Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волох Тамара Сергеевна, Молдаспаева Асемгуль Булатовна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности образовательных организаций в условиях пандемии и тех ограничений, которые вводятся в систему среднего профессионального образования. Авторами проводится анализ изменений действующего законодательства в этой сфере, предлагается принятие новых правовых статей, посвященных принципам и детальному регулированию реализации внедрения инновационных технологий в учебную деятельность. Как правило, в подобной ситуации возникает множество судебных прецедентов с претензиями к качеству образования в период изоляции и ограничительных мер. Авторы сходятся во мнении, что для устранения пробелов, возникающих с освоением информационно-коммуникационных технологий, необходимо создание информационно-методического центра, который структурирует дистанционное обучение, разработает основополагающие начала и принципы. Быстрый выход в онлайн-пространство не предоставил учреждениям шанса подготовить педагогов, качественно оснастить учебный процесс современными образовательными материалами и средствами. Поэтому организации пользовались уже разработанными программами, порой не подходящими под практико-ориентированные дисциплины. В исследовании констатируется тот факт, что охрана здоровья - это приоритетная задача всего государства. Так как образование является неотъемлемой и важной частью жизнедеятельности людей, то в рамках различных учебных заведений и с помощью государственной власти должны применяться все меры для минимизирования негативных воздействий и последствий дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волох Тамара Сергеевна, Молдаспаева Асемгуль Булатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE CONDITIONS OF CORONAVIRUS INFECTION

This article discusses the problems associated with the regulatory and legal regulation of the activities of educational organizations in the context of a pandemic and the restrictions that are introduced into the system of secondary vocational education. The authors analyze the changes in the current legislation in this area, propose the adoption of new legal articles on the principles and detailed regulation of the implementation of the introduction of innovative technologies in educational activities. As a rule, in such a situation, there are many court precedents with claims to the quality of education during the period of isolation and restrictive measures. The authors agree that in order to eliminate the gaps that arise with the development of information and communication technologies, it is necessary to create an information and methodological center that will structure distance learning, develop fundamental principles and principles. Quick access to the online space did not provide institutions with a chance to prepareteachers, qualitatively equip the educational process with modern educational materials and tools. Therefore, organizations used already developed programs, sometimes not suitable for practice-oriented disciplines. The study states the fact that health protection is a priority task of the entire state. Since education is an integral and important part of people's life, all measures should be taken within the framework of various educational institutions and with the help of state authorities to minimize the negative impacts and consequences of distance education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В УСЛОВИЯХ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

УДК 43 (082)

DOI: 10.57015/issn1998-5320.2022.16.4.11

Научная статья

Проблемы реализации нормативно-правового регулирования в образовательных организациях в условиях коронавирусной инфекции

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы, связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности образовательных организаций в условиях пандемии и тех ограничений, которые вводятся в систему среднего профессионального образования. Авторами проводится анализ изменений действующего законодательства в этой сфере, предлагается принятие новых правовых статей, посвященных принципам и детальному регулированию реализации внедрения инновационных технологий в учебную деятельность. Как правило, в подобной ситуации возникает множество судебных прецедентов с претензиями к качеству образования в период изоляции и ограничительных мер. Авторы сходятся во мнении, что для устранения пробелов, возникающих с освоением информационно-коммуникационных технологий, необходимо создание информационно-методического центра, который структурирует дистанционное обучение, разработает основополагающие начала и принципы. Быстрый выход в онлайн-пространство не предоставил учреждениям шанса подготовить педагогов, качественно оснастить учебный процесс современными образовательными материалами и средствами. Поэтому организации пользовались уже разработанными программами, порой не подходящими под практико-ориентированные дисциплины. В исследовании констатируется тот факт, что охрана здоровья -это приоритетная задача всего государства. Так как образование является неотъемлемой и важной частью жизнедеятельности людей, то в рамках различных учебных заведений и с помощью государственной власти должны применяться все меры для минимизирования негативных воздействий и последствий дистанционного образования.

Ключевые слова: образовательная организация, среднее профессиональное образование, дистанционное обучение, коронавирусная инфекция.

Дата поступления статьи: 31 мая 2022 г.

Для цитирования: Волох Т. С., Молдаспаева А. Б. (2022) Проблемы реализации нормативно-правового регулирования в образовательных организациях в условиях коронавирусной инфекции. Наука о человеке: гуманитарные исследования, том 16, № 4, с. 93-99. DOI: l0.570l5/issm998-5320.2022л6.4.u.

Abstract: This article discusses the problems associated with the regulatory and legal regulation of the activities of educational organizations in the context of a pandemic and the restrictions that are introduced into the system of secondary vocational education. The authors analyze the changes in the current legislation in this area, propose the adoption of new legal articles on the principles and detailed regulation of the implementation of the introduction of innovative technologies in educational activities. As a rule, in such a situation, there are many court precedents with claims to the quality of education during the period of isolation and restrictive measures. The authors agree that in order to eliminate the gaps that arise with the development of information and communication technologies, it is necessary to create an information and methodological center that will structure distance learning, develop fundamental principles and principles. Quick access to the online space did

Scientific article

Problems of legal regulation in educational institutions in the conditions of coronavirus infection

© Т. С. Волох, А. Б. Молдаспаева, 2022

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 4 2022

Педагогические науки

not provide institutions with a chance to prepareteachers, qualitatively equip the educational process with modern educational materials and tools. Therefore, organizations used already developed programs, sometimes not suitable for practice-oriented disciplines. The study states the fact that health protection is a priority task of the entire state. Since education is an integral and important part of people's life, all measures should be taken within the framework of various educational institutions and with the help of state authorities to minimize the negative impacts and consequences of distance education.

Keywords: educational organization, secondary vocational, distance learning, coronavirus infection.

Paper submitted: May 31, 2022.

For citation: Volokh T. S., Moldaspayeva A. B. (2022) Problems of legal regulation in educational institutions in the conditions of coronavirus infection. Russian Journal of Social Sciences and Humanities, vol. 16, no. 4, pp. 93-99. DOI: I0.570i5/issni998-5320.2022.i6.4.ii.

Введение

Изменение социальной жизни общества, связанное с влиянием пандемии, требует перестройки всего государственного уклада. Для образования, оказавшегося уязвимой сферой, в том числе требуются решительные меры для устранения возникающих проблем.

А. С. Логинова, А. В. Одинокова и В. Е. Гаврилова высказали мнение о неготовности российской нормативно-правовой базы об образовании к цифровизации учебного процесса (Логинова и др., 2020, с. 317). Отсутствие соответствующего правового механизма является причиной того, что вузы и учреждения среднего профессионального образования не собираются в дальнейшем полностью переходить на онлайн-формат. Существующие базовые положения об электронном образовании, содержащиеся в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»1 не решают вопрос применения и детализации самих норм. Одновременно образованию как бы предоставляются все возможности внедрения передовых технологий, и тут же становится понятно, что осуществление деятельности в традиционной форме, с учетом вышеизложенного, намного проще и привычнее. В этих обстоятельствах авторы предлагают провести реформирование закона об образовании путем его дополнения новой статьей. Планируется, что новая норма будет посвящена принципам и детальному регулированию реализации внедрения инновационных технологий в учебную деятельность. Согласно статье 16 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» дистанционное обучение должно осуществляться с применением интернет-ресурсов, возможностей сети Интернет, с чем в действительности возникли сложности. Информация, полученная из исследования НИУ ВШЭ 2019 года, показала, что преподаватели оценивают свой же опыт работы с информационными технологиями неудовлетворительно. Соответственно, их готовность к использованию онлайн-платформ и сервисов оказалась низка, что значительно осложняет проведение занятий. Данная проблема была также рассмотрена многими авторами.

М. С. Оборин делает упор на некомпетентность в области информационно-коммуникационных технологий, то есть в процессе дистанционного обучения было выявлено, что большинство преподавателей не обладают необходимыми навыками ИКТ, что представляет серьезную проблему педагогического процесса (Оборин, 2020, с. 155). Она стала ярко проявляться после возможности сравнения преподавателей, которые быстро трансформировали образовательный процесс и стали активно применять интернет-ресурсы, чем заинтересовали студентов, с преподавателями, которые предоставили обучающимся возможность самостоятельно изучать материал. Потенциал использования интернет-ресурсов достаточно велик и, несомненно, увеличивает познавательную активность старшеклассников и студентов, а это значит, что динамичное введение новых технологий в рамках занятий непременно повысит их продуктивность.

Б. Ш. Билонов также говорит о том, что педагогам необходимо заменять традиционные формы обучения новыми, соответствующими научно-техническому прогрессу и вынужденным обстоятельствам. Учитывая, что самими преподавателями была прослежена тенденция улучшения показателей студентов на дистанте, в образовательном процессе необходимо использовать современные информационные ресурсы, подготавливать адаптированные задания и материал, который мотивирует последних к обучению. Эти меры помогут учесть и другие немаловажные аспекты в реализации образования во время пандемии.

1 Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: https://docs.cntd.ru/docu-ment/902389617?ysdid=lberikt86m187242133

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

В. О. Колокольцева подтверждает факт «отсутствия должной квалификации педагогических работников в сфере дистанционных образовательных технологий» (Колокольцева, 2020, с. 73). Ведет это в первую очередь к снижению качества образовательного процесса, потому что проведение занятий в новых условиях требует от педагогов умений разработки дистанционных курсов и их преподавания.

К тому же участилась практика подготовки коллективных исков к вузу недовольными качеством образования. Впервые эта тема была поднята студентами МГУ, учащимися на платной основе. Заинтересованной стороной выступили 21 студент, их целью стало частичное возвращение денежных средств за дистанционный период. Решение было мотивировано крайне плохой реализацией системы обучения нового формата. Процесс занятий в основном сопровождался большим количеством письменных работ, отсутствием взаимодействия с преподавателями, студенты были недовольны оплатой коммерческой основы за почти самообучение. Последовать тенденции МГУ решили студенты РАНХиГС и их родители. Он были готовы не только судиться с вузом, но и привлечь всех желающих. Много заявлений подобного рода было сделано обучающимися других институтов, но они не решились на радикальные меры.

Коснулось это не только Российской Федерации, а получило распространение повсеместно. Учащиеся, получающие образование на коммерческой основе, были недовольны снижением качества проводимых занятий и сохранением высокой стоимости обучения. Только в Британии была разработана петиция для того, чтобы снизить размер оплаты обучения, которую подписало около 300 тысяч студентов.

Авторы сходятся во мнении, что для устранения пробелов, возникающих с освоением ИКТ, необходимо создание информационно-методического центра, который структурирует дистанционное обучение, разработает основополагающие начала и принципы. К тому же на базе этого центра преподаватели смогут пройти курсы по повышению квалификации в информационно-коммуникационных технологиях, а также социализироваться в виртуальном пространстве.

Мы не можем не согласиться с мнениями вышеуказанных авторов. Перестройка образовательного процесса неуклонно приводит и к смене подходов преподавания, с чем справиться самостоятельно бывает проблематично. Так как система дистанционного обучения в условиях борьбы с пандемией является действительностью, то обязательно должны вводиться различные улучшающие меры.

Выявлена проблема реализации еще одной части ст. 16 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». В настоящей норме предусматривается, что при осуществлении образовательного процесса должны быть созданы все условия для функционирования электронной образовательной среды и оснащения участников необходимой техникой, которые содействуют в осуществлении преподавательской деятельности и освоении учебных программ.

По данным ЮНЕСКО, более половины учащихся в условиях дистанта не имели доступа к цифровой технике, а меньшая доля респондентов - не имела выхода в Интернет (Шляпников, 2021, с. 206). В рамках этих обстоятельств среди обучающегося населения выделилась прослойка отстающих от своих сверстников в уровне образования. М. С. Оборин высказал мнение, что лишь обучающиеся, имеющие необходимые информационные и технические ресурсы, получают более полноценные знания. Данное суждение в настоящих реалиях рассматривается как убедительное.

Также, согласно опросу Международной ассоциации университетов, выделилась проблема снижения мотивации к образовательному процессу. Во многом это продиктовано уже обозначенной проблемой. Отсутствие технического обеспечения и оптимального взаимодействия с интернет-пространством сильно усугубляет и так шаткую систему дистанционного образования.

П. С. Рогачева и С. В. Семергей приводят причины невозможности нормального функционирования платформ в средних профессиональных организациях и вузах на дистанте. Быстрый выход в онлайн-пространство не предоставил учреждениям шанса подготовить педагогов, качественно оснастить учебный процесс современными образовательными материалами и средствами. Поэтому организации пользовались уже разработанными программами, порой не подходящими под практико-ориентированные дисциплины. Пытаясь выйти из сложившейся ситуации, преподаватели

!ssn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 16 № 4 2022

Педагогические науки

работали в условиях ограниченного времени. В период пандемии им пришлось самостоятельно осваивать различные информационные ресурсы и знакомить, обучать работе с ними студентов. Сопутствующими сложностями в процессе образования были как низкое качество связи, так и неорганизованность самих обучающихся, домашняя атмосфера для которых явилась причиной отвлечения от лекций1. По статистике Оксфордского университета, формат очных занятий был способен сподвигнуть отстающих к деятельности, что практически невозможно в условиях дис-танта. Решением проблемы перебойного Интернета представляется финансовый вклад вузов и СПО в обеспечение сверхскоростного и безлимитного Интернета в студенческих общежитиях. Но очевидно, что такое решение способно облегчить страдания лишь части обучающихся и никаким образом не содействует студентам, проживающим самостоятельно.

Обозревают факт необратимости технического прогресса В. А. Мальцев и К. В. Мальцев (Мальцев, Мальцев, 2020). И рассуждают на тему возможного и вполне реального приспособления к инновациям. На рынке электронной техники на сегодняшний день существует разносегментная продукция, что делает возможным приобретение различных устройств связи, которые необходимы для обучения. Но мы считаем, что данное высказывание неверно. Ведь существуют категории населения, для которых даже малозначительные покупки сильно влияют на бюджет.

Методы

В исследовании авторы опираются на системный подход анализа социальных явлений. Его применение позволяет рассматривать инновационные процессы как целостный образовательный процесс, в рамках которого на основе структурно-функционального анализа выделяются его разнородные измерения и скрепляющие их связи. Исходя из этого анализа, в статье выявляются противоречия, разрешение которых требует нахождения новых смысловых интерпретаций идеи функционирования дистанционного обучения.

Результаты

Положительный эффект произвела замена инструментария образования различными мультимедийными элементами представления информации, которые крайне благоприятно влияют на всю систему образования. А как итог авторы указывают на то, что не было единой координированной работы министерства и ведомств, отвечающих за образовательный процесс по использованию IT-технологий, адаптации к ним учреждений образования, педагогов и студентов. Здесь же они полностью ведут к тому, что дистанционное обучение - это крайне перспективная и полезная сфера. Но стоит учитывать, что для СПО, нацеленного на практическую деятельность, установлены определенные виды ограничений на применение электронного образования на постоянной основе. Да и такая смена повлияет на природу учреждения, приведет к изучению лишь лекционного материала.

По нашему мнению, проблема всестороннего обеспечения стала тяжелой преградой для образовательного процесса. Она затронула абсолютно всех участников: образовательные учреждения, педагогов, обучающихся и их родителей. Непосредственное негативное влияние было оказано главным образом качеством связи, отсутствием цифровых устройств и образовательных интернет-ресурсов, минимизирующих отвлечение студентов от запланированной программы обучения.

О. В. Колокольцева скоординировала положительные стороны введения дистанционно-образовательных технологий (Колокольцева, 2020, с. 73). Существенным преимуществом системы является возможность непрерывного доступа к информационным ресурсам. То есть студент в любой момент может найти необходимый ему материал и подготовиться к занятиям. Также эти материалы могут быть оперативно обновлены и дополнены, в доступе будут находиться только актуальные издания. К тому же посредством внедрения инновационных средств повышается результативность обучающихся. Немаловажным считается обеспечение принципа бесконтактного взаимодействия между участниками образовательного процесса в условиях пандемии. Этим, на наш взгляд, обусловлена следующая проблема - необходимость прямого взаимодействия педагога и студента.

1 «Ненастоящее образование». Как пандемия вскрыла проблемы онлайн-обучения. URL: https://informburo.kz/stati/nenastoyashchee-obra-zovanie-kak-pandemiya-vskryla-problemy-onlayn-obucheniya-.html

ISSN 12587-943Х (Online)

Pedagogical Science

По определению ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», дистанционное образование осуществляется удаленно посредством интернет-ресурсов. В процессе вынужденной реализации дистанционной формы обучения преподаватели и студенты столкнулись с проблемой взаимодействия друг с другом. Этим может объясняться разность результативности очного и удаленного обучения. Во время прямого контакта, нахождения в аудитории с преподавателем у студента есть возможность незамедлительно обратиться за помощью и учесть свои ошибки. В противоположном случае возникает ситуация, когда преподаватели перекладывают часть своих обязанностей на самих обучающихся (Оборин, 2020, с. 157). Но стоит учитывать, что не всегда это происходит по желанию самого педагога.

Традиционное обучение неукоснительно базируется на взаимодействии субъектов лицом к лицу. Такие занятия формируют эмоциональную связь между участниками образовательного процесса. Учитывая, что педагог уделяет внимание вопросам воспитания своих обучающихся, то в таком случае переход на ДО полностью ограничивает данное взаимодействие, так как для непосредственного воспитания требуется и прямой контакт между участниками.

Современные технологии предоставляют много условий для коммуникации, но в рамках среднего профессионального образования успешность проведения практических занятий может быть приравнена к нулю. Это ощутили студенты, особенно изучающие прикладные образовательные программы. Реализовывать индивидуальный подход к каждому студенту и мотивировать в дистанционном формате оказалось тоже невозможно, как и контролировать их вовлеченность. А для молодежи в целом принудительный разрыв личных социальных контактов стал причиной потери интереса к освоению образовательных программ.

Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»1 гласит, что при осуществлении образовательных программ с применением дистанционных технологий организация самостоятельно определяет уровень нагрузки на студентов. На данный момент прослеживается тенденция увеличения объема материала, предоставляемого обучающимся для изучения и домашнего задания. Большинство солидарно в том, что неблагоприятные воздействия на состояние здоровья студентов оказывают длительная продолжительность занятий, большая загруженность учебным материалом, большое количество времени, проведенное за компьютером, а не на природе, что сильно влияет на зрение и работу головного мозга (Кротенко, 2020, с. 66). Со стороны человека, а также органов власти должно быть уделено пристальное внимание аспектам здоровья и гигиены в условиях пандемии.

Соответственно, происходило давление и на психику человека. Вследствие чего у студентов кроме физиологических проблем появились и психологические. Из результата статистических данных стало известно, что в период распространения коронавирусной инфекции у большей доли обучающихся возникли психические проблемы в связи с переходом на дистанционный формат.

Все в тех же условиях резкой смены формы обучения было условно заблокировано оказание соответствующей поддержки детей и их родителей (Билолов, 2022, с. 62). Но объем возросшей нагрузки воздействовал и на работников образования. Состояние неопределенности наводило на них больший ужас, чем на остальных участников образовательного процесса. Задачей педагогов первоначально было создание психологически комфортных условий для себя, чтобы сократить риски эмоционального выгорания и оказания дальнейшей поддержки студентам. По мнению этих же авторов, решением станет разработка рекомендаций для преподавателей по сохранению собственного благополучия в сложных ситуациях.

К тому же вред гаджетов неоднократно подтверждался и успешными программистами, топ-менеджерами IT-компаний Силиконовой долины. Осознавая важность безопасных для здоровья технологий, они для своих детей выбирают бесцифровые школы. К данному течению примкнули и создатели Microsoft и Apple, они за ограничение использования технологий детьми.

1 Министерство образования и науки РФ. Приказы. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : от 9 января 2014 года № 2. URL: https://docs.mtd.m/document/499o8625i?ysdid=lber4l2j2z924546595

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Педагогические науки

Выводы

Мы считаем, что охрана здоровья - это приоритетная задача всего государства. Так как образование является неотъемлемой и важной частью жизнедеятельности людей, то в рамках различных учебных заведений и с помощью государственной власти должны применяться все меры для минимизирования негативных воздействий и последствий дистанционного образования.

А. М. Шадрин, анализируя работы многих экспертов, выявил влияние онлайн-обучения на результаты обучающихся (Шадрин, 2021, с. 278). Студенты штата Аризона не ожидали от образования в период пандемии обнадеживающих результатов. Прогноз на сложности побудил местных студентов отказаться от окончания своей учебы или поменять специализацию. В работе также приводятся результаты Альперта, Коуча и Хармона, которые обнаружили, что система обучения не влияет на оценку итогового экзамена. Очный и смешанный формат обучения дают аналогичные результаты. Фиглио, Раш и Инь наблюдают зависимость низких результатов от удаленного обучения.

Приказом Минобрнауки России от 20.01.2014 № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»1 был утвержден перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ которых не могла проводиться только в дистанционном формате, но в марте 2020 года абсолютно всех студентов в Российской Федерации перевели на такое обучение. Этот перевод означает проведение лишь лекционных занятий без возможности применения знаний на практике, что совсем не соответствует принципам СПО.

Например, Д. Н. Александров и Е. К. Степкина в своей работе раскрывают особенности дистанционного обучения в медицинской сфере (Александров, Степкина, 2020). Принципиально важным является условие, что изначально медицинские учреждения не были ориентированы на удаленную форму обучения. Из исследования, проведенного авторами статьи, выделились вопросы, наиболее волнующие студентов.

Совсем отсутствовала практика. Основной упор в период дистанта был направлен на теоретическую часть обучения. При этом даже лекционный материал был усвоен студентами неудовлетворительно. Прослеживалась тенденция увеличения количества заданий и снижения уровня обучаемости.

Стоит добавить, что у медицинских вузов, учреждений среднего специального образования, как и у всех остальных, из дистанционных технологий нет ничего, кроме различных цифровых площадок для проведения теоретических занятий и выполнения домашней работы. Возможность проведения ориентированных практических занятий отсутствует и вряд ли появится в будущем.

Дистанционное обучение медицинским специальностям однозначно не будет способствовать подготовке квалифицированных кадров. Ректор СамГМУ Александр Колсанов не только подтверждает необходимость традиционного обучения медиков, но и говорит о необратимой перестройке образования на сегодняшний момент. Всем давно очевидно, что образование никогда не вернется к привычному формату. Применение цифровых технологий сопровождает человека в его повседневной жизни. Поэтому у СПО и вузов появилась новая образовательная реальность, с проведением лекционных занятий дома, а практических - очно.

На наш взгляд, дистанционная форма обучения не сможет заменить привычную. Но в условиях развития информационных технологий сопротивление информатизации неразумно. Нельзя не обращать внимания на всевозможные достоинства, во многом облегчающие жизнь общества, а недостатки такой системы при скоординированных действиях будут устранены. Поддержать деятелей также стоит в высказывании, что обучение уже не станет прежним и не вернется к только очной форме.

1 Министерство образования и науки РФ. Приказы. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий : от 20 января 2014 г. № 22. URL: https://docs.cntd.ru/document/499072768?ysclid=lbeqgdaj785364779

Vol. 16 No. 4 ■ 2022 Russian Journal of Social Sciences and Humanities ISS'NS 51^51897^94з3Х2(опР1м

Pedagogical Science

Источники

Александров Д. А., Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Тенишева К. А. (2018) Школьный климат: концепция и инструмент измерения. М., Изд. дом НИУ ВШЭ, 103 с.

Александров Д. Н., Степкина Е. К. (2020) Опыт дистанционного обучения в медицинском вузе. Инновационная наука, № 7, с. 57-59.

Билолов Б. Ш. (2022) Образование во время пандемии. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, № 1, с. 59-64.

Колокольцева О. В. (2020) Организация образовательного процесса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. Базис, № 2 (8), с. 71-74.

Кротенко Т. Ю. (2020) Проблемы и возможности системы электронного обучения. Вестник университета, № 5, с. 65-70.

Логинова А. С., Одинокова А. В., Гаврилова В. Е. (2020) Внедрение цифровых технологий в образовательные процессы: теория и практика. Вестник ВГУ. Серия: Право, № 4 (43), с. 317-318.

Мальцев В. А., Мальцев К. В. (2020) Пандемия и образование. Научные труды Вольного экономического общества России, № 4, с. 402-415.

Оборин М. С. (2020) Влияние пандемии COVID-19 на образовательный процесс. Сервис в России и за рубежом, том 14, № 5 (92), с. 155-163. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10514.

Шадрин А. М. (2021) Образование в условиях пандемии COVID-19. StudNet, № 6, с. 277-287.

Шляпников В. В. (2021) Эволюция дистанционного образования в условиях пандемии. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, №2 (31), с. 205-208.

References

Alexandrov D. A., Ivanyushina V. A., Khodorenko D. K., Tenisheva K. A. (2018) Shkol'nyy klimat: kontseptsiya i instrument izmereniya [School climate: a concept and a measurement tool]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics, 103 p. (In Russian).

Aleksandrov D. N., Stepkina E. K. (2020) Opyt distantsionnogo obucheniya v meditsinskom vuze [The experience of distance learning in a medical university]. Innovation Science, no. 7, pp. 57-59 (In Russian).

Bilolov B. S. (2022) Obrazovaniye vo vremya pandemii [Education during a pandemic]. Bulletin of the South Ural state university. Series: Education. Pedagogy - Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, no. 1, pp. 59-64 (In Russian).

Kolokoltseva O. V. (2020) Organizatsiya obrazovatel'nogo protsessa v usloviyakh rasprostraneniya novoy koronavirusnoy infektsii COVID-19 [The organization of educational process in the conditions of covid-19 infection spread]. Basis, no. 2 (8), pp. 71-74 (In Russian).

Krotenko T. Yu. (2020) Problemy i vozmozhnosti sistemy elektronnogo obucheniya [Problems and opportunities of the e-learning system]. Vestnik Universiteta, no. 5, pp. 65-70 (In Russian).

Loginova A. S., Odinikova A. V., Gavrilova V. E. (2020) Vnedreniye tsifrovykh tekhnologiy v obrazovatel'nyye protsessy: teoriya i praktika [Introduction of digital technologies into educational processes: theory and practice]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Law, no. 4 (43), pp. 317-318 (In Russian).

Maltsev V. A., Maltsev K. V. (2020) Pandemiya i obrazovaniye [Pandemic and education]. Scientific works of the Free Economic Society of Russia, no. 4, pp. 402-415 (In Russian).

Oborin, M. S. (2020). Vliyaniye pandemii COVID-19 na obrazovatel'nyy protsess [The impact of the COVID-19 pandemic on the educational process]. Services in Russia and Abroad, vol. 14, no. 5, pp. 153-163. DOI: 10.24411/1995-042X-2020-10514 (In Russian). Shadrin A. M. (2021) Obrazovaniye v usloviyakh pandemii COVID-19 [Education in the conditions of the COVID-19 pandemic]. StudNet, no. 6, pp. 277-287 (In Russian).

Shlyapnikov V. V. (2021) Evolyutsiya distantsionnogo obrazovaniya v usloviyakh pandemii [Evolution of distance education in the conditions of a pandemic]. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian research, no. 2 (31), pp. 205-208 (In Russian).

Информация об авторах Autor's information

Волох Тамара Сергеевна Tamara S. Volokh

Кандидат педагогических наук, доцент. Омский Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Omsk

государственный педагогический университет, State Pedagogical University, Omsk, Russian

г. Омск, РФ. ORCID ID: 0000-0003-4772-3743 Federation. ORCID ID: 0000-0003-4772-3743.

E-mail: voloh_ts@mail.ru E-mail: voloh_ts@mail.ru

Молдаспаева Асемгуль Булатовна Asemgul B. Moldaspayeva

Магистрант 2 курса. Омский государственный 2nd year master's student. Omsk State Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

педагогический университет, г. Омск, РФ. University, Omsk, Russian Federation.

ORCID ID: 0000-0001-8316-0373. ORCID ID: 0000-0001-8316-0373.

E-mail: moldaspaeva_ab@mail.ru E-mail: moldaspaeva_ab@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.