Научная статья на тему '"ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ" В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА'

"ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ" В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ДИСЦИПЛИНЫ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА / УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна

Статья посвящена анализу особенностей преподавания дисциплин гуманитарного цикла в дистанционном режиме в техническом вузе. Актуальность статьи продиктована условиями пандемии 2020 г., когда дистанционное обучение стало, пожалуй, единственно доступной на тот момент, формой обучения. Отмечается, что дистанционный режим вносит свои коррективы в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла: ограниченный ресурс времени и технические условия не всегда позволяют организовать полноценное диалоговое общение, лишают атмосферы коллективной работы и совместного поиска решений. В работе дается сравнительный анализ традиционной формы обучения и обучения в дистанционном формате. Выявляются положительные и отрицательные стороны. Отмечены изменения в образовательном процессе в связи с введением «дистанционного» режима. Описан опыт преподавания дисциплин гуманитарного цикла в дистанционном формате, включающий в себя работу с электронной образовательной средой, платформами Mirapolis, ZOOM, Calls.mail или GoogleMeet. Прописаны особенности форм работы участников образовательного процесса при контактной и самостоятельной работе. Приводятся результаты исследования текущей и промежуточной успеваемости студентов. Авторы статьи приходят к выводу, что школа высшего образования претерпела существенные изменения в условиях пандемии; дистанционное обучение обрело новую смысловую наполненность, требующую пересмотра имеющихся ресурсов образования, методических и методологических подходов, образовательной атмосферы, качественных характеристик как преподавателя, так и студента. Повысились требования к уровню ответственности за самостоятельную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гузнова Алена Вячеславовна, Павлова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“REMOTE MODE” IN THE TEACHING OF DISCIPLINES OF THE HUMANITIES CYCLE

The article is devoted to the analysis of the peculiarities of teaching the disciplines of the humanities cycle in the distance mode in a technical university. The relevance of the article is dictated by the conditions of the 2020 pandemic, when distance learning became, perhaps, the only available form of education at that time. It is noted that the remote mode makes its own adjustments to the process of teaching disciplines of the humanities cycle: the limited time resource and technical conditions do not always allow to organize a full-fledged dialog communication, deprive the atmosphere of collective work and joint search for solutions. The paper provides a comparative analysis of the traditional form of education and distance learning. Positive and negative aspects are revealed. Changes in the educational process are noted in connection with the introduction of the "remote" mode. The article describes the experience of teaching disciplines of the humanities cycle in a remote format, including working with the electronic educational environment, the Mirapolis, ZOOM, Calls.mail or GoogleMeet platforms. The features of the forms of work of participants of the educational process in contact and independent work are spelled out. The results of the study of current and intermediate academic performance of students are presented. The authors of the article conclude that the school of higher education has undergone significant changes in the context of the pandemic; distance learning has acquired a new meaning, requiring a review of the available educational resources, methodological and methodological approaches, the educational atmosphere, and the quality characteristics of both the teacher and the student. The requirements for the level of responsibility for independent work have increased.

Текст научной работы на тему «"ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ" В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА»

VTTK" 14 —v I ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /о.14 |(сс) кУ<$) I TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0017 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

«ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ» В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИН ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА © Автор(ы) 2021 SPIN: 9640-1262 AuthorlD: 658788 ORCID: 0000-0002-1087-4823 ScopusID: 57217733598

ГУЗНОВА Алена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22 А, e-mail: alena_guznischeva@mail.ru) SPIN: 8203-5062 AuthorlD: 661751 ORCID: 0000-0002-2698-1324

ПАВЛОВА Ольга Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Гуманитарные науки» Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (606340, Россия, Княгинино, ул. Октябрьская, 22 А, e-mail: olgapavlova08@yandex.ru) Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей преподавания дисциплин гуманитарного цикла в дистанционном режиме в техническом вузе. Актуальность статьи продиктована условиями пандемии 2020 г., когда дистанционное обучение стало, пожалуй, единственно доступной на тот момент, формой обучения. Отмечается, что дистанционный режим вносит свои коррективы в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла: ограниченный ресурс времени и технические условия не всегда позволяют организовать полноценное диалоговое общение, лишают атмосферы коллективной работы и совместного поиска решений. В работе дается сравнительный анализ традиционной формы обучения и обучения в дистанционном формате. Выявляются положительные и отрицательные стороны. Отмечены изменения в образовательном процессе в связи с введением «дистанционного» режима. Описан опыт преподавания дисциплин гуманитарного цикла в дистанционном формате, включающий в себя работу с электронной образовательной средой, платформами Mirapolis, ZOOM, Calls.mail или GoogleMeet. Прописаны особенности форм работы участников образовательного процесса при контактной и самостоятельной работе. Приводятся результаты исследования текущей и промежуточной успеваемости студентов. Авторы статьи приходят к выводу, что школа высшего образования претерпела существенные изменения в условиях пандемии; дистанционное обучение обрело новую смысловую наполненность, требующую пересмотра имеющихся ресурсов образования, методических и методологических подходов, образовательной атмосферы, качественных характеристик как преподавателя, так и студента. Повысились требования к уровню ответственности за самостоятельную работу.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный режим преподавания, образовательный процесс, дисциплины гуманитарного цикла, участники образовательного процесса, визуализация, электронная образовательная среда, образовательные платформы, текущий контроль, промежуточная аттестация.

"REMOTE MODE" IN THE TEACHING OF DISCIPLINES OF THE HUMANITIES CYCLE

© The Author 2021

GUZNOVA Alena Vyacheslavovna, candidate of philological sciences, associate Professor of Humanities Nizhny Novgorod State Enginearing and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya st., 22 A, e-mail: alena_guznischeva@mail.ru) PAVLOVA Olga Anatolievna, Ph. D. (History), associate Professor of Humanities Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University (606340, Russia, Knyaginino, Oktyabrskaya st., 22 А, e-mail: olgapavlovf08@yandex.ru) Abstract. The article is devoted to the analysis of the peculiarities of teaching the disciplines of the humanities cycle in the distance mode in a technical university. The relevance of the article is dictated by the conditions of the 2020 pandemic, when distance learning became, perhaps, the only available form of education at that time. It is noted that the remote mode makes its own adjustments to the process of teaching disciplines of the humanities cycle: the limited time resource and technical conditions do not always allow to organize a full-fledged dialog communication, deprive the atmosphere of collective work and joint search for solutions. The paper provides a comparative analysis of the traditional form of education and distance learning. Positive and negative aspects are revealed. Changes in the educational process are noted in connection with the introduction of the "remote" mode. The article describes the experience of teaching disciplines of the humanities cycle in a remote format, including working with the electronic educational environment, the Mirapolis, ZOOM, Calls. mail or GoogleMeet platforms. The features of the forms of work of participants of the educational process in contact and independent work are spelled out. The results of the study of current and intermediate academic performance of students are presented. The authors of the article conclude that the school of higher education has undergone significant changes in the context of the pandemic; distance learning has acquired a new meaning, requiring a review of the available educational resources, methodological and methodological approaches, the educational atmosphere, and the quality characteristics of both the teacher and the student. The requirements for the level of responsibility for independent work have increased.

Keywords: distance learning, distance mode of teaching, educational process, disciplines of the humanities cycle, participants of the educational process, visualization, electronic educational environment, educational platforms, current control, intermediate certification.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях постиндустриального общества, когда наука и образование стали основой производительных сил, все больший интерес вызывает теоретическое осмысление понятия «дистанционное обучение». Официальное понятие «дистанционные образовательные технологии» появилось в начале 2000 годов в проекте поправок к Закону об образовании. В настоящее время использование дистанционных образовательных технологий и

электронного обучения прописано в 16 статье Закона об образовании, в которой в частности говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому ре-

гулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования».

Учебные заведения стали активно экспериментировать, вводя в образовательный процесс дистанционные образовательные технологии, тем более в школах, средних и высших учебных заведениях имелась возможность сочетания очных и дистанционных форм. Но все резко изменилось в условиях пандемии, пришедшей как новая реальность в 2020 г., спровоцировавший своего рода кризис образования [1]. Дистанционное обучение стало, пожалуй, единственной, доступной на тот момент, формой обучения. Анализируя произошедшие изменения в системе образования, отмечаем, что в течение года субъекты образовательного процесса постигали новые формы обучения. Все уровни образования подверглись изменениям: привычный формат учебного процесса, с живым словом учителя, оказывается загнанным в рамки дистанционного режима, диктующего новые условия и методы. Наиболее уязвимыми в данном случае оказались дисциплины гуманитарного цикла, где диалоговые формы обучения являются ведущими.

«Дистанционный режим» образовательного процесса следует рассматривать как условия деятельности обучающих и обучающихся на расстоянии, в удаленном формате, посредством использования технических средств.

В сложившихся условиях высшие учебные заведения оказались наиболее подготовленными к новой реальности, чем школы и средние специальные учреждения. Данный факт, продиктован Федеральными государственными образовательными стандартами и обусловлен практикой использования в образовательном процессе электронной информационной образовательной среды.

МЕТОДОЛОГИЯ

В данной работе анализируются особенности преподавания дисциплин гуманитарного цикла в условиях дистанционного режима. Данная цель исследования достигается в ходе решения следующих задач: определить особенности преподавания гуманитарных дисциплин, отметив большой объем работы с текстовой информацией; обозначить проблемы преподавания в условиях дистанционного режима и предложить пути их решения; описать эффективные методы и приемы обучения на примере опыта работы.

Методологической основой работы послужили труды ученых и практикующих преподавателей-педагогов: Т.Л. Кузьменковой, А.В. Демочкина, Н.В. Никуличевой, В.С. Шарова, М.М. Дворяшиной, Е.В. Артемовой, О.Н. Залученова, Н.Л. Романова, Н.В. Татариной, Е.В. Рублева и др.

Кузьменкова Т.Л. и Демочкин А.В. описывают личный опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин («История», «Философия» и «Социология») в рамках технического вуза, предлагая структуру курса, анализируя положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения, предлагая рекомендации по повышению эффективности преподавания [2].

Никуличева Н.В. уделяет внимание методологической и психологической составляющим онлайн-обу-чения: описывает методические аспекты открытых он-лайн-курсов, анализирует психологическую готовность участников образовательного процесса к взаимодействию в дистанционном режиме описывает методику проведения экспертизы дистанционного курса и квалификации дистанционного преподавателя [3, 4, 5, 6].

Шаров В.С. анализирует формы дистанционного обучения, описывает проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся и преподаватели в рамках дистанционного обучения, определяет наиболее эффективные педагогические технологии удаленного обучения, отмечая, существенные отличия от традиционной формы обучения [7].

В сфере научных интересов Дворяшиной М.М. и Артемовой Е.В. оказывается степень удовлетворенности онлайн-обучением. Авторы выделяют факторы ценности онлайн-курса, среди которых отмечают дизайн, как наиболее значимый, а также контроль результатов обучения, как имеющих наименьшую ценность. Данное исследование позволяет совершенствовать онлайн-курсы исходя из потребностей участников онлайн-платформ [8].

Залученова О.Н., Фомина А.С. Сметанкина Л.В. обращаются к проблемам онлайн-образования и рассматривают перспективы его развития в новой реальности. Залученова О.Н. отмечает необходимость изучения и разработки вопросов педагогического дизайна на институциональном и организационно-технологическом уровнях при реализации электронного обучения [9]. Вопросам дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества посвящены исследования Романовой Н.Л. Раскрываются достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса, представлены возможности взаимодействия традиционных академических форм образования сих инновационными онлайн-направлениями [10].

Татаринова Н.В. и Рублева Е.В. рассматривают возможности повышения уровня цифровой грамотности педагогического состава в условиях перехода образовательных организаций на всеобщее дистанционное обучение [11].

Во всех представленных работах отмечаются трудности, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса. Данные трудности характерны для преподавания всех дисциплин, в том числе и дисциплин гуманитарного цикла. В работах зарубежных авторов также отмечаются сложности в образовательном процессе, вызванные вынужденной изоляцией в условиях пандемии [12, 13, 14, 15, 16, 17].

Особенностью преподавания гуманитарных предметов являются: работа с большим объемом текстовой информации, необходимость «живого» общения преподавателя и студентов, умение обрабатывать материал в устной и письменной формах, делать обоснованные выводы и отстаивать свою точку зрения.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Дистанционный режим вносит свои коррективы в процесс преподавания дисциплин гуманитарного цикла: ограниченный ресурс времени и технические условия не всегда позволяют организовать полноценное диалоговое общение, лишают атмосферы коллективной работы и совместного поиска решений. Данные проблемы усугубляются небольшим объемом контактной работы в рамках преподавания гуманитарных предметов в технических вузах. К примеру, по направлению подготовки 35.03.06 Агроинженерия гуманитарные дисциплины составляют всего 7, 5% от общего числа дисциплин по учебному плану.

Студентам технических направлений подготовки сложнее воспринимать текстовую информацию - они нацелены на схематизацию: таблицы, чертежи, схемы воспринимаются ими значительно лучше. К тому же студенты-технари ориентированы, в первую очередь, на спец дисциплины, а такие предметы, как история, философия, культура речи, психология не входят в сферу их интересов.

Развить интерес у студентов технических специальностей к гуманитарному циклу дисциплин позволяет визуализация материала, т.е. подаче его в виде образов, кластеров, опорных интеллектуальных конспектов, создаваемых на базе интеллект-карт. Дистанционный режим оказывается не помехой в работе с визуальными образами.

Можно выделить и положительные моменты обучения в дистанционном режиме: студенты охотно работают с электронными гаджетами, им привычнее считывать информацию в цифровом виде, которая помещается

даже в телефон; появляется возможность более широкого доступа к электронным ресурсам и быстрого обмена информацией. Дистанционный режим обучения позволяет обращаться к пройденному материалу и выполнять задания в удобное для обучающихся время за счет электронно-образовательной среды.

Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) представляет собой набор ресурсов, технологий, направленных на обеспечение образовательного процесса и взаимодействия его участников между собой. В дистанционном режиме обучения необходимыми элементами ЭИОС стали не только нормативно-правовые документы, но и методические разработки, контрольно-измерительные материалы по дисциплинам, способствующие педагогическому сопровождению образовательного процесса при синхронном и асинхронном взаимодействии.

На наш взгляд, необходимыми составляющими ЭИОС по дисциплинам гуманитарного цикла являются: рабочая программа дисциплины; конспекты и презентационные материалы лекций; методические рекомендации к семинарским занятиям, тестовые задания по темам, текущему и рубежному контролю; видео-контенты; перечень информационных ресурсов, необходимых для изучения дисциплины; журнал оценок (ведомость балль-но-рейтинговой оценки), где студенты всегда могут увидеть свои успехи или необходимость усилить работу над слабыми местами. ЭИОС располагает возможностью оценить выполненные задания обучающихся не только в тестовой форме, но и в виде определенных заданий, докладов, презентаций, эссе.

Гуманитарные дисциплины направлены на формирование универсальных компетенций, таких как развитие критического мышления и принципа системности (УК-1), социальное взаимодействие (УК-3), деловая коммуникация (УК-4), межкультурное взаимодействие (УК-5), самоорганизация и саморазвитие (УК-6) [см.: 18]. Данные компетенции направлены на формирование личностных качеств человека и не менее важны, чем общепрофессиональные и профессиональные.

ОБСУЖДЕНИЕ

Оказавшись в условиях дистанционного режима, преподаватели дисциплин гуманитарного цикла в технических вузах стали приспосабливаться к новой реальности, учитывая отрицательные и положительные стороны удалённого обучения, удалённого диалога и возможности воздействия теперь уже не «живым», а «дистанционным» словом [ср.: 19, 20, 21, 22, 23]. Опыт преподавания гуманитарных дисциплин опишем далее.

По дисциплинам гуманитарного цикла «История», «Философия», «Социология», «Русский язык и культура речи» учебными планами предусмотрена контактная работа в форме лекций и практических (семинарский) занятий. Подготовка к занятиям проводится с учётом особенностей преподавания гуманитарных дисциплин в техническом вузе, активно обращаясь к методам визуализации, о которых говорилось выше.

Лекционные занятия проводятся в онлайн-режиме в форме вебинаров на платформе Миаро^, которая позволяет не только загружать презентации с готовыми визуальным образами, но и демонстрировать экран - рабочий стол преподавателя и создавать новые «образы» (схемы, кластеры, таблицы и т.д.) совместно со студентами в режиме реального времени. Для данного вида работы можно также использовать режим рисования в новой вкладке. Платформа Мларо^ позволяет также загружать небольшие видеоролики для дополнительной информации и видео сопровождения лекции. Чтобы не перегружать платформу в ходе занятия видеоматериалом, преподаватель может воспользоваться обменом файлами или ссылками на видео, открыв для студентов доступ к дополнительным ресурсам. Это позволяет быстро обмениваться информацией в ходе лекции, а также обращаться студентам к изученному материалу и после

занятия в оффлайн-режиме.

Практические (семинарские) занятия по вышеперечисленным дисциплинам предусматривают выступления студентов с докладами, их ответы на вопросы темы занятия, поэтому оптимальной формой проведения таких занятий в условиях дистанционного режима является видеоконференция, которая позволяет всем участникам образовательного процесса включаться в ход дискуссии. В качестве среды для проведения видеоконференций используются платформы Mirapolis, ZOOM, Calls.mail или GoogleMeet. Все платформы, кроме Mirapolis, позволяют участникам конференции самостоятельно, без помощи администратора, подключится к обсуждению вопросов или выступлений, продемонстрировать необходимые для сообщения материалы. В конференции платформы Mirapolis администратор должен дать права администрирования приглашённым участникам для возможности их выступления в онлайн-режиме.

Самостоятельная работа студентов по дисциплинам гуманитарного цикла в дистанционном режиме организуется посредством ЭИОС вуза (платформа Moodle), где преподавателем размещён дополнительный материал по модульным единицам, есть возможность загрузки студентами выполненных заданий и дистанционного тестирования знаний, позволяющего подготовиться к рубежному и итоговому тестам. Преподаватель проверяет прикреплённые задания, оставляет комментарий к работе, выставляет оценку. Результаты дистанционного тестирования отражаются автоматически после завершения попытки.

К промежуточной аттестации по дисциплинам гуманитарного цикла студенты подходят с «багажом» знаний, умений и навыков, оценённых посредством балль-но-рейтинговой системы, отражённой в каждой рабочей программе дисциплины. Зачёт или экзамен позволяет подвести итог освоения материала: привычный диалог лицом к лицу с преподавателем в условиях дистанционного режима оказывается невозможным. Ряд педагогов предлагает проводить промежуточную аттестацию по дисциплинам в форме дистанционного тестирования, однако, на наш взгляд, подобная форма проведения не даёт объективной оценки. Живая беседа в режиме конференции, разно уровневые задания, в том числе кейс-задачи, аналитические вопросы, проблемные ситуации являются наиболее подходящими оценочными средствами, отражающими уровень владения материалом, способность его анализировать и давать развёрнутые ответы - коммуникативная компетенция красной нитью проходит через все гуманитарные дисциплины (живя в обществе, невозможно не общаться). В ходе проведения экзаменов не стоит забывать о системе прокторинга, которая минимизирует возможность списывания.

ВЫВОДЫ

Изменения в образовательном процессе в связи с введением «дистанционного» режима отражены на рисунке 1.

Образовательный процесс

ДИСТАНЦИОННЫЙ РЕЖИМ

i У

Платформы: Mirapolis, ZOOM, Calls.mail или GoogleMeet ЭИОС вуза (платформа Moodle)

Коммуникация:

видеоконференции, онлайн-дискуссии

Контроль: тестирование, прокторинг, электронные отчёты (презентации, доклады, эссе)

Рисунок 1 - «Дистанционный» режим Был проведен анализ результатов текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Инженерного института. Результаты летней сессии 2019-2020 учеб-

ного года студентов направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия показали, что дистанционный формат обучения сильно не повлиял на результаты успеваемости студентов по сравнению с предыдущим учебным годом. Результаты представлены на рисунках 2 и 3.

Текущий контроль (2018-2019 учебный год)

■ отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно неудовлетворительно

Рисунок 2 - Результаты текущего контроля по дисциплинам гуманитарного цикла за 2018-2019 учебный год Промежуточная аттестация (2019-2020 учебный год)

■ отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно неудовлетворительно - 0

0%

Рисунок 3 - Результаты промежуточной аттестации по дисциплинам гуманитарного цикла за 2019-2020 учебный год

Небольшой рост успеваемости студентов по гуманитарным дисциплинам объясняется, на наш взгляд, правильно подобранными методами обучения в условиях дистанционного режима: большей визуализацией и возможностью неоднократно возвратиться к изученному материалу, работой с электронными источниками информации в стенах дома. Однако отсутствие «живого» диалога в преподавании гуманитарных дисциплин не даёт возможности узнать в полном объёме уровень знаний студентов, их способности анализировать, включаясь в живую беседу с преподавателем. Сложившаяся ситуация заставляет задуматься о вероятности механического, «бездумного» заучивания студентами информации (особенно при работе с дистанционным тестированием). Следовательно, можно утверждать, что дистанционный формат обучения положительно зарекомендовал себя в образовательном процессе, но при преподавании гуманитарных дисциплин не может стать полной заменой традиционным формам обучения.

Условия пандемии продиктовали новые правила образовательного процесса. Школа высшего образования подверглась стремительной перестройки в новых условиях. Дистанционное обучение обрело новую смысловую наполненность, требующую пересмотра имеющихся ресурсов образования, методических и методологических подходов, образовательной атмосферы, качественных характеристик как преподавателя, так и студента.

Повысились требования к уровню ответственности за самостоятельную работу. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. AbrossimovaL., BogdanovaM., Snezhko G. Classical university crisis: new challenges and prospects of Russian higher education // IJCRSEE. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/classical-university-crisis-new-challenges-and-prospects-of-russian-higher-education (дата обращения: 21.04.2021).

2. Кузьменкова Т.Л., Демочкин А.В. Опыт применения онлайн-технологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Электронный ресурс] // МНКО. 2020. №2 (81). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-onlayn-tehnologiy-v-prepodavanii-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 31.03.2021).

3. Никуличева Н.В. Методика проведения экспертизы дистанционного курса //Интерактивное образование, 2019. № 3. С.16-20.

4. Никуличева Н.В. Психологическая готовность педагога и обучающегося к взаимодействию в условиях дистанционного обучения // Ученые записки Института социальных и гуманитарных знаний. Материалы XI Международной научно-практической конференции «Электронная Казань 2019» (Информационные технологии в современном мире). Казань: Юниверсум, 2019. Выпуск №1(17), 2019. С. 373-381.

5. Никуличева Н.В. Независимая оценка квалификации дистанционного преподавателя //Работа с Будущим в контексте непрерывного образования: сборник научных статей по материалам IIМеждународной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, 18-19 апреля 2019 года). М.:МГПУ, ООО «А-Приор», 2019. С. 201-210.

6. Никуличева Н.В. Методические аспекты использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога // Образовательная политика. М.: ФИРО РАНХиГС, 2018. № 1(76) С. 68-75.

7. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 94. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo (дата обращения: 18.01.2021).

8. Дворяшина М.М., Артёмова Е.В. Удовлетворенность он-лайн-обучением: теоретические подходы и эмпирические измерения [Электронный ресурс] // Управленец. 2019. № 6. Режим работы: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-onlayn-obucheniem-teoreticheskie-podhody-i-empiricheskie-izmereniya (дата обращения: 03.03.2021).

9. Фомина А.С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика [Электронный ресурс]. 2016. № 1. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/onlayn-obuchenie-v-vysshem-uchebnom-zavedenii-metodiki-kontent-tehnologii (дата обращения: 03.03.2021).

10. Романова Н.Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Педагогика высшей школы. 2018. № 2 (12). С. 5-8. Режим доступа: https://moluch.ru/th/3/ archive/86/3178/ (дата обращения: 04.03.2021)

11. Татаринова Н.В., Рублева Е.В. Цифровая компетентность преподавателя как основа эффективной работы в условиях дистанционного образования //Русский язык за рубежом. 2020. № 6 (283). С. 87-90.

12. Kapasia N., Paul P., Roy A. et al. (2020) Impact of Lockdown on Learning Status of Undergraduate and Postgraduate Students during COV1D-19 Pandemic in West Bengal, India. Children and Youth Services Review, vol. 116, Art. no 105194.

13. Kumar, D. N. S. (2020). Impact of Covid-19 on Higher Education. Higher Education Digest [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.highereducationdigest.com/impact-of-covid-19-on-higher-education/.

14. Pelmin, M. (2020). Readings on Coronavirus Disease (COVID-19) and the Higher Education Institution (HEls) Emergency Preparedness in the Philippines [Электронный ресурс]. Available at SSRN 3573896. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=3573896.

15. Strielkowski, W. (2020).C0VlD-19 pandemic and the digital revolution in academia and higher education. Preprints 2020, 2020040290. doi: 10.20944/preprints202004.0290.v1.

16. Abidah A., Hidaayatullaah H.N., Simamora R.M., Fehabutar D., Mutakinati L. The impact of Covid-19 to Indonesian education and its relation to the philosophy of "MerdekaBelajar" SiPoSE: Studies in Philosophy of Science and Education. 2020; 1(1):38-49. [Google Scholar]

17. Hodges C., Moore S., Lockee B., Trust T., Bond A. (2020) The Difference between Emergency Remote Teaching and Online Learning [Электронный ресурс]. EDUCAUSE Review. Ежим доступа: https:// er.educause.edu/articles/2020/3/the-difference-between-emergency-re-mote-teaching-and-online-learning

18. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования — бакалавриат направления подготовки 35.03.06 Агроинженерия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.ru/ file/docs/2017/08/m813.pdf

19. Петрова Р.Г., Рябова Т.В. Преподавание гуманитарных дисциплин в вузе: вызовы дистанционного обучения // Управление устойчивым развитием. № 4 (29). 2020. С. 93-99.

20. Кузьменкова Т.Л., ДемочкинА.В. Опыт применения онлайн-тех-нологий в преподавании гуманитарных дисциплин в техническом вузе [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2020. №2 (81). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-onlayn-tehnologiy-v-prepodavanii-gumanitarnyh-distsiplin-v-tehnicheskom-vuze (дата обращения: 29.03.2021).

21. Galizina E.G., Palanchuk N.V., Afonin M.V., Krivova A.L., Lyapunova N.V. Organization of distance learning for humanities students using google

classroom //Revista inclusions. 2020. S3-3. P. 526-539

22. Zakharova U.S., Vilkova K.A., Egorov G.V. It Can't Be Taught Online: Applied Sciences Students during the Pandemic [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2021. №1 (eng). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/it-can-t-be-taught-online-applied-sciences-students-during-the-pandemic (дата обращения: 21.04.2021).

23. Koksharov V.A., Sandler D.G., Kuznetsov P.D., Klyagin A.V., Leshukov O.V. The Pandemic as a Challenge to the Development of University Networks in Russia: Differentiation or Collaboration? [Электронный ресурс] // Вопросы образования. 2021. №1 (eng). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/the-pandemic-as-a-challenge-to-the-development-of-university-networks-in-russia-differentiation-or-collaboration (дата обращения: 21.04.2021).

Статья поступила в редакцию 01.06.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.