Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КОРОНАВИРУС / ПАНДЕМИЯ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Милькова Светлана Александровна

Проблема исследования. Доступное, качественное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой повышения качества жизни. В условиях пандемии проявилось множество проблем, с которыми на практике столкнулись общеобразовательные организации и муниципальные системы образования. Пандемия обострила внимание исследователей в первую очередь к проблеме развития дистанционного образования. Цель исследования - изучить особенности и проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии. Методология и методы. Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методы: анализ статистических данных, характеризующих состояние муниципальных систем общего образования, расположенных на территории Свердловской области; анализ официальных документов и официальных сайтов органов власти; анкетный опрос учителей города Екатеринбурга, Байкаловского и Сухоложского районов, проведенный авторами в мае 2021 г. (опрошено 373 респондента). Результаты исследования. В результате исследования были выявлены проблемы организации образовательного процесса в школах в условиях пандемии. Это в основном материально-технические проблемы, а также проблемы психологического и методического характера. Пострадала также экономика общего образования за счет снижения объема платных образовательных услуг. Большинство учителей отрицательно отнеслись к вынужденному переходу на дистант в период карантина и не хотят продолжать обучение с помощью дистанционных технологий. В период карантина нагрузка на учителя увеличилась. Дистанционное обучение было новым сложным опытом и для обучающихся. В связи с пандемией в особой ситуации оказались выпускники 2020 и 2021 годов. Однако в последние 3 года сохраняется положительная тенденция, связанная с цифровизацией общего образования. Научная новизна. Изложены факты, характеризующие состояние муниципальных систем образования в условиях пандемии; выявлены проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, Милькова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FUNCTIONING OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEMS IN A PANDEMIC

Research problem. Affordable, high-quality and modern education, a safe and technologically advanced educational environment are the basis for improving the quality of life. In the context of the pandemic, many problems have emerged that are faced in practice by general education organizations and municipal education systems. The pandemic has sharpened the attention of researchers, first of all, to the problem of the development of distance education. The purpose of the research is to study the features and problems of the functioning of municipal education systems in a pandemic. Methodology and methods. The methodological basis of the research is a systematic approach, which is used to study the state and functioning of the municipal education system. To collect empirical data, the following methods were used: analysis of statistical data characterizing the state of municipal systems of general education located on the territory of the Sverdlovsk region; analysis of official documents and official websites of authorities; a questionnaire survey of teachers in the city of Ekaterinburg, Baikalovsky and Sukholozhsky districts, conducted by the authors in May 2021 (373 respondents were interviewed). Research results. As a result of the study, the problems of organizing the educational process in schools in the context of a pandemic were identified. These are mainly material and technical problems, as well as problems of a psychological and methodological nature. The economy of general education has also suffered due to a decrease in the volume of paid educational services. Most of the teachers reacted negatively to the forced transition to distance learning during the quarantine period and did not want to continue learning with the help of distance learning technologies. During the quarantine period, the workload on teachers increased. Distance learning was also a challenging new experience for learners. Due to the pandemic, graduates of 2020 and 2021 are in a special situation. However, in the past 3 years, there has been a positive trend associated with the digitalization of general education. Scientific novelty. The facts characterizing the state of municipal education systems in the context of a pandemic are stated; identified the problems of the functioning of municipal education systems in the context of a pandemic.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.012:371.1(470.54) DO110.26170/2079-8717_2021 _05_02

ББК Ч4в+Ч424к2 ГРНТИ 06.71.45 Код ВАК 13.00.01 (5.8.1); 08.00.05

Зерчанинова Татьяна Евгеньевна,

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой регионального и муниципального управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66; e-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru

Милькова Светлана Александровна,

магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; 620144, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66; e-mail: milckova.svetlana@yandex.ru

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: местное самоуправление; муниципальные системы образования; региональное образование; общеобразовательные учебные заведения; качество образования; коронавирус; пандемия; COVID-19.

АННОТАЦИЯ. Проблема исследования. Доступное, качественное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой повышения качества жизни. В условиях пандемии проявилось множество проблем, с которыми на практике столкнулись общеобразовательные организации и муниципальные системы образования. Пандемия обострила внимание исследователей в первую очередь к проблеме развития дистанционного образования. Цель исследования - изучить особенности и проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии.

Методология и методы. Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методы: анализ статистических данных, характеризующих состояние муниципальных систем общего образования, расположенных на территории Свердловской области; анализ официальных документов и официальных сайтов органов власти; анкетный опрос учителей города Екатеринбурга, Байкалов-ского и Сухоложского районов, проведенный авторами в мае 2021 г. (опрошено 373 респондента). Результаты исследования. В результате исследования были выявлены проблемы организации образовательного процесса в школах в условиях пандемии. Это в основном материально-технические проблемы, а также проблемы психологического и методического характера. Пострадала также экономика общего образования за счет снижения объема платных образовательных услуг. Большинство учителей отрицательно отнеслись к вынужденному переходу на дистант в период карантина и не хотят продолжать обучение с помощью дистанционных технологий. В период карантина нагрузка на учителя увеличилась. Дистанционное обучение было новым сложным опытом и для обучающихся. В связи с пандемией в особой ситуации оказались выпускники 2020 и 2021 годов. Однако в последние 3 года сохраняется положительная тенденция, связанная с цифровизацией общего образования. Научная новизна. Изложены факты, характеризующие состояние муниципальных систем образования в условиях пандемии; выявлены проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Зерчанинова, Т. Е. Проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии / Т. Е. Зерчанинова, С. А. Милькова. - Текст : непосредственный / / Педагогическое образование в России. - 2021. - № 5. - С. 14-22. - DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_02.

Zerchaninova Tatiana Evgenievna,

Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Regional and Municipal Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia

Milkova Svetlana Aleksandrovna,

Master's Degree Student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Ekaterinburg, Russia

PROBLEMS OF THE FUNCTIONING

OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEMS IN A PANDEMIC

KEYWORDS: local government; municipal education systems; regional education; general educational institutions; the quality of education; coronavirus; pandemic; COVID-19.

ABSTRACT. Research problem. Affordable, high-quality and modern education, a safe and technologically advanced educational environment are the basis for improving the quality of life. In the context of the pandemic, many problems have emerged that are faced in practice by general education organizations and municipal education systems. The pandemic has sharpened the attention of researchers, first of all, to the problem of the development of distance education.

The purpose of the research is to study the features and problems of the functioning of municipal education systems in a pandemic.

Methodology and methods. The methodological basis of the research is a systematic approach, which is used to study the state and functioning of the municipal education system. To collect empirical data, the following methods were used: analysis of statistical data characterizing the state of municipal systems of general education located on the territory of the Sverdlovsk region; analysis of official documents and official websites of authorities; a questionnaire survey of teachers in the city of Ekaterinburg, Baikalovsky and Sukholozhsky districts, conducted by the authors in May 2021 (373 respondents were interviewed). Research results. As a result of the study, the problems of organizing the educational process in schools in the context of a pandemic were identified. These are mainly material and technical problems, as well as problems of a psychological and methodological nature. The economy of general education has also suffered due to a decrease in the volume of paid educational services. Most of the teachers reacted negatively to the forced transition to distance learning during the quarantine period and did not want to continue learning with the help of distance learning technologies. During the quarantine period, the workload on teachers increased. Distance learning was also a challenging new experience for learners. Due to the pandemic, graduates of 2020 and 2021 are in a special situation. However, in the past 3 years, there has been a positive trend associated with the digitalization of general education.

Scientific novelty. The facts characterizing the state of municipal education systems in the context of a pandemic are stated; identified the problems of the functioning of municipal education systems in the context of a pandemic.

FOR CITATION: Zerchaninova, T. E., Milkova, S. A. (2021). Problems of the Functioning of Municipal Education Systems in a Pandemic. In Pedagogical Education in Russia. No. 5, pp. 14-22. DOI: 10.26170/2079-8717_2021_05_02.

Введение. Доступное, качественное и современное образование, безопасная и технологичная образовательная среда являются основой повышения качества жизни. В современном инновационном развитом мире образованию отводится особенно важная роль в определении социального статуса личности, развитии социальной структуры, производстве материальных благ и формировании духовных ценностей в обществе. Для того чтобы достигнуть этой цели и продолжить целенаправленную работу по развитию муниципальной системы образования, необходимо знать проблемы в развитии отрасли и на этой основе определять перспективные задачи и продуктивные пути их решения.

Пандемия обострила внимание общества ко многим проблемам, например, к проблеме развития дистанционного образования.

Следующим фактором, который нужно учитывать для развития системы общего образования, является наличие школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях. В 2020 году в Свердловской области было выделено 248 школ, имеющих как низкий уровень качества, так и низкий уровень социального благополучия. Данные школы ставят перед педагогическими коллективами необходимость поиска способов для компенсации влияния негативных факторов на качество образования.

Качество общего образования во многом зависит от учителей и их способности быстро и эффективно включаться в процесс цифровизации и от поддержки школ с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях. Задачи современного общего образования в

стремительно развивающем мире требуют от педагогов и руководителей все большей мобильности и гибкости.

Цель исследования - изучить особенности и проблемы функционирования муниципальных систем образования в условиях пандемии.

Обзор литературы. В 20202021 годах исследователи стали активно изучать различные аспекты функционирования системы образования в условиях пандемии [3; 6; 7] и выявили множество проблем в данной сфере: «непроработанная нормативно-правовая база, неподготовленность субъектов учебного процесса, недостаточная компьютерная грамотность, отсутствие практических навыков дистанционного обучения, острая нехватка техники, слабый Интернет, материальное положение многодетных семей» [2, с. 51].

Некоторые авторы акцентируют внимание на новых угрозах и вызовах образованию, которые возникли в условиях пандемии [18; 21]. «Вызовы пандемии касались экономических, технических, социальных и методических аспектов обучения, т. е. носили комплексный характер» [18, с. 180].

Экономика образования также оказалась под влиянием пандемии [19].

Одним из самых популярных направлений исследований в этот период является цифровизация образования [5; 9; 14].

Зарубежные исследователи также выявили проблемы перевода школьников на дистанционное обучение [27; 23], особенно в развивающихся странах [25].

Важным аспектом в обеспечении образовательного процесса являются кадровые ресурсы образовательных организаций. Доля учителей пенсионного возраста составляет почти четверть - 24%. Пандемия

© Зерчанинова Т. Е., Милькова С. А., 2021

обострила проблемы общеобразовательных организаций, связанных с кадровым составом. В научной литературе появились публикации, посвященные учителям, их положению и самочувствию в условиях пандемии и вынужденной цифровизации системы общего образования [10]. Особое внимание уделяется психологическому состоянию учителей в связи с вынужденным переходом на дистанционное преподавание [17]. Обсуждается также проблема непринятия вынужденного перехода на дистанционное обучение [24; 26].

В особом положении во время пандемии оказались выпускники школ [4]. Результаты ЕГЭ по некоторым предметам оказались ниже желаемого [22].

Важными предметами научных исследований являются также влияние пандемии на доступность [1] и качество образования [11; 20].

Таким образом, обзор научной литературы за 2020-2021 годы показал, что российские и зарубежные ученые выявили различные проблемы, с которыми столкнулась система общего образования в условиях пандемии СОУГО-19. В основном рассматриваются проблемы материально-технического характера, проблемы психологической неготовности части учителей и обучающихся к вынужденному переходу на дистант в период карантина, проблемы методического и экономического характера.

Результаты исследования. Для проведения исследования была использована следующая эмпирическая база:

- статистические данные, характеризующие состояние муниципальных систем общего образования, расположенных на территории Свердловской области в 2020 году;

- официальные документы, характеризующие состояние и функционирование муниципальных систем общего образования;

- официальные сайты органов власти;

- результаты анкетного опроса учителей города Екатеринбурга, Байкаловского и Су-холожского районов, проведенного авторами в мае 2021 г. Опрошены 373 респондента.

Численность обучающихся в общеобразовательных организациях муниципальных образований Свердловской области составляет 515 154 человека [8, с. 5]. Во вторую смену обучаются 105 318 школьников, или 20,9% от общей численности обучающихся. Численность педагогических работников составляет 35 983 человека, из них учителя - 30 762 человека [8, с. 6].

В 2020 году в школах было введены 9 149 новых (дополнительных) мест путем:

1) строительства 6 зданий школ (4 682 места);

2) реконструкции 2 школьных зданий

(1 775 мест);

3) строительства пристроя (новый корпус) к МАОУ СОШ № 181 на 600 мест в городе Екатеринбурге;

4) капитальных ремонтов зданий школ (1 906 мест);

5) эффективного использования имеющихся площадей общеобразовательных организаций - 70 мест (Артемовский и Ма-лышевский городские округа);

6) возврата зданий, используемых не по назначению, - 116 мест (Артемовский городской округ) [8, с. 15-16].

В 2020 году обеспечено создание 42 центров «Точка роста». Центры «Точка роста» созданы в 2020 году в 33 муниципальных образованиях. Открытие центров «Точка роста» состоялось 1 сентября 2020 года [8, с. 19]. ^

В рамках соглашений о предоставлении субсидий на создание условий для занятий спортом муниципальными образованиями проведен ремонт спортивных залов 7 школ. Кроме того, в 2020 году в 8 муниципальных общеобразовательных организациях оборудованы спортивные площадки [8, с. 25-26].

В Свердловской области в 2020 году было выделено 248 школ, имеющих как низкий уровень качества, так и низкий уровень социального благополучия. Также сформированы «пограничные» группы: выделяется группа школ, которые можно отнести к группе относительно социально благополучных и демонстрирующих низкие результаты на государственных экзаменах (ниже среднего показателя по Свердловской области), - таких школ 103 [8, с. 30].

Прошедший год был очень непростым в силу сложившейся эпидемиологической ситуации. Дистанционное обучение в образовательных организациях в связи с распространением коронавируса вводили, однако вскоре после этого учащиеся ушли на каникулы в связи заявлением Президента России о нерабочей неделе с 30 марта по 5 апреля. Затем школьники возобновили учебу после весенних каникул в дистанционном режиме с 6 апреля 2020 года. Перевод системы образования на дистанционный режим стал необходимой мерой по обеспечению доступного и качественного образования в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Эта мера являлась вынужденной, но позволила обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Образовательным организациям необходимо было организовать учебный процесс с соблюдением принятых санитарно-эпидемиологических требований в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-l9). В связи с этим прово-

дилась разъяснительная работа с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, по вопросу организации дистанционного обучения как временной меры, препятствующей распространению новой коронавирус-ной инфекции.

Также была проведена масштабная работа по выявлению детей из семей, не имеющих возможности приобретения технических средств обучения, а также не имеющих доступа к сети Интернет для обучения по общеобразовательным программам в дистанционном режиме. Для обеспечения образования с использованием дистанционных технологий был проведен сбор заявок о потребности в технических средствах. Для детей, не имеющих технической возможности получать образование с применением дистанционных технологий и электронного обучения, школами на выделенные из областного бюджета средства приобретено необходимое оборудование с последующей передачей во временное пользование таким школьникам. С целью оперативного обеспечения оплаты установленных и предоставленных школами технических средств связи органам местного самоуправления было предложено осуществить оплату за счет средств субвенции на общее образование. Школами были приобретены электронные планшетные компьютеры (планшеты). «Общий объем средств, направленных на приобретение планшетов, составил 97 520 тыс. рублей» [8, с. 83].

Для решения проблем доступности общего образования в период пандемии было сделано следующее:

- Семьям с детьми, нуждающимся в технических средствах обучения и не имеющих доступа к сети Интернет, были переданы 25 217 единиц компьютерной техники для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий, 9 437 сим-карт с ежемесячным лимитом в 100 Гб для получения доступа к мобильному Интернету.

- Организована работа по установке 6 комплектов спутникового Интернета.

- В 230 муниципальных образовательных организациях, расположенных в удаленных территориях, были установлены 372 модема и роутера, и скорость доведена до 5-10 мБит/сек, что позволило организовать дистанционное обучение [8, с. 84].

Руководителями образовательных организаций была проведена следующая работа:

- усиление мер по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания обучающихся;

- обеспечение консультирования обучающихся и их родителей по вопросам осу-

ществления образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий;

- методическое сопровождение педагогических работников по вопросам реализации обучения с применением дистанционных образовательных технологий;

- проведение информационно-разъяснительной работы по организации дистанционного обучения как временной меры, препятствующей распространению новой коронавирусной инфекции [8, с. 8485].

Для руководителей информационно-методических служб муниципальных образований были проведены семинары по освоению онлайн-платформ для проведения занятий с обучающимися. Образовательные организации могут использовать в образовательном процессе различные информационные образовательные ресурсы [12].

В первую неделю 3-й четверти наблюдались перебои при использовании образовательных платформ для организации дистанционного обучения. Однако после обращений в техническую поддержку разработчики быстро справились с техническими проблемами, и была организована бесперебойная работа образовательных сервисов. Кроме того, образовательным организациям были предложены образовательные платформы, рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации, в достаточном количестве обеспечивающем снижение нагрузки на основные используемые в работе цифровые сервисы. Каждый сервис отличался содержанием, особенностями информационных ресурсов, применяемыми технологиями. Поэтому педагогические работники при подготовке дидактического материала могли использовать ресурсы разных образовательных платформ для обеспечения качественного освоения или закрепления учебного материала [8, с. 86-87].

Пандемия коронавирусной инфекции внесла корректировки и в сдачу Единых государственных экзаменов обучающимися 9-х и 11-х классов. 27 марта 2020 года в Минпросвещения РФ первый раз официально объявили о переносе ГИА для 11 и 9 классов. С 15 июня 2020 года были введены особенности государственной итоговой аттестации (далее - ГИА) по образовательным программам основного общего образования в 2020 году. Результаты ГИА по образовательным программам основного общего образования не применялись [15].

Что касается обучающихся 11 классов, то экзамены постоянно переносили, досрочная сдача экзаменов была отменена [16]. Обязательных ЕГЭ (по русскому языку и математике) в 2020 году не было, оценки

в аттестат выставлялись по итогам года. Выпускники, планировавшие поступать в вузы, сдавали два ЕГЭ по выбору в зависимости от требований факультета. По этой причине в Свердловской области порядка двух тысяч одиннадцатиклассников приняли решение не проходить аттестацию. Экзамен по математика базового уровня в

2020 году не проводился.

В Екатеринбурге в 2020 году проживали 6 820 выпускников 11-х классов. Из них сдавали экзамен 6 353 человека. Около 7% выпускников, которые не планировали поступление в высшие учебные заведения, воспользовались правом получения аттестата без сдачи единого госэкзамена. В Екатеринбурге выросло число стобалльников: в 2019-м их было 52, а в 2020-м - 84.

Государственная итоговая аттестация в

2021 году также проводилась с учетом текущей эпидемиологической обстановки [27]. Выпускники 9 классов для получения аттестатов сдавали только два обязательных экзамена в формате ОГЭ (русский язык и математика). По результатам итогового сочинения (изложения) выпускники 11 класса были допущены к сдаче ЕГЭ.

Таким образом, анализ официальных документов и официальных сайтов органов власти показал, что, несмотря на пандемию, в 2020 году продолжилось развитие муниципальных систем образования, в школах были созданы новые места, в муниципаль-

ных образованиях были созданы центры «Точка роста». В период неблагоприятной эпидемиологической ситуации перевод системы образования на дистанционный режим стал вынужденной мерой, но позволил обеспечить непрерывность образовательного процесса. Было приобретено необходимое оборудование с последующей передачей во временное пользование школьникам, не имеющим технической возможности получать образование с применением дистанционных технологий. Пандемия также внесла корректировки и в сдачу ЕГЭ.

Для изучения особенностей образовательного процесса в условиях пандемии авторами был проведен анкетный опрос учителей города Екатеринбурга, Байкаловского и Сухоложского районов. Опрошено 373 человека.

На вопрос «Хотели бы Вы продолжать обучение с помощью дистанционных технологий?» большинство учителей ответили «Нет» (82,2%). Альтернативным вариантом было предложение совмещения дистанционного и очного обучения. Было выяснено, что в период карантина нагрузка на учителя в целом увеличилась (89%), что, в свою очередь, и подтверждают вопросы о количестве времени, которое тратит учитель на подготовку к уроку и проверку работ обучающихся. Большинство учителей тратили на подготовку к уроку более 3-х часов (рис. 1).

Рис. 1. Сколько времени занимала подготовка к проведению уроков?

Также более трех часов занимала провер- ка самостоятельных работ учащихся (рис. 2).

Рис. 2. Сколько времени занимала проверка самостоятельнъх работ учащихся?

53,4% респондентов отметили, что произошли отрицательные изменения в отношении к учебе у обучающихся (пропал интерес, много списывают, поверхностное по-

лучение знаний, плохое усвоение материала обучающимися и другое).

Далее рассмотрим более подробные результаты ответов на другие не менее важные

вопросы данного опроса. Во время дистанционного обучения выяснилось, что даже не у каждого учителя был свой компьютер, персональный был у 84,9%, не свой - у 12,3% опрошенных, а у 2,7% вообще его не было.

К тому же выяснилось, что у некоторых педагогов в период дистанционного обучения возникли проблемы с доступом к интернету в домашних условиях, у 4,1% он отсутствовал по тем или иным причинам.

Для общения с учениками опрашиваемые учителя использовали в основном платформу Zoom, на втором месте - ЯКласс и WhatsApp. Из этого можно сделать вывод, что Zoom оказался наиболее доступным и удобным ресурсом для использования в период дистанционного обучения.

Обнаружились проблемы при планировании уроков с использованием дистанционных технологий. У 49,3% учителей были

технические неполадки с использованием оборудования и программного обеспечения, которые качественно мешали своевременному образовательному обучению. 43,8% респондентов отметили возникшие затруднения при выборе формы организации дистанционного взаимодействия. У 26% учителей при такой форме обучения имелись трудности с выбором контрольно-измерительных материалов для раскрытия полной темы урока.

Несмотря на все возникающие проблемы в период вынужденного дистанционного обучения, нельзя не отметить, что педагоги получили новый опыт в своей профессиональной деятельности. На рисунке 3 представлены результаты оценки учителями своих навыков работы в различных программах и в Интернете.

Рис. 3. Как Вы оцениваете свои навыки работы в различных программах и Интернете?

75,3% научились качественно использовать в своей практике ресурсы Интернета для организации взаимодействия с обучающимися, что можно будет применять и при очном обучения для дополнительных занятий. Получили новые навыки в конструировании уроков с помощью интернет-ресурсов для лучшего усвоения материала учениками 71,2% опрошенных, а 34,2% учителей, участвовавших в опросе, научились разрабатывать собственные электронные ресурсы при подготовке к занятиям.

53,4% преподавателей отметили, что и отношение учеников к обучению в данный период изменилось, правда, не всегда в лучшую сторону. Так, что дистанционное обучение было новым сложным опытом и для обучающихся.

На рисунке 4 представлены результаты ответа на вопрос об обеспечении своей организации средствами для использования информационно-коммуникационных технологий за последние три года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Как Вы считаете, изменилась ли обеспеченность Вашей организации средствами для использования информационно-коммуникационных технологий за последние 3 года?

21,9% респондентов отметили значительные улучшения, 38,4% - незначительные, а 24,7% не заметили каких-либо изменений в этом направлении.

Стали чаще за последние три года использовать компьютеры, интерактивные доски и другие информационно-коммуникационные технологии непосредственно на уроке 69,9% педагогов. При этом 4% наоборот стали реже их применять. 17,8% отметили, что чуть чаще стали использовать данные технологии.

Таким образом, опрос учителей выявил отрицательное отношение к вынужденному переходу на дистанционное преподавание, увеличение нагрузки на учителя в период карантина, отрицательные изменения в отношении к учебе у обучающихся, технические неполадки, методические трудности.

Заключение. Таким образом, наше исследование показывает, что в условиях пандемии СОУГО-19 проявилось множество проблем, с которыми столкнулись на практике общеобразовательные организации и муниципальные системы образования. Проблемы материально-технического характера были связаны с нехваткой персональных компьютеров в организациях, а также у учителей и обучающихся, с ограниченным доступом к Интернету в удаленных муниципальных образованиях. Проявилась проблема психологической неготовности части учителей и обучающихся к вынужденному переходу на дистант в период ка-

рантина. Возникли проблемы методического характера, связанные с выбором методических материалов в условиях дистанционного обучения. Пострадала экономика общего образования за счет снижения объема платных образовательных услуг.

Опрос учителей показал, что большинство из них отрицательно отнеслись к вынужденному переходу на дистант в период карантина и не хотят продолжать обучение с помощью дистанционных технологий. В период карантина нагрузка на учителя в целом увеличилась. Произошли отрицательные изменения в отношении к учебе у обучающихся. Учителя сталкивались с техническими неполадками при использовании оборудования и программного обеспечения, с затруднения при выборе формы организации дистанционного взаимодействия, а также с трудностями при выборе контрольно-измерительных материалов. Дистанционное обучение было новым сложным опытом и для обучающихся. В связи с пандемией в особой ситуации оказались выпускники 2020 и 2021 годов.

Однако в последние 3 года сохраняется положительная тенденция, связанная с цифровизацией общего образования: увеличивается обеспеченность общеобразовательных организаций средствами для использования информационно-коммуникационных технологий, все больше учителей применяют информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдонина, Т. М. Прокурорский надзор за соблюдением прав несовершеннолетних на доступность образования в условиях пандемии / Т. М. Авдонина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2021. - № 3 (140). - С. 179-186.

2. Акаев, В. Х. О специфике трансформации системы образования в России в условиях современной пандемии / В. Х. Акаев, З. М. Тазбиева // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2020. - Т. 16, № 4 (22). - С. 50-54.

3. Ананченкова, П. И. Дисфункциональность образования в условиях пандемии COVID-19 / П. И. Ананченкова, Н. М. Новикова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2020. - № 11. - С. 7-11.

4. Артеменков, М. Н. Трансформация образовательных стратегий выпускников школ в условиях распространения коронавируса COVID-19: региональный аспект / М. Н. Артеменков, Е. Е. Сухова // Региональные исследования. - 2020. - № 2 (68). - С. 111-120.

5. Баева, Л. В. Социальные аспекты цифровизации образования в условиях пандемии: философский анализ / Л. В. Баева // Logos et Praxis. - 2021. - Т. 20, № 1. - С. 5-14.

6. Борунова, Е. Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент / Е. Б. Борунова // Химия в школе. - 2021. - № 5. - С. 2-6.

7. Данилова, И. С. Способы взаимодействия субъектов образования в условиях первой волны COVID-19 пандемии / И. С. Данилова // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 12. - С. 5-11.

8. Доклад «Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2020 году и задачи на 2021 год». - URL: https://minobraz.egov66.ru/ Upl0ad/min0br/files/f1/a3/f1a3b0018acdc4c23bf183a40a359e32.pdf (дата обращения: 30.05.2021). - Текст : электронный.

9. Зенков, А. Р. Образование в условиях пандемии: возможности и ограничения цифрового обучения / А. Р. Зенков // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2020. - № 3. - С. 51-64.

10. Зиновская, Н. Н. О работниках образования в условиях пандемии / Н. Н. Зиновская // Кадровик. - 2020. - № 10. - С. 1.

11. Зудина, Е. В. Факторы, влияющие на качество образования в условиях пандемии / Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, Р. М. Ламзин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2021. - № 3 (156). - С. 4-10.

12. Информационные образовательные ресурсы как дополнительный источник знаний. - URL: https: //minobraz.egov66.ru/news/item?id=3576 (дата обращения: 30.05.2021). - Текст : электронный.

13. Информация Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2020 г. «Объявлены изменения порядка проведения ЕГЭ и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов в 2021 году». - URL: https://www.garant.ru/pr0ducts/ip0/prime/d0c/400028378/ (дата обращения: 30.05.2021). - Текст : электронный.

14. Менциев, А. У. Влияние цифровизации на традиционные методы образования в условиях пандемии COVID-19 / А. У. Менциев // Педагогический журнал. - 2020. - Т. 10, № 2-1. - С. 246-252.

15. Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2020 году : Приказ Минпросвещения России № 293, Рособрнадзора № 650 от 11.06.2020 г. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.05.2021). - Текст : электронный.

16. Об особенностях проведения единого государственного экзамена в 2020 году : Приказ Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. № 297/655. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 30.05.2021). - Текст : электронный.

17. Петракова, А. В. Особенности психологического стресса у учителей в условиях дистанционного преподавания во время пандемии COVID-19 / А. В. Петракова, Т. Н. Канонир, А. А. Куликова, Е. А. Орел // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 93-114.

18. Радина, Н. К. Вызовы образованию в условиях пандемии: обзор исследований / Н. К. Радина, Ю. В. Балакина // Вопросы образования. - 2021. - № 1. - С. 178-194.

19. Тищенко, А. С. Влияние пандемии на экономику образования / А. С. Тищенко // Экономическое развитие России. - 2020. - Т. 27, № 5. - С. 90-97.

20. Федосенко, Е. В. К вопросу оценки качества школьного образования в условиях пандемии / Е. В. Федосенко // Образование и качество жизни. - 2020. - № 3 (21). - С. 9-15.

21. Шкунов, В. Н. Новые угрозы и вызовы в мировом образовании в условиях глобальной пандемии / В. Н. Шкунов // Заметки ученого. - 2020. - № 11. - С. 335-337.

22. Якобюк, Л. И. Изучение влияния дистанционной формы обучения во время пандемии на результаты обучения / Л. И. Якобюк / / Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). - С. 179-181.

23. Jan, A. A Phenomenological Study of Synchronous Teaching during COVID-19: A Case of an International School in Malaysia / A. Jan // Social Sciences & Humanities Open. - 2020. - Vol. 2, Iss. 1. - Article 100084.

24. Kerres, M. Against All Odds: Education in Germany Coping with COVID-19 / M. Kerres // Postdigital Science and Education. - 2020. - No. 2. - P. 690-694.

25. Oyedotun, T. D. Sudden Change of Pedagogy in Education Driven by COVID-19: Perspectives and Evaluation from a Developing Country / T. D. Oyedotun / / Research in Globalization. - 2020. - Vol. 2. December. - Article 100029.

26. Ozkaral, T. Social Studies and Geography Teacher Candidates' Views on Coronavirus (COVID-19) and Online Education Process / T. Ozkaral, R. Bozyigit // Review of International Geographical Education Online. -2020. - Vol. 10, No. 3. - P. 467-484.

27. Reimer, D. What Happens When Schools Shut Down? Investigating Inequality in Students' Reading Behavior during COVID-19 in Denmark / D. Reimer, E. Smith, I. Gran Andersen, B. Sortksr // Research in Social Stratification and Mobility. - 2021. - Vol. 71. February. - Article 100568.

REFERENCES

1. Avdonina, T. M. (2021). Prokurorskii nadzor za soblyudeniem prav nesovershennoletnikh na dostupnost' obrazovaniya v usloviyakh pandemii [Prosecutor's Supervision Over the Observance of the Rights of Minors to the Availability of Education in a Pandemic]. In Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi yuridicheskoi akademii. No. 3 (140), pp. 179-186. ...

2. Akaev, V. Kh., Tazbieva, Z. M. (2020). O spetsifike transformatsii sistemy obrazovaniya v Rossii v usloviyakh sovremennoi pandemii [On the Specifics of the Transformation of the Education System in Russia in the Context of a Modern Pandemic]. In Vestnik GGNTU. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. Vol. 16. No. 4 (22), pp. 50-54.

3. Ananchenkova, P. I., Novikova, N. M. (2020). Disfunktsional'nost' obrazovaniya v usloviyakh pandemii COVID-19 [Dysfunctional Education in the Context of the COVID-19 Pandemic]. In Alma mater (Vestnik vysshei shkoly). No. 11, pp. 7-11.

4. Artemenkov, M. N., Sukhova, E. E. (2020). Transformatsiya obrazovatel'nykh strategii vypusknikov shkol v usloviyakh rasprostraneniya koronavirusa COVID-19: regional'nyy aspekt [Transformation of Educational Strategies of School Graduates in the Context of the Spread of Coronavirus COVID 19: a Regional Aspect]. In Re-gional'nye issledovaniya. No. 2 (68), pp. 111-120.

5. Baeva, L. V. (2021). Sotsial'nye aspekty tsifrovizatsii obrazovaniya v usloviyakh pandemii: filosofskii ana-liz [Social Aspects of Digitalization of Education in a Pandemic: a Philosophical Analysis]. In Logos et Praxis. Vol. 20. No. 1, pp. 5-14.

6. Borunova, E. B. (2021). Obrazovanie v usloviyakh pandemii: global'nyi pedagogicheskii eksperiment [Education in a Pandemic: a Global Pedagogical Experiment]. In Khimiya v shkole. No. 5, pp. 2-6.

7. Danilova, I. S. (2020). Sposoby vzaimodeystviya sub"ektov obrazovaniya v usloviyakh pervoy volny COVID-19 pandemii [Methods of Interaction between Educational Subjects in the Context of the First Wave of COVID-19 Pandemic]. In Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. No. 12, pp. 5-11.

8. Doklad «Osnovnye itogi deyatel'nosti Ministerstva obrazovaniya i molodezhnoy politiki Sverdlovskoy oblasti v 2020 godu i zadachi na 2021 god» [Report "The Main Results of the Activities of the Ministry of Education and Youth Policy of the Sverdlovsk Region in 2020 and Tasks for 2021"]. URL: https://minobraz.egov66.ru/ upload/minobr/files/f1/a3/f1a3b0018acdc4c23bf183a40a359e32.pdf (mode of access: 30.05.2021).

9. Zenkov, A. R. (2020). Obrazovanie v usloviyakh pandemii: vozmozhnosti i ogranicheniya tsifrovogo obucheniya [Education in a Pandemic: Opportunities and Limitations of Digital Learning]. In Analiz i prognoz. Zhurnal IMEMO RAN. No. 3, pp. 51-64.

10. Zinovskaya, N. N. (2020). O rabotnikakh obrazovaniya v usloviyakh pandemii [On Education Workers in a Pandemic]. In Kadrovik. No. 10, p. 1.

11. Zudina, E. V., Kail, Ya. Ya., Lamzin, R. M. (2021). Faktory, vliyayushchie na kachestvo obrazovaniya v usloviyakh pandemii [Factors Affecting the Quality of Education in a Pandemic]. In Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta. No. 3 (156), pp. 4-10.

12. Informatsionnye obrazovatel'nye resursy kak dopolnitel'nyi istochnik znanii [Information Educational Resources as an Additional Source of Knowledge]. URL: https://minobraz.egov66.ru/news/item?id=3576 (mode of access: 30.05.2021).

13. Informatsiya Ministerstvaprosveshcheniya RFot 25 dekabrya 2020 g. «Ob"yavleny izmeneniyaporyad-ka provedeniya EGE i gosudarstvennoi itogovoi attestatsii vypusknikov 9-kh i 11-kh klassov v 2021 godu» [Information from the Ministry of Education of the Russian Federation dated December 25, 2020 "Announced Changes in the Procedure for Holding the Exam and State Final Certification of Graduates of the 9th and 11th Grades in 2021"]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400028378/ (mode of access: 30.05.2021).

14. Mentsiev, A. U. (2020). Vliyanie tsifrovizatsii na traditsionnye metody obrazovaniya v usloviyakh pandemii COVID-19 [The Impact of Digitalization on Traditional Methods of Education in the Context of the COVID-19 Pandemic]. In Pedagogicheskii zhurnal. Vol. 10. No. 2-1, pp. 246-252.

15. Ob osobennostyakh provedeniya gosudarstvennoi itogovoi attestatsii po obrazovatel'nym program-mam osnovnogo obshchego obrazovaniya v 2020 godu: Prikaz Minprosveshcheniya Rossii № 293, Rosobrnad-zora № 650 ot 11.06.2020 g. [On the Specifics of the State Final Certification for Educational Programs of Basic General Education in 2020: Order of the Ministry of Education of Russia No. 293, Rosobrnadzor No. 650 dated 11.06.2020]. URL: http://www.consultant.ru/ (mode of access: 30.05.2021).

16. Ob osobennostyakh provedeniya edinogo gosudarstvennogo ekzamena v 2020 godu: Prikaz Ministerstva prosveshcheniya RF i Federal'noi sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 15 iyunya 2020 g. № 297/655 [On the Specifics of the Unified State Exam in 2020: Order of the Ministry of Education of the Russian Federation and the Federal Service for Supervision in Education and Science of June 15, 2020 No. 297/655] URL: http://www.consultant.ru/ (mode of access: 30.05.2021).

17. Petrakova, A. V., Kanonir, T. N., Kulikova, A. A., Orel, E. A. (2021). Osobennosti psikhologicheskogo stressa u uchitelei v usloviyakh distantsionnogo prepodavaniya vo vremya pandemii COVID-19 [Features of Psychological Stress among Teachers in the Context of Distance Teaching during the COVID-19 Pandemic]. In Vo-prosy obrazovaniya. No. 1, pp. 93-114.

18. Radina, N. K., Balakina, Yu. V. (2021). Vyzovy obrazovaniyu v usloviyakh pandemii: obzor issledovanii [Challenges to Education in a Pandemic: a Survey of Research]. In Voprosy obrazovaniya. No. 1, pp. 178-194.

19. Tishchenko, A. S. (2020). Vliyanie pandemii na ekonomiku obrazovaniya [The Impact of the Pandemic on the Economy of Education]. In Ekonomicheskoe razvitie Rossii. Vol. 27. No. 5, pp. 90-97.

20. Fedosenko, E. V. (2020). K voprosu otsenki kachestva shkol'nogo obrazovaniya v usloviyakh pandemii [On the Issue of Assessing the Quality of School Education in a Pandemic]. In Obrazovanie i kachestvo zhizni. No. 3 (21), pp. 9-15. ... . ..

21. Shkunov, V. N. (2020). Novye ugrozy i vyzovy v mirovom obrazovanii v usloviyakh global'noi pandemii [New Threats and Challenges in World Education in the Context of a Global Pandemic] In Zametki uchenogo. No. 11, pp. 335-337. ......

22. Yakobyuk, L. I. (2020). Izuchenie vliyaniya distantsionnoi formy obucheniya vo vremya pandemii na re-zul'taty obucheniya [Studying the Influence of Distance Learning during a Pandemic on Learning Outcomes]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5 (84), pp. 179-181.

23. Jan, A. (2020). A Phenomenological Study of Synchronous Teaching during COVID-19: A Case of an International School in Malaysia. In Social Sciences & Humanities Open. Vol. 2. Issue 1. Article 100084.

24. Kerres, M. (2020). Against All Odds: Education in Germany Coping with COVID-19. In Postdigital Science and Education. No. 2, pp. 690-694.

25. Oyedotun, T. D. (2020). Sudden Change of Pedagogy in Education Driven by COVID-19: Perspectives and Evaluation from a Developing Country. In Research in Globalization. Vol. 2. December. Article 100029.

26. Ozkaral, T., Bozyigit, R. (2020). Social Studies and Geography Teacher Candidates' Views on Coronavirus (COVID-19) and Online Education Process. In Review of International Geographical Education Online. Vol. 10. No. 3, pp. 467-484.

27. Reimer, D., Smith, E., Gran Andersen, I., Sortksr, B. (2021). What Happens When Schools Shut Down? Investigating Inequality in Students' Reading Behavior during COVID-19 in Denmark. In Research in Social Stratification and Mobility. Vol. 71. February. Article 100568.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.