Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В 2020-2022 ГГ'

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В 2020-2022 ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / КОРОНАВИРУС / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болтенков Николай Владимирович, Гринько Андрей Александрович

Рассмотрены некоторые особенности гуманитарного образования в региональных вузах (на примере Амурской области) накануне пандемии, основные положительные и отрицательные стороны перехода на дистанционное обучение, специфика преподавания гуманитарных дисциплин в условиях пандемии, восприятие преподавателями новой реальности и их приспособление к иному формату обучения. Научная новизна работы заключается в анализе практики организации учебной деятельности в дистанционном режиме по гуманитарным дисциплинам в период пандемии, основанном на ряде исследований, проведенных среди профессорско-преподавательского состава вузов Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болтенков Николай Владимирович, Гринько Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF TEACHING HUMANITIES IN THE CONTEXT OF THE CORONAVIRUS PANDEMIC IN 2020-2022

The coronavirus pandemic proved to be a serious test for the education sector and led to its significant transformation. The teaching of humanities has also undergone drastic changes. This article discusses some of the features of humanitarian education in regional universities (on the example of the Amur region) on the eve of the pandemic, the main positive and negative sides of the transition to distance learning, the specifics of teaching humanities in a pandemic, teachers' perception of a new reality and their adaptation to a different format of education. The scientific novelty of the work lies in the analysis of the practice of organizing educational activities in remote mode in the humanities during the pandemic, based on a number of studies conducted among the teaching staff of universities of the Amur region.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В 2020-2022 ГГ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-146-152

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА В 2020-2022 ГГ

© Николай Владимирович Болтенков1, Андрей Александрович Гринько2

1Амурский государственный университет, г. Благовещенск, Россия; 2Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Россия 1boltenkov1986@mail.ru 2andrey2007-85@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности гуманитарного образования в региональных вузах (на примере Амурской области) накануне пандемии, основные положительные и отрицательные стороны перехода на дистанционное обучение, специфика преподавания гуманитарных дисциплин в условиях пандемии, восприя -тие преподавателями новой реальности и их приспособление к иному формату обучения. Научная новизна работы заключается в анализе практики организации учебной деятельности в дистанционном режиме по гуманитарным дисциплинам в период пандемии, основанном на ряде исследований, проведенных среди профессорско-преподавательского состава вузов Амурской области.

Ключевые слова: высшее образование, университет, дистанционное образование, пандемия, коронавирус, гуманитарные дисциплины.

Для цитирования: Болтенков Н.В., Гринько А.А. К вопросу о преподавании гуманитарных дисциплин в условиях пандемии коронавируса в 2020-2022 годах // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 96. № 1. С. 146-152. doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-146-152

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

On the issue of teaching humanities in the context of the coronavirus pandemic in 2020-2022

© Boltenkov Nikolay Vladimirovich1, Grinko Andrey Aleksandrovich2

Amur state university, Blagoveshchensk, Russian Federation; Eastern State Agrarian University, Blagoveshchensk, Russian Federation 1boltenkov1986@mail.ru 2andrey2007-85@mail.ru

Abstract. The coronavirus pandemic proved to be a serious test for the education sector and led to its significant transformation. The teaching of humanities has also undergone drastic changes. This article discusses some of the features of humanitarian education in regional universities (on the example of the Amur region) on the eve of the pandemic, the main positive and negative sides of the transition to distance learning, the specifics of teaching humanities in a pandemic, teachers' perception of a new reality and their adaptation to a different format of education. The scientific novelty of the work lies in the analysis of the practice of organizing educational activities in remote mode in the humanities during the pandemic, based on a number of studies conducted among the teaching staff of universities of the Amur region. Key words: higher education, university, distance education, pandemic, coronavirus, humanities. For citation: Nikolay V. Boltenkov, Andrey A. Grinko On the issue of teaching humanities in the context of the coronavirus pandemic in 2020-2022. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 96. No 1. P. 146-152. doi: 10.18522/2070-1403-2023-96-1-146-152

Введение

Гуманитарные дисциплины играют особую роль в подготовке студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования. Они участвуют в формировании гармонично и всесторонне развитой личности, развивают мировоззрение и расширяют кругозор. По-

лученные знания, умения и навыки, в частности логическое мышление, развитая коммуникация и грамотное, аргументированное изложение собственных мыслей в дальнейшем находят свое отражение в профильных дисциплинах профессионального блока. Наконец, благодаря гуманитарной составляющей происходит становление активной гражданской позиции, что играет особо значимую роль на современном этапе развития общества и государства.

В последние годы гуманитарная составляющая высшего образования претерпела значительную и не всегда оправданную оптимизацию. Уменьшился перечень преподаваемых дисциплин, снизилось количество аудиторных часов, что не могло не оказать негативного влияния на общегуманитарную подготовку студентов [4, с. 90]. Данная ситуация осложнилась спецификой современного студенческого контингента. Большинство студентов негуманитарных направлений подготовки, ожидая получать в вузе лишь конкретные практические знания, необходимые для дальнейшего трудоустройства, сталкивается с необходимостью осваивать и гуманитарные дисциплины. При этом часть студентов имеет недостаточную общеобразовательную подготовку, испытывает затруднения в понимании абстрактных терминов, причинно-следственных связей, не умеет мыслить критически.

В допандемийное время гуманитарная подготовка студентов младших курсов улучшалась благодаря традиционному формату организации образовательного процесса, предполагающего систематическое проведение очных занятий, групповую форму работы, наличие «живого» преподавателя, оказывающего вербальное и невербальное воздействие. С началом пандемии образовательная сфера подверглась ускоренной трансформации, что противоречиво сказалось на эффективности работы преподавателей и качестве подготовки студентов. Новая реальность привела к превращению дистанционного обучения и цифровых технологий в основной образовательный формат. Нельзя сказать, что преподавание гуманитарных предметов оказалось более проблематичным в сравнении с техническими и есте -ственнонаучными дисциплинами, однако сложности, вызванные гуманитарной спецификой, имели выраженный характер.

Обсуждение

Традиционная организация образовательного процесса оказалась полностью либо частично невозможной, а резкий переход на дистанционный формат обучения сопровождался как положительными, так и отрицательными проявлениями. Большое значение для быстрого и продуктивного перехода в новые условия сыграла электронная информационно-образовательная среда Moodle. Появившись несколько лет назад, к 2020 г. она уже была наполнена минимально необходимыми материалами. Кроме того, доступ к электронным библиотекам (например, Юрайт) дал возможность получения разнообразной и достоверной учебной информации. Тем не менее до начала пандемии востребованность электронных материалов была фрагментарна в силу привычности для большинства преподавателей и обучающихся традиционной контактной работы на аудиторных занятиях.

Свою отрицательную роль сыграло и недостаточное количество электронных учебных разработок по отдельным гуманитарным дисциплинам. Имеющиеся разработки в основном представляли собой адаптированные пособия для иностранных студентов. Ускоренный переход на дистанционный формат потребовал от преподавателей актуализировать размещенный материал в Moodle. Сформированный контент обеспечил реализацию дистанционного обучения по гуманитарным дисциплинам, а новые возможности позволили интенсифицировать образовательный процесс [5, с. 343]. При этом к преподавателям стали предъявляться дополнительные требования, в первую очередь - это умение пользоваться различными каналами взаимодействия с обучающимися, поддерживать активность, мотивацию и эффективность студентов посредством применения цифровых технологий.

Опрос, проведенный в 2020 г. в среде профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО АмГУ, ФГБОУ ВО Дальневосточный ГАУ, ФГБОУ ВО АГМА (г. Благовещенск Амурской области), показал, что 80% из опрошенных педагогов (в опросе принимало участие 74 педагога-гуманитария) первоначально испытывали серьезные затруднения в освоении нового форма-

та обучения, а 90% указало на трудности в эффективной коммуникации с обучающимися. Наиболее восприимчивыми к нововведениям оказались педагоги в возрасте до 45 лет (75% от числа опрошенных), что подтвердили результаты и последующих исследований.

Новая реальность характеризовалась ограниченностью времени, имеющегося в распоряжении педагогов, для освоения всех возможностей цифровой среды, при росте затрат на подготовку к занятиям и осуществление текущего контроля знаний [3]. О последнем следует сказать отдельно. Помимо времени, которое затрачивалось на подготовку электронных учебных материалов, на проверку выполненных заданий, большое количество времени расходовалось на переписку с обучающимися посредством электронной почты, мессенджеров и чатов. Важным обстоятельством, ограничивающим возможности дистанционного обучения, были технические сложности и перебои в сети Интернет, особенно характерные при взаимодействии со студентами, проживавшими в сельской местности [5, с. 343].

Особое место занимал вопрос мотивации обучающихся. Она снижалась из-за нивелирования «эффекта присутствия», нахождения в расслабляющей домашней обстановке и возможности параллельно заниматься другими делами, отсутствия прямого контроля со стороны реального педагога. Традиционные методы мотивации в новых условиях оказались недостаточно эффективными. Современные студенты с детства привыкли к цифровой среде, социальным сетям и на интуитивном уровне способны разобраться в интернет-технологиях. Для них характерно специфическое восприятие информации посредством ярких образов, коротких видеосюжетов, развита фрагментарная память [2].

Соответственно, дистанционный формат обучения для студентов более естественен, чем для педагогов. Последние оказались перед необходимостью максимизировать использование современных технологий для повышения эффективности обучения и сохранения мотивации у студентов. К примеру, преподаватели предлагали обучающимся разработать реферат по истории или философии в виде лонгрида, что вызывало большую заинтересованность, чем при подготовке обычного текста. В 2022 г. авторы статьи прошли повышение квалификации в АНО ВО «Университет Иннополис» по программе «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин» и дополнительно убедились в том, что новые технологии позволяют совершить значительный шаг вперед на фоне традиционных подходов в преподавании гуманитарных дисциплин. Закономерно, что в индивидуальные планы работы профессорско-преподавательского состава ряда вузов включено обязательное периодическое прохождение курсов повышения квалификации по информационно-коммуникационным технологиям и, в частности, по обучению работе в образовательной среде Moodle.

Из-за отсутствия полноценного опыта ведения занятий в дистанционном режиме в первое время преподавание гуманитарных дисциплин напоминало управляемую самостоятельную работу. Студенты изучали электронные тексты лекций и учебников; готовили письменные ответы на разработанные преподавателями вопросы; выполняли индивидуальные задания (презентации, тесты, творческие работы). Применение такого подхода привело к значительному увеличению трудозатрат. Тем не менее, к достоинствам такой формы организации учебной деятельности можно отнести вовлеченность всех студентов в процесс подготовки к занятиям и возможность работы персонально с каждым. В дальнейшем данная форма подверглась трансформации за счет использования наглядных материалов.

Использование мультимедиатехнологий, видеофрагментов и аудиозаписей, интерактивных карт и виртуальных досок, позволило разнообразить лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов. Подача материала стала более яркой, образной и запоминающейся. Грамотно подобранные средства способствовали лучшему пониманию тех или иных идей, развивали абстрактное мышление, формировали целостную картину и мотивировали студентов креативно подходить к выполнению тех или иных заданий. Как правило, после просмотра видеофрагментов естественным образом возникали дискуссии, значимость которых трудно переоценить.

Однако есть и иное мнение ряда педагогов о том, что «дистант» ослабляет критическое и творческое мышление, а коллективные дискуссии и «мозговые штурмы», посредством общения в сети, нерезультативны [6]. Для эффективной контактной работы в режиме реального времени многие педагоги стали использовать приложения для проведения видеоконференций и вебинаров, в частности, Zoom, Яндекс. Телемост и другие. Преподаватели и студенты быстро оценили новые возможности проведения различных видов занятий. Опыт показал, что проведение лекций и практических занятий, семинаров и консультаций в онлайн-режиме оказывалось более эффективно, чем в традиционной форме. Естественно, при грамотной организации занятия и высокой компетентности преподавателя. В режиме видеоконференции технически возможно устранение отвлекающих звуков и шумов, удобно показывать и просматривать презентации и иные наглядные средства, общаться посредством чата.

Кроме того, в таком формате можно провести виртуальную встречу с какой-либо известной личностью, что значительно проще и легче организовать [5, с. 344]. С другой стороны, проведение большого количества занятий по гуманитарным дисциплинам только в режиме видеоконференций и вебинаров неоправданно. Восприятие длительного онлайн-монолога педагога затруднено, приводит к утрате внимательности и интереса. Данная проблема решается посредством использования различных способов подачи материала и чередования применяемых технологий. Не следует забывать и о возможности записи проведенного занятия или отдельной темы лекции. Разместив видеозапись на видеохостинге или в Moodle, можно передавать ссылку учебным группам для просмотра и конспектирования, оставляя за педагогом функцию контролера. Это особенно важно для студентов, не имеющих возможности присутствовать на занятии по уважительной причине [7].

Опросы, проведенные в 2020-2022 гг., выявили недовольство большинства преподавателей-гуманитариев приемом зачетов и экзаменов в дистанционной форме. Они отмечали большие затраты времени на проведение удаленной промежуточной аттестации, сложность контроля за подготовкой по заданному вопросу или билету, технические трудности. Невозможность определить, чем каждый студент занимается по ту сторону экрана; понять, внимательно ли он слушает преподавателя, использует ли при ответе на вопрос недопустимые технические устройства и источники, или же он действительно хорошо освоил эту тему и отвечает самостоятельно, также осложняло работу педагогов. Отсюда вытекала проблема сложности объективной оценки реальных знаний студентов.

Тем не менее, следует признать, что контроль знаний обучающихся в удаленном режиме может быть более разнообразным и менее трудозатратным для преподавателя, чем в традиционном формате. Сюда можно отнести устный опрос, аргументированное выражение мнения, контрольную работу, различные виды тестов, эссе, составление интерактивной схемы, таблицы, создание видеосюжета, лонгрида и т.д. Заинтересованность студентов возрастет, если педагог творчески подойдет к разработке заданий, свяжет их с современностью, будущей профессией, обратит внимание на наличие проблемы или дискуссионного характера. Для гуманитарных дисциплин эти моменты являются основополагающими [4, с. 91].

Опыт показывает, что абсолютное большинство педагогов предпочитает использовать тестовые задания при контроле знаний в дистанционном формате. Соответствующая цифровая компетентность преподавателей позволяет создавать тесты различных видов сложности, которые могут нести не только контролирующую, но и развивающую функции, и предполагают автоматизированную проверку. Последнее, несомненно, значительно снижает затраты времени преподавателя [4, с. 91]. Возможность проведения контрольных мероприятий с помощью дистанционных технологий даже при очной работе значительно сократила затраты времени на проверку результатов, чем повысило эффективность работы преподавателя [9].

Тем не менее следует констатировать, что полноценный образовательный процесс посредством использования возможностей «дистанта» организовать не удалось. Недостаточная квалификация и заинтересованность педагогов, преимущественно текстовый формат размещаемых материалов и автоматизированный контроль знаний не смогли дать тот же эффект, что и традиционная, контактная работа всех субъектов образовательного процесса. Вербальное и не-

вербальное общение преподавателя с обучающимися «глаза в глаза» по гуманитарным дисциплинам крайне важно. Стоит признать, что даже видеолекции не всегда давали положительный результат. Опыт показывает, что только на основании живого контакта знания, полученные из гуманитарных дисциплин, способны оказать влияние на развитие личности [5, с. 344].

По результатам опросов, проведенных в 2020-2022 гг. в вузах г. Благовещенска Амурской области, было выявлено, что 82% преподавателей-гуманитариев в случае возможности выбора между онлайн- и офлайн-форматами выберут офлайн, то есть традиционный формат обучения по причине поверхностного восприятия информации и более низкой степени усвоения знаний студентами, увеличения учебной нагрузки и большего дискомфорта при «ди-станте». Действительно, отсутствие «живого» общения, невозможность задать вопрос, получить ответ и увидеть реакцию, создавало определенные психологические проблемы, как для педагогов, так и для студентов. Педагогам было сложнее читать лекции обезличенной аудитории и не получать никакой обратной связи.

Одновременно большинство опрошенных педагогов и студентов отметили, что наиболее приемлемой формой организации обучения является смешанный формат, когда используются все возможные способы организации коммуникации между преподавателем и студентом [1]. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в одном из своих интервью высказал аналогичную мысль о том, что элементы дистанционного образования останутся в образовательном процессе и после завершения пандемии. Причем наиболее благоприятным и эффективным является внедрение дистанционных технологий именно в преподавание гуманитарных дисциплин, но при разумном подходе. Многое зависит не от очного или дистанционного формата, а от самого преподавателя [8]. Выводы

По нашему мнению, опыт работы в условиях пандемии коронавируса показал, что традиционная форма организации образовательного процесса уходит в прошлое. Дистанционное обучение способствует реализации современных целей в области гуманитарного образования, особенно через индивидуализацию и дифференциацию учебной деятельности, самообразование и саморазвитие студентов. Оно дает возможность сохранить качество обучения на достаточно приемлемом уровне, в определенной степени позволяет оптимизировать временные затраты и, в целом, интенсифицировать процесс обучения. При этом обучение в полностью дистанционном формате малоэффективно, особенно в отношении студентов младших курсов, обладающих недостаточной организованностью и мотивацией.

В обозримом будущем «дистант» не заменит контактную работу в гуманитарном образовании, так как не может заменить живого человеческого общения, обмена энергетикой, прямой, эмоциональной и личной связи между студентом и педагогом. На этом фоне привлекательным выглядит смешанный формат, предполагающий сочетание очного обучения в аудитории с реальным преподавателем и дистанционных занятий по отдельным темам или разделам дисциплины, а также самостоятельной работы в электронной информационно-образовательной среде. Данная позиция основана не только на субъективном мнении авторов статьи, но и на результатах опроса, проведенного в 2022 г. в вузах Амурской области. Из 80 опрошенных преподавателей гуманитарных дисциплин в возрасте от 23 до 60 лет 78% высказалось аналогично. Преимущественно, это были педагоги в возрасте от 23 до 45 лет.

Список источников

1. Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., СавинаН.Е. Студенты вузов России о дистанционном обучении: оценка и возможности // Высшее образование в России. 2020. № 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-vuzov-rossii-o-distantsionnom-obuchenii-otsenka-i-vozmozhnosti (дата обращения 4.11.2022).

2. Билолов Б.Ш. Образование во время пандемии // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2022. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-vo-vremya-pandemii (дата обращения 31.10.2022).

3. Болбат О.Б., Хекало О.Ю. Опыт перехода на дистанционное обучение в период пандемии коронавируса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. № 2-1. - URL: https://cyberleninka.m/article/n/opyt-perehoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-period-pandemii-koronavirusa (дата обращения 28.10.2022).

4. Болтенков Н.В., Гринько А.А. Особенности самостоятельной работы студентов по гуманитарным дисциплинам // Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Материалы II Всероссийской (национальной) научно-методической конференции, Улан-Удэ, 22 апреля 2021 г. Улан-Удэ: Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова, 2021. С. 89-92.

5. Гринько А.А. Специфика дистанционного формата преподавания гуманитарных дисциплин в аграрном вузе // Актуальные проблемы аграрной науки: прикладные и исследовательские аспекты. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, Нальчик, 04-05 февраля 2021 г. Нальчик: КБГАУ им. В.М. Кокова, 2021. С. 343-345.

6. Летягина Е.Н., Кутасин А.Н., Сударикова И.А. О негативных последствиях организации учебного процесса в условиях пандемии Covid-19 // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30825 (дата обращения 31.10.2022).

7. Мартынова Ю.В. Методические особенности использования гибридного обучения в условиях пандемии // Вестник СИБИТа. 2022. № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/metodicheskie-osobennosti-ispolzovaniya-gibridnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii (дата обращения 31.10.2022).

8. Около 80% гуманитарных дисциплин можно оставить на дистанте и после пандемии // Интерфакс, 28.12.2020 // https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/5896/ (дата обращения 2.11.2022).

9. Радостева А.Г. Опыт проведения контроля знаний на разных этапах обучения в период пандемии с использованием дистанционных образовательных технологий // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/opyt-provedeniya-kontrolya-znaniy-na-raznyh-etapah-obucheniya-v-period-pandemii-s-ispolzovaniem-distantsionnyh-obrazovatelnyh (дата обращения 28.10.2022).

References

1. Aleshkovsky I.A., Gasparishvili A.T., Krukhmaleva O.V., Narbut N.P., Savina N.E. Students of Russian universities about distance learning: assessment and opportunities // Higher education in Russia. 2020. No. 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studenty-vuzov-rossii-o-distantsionnom-obuchenii-otsenka-i-vozmozhnosti (accessed 04.11.2022).

2. Bilolov B.Sh. Education during a pandemic // Bulletin of SUSU. Series: Education. Pedagogical Sciences. 2022. No. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-vo-vremya-pandemii (accessed 31.10.2022).

3. Bolbat O.B., Khekalo O.Yu. Experience of transition to distance learning during the coronavirus pandemic // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 2-1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-perehoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-period-pandemii-koronavirusa (accessed 28.10.2022).

4. Boltenkov N.V., Grinko A.A. Peculiarities of independent work of students in humanitarian disciplines // Agrarian education in the conditions of modernization and innovative development of the agro-industrial complex of Russia. Proceedings of the II All-Russian (national) scientific and methodological conference, Ulan-Ude, April 22, 2021 Ulan-Ude: Buryat State Agricultural Academy. V.R. Filippova, 2021, pp. 89-92.

5. Grinko A.A. The specificity of the distance format of teaching humanitarian disciplines in an agrarian university // Actual problems of agrarian science: applied and research aspects. Collection of scientific papers of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Nalchik, February 04-05, 2021. Nalchik, 2021, pp. 343-345.

6. Letyagina E.N., Kutasin A.N., Sudarikova I.A. On the negative consequences of the organization of the educational process in the context of the Covid-19 pandemic // Modern problems of science and education. 2021. No. 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view? id=30825 (accessed 31.10.2022).

7. Martynova Yu.V. Methodological features of the use of hybrid learning in a pandemic. Bulletin of SIBIT. 2022. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennos-ti-ispolzovaniya-gibridnogo-obucheniya-v-usloviyah-pandemii (accessed 31.10.2022).

8. About 80% of the humanities can be left at a distance even after the pandemic // Interfax, 12/28/2020 // https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/5896/ (accessed 02.11.2022).

9. Radosteva A.G. Experience in conducting knowledge control at different stages of learning during a pandemic using distance learning technologies // Humanitarian Research. Pedagogy and psychology. 2020. No. 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-provedeniya-kon-trolya-znaniy-na-raznyh-etapah-obucheniya-v-period-pandemii-s-ispolzovaniem-distantsion-nyh-obrazovatelnyh (accessed 28.10.2022).

Статья поступила в редакцию 10.11.2022; одобрена после рецензирования 20.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

The article was submitted 10.11.2022; approved after reviewing 20.11.2022; accepted for publication 30.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.