysis) were used. The empirical basis of the work was the research work (in the form of observation, questioning and interviewing) conducted in 2022-2023 in the universities of the city of Blagoveshchensk, Amur region. The results of the work allow us to conclude that, despite the gradual understanding of the special role of humanitarian subjects (especially history) in the formation of a solid citizen, the Humanities teachers still remain a secondary, «peripheral» part against the background of major disciplines teachers. The authors note the need to change the position of this category of teachers and improve their status, taking into account current domestic and international trends. The theoretical significance of the work consists in considering the specifics of the status and professional activity of a humanitarian teacher, identifying the main trends in the transformation of his/her position, as well as factors affecting the effectiveness and stability of teaching staff, such as the preparedness and motivation of the student contingent, the position of the university administration in relation to the Humanities disciplines, the volume of the work performed, opportunities for career and personal growth, and others. The practical significance of the work consists in identifying the inconsistency of the status of a humanitarian teacher. On the one hand, adherence to traditional values and awareness of their pedagogical mission is maintained, thanks to the policy of the state and the administration of universities, the average level of material well-being of teachers is increasing, the technical equipment of workplaces and classrooms is gradually improving, but, on the other hand, it is found that the position of teachers is unstable, opportunities for professional development are limited, and a significant working load being complicated with other types of work does not allow them to actualize fully. These factors lead to a decrease in the quality of work and professional deformations.

Ключевые слова

Key words

высшее образование, гуманитарные дисциплины, преподаватель, университет, современный преподаватель

higher education, Humanities, teacher, university, modern teacher

Благодарности

Acknowledgements

L

Авторы выражают благодарность профессорско-преподавательскому составу ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», ФГБОУ ВО «Амурская государственная медицинская академия», ФГКВОУ ВО «Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище» за участие в исследованиях.

The authors express their gratitude to the teaching staff of the Far Eastern State Agricultural University, Amur State University, Amur State Medical Academy, Far Eastern Higher Combined Arms Command School for their participation in the research.

Введение / Introduction

Гуманитарное образование выступает одной из основ отечественного высшего образования. Оно формирует жизненные и ценностные ориентиры, мировоззрение,

социализирует новые поколения людей, прямо связано с укреплением национально-гражданской идентичности молодежи и исторической памяти. Гуманитарные знания представляют собой мощный инструмент воздействия на сознание - как индивидуальное, так и общественное [1]. Естественно, что гуманитарные основы личности формируются во многом благодаря влиянию преподавателя.

Несмотря на перманентные изменения, свойственные российскому высшему образованию, развитие технологий и появление новых форм приобретения знаний, умений и навыков, усиление функций оказания и продвижения образовательных услуг, продиктованных включением высшей школы в рыночные отношения, профессия преподавателя-гуманитария остается одной из наиболее важных, ответственных и сложных. Педагогу по-прежнему требуется обладать высокой общей, нравственной и правовой культурой, отличаться профессиональной и гуманитарной компетентностью, креативностью и коммуникативностью, осознавать свою личную ответственность, иметь активную социальную позицию и быть носителем общечеловеческих ценностей [2]. Личность гуманитария, его харизма, культура общения, интеллект и характер оказывают свое определяющее воздействие на обучающихся, ассоциируются в глазах студентов с изучаемой дисциплиной, побуждая либо к ее углубленному изучению, либо к негативному восприятию и отторжению [3]. С учетом современной ситуации в мире, информационного противостояния и все усиливающейся борьбы «за умы» назрела потребность формирования нового мировоззрения, и роль преподавателей гуманитарных дисциплин в этом деле трудно переоценить.

Обзор литературы / Literature review

Отечественные и зарубежные исследователи на протяжении последних лет активно рассматривали различные аспекты профессии преподавателя вуза. Так, Ю. В. Гатен анализировала нюансы профессионально-педагогической подготовки педагогов применительно к инженерному вузу [4]. Она обратила внимание на проблему невысокого уровня педагогической компетентности и необходимость качественного повышения квалификации, а также всемерное повышение мотивации преподавателей. Проблему сочетания молодыми педагогами научной и педагогической деятельности характеризовала Е. А. Балезина [5]. Приоритет научно-исследовательской деятельности в вузах вызывает неоднозначную реакцию преподавателей, часть которых не может или не хочет заниматься наукой. Автор считает, что специально разработанная система мероприятий позволит преодолеть эти затруднения, с чем можно согласиться лишь частично. Н. Л. Виноградова, С. К. Волков и Е. Ю. Леонтьева также обращали внимание на сложности синтеза двух главных ролей: ученого и педагога-методиста [6]. Некоторые из главных выводов авторов, которые видятся нам вполне очевидными и разумными, заключаются в возвращении практики разделения функциональных обязанностей между преподавателями и научными сотрудниками, а также снижении требований по публикационной активности к региональным вузам, которые должны выполнять главную функцию по подготовке квалифицированных кадров. Ю. С. Эзрох размышлял над перспективами развития педагогических кадров, отмечая кризисную ситуацию в области кадровых ресурсов вузов [7]. Признавая остроту проблемы нехватки молодых педагогов и необходимость комплексной, в том числе финансовой, поддержки начинающих преподавателей, по нашему мнению, не следует игнорировать проблемы других возрастных групп, нужно рассматривать их в комплексе. А. Н. Загороднюк анализировала психолого-педагогический

портрет педагога [8]. По ее мнению, деятельность современного преподавателя постепенно приобретает инновационное содержание, а сам он обогащается новыми характеристиками, что подтверждают и другие исследования. Е. С. Литвинова и О. Н. Буш-мина акцентировали внимание на профессиональном образе преподавателя высшей школы [9]. Они справедливо указали на уникальность данной профессии, многообразие видов деятельности и необходимость постоянного самосовершенствования. Авторами данной статьи ранее рассматривались вопросы, связанные с положением молодых педагогов в региональных вузах и профессиональными деформациями преподавателей [10, 11]. Миссия педагогов-гуманитариев и их роль в развитии России отражены в работе В. С. Садовской и В. А. Ремизова [12]. В своей статье, обобщающей итоги Третьего российского гуманитарного форума, они обоснованно отметили завышенные требования в части научной активности, необходимость пересмотра учебной нагрузки, прекращение сокращения числа гуманитарных дисциплин и часов. Вопросы профессиональной идентичности и особенности поведения преподавателей гуманитарных дисциплин анализировались О. В. Шиняевой и Е. Р. Ахметшиной [13]. По их мнению, традиционное назначение педагогов-гуманитариев вошло в серьезное противоречие с включением вузов в рыночные отношения, следствием чего стала переоценка их функций и переидентификация. А. В. Сушко указывал на негативное влияние существующих условий организации образовательного процесса на эффективность преподавателя-гуманитария, что не позволяет объективно и качественно выполнять свою работу [14]. Роль преподавания гуманитарных дисциплин в системе современного высшего образования исследовалась Ю. Б. Шагбановой [15]. Негативные проявления исторического сознания молодежи и необходимые действия для устранения угроз национальной безопасности России в том числе, учитывая важнейшую роль преподавателя, освещал Ю. А. Шестаков [16]. Зарубежные исследователи Р. М. Харден, Дж. Кросби отмечали меняющуюся позицию преподавателя в образовательном процессе при сохранении за ним ключевой роли в обучении студентов и выделяли роли, которые играет преподаватель, в соответствии с концепцией «конкурирующих ценностей» [17]. M. Кунтер, У. Клуссман, Ю. Баумерт, Д. Рихтер и другие анализировали вопросы профессиональной устойчивости и компетентности педагогов [18]. Они рассматривают профессиональную устойчивость как один из компонентов профессиональной компетентности педагога, включающий мотивацию к педагогической профессии, способность к саморегуляции и самосовершенствованию. Степень подготовленности педагога к педагогической деятельности является предметом исследования таких ученых, как M. A. Канг, М. Кавана [19]. Стресс-факторы, экстремальные и напряженные ситуации, способствующие профессиональным деформациям и «выгоранию», характеризовали Д. Десуки и Х. Аллам, Х. Ченг, Э. Грин, Л. Треглаун, Б. Чепмен [20, 21].

Таким образом, на основании анализа российской и зарубежной литературы можно сделать вывод о достаточно разностороннем и глубоком изучении статуса преподавателя вуза, его миссии, ролей, проблемах и перспективах. Вместе с тем положение именно педагога-гуманитария рассматривается более поверхностно, а работы, акцентирующие внимание на трансформации положения данной категории в современных условиях, практически отсутствуют.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

При работе над статьей использовался комплекс научно-исследовательских методов, к которым относились теоретические (анализ научной литературы и источников, а также полученных данных) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование).

Результаты исследования / Research results

Преподавателей гуманитарных дисциплин в профильном (техническом, аграрном, медицинском и т. д.) вузе условно можно разделить на две группы: молодые/ начинающие педагоги и состоявшиеся гуманитарии со стажем и, как правило, с ученой степенью/званием.

Молодой гуманитарий на фоне своих коллег-сверстников, выпускников непедагогических направлений, обладает определенным преимуществом в виде более глубокой знаниевой базы в области педагогики, психологии и методики обучения. Подготовленность «непедагогов» ограничивается обзорным изучением основных педагогических технологий на уровне магистратуры или аспирантуры, краткосрочными курсами повышения квалификации, участием в методических конференциях. Молодежь выгодно отличается от других возрастных категорий высоким уровнем обучаемости, мобильности и способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования образовательной сферы. Однако, несмотря на наличие базовой подготовки, только в течение определенного, довольно длительного периода, который включает и промахи, и находки, и неудачи, и выработку собственного уникального стиля, с опытом преподаватель приобретает методические навыки преподавания гуманитарных дисциплин, которые становятся концептуальной основой формирования соответствующих компетенций [22].

Преподаватели-гуманитарии, обладающие значительным педагогическим стажем (условно от 10 лет), в основном являются состоявшимися профессионалами. Благодаря сформированной компетентности, глубокой знаниевой базе и опыту они способны донести до обучающихся объективные и систематизированные знания, аргументированно ответить на возникающие вопросы, разрешить те или иные проблемные ситуации. Тем не менее им присущи свои недостатки, такие как определенный консерватизм и скептицизм, медленное восприятие инноваций, недостаточное желание использовать современные технологии, сложности с многозадачностью и активной коммуникацией, наличие проявлений профессиональных деформаций и эмоционального выгорания.

Интервьюирование, проведенное в 2023 году среди 52 педагогов-гуманитариев вузов Амурской области: Дальневосточный государственный аграрный университет (Дальневосточный ГАУ), Амурский государственный университет (АмГУ), Амурская государственная медицинская академия (Амурская ГМА), Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище (ДВОКУ), показало, что вышеот-меченные негативные проявления характерны для 79% молодых педагогов (11 из 14 человек) и для 63% преподавателей со стажем (24 из 38 человек).

Ускоренная трансформация отечественного общества и государства, характерная для последних десятилетий, не могла не отразиться на положении преподавателей гуманитарных дисциплин. Увеличивается автономность профессии, требующая

напряженного умственного труда, повышается степень профессиональной ответственности, растет необходимость перманентного саморазвития и расширения спектра компетенций. В результате активного проникновения рыночных отношений в сферу образования происходит определенная переоценка выполняемых функций, переидентификация профессии, а традиционные и ранее востребованные качества преподавателей гуманитарного цикла отодвигаются на периферию сознания, что не может восприниматься позитивно [23].

В 2023 году 78% педагогов (8 начинающих и 33 состоявшихся) на вопрос о мотивации своей деятельности ответили, что видят в ней свое призвание, она позволяет совершенствоваться и приносит духовное удовлетворение. Отвечая на вопрос, что удерживает педагогов-гуманитариев в вузе, 60% (5 и 26 человек соответственно) отметили творческий характер труда, 52% (3 и 24 человека соответственно) - активное общение с молодежью, 50% (10 и 16 человек соответственно) - свободный график работы, 14% (0 и 7 человек соответственно) - высокий социальный статус профессии. 36% респондентов в 2022 году и 42% в 2023 году, говоря о своей мотивации, дополнительно подчеркивали особую важность материальной составляющей: «готовы работать так, как платят», «уровень зарплаты определяет степень подготовки», «не собираюсь тратить свое личное время на работу без достаточной оплаты».

Проведенные исследования показали, что, несмотря на сохранение ядра представлений о традиционно важных качествах преподавателя вуза, педагогическом призвании и творчестве, критерий финансового благополучия, зависимости уровня мотивации и эффективности деятельности от оплаты труда занимает все более важное место.

В условиях постоянных изменений и реформирования отечественного высшего образования (в частности, участия ряда вузов в государственной программе «Приоритет 2030») молодой преподаватель становится особенно ценным человеческим ресурсом, перспективным «костяком» вуза, его основой в обозримом будущем. В связи с важностью усиления гуманитарной подготовки студентов о необходимости привлечения молодых специалистов к преподаванию заявлял и глава Минобрнауки РФ В. Н. Фальков [24]. Ради увеличения доли молодых кадров (что является одним из критериев участия в вышеназванной программе) вузы склонны не объявлять конкурсы на замещение определенных должностей профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), не продлевать трудовые договоры с рядом преподавателей старших возрастов, что, на наш взгляд, крайне опрометчиво. Там, где место состоявшегося педагога-гуманитария занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают обучающиеся, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы [25].

В настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда вузам требуется одновременно молодой и опытный педагог, как минимум являющийся доцентом, кандидатом наук, с внушительным списком научных публикаций не ниже уровня рецензируемых изданий ВАК. Это касается и тех педагогов, которые уже работают в вузах и ожидают результатов очередного конкурса на замещение должности. Недостаточное число научных публикаций, отсутствие ученой степени, возраст и иные, нередко формальные, основания могут стать причиной завершения трудовой деятельности. Так, в вузах Амурской области для выполнения базовых показателей доцентам требуется опубликовать за год в среднем не менее двух статей, индексируемых в РИНЦ, и одну статью - в рецензируемом издании ВАК, по профилю читаемых дисциплин [26-28]. Однако фактически это лишь минимальные требования, которые

необходимо перевыполнять, что всячески акцентируется администрациями образовательных организаций.

В отличие от методической работы, которая может основываться на собственном опыте, научные изыскания гуманитариев (особенно историков) предполагают работу в архивах, библиотеках, музеях, научных центрах федерального уровня, а также физическое участие в конференциях, симпозиумах и иных публичных мероприятиях. Для «провинциальных» педагогов возможность работы в других регионах минимальна, если вообще возможна. Инновации постепенно расширяют возможности дистанционных исследований, однако не могут в полной мере заменить очную деятельность. Вузы отдают приоритет командировкам преподавателей, чья деятельность прямо связана с профилем вуза, гуманитарии в этом плане оказываются на периферии интересов руководства образовательных организаций. Крайне ограниченные возможности полноценной научной деятельности для региональных педагогов-гуманитариев, значительные затраты времени, собственные финансовые издержки, отсутствие поддержки гуманитарных исследований со стороны администрации вузов и другие факторы ограничивают научную деятельность преподавателей истории, философии, русского языка и смежных дисциплин, оборачиваются ее формализацией и примитивизацией. Очевидно, что существенная часть педагогов, в том числе гуманитариев, может не иметь научных достижений, при этом являясь выдающимися лекторами-ораторами, проводить занятия на высоком научном и методическом уровне, отличаться творческой и креативной деятельностью, что выходит за рамки формальных показателей.

Анкетирования, проведенные в 2022 и 2023 годах, выявили скептическое отношение к необходимости ведения научной деятельности существенной части педагогов-гуманитариев, работающих в профильных вузах Амурской области. Так, 78% респондентов (39 из 50 человек) в 2022 году и 84% (44 из 52 человек) в 2023 году указали на формальность научной работы, осуществляемой ради выполнения базовых требований и/ или дополнительного материального поощрения. Естественно, что ориентация на достижительные стратегии при выполнении рейтинговых показателей, предъявляемых администрацией, приводит к постепенному «вымыванию» из педагогического коллектива творческой части работников. Формальные критерии, отражающие эффективность образовательного процесса, а также рейтинговые показатели, на которые должны ориентироваться педагоги, нередко подменяют собой истинные ценности и главный смысл педагогической деятельности [29].

Нельзя не отметить важную роль материального благополучия педагогов-гуманитариев. По нашему мнению, большое значение имело принятие так называемых «майских» указов В. В. Путина в 2012 году, благодаря которым заработная плата преподавателей вузов объективно выросла. При этом вузы нередко объявляют конкурсы на замещение должностей ППС только на доли ставок, тем самым нивелируя рост зарплаты. Так, анализ соответствующих приказов за январь - май 2023 года, размещенных на официальных сайтах непедагогических вузов Амурской области, показал, что как минимум 55% конкурсов по гуманитарным кафедрам были объявлены на 0,25-0,75 ставки. Это объясняется различными причинами, главные из которых - зависимость финансирования вузов от студенческого контингента и опасение за успешность грядущих приемных кампаний, а также систематичное сокращение часов и дисциплин гуманитарного блока (за исключением истории, где количество часов уве-

личивается с 1 сентября 2023 года). Значительная часть ежемесячного дохода складывается из разного рода доплат, премирования, стимулирования или так называемого «рейтинга». Сюда включается публикация статей в рецензируемых и международных изданиях, научная работа со студентами, написание монографий, победы на конкурсах, создание авторских курсов, качественное наполнение контентом электронной информационно-образовательной среды вуза и многое другое. Так или иначе, вузы внедрили элементы материального стимулирования, однако оно по-прежнему далеко от совершенства, многие виды деятельности оказываются вне системы и не оплачиваются либо вознаграждаются недостаточно и только после преодоления бюрократических барьеров.

Характерной особенностью профессии современного преподавателя гуманитарных дисциплин является чрезмерная учебная нагрузка. В одной из своих публикаций мы отмечали, что для молодого педагога, работающего на одну ставку, она составляет 1000 часов и более за учебный год, что превышает норму. Даже в том случае, если работник трудоустроен на долю ставки, реальное количество часов не соответствует ей [30]. Впрочем, данная ситуация характерна не только для начинающих, но и для состоявшихся педагогов. Превышение возникает за счет дополнительных наборов студентов заочной формы обучения, замещения коллег, необходимости проведения занятий в профильных классах и для слушателей различных курсов, что не планируется для конкретного преподавателя заранее. Практически все учебные часы, отводимые на гуманитарные предметы, предполагают аудиторную работу с обучающимися, что означает интенсивное общение, длительное напряжение голосовых связок, серьезные затраты энергии.

Фактором, осложняющим деятельность преподавателя-гуманитария, является необходимость проведения занятий по нескольким дисциплинам. Одновременная, в течение семестра, работа по таким предметам, как «История», «Философия», «История и философия науки», «Социология с основами политологии», «Педагогика и психология», «Обществознание», «Педагогические технологии», требует значительных временных, энергетических и интеллектуальных затрат.

Многим гуманитариям приходится работать сразу с несколькими уровнями образования, что требует применения различных методов и технологий, стилей общения и ведения занятий. Исследования в форме анкетирования и интервьюирования, проведенные в 2022-2023 годах, показали, что у 73% в 2022 году (36 человек из 50) и 77% в 2023 году (40 человек из 52) педагогов-гуманитариев, работающих в профильных вузах Амурской области, учебная нагрузка превышала норму более чем на 10%; в течение одного семестра проводили занятия по трем и более дисциплинам с обучающимися разных уровней образования 70% в 2022 году и 74% в 2023 году.

Помимо непосредственного проведения занятий в обязанности преподавателя-гуманитария входит воспитательная, методическая, научная и иные виды работ, подготовка к лекциям и семинарам, организация научных студенческих конференций, заполнение различной документации, отчеты, участие в работе методического, ученого советов и другое, что условно относится к так называемой «второй половине» рабочего дня. Предполагается, что в расчете на одну ставку временные затраты «второй половины» дня ограничиваются 768 часами в течение учебного года, однако фактически они значительно превышают этот уровень. Так, нормы времени на одну статью для рецензируемого журнала, входящего в перечень ВАК, составляют 80 часов, уровня РИНЦ - 50 часов. Доцент-гуманитарий в среднем за год публикует не менее

трех статей, а также подготавливает две-три рецензии на публикации коллег; таким образом, на научную деятельность затрачивается не менее 200 часов в год.

Помимо научной деятельности преподаватель обязан разрабатывать, актуализировать и адаптировать содержание гуманитарных дисциплин под специфику соответствующих направлений подготовки, наполнять электронную информационную образовательную среду, наконец, должен разрабатывать учебные пособия. Последние особенно нужны для иностранных студентов, которым необходимы адаптированные лекционные материалы и задания. Данный труд требует не меньших затрат времени, настойчивости, творчества, терпения, чем работа над научной статьей или монографией [31]. Не менее чем раз в три года педагог должен проходить повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку. Фактически, в силу многогранности деятельности, гуманитариям приходится делать это намного чаще. При этом система качественного повышения квалификации практически отсутствует. Курсы, связанные с публикационной активностью, проектной деятельностью, совершенствованием работы с помощью информационно-коммуникационных технологий, не имеющие отношения собственно к исторической науке, философии или психологии, либо предельно поверхностное дистанционное обучение в среднем, по нашим расчетам, предполагают не менее 300 часов в год на одного гуманитария. В результате временных перегрузок педагоги физически не успевают отслеживать новейшие достижения гуманитарной науки, объективно не могут системно и качественно выполнять свою работу, а студенты, при условии наличия у гуманитария педагогического таланта и желания, получают лишь фрагментарные знания, без должного контроля качества их усвоения [32].

Собственно региональная специфика оказывает свое значительное влияние на положение гуманитариев. К ней можно отнести недофинансирование вузов, политику всемерного сохранения студенческого контингента в ущерб качеству подготовки, сложную социально-экономическую обстановку в ряде регионов, недостаточное количество вакансий при росте безработицы, ограниченные возможности карьерного роста, профессионального развития, а значит - раскрытия своего потенциала, отток наиболее подготовленной молодежи в более крупные федеральные вузы и другое. Можно выделить и иные факторы, оказывающие влияние на профессиональную стабильность и эффективность работы педагога-гуманитария, впрочем, характерные и для преподавателей негуманитарных дисциплин. К ним относится распространенная практика заключения срочных (преимущественно годичных) трудовых договоров, бюрократизация образовательной среды, недостаточная (хотя и растущая) техническая оснащенность учебных аудиторий, быстрая смена стандартов высшего образования, ускоренные и неоднозначные процессы внедрения элементов дистанционного и электронного обучения, необходимость постоянного поиска эффективной коммуникации с новыми поколениями студентов [33]. На последнем следует остановиться подробнее.

Молодежь приходит в университет с особыми нравственными качествами личности, ценностными установками, жизненными ориентирами. Более высокая степень самостоятельности, активное потребление, высокий уровень познавательной мотивации постоянно требуют поиска новых видов социального и профессионального опыта. Современное молодежное сознание отличается антиномичностью, аморфностью и фраг-ментированностью, что вызвано определенным недоверием к различным акторам, политическим и социальным институтам, ценностным расколом общества. Это крайне

опасно, так как не содействует социальной интеграции, а противодействует ей, формируя исторический и культурный нигилизм, что прямо угрожает национальной безопасности страны [34]. Быстрый ритм жизни, ее насыщенность разноплановой и противоречивой информацией, новые веяния и тренды, деструктивное влияние антироссийских сил и противозаконных структур оказывают огромное воздействие на студентов младших курсов, которым особенно требуется педагог, сочетающий в себе роли наставника, советчика, лектора, куратора, репетитора, ментора, мотиватора, тренера, тьютора, модератора, фасилитатора [35, 36]. Следует заметить, что дисциплинированность обучающихся находится на относительно невысоком уровне, причем это касается не только учебной дисциплины непосредственно на занятиях, но и своевременной подготовки к ним, выполнения домашних заданий. Несмотря на резкое повышение значимости гуманитарных предметов (особенно истории) в настоящее время, молодое поколение, формирующееся в условиях общества потребления и отличающееся клиповым мышлением, «натаскиваемое» в школе на решение тестовых заданий, мотивировано на получение тех знаний, которые практически полезны в реальной жизни, приносят материальный доход и финансовое благополучие. На протяжении всей постсоветской эпохи такой подход привел к появлению уже нескольких поколений людей, не считающих гуманитарные дисциплины важными и ценными для жизни. Эту негативную тенденцию трудно переломить быстро и качественно. Часть студентов оказывается не готовой к освоению учебных предметов, поскольку объем знаний об истории, обществе, культуре, с которыми выпускники школ и колледжей приходят в университет, не всегда соответствует требованиям высшего образования [37]. Преподаватели оказываются перед необходимостью прилагать дополнительные усилия и повторно разбирать учебный материал предшествующего уровня образования, одновременно изучая новый в условиях ограниченного времени. Все это негативно сказывается на мотивации и обучении изначально «сильных» студентов, не позволяет вникнуть в нюансы предмета, личностно осмыслить материал, структурировать его для себя, более того, вызывает определенное замешательство из-за быстрой частоты сменяемых тем. Характерным следствием вышесказанного стали фрагментарность изучаемого материала, разрозненность знаний, слабое усвоение универсальных смысловых связей, вынужденное игнорирование гуманитариями дидактического принципа систематичности и последовательности [38, 39].

Несмотря на вышеотмеченные сложности, перед преподавателями гуманитарных дисциплин стоят задачи увлечения студентов своей дисциплиной, даже если она не имеет прямого отношения к их будущей профессии, создание возможностей для творческой активности и реализации обучающихся, отказ от монологичного изложения материала в пользу диалога и проблемного подхода, продуцирование самостоятельного поиска информации и ее оценивание с точки зрения соответствия общечеловеческим гуманистическим идеалам, признакам верификации и фальсификации, понимания недопустимости прямой подмены научных понятий образами, символами и представлениями, сформировавшимися на обыденном уровне; умение формулировать собственную точку зрения [4042]. Анонимное анкетирование, проведенное в 2022 году среди 244 обучающихся 1-11 курсов негуманитарных направлений подготовки вузов Амурской области (Дальневосточный ГАУ, АмГу, Амурская ГМА), показало, что для большинства студентов (76%) возраст и пол педагога-гуманитария не имеют особого значения. Наиболее важным было отмечено умение интересно и содержательно доносить учебный материал (71 %), использовать

различные способы взаимодействия, инновационные технологии, отличаться демократическим стилем общения (84%). В современном студенческом сообществе есть большой запрос на объективность и демократизм со стороны педагога-гуманитария. В ходе интервьюирования 2023 года (вышеуказанные вузы, выборка 135 студентов-негуманитариев 1-П курсов) более 80% респондентов отметили, что преподаватель должен «постоянно развиваться и самосовершенствоваться», «не просто излагать материал, а учить мышлению и критическому восприятию информации», «приветствовать иную аргументированную точку зрения, даже если имеет другое мнение», «не может не быть креативным, ломающим стереотипы», «высказывать различные позиции, взгляды, точки зрения... не бояться выражать собственное мнение», «должен не просто читать лекцию, а разговаривать, выводить на дискуссию». Гуманитарий через свои дисциплины должен заряжать студентов вдохновением и позитивом. Этот момент, в частности, проявляется в Концепции преподавания истории России в вузах, утвержденной в 2023 году. В ней подчеркивается необходимость «избегать негативного уклона и «очернительства». отмечать по преимуществу созидательный характер деятельности Российского государства.» [43]. В настоящее время все это выступает основой для достижения несомненно более масштабной, стратегической цели - формирования полноценного гражданина своей страны, являющегося не только патриотом Отечества, гордящегося историей своего народа и с уважением относящегося к другим нациям, но и способного разбираться в нередко противоречивой информации, умеющего отличать истину от лжи и заблуждений, отличающегося рациональным, взвешенным подходом к пониманию событий и процессов. Тем самым преподаватель может содействовать обеспечению национальной безопасности и формированию устойчивого, целостного и патриотического сознания, что обеспечит безопасное развитие российского национально-государственного сообщества [44]. Разумеется, такая работа предполагает большую эрудированность преподавателя, а значит - огромные затраты времени на подготовку и самообразование.

Характерным и крайне опасным явлением последних лет и даже десятилетий стала недооценка роли гуманитарных дисциплин и значения преподавателей-гуманитариев администрациями профильных вузов. Нередко руководство, в силу масштабных процессов оптимизации системы высшего образования и в интересах профессиональной подготовки, сознательно уменьшало число соответствующих дисциплин и часы в учебных планах, экзамены становились зачетами, сокращались преподавательские ставки и компетентные преподаватели, ликвидировались или объединялись кафедры. Отсутствие единого образовательного стандарта по каждой гуманитарной дисциплине, четких компетенций по истории, философии и другим предметам, однообразного содержательного наполнения не способствовало решению стратегических задач по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов. Сохраняющийся упор на узкопрофессиональную подготовку студентов и сегодня сводит к минимуму либо игнорирует задачу их воспитания, что является угрозой государственного, национального масштаба. Серьезной проблемой для педагогов-гуманитариев является отсутствие базового (или нескольких основных) учебника по дисциплине. Излишний плюрализм привел к существованию совершенно разных и противоречивых теоретико-методологических позиций, распространению псевдонаучных трактовок исторических фактов, процессов, явлений.

Международные и внутригосударственные события последнего времени явно продемонстрировали необходимость скорейшего усиления гуманитарной составля-

ющей российского высшего образования. Одним из важных государственных решений в этом направлении стало увеличение объема зачетных единиц и контактной работы, предусмотренных для обязательного изучения дисциплины «История России» [45]. В 2023 году была утверждена Концепция преподавания истории России в вузах для неисторических специальностей, а также рассматривается проект концепции нового модуля «Основы российской государственности», предполагающего формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма [46]. Глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков обоснованно отметил, что «у нас есть большая цель - воспитание гражданина, осознающего сопричастность к истории России... Принципиальные изменения в жизни современного российского общества невозможны без широкого осмысления важной роли исторического образования в общественно-политическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны. Сейчас всем вузам необходимо обратить внимание на кадровое и методическое обеспечение» [47].

Заключение / Conclusion

В заключении следует отметить, что положение преподавателя гуманитарных дисциплин в отечественном профильном вузе крайне неоднозначно. С одной стороны, сохраняется важность профессии педагога-гуманитария, традиционно выступающего актором формирования полноценной личности. Имеет место рост среднего уровня зарплат, внедрение рейтинговой системы оценивания труда, новых технологий и подходов, перманентное повышение квалификации и переподготовки, особое внимание к молодым кадрам. С другой стороны, существовавшее длительное время в профильных вузах и органах государственной власти предвзятое отношение к «второстепенному» гуманитарному блоку привело к снижению гуманитарной подготовки как в количественном, так и в качественном смысле, переориентации на подготовку узкоспециализированных работников, не отличающихся развитым мировоззрением и глубоким пониманием общегосударственных и мировых процессов. Среди части молодежи успело сформироваться и укрепиться в корне ошибочное восприятие гуманитарных предметов как малополезных и даже ненужных в реальной жизни. Эффективная работа преподавателей-гуманитариев осложнялась и продолжает осложняться целым комплексом факторов, таких как значительная аудиторная нагрузка и иные виды работ, выходящие за пределы установленных норм рабочего времени, недостаточные возможности полноценной научной работы и профессионального, творческого, развития, сохраняющийся стереотип о гуманитариях как педагогах, играющих «периферийную» роль в подготовке студентов, что в конечном счете приводит к профессиональным деформациям, инертности, утрате инициативности, уходу из вузов опытных специалистов. События и процессы, происходящие в России и мире на современном этапе, вызвали понимание особого значения гуманитарных дисциплин, подчеркивается роль мотивированных, компетентных и творческих преподавателей в формировании сознательных граждан и патриотов своей страны, умеющих критически анализировать, логически мыслить и делать обоснованные выводы. Намечается изменение отношения государства, общества и руководства вузов к гуманитарному блоку, однако преодоление негативных тенденций требует длительного времени и средств. Профессия педагога продолжает сохранять свою многогранность, сложность, насыщенность, предполагающую необходимость посто-

янной мобилизации внутренних ресурсов, а улучшение положения и повышение статуса преподавателей-гуманитариев выступает одной из важнейших задач функционирования современного вуза.

Ссылки на источники / References

1. Зубрилина А. Ю. Преподавание исторических дисциплин в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S8. - С. 6-10. - URL: http://e-koncept.ru/2017/470099.htm

2. Сидаш Н. С. Характеристика современного преподавателя высшей школы // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 217-222.

3. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные трудности молодых преподавателей (на примере вузов Амурской области) // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 6. - С. 655-662.

4. Гатен Ю. В. Развитие системы профессионально-педагогической подготовки преподавателей инженерного вуза // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - № 103 (09). - С. 720-736.

5. Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2019. - № 3. - С. 65-75.

6. Виноградова Н. Л., Волков С. К., Леонтьева Е. Ю. Преподаватель или ученый: как привлечь молодежь в науку? // Теоретическая экономика. - 2021. - № 3 (75). - С. 71-82.

7. Эзрох Ю. С. Кадровые перспективы российских университетов: кто будет преподавать в недалеком будущем? // Образование и наука. - 2019. - № 7. - С. 9-40.

8. Загороднюк А. Н. Психолого-педагогический портрет современного преподавателя вуза // Kant. - 2018. -№ 4 (29). - С. 26-30.

9. Литвинова Е. С., Бушмина О. Н. Профессиональный образ современного преподавателя высшей школы // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 4 (33). - С. 118-120.

10. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные трудности...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации преподавателей региональных вузов // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2022. - Т. 7. - № 1. - С. 83-89.

12. Садовская В. С., Ремизов В. А. Миссия учёных-гуманитариев и стратегическое развитие России: третий российский гуманитарный форум // Вестник МГУКИ. - 2019. - № 3 (89). - С. 118-124.

13. Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? // Наука. Культура. Общество. - 2022. - № 1. - С. 76-89.

14. Сушко А. В. К вопросу о негативном влиянии современных организационно-педагогических условий на преподавание истории России // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. - 2018.

- № 1. - С. 76-81.

15. Шагбанова Ю. Б. Преподавание гуманитарных дисциплин в высшем учебном заведении: опыт и основные тенденции // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf

16. Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2022. - № 2. - С. 399-407.

17. Харден Р. М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. проф. И. Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 4 (10). - С. 27-51.

18. Kunter M., Klusmann U., Baumert J. et al. Professional competence of teachers: effects on instructional quality and student development // Journal of Educational Psychology. - 2013. - Vol. 105. - No. 3. - P. 805-820.

19. Kang M. A., Cavanagh M. S. Classroom ready? Preservice teachers' self-efficacy for their first professional experience placement // Australian Journal of Teacher Education. - 2018. - Vol. 43. - Is. 7. - P. 134-151.

20. Desouky D., Allam H. Occupational stress, anxiety and depression among Egyptian teachers // Journal of epidemiology and global health. - 2017. - Vol. 7. - Is. 3. - P. 191-198.

21. Cheng H., Green A., Treglown L. et al. Educational achievement and traits emotional stability and agreeableness as predictors of the occurrence of backache in adulthood // Personality and Individual Differences. - 2017. - Vol. 117.

- P. 205-209.

22. Шибанова Е. К. Преподаватель высшей школы: герой нашего времени // Преподаватель XXI век. - 2015. -№ 2. - С. 85-94.

23. Шиняева О. В., Ахметшина Е. Р. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности».

24. В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки (2 февраля 2023 года). - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-cen-ter/news/novosti-ministerstva/63748/

25. Лапшова А. В., Ваганова О. И., Тюмина Н. С. Ценностная основа профессионализма современного педагога высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-3. - С. 192-195.

26. Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ. - URL: https://dal-gau.ru/sveden/struct/upravlenie-kadrov/

27. Трудовой договор (эффективный контракт) доцента АмГУ. - URL: https://www.amursu.ru/sveden/document/

28. Порядок составления и предоставления отчетов о выполнении показателей эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава Амурской ГМА. - URL: https://www.amursma.ru/sveden/

29. Вековцева Т. А. Многообразие профессиональных ролей современного преподавателя вуза // МНКО. -2013. - № 6 (43). - С. 147-150.

30. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные трудности...

31. Шибанова Е. К. Преподаватель высшей школы: герой нашего времени.

32. Сушко А. В. К вопросу о негативном влиянии современных организационно-педагогических условий на преподавание истории России.

33. Болтенков Н. В., Гринько А. А. Профессиональные деформации.

34. Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России.

35. Загороднюк А. Н. Психолого-педагогический портрет современного преподавателя вуза.

36. Вековцева Т. А. Многообразие профессиональных ролей современного преподавателя вуза.

37. Кайгородцева Н. В., Бондарев О. А. Преподаватель вуза это профессия // Омский научный вестник. - 2009. - № 2 (80). - С. 5-8.

38. Сушко А. В. К вопросу о негативном влиянии современных организационно-педагогических условий на преподавание истории России.

39. Ермолаева Ж. Е., Дьяченко Н. В., Герасимова И. Н. Гуманитарный цикл предметов в высшей школе - проблемы и решения // Армия и общество. - 2015. - № 3 (46). - С. 93-105.

40. Ермолаева Ж. Е., Дьяченко Н. В., Герасимова И. Н. Гуманитарный цикл предметов в высшей школе - проблемы и решения.

41. Адалова З. Д., Абдулвагабов М. М. Некоторые аспекты инновационных подходов к преподаванию истории в вузе // Актуальные исследования. - 2021. - № 48 (75). - Ч. II. - С. 42-44. - URL: https://apni.ru/article/3302-nekotorie-aspekti-innovatsionnikh-podkhodov

42. Кондаурова О. П. Проблемы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. -2017. - № 4. - С. 79-82.

43. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. - URL: https://minobr-nauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/

44. Шестаков Ю. А. Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России.

45. Приказ Минобрнауки РФ от 19 июля 2022 г. № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202210070025

46. Письмо Минобрнауки России № МН-11/1516-ПК от 21.04.2023 г. «Проект концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности». - URL: https://fgosvo.ru/news/view/7168

47. В Минобрнауки России утвердили Концепцию. [The Ministry of Education and Science of Russia approved the Concept.]

1. Zubrilina, A. Yu. (2017). "Prepodavanie istoricheskih disciplin v vysshej shkole" [Teaching of historical disciplines in higher education institutions], Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Koncept", № S8, pp. 6-10. Available at: http://e-koncept.ru/2017/470099.htm (in Russian).

2. Sidash, N. S. (2014). "Harakteristika sovremennogo prepodavatelya vysshej shkoly" [Characteristics of a modern teacher of higher education], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, № 8, pp. 217-222 (in Russian).

3. Boltenkov, N. V., & Grin'ko, A. A. (2022). "Professional'nye trudnosti molodyh prepodavatelej (na primere vuzov Amurskoj oblasti)" [Professional difficulties of young teachers (a case study of the Amur region universities)], Ped-agogika. Voprosy teorii ipraktiki, t. 7, № 6, pp. 655-662 (in Russian).

4. Gaten, Yu. V. (2014). "Razvitie sistemy professional'no-pedagogicheskoj podgotovki prepodavatelej inzhenernogo vuza" [Development of a system of professional and pedagogical training for teachers of an engineering university], Nauchnyjzhurnal KubGAU, № 103 (09), pp. 720-736 (in Russian).

H. B. BoAmeHKoß, A. A. TpumKO

5. Balezina, E. A. (2019). "Molodye prepodavateli v sovremennom vuze: social'naya tipizaciya" [Beginning teachers in a modern university: social typification], Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki, № 3, pp. 65-75 (in Russian).

6. Vinogradova, N. L., Volkov, S. K., & Leont'eva, E. Yu. (2021). "Prepodavatel' ili uchenyj: kak privlech' molodezh' v nauku?" [Teacher or scientist: how to attract young people to science?], Teoreticheskaya ekonomika, № 3 (75), pp. 71-82 (in Russian).

7. Ezroh, Yu. S. (2019). "Kadrovye perspektivy rossijskih universitetov: kto budet prepodavat' v nedalekom budush-chem?" [Personnel prospects of Russian universities: who will teach in the near future?], Obrazovanie inauka, № 7, pp. 9-40 (in Russian).

8. Zagorodnyuk, A. N. (2018). "Psihologo-pedagogicheskij portret sovremennogo prepodavatelya vuza" [Psychological and pedagogical portrait of a modern university teacher], Kant, № 4 (29), pp. 26-30 (in Russian).

9. Litvinova, E. S., & Bushmina, O. N. (2020). "Professional'nyj obraz sovremennogo prepodavatelya vysshej shkoly" Professional image of a modern university teacher], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, № 4 (33), pp. 118-120 (in Russian).

10. Boltenkov, N. V., & Grin'ko, A. A. (2022). Professional'nye trudnosti...

11. Boltenkov, N. V., & Grin'ko, A. A. (2022). "Professional'nye deformacii prepodavatelej regional'nyh vuzov" [Professional deformations of regional universities teachers], Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki, t. 7, № 1, pp. 83-89 (in Russian).

12. Sadovskaya, V. S., & Remizov, V. A. (2019). "Missiya uchyonyh-gumanitariev i strategicheskoe razvitie Rossii: tretij rossijskij gumanitarnyj forum" [The mission of the Humanities scientists and the strategic development of Russia: the third Russian humanitarian forum], Vestnik MGUKI, № 3 (89), pp. 118-124 (in Russian).

13. Shinyaeva, O. V., & Ahmetshina, E. R. (2022). "Prepodavateli-gumanitarii v rossijskih vuzah: krizis professional'noj gruppy ili adaptaciya k "novoj normal'nosti"?" [Humanities teachers in Russian universities: the crisis of the professional group or adaptation to the "new normality"?], Nauka. Kul'tura. Obshchestvo, № 1, pp. 76-89 (in Russian).

14. Sushko, A. V. (2018). "K voprosu o negativnom vliyanii sovremennyh organizacionno-pedagogicheskih uslovij na prepodavanie istorii Rossii" [To the question of the negative impact of modern organizational and pedagogical conditions on teaching of Russian history], Omskij nauchnyj vestnik. Seriya: Obshchestvo. Istoriya. Sovremennost', № 1, pp. 76-81 (in Russian).

15. Shagbanova, Yu. B. (2019). "Prepodavanie gumanitarnyh disciplin v vysshem uchebnom zavedenii: opyt i osnovnye tendencii" [Teaching the Humanities in a university: experience and main trends], Mir nauki. Pedagogika i psi-hologiya, № 4. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/40PDMN419.pdf (in Russian).

16. Shestakov, Yu. A. (2022). "Istoricheskoe soznanie rossijskoj molodezhi v kontekste obespecheniya nacional'noj be-zopasnosti Rossii" [Historical awareness of Russian youth in the context of ensuring national security of Russia], Nomothetika: Filosofiya. Sociologiya. Pravo, № 2, pp. 399-407 (in Russian).

17. Harden, R. M., & Krosbi, Dzh. (2012). "Rukovodstvo AMEE № 20: horoshij prepodavatel' - bol'she chem lektor. rolej prepodavatelya" [AMEE Guide #20: A good teacher is more than a lecturer. 12 teacher roles], Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie, № 4 (10), pp. 27-51 (in Russian).

18. Kunter, M., Klusmann, U., Baumert, J. et al. (2013). "Professional competence of teachers: effects on instructional quality and student development", Journal of Educational Psychology, vol. 105, no. 3, pp. 805-820 (in English).

19. Kang, M. A., & Cavanagh, M. S. (2018). "Classroom ready? Preservice teachers' self-efficacy for their first professional experience placement", Australian Journal of Teacher Education, vol. 43, is. 7, pp. 134-151 (in English).

20. Desouky, D., & Allam, H. (2017). "Occupational stress, anxiety and depression among Egyptian teachers", Journal of epidemiology and global health, vol. 7, is. 3, pp. 191-198 (in English).

21. Cheng, H., Green, A., Treglown, L. et al. (2017). "Educational achievement and traits emotional stability and agree-ableness as predictors of the occurrence of backache in adulthood", Personality and Individual Differences, vol. 117, pp. 205-209 (in English).

22. Shibanova, E. K. (2015). "Prepodavatel' vysshej shkoly: geroj nashego vremeni" [Higher school teacher: a hero of our time], Prepodavatel' HKHI vek, № 2, pp. 85-94 (in Russian).

23. Shinyaeva, O. V., & Ahmetshina, E. R. (2022). Op. cit.

24. V Minobrnauki Rossii utverdili Koncepciyu prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i naprav-lenij podgotovki (2 fevralya 2023 goda) [The Ministry of Education and Science of Russia approved the Concept of teaching Russian History for non-historical specialties and training areas (February 2, 2023)]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (in Russian).

25. Lapshova, A. V., Vaganova, O. I., & Tyumina, N. S. (2018). "Cennostnaya osnova professionalizma sovremennogo pedagoga vysshej shkoly" [The value basis of the professionalism of a modern higher school teacher], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 60-3, pp. 192-195 (in Russian).

26. Polozhenie o poryadke provedeniya konkursa na zameshchenie dolzhnostej pedagogicheskih rabotnikov, otno-syashchihsya k professorsko-prepodavatel'skomu sostavu FGBOU VO Dal'nevostochnyj GAU [Regulations on the

procedure for holding a competition for the positions of teaching staff related to the teaching staff of the Far Eastern State Agricultural University]. Available at: https://dalgau.ru/sveden/struct/upravlenie-kadrov/ (in Russian).

27. Trudovoj dogovor (effektivnyj kontrakt) docenta AmGU [Employment contract (effective contract) of an associate professor at Amur State University]. Available at: https://www.amursu.ru/sveden/document/

28. Poryadoksostavleniya ipredostavleniya otchetov o vypolneniipokazatelej effektivnosti deyatel'nostiprofessorsko-prepodavatel'skogo sostava Amurskoj GMA [The procedure for compiling and submitting reports on the performance indicators of the teaching staff of the Amur State Medical Academy]. Available at: https://www.amursma.ru/sveden/ (in Russian).

29. Vekovceva, T. A. (2013). "Mnogoobrazie professional'nyh rolej sovremennogo prepodavatelya vuza" [The variety of professional roles of a modern university teacher], MNKO, № 6 (43), pp. 147-150 (in Russian).

30. Boltenkov, N. V., & Grin'ko, A. A. (2022). Professional'nye trudnosti...

31. Shibanova, E. K. (2015). Op. cit.

32. Sushko, A. V. (2018). Op. cit.

33. Boltenkov, N. V., & Grin'ko, A. A. (2022). Professional'nye deformacii...

34. Shestakov, Yu. A. (2022). Op. cit.

35. Zagorodnyuk, A. N. (2018). Op. cit.

36. Vekovceva, T. A. (2013). Op. cit.

37. Kajgorodceva, N. V., & Bondarev, O. A. (2009). "Prepodavatel' vuza eto professiya" [A university teacher is a profession], Omskij nauchnyj vestnik, № 2 (80), pp. 5-8 (in Russian).

38. Sushko, A. V. (2018). Op. cit.

39. Ermolaeva, Zh. E., D'yachenko, N. V., & Gerasimova, I. N. (2015). "Gumanitarnyj cikl predmetov v vysshej shkole -problemy i resheniya" [Humanitarian cycle of subjects in higher education - problems and solutions], Armiya i obshchestvo, № 3 (46), pp. 93-105 (in Russian).

40. Ibid.

41. Adalova, Z. D., & Abdulvagabov, M. M. (2021). "Nekotorye aspekty innovacionnyh podhodov k prepodavaniyu is-torii v vuze"[Some aspects of innovative approaches to teaching history at the university], Aktual'nye issledovaniya, № 48 (75), ch. II, pp. 42-44. Available at: https://apni.ru/article/3302-nekotorie-aspekti-innovatsionnikh-pod-khodov (in Russian).

42. Kondaurova, O. P. (2017). "Problemy prepodavaniya social'no-gumanitarnyh disciplin v vysshih uchebnyh zavedeniyah" [Issues of teaching social and humanitarian disciplines in higher educational institutions], Vestnik Voronezhskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya, № 4, pp. 79-82 (in Russian).

43. Koncepciya prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i napravlenij podgotovki, realizuemyh v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya [The concept of teaching Russian history for non-historical specialties and areas of training implemented in educational institutions of higher education]. Available at: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748/ (in Russian).

44. Shestakov, Yu. A. (2022). Op. cit.

45. Prikaz Minobrnauki RF ot 19 iyulya 2022 g. № 662 "O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obra-zovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 662 dated July 19, 2022 "On Amendments to Federal State Educational Standards of Higher Education "]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025 (in Russian).

46. Pis'mo Minobrnauki Rossii № MN-11/1516-PK ot 21.04.2023 g. "Proekt koncepcii uchebno-metodicheskogo kompleksa modulya "Osnovy rossijskoj gosudarstvennosti' [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. MH-11/1516-nK dated 04/21/2023 "Draft concept of the educational and methodological complex of the module "Fundamentals of Russian statehood"]. Available at: https://fgosvo.ru/news/view/7168 (in Russian).

47. V Minobrnauki Rossii utverdili Koncepciyu...

Вклад авторов

Н. В. Болтенков - обзор публикаций по теме статьи, подготовка и оформление литературных источников, корректировка рукописи.

А. А. Гринько - написание текста рукописи, планирование и анализ данных исследований.

Contribution of the authors

N. V. Boltenkov - review of publications on the topic of the article, selection and design of literary sources, correction of the article text.

A. A. Grinko - writing the text of the article, planning of the research and analysis of data.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.